Родители Сергия Радонежского преподобные Мария и Кирилл

Мiръ

Россия Московская область Хотьково Покровский Хотьков монастырь Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:56.2498659999999972569639794528484344482421875,»lon»:37.9938929999999999154169927351176738739013671875,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%9F%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%A5%D0%BE%D1%82%D1%8C%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C\» title=\»\u041f\u043e\u043a\u0440\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0425\u043e\u0442\u044c\u043a\u043e\u0432 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\»\u003E\u041f\u043e\u043a\u0440\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0425\u043e\u0442\u044c\u043a\u043e\u0432 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: \u043f\u0440\u0430\u0432\u043e\u0441\u043b\u0430\u0432\u043d\u0430\u044f \u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0430\u044f \u043e\u0431\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c, \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0430\u043d\u043d\u0430\u044f \u0432 \u043f\u0435\u0440\u0432\u043e\u0439 \u0447\u0435\u0442\u0432\u0435\u0440\u0442\u0438 XIV \u0432. \u041c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c \u0431\u044b\u043b \u0437\u0430\u043a\u0440\u044b\u0442 \u0432 1921, \u0432\u043e\u0437\u0432\u0440\u0430\u0449\u0435\u043d \u0426\u0435\u0440\u043a\u0432\u0438 \u0432 1991 \u0433\u043e\u0434\u0443. \u041f\u0440\u0438 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u0435 \u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0443\u0435\u0442 \u0434\u0435\u0442\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043f\u0430\u043d\u0441\u0438\u043e\u043d \u0438 \u0433\u043e\u0441\u0442\u0438\u043d\u0438\u0446\u0430 \u0434\u043b\u044f \u043f\u0430\u043b\u043e\u043c\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432.»,»title»:»\u041f\u043e\u043a\u0440\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0425\u043e\u0442\u044c\u043a\u043e\u0432 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c»,»link»:»»,»lat»:56.2498659999999972569639794528484344482421875,»lon»:37.9938929999999999154169927351176738739013671875,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}

56.250742; 37.995152

Россия, Московская область, Сергиево-Посадский городской округ, Хотьково, Кооперативная улица

Хотьково,Московская область

Россия

Телефон:

8 (496) 543-000-5

Покровский Хотьков монастырь

— православная женская обитель, основанная в первой четверти XIV в. Монастырь был закрыт в 1921, возвращен Церкви в 1991 году. При монастыре действует детский пансион и гостиница для паломников.

Преподобные Кирилл и Мария Радонежские жили в селе Варницы под Ростовом

В четырех верстах от города Ростова Великого, у речки Ишни, в селе Варницы, в начале XIV века располагалась боярская усадьба Кирилла и Марии. Родители Сергия Радонежского вели благочестивую жизнь, проявляя смирение и уповая в молитвах на Господа.

Не раз сопровождал Кирилл Радонежский ростовских князей на войну с Золотой Ордой. Будучи зажиточным хозяином, боярин Кирилл не гнушался и земельных трудов в мирное время.

Богоугодную жизнь вела семья, исполняя заповеди Господни и соблюдая церковные каноны. Преподобные Кирилл и Мария помогали беднякам, жаловали милостыню.

Особой благодатью их было гостеприимство. Любому путнику, паломнику, бродяге с дорогой душой и божией молитвою предоставляли они свой кров, делили свой стол, собирали котомку в путь.

О старой традиции

Об окрестностях Хотьково известно: там есть интересная церковь в селе Воздвиженском, совсем рядом, в десяти километрах от города, находится Радонеж и пятнадцать километров разделяют его с городом Сергиев-Посад и ансамблем Троице-Сергиевой лавры.

В наше время в России возрождается традиция паломнического посещения святых мест и монастырей, организуются даже специальные экскурсионные туры. Всегда был и остается наиболее посещаемым Троице-Сергиев монастырь.

Существует старая традиция: верующие, желающие поклониться святому Сергию Радонежскому в лавре, начинают свое паломничество с села Радонеж. Это вторая родина преподобного, здешние места с детства были исхожены им вдоль и поперек. Прозрачная речка, кругом пригорки с лесами, в памяти оживает картина Нестерова и вот, кажется, та самая молодая березка и елочки, близ которых беседовали мальчик Варфоломей и святой старец…

Среди верующих бытует такая легенда, что нераскаявшиеся грешники ни при каких условиях не попадут в Радонеж. Особенность у него такая. Ну там машина у них сломается, или еще какое препятствие на пути возникнет, но благословенное место их к себе не допустит. Пока не осознают проступок и не покаются.

Затем паломники отправляются на поклон родителям великого святого, а уж затем направляются в лавру.

женский монастырь хотьково крыша одного из зданий

Во время Богослужения услышала Мария троекратный возглас еще не рожденного ребенка

У Марии и Кирилла подрастал уже сын Стефан, как пришло Марии знаменье о том, что должна родить она чадо Господне. Находясь в церкви на Богослужении, слышала Мария трижды восклицание младенца, о том что милостью Господней должна даровать свету избранника Божьего.

Вдохновленная знамением, Мария особенно трепетно относилась к своей духовности. Ограждала себя и свою семью от скверны, строго соблюдала пост, и подолгу молилась Господу о сохранении во чреве чада Божьего.

Мария дала слово посвятить родившегося ребенка Господу

Дала она обет в молитвах, посвятить младенца Всевышнему и воспитать его по христианским канонам.

А 3 мая в 1314 году родился у них мальчик, благодатный сын. На сороковой день счастливые родители решили принести его в церковь. Крестивший его батюшка Михаил, нарек его Варфоломеем.

Чувствуя, что младенец Варфоломей особенный, он воскликнул:

«Радуйтесь, ибо этот ребенок — избранный сосуд Бога нашего и обитель Святой Троицы».

Дорога в Лавру как путь к себе

Истории

15 Апреля 2022 10 минут Автор: Дмитрий Котов 2830

Этот маршрут называют по-разному: дорогой в Лавру, Царской тропой… Главный паломнический маршрут России, по которому даже могущественные цари шли пешком на поклон к Сергию Радонежскому, в Троице-Сергиеву лавру… “Атмосфера” поговорила с одним из группы людей, развивающих этот проект. Эльдар Оруджев рассказал нам, как и зачем пройти 120 километров, и какие откровения ждут путников в пути.

версия для печати все истории

В НАЧАЛЕ ТРОПЫ

Идея дороги в Лавру не моя — люди по ней ходили много сотен лет. Раньше считалось, что в Троицкий монастырь надо прийти как минимум раз в год. Я начал заниматься тропой два года назад, когда работал над развитием направления туризма и активного отдыха в Центральной ППК, а сейчас продолжаю его уже как волонтерский проект.

Дорога в Лавру идеально подходит под формат протяженной пешеходной тропы. Ее преимущества – близость к Москве, историческое содержание, экологичность. По дороге расположены два больших водохранилища, множество достопримечательностей, леса… Московская часть маршрута проходит по бульварам и паркам с минимально возможным пересечением автомобильных дорог.

Конечно, мы не первые в постсоветской истории занимаемся тропой в Сергиев Посад. Паломники из храма Святой Троицы в Хохлах уже более 10 лет совершают пешее паломничество в Лавру. Отличием нашего подхода является то, что мы занимаемся не организацией походов, паломничеств или других разовых или периодических мероприятий, не созданием туристского маршрута, а созданием пешеходной дороги как объекта.

23 марта 2022 года состоялся первый, “разведывательный” поход по дороге в Лавру, а еще ранее мы несколько раз тестировали дорогу пешком и на велосипедах… Тогда собралось больше двухсот человек – ребята из РГУТИСа, представители Министерства культуры Московской области. Мы опробовали маршрут, по которому было безопасно и интересно идти – двадцать пять километров, первый участок за пределами Москвы. Начали от Тайнинского, где раньше располагался царский путевой дворец и до сих пор сохранилась церковь Благовещения, и двигались в направлении Пироговского водохранилища.
ИСТОРИЯ И ЛОГИСТИКА
Вообще, дорога в Лавру начинается в Москве, от Иверской часовни возле Исторического музея. Здесь, в часовне, можно получить подорожную грамоту с отметкой о старте и отправиться в Сергиев Посад. Протяженность тропы – 120 километров. Во времена, когда не существовало железной дороги и Ярославского шоссе, пешеходная дорога была короче. И сейчас можно сократить ее на двадцать-тридцать километров, если не заходить в Хотьково, или Радонеж, но поскольку эти места напрямую связаны с историей Сергия Радонежского, мы считаем, что у людей должна быть возможность для их посещения.

Царская тропа хороша еще и тем, что она прекрасно сочетается с современной логистикой. Условно говоря, можно дойти до Пушкино и на электричке вернуться домой, а на следующий раз стартовать с места, где остановились. Схожий способ прохождения дороги придумала Екатерина II, когда решила посетить знаменитый монастырь. «Императрица, вышедши из Москвы пешком, доходила до определенного места и возвращалась в Москву в экипаже. На другой день доезжала до того места, куда дошла накануне, и снова шла пешком», — говорится в хрониках того времени.

Конечно, есть и сложности. Инфраструктура, сопровождающая пеший туризм, нарушается строительством крупных автодорог, дачных СНТ. И у нас был пример, когда СНТ перегородило нам путь, написав бумажку: «Ходить нельзя!», хотя по территории проходит дорога общего пользования. Но сложности преодолимы. Тропа должна развиваться и быть доступной не только для путешественников, но и для людей, которые постоянно живут в населенных пунктах рядом с ней. Причем спорные вопросы должны решаться в пользу интересов местных жителей, ведь по-настоящему дорога будет популярна, только если она будет востребована у людей как часть глобальной инфраструктуры активного отдыха.
СКОРОСТЬ, АМБИЦИИ, РАДОСТЬ
Официальный рекорд прохождения (точнее, пробегания) дороги в Лавру – 16 часов 50 минут. Люди зимой бежали, 30 декабря. У одного из участников оторвались подошвы на кроссовках, так он не хотел с маршрута сходить и три километра бежал босиком, пока ему новые кроссовки на промежуточную точку не подвезли. Пешеходный рекорд – 24 часа 50 минут. Преодолеть маршрут пешком за один-два дня – амбициозная задача, которая под силу не каждому. 60 километров по пересеченной местности проще не пройти, а пробежать. Если идти пешком, следует закладывать под путешествие весь световой день, не останавливаться, даже есть на ходу. Это, скорее, нетипичный вариант. Обычному, неподготовленному человеку тропа покорится за четыре-пять дней, с несколькими остановками.

Недавно тропу прошли сто паломников в возрасте старше 60 лет. Старшему было 85. Шли достаточно долго, за несколько этапов – ничего, дошли, причем с удовольствием. Разные люди ходят. Есть спортсмены, есть верующие, есть просто люди, которым интересна история. Англичане ходили, китайцы. Некоторые проезжают маршрут на велосипеде. Уже сложилась добрая традиция велосоревнований по дороге Lavra bike challenge. Мы людей не сегрегируем, дорога открыта для всех, каждый выбирает свой формат. Чем больше мы сумеем привлечь, чем больше человек узнают историю нашей страны и смогут интересно провести время недалеко от Москвы – тем лучше. Скоро по тропе пойдут телевизионщики – профессиональные журналисты, профессиональные операторы – которые задумали серию из десяти фильмов, посвященных этому маршруту. Они отвели на прохождение четыре дня.

Я проходил Царскую тропу четыре раза – начиная от четырехдневного формата и заканчивая двухдневным. Интереснее идти медленнее. Больше времени для того, чтобы познакомиться с достопримечательностями. Например, по дороге расположен лесной скит, построенный на месте церкви, которую сожгли поляки – они не сумели взять Лавру и наступали на Москву. В этом скиту двое человек живут, молятся. Природа вокруг красивая – грибы, ягоды…
КРАСОТА В ГЛАЗАХ ИДУЩЕГО
До революции, до постройки железной дороги, по маршруту проходило шестьсот-семьсот тысяч человек в год. В начале XVI века годах барон Сигизмунд в своих «Записках о Московии» упоминал, что на богомолье прибывало до миллиона паломников. Представляете, что такое миллион человек для того времени? Это колоссальная цифра!

Мы выбрали маршрут, который ведет к максимальному количеству исторических мест и при этом имеет минимальное пересечение с автомобильными дорогами, экологичный и безопасный. В основном это лесная дорога, а в городах Пушкино и Софрино тропа проходит по парковым зонам. Маршрут межрегиональный, он начинается в Москве и продолжается по территории Московской области.

Карта Дорога в Лавру на крафте 07 no layers 2022.jpg

Около девятнадцати километров проходит по территории Москвы: знаменитая «футбольная» Никольская улица, славяно-греко-латинская академия, в которой учился Ломоносов – первое высшее учебное заведение России. Кстати, академия тоже относилась к Троице-Сергиевой лавре. Рождественский монастырь был основан по благословению Сергия Радонежского, там приняла постриг жена героя Куликовской битвы Василия Храброго – это один из самых древних из сохранившихся монастырей. От подворья Троице-Сергиевой лавры на Олимпийском проспекте через Марьину рощу попадаем на Ростокинский акведук. Там, на окраине Москвы, в районе сегодняшнего метро Алексеевская, располагался первый путевой дворец, где цари меняли парадную одежду на дорожную, чтобы отправиться в Лавру. Потом – парк «Яуза» с усадьбой Свиблово.

ОТ ЧИСТОГО СЕРДЦА

Царская тропа доступна и для самостоятельного посещения, а местом старта может стать любой ее участок. У нас разработано несколько вариантов походов выходного дня, в рамках которых можно пройти не всю тропу, а отдельные отрезки на выбор туриста. На маршруте есть отели, в зависимости от количества людей и сложности маршрута можно выбрать количество остановок.

Волонтеры собрали и озвучили аудиогид, в котором описано большинство достопримечательностей. Вообще, волонтеры делают очень много. Группы водят – в том числе, группы пожилых людей – иногда более, чем сто человек за поход. Внешнего финансирования на проект мы не получаем, все делаем за свои средства, по собственной инициативе, в свое свободное время. Устраиваем регулярные волонтерские лагеря по прочистке дороги. Скидываемся на материалы, пилы, топоры и лопаты, работаем. К этому проекту местные жители присоединяются, распиливают упавшие деревья.

Очень большую поддержку оказывает Троице-Сергиева Лавра (отец Анатолий и руководитель Паломнического центра Антон Новиков). Троице-Сергиева Лавра выдает грамоты пришедшим, встречает их, помогает взаимодействовать с различными органами и организациями, развивает международное сотрудничество с аналогичными проектами. Был даже случай, когда они встретили бегунов, дав им аминокислот для восстановления, чем очень удивили и порадовали.
СТАРАЯ НОВАЯ ДОРОГА
Я могу рассказать, как вижу перспективу проекта, хотя на самом деле она может быть гораздо шире, чем я ее себе представляю. Я вижу тропу как пилотный проект развития неавтомобильной инфраструктуры страны. Сейчас в России даже нет законодательства, которое описывает, что такое неавтомобильная дорога. Пешеходная дорога, согласно современному российскому ГОСТу, существует как дополнение автомобильной (инженерное сооружение в полосе отвода). А пешеходная сеть Европы включает в себя 70 тысяч км магистральных пешеходных дорог, плюс в каждой стране своя разветвленная сеть – от 40 до 60 тысяч километров локальных пешеходных дорог, связывающих различные населенные пункты.

Каждая протяженная пешеходная дорога состоит из большого количества малых, что позволяет создать непрерывную пешеходную инфраструктуру. Есть интересный пример –«Камино Сантьяго», дорога Святого Иакова, один из самых известных паломнических маршрутов в Европе. Около 400 тысяч человек по ней ходит. Минимальная протяженность – 100 километров, максимальная — более 3000 километров. В 1975 году, когда началось возрождение это тропы, ее прошло 18 человек, а сейчас – 380 тысяч. Но в старину, как я уже говорил, по нашей дороге ходило гораздо больше людей, чем по тропе Святого Иакова. Мы сотрудничаем с этим проектом под кураторством Троице-Сергиевой Лавры, у нас большие планы по обмену опытом.

Есть пример Канадской тропы, проходящей через тринадцать провинций: от Новой Шотландии на востоке до Северо-Западных территорий. Общая протяженность составляет 24 000 километров. Маршрут проложен таким образом, чтобы он был доступным для большей части населения страны — четверо канадцев из пяти живут в тридцати минутах езды от маршрута.

Наша цель – создать в России уникальный пешеходный объект мирового уровня и привлечь большое количество туристов, местных жителей, паломников к этому объекту, к активному и познавательному отдыху.

Фото: dorogavposad.ru, Эльдар Оруджев, Сергей Калугин.

Поделиться:

С рождения Варфоломей соблюдал пост, чем удивлял родителей

Статья «Можно ли в пост есть сахар» на hranitel.club

На удивление праведных родителей, с самого рождения Варфоломей держал пост. В среду и пятницу он не пил молоко, отказывался есть и в другое дни, если Мария накануне ела мясо. Приученный поститься еще в утробе, он подавал пример и своим родителям.

В подрастающем Варфоломее все более выражались признаки избранного Богом. Он почитал родителей, проявлял смирение и послушание, много молился. В семь лет преподобные родители отправили мальчика обучаться грамоте, чтобы он сам мог читать духовные книги.

Вместе с ним учились и его братья: Стефан старший и Петр, младший. В отличие от братьев, Варфоломею трубно давалась обучение. Друзья смеялись над ним, бранил учитель. Ночами, спрятавшись от посторонних глаз, подолгу плакал маленький Варфоломей и горячо молился Богу.

Житие родителей Сергия Радонежского

В конце XIII — начале XIV века в 4 км от Ростова Великого, на берегу реки Ишни, в селе Варницы, находилось поместье знатных ростовских бояр Кирилла и Марии (На месте имения Кирилла и Марии под Ростовом теперь находится Варницкий монастырь).

Кирилл состоял на службе у Ростовских князей — сначала у князя Константина II Борисовича, а потом у Константина III Васильевича, которых он, как один из самых близких к ним людей, не раз сопровождал в Золотую Орду. Св. Кирилл владел достаточным по своему положению состоянием, но по простоте тогдашних нравов, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами.

Рождение Варфоломея, будущего Сергия Радонежского

Супруги имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына — будущего основателя Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобного Сергия (всего у супругов было 3 детей — Стефан, Варфоломей (будущий Сергий Радонежский) и Пётр). Задолго до рождения Промысл Божий дал о нем знамение, как о великом избраннике Божием.

По преданию, когда его мать, беременная им, была в церкви, ребенок, к великому изумлению всех присутствовавших, трижды воскликнул громким голосом в материнском чреве. Во-первых, в начале чтения Евангелия. Во-вторых, перед пением Херувимской. И наконец в-третьих, в момент, когда священник возгласил: «Вонмем, Святая святым!» После этого мать стала особенно следить за своим духовным состоянием. Она постоянно помнила, что носит во чреве младенца, которому предназначено быть избранным сосудом Духа Святого. Пост Мария соблюдала всю беременность, не давая себе поблажек.

Праведная Мария вместе с мужем дают обет: если родится у них мальчик, принести его в церковь и отдать Богу.

Крещение младенца

3 мая 1314 года праведных родителей посетила великая радость: родился мальчик. В 40-й день по рождении Младенца принесли в церковь, чтобы совершить над ним таинство крещения. Священник Михаил назвал младенца Варфоломеем, ибо в этот день (11 июня) праздновалась память святого апостола Варфоломея. Это имя по своему значению — «Сын радости (утешения)» было особенно утешительно для родителей. Священник почувствовал, что это особый младенец и, осененный Духом Божественным, предрек:

«радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сей сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».

Постничество младенца

С первых дней жизни младенец Варфоломей всех удивлял постничеством. Во-первых, по средам и пятницам он совсем ничего не ел. Во-вторых, и в другие дни отказывался от материнского молока, если Мария ела мясо. Воздержанный постом во чреве, младенец и по рождении как будто требовал от матери поста. И она стала строже соблюдать пост. Прежде всего, совсем оставила мясную пищу. И уже тогда младенец, кроме среды и пятницы, всегда после этого питался ее молоком.

Трудности с обучением грамоте

Когда Варфоломею исполнилось 7 лет, родители отдали его учиться грамоте, чтобы мог он читать и разуметь Слово Божие. Вместе с ним учились и два брата его: старший Стефан, и младший Петр. Братья обучались успешно, но вот Варфоломей далеко отставал от них. Учитель наказывал его, товарищи упрекали и даже смеялись над ним. Родители уговаривали; да и сам он напрягал все усилия своего детского ума. Варфоломей проводил ночи над книгою, и часто, укрывшись от взоров людских, где-нибудь в уединении, горько плакал о своей неспособности. При этом он горячо и усердно молился Господу Богу:

«Дай же Ты мне, Господи, понять эту грамоту; научи Ты меня. Господи, просвети и вразуми!»

Но грамота все же ему не давалась. Пока однажды, посланный отцом в поле за лошадьми, 13-летний Варфоломей не встретил старца-схимника. Он попросил того прийти в дом своих родителей, за трапезой старец предсказал Кириллу и Марии, что «отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Благословив их, схимник удалился. Грамота Варфоломею, к родительской радости, с той поры стала даваться легко.

Родители преподобного Сергия переезжают в Московские земли

Когда Варфоломею исполнилось 15 лет (около 1328 года), Ростовское княжество попало под власть Московского великого князя Ивана Калиты. В Ростов был назначен наместником один из московских бояр, который притеснял и грабил жителей. Многие из ростовцев стали покидать город. В числе их был и боярин Кирилл. Кроме притеснений московских воевод, он еще и разорился, и не желал оставаться там, где некогда жил в богатстве и почете. Для жительства он выбрал маленький городок Радонеж в Московских землях (в 12 км от Троицкой Лавры, по направлению к Москве, есть село Городище или Городок, которое в древности носило имя Радонеж).

Старец предсказал Варфоломею, что станет он особенным

Однажды в поле встретил мальчик старца. Пригласил он схимника в родительский дом, и за ужином предсказал старец, что будет Варфоломей велик и добродетелен перед людьми и Всевышним. Благословив отрока, старец ушел, и с той поры Варфоломею стала легко даваться грамота. Радовал он родителей своей прилежностью и благочестием.

Преподобные Мария и Кирилл с сыновьями вынуждено переезжают в Радонеж

Частые набеги татаро — монгол принесли в Варницы нищету и бедность. Княжество пострадало под властью Ивана Калиты. В Ростовские земли был назначен посадником один из московских дворян, который продолжал обирать и угнетать местных жителей.

Стали ростовчане покидать город. Преклонных лет Кириллу с семьей пришлось переехать в Радонеж. Он должен был получить поместье и службу у Московских князей. Эту обязанность на себя взял старший сын Кирилла, уже семейный, Стефан.

Мария и Кирилл закончили свою жизнь в монастыре

На исходе жизни, Кирилл и Мария приняли решение уйти в Хотьковский монастырь Покрова пресвятой Богородицы, который одновременно был и женским и мужским.

Они приняли постриг, а после стали схимонахом Кириллом и схимонахиней Марией. В это же монастыре принял постриг их старший сын Стефан, который к этому времени овдовел.

Перед смертью, в 1337 году Мария и Кирилл благословили Варфоломея на иночество. Хотьковский Покровский монастырь стал их последним прибежищем и местом, где похоронены преподобные.

Другие достопримечательности Хотьково

Раз уж вы оказались в Хотьково и посмотрели его главную достопримечательность – старейший в Московской области Покровский женский монастырь, то воспользуйтесь случаем и посмотрите еще одну примечательную вещь – уникальный железнодорожный мост через речку Пажа. Он одновременно и мост над автомобильной дорогой.

Ищите его на карте рядом с круглой дорожной развязкой. С одной его стороны видна кольцевая развязка и город, с другой — открывается великолепный вид на Покровский Хотьков монастырь и окрестности.

уникальный железнодорожный мост на карте

Высота моста над протекающей где-то внизу Пажей – 35 метров. Настоящее чудо инженерной мысли. Построен он был в XIX веке, а реконструирован в середине прошлого столетия. Хотя дедушке мостостроения уже 150 лет, но каждый день проезжают по нему сотни груженых составов.

Справедливости ради надо заметить, что и сам мост, и создавший его человек — конструктор А. Рехневский, заслуживают отдельного рассказа.

Ну а мы отправляемся дальше, к еще одной хотьковской достопримечательности – Этнопарку «Кочевник». До скорой встречи, друзья!

мы отправляемся дальше

Для того чтобы увидеть мощи святых, нужно доехать до Покровского монастыря

По сей день находятся святые их мощи в Хотьково, в Никольском соборе Покровского монастыря. Обитель находится по адресу: Московская область, Сергиево — Посадский район, город Хотьково, улица Кооперативная, владение 2.

Из Москвы можно добраться на электричке, отходящей от Ярославского вокзала в Сергиев Посад, выйти на станции «Хотьково» С обратной стороны станции отходит автобус до монастыря. От конечной остановки идти примерно 10 минут.

Официальный сайт Покровского монастыря в Хотьково

Подробнее о том, как доехать, можно прочесть на официальном сайте монастыря

Купола в России кроют чистым золотом

Так пел Владимир Высоцкий. Но бард ошибался – чистым золотом ни купола, ни кресты, ни церковную утварь не покрывают. Всегда используют сплав металлов – 96 частей золота и две — серебра и меди. Именно такой состав заставляет «гореть» маковки с крестами, разбрасывая окрест россыпи солнечных зайчиков.

Я смотрю вверх и размышляю, как же было трудно позолотчикам работать на куполе Никольского собора – оступись, а за спиной 44 метра высоты!

Там, наверху, из полиэтилена они выстраивают домик – защита от птиц, дождя и пыли. Мастера выполняют работу в альпинистской обвязке, словно верхолазы, на лицах их марлевые повязки. Летом купол раскаляется, под полиэтиленом духота и жара. Просоленные люди выполняют работу ювелирную: на специальный лак они накладывают внахлест, чтобы не было заметно швов, звенящие лепестки золотой фольги…

купола никольского собора

Основанный Сергием Радонежским монастырь был посвящён Троице

Слух о пустынничестве Сергия расползался по округе и в скором времени стали стекаться к нему люди. Хотя и отговаривал их преподобный Сергий оставаться здесь надолго, однако, в гостеприимстве отказать не мог.

Начали прирастать под вековыми соснами Радонежского бора новые кельи. Территорию обнесли частоколом, устроили огород, жили скромно и тихо.

Основанный Сергием Радонежским монастырь был посвящен Святой Троице и получил звание Троицкой лавры.

Житие Преподобного Сергия, описанное Пахомием Сербом, повествует о том, что игумен часто ходил в Хотьково, чтобы поклониться родителям. Направляющимся к нему путникам он заповедал заходить сначала в Покровский монастырь помолиться преподобным Марии и Кириллу.

О христианских добродетелях

Вдруг откуда-то возле меня возникла одетая в черное девушка. Что вы делаете?! Как вы сюда попали! Как – да по дорожке. И ничего я не делаю такого, из-за чего стоит шум поднимать: медленно иду, смотрю влево и вниз – около тропинки крутой склон, внизу остатки какого-то сооружения и в старинной каменной кладке пробита дыра.

Молодая монахиня летела ко мне на скоростях. Она взволнованно квохтала, что сюда нельзя, и уж ни в коем случае не допустимо фотографировать. Но почему? Я снова обернулась к стене с дыркой. Оберегает мой взор от неприглядной картины строительства? Да ладно – подобное встречается на каждом шагу, видели — перевидели. Вряд ли. Или… тут скрыта какая-то тайна и я ненароком приблизилась к ней?

запретная часть покровского хотькова монастыряь

Девушка в черном, дыша на меня чесноком, теснила и лопотала: «Только по благословению матушки Олимпиады!» Особа в ангельском чине обладала ухватками настоящего секьюрити.

Делать нечего, я вышла на центральную дорожку и, раздумывая о происшедшем, тихо шла к выходу.

Тут из дома чуть впереди меня одна за другой вышли две женщины в клобуках. Я тут же забыла о происшедшем. У одной на груди висел крест — так ходили по Троицкой лавре церковные иерархи. Было невыразимо интересно – я в первый раз в жизни лицом к лицу встречаюсь с генералом от церкви. Мы поравнялись и я заглянула ей в глаза. Чисто как женщина женщине.

Что я думала увидеть? Ну не знаю. Ведь не только одежда отличает ее? Ведь она Инокиня, то есть иная. Не такая, как все, знакомые мне до сих пор, женщины. Она — с другой орбиты. Что-то такое открылось ей, ради чего отказалась она от создания семьи, любви, от детей, которых могла родить. А каково это — отказаться от мирского? Что заставляет сиять ее глаза?

Она ответила мне немигающим и жестким взглядом продолговатых глаз. В них не было ни грана кротости, смирения, доброты и вселенской любви к человечеству, это были глаза воина уже воздевшего меч для битвы. Или взгляд требовательного и полновластного директора завода, увидевшего в рабочее время в цеху балбесничающих учеников, своевременно не опознавших начальство.

Взгляды скрестились и я первая отвела взор. Потом я нашла в интернете – это и была та самая матушка-игуменья Олимпиада. Но, знаете, ее взгляд я не могу забыть. И думаю, что для сохранения возвышенного отношения к институту церкви полезна солидная дистанция от высокопоставленных слуг божьих. Чтобы не видеть, сколько в них насквозь земного.

солидная дистанция от институтов церкви

Преподобные Сергий, Кирилл и Мария считаются заступниками от болезней и бедствий

Летопись Покровского Хотькова монастыря свидетельствует о том, что молитва преподобному Сергию и его родителям спасала людей от тяжелых болезней. Преподобные Мария и Кирилл считаются заступниками во времена народных бедствий.

Так, во время свирепствующей в России холеры, монахи из Хотьково молились к своим заступникам, преподобным Марии и Кириллу об избавлении от страшного недуга. С августа по декабрь читалась неусыпная Псалтирь, водосвятные молебны, молитвами небесным покровителям обитель избавилась от страшной хвори. Было это в 1770 году.

При повторной вспышке холеры, в 1848 году, иконы с молебными песнопениями носили по кельям, что чудесным образом помогло избежать болезни насельников.

О чудесном исцелении крестьянки, упавшей в реку и заболевшей ревматизмом, рассказывает Хотьковский протоиерей Алексий Лебедев. Долгих двенадцать лет пролежала она прикованная к постели.

В одну из долгих мучительных ночей приснился ей старик в мантии, который сказал, чтобы призвала она в помощь преподобного Сергия и Марию с Кириллом, и благословив ее, исчез.

Проснувшись, крестьянка почувствовала облегчение, и стала денно и нощно молиться преподобным заступникам и Господу. Когда же смогла ходить, то отправилась в Покровский монастырь поклониться мощам и поблагодарить святых заступников Сергия, Марию и Кирилла.

Помогали святые в налаживании семейных отношений, в нравственном и духовном воспитании, молились им об исцелении душевном и физическом, о чем молятся и сегодня.

Молитва преподобным Кириллу и Марии:

«О раби Божии, преподобнии Кирилле и Марие! Аще и скончали есте временную жизнь свою телом, но духом не отступаете от нас, руководствуете же ны ко Христу Богу, наставляете шествовати по заповедям Господним и носити крест свой и последовати Владыце нашему. Вы, преподобнии, вкупе с преподобным и Богоносным отцем нашим Сергием, вашим возлюбленным сыном, имеете дерзновение ко Христу Богу нашему и ко Святей Его Богоматери. Будите молитвенницы и ходатаи о нас, недостойных, жительствующих во святей обители вашей, ей же вы и начальницы. Будите помощницы и заступницы Богом собранней дружине сей, да жительствующии на месте сем и приходящии с верою, вашими молитвами сохраняеми, невредими от бесов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Чудны дела твои, Господи!

Куда бы вы ни отправились, выехав из Престольной, по дороге вас сопровождают елки, березки, липы и, конечно, купола. От Москвы на северо-восток 60 км — и вы в окрестностях Хотьково.

А они весьма живописные: Пажа, речушка прозрачная и мелкая, прихотливо извивается голубой лентой по местности, пока ее воды не сольются с водами реки Воря. Здесь много глубоких оврагов с крутыми склонами и кустами дикой малины, небольших заливных лугов, на кручах холмов растут группки сосен и березовые рощицы. Глаза не устают следить за поминутно переменяющимся пейзажем, душа напитывается впечатлениями и эмоциями – как хороши родные просторы!

прихотлтво извивается речушка пажа

В городе на холмах Хотьково – живет около 22 тысяч человек, но нас сейчас интересует не город, а давший ему начало монастырь. На широком раздолье между склоном Комякинского оврага и речкой Пажей языком протянулся высокий мыс.

На нем расположился компактный ансамбль древнего монастыря. Обитель является высотной доминантой округи — не только в духовном смысле, но и в самом прямом смысле. Удивительно, как сооружение культового характера стало гармоничной частью природного ландшафта и главным украшением местности.

доминанта округи покровский хотьков монастырь

Уже после нескольких минут созерцания Хотькова монастыря хочется сказать спасибо ученому и церковному деятелю Александру Сергеевичу Некрасову и его товарищам, что большим трудом добились в 1960 году присвоения погибавшему монастырскому ансамблю статуса памятника истории и культуры.

За годы советской власти исчезло многое из нашего древнего наследия. Сколько тогда было утеряно прекрасных храмов и монастырей (взять хотя бы славный город Калязин, где мы недавно побывали), разрушено дворянских усадеб (как, например, в замечательном селе Тишково), растащено на стройматериалы старинных особняков…

водяные ворота храм над ними здания богадельни

Подходим ко входу в монастырь. Это южные так называемые Водяные ворота. По обе стороны от них симметрично располагаются желтые двухэтажные здания, на них табличка. Читаем – здание богадельни, XIV—XVII век. Над воротами поднимается башней однокупольный храм — желтое, зеленое, белое, а над ним парит маленькая золотая главка.

Сами ворота в женскую обитель охраняет белый мраморный лев с неуместными, но уж очень явно выраженными, признаками его принадлежности к мужскому полу. Отворачиваемся от нескромной зверюги и заходим внутрь Покровского Хотькова монастыря и идем по аккуратным пешеходным дорожкам.

белый мраморный лев у ворот обители

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: