Список православных имен для мальчиков по церковному календарю

Список православных имен для мальчиков по церковному календарю

Святцы являются источником мужских имен, наделенных особой энергетикой. Каждая мать хочет для своего малыша счастливой и легкой жизни, поэтому тщательно выбирает имя для новорожденного, обращаясь за помощью к церковному календарю. Считается, что мальчик, день ангела (именины) которого совпадает с числом его рождения, будет везучим и успешным человеком, которому всегда будет покровительствовать святой угодник, в честь которого он был наречен.

На сегодняшний день мужские имена Роман, Артем, Владимир, Максим, Александр и Алексей являются наиболее популярными. Часто родители нарекают своего сына православным именем, которое означает победу: Виктор, Никита, Николай. Красивые и редкие мужские варианты: Платон, Феодосий, Прокофий, Варлаам, Вениамин, Виссарион, Илларион. Исконно русские мужские имена: Владислав, Мстислав, Ярослав, Святослав, Вячеслав, Всеволод, Борис, Станислав, Ростислав.

Как назвать сына по святцам?

Имя ребенка должно быть созвучно с его отчеством и фамилией. Выбор зависит от даты рождения малыша, а также от предпочтений матери ребенка и современных тенденций.

Имянаречение по христианским канонам происходит на восьмой день после рождения младенца, но родители могут руководствоваться и ближайшими датами, если имена, которые указаны на эти числа, им не нравятся. Можно назвать мальчика именем того небесного покровителя, который наиболее почитается матерью и отцом ребенка.

Крещение новорожденного обычно приходится на сороковой день после появления на свет, поэтому мальчику дают имя того святого угодника, который почитается по церковным канонам в этот день.

Родители не только должны знать характеристику имени, которым они решили назвать своего сына, но и внимательно изучить историю жизни святого, в честь которого они нарекли мальчика. Ребенок будет связан незримыми узами со своим небесным покровителем и сможет обратиться к нему, когда на душе будет особенно тяжело и вера в Бога ослабнет. Святой угодник поможет мужчине в любой ситуации и ниспошлет благословение и жизненную энергию для дальнейших свершений.

Священники настоятельно не рекомендуют нарекать ребенка в честь своих родственников, смерть которых была трагической, поскольку у мальчика будет трудная жизнь, и он может повторить их судьбу. Выбирать имена великомучеников также не рекомендуется, чтобы не обречь своего сына на жизнь, полную страданий и лишений.

О православных именах

Верующие люди, как католики, так и христиане, стараются проживать свои жизни согласно религии. Так же происходит и в православии. И стоит отметить, что в соответствии с библейскими традициями, именованию человека и вопросу наречения его библейским православным именем, всегда отдавалась дань в виде большого значения. Именно поэтому-то многие православные верующие люди и стараются своих детей еще при рождении нарекать именами Святцев.

К слову, в раннем христианстве как такового регламента, в соответствии с которым получалось бы имя, не было, а большинством имен, дававшихся в то время детям, были языческими. Но со временем многие языческие имена были причислены к христианским – это случалось в момент, когда их носителей причисляли к числу Святых за те или иные религиозные и не только поступки.

Список мужских православных имен по алфавиту

В православном именослове числится более 1000 разнообразных вариантов, среди которых можно встретить множество благозвучных и современных. Святцы постоянно обновляются и дополняются именами святых новомучеников, которые были недавно канонизированы церковью, поэтому списки могут незначительно отличаться в различных редакциях.

Чаще всего в церковном календаре встречаются мужские православные имена следующего происхождения:

  • славянские;
  • греческие;
  • библейские (еврейские);
  • скандинавские;
  • латинские;
  • египетские.

Полный список вариантов со значениями представлен по алфавиту в таблицах ниже.

Буквы А-Е:

ИмяЗначение
АндрейМуж, мужчина
АдамЧеловек, вылепленный из красной глины
АлексейЗащищающий
АфанасийБессмертие
АлександрЗащищающий людей
АркадийЖитель Аркадии
АнатолийЖитель Востока
АристархОтличный военачальник
АввакумБожья любовь
АверкийУдаляющий
АрсенийСильный духом, мужественный
АвраамМножественный отец
АгапийЛюбовный
АгафонМилосердный, добрый
АлфейПеременчивый
АнтипКрепкий
АнтонЦветущий
АполлонГубительный
АрийЛьвиный
АристоклийЧудесный
АртемСильный, здоровый
АртемонПарус
АстерийЗвезда
АффонийИзобилие
АхиллСкорбящий
БогданГосподом дарованный
БорисБорющийся
ВарлаамСын Господа
ВикторПобедитель
ВладиславСлавой владеющий
ВячеславСлавный воин
ВадимПривлекательный
ВениаминРебенок десницы
ВалентинКрепкий
ВалерийПринадлежит к роду Валериев
ВарфоломейСын Птолемея
ВарнаваУтешающий
ВенедиктБлагословенный
ВасилийЦарь
ВикентийПобеждающий
ВиссарионДремучий, лесной
ВладимирВладеющий миром
ВиталийЗдоровый, жизненный
ВсеволодВсевластие
ВласийНеповоротливый
ГеоргийВозделывающий землю, земледелец
ГавриилПомощник Господа
ГерманЕдинокровный
ГригорийНеспящий, бодрствующий
ГеннадийБлагородное происхождение
ГордейГордый
ГерасимУважающий
ГлебБожий наследник
ДмитрийПосвященный Деметре
ДавидЛюбимый
ДенисВесельчак
ДаниилМой судья — Господь
ДемидЗабота Господа
ДемьянПосвященный Дамии
ЕлисейСпасение — это Господь
ЕгорЗемледелец
ЕфремУрожайный, плодовитый
ЕвдокимСлавный
ЕвграфХорошо пишущий
ЕвсейБлагочестивый
ЕмельянПринадлежит Емилию
ЕвгенийБлагородный
ЕвстахийТвердостоящий
ЕфимБлагодушный
ЕвтихийРадостный, счастливый
ЕвтропийБлаговоспитанный
ЕлеазарПомогающий Богу
ЕлладийЖитель Эллады
ЕпифанийЯвившийся
ЕрмилОбитает в роще Гермеса
ЕрмолайВестник
ЕрмейПрибыльный
ЕлевферийВольный, свободный
ЕфросинийБлагомыслящий

Буквы З-М:

ИмяЗначение
ЗахарБожья память
ЗиновийПраведник
ЗосимаЖизненный
Иван (Иоанн)Благодать Божья
ИсаакСмешной
ИгнатПламенный
ИгорьВоинский
ИпполитКоней распрягающий
ИннокентийПраведный, невинный
ИларионРадость
ИльяБожья крепость
ИосифПриумноженный
ИраклийСлава Геры
ИсмаилГосподь слышит
КасьянПустой
КириллВладеющий
КлиментСмилостивившийся
КлавдийХромой
КонстантинУстойчивый, постоянный
КондратКопейщик
КорнелийКизил
ЛевЛев
ЛазарьПомощник Бога
ЛаврентийЛавровый
ЛеонидПодобен царю зверей
ЛукаЖитель Лукании
ЛукьянСветлый
МакарБлаженный
МаврикийТемный
МаксимВеличайший
МихаилПохожий на Бога
МаркУвядающий
МаркеллПосвященный Марсу
МаркианПринадлежит Марку
МатвейБогодарованный
МефодийУпорядоченный
МиронБлагоухающий
МоисейДитя, ребенок

Буквы Н-Я:

ИмяЗначение
НиколайПобедитель
НазарПосвященный Господу
НаумУтешение
НесторВозвратившийся
НикифорТриумфатор
НикитаПобедитель
НиконВидящий победы
ОнисимПолезный
ОлегПраведный, священный
ОрестГорный
ПанкратВсесильный
ПавелМладший
ПантелеймонВсемилостивый
ПарамонСтабильный
ПахомСтатный, широкоплечий
ПетрСкала, камень
ПиннаПерламутровая раковина
ПоликарпМного плодов
ПонтийМорской
ПроклДальний
ПрокопПреуспевающий
ПрохорУправляющий хором
ПлатонШирокоплечий
РафаилЦелительный
РоманИз Рима, римский
РодионГеройский
РостиславРастущая слава
СамуилБогом услышанный
СавваВинный
СтаниславУстановивший славу
СерафимОгненный
СергейВысокий
СеменУслышанный
СоломонМирный
СофронЗдравая мысль
СпиридонНадежный
СтепанВенец
ТарасБунтарский
ТимофейБога почитающий
ТихонСудьбоносный
ТерентийРастирающий
ТрифонШикарный, роскошный
ТрофимКормящий, кормилец
УриилБожий свет
ФадейХвала
ФеликсСчастливый
ФедорДар Господа
ФилимонЛюбящий
ФеодосийДанный Господом
ФедотДарованный Богом
ФиларетДобродетельный
ФилиппЛюбит лошадей
ФомаБлизнец
ХаритонБлагодать
ЮрийЗемледелец
ЮлианПринадлежит к роду Юлиев
ЯрославОбладает яркой славой
ЯковСледует по пятам, неотстающий

Каким Святым принадлежат православные церковные имена?

В современности принято ровнять под одну линейку всех Святых и просто говорить, мол, «это церковное православное имя». Но дело в том, чо на самом деле все имена подразделяют на категории в зависимости от того, кому принадлежали. Более того, сами Святые были в свое время поделены на несколько категорий. Если точнее, аж на десять категорий.

Деление зависит от характера христианских подвигов, которые совершались Святыми. Традиционное церковью их подразделяют на лики, или разряды, если простым языком. То есть, православные церковные имена в соответствии с этим утверждением делятся на имена:

  • Пророков – Божьи избранники, которым он открывал Свою волю;
  • Апостолов – это первые ученики Иисуса Христа, и все они принадлежат к первым двенадцати ученикам, которые и стали Апостолами;
  • Просветителей и Равноапостольных – это в своем большинстве Святые, что привели своими проповедями к Христу целые народы и государства, до этого не веровавшие в Христа и его деяния;
  • Святителей – среди их небольшого количества пастыри, отцы, и как таковые учителя Церкви, что смогли получить благодать Святого Духа от апостолов;
  • Мучеников, Великомучеников, Исповедников, и Страстотерпцев – в своем большинстве это Святые, которыми была принята мученическая смерть, или которыми испытывались жестокие гонения конкретно из-за христианской веры;
  • Преподобных – а это в своем большинстве Святые люди, что пожертвовали во имя веры в Бога и христианства своими собственными мирскими благами, семейными и общественными отношениями, статусами и не только;
  • Бессребреников – тут уже речь идет о Святых, что служили жертвенно и бескорыстно всем, кто нуждался в помощи (бедным, больным и страждущим);
  • Блаженных – Святые, получившие дары чудотворения и пророчества, несмотря на гонения, поношения и отречение от привычного образа жизни;
  • Праведных – угодившие Богу и христианской вере, но при этом не пожертвовавшие ни образом жизни, ни другими ценностями;
  • Благоверные – к этому лику отнесены правители, цари, князья.

Другими словами, среди церковных православных имен много таких, которые принадлежали Святым, отнесенным к разным ликам. Но не стоит думать, что те или иные лики имеют меньшую или худшую в сравнении с другими именами энергетику. В этом плане христианские имена не подразделяются.

Для справки: далеко не все святые, имена которых были занесены в церковный православный именослов, описаны историей, и далеко не все подвиги их были описаны в писаниях. В именослове достаточно много имен Святых, которые были занесены в именослов, но не были описаны, ни в плане деяний, ни в плане лика.

Statusname

Традиция присвоения маленьким детям имярека героя веры зародилась еще в первых веках нашей эры. Некоторые имена переходили из поколения в поколение, к примеру, Иаков, Авраам, Исаак. Некоторые были включены в Святцы только благодаря людям, возведенным в ранг святых. К примеру, креститель Руси князь Владимир во время обряда крещения получил имя Василий, а княгиня Ольга приняла веру как Елена. Это второе наименование являлось связующей ниточкой, соединяющей христианина и его заступника (святого или мученика). Долгое время общий список доступных имен состоял из имяреков родом из Великой Римской Империи – это были римляне, греки, персы, сирийцы и евреи, пострадавшие за веру в Бога.

В момент возникновения христианства образовались пять епархий:

  • Антиохийская;
  • Константинопольская;
  • Римская;
  • Александрийская;
  • Иерусалимская.

В силу разных ареалов существования первые воцерквленные назывались народными именами. Уже позднее были созданы синодики, куда вписывались имяреки почивших родных и близких, епископов и патриархов.

Обычай наречения именем святого был официально узаконен только в VI веке н.э. Примерно в то же время были сформированы Святцы.

Фото. Псковский кремль. Автор: dimbar76 / Shutterstock.com.

Православные имена

В русской православной церкви также опираются на Святцы, однако если имярека нет в сборнике, то берут чаще всего нечто близкое по звучанию. К примеру, христианское имя для мальчика Ян заменяется на Иоанн.

Основную массу православных наименований составляли византийско-греческие (Николай, Петр, Василий). Однако с принятием христианства на Руси список пополнился – добавились славянские Ярослав, Святослав, Мстислав, Ростислав, Вячеслав и скандинавское Олег. Также в составе есть имяреки латинского происхождения Сергей, Павел, Виктор и еврейские имена Гавриил, Даниил.

Для православных грузин типичны древнееврейские, латинские и греческие имена Григоли, Гиорги, Иоанэ, Давид, Мосэ. Они стали использоваться уже после принятия в V веке н.э. народом христианства. Благодаря присоединению Грузии и сотрудничеству церквей двух в прошлом отдельных государств в XIX веке в русском месяцеслове появилось три десятка необычных имяреков, таких как Авив, Гоброн, Шалва, Шио. В свою очередь, грузины при крещении стали именовать детей, ориентируясь на Святцы. Также у них учитываются все местные святые, внесенные в специальный христианский календарь имен мальчиков, в качестве примера можно привести наименования Ашот и Вахтанг.

Среди греков также очень много представителей православной церкви, но традиции имянаречения у них свои. Так, первенцев мужского пола называют подобно деду по отцовской линии, а второго сына в семье – как деда по материнской линии. Если у одних родителей 3 и более сыновей, то имярек присваивается произвольно, однако существует одно негласное правило – «не именовать детей как отца». Большинство имен святых, занесенных в специальные справочники греками, нам знакомы – это Лука, Афанасий, Григорий, российский вариант «Дмитрий» в греческом приобретает форму «Димитрий» с мягкой гласной «д».

Фото. Вид на Собор Святого Петра (Ватикан) с реки Тибр, Рим, Италия. Автор: Diliana Nikolova / Shutterstock.com.

Католические имена

С момента возникновения христианства и до IX века разногласия между приверженцами одной веры все назревали, и в XI веке образовалась Восточно-кафолическая и Римско-Католическая церковь. С этого времени и по сегодняшний день в католичестве, наряду с принятием основных черт христианского учения, прослеживаются отдельные индивидуальные догматы и традиции течения, в том числе и по части имянарекания.

Называют приверженцев католической церкви аналогично православным – при помощи Святцев. Некоторые христианские мужские имена совпадают с православными, так как до раскола все пользовались общими сборниками и календарями. Основную их долю составляли те, которые упоминались в Библии. Благодаря вторжению германских племен уже после организации отдельной ветви христианства в католических сборниках появились Адольф, Зигфрид и Бернард.

Во времена крестовых походов увлеченность религией падает, большинство традиций и обрядов перестает соблюдаться, святые отныне не так почитаемы. Однако в Средневековье, не без помощи Папы Григория VII культ мучеников и преподобных возвращается, в Европе возрастает интерес к религиозной составляющей, детей начинают называть согласно специальным спискам и календарям.

Фото. Автор: enterlinedesign / Shutterstock.com.

Протестантские имена

В XVI веке возник протестантизм как оппозиция католичеству, которое признавалось отошедшим от первоначальных христианских догматов. Это была настоящая религиозная революция, названная позднее одним из этапов Реформации под руководством Мартина Лютера.

«Новоиспеченными» стали активней использоваться имена из Ветхого Завета – Сэмюэл (Самуил), Бенджамин (Вениамин), Эбрахам (Авраам). При этом так как протестантство Наиболее изобретательные протестанты решили и вовсе искоренить все неугодные наименования – и они стали называть детей английскими абстрактными понятиями (один из достойных примеров у женского пола – Черити (Чарити) – от англ. charity – благотворительность, милосердие). Но были пуритане и еще более изощренные – это те, кто называл свое чадо составным именем – Бляйбтрой (Bleib treu — с нем. «будь верен» (своей религии) – сегодня это сочетание перекочевало в фамилии европейцев, Тоде ди Зинде (Tode die Sinde – от нем. «умертви грех»).

Что интересно, у протестантов не принято почитать святых и мучеников. Еще одной из шокирующих традиций для любого православного или католика может стать обряд крещения уже в сознательном возрасте. У пуритан не приветствуется проведение данного ритуала с малышами, так как считается, что они все равно попадут в рай. Для проведения обряда нужно, чтобы юноша или девушка были в осознанном возрасте и смогли принять покаяние.

Общехристианские имена

Общими для всех трех традиций являются имена Александр (иногда перерастает в краткое «Alex»), Петр (Питер, Peter), Иван (Иоанн – у англичан, Иоаннис – у греков, Иоанэ – у грузин), Павел. Их можно увидеть в Ветхом и Новом Завете, в частности, Иоанн, Павел и Петр – это имена 3-х из 4-х апостолов. Общность объясняется поздно выделившимися в обособленные направления протестантизмом (XIV век) и католицизмом (XI век).

Заключение

Итак, благодаря изучению исторических фактов и теорий мы обнаружили, что выбор красивого христианского имени для мальчика производится во всех религиозных течениях различным образом. Чаще всего родители не обращают внимания на происхождение имярека, им важно, чтобы наименование разрешалось в рамках их конфессии.

Помните, что даже если вам понравится какое-либо имя, но его не будет в Святцах, то всегда можно дать ребенку нечто созвучное или относящееся к дате рождения, тогда чадо всю свою земную жизнь будет под защитой (если верить православному и католическому обычаю).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: