В настоящее время все больше и больше людей решаются на то, что прийти в храм Божий. Это очень хорошо, ведь увеличение количества людей в храме указывает лишь на одно, на укрепление православной веры.
Все, кто первый приходит в храм не знает, что и как делать. Но не стоит переживать, со временем вы все будете знать
Многие, кто уже давно ходит в храм, все знают, и им не нужно ничего объяснять. А вот те, кто только начинает посещать храм, не знают, как вести себя в церкви. Правила поведения в храме достаточно просты.
Какие правила существуют в Церкви?
Вообще, как таковых правил, как надо вести себя в церкви, гораздо меньше, чем принято считать. Возможно, оно вообще есть только одно — запрещается заходить в алтарь, если на это нет благословения настоятеля храма. Всё остальное: одежда, как внешне проявлять свою молитву и так далее — это в сложившиеся годами традиции и установления, либо же само собой разумеющиеся вещи, которые ни к чему нарушать — тем более специально.
Не бойтесь нарушить этих правил по незнанию. Но и осознанно бросать вызов устоям — тоже неправильно. Мы собрали для вас ответы на несколько вопросов, которые чаще всего задают те, кто или в первый раз идет в храм или только знакомится с христианской церковной жизнью.
Итак: как правильно вести себя в храме.
Первые шаги в храме. Как начать, чтобы не бояться
священник Владимир Панарин
Дети боятся идти первый раз в школу. А взрослые боятся ходить в храм: «Ничего не знаю, меня засмеют». Меня попросили написать краткое руководство: Как вести себя в храме
. Рассказываю.
Крестное знамение
Наденьте и никогда не снимайте крестик
, его носят под одеждой.
Первым делом научитесь правильно креститься
: лоб, живот, правое плечо, левое плечо, опустите руку, поклонитесь Богу.
Крестимся правой рукой
, даже если левша. Пальцы складываем так: мизинец и безымянный кладём на ладонь, а большой, указательный и средний — щепоткой. Два пальца на ладони — в знак Христа — что Он Бог и человек. А три пальца — в честь Святой Троицы.
Креститься нужно осторожно, как будто у Вас в руках огонь или лезвие. Такое знамение отгоняет демонов, пожигает страсти и грехи, освящает.
Перед иконой
Обычно перед иконой крестятся 2 раза, целуют, прикладываются лбом, ещё раз крестятся.
Детей можно приложить ручкой, не надо их бить лобиком о стекло. Кто постарше, может сам поцеловать.
Если стоите в очереди к мощам или образу, креститесь заранее, чтобы не задерживать людей. Можно и 1 раз перекреститься, не грех.
Поклоны
Некоторые бабушки учат «рукой пол доставать». Это народное творчество. Руку можно опустить, но колени не надо сгибать, пол не нужно трогать.
Когда священник на службе к Вам оборачивается лицом и говорит » Мир вам!
«, не нужно креститься, нужно склонить голову и тихо сказать: «И дУхови твоему».
Когда делать поклоны на коленях, лучше смотреть за другими. На Литургии (служба, на которой причащаются), всегда кланяются на коленях, когда выносится Чаша с дарами перед причащением.
Женщинам я бы советовал вставать в храме где-нибудь в конце и не сгибаться пополам, достаточно согнуть спину. Чтобы не вызывать у позади стоящих мужчин никаких неприличных мыслей.
Если мужчин много, они встают в правой части храма, а женщины в левой. Мужчинам советую не вставать за женщинами, проходите вперёд.
Исповедь
Ещё называется «Таинство Покаяния». Вы в присутствии священника просите прощения у Бога, а батюшка властью, данной от Бога прощает и разрешает (развязывает) от грехов. Это обязательное условие перед Причащением для всех, старше 7 лет.
Узнайте в иконной лавке (регистратуре), когда будет исповедь, вечером или утром. В конце есть ссылки на статьи «Ошибки исповеди» и «Первая исповедь ребёнка».
Чаша с Дарами
К ней можно подходить только крещёным. Взрослым — кто подготовился к Причастию: постился среду и пятницу, прочитал Последование ко Святому Причащению, исповедался и получил благословение
от священника причащаться. Часто читают ещё Три канона,
об этом — в отельной статье, ссылка ниже. Про детей — тоже отдельно.
Нужно твёрдо верить, что Христос — Бог
, который стал человеком. Что в Чаше под видом вина и хлеба — Его
Настоящие Тело и Кровь.
Что мы таинственно соединяемся с Ним, и Он живёт в нас.
