Что правильно называть анафемой
В церковном значении анафемой является то, что передается на окончательный Суд Божий, это все то, о чем православная церковь уже не имеет ни молитвы, ни попечения.
Иными словами, предание анафеме означает, что человек уже не имеет никакого отношения к Церкви Христовой, и это он доказал своими поступками и мировоззрением.
Человек, преданный анафеме, уже не имеет права принимать участие в церковной жизни: он не может причащаться, исповедоваться или ходить на богослужения. Его отстраняют от церковной жизни на известный период. Для истинного христианина это большое и страшное наказание.
Анафема — это нечто вроде свидетельствования Церкви о том, что человек имеет такие взгляды, мироощущение и позицию, которые никоим образом не совпадают с теми, что приняты в христианстве. При этом виновный человек сам должен понимать это со своей стороны, а церковь путем его предания анафеме лишь утверждает то, что его взгляды не соотносятся с церковными.
Значение слова анафема
(семит. «херем» – «отделять», «оставлять исключительно для религиозного употребления»)
заклятие, отлучение. В русском переводе Библии слово «херем» переводится в Ветхом Завете – заклятие
, а в Новом Завете –
анафема
. В самых древних текстах обычай заклятия, свойственный израильскому народу и его соседям, не просто уничтожение побежденного врага, но одно из религиозных правил священной войны. Для того чтобы достичь победы, Израиль, который ведет брань Божию, налагает заклятие на добычу и таким образом отказывается извлекать из нее выгоду и налагает на себя обет посвятить ее Богу (см. Чис. 21, 2; Нав. 6). Это посвящение выражается в полном уничтожении добычи: как живых существ, так и материальных предметов. Неисполнение его наказывается (см. 1 Цар. 15), так же как и его кощунственное нарушение, которое может оказаться причиной поражения (см. Нав. 7). В действительности применение такого заклятия было довольно редко. Большая часть ханаанских городов была просто занята Израилем (см. Нав. 24, 13; Суд. 1, 15), например Газер (см. Нав. 16, 10; 3 Цар. 9, 16), Иерусалим (см. Суд. 1, 21; 2 Цар. 5, 6). Некоторые из них заключили даже союз с Израилем, например Гаваон (см. Нав. 9) и Сихем (см. Быт. 34).
Составители Второзакония знали, что во время завоевания заклятие не применялось (см. Суд. 3, 1-6; 3 Цар. 9, 21). Однако они его утвердили как общий закон, чтобы противостоять искушениям, которые представляла собой для Израиля ханаанская религия, и вновь утвердить святость избранного народа (см. Втор. 7, 1-6). Отсюда определенный систематизм в истории завоеваний: религиозная установка, утверждавшая абсолютную власть Бога Израиля над Святой Землей и ее обитателями, переносилась и в прошлое. Развитие понятия «херем» привело к обособлению двух заключавшихся в нем смысловых элементов: с одной стороны, разрушение и наказание за неверность Господу (см. Втор. 13, 13- 18; Иер. 25, 9); с другой – посвящение Богу человеческого существа или предмета без всякой возможности выкупа (см. Лев. 27, 28; Чис. 18, 14).
В Новом Завете ни о какой священной войне, ни о заклятии врагов не может быть и речи. Но слово сохраняется со значением проклятия. В устах иудеев в клятвенных формулах (см. Мк. 14, 71; Деян. 23, 12) оно имеет значение призыва проклятия против самого себя в случае нарушения клятвы. У апостола Павла это формула, которая выражает суд Божий над неверными (см. Гал. 1, 8; 1 Кор. 16, 22). Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа
(1 Кор. 16, 22), – говорит Павел. Когда он же говорит: Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования (Рим. 9, 3-4), он уточняет, что анафема для христианина – это отлучение от Христа.
За какие поступки могут предать анафеме
Анафеме могут предать за тяжкие грехи против христианства, совершенные человеком.
Принимая решение о предании анафеме, церковь ориентируется прежде всего на слова Спасителя о том, что человек, не послушный церкви, превращается в язычника и мытаря. Поэтому анафеме могут предать не только за грехи, но и за совершенно противоположное мнение на ключевые вопросы в сфере мироустройства жизни христианина. Предание анафеме на этой почве в свое время широко практиковалось против еретиков.
