Спасо-Андроников монастырь в Москве: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Обитель, основанная учеником Сергия Радонежского; монастырь, хор которого приходил слушать Рахманинов, место, где держали под стражей протопопа Аввакума – все это о Андрониковом монастыре. Примечателен он не только этими фактами, но и красивой архитектурой. Считается, что когда-то здесь во дворе был колодец, который выкопал Сергий Радонежский. А Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря является древнейшим московским храмом, уцелевшим полностью. Сегодня на территории монастыря открыт и музей имени Андрея Рублева. Чем еще примечательна эта обитель?

Посещение монастыря, режим работы

Поскольку монастырь на текущий момент не действует, посещать его можно в любое время. Желающим ознакомиться с архитектурой лучше приехать во время, когда в храмах монастыря нет богослужений, а вот паломникам стоит побывать здесь в праздничные дни.

Если вы хотите открыть для себя не только Спасо-Андроников монастырь, но и побывать в музее Андрея Рублева, обратите внимание:

  • по средам экспозиции и выставки не работают;
  • по вторникам и четвергам музей открыт с 14.00 до 21.00;
  • В остальные дни график работы выставок: 11.00-18.00.
    Важно! Касса закрывается на 45 минут раньше.

Настоятели

  • прп. Андроник (ок. 1357 — ок. 1373)
  • прп. Савва (ок. 1373 — ок. 1410)
  • прп. Александр (ок. 1410 — после 1427)
  • Ефрем
  • Исаак
  • Иоанн (1474)
  • Митрофан (1504 — 1507)
  • Симеон (Стремоухов) (1507 — 21 августа 1509)
  • Сергий (1509 — 12 февраля 1517)
  • Игнатий (сентябрь 1519)
  • Ефрем (февраль 1525)
  • Зосима (1531 — 1534)
  • Авраамий I (1547 — 1548)
  • Иосиф I (февраль 1555 — 1566)
  • Феодосий (Вятка) (август 1566 — 1570)
  • Евфимий I (1571 — 1581)
  • Феодосий (? — 20 июля 1584)
  • Гурий (упом. май 1589)
  • Вассиан (1598)
  • Авраамий II (1606)
  • Сергий (1612 — 14)
  • Геннадий (1625 — 1626)
  • Евфимий II ( январь 1627 — 26 октября 1628)
  • Серапион 8 июля 1634)
  • Макарий (1635 — 1636)
  • Порфирий (1637 — 1640)
  • Иосиф II (1641 — 1648)
  • Сильвестр (1648 — 10 июля 1653)
  • N… N… ( сентябрь 1653 — 1654)
  • Гермоген (1654 — 1656)
  • Дионисий (1656 — 1660)
  • Пафнутий (1661 — 1668)
  • Пахомий I (упом. июнь 1669)
  • Никандр (1672)
  • Макарий (? — 29 августа 1674)
  • Симеон (Милюков) (14 сентября 1674 — 9 апреля 1676)
  • Никон (1676 — 1679)
  • Иосиф III (февраль 1681)
  • Никифор (1681 — 26 июня 1681)
  • Авраамий (Юхов) (1681 — 1684)
  • Пахомий II (1685)
  • Авраамий (? — 1687)
  • Арсений (Костюрин) (9 января 1687 — 12 января 1692)
  • Трифиллий (Инихов) (1692 — 4 мая 1695)
  • Феодосий (4 мая 1695 — 30 июля 1709)
  • Геннадий (Беляев) (1709 — 20 мая 1714)
  • Серапион (1714 — 1722)
  • Антоний (1722 — 12 апреля 1722)
  • Дионисий (1722 — 15 июня 1724)
  • Иосиф IV (Саввин) (1724 — 31 октября 1725)
  • Герасим (23 марта 1726 — ?)
  • Иларион (1728)
  • Клеоник (27 августа 1731 — октябрь 1732)
  • Киприан (Скрипицын) (18 января 1733 — 3 мая 1736)
  • Герман (Барутович) (1737 — 1743)
  • Иона (Лещинский) (18 апреля 1744 — 7 ноября 1761)
  • Варлаам (Гловацкий) (5 декабря 1760 — 7 ноября 1761) и.о.
  • Варлаам (Гловацкий) (7 ноября 1761 — 2 мая 1776)
  • Симон (2 мая 1776 — март 1785)
  • Иосиф V (Быков) (март 1785 — 22 февраля 1788)
  • Сильвестр (Страгородский) (22 февраля 1788 — 19 октября 1802)
  • Феофан (Некрасов) (1803 — 25 августа 1817)
  • Авраам (Шумилин) (20 декабря 1817 — 1818)
  • Гермоген (Сперанский) (19 августа 1818 — 18 июня 1845)
  • Гавриил (22 сентября 1845 — 13 августа 1848)
  • Платон (16 сентября 1848 — 28 января 1863)
  • Иннокентий (Орлов) (3 июня 1863 — 9 февраля 1870)
  • Модест (Куховский) (21 октября 1870 — ?)
  • Сергий (Спасский) (28 октября 1880 — 1882)
  • Григорий (Воинов) (1892 — 1 августа 1896)
  • Нафанаил (Соборов) (с 14 ноября 1896 — 29 апреля 1907)
  • Сильвестр (Братановский) (1907 — 1910)
  • Владимир (Соколовский-Автономов) (18 марта 1910 — 1918)
  • Спасо-Андроников монастырь – расписание богослужений