Причащаемся натощак
. Нужно не есть и не пить за 6 часов до службы. Но обычно это делают уже с 00:00. И уж тем более не курить!
Почистите зубы и вечером и утром. Если случайно глотнули воды — не беда, в этом не надо даже исповедоваться. Также и с лекарством — принимайте и причащаетесь.
Подходя к Чаше, заранее уберите от лица волосы, вытрите губы, перекреститесь. Рядом с Чашей нельзя креститься и кланяться
, руки нужно заранее сложить на груди буквой Х, правая поверх левой.
Рот нужно открыть широко. Когда священник подаст ложку с Причастием, рот нужно закрыть, облизать. Затем вам вытрут уста тканью (платом). После этого поцелуйте низ Чаши и не делая резких движений отойдите к запивке. Если причастников много, могут не дать целовать Чашу.
Съешьте просфору и запейте «теплотой», теперь можно перекреститься и поклониться Богу. В храме после службы или дома прочитайте Благодарственные молитвы после причащения.
Дети и Причастие
Если никогда не причащали, встаньте в сторону, посмотрите, как это делают другие
. Младенца взрослый кладёт на свою правую руку, голова малыша справа, левая ручка под подмышкой взрослого, правая ручка ребёнка прижимается к его телу. Всё для того, чтобы не разлить Чашу.
Дьякон или алтарник держит голову ребёнка, может нажать на щёчки, чтобы приоткрыть рот. Если священник вас не знает, скажите ему: ребёнок причащается только Кровью или он уже привык и прожуёт и Тело.
Перед Причастием не кормите малыша минут 20, чтобы не срыгнул. После Причастия не давайте соску минут 5.
Службы
Вечером в храмах служится Вечерня
и часто
Утреня
. Раньше Утреня служилась с восходом солнца, и так продолжают служить на Афоне. Но людям в миру — это неудобно, поэтому служат заранее, с вечера.
Вечером службы бывают простые, часа полтора. Бывают более торжественные — «Всенощные бдения». Да, раньше их служили всю ночь. На бдениях часто освящают хлеб, вино, масло. Хлеб с вином раздают верующим, маслом помазывают.
Утром служится Божественная Литургия
. Как раз за ней люди и причащаются. После Литургии часто бывает
благодарственный молебен
.
Самая сильная молитва
В храмах принято «подавать записки». Вот их виды
:
- Заказные обедни
. Или просто «заказные», «обедни». Бывают о здравии, или об упокоении. Только о крещённых. Самая «сильная» молитва в Церкви. Священник вынимает частицу из просфоры, поминая имя. А после причащения людей, ссыпает частицы в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов этих людей. - Сугубая заказная
. Та же самая заказная обедня, только с дополнительной молитвой — об исцелении, благодарении, ниспослании помощи Духа Святого, заключённых, на всякое прошение. Можно встретить о беременных, учащихся, пьющих. - Простая записка
, простое поминовение в алтаре. Также за живых или усопших. - Молебен
— только о здравии. По идее, можно и за некрещёных. Бывает несколько видов молебнов: с акафистом, водосвятный и другие. - Панихида
— похожа на отпевание, но можно заказывать много раз. - Парастас
— редко служится. Это заупокойное поминовение за Утреней.
Если Вы ошиблись с именем, ничего страшного, Бог видит за кого заказывали. Если перепутали о здравии/за упокой — тоже Бог разберётся. Но если кто специально заказал о живом «за упокой» — то тому, о ком молятся — ничего не будет. А вот горе-колдуна Бог жестоко накажет.
В некоторых епархиях сорокоуст
есть только об упокоении, а о здравии говорят «поминовение 40 дней». В других епархиях есть заздравный сорокоуст, есть заупокойный. Это всё 40 дней Заказных обедней. Если службы не каждый день, то 40 дней могут растянуться и на 10 месяцев.
Каждение
Больше всего паники может вызвать каждение храма. Обычно люди отходят в одну сторону, немного склонив голову в сторону священника. Некоторые крутятся по кругу, чтобы всегда стоять лицом к священнику, которые кадит. Это не совсем верно. Достаточно слегка повернуться.
Крест
В конце Литургии или молебна священник даёт целовать крест. Нужно поцеловать ноги Христу
и поруч/руку священнику. Прикладываться лбом ни к чему не надо.
Как благословиться у священника
Чтобы это сделать, сложите руки: правая поверх левой. Священник Вас осенит крестным знамением и положит руку на ладони, её целуют, прикладываться лбом не надо. Как Вы понимаете, целуют руку Христа
, Который и благословил. Если не хотите целовать руку, просто склоните голову со словами «Батюшка, благословите», он положит руку на голову.