Установки, родом из детства: как изменить свое денежное мышление и стать богаче
Мышление дефицита денег: слепая вера в успех людей и другие признаки скупости
В шкафу или на подоконнике: как оборудовать импровизированный домашний офис
Истории известны такие случаи, когда анафеме предавались люди только за то, что неверно трактовали слова Писания — так, что они отличались от официальной версии Церкви (пример тому — священник Арий из Александрии, преданный анафеме лишь за то, что заявил: Спаситель — не Всевышний, а лишь Его творение).
Анафема = проклятие? Неделя Торжества Православия
Открываем словарь С.И. Ожегова: «Анафема — проклятие (превонач. церковное проклятие, отлучение от церкви)». «Церковное проклятие»? Но разве могут проклинать христиане, о которых замечательно сказал Св. Григорий Богослов: «Если бы у нас кто спросил, что мы чувствуем и чему поклоняемся? Ответ готов: Мы чтим любовь»? Любовь, которая, как писал апостол Павел, «не мыслит зла», несовместима с проклятием. И христиане, а тем более Церковь, не может проклинать. Тогда в чем дело? Неужели в авторитетном словаре ошибка? Постараемся разобраться.
В греческом переводе Библии («Сертуагинте») слово «анафема» было использовано для обозначения чего-то проклятого, отверженного людьми. В этом значении слово «анафема» употреблено в 1-м послании апостола Павла Коринфянам: «Кто не любит Господа Иисуса Христа — анафема…» (1 Кор. 16:22).
Почему-то распространилось убеждение, что «анафема» значит предание сатане. Однако это неверно. Анафема — это не проклятие (хотя так написано и в словаре Даля), а отлучение от Церкви лиц, мысли и действия которых угрожают чистоте вероучения и единству Церкви. Это даже не столько осуждение отлучённого человека, сколько способ оградить остальных верующих от общения с ним и возможного соблазна пойти по внецерковному, неистинному пути. Своего рода профилактическая мера.
Подобная практика (отлучение от синагоги) существовала в иудаизме. В частности, ее применяли к христианам, потому что они признавали Иисуса Христом — Мессией.
Что касается словарных статей, дело в следующем. Сегодня мы воспринимаем проклятие как призвание на человека зла. А вот раньше слово «проклятие» было синонимом «анафемы» и обозначало как раз отлучение от Церкви. Хотя наряду с ним существовало и привычное нам значение глагола «проклинать» — «призывать на кого бедствия, желать кому зла» («Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля).
Почему мы заговорили об анафеме? Дело в том, что чин анафематствования непосредственно связан с Неделей Торжества Православия.
В 8-м в. в Византийской империи появились противники икон. Эти люди считали, что образы святых — то же самое, что языческие идолы. А молитва перед иконой — самое настоящее идолопоклонство. (И сегодня можно услышать мнение, будто христиане молятся иконе, а не святому перед его иконой. А ведь это большая разница!)
Естественно, христиане восстали против иконоборцев. Началась жестокая борьба. Спасая иконы, христиане рисковали жизнью. Но их ревность иногда переходила границы, и они были готовы растерзать противников икон. Противостояние было осложнено политической борьбой византийских правителей и вылилось в настоящую гражданскую войну.
Чтобы положить конец расколу в среде христиан, отцы церкви в 787 г. собрали VII Вселенский Собор и официально утвердили почитание икон. Однако еще почти целый век в отдаленных областях Византийской империи иконоборцы подвергали верующих гонениям. Конец противостоянию был положен 19 февраля 843 г., в первое воскресенье Великого Поста. В тот день в константинопольском соборе Св. Софии был отслужен праздничный чин Торжества Православия, почитание икон утвердили еще раз, а иконоборчество признали ересью. Теперь чин Торжества Православия служится в храмах в первое Воскресение Великого поста в память о победе над иконоборчеством и символизирует торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами
Византийская царица Феодора, в правление которой было восстановлено иконопочитание, объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!». Вероятно, с этим связано введение в службу чина анафематствования (отлучения от Церкви), а возможно, и восприятие слова «анафема» как «проклятия». Этот чин содержит в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия.