    Спасо-Андроников монастырь – расписание богослужений

    • Гостиница при Донском монастыре предлагает от двух- до шестиместных номеров. На этаже есть горячая вода, туалеты, умывальники, душ. Заселение возможно до 21.00.
    • Гостиница при Покровском монастыре оборудована по современным стандартам и располагает разными по вместимости номерами.

    История Спасо-Андроникова монастыря

    • Основал эту обитель митрополит Алексий. Считается, что он дал обет возвести собор в честь того праздника, в день которого он попадет на бухту Золотой Рог. Это произошло в 1354 году, в праздник Спаса Нерукотворного. Место для строительства выбирал сам митрополит – у слияния рек Яузы и Золотого Рожка. Здесь же перекрещивались дороги к приволжским городам и к Черному морю и Византии.
    • Относительно того, когда был возведен Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, исследователи расходятся во мнениях, называя даты от 1357 до 1427 годов. По одной из версий, освящали собор Спаса Нерукотворного Образа Спасо-Андроникова монастыря иконой, привезенной митрополитом в 1356 году из Константинополя.
      Знаете ли вы? Дмитрий Донской, возвращаясь после победы в битве на Куликовом поле, причащался именно в этом монастыре.
    • На территории обители похоронена часть воинов, павших в этом бою. В 1795 году начались работы по возведению колокольни, деньги на которую выделил московский купец-миллионер. Закончилось ее строительство в 1803.
    • В период войны с Наполеоном этот монастырь был разграблен, а после серьезно пострадал от пожара. В советские времена монастырь был закрыт с 1918 года, и здесь был концлагерь ВЧК для политических преступников, колония для беспризорников, комнаты для рабочих одного из местных заводов, располагался Наркомат обороны.
    • В период с 1927 по 1932 год был уничтожен некрополь Спасо-Андроникова монастыря (здесь среди прочих был похоронен и Андрей Рублев), разрушена колокольня. Считается, что Андрей Рублев был иноком этого монастыря, однако документальных подтверждений тому нет.
    • В 1947 году приняли решение об открытии музея, утвердили которое лишь через два года, а воплощать в жизнь начали еще через десятилетие. Первых посетителей музей принял в 1960.
    • В 1989 году монастырь вернули церкви, однако пока он не функционирует.

    АНДРОНИКОВ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

    Достоверные сведения о первых постройках мон-ря ограничиваются полученными во время археологических исследований (проводились Музеем им. Андрея Рублёва в 1989, 1993, Ин-том археологии РАН в 2000). Под собором выявлены остатки древнейшего (не ранее нач. XV в.) некрополя и деревянных сооружений, к-рые датируются по данным радиокарбонного анализа дерева в пределах 2-й пол. XIII — сер. XV в. Возможно, среди них есть и фрагменты 1-го деревянного монастырского храма.

    Единственное сообщение о строительстве каменного собора в честь Нерукотворного Образа Спасителя содержится в 3-й Пахомиевой редакции жития прп. Сергия Радонежского, указывающей на создание собора при учениках прп. Саввы Московского — игум. Александре и прп. Андрее Рублёве, расписавшем собор. На основании пространной редакции жития прп. Никона Радонежского 40-х гг. XV в. нек-рые исследователи говорят об участии в росписи и прп. Даниила, что не подтверждается более ранними источниками. Хронологические границы возведения собора устанавливаются между 1410-1427 гг. (П. Н. Максимов, на основе представлений о времени игуменства Александра) или 1425-1427 гг. (Н. Н. Воронин, согласно гипотезе о времени пребывания в мон-ре прп. Андрея Рублёва). Мнение, относящее постройку собора к кон. XIV в. (В. Г. Брюсова, Б. Л. Альтшуллер), не получило поддержки у большинства исследователей.

    Первоначальный вид собора изменился после пожара 1812 г., когда обрушился его верх. Новое завершение собора с 8-гранным барабаном было возведено в 1813 г. под руководством архит. И. д. Жукова. После перестройки храма в 1848-1850 гг. по проекту архит. г. ф. Герасимова на барабане 1813 г. появился шатер. В 40-50-х гг. XIX в. к Спасскому собору были пристроены 2 боковых придела: правый — в честь Успения Богородицы, левый — во имя прп. Андроника. Этот облик собора сохранялся до реставрации в сер. XX в.

    Принадлежность храма кругу раннемосковской архитектуры была установлена при натурных исследованиях 1933 г. (Максимов, А. Р. Егорова, Е. Б. Шереметева), выявивших характерные особенности техники кладки, декора и первоначальной композиции. Благодаря исследованиям собора в нач. 50-х гг. XX в. (Г. Ф. Сенатов при консультации Д. П. Сухова) были открыты фрагменты фресок с растительным и геометрическим орнаментом (XV в.), сохранившиеся под поздними закладками на откосах боковых окон средней апсиды. В 1959-1961 гг. была проведена реставрация первоначального вида собора и восстановлено утраченное при пожаре 1812 г. его завершение (архитекторы Л. А. Давид, Альтшуллер, С. С. Подъяпольский, М. Д. Циперович; археологи М. Х. Алешковский, В. Б. Гиршберг, Ф. М. Гольдштейн). Во время этих работ были найдены детали декора (напр., блоки кокошников), фрагменты белокаменных рельефов (возможно, темплона), открыто основание алтарной преграды, установлен древний уровень полов (однако были сделаны ошибочные выводы о структуре наслоений). На зап. фасаде собора, над порталом, обнаружились следы киота в форме круга, к-рый был восстановлен с условно выполненным обрамлением (первоначальный профиль неизвестен). В 1996 г. в этом киоте худож. О. Б. Павлов написал Нерукотворный Образ Спасителя.

    4-столпный крестово-купольный белокаменный храм с одной световой главой поставлен на высокий подиум, внутри к-рого находится строительная засыпка. Стены сложены характерной для XIV — нач. XV в. полубутовой кладкой. Памятник относят к последнему этапу формирования московской школы зодчества, восходившей к традициям владимиро-суздальской архитектуры. Разновысотность его алтарных апсид и фрагменты декора утраченного барабана (блок аркатуры, опирающийся на полуколонки, блоки городчатого пояса и поребрика) во многом напоминают домонг. храмы (ц. Покрова Богородицы на Нерли, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире и др.). В объемно-пространственном построении собора присутствуют черты, отличающие его от предшественников. Резкое понижение угловых компартиментов создает ступенчато-башнеобразную структуру, расчленяет единый объем крестово-купольного храма на 9 соподчиненных частей. Динамическое построение пространства усиливается конструкцией повышенных подпружных арок. Особенности башнеобразного объема дали основания нек-рым исследователям указывать на прямые аналогии такой композиции в архитектуре Балкан (напр., церкви в Грачанице, Крушеваце в Сербии и др.).

    Облик и судьба первоначального иконостаса до сих пор неясны. В 1999 г. Н. Н. Чугреева предположила, что икона Спаса Нерукотворного, привезенная митр. Алексием из К-поля, находится в собрании филиала ГИМ «Новодевичий монастырь». Однако пока достоверно можно говорить лишь о том, что это действительно местная икона (под записями 1-й трети и кон. XIX в.), существовавшая в соборе, согласно описи 1859 г., и опубликованная Н. П. Кондаковым.

    Др. сохранившиеся каменные постройки мон-ря не старше XVI в. Большая трапезная 1504-1506 гг. построена при игум. Митрофане, духовнике вел. кн. Иоанна III. Это квадратное в плане 2-этажное здание, верхний этаж к-рого перекрыт 4 крестовыми сводами, опирающимися на центральный столп квадратного сечения. Главным украшением фасадов был пояс из терракотовых изразцов и 2 рядов поребрика. Во 2-й пол. XVII в. вблизи сев.-зап. угла собора была построена столпообразная шатровая колокольня (не сохранилась; изображена на акварели архит. Ф. Кампорези, 2-я пол. XVIII в.), разобрана в кон. XVIII в. В кон. XVI или нач. XVII в. Арсением, архиеп. Элассонским, обветшавшая к тому времени трапезная была восстановлена и к ней пристроена ц. во имя Чуда арх. Михаила в Хонех (согласно сведениям, приводимым в записках архиеп. Арсения). В кон. XVII в. царицей Евдокией Феодоровной с востока к трапезной был пристроен храм арх. Михаила, ставший усыпальницей рода Лопухиных (достроен на средства Лопухиных в 1739) с приделом апостолов Петра и Павла (в 1819 освящен в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи). В 1838 г. в трапезной был освящен придел во имя сщмч. Александра, еп. Команского. В верхнем четверике основного объема церкви, над сводом храма арх. Михаила, существовал храм во имя свт. Алексия Московского; под Архангельской ц. располагается теплая ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» (с кон. XVIII в.).

    Кирпичная ограда с башнями возведена во 2-й пол. XVII-XVIII в., над ее юж. вратами существовала ц. Рождества Богородицы (1756; разрушена в 30-х гг. XX в.). На рубеже XVIII-XIX вв. по проекту Р. Казакова перед Св. вратами была выстроена одна из самых высоких в Москве каменных колоколен (уничтожена в 30-х гг. XX в.), во 2-м ярусе к-рой 25 окт. 1803 г. освящена ц. во имя Симеона, сродника Господня. Др. здания кон. XVII-XIX в. частью сохранились (настоятельские покои, 1690; братский корпус нач. XVIII в.; духовное уч-ще, 1810-1814), частью снесены (ц. мч. Евграфа — усыпальница Молчановых, 1874). В XIX в. в А. м. сохранялся св. колодец, ископанный, согласно монастырскому преданию, прп. Андроником. Сохранились нек-рые надгробия некрополя XVI-XIX вв. (ЦМиАР, Донской мон-рь).

    На территории мон-ря археологических материалов ранее XIII-XV вв. пока не обнаружено, культурный слой нарушен кладбищем XVII-XIX вв. и поздним строительством. Некрополь XV-XVII вв. развивался в XVIII-XIX вв. особенно быстро и постоянно охватывал новые участки. Памятники с него убраны в 20-х гг. XX в., территория в наст. время мало изучена (в 2000 начаты археологические исследования участка сев.-зап. угловой башни ограды и братского корпуса).

    В кон. XIV-XV в. А. м. являлся значительным центром книгописания, где был создан ряд больших кодексов, в т. ч. небогослужебных. В книгописании одновременно могло участвовать не менее 8 чел. Между 1392-1406 гг. была переписана «Книга о постничестве» свт. Василия Великого (ЦМиАР. 952, основной писец Василий), в 1403 г.- Изборник Симеона-Святослава, непосредственно со списка 1073 г. (ГИМ. Син. № 256, писец Анфим), в 1406-1407 гг.- Златоструй (БАН. 33.16.15, основной писец инок Арсений), в 1416 г.- Евангелие-тетр (ГИМ. Чертков, № 42/256, писец священноинок Макарий), ок. 1461 г. со Златоструя была изготовлена копия для кремлевского Успенского собора, дополненная минейным Торжественником и статьями Маргарита (РГАДА. Ф. 136. Оп. 1. № 1679, писец Антоний), в 1462 г. переписана Триодь Цветная (Там же. № 1539, писец «дьячишко Степан»). Все монастырские рукописи за исключением Евангелия отличаются практически полным отсутствием иллюминации. Позднейшая история книгописной мастерской А. м. остается неизученной, судьба б-ки неизвестна.

    Сохранился ряд памятников, происходящих из А. м.: палица с изображением «Сошествия во ад», 1438-1439 гг. (ЦМиАР), хоругвь «Спас Нерукотворный», 2-я пол. XVII в. (ГММК), палица «Спас Нерукотворный», кон. XVII (?) — XIX в. (ГММК), икона «Преподобные Андроник и Савва Московские», 2-я пол. XIX в. (Спасский собор А. м.).

    Ист.: ЦГАМО. Д. 120. Р-1; Тихонравов Н. С. Древние жития прп. Сергия Радонежского. М., 1892. Отд. 1. С. 128-131; Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XV вв. М.; Л., 1950; Кучкин В. А. Из литературного наследия Пахомия Серба // Источники и историография славянского средневековья. М., 1967. С. 242-257; Запись о душегубстве // Российское законодательство X-XX вв. М., 1985. Т. 2. С. 187-191; Клосс Б. М. Избранные труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 370-371, 399-401.

    Лит.: Иванчин-Писарев Н. Спасо-Андроников. М., 1842; Григорий (Воинов-Борзецовский), архим. Историческое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря. М., 1865; Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник: Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1905. Т. 1. С. 82. Табл. А; Максимов П. Н. Собор Спасо-Андронникова монастыря в Москве // Архитектурные памятники Москвы XV-XVII вв. М., 1947. С. 8-32; Огнев Б. А. Вариант реконструкции Спасского собора Андронникова монастыря // Памятники культуры: Исслед. и реставрация. М., 1959. Вып. 1. С. 72-82; Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII-XV вв. М., 1962. Т. 2. С. 325-337; Вагнер Г. К. Спасо-Андронников монастырь. М., 1972; Альтшуллер Б. Л. Белокаменные рельефы Спасского собора Андронникова монастыря и проблема датировки памятника // Средневековая Русь. М., 1976. С. 284-292; Вздорнов Г. И. Искусство книги в Древней Руси. М., 1980. С. 80. Кат. № 36-38; Гальченко М. Г. Книгописание в Спасо-Андрониковом монастыре и проблема второго южнославянского влияния на Руси в конце XIV-XV вв. М., 1994; Перфильева Л. А., Разина Н. Г. К истории церкви Сергия в Рогожской в Москве // Памятники русской архитектуры и монументального искусства: Столица и провинция. М., 1994. С. 109-120; Беляев Л. А. Древние монастыри Москвы (XIII-XV вв.) по данным археологии. М., 1994. С. 188-190, 263-264; он же. Русское средневековое надгробие. М., 1996. С. 354-357; Никифорова О. «Музандр» и «Экзандр» — страницы истории Спасо-Андроникова монастыря (20-е — 30-е гг. ХХ в.) // Золотой Рожок. М., 1997. С. 31-52; Давид Л. А., Альтшуллер Б. Л., Подъяпольский С. С. Реставрация Спасского собора Андроникова монастыря // ДРИ. СПб., 1998. [Вып.] Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV-XV вв. С. 360-392; Костюхина Л. М. Палеография русских рукописных книг XV-XVII вв.: Русский полуустав. М., 1999. С. 8-9. Табл. 15-17; Каталог славяно-русских рукописных книг XV в., хранящихся в РГАДА. М., 2000. С. 91-105, № 25; С. 350-352, № 122; Козлов В. Ф. Епископ Владимир (Соколовский) — последний настоятель Спасо-Андроникова монастыря // Хоругвь. М., 2000. Вып. 5. С. 113-131; Памятники архитектуры Москвы: Юго-вост. и южная части территории между Садовым кольцом и границами города XVIII в. М., 2000. С. 39-50, 315-316 [Библиогр.].

    А. Л. Баталов, Л. А. Беляев, А. А. Турилов

    Архитектурные и культурные достопримечательности

    • Церковь Михаила Архангела – построена под патронатом жены Петра I, Евдокии Лопухиной (в монастыре был семейный некрополь этого рода). На нижнем ярусе была размещена семейная усыпальница этого рода. Сегодня церковь является музейной экспозицией.
    • Часовня «Проща» возведена на том месте, где преподобный Сергий Радонежский простился со своим учеником Андроником, первым игуменом Спасо-Андроникова монастыря.
    • Соборный храм Спаса Нерукотворного – первое каменное монастырское творение, одноглавый храм с подчеркнуто строгим интерьером. В первой трети прошлого века здесь проводили раскопки, в ходе которых нашли мощи святых и древний престол храма. Фрагменты фресок, которыми в середине XV века расписал Спасский собор Андрей Рублев, сохранились до сегодняшнего дня.
    • Трапезная палата – памятник, сохранившийся с XVI века, являлся одним из первых подобных строений российских зодчих. Ее своды поддерживаются единственным столбом. В Трапезной палате размещены музейные выставки.
    • Музей древнерусского искусства – уникальный музей, в фондах которого хранятся более десяти тысяч древнерусских произведений искусства, включая иконы, рукописные книги, церковную утварь, колокола. Сюда свозили ценности из закрываемых монастырей. Именно так попала не одна гробница-саркофаг XVIII века на территорию Спасо-Андроникова монастыря. Наиболее древней из них является плита Прасковьи Клешниной, а лучше всего сохранился памятник Марии Головиной. Что касается некрополя самого Андроникова монастыря, отреставрировали только две плиты: Федору Волкову, основателю русского театра, а также меценату Ивану Медведникову.
    • В 1967 году на территории монастыря установили и памятник Андрею Рублеву, который позже заменили другой скульптурой, которая находится здесь и сегодня.

    Архитектурный ансамбль монастыря

    Входящих в монастырские ворота встречают два главных собора – Спасский и Архангела Михаила. Неповторимый архитектурный облик монастыря – это также трапезная, настоятельские покои, братские покои, усыпальница Лопухиных, духовное училище, мощные каменные стены с башнями. Некоторые из строений заслуживают особого внимания.

    Спасский собор – главное здание на территории комплекса. Это настоящий пришелец из прошлого, самый древний каменный храм Москвы. После неоднократных разрушений, перестроек и реконструкций, он в 1960 году стал таким, каким его создали в 1410-1427 годах.

    Москва. Спасский собор (слева) и Архангельский храм (справа) в Андрониковом монастыре

    Это четырехстолпный одноглавый собор из белого камня с разделенным на три части фасадом. Внизу – высокий подклет. Здание является оригинальной динамичной, устремленной вверх конструкцией со ступенчатыми объемами. Русские зодчие разработали такой тип построек в домонгольское время, а в моду он вошел в XIV-XV веках.

