История появления
Адам есть и в иудаизме, и в христианстве, и в исламе. В Ветхом Завете сотворение первого человека представлено в двух вариантах. Прародитель человеческого рода явился на свет по воле Бога, который создал его из земного праха, вдохнув «дыхание жизни» в ноздри. Другая интерпретация такого значимого события – Бог создал Адама и Еву по своему образу и подобию для того, чтобы пара управляла всем живым на земле.
Адам и Ева с Богом
На долю героя выпали долгие годы жизни: судя по библейской хронологии, Адам увидел белый свет в 3760 году до нашей эры и прожил 930 лет. Возраст первого мужчины стал предметом споров у исследователей. Одни утверждают, что в те времена человеческое бытие тянулось столетиями. Другие уверены – возраст стоит считать в лунных месяцах. Тогда, если 10 лет принимать за один год, то Адам прожил всего 75 лет.
В Коране библейский сюжет повторяется, но с некоторыми изменениями. Мужчину Аллах сделал из глины, чтобы поставить своим наместником на земле. Информация о продолжительности жизни первого человека в исламе не указана.
В славянских апокрифах исследователи встречают другую историю сотворения первого мужчины. Бог «собирает» Адама из того, что оказалось под рукой. В ход идет горсть земли для создания тела, из моря образуется кровь, из солнца глаза, облака – это мысли, а ветер и огонь подарили дыхание и телесную теплоту.
Первый грех человечества
Когда первые дети Пророка Адама (а.с.) – Кабиль и Хабиль – выросли, настала пора их женить. Если Хабиль был доволен своей супругой, то Кабиль завидовал младшему брату, считая себя обделённым. Ситуацию также усугубил и случай, произошедший во время жертвоприношения. Дело в том, что в то время люди приносили жертву в специальное место. После чего должен был появиться огонь и поглотить её. Если это происходило, то жертва считалась принятой. В тот день Хабиль принёс тушу самого большого скота. А Кабиль, поскупившись, принёс лишь растение, непригодное для пищи. В итоге обнаружилось, что жертва Хабиля была принята, а Кабиля – нет. После чего им овладел гнев, и он решил убить своего брата.
Так произошёл первый в истории человечества грех, а Кабиль стал первым обитателем Ада среди людей.
Жизнь в Эдеме
И Бог, и Аллах поселили Адама в райский сад Эдем, утопающий в зелени фруктовых деревьев. Мужчине, назначенному хранителем и «садовником» чудесного места, разрешалось употреблять плоды любых растений, кроме одного – создатель строго настрого запретил прикасаться к фруктам Древа познания Добра и Зла. Адам знал, что ждет его страшная кара в виде смерти, если он ослушается отца.
Адам в Эдемском саду
Первый человек наслаждался благодатной жизнью в Эдеме, нежился под теплым солнцем и горя не знал. Однажды Бог привел к мужчине только что созданных животных, чтобы Адам смог дать им имена и выбрать равного помощника. Однако среди живности не оказалось существа, подобного человеку. Тогда Бог вынул у Адама ребро и сотворил Еву, которая отныне стала его женой. Супруги щеголяли по райскому саду абсолютно нагими, но в душе еще не ведали такого чувства как стыд.
Непослушание Адама в Библии
Казалось бы, все было превосходно, жизнь наполнена радостью и бьет ключом. Адам общается с Творцом; рядом жена Ева помогает ему в управлении садом.
В Библии описывается событие, которое повлияет на все человечество. Сначала Ева, а потом и Адам ослушались повеления Создателя, что повлекло за собой познание зла (грех). Из-за непослушания человек потерял славу Божью, то положение пред Богом, которое имел.
Пришло наказание — изгнание из сада, в результате которого Адам не мог больше ходить пред Богом и общаться с Ним как прежде. В жизнь человека пришли проблемы: тяжелый труд, ссоры, зависть, убийство, ненависть, гордость, превозношение, всякая нечистота и т.д. — все это следствие непослушания. Читая Библейские истории, можно увидеть, как грех порабощает и разлагает поколение за поколением, влияя на человечество и до наших дней.
Адам жил 930 лет. Он исполнил Божье слово плодиться и размножаться, но, к сожалению, сделанную ошибку исправить был не в состоянии.
Любящий Бог нашел способ, как вернуть человека к себе. Он послал последнего Адама, Который заплатил большую цену.
Изгнание
Бок о бок с парочкой первых людей жил хитрый змей-искуситель, который долго убеждал Еву попробовать плод запретного дерева. Гад уверял, что смерть не грозит, наоборот, люди станут равными Богу и, наконец, познают добро и зло. В конце концов, женщина сдалась, а вслед за ней и Адам вкусил плод. Волшебство не заставило себя ждать – герои вдруг почувствовали стыд от наготы и поспешили спрятаться от взора отца.
Адам, Ева и змей-искуситель
Разгневавшийся Бог проклял змея, обрекая того навеки ползать и питаться прахом. Адам же вместе с супругой был изгнан из рая. В нагрузку к этому персонажи получили россыпь неприятных последствий: отныне женщина обречена рожать в муках, а мужчина ради пропитания должен ежедневно трудиться до семи потов.
Отобрал создатель у детей и еще один бонус – бессмертие. С тех пор людей преследовали старость и непременная гибель, которая возвращает прахом в землю, откуда и появился когда-то Адам. Но, отправляя в изгнание жителей Эдема, Бог хотя бы даровал им «кожаные одежды».
Адам и Ева изгоняются из Рая
В исламской традиции в роли искусителя выступил джинн Иблис. И если в христианстве в ослушании Бога обвиняют женщину, то в Коране вина за содеянное ложится на плечи Адама. Кстати, в исламе отсутствует понятие первородного греха, а поступок мужчины – его личный выбор, последствия которого не затрагивают потомков.
Новая жизнь Адама наполнилась страданиями от болезней и тяжкого труда. Герой стал отцом Авеля, Каина и Сифа. Последний отпрыск удостоился чести стать родоначальником современного человечества, потому как потомство старших братьев исчезло в эпоху Всемирного потопа.
Общечеловеческое значение природы первого человека
Первые люди, Адам и Ева, являются родоначальниками всего человечества. Другого корня, от которого человеческий род брал бы свое начало, не было ни до, ни после них. В Быт. 2, 5 сказано, что до создания Адама еще не было человека для возделывания земли, а в Быт. 3, 20 сообщается имя жены и объясняется, что она названа Евой (древнеевр. hawwah — жизнь), т. к. стала матерью всех живущих, т. е. праматерью. О единстве человеческого рода свидетельствуют ведущиеся от Адама ветхозаветные родословные (Быт. 5, 1; 1 Пар 1), а в Новом Завете в родословии Иисуса Христа евангелист Лука указывает, что Христос не только Сын Божий, но и Сын (т. е. потомок) Адама (Лк 3, 23-38). Наконец, в Деяниях повествуется о том, что весь человеческий род сотворен «от одной крови» (Деян. 17, 26).