В православии анафема применялась после неоднократных попыток призвать согрешившего человека к покаянию.
Официальное провозглашение анафемы означало, что человек не может участвовать в таинствах, посещать церковь и претендовать на погребение по христианскому обряду. Поскольку анафема — не наказание, не клеймо на всю жизнь, тот, кого предали анафеме, может вернуться в лоно Церкви. Эта процедура состоит из покаяния (как правило, публичного) анафематствованного лица и вынесения решения о его прощении.
Чин Торжества Православия в России постепенно подвергался изменениям. В конце 15 века в него были включены имена предводителей ереси «жидовствующих». Когда контроль государства над Церковью усилился, анафеме стали предавать государственных преступников: Григория Отрепьева, Степана Разина, Мазепу. Мятежнику Стефану Глебову анафема была провозглашена уже не собором епископов, а императорским указом Петра I. Разумеется, анафеме предавали и еретиков, к примеру, старообрядца протопопа Аввакума. Со временем набралось около 4 тыс. имен преданных анафеме! И стало принятым перечислять названия ересей без упоминания еретиков, а вместо поминания имен государственных преступников появилась общая фраза о «дерзающих на бунт» против «православных государей».
До сих пор вызывает споры отлучение от Церкви Л.Н. Толстого. Через сто лет после этого события правнук писателя обратился к Патриарху с письмом, в котором просил снять с писателя анафему. Отлучение не было снято, и в ответе корреспондентам по этому вопросу Алексий II сказал: «Мы не отрицаем, что это гений литературы, но у него есть явно антихристианские произведения; вправе ли мы через 100 лет навязывать человеку то, от чего он отказался?»
Анафема Л. Толстого — свидетельство Церкви о том, что если человек по собственной воле выбрал внецерковный путь жизни, Церковь не может насильно заставить его вновь следовать по христианскому пути, то есть свобода выбора быть или не быть с Церковью сохраняется за человеком.
В современной жизни Православной Церкви анафема не провозглашается. Сегодня Неделя Торжества Православия — это прежде всего праздник победы истины.
https://www.taday.ru/text/98945.html
Может ли анафема быть снята
Анафема — не вечный приговор, ведь ее могут снять, причем не только при жизни, но и посмертно.
Отменить анафему могут в случае раскаяния человека. Разумеется, оно должно быть искренним. Кроме того, человек должен предоставить весомые доказательства того, что он пересмотрел свои взгляды.
Решение о снятии анафемы имеет право принимать только тот Собор епископов, которым оно было вынесено. Данное решение оформляется соответствующим образом и передается человеку, в отношении которого оно было вынесено.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
За что объявляют
Основанием для провозглашения анафемы служат слова Господа Иисуса Христа “если и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь” (Мф:18:17). Первым, преданным анафеме, стал священник Арий в IV веке, основатель еретического учения: Арий утверждал, что Иисус Христос не Бог, а Божье творение, следовательно, что Иисус Христос не равен Богу, а ниже Его.
Анафеме предавали еретиков, среди которых были политики, священнослужители, писатели, философы. Предавать ли отступника анафеме, решали на Вселенских соборах. Анафематствование стало распространенным наказанием за извращение постулатов Православной веры. На Руси анафему объявляли и врагам государства — Степану Разину, Григорию Отрепьеву, Ивану Мазепе, Наполеону. Это объясняется тем, что светская и церковная власть были объединены, монархический строй одновременно являлся оплотом Православия, и всякий человек, выступающий против государства, становился врагом Церкви.
Как снять анафему
Анафема не препятствует возвращению в Церковь и, следовательно, не преграждает путь к спасению. Если виновный признает свои заблуждения, он может покаяться и присоединиться к Церкви. Снятие анафемы — сложный юридический процесс.
Для того, чтобы возвратиться в Церковь, потребуется публично покаяться, обратившись для этого к тому органу церковной власти, который предал анафеме. Если виновный искренне раскаялся, выполнил наказание, не может причинить духовный вред другим членам Церкви, анафему снимут. Возможно снятие анафемы после смерти, что дает право на церковное поминовение усопшего.
Что такое анафема?