    Многочисленные декоративные арки-закомары и узкие окна стрельчатой формы, оригинальный медальон на фасаде роднят здание с изысканными образцами европейской готики. Белый камень в качестве строительного материала и формы перспективных порталов – традиции зодчества Владимиро-Суздальской Руси домонгольского периода.

    От богатой росписи на стенах остались отдельные фрагменты. Можно рассмотреть растительный и зооморфный орнаменты. Небольшие участки росписи по бокам окон – элементы фресок Даниила Черного и Андрея Рублева.

    Нарядный трехъярусный храм Михаила Архангела – самое высокое здание на территории комплекса. Выразительный образец московского барокко создали в 1694-1739 годах на средства царицы Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I. Один из престолов освящен во имя Святого Алексия. Так звали царевича, в честь которого возвели храм.

    Москва. Архангельский храм в Спасо-Андрониковом монастыре

    Сейчас в здании находится Музей древнерусского искусства. Его коллекция состоит из шедевров живописи (XII-XVIII века), скульптуры, декоративно-прикладного творчества, иконописи, старопечатных и рукописных книг. Посетители могут полюбоваться работами Андрея Рублева. Знаменский придел является самой большой усыпальницей боярского рода Лопухиных.

    Часть музейной экспозиции размещена в примыкающей к храму трапезной палате. Кирпичное двухъярусное здание возвели в 1504-1506 годах при архимандрите Митрофании – духовнике Ивана III. Великий князь построил загородную резиденцию на противоположном берегу Яузы, напротив обители. Трапезная стала связующим звеном между внутренним пространством монастыря и внешним миром. Иван III мог в любое время приходить к своему духовнику, оставаясь незамеченным.

    Фасад трапезной лишен особых изысков – кубическая форма, высокая четырехскатная крыша, минимум декора. Самая выразительная деталь – расписные керамические изразцы, обрамляющие верхнюю часть стен. Организация внутреннего пространства совпадает со структурой Грановитой палаты в Кремле. Внизу находились хозяйственные службы. Второй этаж выполнял функцию парадного зала.

    Святыни Спасо-Андроникова монастыря в Москве

    • Образ Спаса Нерукотворного – это икона основания, которая является самой чтимой. Она долгое время считалась утерянной, но в 1999 году нашлась в Новодевичьем монастыре, в запасниках Исторического музея. В Спасском соборе есть список этой иконы.
    • Икона Андроника и Саввы, первых игуменов обители – эта святыня тоже считалась утерянной.
    • Мощи шести святых, которые обнаружили при раскопках у Спасского собора. Сохранились не только мощи, но и монашеские принадлежности.

    Архитектура обители

    Спасский собор построен из прямоугольных блоков плотного известняка, материал добывали недалеко от обители. Здание возвышается на высоком подклете — каменном основании. С трех сторон собора находятся крыльца с входными дверями, иллюзорно расширенными за счет перспективных порталов. С западной стороны, над входом в собор, находится образ Спаса Нерукотворного, на востоке — алтарь с тремя полукруглыми апсидами.

    • Фасады Спасского храма геометрически разделены при помощи выступающих пилястр (встроенных в стены столпов). Архитектурная основа храма — это куб, который заканчивается закомарами и кокошниками. Сверху здание формируется за счет большого барабана с пологим куполом и православным крестом.
    • Спасская церковь создавалась в стиле раннего московского зодчества. В интерьере четко прослеживается конструкция, объединяющая кресты и купола. Внутреннее пространство разделено на три нефа (продолговатых помещения) при помощи четырех больших столпов, служащих опорой своду и барабану. Высота строение подчеркивается благодаря вертикальному сечению.
    • Композиция храма ярко устремляется вверх, это объясняется тем, что собор является памятником воинам, отдавшим жизнь в Куликовском сражении. Росписи фасада и интерьера, создаваемые А. Рублевым, сохранились лишь фрагментарно. В середине XVIII столетия Спасская церковь была расширена за счет широких окон и увеличения объема дверей. Внешний облик вернули постройке в XX веке.
    • В 1990 г. после возобновления в соборе богослужений здесь соорудили иконостас, сделали отопление и престол, а западный фасад украсили образом Спаса.

    Другие сооружения

    В период с 2000 по 2015 год в стенах монастыря постепенно строился храм в честь Д. Донского, архитектором являлся А. Климочкин. Здание кубической формы имело одну главу и фасады, завершенные закомарами. При создании мастера склонялись к стилю раннего московского зодчества XIV века. Внешний облик новоявленного собора гармонично вплетается в атмосферу старины, окутавшую Андроновскую обитель.

    Спасо-Андроников монастырь – фото

    Как добраться:

    До ст. метро «Площадь Ильича» или «Римская», затем пешком по улице Сергия Радонежского, около 10 минут.

    Этот монастырь условно можно отнести к разряду «обетных», то есть построенных по данному Богу обету. Митрополит Алексий в августе 1360 года возвращался в Москву из Константинополя и попал в бурю на Черном море. Молясь во спасении от гибели, митрополит дал обет основать обитель во имя Спаса Нерукотворного, эту икону он вез с собою из из Царьграда. Сергий Радонежский, по просьбе митрополита, отпустил своего любимого ученика Андроника, дабы тот стал игуменом новой обители. А позже, когда Андроника причислили к лику святых, монастырь стал называться Спасо-Андрониковым. Таким образом название монастыря состоит как бы из трех составляющих – здесь и имя первого игумена и имя Спасителя и, в определенном смысле, отражен сам факт спасения митрополита. Интересен все-таки наш русский язык, да и такое стечение имен случайным, пожалуй, назвать сложно.

    Мало того, в честь спасения митрополита безымянную речку рядом с монастырем нарекли Золотым Рожком, в память о бухте Золотой Рог в Константинополе. Монастырь был основан на стратегически важном месте, оттого и исторические события, особенно военные, касались и обители. Уже через 20 лет после основания монастыря митрополит Киприан благословлял здесь Дмитрия Донского, который возвращался победителем с Куликова поля. Пзже сын его Князь Василий Дмитриевич с войском отправился отсюда в поход на Тамерлана. С регулярностью раз в двадцать тридцать лет его разоряли войска Тохтамыша, ханов Едигея, Сеид-Ахмета и Девлет-Гирея. Позже не обошли его стороной поляки с литовцами. Монастырь в итоге приходилось неоднократно восстанавливать. В конце 1420-х годов на месте деревянной церкви построили белокаменный Спасский собор – сейчас это самый древний московский белокаменный храм за пределами Кремля. И еще важный момент – историки считают, что после постройки Спасский собор расписал Андрей Рублев в паре с Даниилом Черным. В 1505 году в монастыре выстроили трапезную — одну из немногих сохранившихся в Москве кирпичных построек 16 века. В том же столетии Андроников монастырь стал одним из центров русской книжности — здесь начали переписывали книги. Трагической для монастыря стала война 12 года. Перед сдачей Москвы архимандрит Феофан успел вывезти ризницу и прочие ценности. Но в ночь на второе сентября французы разбили ворота, ворвались в монастырь, и начался грабеж. Затем до монастыря дошел сильнейший пожар из Заяузья. Обрушился барабан Спасского собора, сильно пострадали и другие постройки. После войны обитель принялись восстанавливать, но процесс шел долго, хотя в восстановлении помогали многие знатные московские семейства. В 1922 году Андроников монастырь закрыли. И даже собрались было сносить, но Петр Барановский и Игорь Грабарь сумели добиться решения об устройстве в монастыре Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Считается, что Рублев не только расписывал Спасский собор, но и был иноком этого монастыря, провел здесь последние годы жизни, умер и был похоронен здесь же, хотя точное место захоронения неизвестно. В Спасском же соборе сейчас идут богослужения, однако церковь пока лишь арендует храм у музея. Впрочем, думаю все изменится к лучшему.

    Адрес сайта: https://spaso-andronikov.cerkov.ru/

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: