Однажды к архимандриту Иоанну (Крестьянкину) обратился выпускник духовного учебного заведения, представившийся, как «богослов». «Как, четвертый?» – удивился старец. А на недоумение сразу стушевавшегося юноши пояснил:
«Мы в Церкви знаем трех богословов. Первый – святой Иоанн Богослов, апостол и любимый ученик Спасителя. Второй – Григорий Богослов. И третий – Симеон Новый Богослов. Только им святая Церковь за всю свою двухтысячелетнюю историю решилась усвоить имя «Богослов». А вы, значит, четвертый?».
Так что же это такое – богословие, или теология?
Определение
Слово имеет два значения:
- молитвенная практика Богообщения, возводящая человека к познанию истин о Божестве;
В этом смысле можно понимать слова византийского монаха, Евагрия Понтийского: «Если ты богослов, то будешь молиться истинно, и если истинно молишься, то ты богослов».
- систематическое изложение человеком истин о Боге, опыте веры, Богообщения; оно возможно потому, что Творец Вселенной воплотился на земле как Совершенный Человек, следовательно, Бог, Неописуемый, Неизобразимый, теперь доступен человеческому разуму – настолько, насколько он может воспринять.
К числу каких «теологов» относились упомянутые о. Иоанном (Крестьянкиным) великие угодники Божии? Были ли они практиками духовного делания или учеными? Ответ одновременно прост и невероятен: теми и другими одновременно. Ибо истинное знание о Боге основано на опыте, вере. Только на его основе возникает вероучение, которое свв. Иоанн, Григорий, Симеон, носящие имена Богословов, донести до всей Церкви. Впрочем, такими «теологами» были еще сотни святых отцов. Именно поэтому как молитвенная практика, так изложение истин веры с древности обозначались одним словом.
Великие умы
Теология – это наука, которая развивалась благодаря выдающимся мыслителям. Все они сделали весомый вклад, но все равно обособленно от них стоит Ансельм из Аоста. Религиозные чувства в этом человеке, кстати, пробудилось еще в возрасте 15 лет.
Что такое теология по его мнению? Это вера, которая хочет «разумения». Многие ученые сходятся на том, что это лучшее определение. Более того, именно Ансельм является автором аргумента, который несколько позже Кант назвал своим онтологическим доказательством. А еще позже Фома Аквинский использовал его для опровержения. В своих первых работах, которые были наиболее значительными, Ансельм обосновал веру в Богу без опоры на откровения. Он использовал только человеческий разум. При этом он отмечал, что это удалось даже его «среднему» уму. То есть, мы понимаем, что здесь ключевую роль играет именно разум, но никак не интеллект.
Большое влияние на формирование теологии как науки оказал Бонавентура, который жил в одно время с Ф. Аквинским. Он прославился своими лекциями, которые в качестве богослова проводил в странах современной Европы. Еще Бонавентура написал огромное множество теологических трудов, благодаря которым снискал славу среди более поздних исследователей этого вопроса.
Этимология термина
Теология (θεολογία) – греческое слово, образованное из двух:
- «Феос» («Теос»), что означает «Бог»;
- «Логос» – слово.
Таким образом, буквально это – «слово о Боге».
Сам термин «теология» имеет древнее, еще дохристианское происхождение.
Интересный факт
Его употребляли еще древнегреческие философы, в Единого Бога не верившие. Поэтому они понимали «теологию» как учение о своих языческих богах. Именно по этой причине христиане несколько столетий не употребляли даже слова «теология», которое было, по их мнению, чуждо вере. Лишь с началом эпохи Вселенских Соборов, когда Церкви потребовалось логично, непротиворечиво изложить именно истины о Боге, то есть вероучение, термин языческих философов вошел в жизнь Церкви, но, конечно, с другим содержанием, нежели это было у язычников.
В христианстве
История теологии была очень длинной и сложной. Августин говорил, что это наука, которая позволяет понять Бога. Он заявлял, что она категорически отличается от языческой глупости и их учений о богах. Христианские авторы длительное время поддерживали такое направление, как триадология. Это было учение о Святой Троице.
Ориген считал, что по праву первым богословом в мире был Христос. В раннем христианстве большое внимание уделялось апологетам и апостольским мужьям, которые писали различные сочинения для объяснения религии. Чаще всего эти тексты были необходимы для обращения в праведность власти и интеллигенции.
Теология – это синоним богословия?
«Богословие» представляет собой буквальный перевод слова «теология» на славянский язык. Поэтому оба слова действительно употребляются как синонимы. Однако в практике Русской Православной Церкви термин «богослов» действительно более применяют к тем, кто занимается духовным деланием, молитвой, а словом «теология» чаще обозначают научное знание о вере, например, «теологами» считаются выпускники Духовный семинарий, Академий.
Так сложилось потому, что до Нового Времени теология во втором смысле была более распространена на католическом Западе, тогда как Восток, хотя имевший развитую традицию рационального осмысления истин веры, предпочитал основывать ее на молитвенном делании. Собственно научное знание о вере появляется в России с XVII-XVIII вв., обозначается же чаще греческим «теология», хотя иногда встречается русское «богословие».
Теология – это наука?
Научное знание представляет собой рационалистическое, или основанное на разуме, познание мира. В этом смысле теология, как молитвенное делание, конечно, к науке не относится, это совершенно другой способ познания. Однако, уже с IV в. у Церкви возникла потребность также в связном, логически выверенном изложении истин веры, которое, конечно, невозможно без помощи человеческого ума – данного Богом для разумения, понимания.
Постепенно сначала на христианском Западе, позже – на Востоке, появилась практика рационалистической рефлексии о предметах веры, о Церкви, ее опыте, то есть, по сути, строго научного их осмысления. До 1917 г. как на Западе, так на Востоке теологию считали научной дисциплиной, многие университеты имели богословские факультеты, кроме того, работали духовные учебные заведения.
