Ирина ДмитриеваХристианство и язычество: какая разница?

Сегодня известно два православия: богословское и народное. И если к первому относятся официальные догматы и установки церкви, то второе более походит на веру, основанную на славянском язычестве. Язычество изучают в школе на уроках истории, где рассказывают, как ранее поклонялись славянским богам все, кто жил на территории Европы и стран СНГ.

Сегодня главной церковью России является Православная Церковь, но и в ней есть некие языческие традиции, что не отрицает и само священство. Как относится к славянскому язычеству традиционное православие?

Веро­уче­ния надо не при­ду­мы­вать, а знать

Невоз­можно срав­ни­вать хри­сти­ан­ство ВООБЩЕ с язы­че­ством ВООБЩЕ, поскольку, осо­бенно послед­нее, настолько раз­лично, что совер­шенно не кор­ректно было бы стричь всех под одну гре­бёнку. Неко­то­рые древ­не­еги­пет­ские (и не только) язы­че­ские культы тре­бо­вали чело­ве­че­ских жерт­во­при­но­ше­ний. Древ­не­гре­че­ские боги давали такой пример «нрав­ствен­но­сти» и «доб­ро­де­тели», что совре­мен­ному теле­ви­де­нию, с его похаб­ными «окнами» до них далеко. Риту­аль­ные оргии запад­ных славян, при­но­ся­щих кро­ва­вые жертвы руко­твор­ным идолам (южные и восточ­ные обо­жеств­ляли силы при­роды) ничуть не лучше. Опи­са­ние битв, кото­рые ведут между собой шаманы (читайте книгу В.Н. Фёдо­рова «Слу­жи­тели трёх миров») наво­дят страх, несрав­ни­мый с эффек­том от самых жутких филь­мов ужасов. А повесть Н.С. Лес­кова «На краю света» откры­вает такой чистый и свет­лый мир север­ного чело­века, что он явля­ется откро­ве­нием и служит укором пра­во­слав­ному архи­ерею.

Язы­че­ство духов­ное дет­ство всех наро­дов (кроме еврей­ского), это резуль­тат есте­ствен­ного бого­по­зна­ния. Древ­ние хри­сти­ан­ские писа­тели гово­рили, что Бог и языч­ни­ков милует и им откры­вает Себя в их сове­сти и разуме. Неоспо­ри­мый факт, что среди языч­ни­ков всегда были люди, кото­рые «Искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли» (Деян.17:27). И в этом смысле спра­вед­ливо, что и в язы­че­стве «совер­шался поло­жи­тель­ный рели­ги­оз­ный про­цесс» (С. Бул­га­ков. «Свет неве­чер­ний»). Именно поэтому так есте­ственно и орга­нично наши с вами предки и зем­ляки при­ни­мали в сердце «доб­рого Хри­сто­сика».

Очень хочется быть поня­той пра­вильно. Не ссоры ищу я, а пони­ма­ния. Не осуж­де­нию язы­че­ства посвя­щена наша статья. Это всего лишь попытка пока­зать, во что же на самом деле верят хри­сти­ане, и как наша вера соот­но­сится с язы­че­ской.

Видите ли, читая мно­го­чис­лен­ные анти­хри­сти­ан­ские пуб­ли­ка­ции в мест­ной прессе, я обна­ру­жила, что их авторы не знают, по край­ней мере, двух вещей. Во-первых, исто­рия рели­гии давно опро­вергла заблуж­де­ние о том, что идея Бога эво­лю­ци­о­ни­ро­вала от мно­го­бо­жия к еди­но­бо­жию. Люди, как пишет Г. Честер­тон («Бог и срав­ни­тель­ное изу­че­ние рели­гий») «начали с про­стой и пора­зи­тель­ной идеи Все­дер­жи­теля и только потом, как бы от уста­ло­сти, соскольз­нули к богам или бесам». Это под­твер­ждают и совре­мен­ные або­ри­гены Австра­лии, явля­ю­щие моно­те­изм с явной нрав­ствен­ной окрас­кой (их бога зовут Атахо­кан), и кали­фор­ний­ские индейцы, покло­ня­ю­щи­еся «Вели­кому Духу, Кото­рый выше всего», и т.д.

Но Апо­стол пре­ду­пре­ждал: «Ты веру­ешь, что Бог един: хорошо дела­ешь; и бесы веруют, и тре­пе­щут» (Иак.2:19). К язы­че­ским отно­сятся отнюдь не только поли­те­и­сти­че­ские веро­ва­ния. «Термин «язы­че­ство» про­ис­хо­дит от цер­ковно-сла­вян­ского слова «язык», озна­ча­ю­щего «народ», пишет доктор бого­сло­вия А.И. Осипов («Путь разума в поис­ках истины»). В вет­хо­за­вет­ную эпоху евреи назы­вали языч­ни­ками все другие народы, вкла­ды­вая в это слово нега­тив­ную оценку и самих наро­дов, и их рели­ги­оз­ных веро­ва­ний, обы­чаев, морали, куль­туры и проч. Однако в хри­сти­ан­стве он уже не вклю­чает в себя что-либо, свя­зан­ное с нацией или расой». Им обо­зна­ча­ются рели­ги­оз­ные учения и миро­воз­зре­ния, не при­ни­ма­ю­щие Библии за источ­ник сверхъ­есте­ствен­ного Откро­ве­ния, а также прочие нехри­сти­ан­ские миро­воз­зре­ния.

Во-вторых, авторы анти­хри­сти­ан­ских статей совер­шенно не знают пред­мета дис­кус­сии, то есть соб­ственно хри­сти­ан­ства (пра­во­сла­вия, в част­но­сти). А потому они спорят не с ним, а с тем, что сами думают о хри­сти­ан­стве, что им хри­сти­ан­ством КАЖЕТСЯ. Согла­си­тесь, когда всту­па­ешь в дис­кус­сию, пре­тен­ду­ю­щую на статус науч­ной, надо прежде озна­ко­миться со взгля­дами оппо­нен­тов. Причём жела­тельно не в изло­же­нии недоб­ро­со­вест­ных или несве­ду­щих интер­пре­та­то­ров и кри­ти­ков, а, что назы­ва­ется, из первых рук. У нас же сна­чала оппо­нен­там при­пи­сы­ва­ется некая точка зрения, затем несу­ще­ству­ю­щие посту­латы весьма успешно (в отсут­ствии кон­струк­тив­ной дис­кус­сии) опро­вер­га­ются, а потом на руинах низ­верг­ну­тых иллю­зий (замечу соб­ствен­ных) воз­во­дится по види­мо­сти строй­ное здание соб­ствен­ной логики. Впро­чем, с фор­маль­ной логи­кой (жен­скую оста­вим дам­ским жур­на­лам) у многих тоже боль­шие про­блемы.