Спрашивайте
Купите брошюру «Первые шаги в храме» или «Что должен знать христианин». Если что-то не понятно, спросите в иконной лавке / регистратуре. Вам подскажут! Запишитесь во взрослую воскресную школу при храме. Больше читайте!
Не осуждайте
Старайтесь повторять за большинством, это проще всего. Если кто-то делает что-то не так, не обращайте внимания. В каждом храме, епархии могут быть немного разные традиции.
Не забудьте поставить и подписаться!
Поддержите проектрепостом, и. ЗаходитенамоистримывИнстаграме@popbloger
Источник статьи: https://zen.yandex.ru/media/popbloger/pervye-shagi-v-hrame-kak-nachat-chtoby-ne-boiatsia-5db14e69ecfb8000b06c0714
Как нужно одеваться в церковь
фото: patriarchia.ru
О том, как можно или нельзя одеваться в церковь, существует много мнений и домыслов. На деле все проще.
Одежда отражает если и не наше отношение к жизни, то по крайней мере наше настроение на данный момент.
В церковных книгах нигде не прописан регламент на одежду. Но в православной христианской Церкви все-таки сложилось представление о том, как должен выглядеть христианин, который идет в храм. Подразумевается, что он идет в храм с радостью — поскольку там его ждет встреча с Богом и Причастие. Иногда идет с печалью. Но всегда — с желанием хотя бы на миг отбросить суетное и бренное мира сего и погрузиться в мир духовный.
Поэтому очевидно, что в храме было бы странно появиться в вечернем платье — которое, если и подходит, то для романтического ужина, когда нужно понравиться человеку напротив.
Нигде в церковных документах нет запрета на шорты для мужчин, но мы понимаем, что шорты — это одежда, которая подходит для мест, где люди раскованны, расслаблены, не имеют каких-то строгих обязательств к окружающим — на пляже, на отдыхе, на прогулке в жару. Атмосфера и цель посещения храма подразумевает обратное состояние духа, именно поэтому странно прийти в церковь на службу в сланцах и шортах.
По большому счету, когда мы одеваемся для того, чтобы пойти в церковь, мы должны заботиться о том, чтобы выглядеть красиво, аккуратно и не вызывающе — чтобы не смутить своим видом других верующих. Или монахов, которые проходят много испытаний, а потому вид девушки в короткой юбке или с открытыми руками может быть для них серьезным искушением.
Но не должно быть и пренебрежения к одежде, поскольку запущенный внешний вид — это такой же вызов обществу, как одежда «не по случаю».
Обязательно ли надевать платок в церковь?
Головной убор для женщины — это укоренившаяся традиция в России, и ее лучше не нарушать. Тем более, что она ведет свои корни от апостольских времен (апостол Павел говорил, что для замужней женщины платок — символ ее покорности мужу).
Если у вас нет с собой платка или любого головного убора — попросите в храме за свечным ящиком. Как правило, они там есть — бесплатные.
Также в некоторых храмах — особенно в монастырских, — женщин, если они пришли в джинсах или штанах, просят повязывать вокруг пояса большой платок — чтобы получилась юбка.
Хотя есть приходы, в которых к головным уборам, наоборот, относятся либерально. В московском храме в Газетном переулке много прихожан-женщин стоят на службе без платков — там так принято.
Можно ли надевать в храм яркую одежду?
Конечно! Христианство — это религия радости в пребывании с Богом, радости от жизни, и наша яркая одежда может замечательно свидетельствовать о Христе.
Единственное, когда яркая одежда может быть не совсем уместна — в Великий Пост, особенно последние дни перед Пасхой — на Страстной седмице.
Можно ли надевать красивое платье?
Конечно! Если только по красотой не подразумевать его открытость и откровенность. Женщины издавна старались одеться в Церковь красиво — как на праздник, потому что Литургия и Причастие — что это, если не праздник для души?
***
В общем, отвечая на вопрос «как нужно одеваться в церковь»: одевайтесь так, чтобы ни себя и никого из окружающих не смутить, но одевайтесь аккуратно и красиво, чтобы никто не подумал, что храм и христианство это место неопрятных людей. У живущего в миру опрятность внешняя показывает, что он опрятен внутренне. А ведь именно внутренняя опрятность — одна из главных целей христианина.
Церковные приемы
В практике православной церкви принята организация торжественных приемов. Обычно они устраиваются во время больших православных праздников. Фуршет не предполагает рассадки и продолжается не более двух часов. Гости обслуживают себя самостоятельно.