Апостол Павел называет Адама не только «первым человеком» (1 Кор. 15, 47), но и «образом будущего» (Рим. 5, 14), имея в виду Сына Человеческого, пришедшего «обновить» падшего Адама, «первым» и «перстным» человеком (1 Кор. 15, 47). «Второй» же Человек — это Иисус Христос; одновременно Он — и «последний Адам» (1 Кор. 15, 47, 45). Апостол, противопоставляя первого и второго Адама, указывает, что от «перстного» человека христианин наследует испорченную грехом природу, уделом которой является неминуемая смерть, а от Человека «небесного» (1 Кор. 15, 48) — природу возрожденную, уделом которой является вечная жизнь. «Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1 Кор. 15, 48-49). Таким образом, будучи сыном Адама по рождению и возрожденным во Христе, христианин находится в постоянной связи с первым и вторым Адамом. Он призван, по слову того же апостола, «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях… и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4, 22, 24).
О двух Адамах вслед за ап. Павлом учит св. Ириней Лионский, отмечая при этом, что «мы в первом Адаме оскорбили [Бога] неисполнением Его заповеди» и «примирились [с Ним] во Втором Адаме, «быв послушны даже до смерти»» [2]. В Искуплении, по мысли того же св. отца, Христос «возглавил (recapitulavit) все человечество, даруя нам спасение, так что потерянное нами в Адаме… мы опять получили во Христе Иисусе» [3].
Мысль о всечеловеческом характере природы первого человека нашла свое отражение в святоотеческом и литургическом предании правосл. Церкви. Св. Григорий Нисский считает, что «сие имя «Адам»… сотворенному человеку дается не как какому-либо одному, но как вообще роду»
[4].
Пытаясь понять всечеловеческий характер природы Адама, некоторые христианские мыслители (напр., Вл. С. Соловьёв, прот. С. Булгаков) уклонились в спекулятивные построения, в результате которых первый человек становился уже не одной (точнее, первой) ипостасью, обладающей общечеловеческой природой, а многоипостасной личностью, в которой каждый человек каким-то невероятным образом уже присутствовал своей ипостасью. Антропологическая ошибочность таких представлений неизбежно приводила к ошибке и в области сотериологии, к искажению учения о первородном грехе и о спасении, совершенном Вторым Адамом — Иисусом Христом.
В культуре
Литераторы и художники славятся любовью к этому персонажу и сюжету в целом, который подарил сразу несколько ярких символов, открывающих широкое поле для фантазии. Писатели и поэты с удовольствием используют в прямом и иносказательном смысле Эдем, запретный плод, Древо Жизни, змея-искусителя.
Запечатлеть на бумаге образ и интерпретировать судьбу Адама брались Данте Алигьери в «Божественной комедии», немецкий драматург Ганс Сакс в «Трагедии о сотворении Адама и изгнании его из рая» и германский поэт Фридрих Клопшток, заставивший первого земного человека в трагедии «Смерть Адама» покаяться в грехах перед Богом.
В 16 веке поэт и драматург из Нидерландов Йост Вондел удивил литературный мир необычным взглядом на грехопадение Адама: в драме «Адам в изгнании» ангел утешает эдемских изгоев, что теперь те обретут «рай внутренний», который таится в глубине души. А, пожалуй, самое знаменитое творение принадлежит перу Джона Мильтона – автор прославился поэмой «Потерянный Рай».
Адам и Ева на триптихе Альбрехта Дюрера
В русской литературе особняком стоит произведение «Моление», в котором писатель Даниил Заточник в тяжелой судьбе Адама винит Еву.
Над библейским сюжетом, где фигурирует Адам, представители художественных и литературных кругов вволю поглумились, создав антирелигиозные произведения с юмористическим оттенком. Позволить себе богохульство смог Жан Эффель, представив публике забавный сборник рисунков «Адам познает мир». Жанр сатиры выбрал и Марк Твен для создания рассказов под общим названием «Дневники Адама».
Изобразительное искусство тоже гордится копилкой полотен на тему Адамовых страданий и жизни в Эдеме. Художники в основном выбирают четыре иконографические сцены – это сотворение Адама и Евы по отдельности, грехопадение персонажей и изгнание из рая.
Фонтаны «Адам» и «Ева» в Петергофе
Любопытными картинами считаются работы итальянского живописца Мазаччо и немецкого графика Альбрехта Дюрера. А самым известным полотном стала фреска великого Буонарроти Микеланджело «Сотворение Адама», которая украшает потолок Сикстинской капеллы. На картине изображен лежащий на изумрудной скале прародитель человеческого рода, в котором постепенно пробуждается жизнь.
Восхищает ценителей искусства богатое скульптурное наследие. Фонтан «Адам» входит в дворцово-парковый ансамбль Петергофа. Датчанин Карл Боннесен подарил миру композицию «Адам и Ева оплакивают смерть Авеля». Широко известен и шедевр с библейскими героями в исполнении немца Иоганна Готфрида Шадова.
Современные художники тоже не остаются в стороне. В 2013 году около ЗАГСа города Краматорск (Донецкая область) выросла скульптура, посвященная Адаму и Еве. Автор стального памятника — художник Вячеслав Гутыря. Изваяние прародителей человечества весом 700 кг появилось накануне Дня семьи.
Пророк Адам
Адам (араб. آدم) – первый человек на земле и праотец всего человечества. Кроме этого, Адам является первым Божьим пророком на земле, которому были ниспосланы священные свитки. В Священном Коране Адам в разных контекстах упоминается 25 раз (см. подборку аятов смотрите в Указателе Корана).
Какова история сотворения Адама?
Перед тем как Всевышний сотворил Адама, Он возвестил об этом ангелам, сообщив им, что тот будет наместником на земле, от которого возьмет свое начало весь человеческий род. Ангелы, узнав об этом, были в недоумении и сильном удивлении. Ангелы по своей природе всегда покорны Всевышнему и никогда не возражают Ему, но, несмотря на это, поспешили задать Всевышнему вопрос о необходимости сотворения человека на земле, поскольку им хотелось понять мудрость этого. Они удивились: для чего нужно творить человека, ведь, если он будет так же, как и они поклоняться Всевышнему и восхвалять Его, то ведь они уже выполняют эту обязанность, совершая ее без устали днем и ночью?[1] На этот счет в Священном Коране сказано следующее:
«Они воскликнули [в недоумении, имея некоторые сведения из Хранимой Скрижали о том, какого нрава будут люди]: «[Господь, позволь молвить] Ты хочешь поселить там тех, кто начнет портить (разлагать, развращать, сеять раздор) и проливать кровь?! Мы же возвеличиваем Тебя с благодарностью и связываем с Тобою лишь святость. [Если есть мы, ангелы, покорные Тебе и безгрешные по природе своей, зачем нужен этот грешный человек?!]» (Св. Коран, 2:30).
Богословские предположения о том, что именно ввело ангелов в недоумение, побудившее их Всевышнему о необходимости сотворения человека:
- Им было известно о том, что джинны, ранее населявшие землю, проливали на ней кровь и совершали разные мерзкие поступки, отчего были изгнаны оттуда.
- Им было внушено самим Всевышним задать подобный вопрос для того, чтобы Божественная мудрость, заложенная в сотворение человека, стала более очевидной.
- Им было известно из Хранимой Скрижали о том, какого нрава будут люди и что им будет свойственно проливать кровь на земле и чинить зло на ней[2].
Каким образом Всевышний развеял недоумение ангелов, связанное с грядущим сотворением Адама?
Всевышний развеял их недоумение, сказав, что в сотворении человека есть много мудрости, о которой им пока что не дано знать. Как известно, на протяжении всей истории человечества среди людей всегда имелись такие праведные рабы Всевышнего, как пророки, посланники, мученики за веру и просто набожные люди. Этот факт уже является достаточным в пользу небессмысленного сотворения Адама на земле[3]. В Священном Коране ответ Всевышнего ангелам звучит так:
«Он (Господь миров) ответил: «Я знаю то, чего не знаете вы» (Св. Коран, 2:30).
Причина высокого и почетного положения Адама перед Всевышним по сравнению с остальными Его творениями
Главная причина заключается в том, что Всевышний научил его названиям всякой земной вещи, о чем не было известно даже ангелам, хотя они и являются близкими и самыми покорными рабами Творца. В Священном Коране сказано так:
«И научил Он Адама всем именам [названиям всего земного], затем показал это ангелам и спросил: «Скажите Мне названия этого, если вы правдивы [обо всем осведомлены, уверены, что нет смысла в сотворении человека и предоставлении ему столь важной миссии]» (Св. Коран, 2:31).
Подтверждением вышесказанного служит также достоверное изречение пророка Мухаммада, переданное со слов Анаса ибн Малика, в котором говорится:
«В День Суда верующие соберутся и [видя воочию весь ужас этого Дня] скажут: «Как бы нам найти того, кто заступится за нас пред Господом? [С этой целью] они придут к [пророку] Адаму и скажут [ему]: «Ты – отец человечества. Аллах (Бог, Господь) сотворил тебя собственноручно[4] [без участия отца и матери], приказал ангелам поклониться тебе, а также научил тебя названиям всех вещей! Заступись же за нас перед Господом твоим, чтобы нам стало легче здесь!» [На эту просьбу] он ответит: «У меня нет такого уровня [приближенности к Богу]». Он упомянет свой грех и проявит скромность: «Отправляйтесь к Ною. Он первый на земле посланник [Бога] к людям [а я был лишь пророком]».
Придут к нему, а он (Ной) скажет: «У меня нет такого уровня [приближенности к Богу]». Он вспомнит о том вопросе, который задал Богу, не имея на то знания [неуместно задав его], проявит скромность и скажет: «Идите к другу Всемилостивого [Господа, к пророку Аврааму]».
Придут к нему, а он ответит: «У меня нет такого уровня [приближенности к Богу]». И добавит: «Идите к Моисею. Он раб Божий, с которым говорил [Сам] Аллах (Бог, Господь) и которому дал Тору».
Пойдут к нему, а он скажет: «У меня нет такого уровня [приближенности к Богу]». И упомянет бесправное убийство человека [которое когда-то совершил], проявит скромность пред Господом. Но скажет: «Отправляйтесь к Иисусу, рабу Божьему и посланнику, кто был Словом Божьим и Его духом[5]«. [Но на просьбу о заступничестве] он (Иисус) скажет: «У меня нет такого уровня [приближенности к Богу]. Отправляйтесь к Мухаммаду. Он раб Божий, которому были прощены все прошлые и будущие грехи».
И вот они придут ко мне [продолжает свое повествование пророк Мухаммад]. Я удалюсь, чтобы попросить у Господа разрешения и получить его. Представ пред Ним (увидев Его) [притом что Бог не ограничен ни местом, ни временем, нематериален], я совершу земной поклон и останусь в нем, пока будет на то воля Божья. И скажут: «Подними голову. Проси — и будет дано тебе. Говори — и будешь услышан. Заступайся — и твое заступничество будет принято». Я подниму голову. Восхвалю (поблагодарю) Бога теми словами, которым Он меня научит. И после начну заступаться [за попросивших меня об этом]. Мне будет поставлено ограничение [на количество людей и их качества, степень греха], и я поспособствую их входу в Рай. После я вернусь к Нему [Богу, Господу миров] и снова, увидев Его, в подобной [ранее упомянутой последовательности] заступлюсь [но теперь уже за более грешных]. Мне [предоставится такая возможность, но снова] будет поставлено ограничение [на количество людей, их качества, степень греха], и я поспособствую их входу в Рай. Так же произойдет в третий и в четвертый раз. [Людям со все более тяжкими грехами я помогу получить Божье прощение и войти в Рай.] В итоге в Аду останутся лишь те, кого «ограничил» Коран, и они в Аду навечно [то есть относительно них имеется прямой и однозначный коранический текст о вечном пребывании в Аду]»[6].
Какова была реакция ангелов после того, как Всевышний поведал им о главной причине высокого и почетного положения Адама?
Узнав об этом, ангелы сразу же признали почетное положение Адама, о чем свидетельствуют следующие аяты Священного Корана:
«Они ответили: «Свят Ты, о Господи! Если мы и знаем о чем-то, то лишь о том, о чем Ты нам дал знание. Воистину, только Ты являешься Всезнающим и безгранично Мудрым. Сказал Он: «Адам! Перечисли им имена!» Когда он их объявил, Он [Господь миров] продолжил: «Разве не говорил Я вам о том, что знаю неведомое на небесах и земле, знаю то, что вы делаете явно, и то, что скрываете?!» (Св. Коран, 2:32, 33).
О приказе Всевышнего ангелам совершить перед Адамом земной поклон, выражающий дань почтения перед ним
После того как Всевышний поведал ангелам о главной причине высокого и почетного положения Адама, Он приказал им поклониться перед ним, отдавая тем самым дань уважения ему. Это еще больше доказывает, что Адам, поистине, занимает высокое и почетное положение среди всех творений Всевышнего, в том числе и перед ангелами[7]. В Священном Коране это приводится так:
«И сказали Мы ангелам: «Поклонитесь Адаму! [Отдайте ему дань уважения как новому, доселе не существовавшему творению Господа Бога]». Поклонились все, кроме [джинна] Иблиса (Сатаны), он воспротивился (отказался) [имея свободу выбора, в отличие от ангелов], посчитал себя важным (возгордился) и стал одним из безбожников [отвергнувших дары Бога и проявивших непокорность Ему]» (Св. Коран, 2:34).
Почему Иблис (Дьявол) отказался выполнить повеление Всевышнего поклониться Адаму
Основная причина этого кроется в гордыне и высокомерии Иблиса, поскольку, будучи сотворенным из огня, он посчитал себя лучше Адама, сотворенного всего лишь из глины. Таким образом, Иблис сделал о себе вывод, что достоин большего почета и уважения, чем Адам. Это даже несмотря на то, что Всевышний приказал всем ангелам, в том числе и Иблису, признать почтенное положение Адама над всеми другими творениями. В действительности же, если глубоко поразмыслить, можно сделать вывод, что глина приносит намного больше пользы и блага людям, чем огонь. При этом глина практически безвредна, чего нельзя сказать об огне. Поэтому заключения Иблиса о превосходстве огня над глиной – явно ошибочные[8]. В Священном Коране отказ Иблиса звучит так:
«Сказал [Господь миров]: «Иблис! Что помешало тебе поклониться тому, кого Я сотворил собственными руками [самолично, по Своей Божественной воле]?! Ты возгордился, посчитал себя выше этого?! [Дьявол] ответил: «Я лучше, чем он. Ведь Ты [Боже] сотворил меня [изначально] из огня, а его (человека) — [всего лишь] из глины!» (Св. Коран, 38:75, 76).
Подтверждением тому, что Иблис был сотворен именно из огня, служит также изречение пророка Мухаммада, переданное со слов ‘Аиши, его супруги, в котором говорится: «Ангелы сотворены [Богом изначально] из света, джинны – из чистого пламени огня[9], а Адам – из того, что описано вам [в Коране][10]«[11].
Какова истинная сущность Иблиса (Дьявола)
Иблис был из числа джиннов, которые когда-то населяли землю, а когда начали вершить на ней разного рода дурные поступки, то ангелы, по приказу Всевышнего, некоторых из них уничтожили, некоторых прогнали, а Иблиса забрали с собой на небеса. Там он находился до тех пор, пока Всевышний не проклял его за отказ поклониться Адаму[12].
О том, как Иблису была предоставлена отсрочка до Судного Дня
После того, как Иблис возгордился и отказался поклониться Адаму, а Всевышний проклял его и изгнал, он попросил Господа о предоставлении отсрочки до Судного Дня. Его просьба, по воле и мудрости Всевышнего, была удовлетворена, поскольку это соответствовало сути бытия людей, главная цель которого – испытания и проверка на прочность. Получив одобрение на свою просьбу, Иблис поклялся Всевышнему в том, что будет обольщать людей и сводить их с истинного пути, кроме самых искренних и преданных. На это Всевышний ответил, что тех из них, кто последует за ним, будут ждать вечные муки Ада[13]. В Священном Коране об этом говорится так:
«[Заслужив Божье проклятье своим неуместным умозаключением о превосходстве и проявлением гордыни, Сатана] попросил: «Господи, дай мне отсрочку [возможность свободно жить и не умирать] до Дня Воскрешения [людей и джиннов]. [Ему] был ответ: «Тебе, воистину, дана такая возможность до определенного Дня [до Конца Света]. [Дьявол, получив отсрочку] воскликнул: «Клянусь величием Твоим! Я обольщу их всех до единого (всех буду вводить в заблуждение) [ссорить по мелким и никчемным вопросам; эмоционально возбуждать, чтобы разрушать их цели и задачи; вводить в состояние растерянности, потерянности; лишу их смысла жизни], (буду прельщать, обольщать, соблазнять) [всеми правдами и неправдами поведу по пути греха и преступлений, легкомыслия и беспечности]. Кроме тех, кто окажется искренен пред Тобою (кого благословишь Ты на искренность) [Господи, поможешь ему, дабы был и оставался тверд в вере; кто не поддастся на мои увещевания]. Сказал [Господь миров: «Это] истина [так оно и будет]! И говорю Я истину: непременно, тобою [Сатана] и теми, кто последует за тобой, всеми вами Я наполню Ад» (Св. Коран, 38:79-85).
О сотворении Евы (Хавы), супруги Адама
Всевышний сотворил человеческую сущность, как и сущность многих других живых существ, нуждающейся в подобной себе паре. Поэтому Всевышний не оставил Адама пребывать в райской обители в одиночестве, а сотворил для него пару, коей стала женщина, которую, по преданию, звали Ева (Хава). Одна из главных целей сотворения Евы Всевышним заключалась в том, чтобы Адам находил в ней утешение и благодаря ей не оставался в одиночестве. Согласно аятам Священного Корана и некоторым изречениям пророка Мухаммада, она была сотворена из плоти Адама[14]. Так, например, в одном из аятов на этот счет сказано:
«О люди, бойтесь Господа вашего [выполняя предписанное Им и сторонясь явно запретного, но при этом умея полно, ярко жить], Который сотворил вас из одной души [из одного начала] и из нее ей пару [человеческий род пошел, по воле Всевышнего, начиная с сотворения Адама и Евы]. И от них (Адама и Евы) рассеял Он [по земле] много мужчин и женщин» (Св. Коран, 4:1).
По поводу сотворения Евы приводятся следующие изречения пророка Мухаммада: «Воистину, женщина подобна ребру[15]! Если пожелаешь выровнять, то сломаешь[16], а оставив такой, какая она есть, сможешь наслаждаться семейной жизнью, учитывая ее кривизну»[17]; «Хорошо обходитесь с женщинами (возьмите на себя такое обязательство, как завет)! Ведь, поистине, женщины сотворены [образно говоря] из ребра[18]. А наибольшая кривизна ребра — в его верхней части[19]! Если захочешь выровнять, сломаешь. Не тронешь, останется как есть. Хорошо обходитесь с женщинами!»[20].
Находясь в Раю, Адаму и Еве было разрешено без ограничений пользоваться благами этой обители и питаться там любыми плодами, за исключением плодов запретного дерева. Однако Иблис, используя свою хитрость, склонил Адама и Еву к тому, чтобы они отведали плодов запретного дерева, после чего были изгнаны из райской обители и спущены на землю[21]. Об этом в Священном Коране говорится так:
«Мы сказали Адаму: «Живи вместе с супругой в Раю, питайтесь райскими благами без ограничений, где пожелаете [все для вас съедобно, вкусно, легкодоступно], но не приближайтесь к этому дереву [не троньте его], иначе станете грешниками. Сатана [нашептывая] заставил их оступиться (ошибиться) касательно того [запретного плода] и вывел из состояния и места, в котором они находились. Мы [говорит Господь миров, указывая на Свое величие] сказали: «Опускайтесь [на землю и помните, что] вы являетесь врагами друг для друга. [Сатана, Дьявол — враг человека навечно.] Земля для вас — место временного пребывания, где вы найдете все необходимое для вашей жизнедеятельности» (Св. Коран, 2:35, 36).
Как Иблис обхитрил Адама и Еву и склонил их отведать плодов запретного дерева
Иблис нашептал им, что если они отведают плодов запретного дерева, то останутся навечно в райской обители и будут наслаждаться ею[22]. В Священном Коране об этом сказано так:
«[Дьявол был полон желания отомстить, накликая на себя очередные неприятности, но и участвуя тем самым в глубоком замысле Бога.] Шепотом (на уровне души) он сказал Адаму: «Послушай, хочешь, я покажу тебе дерево вечности и власти, которая не возымеет конца (ты станешь бесконечно богатым) [лишь вкусив плод с него]?» (Св. Коран, 20:120).
Богословские предположения о том, в каком именно Раю пребывали Адам и Ева до изгнания оттуда
- По мнению большинства ученых-богословов, это был тот же Рай, в который войдут верующие люди. Такое предположение они сделали, исходя из того, что в аяте не содержится какого-либо уточнения, но имеется обобщенное указание на Рай, а говоря о Рае, как правило, подразумевается Рай в вечной обители.
- По мнению других, это был некий временный Рай на земле, созданный специально для Адама и Евы. Поскольку, по их мнению, в этом Раю имелось ограничение, связанное с запретным деревом, а также ввиду того, что Иблис имел возможность входить в него[23].
О раскаянии Адама и Евы в совершенном ослушании перед Всевышним
После того как Адам и Ева поняли всю серьезность своего ослушания, они сразу же поспешили раскаяться перед Всевышним. Признав свою ошибку и желая вернуться обратно к покорности перед Ним, они взмолились Ему о прощении и помиловании. В Священном Коране об этом сказано так:
«Они [Адам и Ева] взмолились: «Господи, мы согрешили! Если Ты не простишь нас и не помилуешь, тогда — пропащие мы, погибнем» (Св. Коран, 7:23).
Тут важно отметить, что, согласно некоторым богословским предположениям, вышеприведенную мольбу о прощении Адам и Ева получили от самого Всевышнего, поскольку самостоятельно о подобной мольбе знать не могли[24]. Именно так, по мнению богословов, следует понимать нижеследующий аят:
«Адам получил от Господа слова [молитвы, взмолился о прощении вместе с Евой] и был прощен [и оба были прощены]. Воистину, Он — Всепрощающ и Всемилостив» (Св. Коран, 2:37).
Вышесказанное также подтверждается другим аятом, в котором сказано:
«Затем [после того, как Адам осознал свой проступок и раскаялся вместе с Евой] Господь избрал его [приблизил], простил [как и ее] и наставил на верный путь [повторно, укрепив пророка в непогрешимости]» (Св. Коран, 20:122).
О том, как Адам и Ева были спущены из райской обители на землю
После того как Адам и Ева ослушались своего Господа, они были спущены из райской обители на землю. Там они оказались в совершенно иных условиях, в которых им теперь предстояло жить. В Священном Коране на этот счет сказано так:
«[Господь простил их и] сказал: «Спускайтесь [на землю, отныне] вы являетесь врагами друг для друга. [Сатана, Дьявол — враг человека навечно.] Земля для вас — место временного пребывания, где будет все необходимое для вашей жизнедеятельности» (Св. Коран, 7:24).
Об изгнании Адама и Евы упоминается и в некоторых изречениях пророка Мухаммада. Так, например, в одном из его изречений, переданном со слов Абу Хурайры, сообщается: «Лучший день, над которым восходит солнце, – пятница. В этот день был сотворен [прародитель человечества пророк] Адам. В этот [же] день [недели] он был введен в Рай. И в этот [же] день он был выведен из него. Час [всеобщее Воскрешение из мертвых после Конца Света] наступит именно в пятницу»[25].
О споре, который состоялся между пророком Мусой и Адамом
«[Однажды во вневременном пространстве] Муса (Моисей) поспорил с Адамом. Муса сказал: «Ты тот, кто своим грехом вывел людей [все человечество] из Рая и [тем самым] сделал его несчастным». На это Адам ответил: «Муса (Моисей)! Ты тот, кого Аллах (Бог, Господь) избрал [из всех людей твоей эпохи], сделав пророком Своим, и с кем говорил напрямую [без посредничества ангела]! Как ты можешь упрекать меня в том, что было определено для меня Богом [еще] до моего сотворения?». Затем пророк Мухаммад продолжил, сказав: «Таким образом Адам одержал верх в споре с Мусой (Моисеем)»[26]. Есть вещи, которых не избежать, но ты отвечаешь лишь за собственный выбор[27]. И если он оказался неверным или даже греховным, ты, пока жив, можешь раскаяться пред Богом и все исправить[28]. Не оправдывайся перед людьми, а раскаивайся и в корне, поэтапно преображайся пред Творцом!
История о двух сыновьях Адама
В Священном Коране имеется аят, в котором повествуется о двух сыновьях Адама. Одного из них звали Кабиль (Каин), а другого Хабиль (Авель). Сыновья Адама сделали пожертвование во имя Всевышнего, однако у Хабиля оно было принято, а у Кабиля нет. Это, согласно аяту, вызвало сильный гнев и зависть у Кабиля, что побудило его совершить грех. Тем самым он стал первым человеком на земле, который совершил преступление[29].