Чтобы не быть голо­слов­ной и в то же время не пере­пе­ча­ты­вать чужие тексты пол­но­стью (в них что ни пред­ло­же­ние, то рево­лю­ци­он­ное откры­тие в тео­ло­гии, типа «четы­рёх­част­ной» хри­сти­ан­ской кар­тины мира у Л.Н. Жуко­вой), при­веду для иллю­стра­ции лишь один пример. Г.И. Рома­нов в статье «Рели­ги­оз­ный мир наро­дов Якутии» пишет: «Тупо­умие [пра­во­слав­ных] пере­хо­дит в безу­мие. В таком случае пра­во­слав­ные хри­сти­ане буйно раз­ма­хи­вают жезлом поли­ти­че­ского обви­не­ния в наци­о­на­лизме или раз­жи­га­нии наци­о­наль­ной или рели­ги­оз­ной розни и отста­и­вая на словах истин­ность своего лож­ного пред­став­ле­ния или утвер­жде­ния, то есть наста­и­вая на субъ­ек­тив­ном един­стве субъ­ек­тив­ного и объ­ек­тив­ного. Если един­ство субъ­ек­тив­ного и объ­ек­тив­ного не выхо­дит за пре­делы субъ­ек­тив­ного, то оно дает нам ложь, а не истину. Ибо под­лин­ная истина состоит в объ­ек­тив­ном един­стве субъ­ек­тив­ного и объ­ек­тив­ного, так как в этом един­стве при­о­ри­тет­ным и пер­вич­ным явля­ется объ­ек­тив­ное, кото­рое высту­пает как осно­ва­ние и суть истины»..

Вообще-то ещё апо­стол Павел при­зна­вал своё безу­мие: «И Иудеи тре­буют чудес, и Еллины [языч­ники И.Д.] ищут муд­ро­сти; а мы про­по­ве­дуем Христа рас­пя­того, для Иудеев соблазн, а для Елли­нов безу­мие» (1Кор.1:22-23). Да, мы безумны, но оче­видно не настолько, чтобы пони­мать смысл подоб­ных изре­че­ний.

В резуль­тате раз­го­вор при­хо­дится начи­нать с дока­за­тельств того, что ты не вер­блюд. Чтобы не ста­вить своих оппо­нен­тов в подоб­ное поло­же­ние, я буду ссы­латься на них, точно цити­руя тексты.

«Симптомы» проявления языческого сознания в народном православии

Пантеон Богов. Вполне самодостаточными «богами» в пантеоне «народного православия» стали святые, к которым часто обращаются «вместо» Бога. Отсюда разделение святых «по функционалу», по аналогии с языческими божествами: непременно важно понять, кому о чём молиться. Молитва «ответственному святому» считается более действенной. Просто молиться Богу – это непонятно, и страшно, а значит – неэффективно.

«Святыньки». наделение предметов самостоятельной сакральной ценностью. Всевозможные «святыньки» воспринимаются как источник «чуда». Иконы, мощи, «земелька» и прочие атрибуты, которые для христиан лишь предметы благоговейного почитания, становятся в «народном православии» «волшебной палочкой», которая может избавить от всех неприятностей.

Опять же – вне зависимости от собственных усилий и Христа. То же самое с записками, свечами и молитвами – непонятные большинству действия и слова перевираются и воспринимаются как самоценные «заклинания» (например, искаженный 90-й псалом – в народе «Живые помощи»).

Обрядоверие. Как было сказано, для язычества соблюдение ритуала в мелочах являлось залогом успеха у «высших сил». В «народном православии» это выражается в соблюдении буквы церковного Устава без осмысления и веры.

При этом категорически осуждаются любые отклонения. Отсюда любовь к церемониям («Венчание – это красиво»), судорожное соблюдение бытовых традиций («На Пасху кулич и яйца освятить обязательно!») и суеверие («Надо причаститься, чтобы не болеть», «Машину освятить – от аварий»).

Абсолютно искажается понимание взаимоотношений между Богом и человеком: личные, «сыновние» отношения (в которых и заключена суть христианства) здесь невозможны. Возникают формальные: вместо нравственных усилий и духовного возрастания — угождение «божку» посредством исполнения неких внешних правил.

Про­шлое: «своя» вера или «свои» законы физики

Можно согла­ситься с Л.Н. Жуко­вой («Язы­че­ское миро­по­ни­ма­ние и XXI век»), что каждый народ имеет (имел) свою миро­воз­зрен­че­скую мифо­ло­ги­че­скую кар­тину обра­зо­ва­ния Земли и жизни на ней. При этом автор утвер­ждает, что хри­сти­ан­ство это «мифо­ло­ги­че­ская миро­воз­зрен­че­ская кон­цеп­ция о нача­лах мира народа, пре­иму­ще­ственно живу­щего за пре­де­лами нашей страны. Чужие лики и имена, чужая при­рода, живот­ный и рас­ти­тель­ный мир Чужая кар­тина мира. Наши народы и наша наука, нако­нец, про­зрели и уви­дели сла­вян­скую, якут­скую, тун­гус­скую, юка­гир­скую кар­тину мира». Инте­ресно было бы полу­чить ссы­лочку на науч­ные труды, «про­зрев­ших» физи­ков, хими­ков, био­ло­гов, линг­ви­стов.

Дей­стви­тельно, пси­хо­линг­ви­стика под­твер­ждает, что у каж­дого народа есть своя язы­ко­вая кар­тина мира, но не надо путать её с науч­ной. Для древ­них языч­ни­ков, искренне счи­тав­ших, что за пре­де­лами их «Ойку­мены» кон­ча­ется земля, есте­ственно было верить в то, что их мир сотво­рён осо­бен­ным обра­зом, что у них есть СВОЙ уни­каль­ный пра­пре­док, СВОИ боги, что они вышли из Матери-Земли, а осталь­ные неиз­вестно откуда. Ведь наука о пра­языке тогда ещё не подо­шла к выводу о едином про­ис­хож­де­нии чело­века, и архео­ло­гия не знала имён Л. Лики и Ю.А. Моча­нова, и гене­тика ещё не открыла мито­хон­дри­аль­ную ДНК, обе­ща­ю­щую за раз­но­стью генов «про­зреть» единое в расах и наро­дах, и закон все­мир­ного тяго­те­ния ещё не начал «дей­ство­вать» на всей тер­ри­то­рии пла­неты, и теория «боль­шого взрыва» ещё не оза­рила умы физи­ков.

Сего­дня всё это есте­ственно входит в кар­тину мира обра­зо­ван­ного чело­века. Созда­вать кон­фликт между зна­нием и верой опасно, поскольку он раз­ру­шает целост­ное вос­при­я­тие дей­стви­тель­но­сти. Вот Л.Н. Жукова кон­ста­ти­рует: «Основ­ные законы, управ­ля­ю­щие юка­гир­ским обще­ством, исхо­дили от Сол­неч­ного боже­ства». Неужели Люд­мила Нико­ла­евна сама верит в то, что Солнце спу­стило юка­гир­скому народу подоб­ные дирек­тивы? Навер­ное, нет. Она ЗНАЕТ, что нет. Так почему же хочет, чтобы совре­мен­ные юка­гиры пове­рили в это снова?

Г.И. Рома­нов пишет: «В вооб­ра­же­нии север­ного чело­века при­рода, это личное, живое суще­ство, притом злое, враж­деб­ное чело­веку суще­ство, при­чи­ня­ю­щее ему стра­да­ния, отри­ца­тель­ные ощу­ще­ния: холод, голод, боль, болезнь, то есть при­рода в недоб­ром состо­я­нии, в состо­я­нии зло­же­ла­тель­ства и гнева». Пора­зи­тельно, но пафос его статьи состоит в том, чтобы вер­нуть совре­мен­ным эвенам веру, осно­ван­ную (по его же словам) на страхе и вооб­ра­же­нии

Да, наше вос­при­я­тие мира, при­роды, чело­века раз­лично, в силу того что в ядре созна­ния наро­дов отра­зи­лись раз­ли­чия рели­ги­оз­ных куль­тов, но это область чувств и эмоций не надо сме­ши­вать. Как к древним веро­ва­ниям отно­ситься сего­дня? Бережно. Надо пости­гать эту раз­ность, иссле­до­вать корни своей и чужой уни­каль­но­сти, изу­чать, как они вопло­ти­лись в мате­ри­аль­ной и духов­ной куль­туре и сохра­нять фено­мены куль­туры для себя, своих потом­ков, для всего мира.

Что каса­ется хри­сти­ан­ства, то мы здесь не будем опро­вер­гать мифы, почерп­ну­тые из школь­ных учеб­ни­ков совет­ского вре­мени, о кон­фликте его с наукой, поскольку оче­видно, что наука в совре­мен­ном её виде сфор­ми­ро­ва­лась именно в лоне хри­сти­ан­ской куль­туры.. Тут есть другой тонкий момент. Дело в том, что для нехри­стиан Хри­стос это так же, как и «свои» боги, всего лишь плод вооб­ра­же­ния или, в лучшем случае, орди­нар­ный пророк. Выбор веры для чело­века, отно­ся­ще­гося к рели­гии как к идео­ло­гии, опре­де­ляют фак­торы вне­ре­ли­ги­оз­ные тра­ди­ции, поли­ти­че­ские инте­ресы, личные амби­ции и т.д. Хри­сти­а­нин же верит в Живого Бога, реаль­ного, не вооб­ра­жа­е­мого. И только потому, что это не выдумка, он верит сам и пред­ла­гает пове­рить другим. Про­ти­во­ре­чит ли вера в Христа науч­ной кар­тине мира? Одно­значно нет, поскольку наука изу­чает твар­ный мир, в кото­ром иные нахо­дят себе богов, вера же обра­щает сердце к Творцу, не к твари.

О чём же на самом деле гово­рит Библия? Разве о чужих наро­дах? Нет! Это исто­рия не «чужих наро­дов» наша соб­ствен­ная. Это рас­сказ о том, как Про­мысл Божий дей­ствует в чело­ве­че­ском мире, как влияет на жизнь каждой кон­крет­ной лич­но­сти нашу с вами, как опре­де­ляет жизнь целых наро­дов, неза­ви­симо от того, на какой тер­ри­то­рии они живут, с каким кли­ма­том и ланд­шаф­том, какого цвета кожу имеют, на каком языке гово­рят. Это исто­рия вза­и­мо­от­но­ше­ний людей и Бога. Исто­рия, кото­рая одна­жды при­вела к тому, что Творец мира вопло­тился, чтобы спасти каж­дого из нас от ужаса, обес­смыс­ли­ва­ю­щего жизнь всех, неза­ви­симо от расы, наци­о­наль­но­сти и госу­дар­ствен­ных границ от смерти. Это исто­рия того, как люди не узнали Бога и Его рас­пяли, как они не узнают Его до сих пор, захло­пы­вают перед Ним дверцы своей души, рас­пи­нают ложью, злом, гре­хами. Это исто­рия того, как из века в век побеж­дают на Земле и в серд­цах отдель­ных людей, жаж­ду­щих войти в радость Гос­пода, добро и любовь это исто­рия святых, дока­зы­ва­ю­щая, что каждый из нас может достичь свя­то­сти, если только очень-очень-очень захо­чет. Если только

Христианство и язычество: какая разница?

Вероучение надо не придумывать, а знать

Невозможно сравнивать христианство ВООБЩЕ с язычеством ВООБЩЕ, поскольку, особенно последнее, настолько различно, что совершенно не корректно было бы стричь всех под одну гребёнку. Некоторые древнеегипетские (и не только) языческие культы требовали человеческих жертвоприношений. Древнегреческие боги давали такой пример «нравственности» и «добродетели», что современному телевидению, с его похабными «окнами» до них далеко. Ритуальные оргии западных славян, приносящих кровавые жертвы рукотворным идолам (южные и восточные обожествляли силы природы) ничуть не лучше. Описание битв, которые ведут между собой шаманы (читайте книгу В.Н. Фёдорова «Служители трёх миров») наводят страх, несравнимый с эффектом от самых жутких фильмов ужасов. А повесть Н.С. Лескова «На краю света» открывает такой чистый и светлый мир северного человека, что он является откровением и служит укором православному архиерею.

Язычество духовное детство всех народов (кроме еврейского), это результат естественного богопознания. Древние христианские писатели говорили, что Бог и язычников милует и им открывает Себя в их совести и разуме. Неоспоримый факт, что среди язычников всегда были люди, которые «Искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли» (Деян. 17, 27). И в этом смысле справедливо, что и в язычестве «совершался положительный религиозный процесс» (С. Булгаков. «Свет невечерний»). Именно поэтому так естественно и органично наши с вами предки и земляки принимали в сердце «доброго Христосика».

Очень хочется быть понятой правильно. Не ссоры ищу я, а понимания. Не осуждению язычества посвящена наша статья. Это всего лишь попытка показать, во что же на самом деле верят христиане, и как наша вера соотносится с языческой.

Видите ли, читая многочисленные антихристианские публикации в местной прессе, я обнаружила, что их авторы не знают, по крайней мере, двух вещей. Во-первых, история религии давно опровергла заблуждение о том, что идея Бога эволюционировала от многобожия к единобожию. Люди, как пишет Г. Честертон («Бог и сравнительное изучение религий») «начали с простой и поразительной идеи Вседержителя и только потом, как бы от усталости, соскользнули к богам или бесам». Это подтверждают и современные аборигены Австралии, являющие монотеизм с явной нравственной окраской (их бога зовут Атахокан), и калифорнийские индейцы, поклоняющиеся «Великому Духу, Который выше всего», и т.д.

Но Апостол предупреждал: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2. 19). К языческим относятся отнюдь не только политеистические верования. «Термин «язычество» происходит от церковно-славянского слова «язык», означающего «народ», пишет доктор богословия А.И. Осипов («Путь разума в поисках истины»). В ветхозаветную эпоху евреи называли язычниками все другие народы, вкладывая в это слово негативную оценку и самих народов, и их религиозных верований, обычаев, морали, культуры и проч. Однако в христианстве он уже не включает в себя что-либо, связанное с нацией или расой». Им обозначаются религиозные учения и мировоззрения, не принимающие Библии за источник сверхъестественного Откровения, а также прочие нехристианские мировоззрения.

Во-вторых, авторы антихристианских статей совершенно не знают предмета дискуссии, то есть собственно христианства (православия, в частности). А потому они спорят не с ним, а с тем, что сами думают о христианстве, что им христианством КАЖЕТСЯ. Согласитесь, когда вступаешь в дискуссию, претендующую на статус научной, надо прежде ознакомиться со взглядами оппонентов. Причём желательно не в изложении недобросовестных или несведущих интерпретаторов и критиков, а, что называется, из первых рук. У нас же сначала оппонентам приписывается некая точка зрения, затем несуществующие постулаты весьма успешно (в отсутствии конструктивной дискуссии) опровергаются, а потом на руинах низвергнутых иллюзий (замечу собственных) возводится по видимости стройное здание собственной логики. Впрочем, с формальной логикой (женскую оставим дамским журналам) у многих тоже большие проблемы.

Чтобы не быть голословной и в то же время не перепечатывать чужие тексты полностью (в них что ни предложение, то революционное открытие в теологии, типа «четырёхчастной» христианской картины мира у Л.Н. Жуковой), приведу для иллюстрации лишь один пример. Г.И. Романов в статье «Религиозный мир народов Якутии» пишет: «Тупоумие [православных] переходит в безумие. В таком случае православные христиане буйно размахивают жезлом политического обвинения в национализме или разжигании национальной или религиозной розни и отстаивая на словах истинность своего ложного представления или утверждения, то есть настаивая на субъективном единстве субъективного и объективного. Если единство субъективного и объективного не выходит за пределы субъективного, то оно дает нам ложь, а не истину. Ибо подлинная истина состоит в объективном единстве субъективного и объективного, так как в этом единстве приоритетным и первичным является объективное, которое выступает как основание и суть истины».

Вообще-то ещё апостол Павел признавал своё безумие: «И Иудеи требуют чудес, и Еллины [язычники И.Д.] ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1. 22-23). Да, мы безумны, но очевидно не настолько, чтобы понимать смысл подобных изречений.

В результате разговор приходится начинать с доказательств того, что ты не верблюд. Чтобы не ставить своих оппонентов в подобное положение, я буду ссылаться на них, точно цитируя тексты.

Прошлое: «своя» вера или «свои» законы физики

Можно согласиться с Л.Н. Жуковой («Языческое миропонимание и XXI век»), что каждый народ имеет (имел) свою мировоззренческую мифологическую картину образования Земли и жизни на ней. При этом автор утверждает, что христианство это «мифологическая мировоззренческая концепция о началах мира народа, преимущественно живущего за пределами нашей страны. Чужие лики и имена, чужая природа, животный и растительный мир Чужая картина мира. Наши народы и наша наука, наконец, прозрели и увидели славянскую, якутскую, тунгусскую, юкагирскую картину мира». Интересно было бы получить ссылочку на научные труды, «прозревших» физиков, химиков, биологов, лингвистов.

Действительно, психолингвистика подтверждает, что у каждого народа есть своя языковая картина мира, но не надо путать её с научной. Для древних язычников, искренне считавших, что за пределами их «Ойкумены» кончается земля, естественно было верить в то, что их мир сотворён особенным образом, что у них есть СВОЙ уникальный прапредок, СВОИ боги, что они вышли из Матери-Земли, а остальные неизвестно откуда. Ведь наука о праязыке тогда ещё не подошла к выводу о едином происхождении человека, и археология не знала имён Л. Лики и Ю.А. Мочанова, и генетика ещё не открыла митохондриальную ДНК, обещающую за разностью генов «прозреть» единое в расах и народах, и закон всемирного тяготения ещё не начал «действовать» на всей территории планеты, и теория «большого взрыва» ещё не озарила умы физиков.

Сегодня всё это естественно входит в картину мира образованного человека. Создавать конфликт между знанием и верой опасно, поскольку он разрушает целостное восприятие действительности. Вот Л.Н. Жукова констатирует: «Основные законы, управляющие юкагирским обществом, исходили от Солнечного божества». Неужели Людмила Николаевна сама верит в то, что Солнце спустило юкагирскому народу подобные директивы? Наверное, нет. Она ЗНАЕТ, что нет. Так почему же хочет, чтобы современные юкагиры поверили в это снова?

Г.И. Романов пишет: «В воображении северного человека природа, это личное, живое существо, притом злое, враждебное человеку существо, причиняющее ему страдания, отрицательные ощущения: холод, голод, боль, болезнь, то есть природа в недобром состоянии, в состоянии зложелательства и гнева». Поразительно, но пафос его статьи состоит в том, чтобы вернуть современным эвенам веру, основанную (по его же словам) на страхе и воображении.

Да, наше восприятие мира, природы, человека различно, в силу того, что в ядре сознания народов отразились различия религиозных культов, но это область чувств и эмоций не надо смешивать. Как к древним верованиям относиться сегодня? Бережно. Надо постигать эту разность, исследовать корни своей и чужой уникальности, изучать, как они воплотились в материальной и духовной культуре и сохранять феномены культуры для себя, своих потомков, для всего мира.

Что касается христианства, то мы здесь не будем опровергать мифы, почерпнутые из школьных учебников советского времени, о конфликте его с наукой, поскольку очевидно, что наука в современном её виде сформировалась именно в лоне христианской культуры. Тут есть другой тонкий момент. Дело в том, что для нехристиан Христос это так же, как и «свои» боги, всего лишь плод воображения или, в лучшем случае, ординарный пророк. Выбор веры для человека, относящегося к религии как к идеологии, определяют факторы внерелигиозные традиции, политические интересы, личные амбиции и т.д. Христианин же верит в Живого Бога, реального, не воображаемого. И только потому, что это не выдумка, он верит сам и предлагает поверить другим. Противоречит ли вера в Христа научной картине мира? Однозначно нет, поскольку наука изучает тварный мир, в котором иные находят себе богов, вера же обращает сердце к Творцу, не к твари.