На Западе нет сомнений по поводу научного характера теологии до наших дней. В России же после революционных событий 1917 г. начались открытые гонения на религию: понятно, что все, относящееся к ней, было объявлено противоречащим научному знанию (единственному, в понимании атеистов, истинному), «мракобесием».
Только 17 сентября 2011 г. появился Федеральный государственный стандарт по теологии. По нему обучаются как семинаристы, так студенты светских высших учебных заведений, где работает эта специальность. Но еще четыре года государство официально не признавало право теологов на ученые степени. Лишь 25 сентября 2015 г. Всероссийская Аттестационная комиссия официально признала теологию научной специальности. С этого времени стало возможно не только обучение ей в высших учебных заведениях.
С этого времени теология официально признана, как наука, однако споры вокруг ее «научности» среди ученых России продолжаются до наших дней. Отторжение вызывает то, что данные теологии нельзя «подтвердить» фактами материального мира. Однако, как известно, экспериментальное подтверждение результатов возможно исключительно в естественных науках (биология, физика, химия), так что в этом случае приходится признать ненаучность истории, литературоведения, философии, вообще практически всех социальных, гуманитарных наук, которые, однако, считаются таковыми.
Таким образом, нынешние споры вокруг «ненаучной» теологии – порождение скорее атеистического наследия советских лет.
Современность
Отметим, что во времена советской власти история теологии практически прекратилась. Ученым нельзя было даже думать об этом, сам предмет изъяли из образовательной системы. Однако в наше время есть даже такая богословская специальность, которой обучаются в вузах. Для примера приведем МГУ, в котором действует кафедра истории церкви. Само понятие теологии тоже стало встречаться гораздо чаще. Так, появилась специальность филолога со знанием основ теологии. Более того, её внедряют даже в творческие специальности. Например, церковное шитье.
Чем отличается от религиоведения и философии
Говоря о теологии, как научной специальности, многие говорят о том, что она заняла «нишу» других гуманитарных наук. Так ли это?
Религиоведение
Отличия неочевидны с первого взгляда, что неудивительно: ведь многие первые религиоведы, исследователи религии (а наука возникла на христианском Западе в XIX в.), были… теологами. Например, один из основателей религиоведения Фридрих Шлейермахер был протестантским пастором. Известным богословом был основатель первой в мире кафедры религиоведения в Лейденском университете, пастор Корнелис Петер Тиле. Но все же предметы двух наук – различны:
- религиоведение изучает различные верования, тогда как теология – строго конфессиональна, посвящена изучению одной религии, будь то христианство или ислам;
- подход религиоведа внеконфессионален; современное религиоведение отказывается от попыток определить истинность или ложность той или иной религии ввиду отсутствия у науки инструментария для этого; теолог строит свою работу исходя из истин веры, как установленных – не «экспериментальным» путем, а через духовной опыт конфессии; именно эта часть теологии – основанность на религиозной, то есть ненаучной вере, смущает ныне многих ученых;
- религиоведение большее, чем теология, внимание уделяет взаимодействию религии с обществом, культурой, государством, другими социальными институтами.
Философия
Столь же понятна близость теологии к философии: ведь по крайней мере с IV в. святые отцы Церкви использовали философские подходы, выработанные в античности, для объяснения таких понятий, как Сущность, Ипостась Божества, Триединство Бога, других. Но – именно использовали, отдавая первенство молитве, аскезе, а не рационалистическим размышлениям.
Епископ в пастушьей шапочке из Тримифунта , неискусный в диспутах, но горячий в вере, на Первом Вселенском Соборе совершил неожиданное. Он взял в руки кирпич и, сотворив молитву, сжал его. Вспыхнул огонь, потекла вода, и в руках осталась мокрая глина. – Смотри, философ,- сказал святой Спиридон шумному и многоречивому философу-еретику Арию,- плинфа (кирпич) одна, но в ней три: глина, огонь и вода.
И если философия притязает объяснить общие законы мирового развития, то для теологии она – лишь инструмент, позволяющий изложить неизреченные Истины веры на языке, понятном людям.
Что включает в себя теология (разделы)
Традиционно отраслями христианской теологии принято считать:
- изучение Священного Писания, иначе – библеистику, включающую текстологию, историю Ветхого, Нового Заветов, а также их толкование – герменевтику;
- догматическое богословие (науку о догматах);
- основное богословие, иначе называемое «фундаментальным»; эта дисциплина вырабатывает ясные, точные принципы изложения веры; она так тесно связана с апологетикой (опровержение ложных учений), что некоторые употребляют термины «основное богословие» и «апологетика» как синонимы, а другие авторы все же считают их разными направлениями;
- патрологию – изучение творений святых отцов Церкви;
- нравственное богословие, или учение о морали, этических нормах христианства;
- историю Церкви;
- литургику – историю ее богослужения, а также его истолкование, литургическое богословие;
- каноническое право – изучение правовых норм Церкви;
- аскетика – раздел теологии, посвященные духовным практикам подвижничества;
- пастырское богословие; этот раздел теологии посвящен священству, духовным качествам пастыря, его служению.
Отрасли теологии связаны между собой, а также со светскими науками. Например, литургика как история богослужения неотделима, с одной стороны, от церковной истории, с другой – работает на базовых принципах подхода к богослужебному тексту, как историческому источнику. А они выработаны светской исторической дисциплиной – источниковедением.
Раввинская Библия Бомберга. Венеция, 1524-1525. Книга пророка Даниила (начало)
На материалы истории Церкви, а также светской истории философии во многом опираются патрологи, исследователи творений святых отцов. Им же на помощь приходят достижения лингвистики в области перевода, интерпретации текстов на древних языках. Итак, теология всегда активно взаимодействует со светскими гуманитарными науками – но также сама помогает своими наработками историкам, философам, культурологам, лингвистам.
Русская Православная Церковь
Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона на пленарном заседании Первой Всероссийской конференции «Теология в гуманитарном образовательном пространстве», открывшейся в Москве 14 июня 2022 года.
Уважаемые почетные гости и участники конференции! Уважаемые коллеги!
Позвольте мне, прежде всего, поблагодарить руководство Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» и лично ректора Михаила Николаевича Стриханова за возможность для всех нас собраться в этом зале, чтобы обсудить насущные проблемы становления отрасли «Теология» в современной России.
Когда пять лет назад мы совместными усилиями открывали в этом ведущем российском вузе кафедру теологии, многие недоумевали: какое отношение теология имеет к ядерной физике? зачем ядерщикам изучать теологию? Ответ на эти недоумения кроется в названии учебного заведения, точнее, в одном слове из этого названия: «университет». Что такое университет? Это отнюдь не специализированное заведение узкого профиля, не профтехучилище. Это образовательно-воспитательное учреждение, готовящее лиц, которые, будучи профессионалами в своей области, одновременно широко эрудированы в других областях, в том числе в гуманитарных науках.
Теология имеет ровно такое же отношение к ядерной физике, как философия, история, право, русский язык и литература, другие гуманитарные дисциплины. На протяжении многих десятилетий теология была искусственно выброшена из образовательного пространства. Библия, Коран и Талмуд фактически были запрещенной литературой, и об Иисусе Христе узнавали, главным образом, из «Мастера и Маргариты».
Эта противоестественная ситуация сегодня исправлена, и теология заняла свое законное место в системе гуманитарных наук, преподаваемых в светском университете. Вопрос о том, является ли теология наукой или нет, фактически закрыт: включение специальности «Теология» в номенклатуру ВАК положило конец спорам на эту тему.
Далее последовало утверждение в сентябре 2015 года паспорта научной специальности «Теология». Начал свою работу Экспертный совет ВАК по теологии, состав которого формировался при поддержке религиозных организаций, входящих в Межрелигиозный совет России. Каждый из экспертов, включенных в Экспертный совет, имеет имя в определенной области гуманитарного знания, в то же время это ученые, которым доверяют в соответствующей религиозной организации.
Таким образом, с самого начала проект введения специальности «Теология» в светское образовательное пространство носил межрелигиозный характер. И не случайно сегодня в этом зале присутствуют представители традиционных конфессий России.
Под эгидой ВАК был создан первый в истории России Объединенный диссертационный совет по специальности «Теология». 1 июня сего года состоялась первая в современной российской истории защита диссертации на соискание ученой степени кандидата теологии. Эта защита стала для членов диссертационного совета своего рода испытанием на прочность, поскольку атеистически настроенные представители сообщества биологов прислали пять отрицательных отзывов, обвинив диссертанта в том, что он основывается на «гипотезе существования Бога», а такая гипотеза якобы противоречит научному мировоззрению. Тем не менее, 21 член из 22 присутствующих проголосовал за присуждение диссертанту искомой степени.
Данная защита продемонстрировала, с одной стороны, высокую степень сплоченности тех, кто вовлечен в формирование научной отрасли «Теология». С другой, она показала, что в нашем обществе все еще сохраняется инерция, идущая от времен насильственно навязывавшегося атеизма, когда людям внушали, что религия несовместима с наукой. И поэтому сохраняется необходимость вновь и вновь разъяснять, что же такое теология, зачем она нужна.
Теология ― систематическая форма выражения доктрины определенной религиозной традиции, ее вероучения, она формирует религиозное мировоззрение. Создание качественной и современной системы теологического образования в такой стране, как Россия, где на протяжении многих столетий в мире и согласии живут лица разных вероисповеданий, ― один из факторов устойчивого развития государства и межрелигиозного мира в нем.
Изучать религиозные феномены с теологической точки зрения значит изучать их в обширном контексте религиозной традиции так же, как изучение философских текстов и идей требует их рассмотрения в контексте философской традиции. И для этого необходимо систематическое теологическое образование, важным элементом которого является внутренняя коммуникация в сообществе теологов, включающем и преподавателей, и учащихся. В этом отношении теология обладает всеми чертами, характерными для других научных дисциплин.
Соединение в рамках теологии личного опыта и теологических компетенций с научной методологией исследования дает эффект, который невозможен при внешнем, отстраненном подходе к религии. Если, например, религиовед изучает религиозные практики методом стороннего наблюдения, то он должен прилагать специальное усилие, чтобы смоделировать религиозное сознание, тогда как теолог уже включен в религиозные практики и является носителем религиозного сознания.
Впрочем, это касается не только религиоведения, которое нацелено на изучение религии. Не менее важно, что теологические компетенции и теологические взгляды на изучаемые явления и процессы полезны, а иногда необходимы, специалистам в других науках, в поле зрения которых находятся человек, природа или общество.
Теологическая перспектива, наряду с перспективой философской или культурологической, способна открыть представителям иных дисциплин новые ракурсы, подходы, свежий взгляд на старые проблемы.
В этом контексте можно говорить о важности таких направлений теологических исследований, как богословие личности, богословие культуры, теология образования, пастырская психология. Они являются своего рода мостом между теоретическими проблемами теологии и практическими реалиями жизни общества.
Однако наиболее ярким посредником здесь выступает этика, которая дает возможность воспринимать и анализировать существующие социально-политические, культурные, экономические и другие общественные процессы через призму аксиологических и нормативных установок, которые в основе своей ― хочет это кто-то признавать или не хочет ― имеют религиозную основу. Именно религиозная этика дает возможность использовать язык, понятный современному человеку и не требующий специальной теологической подготовки.
И все эти возможности применяются там, где теология включена в практику университетов и научных сообществ, где она является законным и равноправным участником научно-академической коммуникации.
Мы движемся по этому пути. Об этом свидетельствует присутствие здесь большого числа руководителей, профессоров и преподавателей многочисленных светских и церковных вузов, в которых реализуются теологические программы. И поскольку мы находимся в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ», замечу, что пятилетняя работа кафедры теологии этого университета показывает успешный опыт использования возможностей теологии как гуманитарной науки.
Те, кто сегодня пытается оспорить научный характер теологии, исходят из определенных стереотипов, сложившихся в советскую эпоху и не изжитых до сего дня, в частности, из представления о том, что научный и религиозный подходы являются взаимоисключающими.
Однако необходимо указать на конвенциональный характер научности. Представление о том, что относится к науке, а что остается за ее пределами, является результатом определенной конвенции, то есть неформального взаимного соглашения ученых. Так, до научной революции XVII века наука была тождественна учености как таковой: представителем науки считался философ, эрудит, мудрец.
После возникновения научного естествознания утвердились критерии, отделяющие науку от не-науки: рациональность, эмпиричность и объективность. Эти критерии сохраняют свое значение и сегодня, однако научность определяется не только ими. В процессе развития науки сменялись научные парадигмы, и то, что раньше научным не считалось, приобретало научный статус. Помимо естественных и точных, появлялись новые гуманитарно-общественные науки, которые не сразу нашли свое место в академическом пространстве.
Некоторые из них обрели научный статус сравнительно недавно, например, психология, социология, культурология. Кроме того, новые научные дисциплины возникли в результате междисциплинарного взаимодействия: в рамках естественных наук (например, биохимия) и на пересечении гуманитарных и естественных наук (когнитивистика). Иными словами, наука прирастала новыми дисциплинами, и этот процесс, скорее всего, будет продолжаться.
Следует обратить внимание и на то, что признание новых научных дисциплин было связано с их институциализацией: с течением времени в университетах открывались новые профильные кафедры, а затем и факультеты. Достаточно вспомнить, как непросто в университетское пространство входила социология, а ведь сегодня никто не подвергает сомнению ее научный статус.
Это указывает и на другое важное обстоятельство. Научными признаются те исследовательские направления, которые включены в организационную структуру образовательных и научно-исследовательских учреждений. Однако такое включение является не только признанием научности определенной дисциплины, но и залогом того, что осуществляемая в рамках этой дисциплины исследовательская и образовательная деятельность будет соответствовать научным критериям.
Таким образом, включение теологии в комплекс научных дисциплин ― это многофакторный процесс. Необходимо понимание того, что определенные теологические дисциплины являются научными с точки зрения методологии исследования и процедуры его квалификации в качестве научного.
Признание научного статуса теологии соответствует современному мировому опыту и стратегии интеграции отечественной науки в мировое научное сообщество. Но важно, чтобы теология стала открытой к общественным и социальным проблемам, решаемым в нашей стране, а ее роль в общем научно-гуманитарном пространстве полноценно использовалась для развития межрелигиозного диалога и сотрудничества.
К настоящему моменту совместными усилиями представителей традиционных конфессий и академического сообщества, при активном участии государственной власти, возведен каркас системы подготовки кадров по специальности «Теология». Важнейший этап становления отрасли завершен. Но впереди ― новый этап, и я хотел бы поделиться с участниками конференции некоторыми соображениями по вопросам, которые встают перед нашим научно-богословским сообществом на этом новом этапе.
Важный вопрос ― отсутствие в академическом сообществе понимания критериев, определяющих научный статус теологии, что побуждает некоторых представителей этого сообщества к критике, далеко стоящей от конструктивной позиции.
Буду опираться в анализе и примерах на православную традицию, которую я представляю. Обращение к ней позволяет нам для удобства использовать термины теология и богословие как взаимозаменяемые.
Напомню, что в православной традиции богословие ― это ценностно-мировоззренческое ядро веры. Оно ― основа нормативности, не относящаяся к науке. Однако оно изучается специальными богословскими дисциплинами, которые излагают, толкуют и обосновывают учение Церкви.
Так, например, догматическое богословие ― это развернутое изложение основных вероучительных истин, обязательных для всех членов Церкви. С вероучением тесно связаны такие дисциплины, как апологетика, нравственное и пастырское богословие, в рамках которых вероучение применяется к различным областям церковной жизни ― миссии, религиозно-нравственной проповеди, душепопечению.
Еще один пример: патрология, занимающаяся изучением древней церковной письменности. Ее предметная область ― богословские тексты и творчество церковных писателей древности. В этом смысле она подобна таким дисциплинам и научным специальностям, как история философии или история литературы.
Замечу, что в последние десятилетия в России появилось немало самостоятельных патрологических исследований светских и церковных ученых, многие из которых отнюдь не уступают трудам зарубежных коллег. Были сделаны новые переводы святоотеческих творений, снабженных научными комментариями и справочным аппаратом, переведены на русский язык и введены в научный оборот фундаментальные труды зарубежных авторов.
Другим примером может служить литургика, предметом которой является богослужение, и примыкающие к ней смежные дисциплины, например, история церковного пения.
Завершу список примеров библеистикой, которая также имеет свой особый предмет, проблемное поле, методы исследования. В современной библеистике широко используется междисциплинарный подход. Исследование Священного Писания невозможно без глубокого изучения древних языков (еврейского, греческого, арамейского, сирийского, коптского, латинского и др.) и сравнительного языкознания, оно требует глубокой осведомленности в области истории и культуры древнего мира. Изучение Библии ― это не просто изучение древнего текста, это изучение и богатейшей истории его интерпретации.
Богословскими именуются такие специальные дисциплины, изучаемые и преподаваемые в духовных школах, как история Церкви, каноническое право, христианская археология, история христианского искусства. Эти дисциплины являются богословскими, поскольку непосредственно связаны с жизнью Церкви, однако с точки зрения внутренней организации и методологии они аналогичны другим гуманитарным и общественным наукам. Их вполне можно назвать теологическими, отнести к научной специальности «Теология» и включить в новую отрасль знания.
Попутно отмечу, что говорить о теологии как «новой» отрасли знания можно только в нынешнем российском контексте. Исторически именно теология стояла у истоков университетского образования, и все крупнейшие университеты Западной Европы начинались как теологические школы.
Хотел бы особо остановиться на важнейшей тенденции последних лет в российском образовательном пространстве: постепенном сближении сферы конфессионального духовного образования со сферой светского образования. В советское время эти сферы были разведены, между ними была выстроена глухая непроходимая стена. Сегодня эта стена разрушена, свидетельством чему стала, в частности, государственная аккредитация нескольких ведущих духовных школ Русской Православной Церкви.
Готовя наши учебные заведения к аккредитации (а процесс этот еще далек от завершения), мы заботимся о том, чтобы вывести их на тот научный уровень, на котором находится светское высшее образование в современной России. Это касается не только технических параметров (количества квадратных метров на студента, наличия физкультурного зала и т.п.), но и требований, предъявляемых к научным программам, к самой методике обучения. Аккредитацию получают только те духовные школы, которые в полной мере соответствуют формальным критериям, предъявляемым государством к высшим учебным заведениям.
Одним из действий, направленных на повышение уровня образования в наших духовных школах, стало введение единого образовательного стандарта. До этого учебные программы одной семинарии или академии могли разительно отличаться от программ другой духовной школы аналогичного уровня. Теперь все духовные школы занимаются по единому стандарту.
Еще одним масштабным проектом, который осуществляется в Русской Православной Церкви под непосредственным наблюдением Святейшего Патриарха и Высшего Церковного Совета, является создание новых учебников для духовных школ. До недавнего времени наши студенты занимались либо по дореволюционным учебникам, либо по литературе, выпущенной в эмиграции. Пришло время обновить весь корпус учебной литературы для того, чтобы каждая дисциплина преподавалась на современном научном уровне.
Сегодня я рад представить высокому собранию сигнальные экземпляры трех учебных пособий, которые вчера были обсуждены и одобрены на заседании Высшего Церковного Совета.
Первое из них называется «История нехристианских религий». Это подробное и безоценочное описание религиозных учений и традиций монотеистических религий ― ислама и иудаизма, а также иных религий, включая индуизм, буддизм, конфуцианство. Учебник уже опробован в преподавании в Сретенской духовной семинарии и получил высокую оценку специалистов, в том числе светских.
Еще одно учебное пособие называется «Четвероевангелие». Это первый том из задуманного трехтомника. Книга призвана научить студента самостоятельно работать с текстом Евангелия, сличать параллельные повествования Евангелистов, выявлять между ними пункты различия и сходства. Учебник знакомит студента с древними и современными толкованиями евангельских текстов.
Наконец, третье учебное пособие ― антология древнехристианской письменности под общим названием «Святые Отцы и учители Церкви». Это хрестоматия, являющаяся приложением к учебнику по патрологии, который еще находится в стадии написания.
Почему я представляю эти учебники здесь, в стенах университета «МИФИ», где собрались представители светских учебных заведений? Потому что данные учебники создаются не только для духовных школ. Я надеюсь, что они будут не в меньшей степени востребованы на кафедрах теологии светских университетов. Ведь наличие современных учебных пособий ― важнейший фактор успеха нашего общего начинания. А я воспринимаю формирование отрасли «Теология» как общий проект конфессиональных учебных заведений, будь то православных, исламских и иудейских, и светских университетов, в которых развивается эта научная отрасль.
В заключение своего доклада хотел бы обратить внимание на то, что нам необходимо сделать в ближайшее время.
В последний день мая Президиум ВАК принял рекомендацию о присуждении ученых степеней не по «смежным» отраслям, как это предполагалось раньше (философия, история и др.), а именно по теологии. Это означает, что теперь в своих исследованиях теолог уже не обязан «подгонять» богословские темы под эти смежные науки и работать с оглядкой на специфику конкретно-научных методологий или академических привычек, распространенных в соответствующих сообществах специалистов. Мы можем смело опираться на собственно теологическую методологию и разработку теологической проблематики (включая вопросы догматического, литургического пастырского богословия, библеистики и др.).
Это ставит перед нами новые задачи по наполнению отрасли знания «Теология» реальным контентом. Как я уже говорил, теология ― не аналог религиоведения. Она не может быть обезличенной с религиозно-конфессиональной точки зрения. Паспорт единственной научной специальности 26.00.01, столь похожий на паспорт религиоведческой дисциплины, не отражает ни содержания, ни задач теологии.
На нынешнем этапе необходимо выделить внутри отрасли знания «Теология» конкретные направления ― православное, исламское, иудейское. Полагаю, что проектирование теологии как отрасли знания должно учитывать перспективу постепенного формирования полноценных групп специальностей, относящихся к определенной религиозной традиции или конфессии.
Убежден в том, что отрасль должна строиться по религиозно-конфессиональному принципу. Деление теологии на три группы специальностей будет подобно тому, как, например, филологические науки делятся на литературоведение и языкознание, а физико-математические включают в себя астрономию, механику и так далее. Только принципом деления в этом случае будет принадлежность определенной религиозно-конфессиональной традиции.
В каждой из таких групп на данном этапе можно предусмотреть по одной одноименной специальности. В дальнейшем, по мере реального наполнения каждой из специальностей научными достижениями и появления профильных специалистов, внутри конфессиональных групп специальностей можно постепенно вводить дифференцированные специальности, разукрупняя имеющиеся.
Для того, чтобы развивать научную отрасль «Теология», мы должны не смешивать религиозные традиции, а изучать каждую из них в отдельности. При этом важно находить в них, при всех вероучительных и культурных отличиях, общее ценностно-мировоззренческое ядро, и исследовать его с позиций теологии. В этом залог взаимодействия различных религий, этносов и культур, а в долгосрочной перспективе ― залог сохранения единства нашей великой многонациональной страны, которое мы обязаны сберечь не только для себя, но и для будущих поколений.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru
История и обоснование принципов христианской теологии
«Учение о богах» было известно задолго до Рождества Христова: оно было у греческих, затем – римских философов. Христианство, споря с ними, тем не менее, еще со времен Апостолов признавало, что Истинный Бог был известен язычникам, однако, они «подавили истину неправдою».
Св. Павел пишет, что «открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим.1:18-20).
Разновидности
«Рассматривание творений» ради познания Божества – одна из древнейших разновидностей «учения о богах», отголоски которого позже можно найти в творениях святых отцов.
Естественная теология
Ее также именовали «природной», «мирской», или «рациональной». Основная идея богословских размышлений теологов, работающих в этом направлении – возможность познания человеком Бога разумом, через познание окружающего мира.
Теология ранних греческих философов
Это мыслители, жившие в VII-V вв. до н.э., их также именуют «досократиками», как предшественников великого Сократа, учителя другого выдающегося философа Платона. Философы-язычники ставили задачу объяснить происхождение мира из «природы». Но в их сочинениях также часто встречается слово «теос», или «божество», которым создан видимый мир.
Создатель познаваем из божественных действий в мире. Общая черта греческих философов – резкое отвержение обрядов, ритуалов язычества как «безумных и нечестивых», тогда как реальный Бог, Создатель мира, мог отождествляться:
- с небом (Ксенофан);
- с логосом или словом, мыслью человека (Гераклит);
- вообще с природой как единым целым (Парменид).
Глава Платона, римская копия. Оригинал был выставлен в Академии после смерти философа (348/347 до н.э.)Согласно Диогену Лаэртскому, имя Платона при рождении — Аристокл Дата рождения: 7 мая 427 до н. э. Место рождения: Древние Афины Философское влияние, наряду с Сократом, на него оказали досократики Пифагор, Гераклит и Парменид. По древним преданиям, Платон умер в день своего рождения в возрасте 81 года в 347 году до н. э. Его погребли под именем Аристокл.
Платоновская
Этот философ, чьи труды не потеряли актуальности даже для ученых нашего времени, обращал внимание на неподобающие божеству образы, которые содержат греческие мифы. Здесь боги выведены как подверженные человеческим страстям, тяжким грехам. По мнению Платона, следует установить «образцы теологии», предписывающие что бог должен представляться как благой, дарующий мир, исполненный добродетели – в противном же случае это вовсе не божество.
Мысли философов были хорошо известны образованным христианам. Еще Апостолам была очевидна ценность попытки увидеть Божество «через рассматривание творений». А позже изображения Платона, Аристотеля, Сократа, других греческих философов, появятся на фресках некоторых православных храмов, правда, конечно, без подобающих святым нимбов. Например, образы философов Афродитиана и Ермия Трисмегиста есть на дверях Успенского собора Московского Кремля, а в Новоспасском монастыре столицы можно увидеть изображения Платона, Сократа, Аристотеля.
Изображения языческих мыслителей и писателей — фрески из столовой Бачковского ставропигиального мужского монастыря Болгарской православной церкви. На свитке Платона написано: „Бог существовал всегда, существует и будет существовать, как не имеет начала и не будет иметь конца” У Сократа: „И будет получит плоть от еврейской девы и будет распят. И блаженны те, которые его послушать. . .”
Теология восточных отцов
Свтт. Василий Великий, Григорий Богослов, Кирилл Иерусалимский, десятки других – создатели Символа Веры, вообще логичного, непротиворечивого, точного изложения христианских догматов, подлинной сокровищницы Церкви. Они сочетали молитвенный опыт как свой, так других подвижников, с логическими, риторическими приемами, выработанными философами античного времени. При этом разум занимал подчиненное положение по отношению к вере. Он был только средством логически непротиворечивого изложения духовного опыта, а не средством собственно богопознания.
Основные принципы теологии
Важнейшие из них для восточного богословия:
- говоря о Боге, вере, теолог исходит не из собственного «здравого смысла», а из Предмета теологии, Бога; он не «конструирует» реальность, а пытается изложить Истину; отсюда парадоксальность, иногда даже нелогичность богословских формулировок – ведь Сам Иисус Христос сказал: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36);
Интересный факт
До самого XX в. этот базовый принцип теологии совершенно противоречил научным подходам. Ученые с XVIII в. считали мир познаваемым человеческим разумом – до тех пор, пока в процессе развития науки не стала ясна его бесконечная сложность. К примеру, гуманитарии осознали пагубность изучения, например, истории, с точки зрения «здравого смысла исследователя», когда ученый создает картину прошлого, а не пытается его понять.
Начала формироваться феноменология – особый подход к культуре прошлого или настоящего, когда она рассматривается как «феномен», самодостаточное явление с собственной логикой, смыслом, которые необходимо понять. Чтобы дойти до научного принципа, открытого теологами на заре церковной истории, ученым, таким образом, понадобилось несколько столетий.
- еще один принцип – церковность, или опора на опыт Церкви; он обобщен церковным Преданием, в которое входит как Писание, так вообще все духовное богатство Церкви, от опыта аскезы до церковного искусства, богослужения;
- наконец, богослов исходит из принципа сотериологичности (от «σωτηρία», «спасение»); он означает, что действия Божии в мире направлены на избавление падшего человека от греха, смерти, то есть на его спасение; это – непреложная истина; руководствуясь ею, святые отцы последовательно отстаивали идею Христа как Совершенного Бога и Человека, брата людей по плоти, спасшего род людской; всякое иное понимание Сына Божия (как облагодатствованного человека, или творение Бога Отца, как мыслили еретики) не соответствовало домостроительству спасения людей, отвергалось.
Средневековая теология
Иным образом обстоит дело у западных христиан. Здесь «естественная теология» получила куда более серьезное развитие, нежели на Востоке. Ведь Западная Церковь, крестившая «варварские» народы, захватившие с V в. территорию Западной Римской империи, искала возможности просто, ясно объяснить неофитам христианские ценности, истины веры. А сделать это было проще всего «от человеческого ума». Так возникла так называемая «схоластика», или «школьное богословие», которое действительно преподавалось в духовных учебных заведениях, готовивших церковнослужителей.
Со временем схоластика получила более серьезную основу, задумавшись о возможности вообще богопознания при помощи разума. Начался так называемый «спор об универсалиях», или понятиях, определяющих Бога. При этом одни схоласты, «реалисты», признавали, что такие понятия, пусть нематериальные, существуют, следовательно, возможно познать Творца при помощи разума. Другие же авторы («номиналисты») утверждали, что всякое слово о Боге не дает Его познания, оно – плод чисто человеческих рассуждений. В русле этих двух точек зрения развивались дискуссии западных богословов несколько столетий.
Доказательства бытия Божия
Их сформулировал в XII в. Ансельм, епископ Кентерберийский, которого можно отнести к «реалистам». Это:
- совершенство окружающего мира, его благость – имеющие, следовательно, источником Высшее Благо, Бога;
- наличие причины у всякой вещи мира – следовательно, у него самого также есть Первопричина, или Творец;
- представления о Боге, которые имеет каждый из людей.
Основной тезис Ансельма:
«Верую, чтобы понимать».
Таким образом вера – первый шаг к познанию Бога, а затем необходимо понимание, познание при помощи Богом же данного разума.
«Сумма теологии» Фомы Аквинского
Другим образом смотрел на богопознание Фома Аквинский, изложивший свои взгляды в знаменитой «Сумме теологии». Фома делил его на «философское» и собственно «теологию», под которой понимал Откровение. Однако первая ступенька – познание Господа через Его творения, окружающий мир. Такое, рассудочное богословие скоро, однако оказалось малосостоятельным: к XIV в. происходит постепенный закат схоластического направления, вызванный неудовлетворенностью богословов рационализмом учения Фомы.
Фома Аквинский (1225-1274 г.г.) Портрет написал итальянский художник Карло Кривелли. Возрождение. XV век. В XIII веке Фома Аквинский пытался примирить философию Аристотеля с теологией Августина. Фома Аквинский использовал как разум, так и веру при изучении метафизики, моральной философии и религии. На основании веры в Творца, он предложил пять доказательств существования Бога. Канонизирован католической Церковью 18 июля 1323 года.
Своего рода «точку» в развитии схоластики ставит монах ордена францисканцев, Уильям Оккам. Его логический принцип звучит как «Не умножай сущностей без необходимости». По мнению Оккама, разум пригоден для изучения мира, тогда как вера – для понимания истин богословия.
Однако к XIV в. западное богословие было уже достаточно глубоко рационализировано, поэтому именно опора на разум становится его основной чертой. Примером являются некоторые современные ее течения у католиков, протестантов.
Что значит термин «политическая теология»
Это совокупность множества богословских учений, пытающихся выявить основания общественных, политических институтов из Библии, Священного Предания. Считается, что она зародилась еще в Византии, когда богословы обосновывали идею «симфонии» государственной и светской властей. Однако именно на Западе, начиная по крайней мере с XIX в. это направление получило самостоятельное значение. Теологи направления:
- пытаются согласовать с Писанием, Преданием порядок, принципы построения, работы политических институтов, власти;
- определяют, каким образом возможно повлиять мораль, этику общества, основываясь на принципах христианства
Теология освобождения
Это направление зародилось в Латинской Америке со 2 пол. 1950-х. Оно максимально близко к политической теологи. Суть его:
- использование данных Богом талантов для блага людей;
- преодоление бедности, как источника греха, провоцирующего человека на неблаговидные поступки.
От сторонников учения, возникшего в бедных странах, можно услышать, например, такую более чем своеобразную интерпретацию Евангелия:
«Он (Иисус) был со мной в трудные времена, в самые страшные моменты жизни. Иисус Христос, несомненно, был исторической фигурой – он был повстанцем, одним из наших, антиимпериалистов. Он восстал против Римской Империи. Ибо кто мог бы сказать, Что Иисус был капиталистом? Нет. Иуда был капиталистом, взяв свои сребренники! Христос был революционером. Он восстал против религиозных иерархий. Он восстал против экономической власти того времени. Он предпочел смерть для защиты своих гуманистических идеалов, и он жаждал перемен. Он был нашим Иисусом Христом». Автор цитаты – президент Венесуэлы Уго Чавес, активный сторонник теологии освобождения.
Подобные взгляды также весьма распространены не только среди католиков, но также протестантов.
Уго Рафаэль Чавес Фриас( 1954-2013г.г.). 47-й Президент Венесуэлы (14 апреля 2002 — 5 марта 2013)
История
Теология – это наука о Боге, которая зародилась еще в Древней Греции. Тогда речь шла о богах. Изначально богословами или теологами греки называли обычных поэтов. Позже так стали называться люди, которые писали или передавали писания о богах. Затем это название закрепилось за толкователями мифов древности.
Аристотель рассматривал эту науку всего лишь как составную часть философии. Он не выделял её, считая чем-то наравне с физикой и математикой. Позже другие мыслители, благодаря выводам Аристотеля, смогли обосновать важность астрологии с точки зрения теологии. В Средние века это все приобрело еще большую активность, так как у христиан вызывала огромный интерес запрещенная для них астрология.
Теология в философии – это изучение работ божественного характера о мироустройстве. То есть делается акцент именно на то, как устроен мир. Марк Варрон считал, что существует гражданская, мифическая и физическая теология. Первая предназначена для народа, вторая – для поэтов, третья – для философов и мыслителей.
Какие вопросы решает теология
Это:
- научные; проблемы изучения истории, традиции Церкви, сокровищницы ее духовного опыта;
- общественные, связанные с духовно-нравственным воспитанием на основе тысячелетней традиции; по данным современных исследований, многие студенты приходят на теологические специальности с установкой: «Хочу знать больше о своей культуре».
Эвтаназия в свете теологии
Намеренное лишение жизни с согласия (или даже по просьбе) тяжело больного вызывает неоднозначное отношение у христиан. Позиция Русской Церкви сформулирована в «Основах» ее социальной концепции:
- в некоторых случаях, когда излечение явно невозможно, только бессмысленно продлевает мучения человека, нужен переход на паллиативную помощь, при этом необходимо также пастырское попечение для приготовления христианина к кончине; обязанность ближних – облегчить страдания, обеспечить уход;
- однако, намеренное прекращение жизни является убийством или самоубийством, если решение принимает сам человек.
Негативно относятся к эвтаназии также католики. Менее определенной можно назвать позицию протестантов, которые, с одной стороны, не подвергают сомнению промысл Божий в жизни человека, с другой – считают, что при некоторых «исключительных» случаях решение может принимать он сам. Такое завуалированное оправдание эвтаназии уже привело к тому, что она принята некоторыми протестантскими странами (например, это Голландия, США).
Вопрос терминологии
Терминология этой науки в русском языке несколько сложна. О не считается точным переводом слова «теология» с древнегреческого языка. В русском православии принято использовать исключительно слово «богословие», но никак не «теология». Дело в том, что ни один священник так не скажет, поскольку такое изъяснение будет воспринято как латинство. При этом русские богословы очень тщательно, внимательно и неустанно следили за развитие теологии, нередко с большим талантом и осторожностью беря что-то из нее. И. Киреевский, которого считают основоположником религиозной философии в России, считает, что теология – это ученное богословие. При этом он подчеркивает это именно в негативном ключе.
Православие, католицизм, протестантизм – отличительные особенности богословия
Сейчас православное богословие работает в русле восточной святоотеческой традиции, тем более, что многие подходы более чем тысячелетней давности вполне актуальны до наших дней.
Западная теология, как католическая, так протестантская, все больше идет по пути рационализации. Так, внутри католичества возникают:
- «обновленные» варианты схоластики (неотомизм);
- модернизм (выступающий за идею «догматического развития» Католической Церкви, ее приспособление к окружающему миру, современной культуре).
Особенно активно по пути рационализации идут различные протестантские деноминации. Среди наиболее известных направлений – так называемая либеральная теология, ратующая за важность индивидуального опыта человека, протестующая против любых религиозных догматов.
Вместе с тем, в католическом богословии последних лет наметилась тенденция к сближению с православными богословами, обращения к восточной традиции:
- появилось «новое богословие», ратующее за обращение к традиции отцов Востока;
- особое направление католической теологии представляют ученые, литургисты, активно изучающие историю богослужения Востока периода Византийской империи; работы некоторых из них, например, греко-католических священников Хуана Матеоса, Роберта Тафта, не раз переводились на русский язык, а их ценность признана православными богословами.
Например, широко известна среди православных богословов работа Х. Матеоса «Служение слова», написанная на основе греческих богослужебных текстов VI-IX вв. Она посвящена истории первой части Византийской литургии («литургии оглашенных»). Интересные подробности Великого Входа, как он происходил в древней Византии, сообщает учених Х. Матеоса, Р. Тафт в книге «Великий вход».
Еще одна интересная работа, переведенная на русский язык митр. Иларионом (Алфеевым) работа Папы Римского Бенедикта XVI «Богословие литургии».
Проблемы развития
Они несколько различны на Западе и Востоке.
В католическом, протестантском мире, прежде всего, нарастает давление процессов секуляризации, дехристианизации, что осложняет работу теолога, приводит к расшатыванию основ веры.
Для православных теологов к названным проблемам добавляются другие, возникшие за годы насаждения атеизма, например, в России. Это:
- общее резкое падение уровня богословского образования ввиду тотального закрытия духовных школ после 1917 г.;
- более чем 70-летняя замкнутость богословия «на себя», что до наших дней затрудняет коммуникацию со светской наукой; во многом отсюда идет неоднозначное отношение части научного сообщества к теологии как направлению исследований.
Кадровая проблема в РПЦ. По состоянию на 2022 г. количество священников составляет около 40000 человек. Это примерно на 10000 меньше, чем было на 1915 г., то есть дореволюционный уровень количества пастырей почти достигнут. Массовое открытие церквей 1990-х часто вело к тому, что, стремясь обеспечить богослужебную жизнь, епископы рукополагали людей без богословского образования (к концу XX в. его имели только треть пастырей); зачастую впоследствии оказывалось, что новопоставленные иереи вообще непригодны для служения.
Профессия теолог: где учатся, кем работают
Сейчас по России 39 аккредитованных высших учебных заведений, где можно получить специальность. Среди них:
- духовные семинарии, академии (Московская, Петербургская, Сретенская), другие; а также Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет;
- светские вузы, имеющие факультеты или кафедры теологии.
Выпускники занимаются:
- научной деятельностью;
- преподаванием в духовных, светских учебных заведениях;
- журналистикой;
- работают на ниве культуры (музеи, библиотеки);
- и, конечно, желающие совершают церковное служение, получая священный сан.