В Священном Коране об этом говорится так:
«Расскажи [о Мухаммад] им [людям] историю о двух сыновьях [праотца человечества] Адама с истиной [вестью от Бога, которая правдива и назидательна]. Принесли они [Кабиль и Хабиль (Каин и Авель)] пожертвование [во имя Бога: Хабиль (Авель) — лучшего из своего стада барана, а Кабиль (Каин) — немного колосьев пшеницы со своего поля, но принес то, что похуже]. От одного [от Хабиля (Авеля)] пожертвование было принято, а от другого — нет. [Кабиль (Каин) возмутился, и проснулась в нем зависть к брату. Тогда он выждал подходящий момент, когда их отец Адам удалился, и] воскликнул [в адрес Хабиля (Авеля)]: «Я убью тебя!» Тот ответил: «Аллах (Бог, Господь) принимает лишь от набожных (Св. Коран, 5:27).
Более подробное богословское предположение о том, что именно заставило Кабиля совершить убийство своего родного брата
Самой распространенной версией является следующая. У первой пары, Адама и Евы, рождались двойняшки разных полов — мальчик и девочка, которые, по указанию Всевышнего, женились (выходили замуж) на тех, кто рождался после них — опять же двойняшки, мальчик и девочка. Когда пришло время женить Кабиля и Хабиля, Адам собирался поступить именно таким образом, однако Кабиль отказался следовать этому указанию Всевышнего и не желал брать в жены сестру-двойняшку Хабиля, а желал жениться только на своей сестре-двойняшке, поскольку она была намного красивее и привлекательнее. Все попытки Адама отговорить Кабиля завершились безуспешно. Поэтому Адам предложил разрешить спор посредством жертвоприношения. Сыновья согласились на такое предложение, и Кабиль принес в жертву лишь небольшое количество колосьев пшеницы, а Хабиль – одного самого лучшего барана из своего стада. Их жертвоприношение завершилось тем, что у Хабиля оно было принято, а у Кабиля нет. Это ввело Кабиля в еще большую ярость, отчего он произнес: «Я убью тебя, Хабиль, и не дам тебе взять в жены мою сестру!»[30].
Реакция Хабиля на угрозу Кабиля о расправе над ним
Хабиль был благонравным и богобоязненным человеком. Он хорошо понимал, что, отвечая злом на зло, ситуация только усугубится. Об этом в Священном Коране сказано так:
«[Клянусь] если ты протянешь руку, чтобы убить меня, я не протяну свою для убийства тебя. Воистину, я боюсь Аллаха (Бога), Господа миров. [Если убьешь меня, тогда] вернешься ты [к Богу] с моим и со своим грехом [с грехом убийства меня и всеми своими прежними грехами], а в итоге станешь одним из обитателей Ада. Это [адская обитель] — участь тиранов [притеснителей, очевидных злодеев и грешников]» (Св. Коран, 5:28, 29).
Решительный отказ Хабиля от подобной же реакции на угрозу Кабиля, как это приводится в вышеприведенном аяте, по мнению ученых-богословов, может объясняться также тем, что он хорошо понимал, что ответить подобным обернется тяжелой ответственностью перед Всевышним в День Суда. Это подтверждается изречением пророка Мухаммада, в котором сказано: «Если два мусульманина встретятся мечами (направят оружие друг против друга), то они оба [после Конца Света и Судного Дня] окажутся в Аду». Сподвижники уточнили: «С убийцей понятно, а как же тот, кого убили?!» — «Поистине, он [также] хотел убить другого [просто не смог этого осуществить]», — ответил посланник Божий[31].
О том, как ворон показал Кабилю, что нужно делать с трупом
Убив Хабиля, Кабиль не знал, что делать с его телом. Так продолжалось до тех пор, пока по воле Всевышнего на его глазах не подрались два ворона. В ходе этой драки один из них одержал верх над другим, убив его. После этого ворон, одержавший верх, стал выкапывать яму в земле, в которою затолкнул убитого ворона, и таким образом совершил своего рода погребение. Увидев это, Кабиль понял, что с телом убитого брата он должен поступить точно так же[32]. В Священном Коране сказано:
«Побудила (заставила) [придав смелости] душа его [Кабиля (Каина)] к убийству [родного] брата, и он убил его, а наутро стал потерявшим все [мирское спокойствие и удовлетворение, а также вечное благополучие. Он был растерян, не зная, что делать с бездыханным телом].
Аллах (Бог, Господь) отправил ворона, который стал копать в земле [раскапывать клювом и когтями могилу для своего мертвого сородича-ворона], для того чтобы показать ему [Кабилю (Каину)], как похоронить (скрыть) тело брата.
[Кабиль (Каин), увидев ворона] воскликнул: «О горе мне, разве я не могу быть как этот ворон [не мог раньше додуматься до этого] и закопать (скрыть) тело брата?!» Наутро он стал опечаленным [как и любой другой грешник: сегодня совершает грех, не думая о последствиях, а назавтра жалеет о содеянном. Но Кабиля (Каина) больше печалил не поступок (ведь он не раскаялся в содеянном), а отсутствие чувства удовлетворения от совершенного и то, что тело брата ему пришлось нести очень долго на себе, не ведая о том, что с ним делать, пока не встретился ему на пути ворон]» (Св. Коран, 5:30, 31).
Важно отметить, что греховность поступка Кабиля, убившего родного брата, настолько велика, что грех за подобное деяние записывается ему и по нынешний день. Это подтверждается изречением пророка Мухаммада: «Грех бесправного убиения человека ложится не только на самого убийцу [в «объеме» подобном тому, как если бы убил он все человечество], но и на того, кто явился родоначальником данного [страшного] преступления, — одного из двух сыновей прародителя Адама. Ведь именно он ввел в практику данную сунну (проложил тропу этому злодеянию)[33]«[34].
Согласно разным преданиям, Адам прожил долгую жизнь, оставив после себя большое количество потомков. Говорится, что он еще при жизни застал многих своих внуков и правнуков, а также их детей. Среди его сыновей были и те, кому он передал свои пророческие знания. Они в свою очередь стали продолжателями его пророческой миссии на земле[35].
Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Ибн Кясир И. Касас аль-анбия’ [Предания о пророках], 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами’ый, 1988. С. 22.
[2] Ибн Кясир И. Касас аль-анбия’ [Предания о пророках], 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами’ый, 1988. С. 22.
[3] Там же. С. 22, 23.
[4] «Сказал [Господь миров]: «Иблис! Что помешало тебе поклониться тому, кого Я сотворил собственными руками [самолично, по Своей Божественной воле]?! Ты возгордился, посчитал себя выше этого?!» [Дьявол] ответил: «Я лучше, чем он. Ведь Ты [Боже] сотворил меня [изначально] из огня, а его (человека) — [всего лишь] из глины!» (Св. Коран, 38:75, 76).
[5] «Нет сомнений в том, что Мессия, ‘Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), является посланником Аллаха (посланником Божьим) и Словом Его, ниспосланным Марьям (Марии), Духом от Него [Господа миров]» (см. Св. Коран, 4:171); «И [вспомни Марию], которая сохранила свое целомудрие (девственность). Мы вдохнули в нее Духом Нашим [ангелом Джабраилом (Гавриилом)] и сделали ее саму, а также ее сына знамением для всех миров [ведь Иисус стал единственным за всю историю человечества, который родился, не имея отца, причем в какой бы ни было форме — ни человеческого, ни Божественного]» (Св. Коран, 21:91).
[6] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1350, хадис № 4476; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 10. С. 202, хадис № 4476.
Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2053, хадис № 6565; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 14. С. 509, хадис № 6565 и пояснение к нему.
[7] Там же. С. 24.
[8] Ибн Кясир И. Касас аль-анбия’ [Предания о пророках], 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами’ый, 1988. С. 25.
[9] «И сотворил [чудесным образом] джиннов [прародителей мира джиннов] из чистого пламени огня [высокой температуры, без дыма]» (Св. Коран, 55:15).
[10] «Мы сотворили человека [праотца человечества Адама] из глины, ровной (гладкой) грязи [преобразовав земляную глину]» (Св. Коран, 15:26); «Он [Господь миров, чудесным образом] сотворил человека [прародителей человечества] из гончарной (белой) глины, подобно гончарному изделию (глиняной посуде)» (Св. Коран, 55:14).
[11] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 1199, хадис № 60–(2996).
[12] Ибн Кясир И. Касас аль-анбия’ [Предания о пророках], 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами’ый, 1988. С. 26.
[13] Ибн Кясир И. Касас аль-анбия’ [Предания о пророках], 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами’ый, 1988. С. 26, 27.
[14] Там же. С. 29.
[15] У мужчин также имеется некая природная «изогнутость» характера, так как Адам и Ева были сотворены Господом миров из одной квинтэссенции. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 11. С. 315.
В Священном Коране сказано: «О люди, бойтесь Господа вашего [выполняя предписанное Им и сторонясь явно запретного, но при этом умея полно, ярко жить], Который сотворил вас из одной души [из одного начала] и из нее ей пару [человеческий род пошел, по воле Творца, начиная с сотворения Адама и Евы]. И от них (Адама и Евы) рассеял Он [по земле] большое количество мужчин и женщин» (см. Св. Коран, 4:1).
«Он Тот, Кто сотворил вас из одной души [из одной квинтэссенции] и сотворил из нее ей пару [то есть человечество началось, по воле Господа, с сотворения Адама и Евы], чтобы было им вместе спокойнее (уютнее, чтобы было к кому испытывать симпатию, чувствовать влечение; любить; делиться сокровенным, находить утешение, разделять радость)» (см. Св. Коран, 7:189).
[16] В одном из достоверных хадисов поясняется: «Если начнешь [упорно] выравнивать ее, то сломаешь. Ломание ее — это развод с нею». См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 585, хадис № 59–(1468); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч. Т. 5. Ч. 10. С. 57, хадис № 59–(1468); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 129, хадис № 2111, «сахих».
[17] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Муслима, ат-Тирмизи и др. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 585, хадис № 65–(1468); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 5. Ч. 10. С. 56, хадис № 65–(1468); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 370, хадис № 1191, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 6. С. 216, хадис № 2799.
Также см.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 5. Ч. 10. С. 57, хадисы № 59–(1468) и № 60–(1468); аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 1. С. 668, 669; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 11. С. 314, хадис № 5186; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 129, хадисы № 2111 и 2112, оба «сахих».
[18] Именно образно говоря, а не фактически. См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 232, пояснение к хадису № 1/275.
[19] В комментариях к хадису приводится мнение, что здесь подразумевается ее язык (сплетни, клевета, ложь и т. п.). См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 8. С. 454, пояснение к хадису № 3331.
Хотя отмечу, что в век Интернета и соцсетей мужчины в этом не особо отличаются от женщин.
[20] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1667, хадис № 5186.
Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 1024, хадис № 3331.
[21] Ибн Кясир И. Касас аль-анбия’ [Предания о пророках], 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами’ый, 1988. С. 29, 30.
[22] Там же. С. 35.
[23] Там же. С. 30, 31.
[24] Там же. С. 42.
[25] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 331, хадис № 18–(854).
[26] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1476, № 4738; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. 2000. Т. 14. С. 624, пояснение к хадису № 6614.
Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 4. С. 2068, № 6614; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1063, хадис № 2652.
[27] «[Под влиянием сладостных и убедительно звучащих речей Дьявола Адам на некоторое время позабыл наставление Творца.] Они оба [Адам и Ева] вкусили [запретный плод], и вдруг [неожиданно и на удивление] их постыдные места оголились [они стали абсолютно голыми], после чего [стыдясь] начали прикрывать свою наготу райскими листьями. [Пусть даже по забывчивости, но] Адам проявил непокорность Богу и [на короткий период] сбился с пути [по нашептыванию своего очевидного врага и ненавистника]» (Св. Коран, 20:121).
[28] «Затем [после того, как Адам осознал свой проступок и раскаялся вместе с Евой] Господь избрал его [приблизил], простил [как и ее] и наставил на верный путь [повторно, укрепив пророка в непогрешимости]» (Св. Коран, 20:122); «Адам получил от Господа слова [молитвы, взмолился о прощении вместе с Евой] и был прощен [и оба были прощены]. Воистину, Он — Всепрощающ и Всемилостив» (Св. Коран, 2:37).
[29] Ибн Кясир И. Касас аль-анбия’ [Предания о пророках], 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами’ый, 1988. С. 66.
[30] Ибн Кясир И. Касас аль-анбия’ [Предания о пророках], 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами’ый, 1988. С. 66, 67.
[31] См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2215, хадис № 7083; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 16. С. 39, хадис № 7083 и пояснение к нему.
[32] Ибн Кясир И. Касас аль-анбия’ [Предания о пророках], 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами’ый, 1988. С. 69, 70.
[33] В Коране это описывается так: «Принесли они [Кабиль и Хабиль (Каин и Авель)] пожертвование [во имя Бога: Хабиль (Авель) — лучшего из своего стада барана, а Кабиль (Каин) — немного колосьев пшеницы со своего поля, но принес то, что похуже]. От одного [от Хабиля (Авеля)] пожертвование было принято, а от другого — нет. [Кабиль (Каин) возмутился, и проснулась в нем зависть к брату. Тогда он выждал подходящий момент, когда их отец Адам удалился, и] воскликнул [в адрес Хабиля (Авеля)]: «Я убью тебя!» Тот ответил: «Аллах (Бог, Господь) принимает лишь от набожных.
[Клянусь] если ты протянешь руку, чтобы убить меня, я не протяну свою для убийства тебя. Воистину, я боюсь Аллаха (Бога), Господа миров. [Если убьешь меня, тогда] вернешься ты [к Богу] с моим и со своим грехом [с грехом убийства меня и всеми своими прежними грехами], а в итоге станешь одним из обитателей Ада. Это [адская обитель] — участь тиранов [притеснителей, очевидных злодеев и грешников]».
Побудила (заставила) [придав смелости] душа его [Кабиля (Каина)] к убийству [родного] брата, и он убил его, а наутро стал потерявшим все [мирское спокойствие и удовлетворение, а также вечное благополучие. Он был растерян, не зная, что делать с бездыханным телом].
Аллах (Бог, Господь) отправил ворона, который стал копать в земле [раскапывать клювом и когтями могилу для своего мертвого сородича-ворона], для того чтобы показать ему [Кабилю (Каину)], как похоронить (скрыть) тело брата.
[Кабиль (Каин), увидев ворона] воскликнул: «О горе мне, разве я не могу быть как этот ворон [не мог раньше додуматься до этого] и закопать (скрыть) тело брата?!» Наутро он стал опечаленным [как и любой другой грешник: сегодня совершает грех, не думая о последствиях, а назавтра жалеет о содеянном. Но Кабиля (Каина) больше печалил не поступок (ведь он не раскаялся в содеянном), а отсутствие чувства удовлетворения от совершенного и то, что тело брата ему пришлось нести очень долго на себе, не ведая о том, что с ним делать, пока не встретился ему на пути ворон]» (см. Св. Коран, 5:27–31).
[34] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 2286, хадис № 7321; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 8. С. 448 и 455, хадис № 3335; Т. 15. С. 234 и 238, хадис № 6867; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 1. С. 109, хадис № 42.
[35] Ибн Кясир И. Касас аль-анбия’ [Предания о пророках], 3-е изд. Мекка: Мактаба ат-талиб аль-джами’ый, 1988. С. 78, 79.
Экранизации
Адам также попал в круг интересов зубров киноиндустрии. На счету персонажа – пара нашумевших экранизаций:
«Библия» (1966)
Режиссер Джон Хьюстон позаимствовал для фильма сюжеты из Книги Бытия. За основу взяты события жизни первых людей на Земле, вехи судьбы Авраама и рассказы о Ноевом ковчеге.
В ленту включены «короткометражки» о Содоме и Гоморре и Вавилонской башне. Адама играет Майкл Паркс, а его отпрысков Ричард Харрис (Каин) и Франко Неро (Авель).
«Ной» (2014)
Эпическая кинолента, созданная Дарреном Аронофски с Расселом Кроу в главной роли (актер играет Ноя), повествует о важном для планеты событии – Всемирном потопе. В картине нашлось место и для Адама, в образ которого перевоплотился Адам М. Гриффит.
Адам М. Гриффит в роли Адама
Фильм вызвал гнев у исламского сообщества за неправдивость изложения религиозных учений, поэтому его запретили в Малайзии, Индонезии, Пакистане и даже Китае. Зато в России постановка вызвала зрительский восторг – в первые выходные киноманы отдали за просмотр на большом экране 600 млн. рублей.
Смерть Адама (а.с.)
Пророк Адам (а.с.) прожил на земле 960 лет, хотя изначально ему отводилось тысячелетие. Дело в том, что однажды Аллах показал ему всех его потомков, из которых он обратил внимание на одного – Пророка Дауда (а.с.). Адам (а.с.) попросил Господа отдать свои 40 лет жизни ему.
Когда же Адаму (а.с.) исполнилось 960 лет, к нему явился Азраил (ангел смерти – прим. Islam.Global). Но пророк удивлённо сказал, что ему предначертано жить 1000 лет. На что Азраил напомнил Адаму (а.с.) о тех 40 годах, которые он передал Дауду (а.с.). Изначально тот отрицал это, но потом признал и принял смерть. Рассказывая об этом случае, Пророк Мухаммад (с.г.в.) говорил: «Адам ошибался, и поэтому его сыны тоже ошибаются» (Тирмизи).
Кроме того, арабское слово «Инсан» («человек») является однокоренным слову «забывать». Именно забывчивость – одна из сущностей людей, которой был подвержен и первый человек.
Именно история Пророка Адама (а.с.) должна стать своего рода символом ответственности человека за каждый совершённый поступок. Его пример должен послужить уроком для каждого мусульманина, который стремится к довольству Аллаха. Мы должны прилагать все усилия для того, чтобы не впасть в грех. Если же мы повязли в нём, то нам следует просить у Аллаха прощения и отказаться от следования по тропе шайтана.
Интересные факты
- В различных учениях представлены собственные варианты сотворения Адама. Некоторые очень любопытны, например, в религии мандеев сначала появилось безжизненное тело человека и только потом из мира Света принесли душу. В гностическом представлении Адама-андрогина разделили на две половинки – мужскую и женскую.
- В исламе Адам – не просто первый человек. Мужчина возглавляет плеяду пророков Аллаха.
- По поводу происхождения имени ходят легенды. Так, считается, что слово Адам представляет собой аббревиатуру четырех сторон света. Получается, что мужчина – настоящий космополит.
- По преданию, тело Адама похоронено на горе Голгофа, где позднее распяли Иисуса.
Исследования давали разные результаты
Одно известное исследование 2013 года показало, что Y-хромосома Адама проживала от 120 000 до 156 000 лет назад, а митохондриальная Ева — между 99 000 и 148 000 лет назад.
Apple выпустит свой новый iPhone 13 в конце сентября
Из жилого района во Флориде поймали трехметрового крокодила (видео)
Красно-белый бисквитный торт с кокосовым кремом: рецепт праздничного десерта
Другие исследования переместили митохондриальную Еву на 200 000 лет назад, поэтому оценки существенно различаются. Первоначальное исследование, проведенное командой Аллана Уилсона в Калифорнийском университете в Беркли в 1987 году в канун Митохондрии, дало диапазон от 140 000 до 200 000 лет.