4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 2657.
4.6
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 2657.
Крещение Руси имело огромное значение в отечественной истории. На смену языческим верованиям пришла общегосударственная единая религия. Принятие христианства от Византии предопределило будущий путь развития России в качестве крупнейшего оплота православия.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Александровой Екатериной Валерьевной.
Опыт работы учителем истории и обществознания — 11 лет.
Крещение Руси — это политический ход князя Владимира?
Златник князя Владимира Святославича. 980–1015 годыГосударственный Эрмитаж
Крещение Руси — это условное понятие, за которым стоит целый ряд решений и событий, связанных с разными людьми и произошедших в разное время. Конечно, личная роль князя Владимира Святославича в том, что народ Руси стал христианским, велика, но сводить все дело к нему одному с исторической точки зрения было бы совершенно неправильно. Владимир — это некий символ принятия христианства восточным славянством. Именно поэтому он почитается как православный святой и запечатлен в образах исторической памяти (иконах, картинах, памятниках и так далее) современных народов, вышедших из средневековой Руси — украинцев, белорусов и русских.
Прежде всего, надо различать решение самого князя и некоторых его близких родственников принять крещение и стремление правящей элиты Киевского государства отвергнуть языческие культы и принять христианство как официальную и обязательную для всего населения религию. Кроме того, введение официальной и обязательной для всех религии не могло произойти за один день и на пустом месте: у события такого масштаба было много разных предпосылок (и не только политических, но экономических и культурных).
Рассуждая о событиях тысячелетней давности, надо понимать, что сохранилось очень мало источников времен правления Владимира, а сохранившиеся трудно интерпретировать однозначно. Фактически до нас дошло только несколько кратких и отрывочных иностранных сообщений, а также некоторые предметы: например, монеты, которые стали чеканиться в начале XI века при дворе уже крестившегося Владимира, с его изображением как христианского правителя (князь изображен с крестом и другими атрибутами христианской веры, на оборотной стороне монеты обычно чеканилось изображение Иисуса). Известия Так в историографии принято называть летописные сообщения. киевской летописи и некоторых других древнерусских текстов о Крещении Руси были записаны спустя многие десятилетия после смерти князя, и в основном это просто легенды.
«Повесть временных лет» «Повесть временных лет» — древнерусский летописный свод, составленный в Киеве в 1110-е годы. Из нескольких редакций до нас дошли две: в составе Лаврентьевской и Ипатьевской летописей., которая лежит в основе самых распространенных представлений о событиях того времени, складывалась сложно и долго. В середине XI — начале XII века ее редактировали несколько киевских книжников, поэтому в тексте можно найти много противоречий. Это скорее плод исторического и литературного творчества, частично и искаженно рассказывающий о реальных событиях. Не «презумпция невиновности», а скорее «презумпция недоверия» определяет отношение к нему современных историков.
Имея в виду все эти обстоятельства, надо, во-первых, признать, что действительных мотивов князя Владимира, решившего креститься, мы не можем знать, а во-вторых — что решение о принятии христианства в качестве государственной религии стало следствием интересов элиты Киевской Руси и объективных потребностей этого государства.
Последствия для русского государства
Подводя итоги, можно сказать, что принятие христианства позволило Киевской Руси получить немало преимуществ. Будучи объединенным единой религией, русский народ стал более сплоченным, сумел повысить уровень своей духовности. Многие люди приобщились к наукам, получили ранее недоступные знания, отказались от устаревшего мировоззрения. В обществе появилось понятие о христианской морали и чистоте души.
Важно, что распространение православия позволило искоренить жестокие ритуалы язычников, остановить кровавые жертвоприношения, в том числе человеческие. Вместо многоженства появилась традиция создания семьи с одним партнером.
У христианской Руси значительно возрос престиж на международной арене. Государство начало вести перспективную внешнюю политику. Чтобы укрепить отношения с другими странами, русские князья стали отдавать своих дочерей замуж за иностранных королей. Во времена язычества это не представлялось возможным, поскольку при заключении династических браков вероисповеданию придавалось первостепенное значение.
Если так, то когда крестился сам Владимир и его близкие, а когда — вся остальная Русь?
Совет Владимира Святославича с боярами и дружиной о месте и времени принятия христианства Русью. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Конец XV века Библиотека Академии наук в Санкт-Петербурге
Согласно «Повести временных лет», крещение князя Владимира и его «дружины», то есть киевской элиты, произошло в Херсонесе в 988 году. В том же году, но чуть позднее, когда Владимир и его войско вернулись в Киев, по приказу князя креститься должны были киевляне. Согласно Новгородской летописи, вскоре, хотя неизвестно, когда точно, прошло крещение в Новгороде.
О крещении в других городах и областях, подвластных Киеву, «Повесть временных лет» говорит так:
«И нача [князь] ставити по градомъ церкви и попы, и людие на кресщение приводити по всемъ градом и селомъ. И, пославъ, нача поимати у нарочитой чади дѣти, и даяти на учение книжное. А матери же чадъ своихъ плакахуся по нихъ, и еще бо ся бяху не утвѣрдилѣ вѣрою, но акы по мерьтвѣцѣ плакахуся» «И по другим городам стал [князь] ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них, ибо не утвердились еще они в вере, и плакали о них как о мертвых». Повесть временных лет. СПб., 1996. .
Но есть еще один древний текст, в котором описана другая хронология крещения Владимира и Руси. Это так называемая «Память и похвала князю русскому Владимиру» Иакова Мниха (то есть монаха), написанная, вероятно, в середине XI века. Иаков пишет, что крещение Владимира и взятие Херсонеса не были связаны напрямую. Князь крестился в Киеве еще в 987 году, а захватил Херсонес и женился на Анне Византийской не в 988-м, а в 989-м.
В летописи причины захвата Херсонеса фактически никак не объясняются. А в тексте Иакова и некоторых других источников написано, что брать город Владимир решил, чтобы добиться у Византии выдачи царевны Анны — императорская семья, видимо, отчаянно не хотела породниться с диким варваром, каким греки представляли себе князя. У современных ученых есть серьезные основания верить скорее Иакову, а не «Повести временных лет».
Других данных о хронологии Крещения у нас нет, но ясно, что христианизация всего населения на огромной территории от причерноморских степей до новгородских лесов не могла состояться в один день и даже один год. Приведенная цитата из «Повести временных лет» подразумевает это, замечая, что многие «не утвердились еще в вере» — очевидно, «утверждение» должно было занять долгое время.
Как крестился князь Владимир?
Прежде чем принять христианскую веру, в 988 году Владимир захватил Корсунь. Сейчас там находится город Севастополь. Он потребовал в жены Анну, являвшуюся сестрой византийских императоров Константина VIII и Василия II, которые были соправителями. В противном случае он грозился напасть на Константинополь.
Оба императора дали согласие, но в свою очередь выдвинули требование Владимиру о необходимости его крещения. Ведь они не могли отдать сестру замуж за иноверца. Правитель Киевской Руси не возражал, и братья отправили Анну в Корсунь.
Там же Владимир и его дружинники приняли крещение. Обряд был совершен Корсунским епископом, который после этого провел и церемонию бракосочетания. Князем в крещении было принято имя Василий, в честь одного из правящих императоров.
Существует предание, что в Корсуни Владимир ослеп, но как только он был крещен, произошло исцеление. И тогда князь воскликнул, что теперь он познал Бога истинного. После вступления в брак с византийской царевной Владимир всех своих жен и наложниц отпустил.
А были еще какие-то варианты помимо православия?
Великий князь Владимир выбирает веру. Картина Ивана Эггинка. 1822 год Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
Ответ на этот вопрос можно найти в древней киевской летописи, вошедшей в состав «Повести временных лет». Ее автор — летописец, живший, скорее всего, во второй половине XI века, — составил так называемый рассказ «о выборе вер». В «Повести временных лет» под 986–987 годами говорится сначала о том, что ко двору киевского князя Владимира Святославича приходили прозелитические Прозелитизм — деятельность, направленная на обращение иноверцев в свою религию. посольства магометан, иудеев, католиков и православных, а затем, что сам князь, посоветовавшись с «боярами и старцами» — элитой тогдашнего общества, — отправил своих послов к волжским болгарам, «немцам» То есть католикам. и грекам «испытати службу, кто како служить Богу» Повесть временных лет. СПб., 1996. .
Этот легендарный рассказ был основан на фольклорных и литературных мотивах. Но его суть отражала реальность: в Киевской Руси знали о разных религиях, которые были распространены в соседних странах. В рассказе «о выборе вер» говорится о том, что с Киевом контактировали иудеи из Хазарии, мусульмане из Волжской Булгарии, а также христиане из Рима и Константинополя. Независимые от летописи источники хотя не подтверждают обменов посольствами в это время, но свидетельствуют о контактах с этими народами в религиозной сфере в X веке. Например, княгиня Ольга, бабка Владимира, действительно крестилась в Византии. Однако позднее, как сообщают немецкие источники, она, недовольная политическими отношениями с Византией, обратилась к германскому королю Оттону I с просьбой прислать на Русь епископа и священников. В 961 году германский епископ даже прибыл в Киев, но его миссия (он должен был обратить Русь в католичество) в конечном итоге провалилась.
Контакты с германским императорским двором имел и князь Ярополк Святославич, старший брат Владимира и его предшественник на киевском «столе», то есть престоле. Некоторые историки небезосновательно считают, что Ярополк даже успел принять католическое крещение до войны с Владимиром, в которой погиб.
С другой стороны, не позднее середины X века в Киеве сформировалась иудейская община. Об этом свидетельствует древнейший документ, созданный в Киевской Руси, — так называемое Киевское письмо, послание на иврите от имени этой общины, сохранившееся в Каирской генизе — архиве при синагоге. В нем шла речь о финансовой помощи одному из членов общины. К сожалению, точной датировки это послание не имеет, но ученые относят его примерно к середине X века. Среди имен членов общины встречаются славянские, и это прямо подтверждает иудейский прозелитизм в столице Руси.
Прямых свидетельств об исламском прозелитизме на территории Руси нет. Но на Руси точно знали, что такое ислам: с IX века ее объединяли тесные, прежде всего торгово-экономические, но также и военные контакты с Волжской Булгарией и Арабским халифатом. Об этих контактах у нас есть самые разные свидетельства (в том числе и из арабских источников конца IX — начала X века), и нередко в виде подробных рассказов.
Теоретически элита Киевского государства могла обратиться в разные страны с просьбой о помощи в установлении монотеистической религии. Возможной была и западная альтернатива, то есть принятие христианства от римской курии через Германию.
Но наибольшие шансы были именно у православия, пришедшего из Константинополя: еще в IX веке христианство начало распространяться оттуда на север, преимущественно в славянские области. Естественно, что для приднепровской Руси путь разрыва с язычеством вел в Византию, с которой правящую элиту Руси связывали самые тесные торгово-экономические отношения. Арабские писатели сообщают, что в конце IX века некоторые купцы из Руси, приезжавшие в Арабский халифат, говорили, что они крещены.
Большое значение имеет свидетельство о договоре между Русью и греками в 944 году, который в копии с переводом на церковнославянский язык был включен в «Повесть временных лет». Часть тех, кто заключал его со стороны Руси, были христианами и клялись по христианскому обряду, то есть целовали крест. А среди археологических находок конца IX — начала X века есть предметы христианского культа: крестики, свечи и тому подобное.
Крещение Руси и наследие язычества
Почему Владимир выбрал христианство? Лекция из курса «История русской культуры»
Древняя Русь накануне крещения
К концу X века Киевская Русь представляла собой типичное полуфеодальное государство. Власть киевского князя еще была недостаточно прочной и удерживалась исключительно с помощью военной силы.
Язычество начинало препятствовать дальнейшему объединению страны. Сильные соседи Древней Руси уже определились с выбором общегосударственной религии:
- Византия (православие);
- западные государства во главе с Римом (католичество);
- Волжская Булгария (мусульманство);
- Хазарский каганат (иудаизм).
Рис. 1. Карта.
А что было бы, если бы Русь не крестили? Мы бы остались язычниками?
Княжение Владимира Святославича в Киеве; воздвижение по его повелению на холме деревянных фигур бога Перуна и других языческих божеств. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Конец XV века Библиотека Академии наук в Санкт-Петербурге
Вероятно, какое-то время язычество могло бы существовать на Руси как главный культ. Во всяком случае, известно, что в соседней Польше после принятия христианства в конце X — начале XI века наступил период языческой реакции (она выразилась в серии восстаний против правящей династии Пястов в 1030-е годы), а в более далекой Скандинавии христианство еще долго (вплоть до конца XII века) завоевывало позиции. Но язычество было обречено на исчезновение. Есть пример некоторых западнославянских племен (полабских славян — ободритов, лютичей и других), которые перед лицом немецкой агрессии в X–XII веках, выступавшей под лозунгами крещения, «законсервировали» свои языческие верования. Какое-то время эта консервация помогала им отстаивать самобытную культуру и политическую независимость, но к концу XII века они потеряли свою самостоятельность и вошли в состав немецких государств. А вот те славяне, которые приняли христианство, как раз смогли отстоять свою независимость.
Проблема выбора веры
Соседние государства стремились вовлечь Киевскую Русь в сферу собственных интересов:
- Уже в IX веке на Руси появляются византийские и римские миссионеры, активно проповедующие христианство.
- В 985 г. Владимир совершил удачный военный поход на волжских болгар. После установления договорных отношений болгарские послы пытались обратить русского князя в ислам.
- В летописях содержатся сведения о попытках хазар обратить Владимира в иудаизм.
Согласно легенде, в исламе Владимиру не понравился отказ от алкоголя: “На Руси есть веселие питие”.
Русь крестили насильно?
Крещение Руси. Эскиз Виктора Васнецова росписи собора Святого Владимира в Киеве. 1890 год Государственная Третьяковская галерея
Древнейшие источники ни о каком насилии не сообщают: ни со стороны других государств, ни со стороны киевских властей. В литературе до сих пор ссылаются на сообщения о некотором сопротивлении крещению с вооруженным противостоянием (например, в Новгороде), но это недостоверные сведения, основанные на позднейших домыслах и легендах.
Значение и результаты крещения Руси
Крещение Руси князем Владимиром значительно повысило авторитет Древнерусского государства. Утверждение государственной религии способствовало формированию единой нации. Огромный толчок в развитии получила культура.
Рис. 3. Крещение князя Владимира. Фреска В. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве.
Летописи дают возможность проследить, как происходило крещение на всей территории Руси. Между язычниками и христианскими проповедниками возникали вооруженные конфликты. Священники были вынуждены приспосабливаться к местным условиям. В результате слияния с язычеством на Руси сложилась оригинальная форма христианства – русское православие. В истории России наметился особый путь развития.
А было ли сопротивление и протесты?
Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече (Княжий суд). Картина Андрея Рябушкина. 1898 год Нижнетагильский музей изобразительных искусств
О сопротивлении и протестах в эпоху Владимира нам ничего не известно. Другое дело, что христианизация всего населения Руси была долгим процессом: летопись сообщает о некоторых волнениях в отдельных городах и областях Руси позднее, в XI веке. В той или иной степени протестующие использовали лозунги языческой реакции. Например, в Суздале в 1024 году происходили волнения из-за голода, и активное участие в них принимали языческие волхвы (жрецы). Под 1071 годом (в реальности события происходили, скорее всего, в 1074 году) в «Повести временных лет» описаны приключения киевского боярина Яна Вышатича в Верхнем Повольжье. На Руси тогда царил голод, начались волнения против властей. Яну пришлось их подавлять и даже вести богословский спор с волхвами, которые были изображены вождями протеста. В Новгороде в 1071 году восстание против князя и епископа тоже возглавил некий волхв; волнения произошли во время веча, но решительные действия князя и его дружины пресекли их.
Испытание вер
Как рассказывается в «Повести временных лет», которая веком крещения Руси считает десятый, сначала имело место так называемое испытание вер. К князю Владимиру в 986 году прибыли целых четыре делегации с целью склонить к своей вере русского правителя. Это были:
- магометане-булгары;
- «латиняне» из Рима;
- хазарские евреи;
- греко-византийцы.
Представители каждого из посольств перечисляли преимущества своей веры. Послы из Волжской Булгарии предложили правителю Руси принять ислам. Когда Владимир спросил, в чем их вера, они поведали князю о соблюдении необходимых обрядов, об обрезании и запрете есть свинину. Среди прочего значилось и табу на употребление спиртных напитков.
Однако было и такое преимущество: Магомет каждому дает по семидесяти красавиц-жен. Владимиру последнее очень понравилось, так как он очень любил женщин. Тогда как обрезание и воздержание от употребления свиного мяса пришлось ему не по душе. А о запрете на вино он ответил фразой, которую сегодня довольно часто цитируют в качестве причины шуточного отказа от принятия мусульманской веры:
Руси веселье есть питие, не можем без того быть.
После этого предложение булгар было им предварительно отвергнуто.
«Латинян» из Рима, присланных римским папой, названных в летописи немцами, князь отослал, сказав им, чтобы возвращались туда, откуда пришли, так как еще отцы не приняли этой веры.
У хазар-иудеев князь поинтересовался, где находится их земля. А в ответ услышал, что Бог рассеял их по всему свету. Тогда Владимир заключил, что, если бы Бог любил иудеев и их закон, он бы не допустил их расселения по чужим землям. «Может, и нам вы этого хотите?», — возмутился князь.
Посланца из Византии, который в летописи назван за его мудрость Философом, Владимир слушал продолжительное время и с большим интересом. Тот поведал о законах христианства, рассказал историю Иисуса. Киевский князь заинтересовался, но и на этой вере пока не остановился, взяв время для размышлений.
После этого сразу начали строить храмы и писать иконы?
Освящение Богородицкой (Десятинной) церкви в Киеве, построенной по повелению Владимира Святославича греческими мастерами и украшенной иконами и утварью из Корсуни, и назначение служителями в ней Анастаса и других корсунских священников. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Конец XV века Библиотека Академии наук в Санкт-Петербурге
Летопись сообщает, что после массового крещения в Киеве по приказу и на средства князя стали «ставити по градомъ церкви и попы» Повесть временных лет. СПб., 1996.. В ней конкретно рассказывается о строительстве в городе Десятинной церкви Богородицы. Десятинной она стала называться потому, что на ее обеспечение была выделена десятая часть (десятина) княжеских доходов. Церковь была весьма представительным зданием, ее украшали мозаики и фрески. Она была сильно повреждена во время взятия города монголами в конце 1240 года, а потом постепенно разрушалась вплоть до XX века. Археологи открыли ее фундамент (его можно увидеть и сегодня) и подтвердили, что церковь была построена в конце X века. Известно, что после смерти Владимира в 1015 году в городе были уже сотни церквей: помимо Десятинной церкви, тогда еще деревянного Софийского собора и других больших храмов, были также построены многочисленные маленькие частные церковки и часовни. Очевидно, что они должны были иметь какие-то иконы, но древнейшие сохранившиеся иконы домонгольской Руси восходят ко времени не ранее середины XI века.
Становление христианства
Фото: Hram-kupina.ru
Русь сильно отличалась от стран, где раньше уже устоялось христианство, поэтому на новой почве оно приобрело особый колорит. Святая Русь в результате стала официальным центром всего восточно-христианского направления.
Язычники связывали все, что происходит в мире, с матерью-природой. Это объяснимо, так как крестьяне были полностью зависимы от возможных стихий и состояния обрабатываемой почвы.
Отказ от язычества в пользу христианства свидетельствовал о том, что легитимность бывших идолов оказывалась под сомнением. Однако больших проблем с этим не возникло, так как само по себе язычество оказалось слишком примитивной религией, так и не сумев проникнуть в мозг и душу большинства людей. Так что появление пророка Илии вместо Перуна было воспринято без восторга, но и безболезненно. При этом в народе до сих пор существуют различные суеверия, сохранившиеся со времен язычества.
Позитивным моментом существования язычества стало взращивание в душах верующих ощущения близости Бога, который одновременно присутствует во всем и всюду.
Киевляне издавна отличались воинственным духом и нетерпимостью к своим врагам. Однако после принятия христианства такое поведение пришлось пересмотреть, так как оно противоречило христианским заповедям. В результате полноценно христианская нравственность не возродилась в сознании людей в полном объеме. Долгое время существовали языческие обычаи (а некоторые из них сохранились до сих пор), порождая проблему двоеверия.
Фото: Simvolik.ru
Вскоре на Руси появились свои первые духовные герои. Ими стали сыновья Владимира Борис и Глеб, признанные церковью великомучениками. Это произошло в результате борьбы за наследство умершего князя между его многочисленными сыновьями. Один из братьев, которого звали Святополк, решил силой устранить конкурентов, чтобы все деньги и власть достались ему.
Однако Борис не стал отвечать агрессией на агрессию, что привело к тому, что князя покинула даже его дружина. Они посчитали, что Борис проявил слабость. Убитого оплакивали слуги, а вскоре Святополк добрался до еще одного глубоко религиозного брата – Глеба, который также был убит.
И все стали носить крестики?
Крест-подвеска односторонний. Великий Новгород, конец XI века Институт археологии РАН
Да, после крещения многие действительно стали носить нательные крестики. В могилах XI века, захоронения в которых были совершены по христианскому обряду, умершие, как правило, лежат с крестами. В летописях и других текстах конца XI — XII века обычай носить нательный крест упоминается уже как само собой разумеющийся и всеобщий.
Популяризация христианства
Фото: Pravzhizn.ru
Важным шагом вперед для развития христианской религии на Руси стала деятельность Ярослава Мудрого, который также был сыном Владимира. Ярослав пользовался огромным авторитетом не только на Руси, но и в других европейских странах. Деятельность Ярослава всегда была направлена на поднятие статуса Руси до уровня Византийской империи.
- Князь уделял большое внимание важной просветительской миссии. Ярослав понимал, что его подданные просто одичают и начнут постепенно деградировать, если вокруг них не появятся религиозные центры, а духовная литература останется недоступной.
- В монастыри, открытые к тому времени на Руси, стали прибывать священнослужители из Болгарии, Греции, Сербии. Они привозили с собой старинные письмена, церковную утварь, книги по богослужению. Вскоре их начали переводить на русский язык.
- Появилась должность книжника, который был обязан переписывать Священное Писание. Христианство сыграло важную роль в развитии русского народа, благодаря этому, многие освоили грамоту.
- Ярославом была основана масштабная библиотека, в который каждый мог отыскать необходимые богословские знания. Священнослужители могли здесь получить пособия по открытию воскресных школ и ведению проповедей.
- Князем был создан Устав, в котором сформулированы и требования к моральному поведению человека.
Откуда взялись священники и прочее духовенство?
Крещение княгини Ольги в Константинополе. Эскиз Ивана Акимова. 1792 год Государственный Русский музей
Первые клирики Клирик — общее название священно- или церковнослужителей. начали появляться в Киеве и, вероятно, в других городах Руси задолго до 988 года. Как мы уже писали выше, княгиня Ольга крестилась в Константинополе, и сообщающие об этом византийские источники упоминают, что при ней был священник, который, по всей видимости, пребывал с ней и в Киеве. Некоторых духовных лиц, как сообщает летопись, привел с собой из Херсонеса Владимир. Какие-то клирики наверняка прибыли с митрополитом, который приехал в Киев в течение нескольких лет после Крещения. Позднее клир рекрутировался уже из местного населения. Об этом, хотя и в виде легенд, говорит летопись в известии об «учении книжном» (имелось в виду, что «учение» необходимо для богослужения) детей «нарочитой чади» То есть детей «лучших людей». Повесть временных лет. СПб., 1996. .
Поиск новой религии
Несмотря на утверждение общеславянского пантеона богов, союз племен неуклонно распадался. Владимир Святославович понимал, что нужна более сильная религия, способная сплотить людей.
ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой
Великая Римская империя
Значение крещения Руси
Последствия крещения Руси
Культура древней Руси 13 век
Князь склонялся к византийской вере. Христианство уже давно проникало на Русь. В 957 г. крещение приняла княгиня Ольга, бабушка князя. Христианами становились люди из ближайшего княжеского окружения.
К Владимиру прибывали послы от других государств. Иудейские миссионеры сразу были отвергнуты князем. Он упрекнул их в том, что священный город евреев Иерусалим находится в руках мусульман. В летописи сказано, что князь отправил своих людей узнать о достоинствах и недостатках каждой религии. Доклад посланников содержал такие сведения:
- мусульманство (Волжская Булгария): “нет в них веселья, только печаль и смрад великий”;
- католичество (Священная Римская империя): “красоты не видели никакой”;
- православие (Византия): “служба их лучше, чем во всех других странах”.
Посоветовавшись с боярами, Владимир сделал выбор на византийской вере.
Летопись, безусловно, приукрашивает достоинства православия. В основе выбора Владимира лежали вполне понятные политические причины:
- огромное влияние византийской культуры на славянскую Русь;
- давние торговые и дипломатические контакты;
- могущество Византийской империи.
Крещенский сочельник
Антон Овсянников. Великое освящение воды на Иордани. 2002. Частное собрание
Канун Крещения, как и канун Рождества, называли сочельником. Крещенская трапеза во многом повторяла постное рождественское меню. На стол ставили кашу кутью и ритуальный хлеб, разнообразную выпечку, блины, десерты из сухофруктов и орехов. Хозяйки на Крещение готовили только нечетное количество блюд. Из-за того, что этот день считался постным, в народе крещенский сочельник называли голодной кутьей. Во многих регионах на Крещение повторяли рождественский обряд приглашения на ужин умерших предков. На столе зажигали свечу для мертвых, ставили дополнительные приборы по числу покойных родственников.
Перед Богоявлением прощались со Святками. Со стола убирали сено, торжественно внесенное накануне Рождества. С Рождества же возле икон лежал праздничный хлеб, который на Крещение скармливали скотине или птице. Все 12 святочных дней нельзя было выносить мусор, а также делать многие домашние дела, например прясть и ткать. В Крещение эти запреты снимались — из избы выносили сор, выметали золу из печи.
В этот же вечер молодежь устраивала заключительные игрища. По дворам ходили ряженые, исполнявшие колядки — песни с пожеланиями хозяевам дома. Считалось, что чем больше колядующих одарят хозяева, тем больше доброго случится с семьей в новом году.
«В Торопце Псковской губернии Святки слывут «Субботками». Тогда незамужние дочери обывателей этого городка собираются у бедных вдов… для посетительниц делают скамьи уступами от полу до потолка в виде амфитеатра. По сторонам этой же горницы ставятся скамейки для мужчин. Когда девушки собрались… ворота отворяются и начинается прибытие холостых молодых людей. Прибытие каждого молодого гостя девушки величают песнями, которые исстари поются на субботках. За эту честь каждый гость должен платить деньгами, которые потом отдаются в пользу хозяйки дома, небогатой вдовы. Сюда женатые и замужние не допускаются»
Михаил Забылин, «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия», 1880
Канун Крещения считался особенно «правдивым» c точки зрения предсказаний. С одной стороны, в это время, как во все святочные дни, ходили по земле нечистые силы — главные помощники для гаданий. С другой стороны, последующая церковная служба изгоняла их и закрывала им ворота в земной мир, так что можно было не бояться «осложнений» от общения с потусторонними силами. И все же было принято соблюдать меры безопасности. Для защиты при гадании очерчивали вокруг себя круг. Если гадающих было много, они становились в «хоровод», держа друг друга за мизинцы рук. В Вологодской губернии правила «гадательной безопасности» предписывали надевать на голову глиняный горшок. В Костромской губернии перед гаданием место, где оно проводилось, обскакивали на левой ноге против солнца (против часовой стрелки), приговаривая: «Чертово место, черт с тобой!» После гадания скакали уже на правой ноге по часовой стрелке со словами: «Богово место, Бог с тобой!» — для того, чтобы «разворожиться».
Как и на Рождество, в ночь на Богоявление загадывали желание: считалось, что небо «открывается» и любая просьба доходит до Спасителя. Знаком того, что небеса отверзлись, было колыхание воды в бочке или стакане. Оно символизировало момент, когда Христос вошел в реку Иордан, чтобы принять крещение.