А вот на праздничный обед или ужин приглашения рассылаются заранее. Трапезы всегда принято начинать с общей молитвы. Приветственными речами обычно обмениваются только двое: хозяин торжества и главный гость.
Правила хорошего тона не одобряют появление дамы в брючном костюме, а вот прийти на торжество без головного убора допустимо. Хлеб разрешается брать только руками: отламывайте его небольшими кусочками.
Фрукты нарезаются маленькими дольками; их нельзя откусывать. Не ешьте с ножа; не используйте ложку там, где для этого предполагается вилка. Если столовый прибор падает, не нужно его искать и поднимать. Просто попросите новый. Не увлекайтесь крепкими напитками.
Креститься перед храмом — это обязательно?
Нет, креститься перед входом в храм — такого правила нет. Но это принято делать.
Для человека, который только знакомится с религией это может казаться искусственным правилом (вроде как «надо»), но со временем становится естественным и, даже, потребностью — «собраться» внутренне, осенить себя Христовым символом и силой, отдать дань храму, в котором совершаются таинства.
Как нужно уходить из храма?
Постарайтесь вынести из церкви и сохранить в себе максимально долго то блаженство, которое вы получили.
Идеальным конечным результатом считается такой, при котором человек заходит в церковь одним, а выходит совершенно другим. Скорее всего, этого не получится достичь сразу, но стремиться к идеалу нужно обязательно.
По дороге домой вспомните, что пелось на литургии; подумайте о смысле сказанных там слов. Не стоит воспринимать всерьез указания, которые очень любят раздавать прихожане почтенного возраста.
Это может касаться правил процедуры постановки свечей или правильного прочтения молитвы. Однако если сказанные слова носят доброжелательный характер и никак не задевают вас, это может пойти даже на пользу.
Можно ли сидеть в церкви?
В храме можно сидеть. И даже нужно, если вы плохо себя чувствуете или уже ни о чем другом, как о «посидеть», думать не можете.
Русской христианской традиции, действительно, свойственно делать акцент на том, что хорошо бы всю службу выстоять на ногах. Это идея подвига — того небольшого подвига, который доступен каждому христианину. Поэтому скамеек или сидушек в православных храмах на Руси всегда было мало: только вдоль стен, да и о то — не в каждом храме.
Однако подвиг должен браться под силу. Поэтому никаких установлений в Церкви относительно того — нужно стоять всю службу или нет — не имеется. Есть силы — прекрасно. Нет сил — ничего страшного. Во время некоторых частей вечернего богослужения даже полагается сидеть — например, во время чтения кафисм (псалтири).
А в Болгарии в большинстве храмов сидеть, едва ли, не принято. И в православной Греции в некоторых храмах скамеек много и располагаются они не только у стен, но и в центре придела. Как здесь:
Нет никакого смысла превращать богослужение в спорт для самого себя. Особенно — когда это касается длинных праздничных богослужений, которые в монастырских храмах могут идти по три часа и больше. Поэтому часто можно видеть, как прихожане приносят на многочасовые богослужения складные стульчики.
В общем, сидеть в храме или не сидеть — это нужно решать по ситуации и исходя из собственных сил.
Как обращаться к священнику?
Нужно говорить «благословите»; при этом сложить руки крестом ладонями вверх — правая должна лежать сверху. У священников не принято рукопожатие.
Если необходимо пригласить батюшку домой, это можно сделать как лично, так и позвонив в храм. Но не стоит начинать по телефону откровенные разговоры, а тем более исповедоваться.
У батюшки есть имя; обращаясь к нему, следует сказать: «Отец Алексей». Если имя вам неизвестно, говорите просто «батюшка». При возникновении необходимости обратиться к священнику в письменной форме уместно написать «Ваше преподобие». Неотъемлемой частью жизни христианина является покаяние.
Не ждите, когда батюшка будет вас спрашивать и выпытывать информацию. Начните говорить сами: исповедь — это подвиг. Признавайтесь батюшке в своих грехах честно. В конце необходимо встать на колени и выслушать заключительную молитву. Благодарить батюшку не принято: просто поцелуйте на прощание его руку.
Обращение в зависимости от сана священнослужителя
Сами священники всегда говорят о себе в третьем лице; их жен принято называть матушками (например, матушка Анна). Если вы пришли к батюшке во время какого-то праздника, не забудьте упомянуть это. Например, произнесите «Христос Воскрес!», если сейчас Пасха.
Дьякона называют отцом, иерейскому рангу говорят «Ваше преподобие». Но это принято в официальной среде; в народе к представителю такого чина обращаются просто: «Батюшка!».
Патриарху и митрополиту говорят «Ваше святейшество!». Существует и «народный» вариант: Владыко. Это слово возвышает служителя церкви над всеми остальными званиями.
Обязательно ли вставать на колени или делать поклоны?
В том, что касается внешних проявлений молитвы у человека — такого понятия, как «обязательно», нет. Человек молится так, как ему удобно.
Хотя, наверное, странно если православный христианин, придя в храм, за всю службу ни разу не осенил себя крестным знамением — потому что крестное знамение для христианина это и символ, и глубокий смысл, и поддержка.
См, также: Что такое крестное знамение и как правильно креститься
Но если вы только начинаете ходить в храм, только знакомитесь с христианской традицией — не бойтесь вести себя так, как вам спокойно. Крестное знамение — это внешне проявление, но главное все же — что происходит у человека внутри.
С поклонами дело обстоят точно также. Преклонение колен — это символ глубокого сокрушения или глубочайшего трепета перед святым или Господом. Для кого-то — это неотъемлемая часть их молитвы. Кто-то их не делает. Иными словами, одно лишь число поклонов не делает христианина лучше или хуже.
Хотя, по мере погружения в традицию и духовную жизнь, нужда в поклонах — в том числе земных и коленопреклоненных — становится вполне естественной.
При этом, в Церкви есть периоды, когда вставать на колени в храме нельзя — это воскресные дни, и дни крупных Церковных Праздников, а также 50 дней после Пасхи. Всё по той же причине: преклонение колен — это символ глубокого покаяния, а Праздник — это время не скорби, но соборной радости.
***
См. также: Как брать благословение у батюшки и другие вопросы о Церковной жизни
И еще полезный текст: о том что такое исповедь и как нужно исповедоваться.
***
Ну и в завершение: еще раз — основные правила, как принято себя вести в храме и что в церкви делать не принято или нельзя.
Как прикладываться к иконам?
Дважды перекреститесь и поклонитесь, а затем поцелуйте образ. Помните, что целовать святых в лик нельзя. Прикладываться следует к изображению руки или краю одежды святого.
Губы женщины в этот момент не должны быть накрашены. Существует мнение, что прикладываться к ликам святых не следует из-за соображений соблюдения правил гигиены. Однако священнослужители уверяют, что на церковных иконах нет микробов; это доказано наукой.
Что такое пост и зачем поститься перед причастием
Причастие является открытой дверью для принятия Божьей благодати в жизнь христиан. Через Причастие верующие принимают:
- в виде кусочка просфоры жертву Иисуса на голгофском кресте, на нем было ломимо тело Христа, и заплачено за все наши грехи и болезни;
- вино, как Святую кровь Христа, которая дает очищение духу, душе и телу.
Причастие – это таинство для души верующего человека
Каждый верующий сам несет ответственность за принятие Божьего Таинства, ибо, как пишет апостол Павел, кто делает это, не рассуждая, греша, тот болеет и даже умирает (Кор. 11:28-30).
Довольно тяжелое испытание для христиан, не правда ли? Не принимаешь Причастия, не получаешь благословения и благодати, принимаешь — можешь заболеть и умереть. Где же выход? А выход прост — в посте и исповедании грехов.
Пост — время, когда человек через усмирение плоти старается очиститься от душевных вредных привязанностей и привычек, чтобы приблизиться духовно к Творцу. Пост — время молитв и размышлений о жертве Христа, Ее очищающей и благословляющей силе. Во время подготовки к причастию христиане стараются пересмотреть свою жизнь, выявить в ней грехи и покаяться в них.
Трудно удержаться от соблазнов при сытости и веселье. Трудно не впасть в искушение при употреблении алкоголя или на увеселительных мероприятиях. Во время говенья люди, укрощая плоть, укрощают свои эмоции и нравы. По словам Иоанна Лествичника, во время покаяния должна первенствовать чистота молитвы, в безмолвии, послушании отказаться от наслаждений, лукавых мыслей для того, чтобы получить наслаждение в Небесах.
Некоторые христиане могут часами просиживать в социальных сетях, проводить время в пустых разговорах по телефону, принимать участие в сплетнях, но при этом находиться в строжайшем воздержании от пищи, гордясь собой. Хочется разочаровать таких верующих — Бог смотрит не на желудок, а на душу.
Все, что отстраняет христианина от Бога, является грехом.
Важно! Пост — единственная возможность приблизиться к Всевышнему. По мнению священников, пост и молитва — крылья, позволяющие верующей душе взлететь к Небесам.