О чём же на самом деле говорит Библия? Разве о чужих народах? Нет! Это история не «чужих народов» наша собственная. Это рассказ о том, как Промысл Божий действует в человеческом мире, как влияет на жизнь каждой конкретной личности нашу с вами, как определяет жизнь целых народов, независимо от того, на какой территории они живут, с каким климатом и ландшафтом, какого цвета кожу имеют, на каком языке говорят. Это история взаимоотношений людей и Бога. История, которая однажды привела к тому, что Творец мира воплотился, чтобы спасти каждого из нас от ужаса, обессмысливающего жизнь всех, независимо от расы, национальности и государственных границ от смерти. Это история того, как люди не узнали Бога и Его распяли, как они не узнают Его до сих пор, захлопывают перед Ним дверцы своей души, распинают ложью, злом, грехами. Это история того, как из века в век побеждают на Земле и в сердцах отдельных людей, жаждущих войти в радость Господа, добро и любовь это история святых, доказывающая, что каждый из нас может достичь святости, если только очень-очень-очень захочет. Если только

Настоящее: счастье возможно

Но каждый из нас живёт в настоящем и каждого из нас объединяет одно естественное желание быть счастливым. Только само понятие счастья и пути его достижения мыслятся в разных культурах, сложившихся под влиянием различных религий, по-разному. Ну, например, Г.И. Романов пишет: «Обращение верующих эвенов и других народов Якутии с просьбой к Солнцу, Луне и иным предметам природы имеют двойственный смысл. С одной стороны, это означает, что они признают превосходство предмета, его власть и произвол над собой. С другой стороны, они сознают свою силу, хотят осуществить свою власть над этим предметом, персонифицированным как бог, которого, как было сказано, можно принудить против его воли выполнить цель, план и желание человека. <> Почитание и поклонение непосредственно связаны с заклинанием, с настоятельной мольбой помочь в каком-либо предприятии, в оленеводстве, охоте, рыболовстве и лечении болезней. Следовательно, их предназначением служит колдовство над суровыми, грозными и враждебными силами природы Севера осуществление того, что думает и хочет северный человек, а именно его комфортного, длительного и счастливого существования».

Видимо, философ прав: «Страх перед непокорными и всесильными силами природы и общества порождает и у северного человека религиозные представления и действия и выступает как причина возникновения религии. Особенный ужас вызывало такое явление и действие природы и общества как смерть». Таким образом, причиной возникновения языческой религии народов Якутии, по Романову, являлись страх перед стихиями природы и особенно смертью, желание жить комфортно и овладение с этой целью техниками заклинаний и колдовства. «Шаманство определяется как боязнь злых духов, заклинание и изгнание их, то есть как непрестанная борьба с враждебными духами и победа над ними».

Действительно, нехристианское сознание и религиозное, и атеистическое единодушно: благо мыслится в плоскости ценностей этого мира. Каковы же они? На этот вопрос даёт ответ Евангелие в том месте, где описываются искушения Христа. А.И. Осипов, ссылаясь на Авву Дорофея, комментирует: «Три С славолюбие, сребролюбие и сластолюбие (стремление к чувственным удовольствиям) лежат в основе религиозных исканий человека, порабощённого этим страстям». Поэтому целью язычества (в том числе современных неоязыческих практик типа фэн-шуй, «Аватар» и т.д.) является магическое подчинение сверхъестественных сил для удовлетворения жизненных запросов (впрочем, сильно изменившихся).

Конечно, почти все вероучения в той или иной форме проповедуют аскезу, но цели воздержания при этом весьма отличны. Андрей Кривошапкин-Айынга («О белой религии народа саха тэнгрианстве») учит: «Только отказавшийся сознательно от удовлетворения своих животных инстинктов, наследия Нижнего Мира, человек может достичь высоких уровней сверхсознания. Только самоограничение и жизнь ради своего народа даёт возможность ему это сделать. Человек, сознательно стремящийся к симбиозу с окружающей средой и развивающий свои подсознательные способности, может сам развивать свое физическое и духовное совершенство с достижением высших уровней человеческого разума». Что ж, идея сверхчеловека не нова. Наверное, приятно ощущать себя достигшим «высших уровней человеческого разума». Только вот как-то неуютно начинаешь себя чувствовать рядом с такими «сверхчеловеками», особенно, когда на страницах городской газеты г-н Уххан начинает разбирать у кого ум генетически приобретённый, а у кого «он ни как не поймёт». Или когда г-н Айынга заявляет: «Химерный суперэтнос, проповедующий мнимые ценности жизни, разрушает природу, рубит сук, на котором сидит… Наивные мысли раба христианина о том, что стоит только покаяться и добрый боженька всё простит и поможет, в действительности не исполнятся». Что тут скажешь? Ну, во-первых, исполняются, а, во-вторых, не только у христиан.

Если бы то или иное верование рождалось лишь в результате «творчества масс» и «не работало», то никакая религия не могла бы существовать, так как люди бы неизбежно разочаровывались. Смею утверждать, что язычество народов Якутии не было только плодом воображения. Очевидно, что в нём, как и во всех религиях, отразилась некая истина о духовном мире, открывающаяся человеку в его интуиции (св. Иустин Философ писал: «У всех есть семена Истины»). Ведь и с точки зрения христиан, духи существуют. И христиане верят, что духовный мир это мир напряжённой борьбы духов злобы поднебесной и духов добра и Света. Вот с ними-то этими духами и устанавливали своё взаимодействие древние народы, пытаясь подчинить их своим жизненным потребностям или хотя бы защититься от действия злой силы. И факт, что это удавалось, как удаётся сегодня экстрасенсам, шаманам, оккультистам и тем, кто пытается погадать «в Крещенский вечерок».

Христиане верят в это. Но они верят и в другое. В то, что есть Единый Творец мира и всех народов, Создатель законов физических и духовных, которые, конечно же, универсальны. Причём, Всемогущий Бог этот не только не злой, не кровожадный, не страшный, Он сама Любовь. Впрочем, целью Его не является создание здесь, на земле для человека комфортных и безмятежных условий жизни. Так случилось, что первый человек, наш общий праотец, пал, нарушив запрет Господа, то есть согрешил. С этого момента грех вошёл в саму природу человека, а через него в окружающий мир. Поэтому любые попытки построить на земле «Царствие Небесное» некий идеальный мир, в котором всем будет удобно, счастливо, безболезненно и весело неосуществимы. Это утопия, поскольку страсти, которые есть в каждом из нас, независимо от рас и национальностей, государств и культур, терзают и будут терзать человека, отравляя жизнь его и близких. Рабство страстям привело к тому, что гедонизм стал религией общества потребления. Настоящий язычник никогда не шёл против природы. «Цивилизованный» неоязычник приносит в жертву своим идолам комфорту, неуёмному желанию наслаждаться природу, культуру, нравственность, честь, достоинство, любовь, то есть всё, что бесполезно с утилитарной точки зрения.

Между тем абсолютное счастье для человека достижимо, причём вовсе не после смерти, в Раю. Царствие Небесное прорастает внутри нас уже здесь и сейчас, в этом мире, на этой земле. Путь к нему лежит через очищение сердца, борьбу с грехами и страстями, через стяжание любви, такой, о которой до Христа человечество не знало. И «одна из христианских заповедей призывает нас молиться за тех, кто творит нам напасти» вовсе не потому, что «это-де смягчит их сердца», как полагает Л.Н. Жукова, а потому что это ТАКАЯ любовь, которая вмещает в себя всех без исключения, без ожидания благодарности, без стремления получить любовный ответ, без жажды аплодисментов. Эта любовь подразумевает готовность к личной жертве (не в огонь водку плеснуть, не ленточку повязать на дерево, не яйцо на Пасху раскрасить, не овечку зарезать, не чужую кровь пролить свою). Потому она и называется ЛЮБОВЬЮ, что СОВСЕМ без корысти.

Христианин не пытается изменить весь мир, он стремится менять СЕБЯ, через покаяние, открывая в себе Бога. И тогда, когда меняется человек такое чудо начинает меняться его жизнь, люди вокруг, сама природа. Известно, что на Соловках рос виноград, а дикие звери защищали святых людей. Святость человеческая это не миф, это реальность. Достаточно почитать жития святых, которые Господь пишет и сегодня, являя нам всё новых людей, уподобившихся Ему в этом главном призвании человека в любви.

Кто-то скажет: «Но христиане так не живут!» А я отвечу: живут и именно так стремлением к совершенству. И именно этим усилием держится мир. А кто не живёт ТАК тот не христианин. В христианстве нет магии. И даже таинства не делают человека христианином автоматически. Если ты в Христа крестился, но в Христа не облёкся и не пытаешься, то можешь ставить сотни свечей, исполнять все обряды и предписания церковные, даже прибегать к исповеди и причастию, всё тщетно. Только реальный труд, соработничество с Богом соединяют нас с Ним по-настоящему. Другое дело, что не у всех хорошо получается. Но разве мы судим об искусстве по дилетантам, или о науке по двоечникам? У каждого свои духовные способности, главное реализовать их в полной мере.

Поэтому и временные обстоятельства жизни для христианина не столь уж важны, поэтому он порой добровольно идёт на лишения и ограничения, чтобы желания плоти не поработили его дух, устремлённый к Богу. Поэтому ему и самые страшные муки легки, ведь вместе с ним всегда и везде любящий, милующий, прощающий, спасающий Бог.

Будущее: и будет каждому по вере

Что касается будущего здесь на земле, то, как я уже говорила, христиане слишком глубоко постигли природу человека, чтобы верить в утопические идеи типа коммунистической или неоязыческой о построении земного рая в отдельно взятой стране или регионе. Они верят, что конец мира будет (когда неизвестно и не суть важно), главное, что каждому придётся отвечать за свою жизнь перед Богом. Рай и ад это не место (как верхний и нижний мир) это состояние. Время кончится, и каждый из нас останется с тем, что искал. Жаждущие Бога и Правды Его обретут блаженство. Искавшие земных благ, останутся в вечном поиске недостижимого. Бог никого не тащит к Себе насильно. Тот, кто не хотел знать Его здесь, не узнает и там.

Богослов диакон Андрей Кураев заметил: «В истории остаются духовные прорывы, когда та или иная культура обретает более высокий уровень духовных ценностей; и остаются в памяти катастрофы, когда народ меняет основную тему своей жизни и начинает примерять к себе другие и более низкие стандарты». Это наша с вами история. Но надо помнить, что, делая свой выбор сегодня, мы определяем не только свою личную судьбу.

Насто­я­щее: сча­стье воз­можно

Но каждый из нас живёт в насто­я­щем и каж­дого из нас объ­еди­няет одно есте­ствен­ное жела­ние быть счаст­ли­вым. Только само поня­тие сча­стья и пути его дости­же­ния мыс­лятся в разных куль­ту­рах, сло­жив­шихся под вли­я­нием раз­лич­ных рели­гий, по-раз­ному. Ну, напри­мер, Г.И. Рома­нов пишет: «Обра­ще­ние веру­ю­щих эвенов и других наро­дов Якутии с прось­бой к Солнцу, Луне и иным пред­ме­там при­роды имеют двой­ствен­ный смысл. С одной сто­роны, это озна­чает, что они при­знают пре­вос­ход­ство пред­мета, его власть и про­из­вол над собой. С другой сто­роны, они сознают свою силу, хотят осу­ще­ствить свою власть над этим пред­ме­том, пер­со­ни­фи­ци­ро­ван­ным как бог, кото­рого, как было ска­зано, можно при­ну­дить против его воли выпол­нить цель, план и жела­ние чело­века. <�…> Почи­та­ние и покло­не­ние непо­сред­ственно свя­заны с закли­на­нием, с насто­я­тель­ной моль­бой помочь в каком-либо пред­при­я­тии, в оле­не­вод­стве, охоте, рыбо­лов­стве и лече­нии болез­ней. Сле­до­ва­тельно, их пред­на­зна­че­нием служит кол­дов­ство над суро­выми, гроз­ными и враж­деб­ными силами при­роды Севера осу­ществ­ле­ние того, что думает и хочет север­ный чело­век, а именно его ком­форт­ного, дли­тель­ного и счаст­ли­вого суще­ство­ва­ния».

Видимо, фило­соф прав: «Страх перед непо­кор­ными и все­силь­ными силами при­роды и обще­ства порож­дает и у север­ного чело­века рели­ги­оз­ные пред­став­ле­ния и дей­ствия и высту­пает как при­чина воз­ник­но­ве­ния рели­гии. Осо­бен­ный ужас вызы­вало такое явле­ние и дей­ствие при­роды и обще­ства как смерть». Таким обра­зом, при­чи­ной воз­ник­но­ве­ния язы­че­ской рели­гии наро­дов Якутии, по Рома­нову, явля­лись страх перед сти­хи­ями при­роды и осо­бенно смер­тью, жела­ние жить ком­фортно и овла­де­ние с этой целью тех­ни­ками закли­на­ний и кол­дов­ства. «Шаман­ство опре­де­ля­ется как боязнь злых духов, закли­на­ние и изгна­ние их, то есть как непре­стан­ная борьба с враж­деб­ными духами и победа над ними».

Дей­стви­тельно, нехри­сти­ан­ское созна­ние и рели­ги­оз­ное, и ате­и­сти­че­ское еди­но­душно: благо мыс­лится в плос­ко­сти цен­но­стей этого мира. Каковы же они? На этот вопрос даёт ответ Еван­ге­лие в том месте, где опи­сы­ва­ются иску­ше­ния Христа. А.И. Осипов, ссы­ла­ясь на Авву Доро­фея, ком­мен­ти­рует: «Три С сла­во­лю­бие, среб­ро­лю­бие и сла­сто­лю­бие (стрем­ле­ние к чув­ствен­ным удо­воль­ствиям) лежат в основе рели­ги­оз­ных иска­ний чело­века, пора­бо­щён­ного этим стра­стям». Поэтому целью язы­че­ства (в том числе совре­мен­ных неоязы­че­ских прак­тик типа фэн-шуй, «Аватар» и т.д.) явля­ется маги­че­ское под­чи­не­ние сверхъ­есте­ствен­ных сил для удо­вле­тво­ре­ния жиз­нен­ных запро­сов (впро­чем, сильно изме­нив­шихся).

Конечно, почти все веро­уче­ния в той или иной форме про­по­ве­дуют аскезу, но цели воз­дер­жа­ния при этом весьма отличны. Андрей Кри­во­шап­кин-Айынга («О белой рели­гии народа саха тэн­гри­ан­стве») учит: «Только отка­зав­шийся созна­тельно от удо­вле­тво­ре­ния своих живот­ных инстинк­тов, насле­дия Ниж­него Мира, чело­век может достичь высо­ких уров­ней сверх­со­зна­ния. Только само­огра­ни­че­ние и жизнь ради своего народа даёт воз­мож­ность ему это сде­лать. Чело­век, созна­тельно стре­мя­щийся к сим­би­озу с окру­жа­ю­щей средой и раз­ви­ва­ю­щий свои под­со­зна­тель­ные спо­соб­но­сти, может сам раз­ви­вать свое физи­че­ское и духов­ное совер­шен­ство с дости­же­нием высших уров­ней чело­ве­че­ского разума». Что ж, идея сверх­че­ло­века не нова. Навер­ное, при­ятно ощу­щать себя достиг­шим «высших уров­ней чело­ве­че­ского разума». Только вот как-то неуютно начи­на­ешь себя чув­ство­вать рядом с такими «сверх­че­ло­ве­ками», осо­бенно, когда на стра­ни­цах город­ской газеты г‑н Уххан начи­нает раз­би­рать у кого ум гене­ти­че­ски при­об­ре­тён­ный, а у кого «он ни как не поймёт». Или когда г‑н Айынга заяв­ляет: «Химер­ный супер­эт­нос, про­по­ве­ду­ю­щий мнимые цен­но­сти жизни, раз­ру­шает при­роду, рубит сук, на кото­ром сидит… Наив­ные мысли раба хри­сти­а­нина о том, что стоит только пока­яться и добрый боженька всё про­стит и помо­жет, в дей­стви­тель­но­сти не испол­нятся». Что тут ска­жешь? Ну, во-первых, испол­ня­ются, а, во-вторых, не только у хри­стиан.

Если бы то или иное веро­ва­ние рож­да­лось лишь в резуль­тате «твор­че­ства масс» и «не рабо­тало», то ника­кая рели­гия не могла бы суще­ство­вать, так как люди бы неиз­бежно разо­ча­ро­вы­ва­лись. Смею утвер­ждать, что язы­че­ство наро­дов Якутии не было только плодом вооб­ра­же­ния. Оче­видно, что в нём, как и во всех рели­гиях, отра­зи­лась некая истина о духов­ном мире, откры­ва­ю­ща­яся чело­веку в его инту­и­ции (св. Иустин Фило­соф писал: «У всех есть семена Истины»). Ведь и с точки зрения хри­стиан, духи суще­ствуют. И хри­сти­ане верят, что духов­ный мир это мир напря­жён­ной борьбы духов злобы под­не­бес­ной и духов добра и Света. Вот с ними-то этими духами и уста­нав­ли­вали своё вза­и­мо­дей­ствие древ­ние народы, пыта­ясь под­чи­нить их своим жиз­нен­ным потреб­но­стям или хотя бы защи­титься от дей­ствия злой силы. И факт, что это уда­ва­лось, как уда­ётся сего­дня экс­тра­сен­сам, шама­нам, оккуль­ти­стам и тем, кто пыта­ется пога­дать «в Кре­щен­ский вече­рок».

Хри­сти­ане верят в это. Но они верят и в другое. В то, что есть Единый Творец мира и всех наро­дов, Созда­тель зако­нов физи­че­ских и духов­ных, кото­рые, конечно же, уни­вер­сальны. Причём, Все­мо­гу­щий Бог этот не только не злой, не кро­во­жад­ный, не страш­ный, Он сама Любовь. Впро­чем, целью Его не явля­ется созда­ние здесь, на земле для чело­века ком­форт­ных и без­мя­теж­ных усло­вий жизни. Так слу­чи­лось, что первый чело­век, наш общий пра­о­тец, пал, нару­шив запрет Гос­пода, то есть согре­шил. С этого момента грех вошёл в саму при­роду чело­века, а через него в окру­жа­ю­щий мир. Поэтому любые попытки постро­ить на земле «Цар­ствие Небес­ное» некий иде­аль­ный мир, в кото­ром всем будет удобно, счаст­ливо, без­бо­лез­ненно и весело неосу­ще­ствимы. Это утопия, поскольку стра­сти, кото­рые есть в каждом из нас, неза­ви­симо от рас и наци­о­наль­но­стей, госу­дарств и куль­тур, тер­зают и будут тер­зать чело­века, отрав­ляя жизнь его и близ­ких. Раб­ство стра­стям при­вело к тому, что гедо­низм стал рели­гией обще­ства потреб­ле­ния. Насто­я­щий языч­ник нико­гда не шёл против при­роды. «Циви­ли­зо­ван­ный» неоязыч­ник при­но­сит в жертву своим идолам ком­форту, неуём­ному жела­нию насла­ждаться при­роду, куль­туру, нрав­ствен­ность, честь, досто­ин­ство, любовь, то есть всё, что бес­по­лезно с ути­ли­тар­ной точки зрения.

Между тем абсо­лют­ное сча­стье для чело­века дости­жимо, причём вовсе не после смерти, в Раю. Цар­ствие Небес­ное про­рас­тает внутри нас уже здесь и сейчас, в этом мире, на этой земле. Путь к нему лежит через очи­ще­ние сердца, борьбу с гре­хами и стра­стями, через стя­жа­ние любви, такой, о кото­рой до Христа чело­ве­че­ство не знало. И «одна из хри­сти­ан­ских запо­ве­дей при­зы­вает нас молиться за тех, кто творит нам напа­сти» вовсе не потому, что «это-де смяг­чит их сердца», как пола­гает Л.Н. Жукова, а потому что это ТАКАЯ любовь, кото­рая вме­щает в себя всех без исклю­че­ния, без ожи­да­ния бла­го­дар­но­сти, без стрем­ле­ния полу­чить любов­ный ответ, без жажды апло­дис­мен­тов. Эта любовь под­ра­зу­ме­вает готов­ность к личной жертве (не в огонь водку плес­нуть, не лен­точку повя­зать на дерево, не яйцо на Пасху рас­кра­сить, не овечку заре­зать, не чужую кровь про­лить свою). Потому она и назы­ва­ется ЛЮБО­ВЬЮ, что СОВСЕМ без коры­сти.

Хри­сти­а­нин не пыта­ется изме­нить весь мир, он стре­мится менять СЕБЯ, через пока­я­ние, откры­вая в себе Бога. И тогда, когда меня­ется чело­век такое чудо начи­нает меняться его жизнь, люди вокруг, сама при­рода. Известно, что на Солов­ках рос вино­град, а дикие звери защи­щали святых людей. Свя­тость чело­ве­че­ская это не миф, это реаль­ность. Доста­точно почи­тать жития святых, кото­рые Гос­подь пишет и сего­дня, являя нам всё новых людей, упо­до­бив­шихся Ему в этом глав­ном при­зва­нии чело­века в любви.

Кто-то скажет: «Но хри­сти­ане так не живут!» А я отвечу: живут и именно так стрем­ле­нием к совер­шен­ству. И именно этим уси­лием дер­жится мир. А кто не живёт ТАК тот не хри­сти­а­нин. В хри­сти­ан­стве нет магии. И даже таин­ства не делают чело­века хри­сти­а­ни­ном авто­ма­ти­че­ски. Если ты в Христа кре­стился, но в Христа не облёкся и не пыта­ешься, то можешь ста­вить сотни свечей, испол­нять все обряды и пред­пи­са­ния цер­ков­ные, даже при­бе­гать к испо­веди и при­ча­стию, всё тщетно. Только реаль­ный труд, сора­бот­ни­че­ство с Богом соеди­няют нас с Ним по-насто­я­щему. Другое дело, что не у всех хорошо полу­ча­ется. Но разве мы судим об искус­стве по диле­тан­там, или о науке по дво­еч­ни­кам? У каж­дого свои духов­ные спо­соб­но­сти, глав­ное реа­ли­зо­вать их в полной мере.

Поэтому и вре­мен­ные обсто­я­тель­ства жизни для хри­сти­а­нина не столь уж важны, поэтому он порой доб­ро­вольно идёт на лише­ния и огра­ни­че­ния, чтобы жела­ния плоти не пора­бо­тили его дух, устрем­лён­ный к Богу. Поэтому ему и самые страш­ные муки легки, ведь вместе с ним всегда и везде любя­щий, милу­ю­щий, про­ща­ю­щий, спа­са­ю­щий Бог.

Языческая история Руси

Всем известны славянские боги Перун, Даждьбог, Сварог, Ярило и прочее благодаря их популяризации в народной среде посредством фильмов, клипов и рекламных роликов. Например, Ярило стал представителем целого квасного бренда. Это происходит за счет популярного сегодня так называемого неоязычества — движения, целью которого является реконструировать славянское язычество и его обряды, популяризируя их в обществе.

Немного об истории Церкви:

  • Флорентийская уния
  • Стоглавый собор
  • О соборах церковных

Прежде чем разобраться с этим следует вспомнить, кому и чему поклонялись предки.

Человек нуждается в вере, сам того не понимая. До прихода христианских проповедников на Русь (по преданиям это был апостол Андрей) люди поклонялись целому пантеону славянских богов, среди которых были боги грома, дождя, пшеницы, семьи, воды и пр. По сути, человек, не зная ничего об Истинном и Едином Боге, поклонялись чему-то непонятному — силам природы.

Сегодня даже 5-летний ребенок скажет, что гром — это следствие столкновения электронов и резкого повышения атмосферного давления, но раньше люди верили, что это бог грома гневается. Стараясь задобрить непонятные им явления, люди начали поклоняться силам природы.

Спасение пришло на смену славянскому язычеству лишь в 988 году н. э. когда князь Владимир принял христианство и уничтожил весь богатый пантеон славянских богов.

Уже более 1000 лет на всей территории бывшей Киевской Руси и Московского царства люди исповедуют истинного Бога — Господа Иисуса Христа, а также Святую Троицу. Но несмотря на это, существуют люди (сторонники неоязычества), которые желают вернуть поклонение природным силам и прочие языческие традиции в современную жизнь.

Плохо понимая всю концепцию этого (ведь история сегодня не дает людям полного представления о тех временах и о многом приходиться просто догадываться), они предпочитают просто выдумывать те или иные вещи. Поэтому движение хаотично и наполнено отрывочными и неясными вещами.

Буду­щее: и будет каж­дому по вере

Что каса­ется буду­щего здесь на земле, то, как я уже гово­рила, хри­сти­ане слиш­ком глу­боко постигли при­роду чело­века, чтобы верить в уто­пи­че­ские идеи типа ком­му­ни­сти­че­ской или неоязы­че­ской о постро­е­нии зем­ного рая в отдельно взятой стране или реги­оне. Они верят, что конец мира будет (когда неиз­вестно и не суть важно), глав­ное, что каж­дому при­дётся отве­чать за свою жизнь перед Богом. Рай и ад это не место (как верх­ний и нижний мир) это состо­я­ние. Время кон­чится, и каждый из нас оста­нется с тем, что искал. Жаж­ду­щие Бога и Правды Его обре­тут бла­жен­ство. Искав­шие земных благ, оста­нутся в вечном поиске недо­сти­жи­мого. Бог никого не тащит к Себе насильно. Тот, кто не хотел знать Его здесь, не узнает и там.

Андрей Кураев заме­тил: «В исто­рии оста­ются духов­ные про­рывы, когда та или иная куль­тура обре­тает более высо­кий уро­вень духов­ных цен­но­стей; и оста­ются в памяти ката­строфы, когда народ меняет основ­ную тему своей жизни и начи­нает при­ме­рять к себе другие и более низкие стан­дарты». Это наша с вами исто­рия. Но надо пом­нить, что, делая свой выбор сего­дня, мы опре­де­ляем не только свою личную судьбу.

Если угодить Богу, то жизнь наладится?

И действительно, язычнику все это не нужно и непонятно. Язычник твердо уверен, что если угодить Богу, то жизнь наладится, и проблемы решатся. Именно поэтому они и идут в церковь в поисках некоего магического ритуала, формулы, молитвенной мантры, выполнение или прочтение которой гарантирует стопроцентный успех.

Язычника не волнует тот факт, что магизм в Церкви, прежде всего, извращает отношения человека и Бога, извращает саму мысль о Боге, т.к. магическая точка зрения строится на том основании, что Богу нужен только обряд, правильно, вовремя исполненный; в остальном человек Богу ничего не должен, и отношения человека и Бога этим вполне исчерпываются. Более того, сами эти отношения строятся на таких человеческих пороках, как лицемерие и человекоугодничество, что и рождает соответствующую духовность, а вместе с ней — и парадоксы нашего общества, когда в стране с 80% православных людей процветает взяточничество и нетерпимость друг ко другу.

И все же в каком-то смысле язычников можно понять, т.к. очень часто со Христом человеку не всегда легко и комфортно. Он заповедает: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь (Мк. 12, 30). Это требует от человека нравственного напряжения, устремления сердца ко Господу, а людям это неудобно, скучно и неинтересно: «Им нужен, — пишет свт. Игнатий Брянчанинов, — эффект и развлечение; поэтому христианство «расцвечивается» самыми разнообразными вещами, такими как: видения, знамения, откровения; поездки в поисках прозорливых старцев и стариц; почитание разнообразных источников и прочих «святынек»; высчитывание признаков скорого конца света; создание огромного количества преданий о тех или иных почитаемых святых и т.д. Нередко сюда примешивается и язычество, облекшееся в церковные одежды, например, почитание Медовых, Яблочных и прочих «Спасов», Масленица, разного рода полусуеверные обычаи, связанные с праздниками Рождества и Крещения, и проч. Опасность здесь та, что в качестве учения Церкви выступают не Священное Писание, не догматическое и нравственное святоотеческое Предание, но исторически небезупречные сведения инегодные и бабьи басни (1 Тим. 4, 7)».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: