Вселенские Соборы. Правила и ереси
Первый Вселенский Собор созван в IV в., последний – чуть более чем 400 лет спустя. С тех пор около 1200 лет эти собрания полноты Церкви не созывались. Значит ли это, что их эпоха окончена?
Вселенский Собор в Никее 325г. Вселенский Собор. Определение.
Слово «Вселенский» буквально значит «всемирный», ибо «Вселенной» с древности именовали не космос, как ныне, а известный человеку того времени мир. Чаще всего его ассоциировали с территорией Римской империи, единственной могущественной мировой державы, по территории которой с I в. распространяется христианская вера.
Таким образом, «Вселенским» считается собрание епископов – предстоятелей местных Церквей, которые представляют полноту Христианской Церкви.
Однако, здесь, с точки зрения человеческой, довольно много неясного. Например:
- не существует канонических критериев порядка созыва; все семь из ныне известных как Вселенские собирались по инициативе императоров Византии, однако, это совершенно не значит, что Собор имеет право созывать только светская власть, и это не может быть сделано, к примеру, одной из Поместных Церквей;
- нет также критериев, по которым такое собрание признается Вселенским, а его решения – обязательными; количество участников, представляющих Церкви, таким критерием не является: хорошо известны случаи, когда очень представительные собрания епископов принимали постановления, противоречащие христианскому учению, а после считались даже «разбойничьими».
По сути, единственным «человеческим» критерием «вселенскости» является признание («рецепция») определений всей полнотой Церкви. Это может произойти как немедленно, так через годы, даже десятилетия. А часто – не случиться вовсе. Например, своего рода заявку на статус Вселенского (Восьмого) делал Ферраро-Флорентийский собор, на котором была подписана уния Православной Церкви с Католической (1439 г.) сразу был отвергнут верующими.
Но есть иной критерий, за пределами рассуждений «от ума». Он восходит к Апостольскому веку, когда ученики Христовы собрались впервые для решения общецерковных вопросов. Именно тогда возникла формула определения: «Изволися Духу Святому и нам» (Деян.15:28). Она говорит о том, что верность решений определяется свыше, таким образом, этот высший орган управления Церковью имеет происхождение не человеческое, таковы же его решения.
Именно этим обстоятельством вызвана (с человеческой стороны) правовая неопределенность статуса, порядка созыва, представительства, полномочий, критериев истинности. Существующие у христиан представления обо всех этих моментах основаны, «человечески рещи», на исторических прецедентах, а не на каких-либо юридических документах.
Кто подписывает решения Вселенского Собора?
Это всегда делали участвующие здесь епископы. На решениях, признанных полнотой Церкви, стоят также подписи императоров Византии, однако, это лишь значит, что принятые решения получают силу закона империи, а не то, чтобы они требовали одобрения светской власти.
Кто может принимать участие?
Исторически всегда присутствовало духовенство, церковнослужители, даже миряне. Они также могли выступать во время обсуждения: например, хорошо известна роль выступления св. Афанасия на I Вселенском Соборе. Он тогда был диаконом Александрийского епископа Александра. Но под решением епископов стоит именно подпись последнего: голосовать клирики, миряне, могли лишь тогда, когда представляли своего архиерея, который не мог присутствовать лично.
Свт. Афанасий Великий на первом Вселенском Соборе в Никее С какой целью собирались Вселенские Соборы?
Исторически обсуждавшимися на них вопросами были:
- догматы, или основные положения христианства; такие обсуждения, принятые решения всегда были реакцией на появление ересей – ложных толкований вероучения, требовавших поэтому церковного ответа;
- вопросы дисциплинарные, связанные с внутренней жизнью Церкви; они касаются, например, сроков постов, порядка рукоположения клириков, епископов, нравственных правил;
- при необходимости это также функции церковного суда высшей инстанции: например, отлучал от Церкви еретиков, отдельных предстоятелей – обычно также за еретические уклонения; исторически известны также случаи осуждения отдельных сочинений, содержащих неправые мнения о догматах – например, Оригена, хотя сам от Церкви не отлучался;
- наконец, еще одна прерогатива – предоставление автокефалии той или иной Поместной Церкви.
Список Вселенских Соборов
До середины XI в., когда Церковь раскололась на католиков и православных, их прошло было 7:
- Никейский 325 г.;
- Константинопольский 381 г.
- Эфесский 431 г.;
- Халкидонский 451 г.
- Пятый и Шестой Константинопольские – 553, 680 г.; постановнения дополнил Трулльский 692 г., ставший как бы их продолжением;
- Седьмой 787 г. – как первый, также проходивший в Никее.
Какие Вселенские Соборы признаёт Православная Церковь?
Вселенскими православные считают первые семь. Впоследствии, после 1054 г., имели место другие, претендующие на тот же статус.
Католики считают таковыми еще 14: от Константинопольского 869-70 гг., который провозгласил, что Папа Римский не подлежит соборному суду, до последнего, 1962-1965 г., известного всему миру как «Второй Ватиканский». Среди прочего, он утвердил богослужебную реформу, совершение служб на национальных языках, другие элементы модернизации Католической Церкви.
То, что на этих церковных собраниях не был представлен христианский Восток, а также серьезные догматические нарушения, которые содержат их решения, стали привели к непризнанию их вселенского статуса. Например, Церковь не может согласиться с добавлением к Символу Веры фразы об исхождении Духа «» (Тридентский, 1545-1563 гг.), догматом о непогрешимости Папы в части толкования истин веры (Ватиканский 1869-1870 гг.). Вызывают возражения некоторые дисциплинарные правила, как, к примеру, безбрачие духовенства (Латеранский, 1123 г.).
Второй Вселенский собор. Император Феодосий Великий, Нектарий патр. Константинопосльский, Кирилл патр. Иерусалимский, Дамасий папа Римский, Мелетий патр. Антиохийский; Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в.; местонахождение: Сербия. Косово. Монастырь Высокие Дечаны. Нартекс (притвор)
Интересный факт
19-27 июня 2016 г. в греческом городке Колимвари была сделана попытка провести Всеправославный Собор, также претендовавший на статус Вселенского. Инициатива исходила от Константинопольского Предстоятеля, Варфоломея. Однако 4 Поместных Церкви (включая Русскую) не прислали своих представителей, документы подписали далеко не все присутствовавшие архиереи. Основанием для несогласия со статусом Вселенского стали также догматические ошибки, которые содержат решения. Правила и догматические решения каждого из семи Вселенских Соборов
Все они были посвящены, прежде всего, борьбе с различными еретическими учениями, возникавшими из-за попыток рационалистически, «от ума», толковать догматы:
- Первый обсуждал вопросы так называемого арианства; созванные по настоянию императора Константина Великого, отцы разрешали вопрос о получивших распространение среди верующих взглядах священника Ария из Александрии; согласно им, Христос – не Бог, а творение Отца; отцы отвергли учение как еретическое; однако дискуссии об арианстве фактически продолжались не менее 50 лет;
- Второй – посвящен ереси Македония, который отрицал Божество Духа; после него в Символе Веры появился пункт о вере в Духа;
- Третий – осудил ересь Нестория, который учил, что Христос был простым человеком;
- Четвертый – противостал ереси монофизитов, считавших, что по Воплощении Божие и Человеческое слились во Христе как одно естество; это ставило под сомнение само спасение, представляло Иисуса не как брата людей по плоти, а как некое особое существо;
- Пятый, Шестой подтвердили учение Четвертого, кроме того, еще раз вернулись к вопросу о «двух природах» Христа: теперь на смену монофизитам пришло монофелитство, учившее об одной воле в Сыне Божием, так как Божественная воля поглотила человеческую; это убеждение, также делавшее сомнительным человеческое спасение, также было опровергнуто;
- Седьмой – отверг иконоборчество, восставшее на святые образы, отрицавшее их почитание.
Ереси Вселенских соборов
Таким образом, Церковь отвергла:
- арианство;
- македонианство;
- несторианство;
- монофизитство, монофелитство;
- иконоборчество.
Осуждение ереси несторианства на третьем Вселенском Соборе Оросы Вселенских Соборов.
Это собственно сами догматические определения, которые формулировали собравшиеся епископы, отсюда именование их «ὅρος» (орос), что значит «рубеж», или «предел». Во избежание заблуждений, отцы Духом Святым призывают верующих определять тот или иной догмат так, как это установлено Церковью.
Правила Вселенских Соборов.
Кроме того, принятые решения касаются различных вопросов церковной жизни. Важнейшие установления, касающиеся разрешения канонических вопросов, церковной дисциплины, собраны в книге Номоканон, или, по-русски Кормчей книге, от слова «кормило», руль. В России она с 1839 г. издается под именованием «Книга правил».
Восьмой вселенский собор. Собор антихриста?
Сейчас достаточно распространено мнение, что эта эпоха завершена, поэтому Восьмой может быть только «антихристовым», о чем имеются множество пророчеств различных «старцев», ни один из которых, правда, к лику святых не причислен.
Однако, если обратиться к истории, в трудах святых отцов можно обнаружить, например, что Восьмой Собор… возможно, уже давно состоялся. Это Константинопольский 879 г., проходивший при свт. Фотии: на нем осужден еретический западно-христианский догмат об исхождении Духа «и от Сына». Вселенским его считали:
- свтт. Симеон Солунский, Досифей Иерусалимский;
- св. Николай Кавасила.
Однако, такое мнение впоследствии оказалось нераспространенным.
Современные богословы признают, что новый Собор может быть созван, если возникнет такая необходимость. То, что от единства веры отпала Католическая Церковь, препятствием к созыву не является, ибо Церковь – едина и единственна.
Однако, не забудем: речь идет об особом, по сути, харизматическом органе церковной власти, поэтому решение принимать, безусловно, не людям. С начала XX в. многие верующие, правда, делают попытки подготовить его с целью православного ответа на вызовы современного мира, прогрессирующее обмирщение. Однако до сих пор реализовать идею не удалось, возможно, потому, что ответы давно даны. Евангелием, постановлениями Семи Соборов.
Вот как говорит об этом митрополит Тихон (Шевкунов): «Вселенские Соборы закончились еще в I тысячелетии. И сейчас никакой нужды в Соборах нет. Нет тех вопросов, которые ставились на Вселенских Соборах. Вопросов, проблем, угрожающих истинному исповеданию Бога Троицы… »
А вот ответ на этот вопрос прот. Димитрия Смирнова: «Соборов может быть и восемь, и шестнадцать, и сорок пять, и сколько угодно. Просто некоторые люди подпадают под магию цифр: семь даров Святого Духа, семь Соборов. И думают: о, а восьмому не бывать. А почему не бывать? Соборов сколько надо, столько и будет. Если потребуется что-то, возникнет какое-то разномыслие внутри православия… Никакой мистики в количестве соборов не существует…»
Иконы отцов Вселенских соборов
Самые ранние такие образы известны на стенах нартексов (притворов) храмов Византии, а также Палестины.
Считается, что самый ранний образ относится к VII в. Место его расположения – базилика Рождества Христова (Вифлеем). Особенность этой мозаики – то, что Соборы изображены символически, включая:
- престолы с Евангелиями на них;
- тексты постановлений.
Икона памяти святых отцов VII Вселенского Cобора
На других иконах центром композиции является Евангелие на престоле, вокруг которого – образы участников, включая императора. При этом участвующие, еще не канонизированные, на древних образах могут представляться без нимбов святых.
Нередко подобные фрески украшали также дворцы императоров, правда, иногда они становились частью богословской полемики. Например, царь-монофелит Филиппик Вардан велел стереть изображение VI Собора, заменив его на портреты еретичестствующего Патриарха Сергия, а также на собственный.
После Крещения, эта иконография распространилась по Руси, но к этому времени она несколько изменилась:
- образы писались уже не в притворе, а на стенах основной части храма;
- по центру, на троне, изображался царь, ниже епископы, затем – другие присутствовавшие.
Храмы Семи Вселенских Соборов
Народный каталог православной архитектуры «Соборы.ру» дает только один храм на всю страну с таким посвящением. Реально таких церквей несколько больше, однако они действительно встречаются редко.
Храм Святых отцов Семи Вселенских Соборов Санкт-Петербурге
Он именовался также Синодальным, будучи домовым Св. Синода. Освящение совершил митр. Филарет Московский 27 мая 1835 г. Известно, что его иконостас включал образы святых отцов, а также небесных покровителей трех царей – Петра I, Александра I, Николая I. Церковь упразднена после 1917 г., ее помещения занял архив. Восстановить храм удалось только к концу 2000-х. 27 мая 2009 г. его повторное освящение совершено Патриархом Кириллом.
Соборный храм Семи Вселенских соборов с церковью Даниила Столпника
Он является самой старой каменной постройкой Данилова монастыря столицы (1581 г.). Он имеет также древнейший местный иконостас, где, однако, есть иконы современного письма, включая храмовую – изображающую отцов вокруг стоящего Христа.
Соборный храм Семи Вселенских соборов с церковью Даниила Столпника
Он является самой старой каменной постройкой Данилова монастыря столицы (1581 г.). Он имеет также древнейший местный иконостас, где, однако, есть иконы современного письма, включая храмовую – изображающую отцов вокруг стоящего Христа.
Церковь прп. Даниила Столпника, небесного покровителя основателя обители, блгв. кн. Даниила Московского, перенесена на верхний этаж храма только с XVIII в.
Их эпоха давно завершена, но каждый православный знает Символ Веры, утвержденный святыми отцами, а Церковь до наших дней следует выработанным правилам, разрешая спорные вопросы внутренней жизни. Выходит, сделанное не подвержено времени. Это понятно. Ведь сами отцы говорили о своих решениях, что они – не совсем их собственные: «Изволися Духу Святому и нам». А Он ныне тот же, что тысячелетия назад.
Автор Наталья Сазонова
Канонические правила Православной Церкви с толкованиями Четвертый Вселенский Собор – Халкидонский
По каждой епархии, как селах, или предградиях сущие приходы, должны неизменно пребывать под властью заведывающих оными епископов: и наипаче, аще, в продолжении трдцати лет, безспорно имели оные в своем ведении и управлении. Если же не далее тридцати лет был, или будет о них какой спор: то да будет позволено почитающим себя обиженными, начать о том дело пред областным Собором. Если же кто будет обижен от своего митрополита: да судится пред экзархом великия области, или пред Константинопольским престолом, якоже речено выше. Но Если же царскою властию вновь устроен, или впредь устроен будет град: то распределение церковных приходов да последует гражданскому и земскому порядку.
Зонара
. Нарушать чужие права, обижать соседей и похищать не принадлежащее себе – воспрещено всем вообще, а гораздо более епископам, которые притом должны служить для своих подчиненных первообразом для подражания во всем добром. Итак, это правило постановляет, чтобы приходы, как деревенские так и сельские, неизменно оставались под властию заведывающих ими, то есть почти тоже, что повелевается решением третьего собора, ефесского; только тот собор дал постановление о больших областях и епархиях, в которых обыкновенно рукополагаемы были епископы, а этот собор дает постановление о приходах, каковыми могут быть небольшие и малонаселенные местности, которые собор разделяет на деревенские и сельские. Говорят, что деревенскими приходами называются приходы, лежащие на окраинах епархии и имеющие небольшое число обитателей, которые называются также однодворными, а сельскими те, которые прилегают к полям и селам и имеют больше жителей. Итак, собора повелевает, чтобы эти приходы, каковы бы они ни были, неотъемлемо оставались под управлением епископов, заведывающих ими и тем более, говорит правило, должны принадлежать им, если в течение тридцати лет бесспорно, то есть без насилия кому нибудь, но на доброй вере, то есть без всякой несправедливой причины они обладали ими и устрояли их. Ибо тридцатилетняя давность делала для них твердым владение сими приходами. Но если кто-либо до истечения тридцати лет возбудит дело и скажет, что известный приход принадлежит ему; то правило хочет, чтобы дело рассматривалось на соборе той области. А если епископ епархии обвиняет своего митрополита, они должны судиться у экзарха округа, или у патриарха константинопольского. Некоторые экзархами округов называют патриархов и в подтверждение своего мнения пользуются 48 (42)-м правилом карфагенского собора, в котором говорится: «епископ первого престола да не именуется экзархом иереев, или верховным священником, или чем нибудь подобным, но только епископом первого престола». А другие говорят, что экзархами называются митрополиты областей и приводят в удостоверение 6-е правило сардикийского собора, в котором говорится: «подобает чрез послание экзарха области (разумею епископа митрополии) воспомянути». И лучше было бы экзархами считать митрополитов областей, как наименовало их указанное правило сардикийского собора. Таким образом мысль сего правила о разделении судилищ была бы такова: когда епископ имеет дело с соепископом или клирик с епископом, тогда судьею их поставляется митрополит, которого правило называет и экзархом округа, а когда епископ имеет обвинение против своего митрополита, тогда правило поручает суд константинопольскому патриарху. Но не над всеми без исключения митрополитами константинопольский патриарх поставляется судьею, а только над подчиненными ему. Ибо он не может привлечь к своему суду митрополитов Сирии, или Палестины и Финикии, или Египта против их воли; но митрополиты Сирии подлежат суду Антиохийского патриарха, а палестинские – суду патриарха иерусалимского, а египетские должны судиться у патриарха александрийского, от которых они принимают и рукоположение и которым именно и подчинены. Назывались экзархами и другие, например епископ Кесари каппадокийской, ефесский, фессалоникийский и коринфский, которым, говорят, поэтому и дано было преимущество носить в их церквах полиставрии. Но аще, говорит правило, царскою властию вновь устроен, или устроен будет град и так далее. Сущность сих слов состоит в том, что если царь устроит новый город и посредством правительственных распоряжений то есть писаных постановлений, даст ему какие либо права и преимущества; то этим правительственным распоряжениям должен следовать и порядок церковных епархий. Отцы говорят почти следующее: так как мы не имеем возможности противиться царской власти, то пусть в этом следует распоряжениям царей и церковный порядок.
Аристен
. Сельский и деревенский приход, если в течение тридцати лет был во власти (епископа), и далее должен оставаться под его же властию. А если менее, то может быть спор о нем. Если, по царскому повелению, вновь устроен град; то порядок церковных приходов должен следовать гражданскому и земскому порядку. Если церкви о каком либо недвижимом имуществе имели споры с частными лицами и в течение сорока лет молчали, никаким образом не стесняя владевших этим имуществом, то после сего оне уже не могут по праву возбуждать сии споры, ибо ясно лишаются сего права. А если церковь имеет спор с другою церковью, то обе имеют равные права; и если в течение тридцати лет не предъявляла спора, а молчала и после сего возбудит спор; – то теряет свое право за пропуском времени. Итак, и настоящее правило постановляет, что епископы в течение тридцати лет заведовавшие сельскими, или деревенскими приходами других епископий, должны неизменно заведовать ими. Если же до истечения тридцати лет было об них сомнение, то заведывающие ими не должны быть лишены своего права с истечением тридцатилетия, но могут искать о них суда пред областным собором вместе с теми, которые считают себя обиженными. Под именем деревенских и сельских приходов здесь разумей не города какие нибудь и селения, но деревни, и сельскими считай те, которые лежат среди деревень и сел, а деревенскими – отдаленные от этих и учрежденные на окраинах, которые ныне называют однодворными. – Если царь вновь устроил город, или устроит когда нибудь, соседний епископ не должен возбуждать от этом спора и привлекать оный к своей епархии, но должен следовать гражданскому и земскому порядку, так что новый город должен иметь под своею властию епископ той области, или епархии, к которой он приписан и подчинен.
Вальсамон
. Некоторые утверждали, что здесь правило говорит не о приходах; а о других правилах, принадлежащих епископии каждой области. Но это неверно, как видно из конца правила, где говорится, что в городах, которые царь вновь устроил, или устроит, он может установлять что ему угодно относительно епископских прав. Читай еще 12-е правило настоящего собора и 38-е трулльского собора. Содержание настоящего правила следующее: некоторые хотели правила, в которых говорится о приходах, относить только к городским приходам, а не вместе с тем и к бедным деревенским. Итак, определено, чтобы епископы бесспорно заведовали теми приходами, которыми управляли они в течение тридцати лет без насилия, будут ли это деревенские приходы, то есть малые, которые называются также однодворными, или сельские, то есть имеющие многих обитателей. А если, говорит, до истечения тридцати лет другой епископ предъявит из за этого иск пред областным собором; то должен быть соблюден порядок установленный для сих дел. А если митрополит делает несправедливость своему епископу, то дело о приходе должно быть судимо пред экзархом округа, или патриархом. Определяемое царями в их публичных постановлениях, то есть царских указах для городов, которые ими вновь устроены, или будут устроены, должно оставаться в том виде, как они определили, потому что и церковь обязана следовать таким определениям. Имея в виду сказанное, не говори, что заведывающие приходами без насилия в течение тридцати лет, уже неприкосновенны, а не таковые, то есть те, которые владели насильно и по истечении тридцати лет, могут быть привлечены к суду; но прочти последнюю главу 2-го титула 5-й книги Василик, то есть 1-ю главу 111-й новеллы, где говорится следующее: никакое дело, касающееся честного дома (то есть церкви) ни личное, ни залоговое не может быть вчиняемо по прошествии сорока лет, с надлежащими для каждого такового благочестивого дома сроками времени, то есть с соблюдением своего времени. Читай и вне этой главы находящееся древнее постановление, в котором говорится следующее: «настоящая новелла церквам, ведущим тяжбы с частными лицами, предоставляет право сорокалетней давности». А 17-е правило халкидонского собора, помещенное в 5-й главе 1-го титула номоканона, церквам, имеющим дело с церквами же, назначает тридцатилетний срок. Не удивляйся этому; ибо на основании этой же 111-й новеллы и 3-й главы 3-го титула 5-й книги (Василик), то есть 131-й новеллы, церкви имеют и другое преимущество. В этой главе говорится: «повелеваем, дабы святым церквам и всем другим достопочитаемым местам, вместо десятилетней, двадцатилетней и тридцатилетней давности, была предоставлена только сорокалетняя давность, – с сохранением сего же срока давности и в случае требования исполнения завещаний и наследств, оставленных на благочестивые дела; так чтобы церкви, если оне имеют спор не с религиозными учреждениями, ограничиваемы были одною сорокалетнею давностию, а сами церкви в отношении к тем, которые ведут против них иски, ограждаются узаконенными сроками давности. Но когда церкви имеют споры между собою, тогда не пользуются преимуществом сорокалетней давности, а действуют на основании общих законов». Заметь из настоящего правила, что царю дозволяется отменять церковные преимущества. Ибо если им дозволено делать, какие им угодно распоряжения о приходах в городах, им вновь устрояемых; то тем более, по моему мнению, они могут возводить епископию в достоинство митрополии, предписывать постановления игуменов и давать действительные повеления о другом сему подобном.
Славянская кормчая
. Посреде сел предел, или на краи негде, аще тридесять лет держан есть беспоминания, да держится. Аще же внутрь тридесяти лет, воспомянется о нем, да судятся. Аще же поставится град царским повелением, градским и людским уставом, да последует и чин церковных предел.
Толкование
. Аще убо под церковную власть, рекше, под епископию прейдет мирских людей предел некак, или ино что от таковых, и за четыредесять лет, умолчаша господие, никакоже помянувше о таковых держащим ю, ктому не могут взяти таковых, того ради отгоними, понеже за толико лет не воспомянуша. аще же церковь от другия церкве, рекше, епископия от епископии, имать взято некия ради вины, село или виноград, или ино что таково, и за тридесять лет не воспомянут о таковых господие, но умолчат: и аще потом начнут нечто глаголати о том, да отриновени будут, понеже за толико время умолчаша. Повелевает убо и се правило, яко аще некии епископ от другого епископа, или от сосед своих, и от живущих на краи негде по некоей распри возмет село, или виноград, или ино что таково, и по прошествии тридесяти лет, аще не воспомянут нем, да держат твердо. Аще же прежде исполнения тридесяти лет взыскание и распря будет о том, держащии таковая, не оправдятся сами, но со взыскающими таковых судятся пред собором всея области епископов. аще же царь созиждет нов град, да не имать распри о том, иже есть близ его епископ, и под свою власть повинути его да не ищет, и градским и людским обычаем да последует: и да имать и под собою тоя области епископ, под ним же быти повелением царевым написан бысть.