Зачем Богу понадобилось творить мир? Разве Ему чего-то не хватало?

Задаваясь вопросом, зачем Бог сотворил человека, одновременно попытаемся понять, а для чего же придуман весь этот мир и какова в нем наша роль. Почему мы живем, страдаем, время от времени радуемся и иногда даже пребываем в иллюзии счастья? Что придает смысл нашему существованию и какова конечная цель всего?

Исчерпывающе на эти вопросы так никто и не смог ответить. Наверное, потому что конец всей этой цепочки уходит глубоко в вечность. Только там окончательно разрешаются все недоумения, затаенные надежды или страхи. Но еще здесь на земле есть возможность приблизиться к разгадке этой тайны.

Творение мира

История сотворения человека, изложенная в Библии, приоткрывает нам Божий замысел касательно этого мира и всего, что в нем.

  • Первыми были созданы ангелы.
  • Затем Господь творил Вселенную, небесные светила, землю с ее морями, растительным и животным миром.
  • В конце, как итог всего, был создан человек, а точнее, супружеская пара, — Адам и Ева. Первые люди были чисты, безгрешны и абсолютно счастливы. В их природе первоначально не имелось даже молекулы зла, благодаря чему отсутствовали препятствия для общения с Богом, во всем царила гармония.

Помимо прочих добродетелей, Бог наделил свое творение свободой воли. Первыми запнулись об этот камень преткновения ангелы. Часть из них выбрала иной путь, чем тот, что был предначертан им в вечности. Падшие ангелы воспротивились Творцу, утеряли Божественную природу и перестали выполнять предназначенные функции. Более того, главным и единственным смыслом их существования стала борьба с Богом и Его творением.

Впоследствии падший Денница хитростью и обманом уговорил Еву, а через нее и Адама, также ослушаться Бога, попробовать запретный плод с древа познания добра и зла. Неискушенные прародители легко повелись на уловку Сатаны. Ведь до сих пор они не знали никакого обмана, лжи, были чисты и наивны как дети. Беззаботно жили в раю, не имея никаких тревог и попечений, ведь Бог, как любящий Отец всегда заботился о них.

Важно! Неподчинение Творцу глубоко повредило человеческую природу, нарушило первозданную чистоту и безгрешность. Люди вдруг ощутили собственную наготу, неполноценность, перестали искать общения с Богом.

В таком состоянии вечная жизнь для людей стала бы мукой и несчастьем. Поэтому Бог изгнал Адама и Еву из рая, одел в кожаные одежды и благословил плодиться, размножаться, добывать себе пропитание собственным трудом. И дал обетование, что со временем придет Мессия, который искупит потомков Адама и Евы, вернет их в райские обители.

Роковой перевертыш

Церковь говорит, что не покаявшийся грешник спасения не наследует и идет в муку вечную. Тут очень важно понимать, что спасение – не подарок Деда Мороза, не путевка в привилегированный дом отдыха и не выигрыш в лотерею. Это – единение духа человеческого с Духом Божиим, взаимопроникновение Творца и сотворенного им человека, вселение Бога в наши сердца как следствие взаимной любви.

Но сможет ли после смерти полюбить Бога тот, кто всю жизнь Его ненавидел?

Страдание — результат соприкосновения зла с добром. Но если сама душа стала злой, любое прикосновение добра будет для нее мучительным. В этом чудовищном перевертыше естества грешника — причина его страданий. После его смерти Бог, конечно же, не лишает его Своей любви. Но вся беда в том, что почерневшая, пропитанная злом душа воспринимает любовь Божию как мучение. Преподобный Исаак Сирин говорит об этом так: «Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение большее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания».

Чем можно помочь тому, для кого источником страдания является любовь Божия? Вот действительно неразрешимая загадка. Но противопоставлять любовь Бога и вечные мучения грешников, по меньшей мере, некорректно. Грешник может мучиться вечно, потому что Бог вечно будет любить его. И никакого противоречия здесь нет. Есть другой вопрос, более интересный и важный. Церковь учит, что Бог каждому человеку в его жизни попускает ровно столько страданий, сколько тот способен вынести. Иными словами, страдания используются Богом как горькое, но необходимое и строго дозированное лекарство. Но что же происходит со страдающими от любви Божией после смерти? Преподобный Исаак Сирин говорит: «Бог — не мститель за зло, но исправитель зла. Первое свойственно злым людям, второе свойственно отцу».

Для чего Бог сотворил человека

После того как многие из ангелов не сумели сохранить свою Божественную природу и превратились в демонов, Бог замыслил создать новое творение, — человека. Таким образом должны были пополниться поредевшие ангельские ряды.

Творец наделил первых людей безгрешной, совершенной природой, властью на земле над всякой тварью живой. Тела Адама и Евы были бесстрастны, бессмертны, не знали болезней и страданий. Оставалось одно, — пройти искушение на верность и послушание Богу, Его заповедям.

Из Библии мы знаем, что испытание наши прародители не выдержали и согрешили, за что и были изгнаны из райских обителей. Теперь перед нами, их потомками, встает задача, — вернуть себе первозданную природу и вечную жизнь в раю с Богом. Но сделать это намного труднее, чем потерять. Тем более, что против людей ополчился завистник диавол с армией падших ангелов, которые во что бы то ни стало хотят помешать спасению человечества и соединению его с Богом.

Многие святые, прославленные церковью или доселе никому не известные, прошли нелегкий путь борьбы с собой и собственными страстями, и теперь беспрепятственно воцарились в обителях Отца Небесного. Они доказали своей земной жизнью любовь и верность Богу, очистили души и тела покаянием, постом, милосердием к ближним.

Важно! Святые являются молитвенниками за православных христиан, помогают, наставляют на пути в Царство Небесное.

Создание женщины

Сотворение женщины — одно из самых загадочных действий, описанных в Библии. Почему-то Бог, сделав Адама, вначале был вполне доволен своим творением, — говорил «хорошо весьма». Но потом неожиданно, под влиянием какого-то неизвестного нам фактора, пришел к выводу, что негоже Адаму быть одному. И на свет появилась женщина.

Наверное, не найдется такого мужчины, который бы считал иначе. Конечно, не всегда общение и союз с женщинами складывается гладко, но и без них нельзя. Святое Писание объясняет это тем, что женская природа восполняет мужскую, придает целостность и гармонию.

Мужчину и женщину Бог создал разными. И сделал это сознательно, чтобы они дополняли друг друга и не могли обойтись без этого.

  • Мужчины легко справляются с одними задачами, руководствуются преимущественно умом, имеют склонность к обобщающему мышлению.
  • Женщины лучше решают совершенно другие проблемы, живут больше сердцем, эмоциями, больше внимания уделяют деталям.

Им присуща теплота, отзывчивость, кротость и заботливое отношение к ближним, поэтому и воспитание детей, поддержание семейного уюта ложится на их плечи.

Важно! Женщина призвана быть помощницей и утешительницей своему мужу, уподобляясь в этом Святому Духу. И это ее великое призвание, а не второстепенная роль, как неверно понимают и истолковывают многие феминистки.

Читайте о женщинах в православии:

  • Святые равноапостольные женщины в православии
  • Апостол Павел о любви, женщинах и браке
  • Почему православным женщинам нужно носить платок

Часть 1. АФОНСКИЕ БЕСЕДЫ

Молитва, хотя по своей природе едина, имеет, как это видно из истории, разные образы и виды. Этой добродетели добродетелей даются разные названия, которые, впрочем, носят один и тот же смысл, слово же «молитва» есть лишь общее название.

В зависимости от целей и потому, как совершается, она называется: молением, просьбой, воззванием, обращением и даже воплем, если к тому обязывает нас неотложная необходимость. Молитва в состоянии нынешнего нашего изгнания не только обязательна, но и необходима, в чем нас уверяет Сам Господь, говоря, что «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5). И содействовать Господу в нашем собственном спасении можно, следуя евангельскому: «Просите, и дастся вам, ищите и обрящете, толцыте, и отверзется вам» (Мф. 7:7).

Правильной молитве нас научают святые отцы, бывшие сами ее делателями и сподобившиеся стяжать ее дары и милости. Любое обращение и возвышение ума к Богу есть молитва. Чем спокойней и внимательней она совершается, тем больший приносит плод.

Наиболее распространенным образом молитвы у христиан является песнопение в храмах по особым служебным книгам, другой способ молиться – наедине или с двумя – тремя другими людьми, используя молитвы разных святых отцов или псалмы Давида.

Еще один способ, весьма распространенный – полностью уединенная молитва со вниманием и сосредоточением, когда молящийся сокрушенно исповедует свои грехи и настойчивым молением упрашивает о снисхождении к нему Человеколюбца Господа.

Другой еще есть способ молитвы, когда человек обращается внутрь себя, чему учили и что практиковали сами наши монашествующие отцы. То есть, чтобы удерживать ум от парения, нужно его свести в сердце, одновременно произнося односложную молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».

О том, что спасение без веры и призывания спасительного имени Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, невозможно, первым нам говорит апостол Павел. Этой односложной молитвой мы просим помощи Божией и предаем себя Христу. Как Петр исповедуем, что Господь есть Сын Божий. Этой молитве соприсутствует Сын Божий, потому что «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1Кор. 12:3). Но молиться этой молитвой вообще-то затруднительно по той причине, что ум наш пленен многими дурными привычками, которые так легко не отступают, почему и требуется настойчивость и усилие, как призывает к тому апостол Павел: «Пребывайте постоянно в молитве».

При всей своей настойчивости наша молитва наталкивается на различные препятствия и причем неоднократно. Они возникают либо от естественного утомления, по непривычке, или же напрямую по делу рук диавола. Обращать на них внимание не нужно, ведь цель у нас – Христос, наша Жизнь.

Когда кто-нибудь начинает настойчиво взывать к пресвятому имени:

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», – чувствует, что у него болят плечи и голова. Это объясняется завистью сатаны, имеющего цель прервать нашу попытку молиться. Но мы имеем заповедь «непрестанно молиться» (1Фес. 5:17) и знаем, что «заповеди Господни не тяжки» (1Ин. 5:3). Как на самом деле еще понять слова Господа, что «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5) и «призови Меня в день скорби и Я избавлю тебя» (Пс. 49:15)?

Опытные наши отцы учат, что иной раз нужно произносить все слова молитвы, а иной раз, особенно начинающим, по причине безсилия нашего ума удерживать значительное количество слов, говорить: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя». Часто изменять слова в молитве и говорить иногда так, а иногда иначе, не нужно во избежание дурной привычки. Молиться этой молитвой нужно время от времени, то в голос, то тихо, то шепотом, чтобы ум мог легче удержаться от парения и смущения внешним миром, а иногда и мысленно. Оба способа необходимы и полезны.

Усиленное желание стяжать эту молитву привлекает действие благодати, которая оказывает содействие в молитве, постепенно ум все легче удерживает ее, получает благодатное утешение, реально ощущает помощь Божию и, уже ободрившись, продолжает.

Вкусив Божественного утешения, благодаря своей настойчивости, ум уже сам держит молитву, имея к ней внутреннее расположение. Шепот уже не нужен, и ум молится с меньшим, чем ранее трудом, потому что избавился, по благодати, от парения.

Если пребудет и далее в молитве, тогда он просвещается Богом, контролирует мысли и опрокидывает несмысленные прилоги, составляющие неотъемлемую часть ветхого человека. Тогда благодать открывает ему Царствие Божие, которое «находится внутрь нас» (Лк. 17:21), как учил Господь. Такая молитва, если ее практиковать, называется умной.

Если человек настойчиво, непрерывно и без сожаления продолжит творить эту молитву, Божественная благодать будет пребывать в уме и сердце такого подвижника постоянно. Тогда уже не нужны будут усилия, но молитва будет идти непрерывно сама по себе, даже во сне. И никогда уже не перестанет подвижник молиться воздыханиями неизреченными, прося у Бога не только за себя, но и за всех скорбящих и измученных, и за всех людей вообще. Он без усилия становится причастником всеобщей боли, «плачет с плачущими и радуется с радующимися» (Рим. 12:15).

Односложную эту молитву можно произносить в любом месте, в любое время и при любых обстоятельствах, как находясь в обществе, так и наедине. Она ни в коем случае не запрещена мирянам, как утверждают некоторые, пусть она более и практикуется монахами. Любой, где бы он ни был, может мысленно призывать и обращаться к имени Христову. Прошу и вашу любовь, попробуйте сами, и вы очень скоро вкусите от плодов этого делания. Имя Господа нашего – не просто слово, имя Его – сила, энергия, воскресение и жизнь.

Тот, кто решится по благодати, заняться этим деланием, пусть не впадает в малодушие, не тяготится им, не сомневается, и награда его будет велика, и не только на небе, но и здесь на земле он получит пользу. Невозможно, чтобы Господь, Который «умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8), презрел нас, когда мы так настойчиво Его просим, и не даровал нам того, что обещал. Если Он бесов, просивших Его не отправлять их в бездну, услышал, и разгневавшего Его фараона, что угнетал народ еврейский, избавил от казней, возможно ли, чтоб Он нас, которые насколько есть сил непрерывно взываем к Нему, не услышал? Пусть же молитва, как необходимая наша обязанность, будет всегда с нами, немощными и безсильными, и тогда, согласно Писанию, мы получим «несравненно больше всего, чего мы просим, ли о чем помышляем» (Еф. 3:20).

Рай только для христиан?

Есть люди, которые всю жизнь живут без Бога. Или исповедуют другие религии, не признающие Христа. Выходит, они не спасутся? Зачем тогда их создал Бог? Для нас это тайна. Мы не знаем, куда они попадут после смерти. Об этом знает только Бог. И только Бог знает, почему человек появился на свет в том или ином месте. Но у христианина нет права осуждать этих людей. Мы должны понимать, что сам человек не виноват, что воспитывался в неблагополучной семье, где научился только нецензурной речи, или что родился в Египте, в Африке, в Азии, что живет в другой системе координат. Нам важно помнить: кому много дано, от того больше и потребуется. Очевидно, на Страшном суде Господь потребует от нас намного больше, чем от буддиста, индуиста, язычника или от любого другого человека, который не знает ни Христа, ни Евангелия. А если мы думаем, что люди, которые родились не христианами, заведомо попадут в ад — значит, мы хотим встать на место Бога, хотим сами судить людей. Точка зрения, что все нехристиане попадут в ад, потому что все они идолопоклонники, была особенно распространена среди христиан в Средневековье. Например, французский богослов и основатель кальвинизма Жан Кальвин, живший в XVI веке, считал, что одни люди предопределены Богом к погибели, а другие — к спасению, и таким образом делил людей на отверженных и избранных. А вот преподобный Иоанн Дамаскин говорил: «Бог все предвидит, но не все предопределяет», — то есть Бог хочет спасения всех людей, но оставляет и место для их свободной воли.

Воля Божья о нас.

Бог предузнал нас и предопределил нам стать подобными образу Иисуса. (Римл. 8:29-30) Воля Божья заключается в том, чтобы мы получили участие в Божеском естестве, в жизни вечной. Мы будем побеждать над всяким грехом, созидая, таким образом, Тело Христово – Церковь, которая будет Его славой, как на земле, так и в вечности. Это является целью, с которой Он создал нас таким удивительным и дивным образом.

Поэтому Павел увещевает нас ходить «достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира.» Ефес. 4:1-6. Таким образом мы утвердим своё звание и призвание. (2 Петра 1:10-11)

Выбор человечества

Адам и Ева в раю

Чем больше людей страдает от проявлений нелюбви, тем большее количество должно понимать, что хватит уже тьмы, пора идти к Свету. И постепенно приходят к Богу, как к единственному непоколебимому источнику любви. Пока этот ручеек мал. Но, это значит лишь одно – что любви в мире еще много. Еще есть возможность терпеть, получая её крупицы, как лекарство от страданий.

Свободный в выборе человек, настрадавшись от жестокости, стремится к добру. И Господь ждет каждого, кто этот выбор делает. Ждет и встречает так, как в притче о блудном сыне отец встретил его – как самого дорогого гостя. И призывает тех, кто уже наслаждается Его дарами, встречать блудных детей так же, как он. И даже сам стучит в сердца людям.

Вот, стою у двери и стучу; если кто, услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20).

Трудный возраст

Однако ученых такие заявления не впечатлили. Им все было мало, поэтому они сами начали считать время от появления всего и вся. Их упорными трудами была создана самая популярная на данный момент теория Большого взрыва, объясняющая вероятный процесс рождения Вселенной. И, согласно вычислениям, от этого момента до наших дней прошло как минимум 13,8 млрд лет. А знаете, что в этом самое невероятное? То, что создателем этой теории был… священник. Жорж Леметр работал в Ватикане, был астрономом при Папской академии наук, где, помимо служб, занимался космологией, математикой и астрофизикой. Основываясь на работах Александра Фридмана – не того, который бизнес-тренер – математика, в 1923 году Леметр предположил, что наша Вселенная постоянно движется. А началось это движение в результате взрыва некоего праатома – бесконечно малого и бесконечно плотного «нечто». При этом, все, что нас окружает, каждая планета, звезда, дерево и песчинка на пляже – лишь осколок того самого праатома, разорвавшегося в результате взрыва бесконечной мощности.

Теория Большого взрыва

Данную теорию позже подтвердили Хаббл и Гамов – далеко не последние люди в астрономии и физике, между прочим. Гамов даже смог привести доказательства того, что в самом начале своего развития Вселенная была еще и бесконечно горячей. Есть еще один человек, который практически пришел к той же теории еще за шесть лет до Леметра. Этим человеком был… Альберт Эйнштейн. И не говорите, что ожидали другого. Однако тогда он побоялся делать столь громкие заявления, остановившись на том, что Вселенная все-таки неподвижна. Потом Эйнштейн называл это чуть ли не самой большой ошибкой в своей жизни. Он говорил, что мог бы сделать самое грандиозное открытие в истории, если бы был чуть посмелее. Не волнуйся, Альберт, ты и так сделал для науки больше, чем кто-либо другой.

Последнее уточнение возраста мироздания случилось уже в нашем веке. Результаты исследований на основе данных, собранных космическими аппаратами показали 13,799 миллиарда лет. Погрешность в этом случае составляет всего около 21 миллиона лет в обе стороны. Если округлить и добавить наш 2022 год, то сегодня примерно 13 800 002 021-ый. Не забудьте об этом в следующую новогоднюю ночь.

Разница между тринадцатью миллиардами и семью тысячами видна невооруженным глазом. Вряд ли Бог создал мир, которому на тут момент уже было более 13 миллиардов лет. Мы, как обычно, ничего не утверждаем, и в какие данные верить, решать вам.

Ответ профессора богословия иеромонаха Константина (Симона):

Иеромонах КОНСТАНТИН (Симон)

В моей жизни тоже был период духовных сомнений, когда я почувствовал, что нахожусь не на своем месте и что моя жизнь не доставляет мне радости. Когда я еще был католиком (Отец Константин в детстве был крещен в католичество, затем стал католическим священником, проректором Папского восточного института, а в 2015 году перешел в Православие и принял монашеский постриг в Высоко-Петровском монастыре г. Москвы. — прим. ред.) и жил в Риме, меня неоднократно приглашали в Россию читать лекции о католицизме и участвовать в дискуссиях. Как католик, я старался до конца отстаивать позицию католика, но в какой-то момент понял, что для меня это очень тяжело.

Сотворение человека и его предрасположенность ко греху

О законе и грехе, здесь я немного смущен. Позвольте мне поделиться своим мнением. Вы подразумеваете, что желания, которые Бог дал нам, являются злыми, но я не согласен с этим. Я верю, что все желания, которые Он нам дал, хороши, но наш выбор превращает добро во зло. Мы желаем любви, но любовь развращенная — это ревность. Любовь хороша, но ревность греховна. Мы желаем близости, и Бог дает нам прекрасный способ выразить близость между мужем и женой.

Тем не менее мы испортили это добро и превратили его в зло. Бог дает нам наши удивительные чувства как источник удовольствия, которое Он хочет, чтобы мы получали, и они хороши, но мы предпочитаем их сластолюбию. Пища на вкус хорошая, и благодарность Богу за это, но мы прибегаем к обжорству и превращаем то, что хорошо, в то, что вредно для нас и греховно. Все эти желания, которые Бог дал нам, хороши. Они дают нам какое-то удовольствие, которое Бог хочет, чтобы мы получали, или в некоторых случаях они удерживают нас в живых. Грех не является злым желанием, данным нам Богом, но это хорошее желание, обращенное к злу по нашему выбору, желание восставать против Бога.

Тело уготовал мне.

Иисус с Отцом в качестве Творца заложил основание земли. Он полюбил весь созданный ими мир, но больше всего Ему были дороги люди. (Притчи 8:22-31) И когда пришло время, Иисус получил тело Сына Человеческого здесь на земле. В этом теле Ему предстояло исполнять не человеческую волю, а волю Божью.

«…тело уготовал мне… исполнить волю Твою, Боже.» Евр. 10:5-7

Когда Он завершил это дело, открыв путь, по которому люди могли следовать за Ним, Он передал Отцу Свой Дух Отцу неосквернённым Его человеческой природой и грехом, жившим в Его плоти, но полным Божеского естества. Дух Святой был послан к нам на землю, чтобы руководить нами, чтобы и мы, следуя по следам Учителя, смогли получить участие в Божеском естестве. (Деяния Ап. 1:1-4; 2 Петра 1:2-4)

Бог – Отец духов (Евр. 12: 9), Который знал нас до создания мира, дал нам тело, такое, какое Он дал и Иисусу. Его целью было чтобы и мы следовали по стопам Иисуса, и воля Божья была исполнена на земле, как и на небе. (Матф. 6:10) «Всегда носим в теле мёртвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.» 2 Кор. 4:10. Таким образом наш дух будет испытан и станет подобным золоту, переплавленному в огне, достойным вечной жизни. (1 Петра 1:6-7)

Возвращение в духовный мир

В каждой религии дается свой путь к Богу, и все они ведут в духовный мир, если правильно следовать. Духовный мир полон разнообразия, и каждый попадет в то место, куда стремится его душа. Кто-то попадет к Иисусу Христу, кто-то к Будде, кто-то к Аллаху. Бог один, но Он имеет множество экспансий, и если вам нравится определенная форма и Имя, именно к ней вы и притянетесь. Поэтому можно выбрать тот путь, который вам кажется наиболее правильным на данный момент. Путь домой – это служение Богу. Религия – это инструмент. На своем пути в духовный мир можно использовать любой подходящий инструмент. Нет смысла спорить, какой инструмент правильнее. Лучше выбрать тот, который вам нравится, и использовать его, предоставив другим тоже сделать свой выбор. Статья написана по материалам Вед и ведическим лекциям. Для более полного понимания

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: