Преподобный Иаков Постник: преступление и покаяние
В VI веке в Финикии (древнее ближневосточное государство на территории современных Сирии и Ливана) жил монах-отшельник Иаков. Был он чрезвычайно силен духом: например, в борьбе с блудными желаниями он отсек себе руку. За его решимость бороться с грехом, искренние молитвы, глубокую веру и любовь к Богу и ближнему Иакову была дарована способность исцелять тяжкие недуги и изгонять бесов. Этот дар и стал для него огромным испытанием, чуть не погубившим душу праведника.
Однажды к Иакову привели совсем юную девушку, одержимую злым духом. Иаков долго молился о ней, и, наконец, дух оставил ее. Для закрепления эффекта девицу оставили у Иакова на несколько дней, и это была огромная ошибка. В последнюю ночь монах поддался страсти и изнасиловал девочку, а испугавшись своего преступления – убил, а труп утопил.
Придя в себя после содеянного, Иаков совершенно отчаялся и бежал. В течение долгого времени он скитался по пустыне, скрываясь от гнева Божия и правосудия человеческого, и, наконец, пришел к одному монастырю, где смог принести покаяние. Понимая, что совершенное им – преступление тяжелейшее, для искупления которого исповеди явно мало, он ушел еще глубже в пустыню, выкопал себе могилу и в ней жил еще десять лет, лишь в конце жизни получив откровение от Господа, что его грех прощен.
Житие преподобного отца нашего Иакова Постника
Память 4 марта
В стране финикийской1725, близ города Порфириона1726, жил отшельник, по имени Иаков, который, оставив суету сей временной жизни и приняв иноческий образ, пребывал в пещере в течение пятнадцати лет. Иаков весьма преуспел в постнических подвигах и сделался столь великим в добродетелях и угодным Богу, что сподобился от Него власти над бесами и именем Спасителя нашего Иисуса Христа совершал многие исцеления. Все люди дивились таковой его добродетельной жизни, и стекались к нему не только верующие, но и неверующие. Прозорливо узнавая, кто беседует с ним, боговдохновенной муж поучал их от Божественных Писаний и обращал к истинной христианской вере. Но исконный враг человеческого рода диавол, особенно враждующий против усердных служителей Христа, видя, что он посрамляется многими добродетелями и совершенною жизнью сего святого мужа, восстал против него своими кознями, желая изгнать святого мужа из тех мест. С этой целью он вошел в одного из неверующих самарян, живущих в городе Порфирионе, как некогда в Иуду, и научил его хлопотать об изгнании Иакова. Этот самарянин собрал многих единомышленников, родственников, друзей, знакомых, соседей и рабов, и пришел с ними в дом их нечестивого жреца. Там они устроили совет, как бы изгнать из пределов их страны Иакова, которой обращает от их веры многих ко Христу. После долгого совещания, они придумали коварное средство. Призвав к себе одну блудницу, они дали ей двадцать золотых монет и обещали дать еще столько же, если она пойдет и склонит ко греху Иакова отшельника. Тогда бы они обвинили его и с бесчестием прогнали из своей страны, как блудника. Нанятая ими женщина пошла к Иакову и стуча в его двери, просила отворить ей и пустить ее внутрь. Когда же блаженный не отворил ей, она еще усерднее стучалась, досаждая ему многими мольбами. Наконец святой отворил дверь и, увидав стоящую женщину, подумал, что это привидение, а посему, оградившись крестным знамением, тотчас тщательно запер дверь и, возвратившись в келлию, стал лицом к востоку и с усердием молился Богу, чтобы Он отвел от него бесовское искушение. Между тем наступила полночь, а женщина не переставала стучаться; наконец, она громко закричала святому:
– Помилуй меня, истинный раб живого Бога! Отвори мне дверь, дабы я не была пред твоей келлиею съедена зверями.
Преподобный Иаков, подумав, что уже полночь, а кругом множество зверей, хотя и неохотно, отворил ей дверь и сказал:
– Откуда ты пришла и чего здесь ищешь?
Женщина отвечала:
– Я из монастыря и по делу послана игуменьею в город, но вот, когда я возвращалась, меня настигла тёмная ночь, и я заблудилась и пришла сюда. Молю тебя, Божий человек, смилуйся надо мной и не допусти быть растерзанной зверями около твоих дверей, но разреши мне сию ночь остаться у тебя, пока не наступит день и я пойду своей дорогой.
Преподобный Иаков милосердовал о ней, ввел ее к себе и, предложив ей хлеб и воду, сам затворился во внутренней келлии, a ee оставил во внешней. Она, вкусивши хлеба, немного уснула. Потом, притворившись больною, начала горько плакать и стонать и, припав к двери внутренней келлии, молила преподобного помочь ей. Святой, посмотрев чрез окошко и увидев, что она заболела, недоумевал, что сказать ей или что сделать. Женщина же молила его:
– Умоляю тебя отче, – говорила она, – снизойди к моей немощи и огради меня крестным знамением, поелику у меня сильно болит сердце.
Святой, послушав ее мольбы, вышел к ней и тотчас, зажегши огонь и принеся святой елей, какой имел у себя, сел около нее. Держа свою левую руку на огне, святой, обмакнул правую руку в святой елей и прикоснулся телу женщины, то творя крестное знамение, то помазуя и согревая рукою ее сердце, ибо она жаловалась на сильную боль в сердце. Движимая нечистыми пожеланиями, женщина хотела и в святом возбудить похоть и склонить его ко греху, и потому говорила ему:
– Умоляю тебя, отец, еще помажь меня елеем и согрей рукой мое сердце, дабы совсем прекратились мои страдания.
Блаженный Иаков, будучи прост сердцем и незлобив, поверил словам женщины и исполнил, что она просила. Но зная бесовское прельщение, воздвигающее брань против плоти, и, боясь как бы от излишнего милосердия и соболезнования к женщине не привести свою душу к вечной погибели, в течение двух или трех часов держал свою левую руку на огне с твердостью претерпевая боль, до тех пор, пока не отвалились суставы пальцев. Так блаженный боролся с диавольским искушением, чтобы от нестерпимой боли ни один нечистый помысл не пришел ему на ум. Увидав, что сделал святой, женщина пришла в ужас. Она умилилась сердцем и, тотчас встав, припала со слезами к ногам святого, бия себя в грудь и восклицая:
– Горе мне окаянной и ослеплённой! горе мне, что я сделалась жилищем диавола.
Святой, видя, что она плачет, и слыша слова её, сильно удивился и сказал ей:
– Встань, женщина!
Поспешно подняв ее с земли и сотворив усердную молитву к Богу, он спросил:
– Поведай мне, что это значит? Зачем ты пришла ко мне?
Женщина, едва придя в себя, подробно рассказала святому всё, как нечестивые самаряне научили ее соблазнить святого, говорила, что сам диавол устроил это искушение, дабы уловить в плотской грех праведного мужа, подражающего своею жизнью бесплотным. Выслушав женщину, преподобный вздохнул и, пролив многие слёзы, воздал благодарение Богу; затем, поучив и благословив женщину, отослал ее к епископу Александру. Женщина, придя к церкви, исповедала все свои грехи пред епископом. Святитель, довольно поучив ее и видя, что она истинно покаялась, просветил ее святым крещением и отослал ее в женский монастырь. Так блудница сделалась невестою Христовою.
Потом, собрав всех христиан и свой клир, епископ изгнал из города всех самарян. После сего, придя к блаженному Иакову, епископ отеческими наставлениями еще более укрепил сего в его блаженной жизни. А женщина, бывшая раньше грешницей, своею жизнью угодила Богу и сподобилась получить власть над бесами.
Спустя немного времени дочь одного знатного и богатого человека, мучимая нечистым духом, стала призывать по имени святого Иакова. Родители её привели её к святому и молили его, чтобы он, милосердовав о юной девице, изгнал из неё нечистого духа. Святой, помолившись Богу о ней и возложив на нее руку, тотчас силою Божией изгнал из неё беса, и девица стала здоровою. Видя сие чудо, родители девицы возблагодарили Бога и, желая принести благодарность Божию человеку, принесли ему триста золотых. Но праведный муж не только не пожелал взять золото, а и не посмотрел на него, сказав:
– He подобает ни покупать, ни продавать божественных даров, как и говорит Св. Писание: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» (Мф.10:8). Золото следует раздавать нищим, ибо, живя в пустыне, я не нуждаюсь в нем.
Сказав так, святой отослал обратно присланных с золотом людей. В той же стране был один юноша, расслабленный, по действу диавола, обоими ногами; родители принесли сего юношу к святому Иакову и просили его помолиться о нем Богу. Преподобный постился и молился три дня и исцелил расслабленного; потом, благословив его, повелел ему на своих ногах возвратиться в свой дом. Много и других, одержимых различными недугами, приходило к сему чудотворцу и все, по молитвам его, исцелялись и возвращались от него здоровыми. Угодник Божий, видя, что все его почитают, убоялся, дабы не впасть в тщеславие, и посему оставил пещеру и бежал, удаляясь от славы человеческой. Отойдя на сорок поприщ от города, он нашел при реке большую пещеру в скале и поселился там. Здесь он прожил тридцать лет, проводя в молитвах и слезах все дни и ночи. Питался он долгое время водорослями, растущими при реке, а потом устроил себе небольшой огород, где и работал часть дня, и питался от посеянных и возращенных плодов. Подвижническая жизнь святого Иакова так прославила его, что ради пользы душевной к нему приходили из двадцати или тридцати монастырей иноки и клирики. И не только духовные, но и множество мирских людей стали приходить к нему, получали наставление в добродетельной жизни, и, сподобившись благословения и молитв его, возвращались со многою пользой для души своей.
Такой великий муж, сподобившийся благодати Божией, впал, однако, в тяжкое прегрешение. Это произошло, вероятно, потому, что он стал много думать о своей святости и богоугодной жизни и считать себя великим подвижником. Начало его падения было таково. Исконный враг рода человеческого, диавол, завидующий проводящим жизнь богоугодно и непрестанно копающий для них ров погибели, вошел в отроковицу, дочь одного богача, и стал мучить ее, призывая её устами имя Иакова и говоря:
– He выйду из неё, если не отведете меня к Иакову пустыннику.
Родители отроковицы, взявши ее, ходили с нею по монастырям и пустыням долгое время, отыскивая святого отца Иакова. Найдя, наконец, его, они пали к ногам его и стали умолять его:
– Помилуй нашу дочь, ибо она сильно страдает от нечистого духа; вот уже двадцатый день, как она не принимает ни пищи, ни питья, но, испуская вопли, терзает себя и призывает твое имя.
Святой, став на молитву, столь усердно помолился о ней Богу, что даже самое место, где он стоял, потряслось. По окончании молитвы Иаков дунул на отроковицу и сказал нечистому духу:
– Именем Господа нашего Иисуса Христа повелеваю тебе: выйди из сей отроковицы.
И тотчас диавол, как бы опалённой огнём, вышел из девицы. Она же упала на землю и долгое время оставалась безгласною. Но святой Иаков снова помолился Богу, взял ее за руку и, подняв с земли, отдал её родителям. Те, видя такое чудо, прославили Бога. Но опасаясь, как бы опять не возвратился к ней нечистый дух, они умоляли святого, дабы он позволил дочери их остаться у него на три дня, пока совершенно не выздоровеет. И осталась отроковица у старца, а родители её ушли домой.
Когда осталась отроковица у святого Иакова, диавол, видя, что святой находится в пустынном уединенном месте вдвоем с отроковицей, и находя, что настало самое удобное время для его козней, воздвиг на подвижника бурю нечистых помыслов и скверного плотского вожделения и так разжёг его похоть, что святой муж, – тот самый, которой раньше не мог быть уловлен прельщением посланной к нему самарянами блудницы, тот, который ради сохранения целомудрия и чистоты жёг на огне свою руку, тот, кто сотворил многие чудеса и изгонял бесов, – тот сильно был разожжён блудною похотью, что, забыв страх Божий и свои многолетние постнические подвиги и посланную ему от Бога благодать и силу исцелений, будучи уже в маститой старости, был побеждён диаволом и пал. Он изнасиловал девицу, растлил её и свое девство и, осквернив тело и душу, погубил все свои прежние постнические труды. He довольно было для него сделать один грех, и он прибавил к нему еще более тяжкий. Подобно тому как поскользнувшийся с горы летит вниз, падая с камня на камень и разбиваясь, так случилось и со святым Иаковом: – совершив один великий грех, он впал и в другой больший и лютейший, усугубляя беззаконие беззаконием. Враг возбудил в нем страх, и он стал размышлять: девица теперь скажет своим родителям, что я насиловал ее и будет мне стыд и поношение, и я буду в большой беде из-за неё. Поддавшись наущению бесовскому, он убил неповинную девицу, думая скрыть от людей свой грех и избегнуть позора. Но и на сем не остановился, а еще более предался греху: ибо тело девицы, которое он осквернил и без милосердия убил своей рукой, не предал обычному погребению в земле, а бросил в реку. Таков плод горделивого самомнения, ибо если бы сей инок не считал себя святым и великим в добродетели, то не впал бы в такие лютейшие грехи и не поругался бы враг над старостью того, кто в юности некогда победил его ухищрения.
После сего диавол стал низводить Иакова как связанного пленника в последний ров погибели, в самой тяжкий из всех грехов, в Каиново и Иудино отчаяние. Старец, сидя в келлии, не знал, что остается ему сделать. Сильно обличаемый совестью, воздыхая и предаваясь отчаянию, не смел он уже ни открыть уст для молитвы, ни обратить свой ум к Богу. Он задумал бежать в другую какую-нибудь отдаленную страну и, оставив иночество, поселиться в миру, и на старости служить миру и диаволу. Выйдя из пещеры, он быстро отправился в путь, гонимый и волнуемый отчаянием, как сильною морскою бурею,
Но превеликая, безмерная и человеколюбивая благость Христова, коей не могут преодолеть грехи всего мира, хотящая, чтобы спаслись все люди и ни один из них не погиб, не оставила и сего старца погибшего, не допустила бесам до конца возрадоваться его погибели, но по неизглаголанным своим судьбам, устроила ему восстание от падения и обновления. Ибо когда он отправился в путь, то на дороге увидал монастырь, войдя в которой приветствовал игумена с братиею. Те предложили ему вкусить хлеба, но он не хотел и слышать о сем, и только часто и тяжело вздыхал. Когда же братия умоляли его подкрепиться пищею, он сказал им:
– Горе мне окаянному! как я осмелюсь поднять свои глаза к небу? как дерзну призывать имя Христа, Коего я оскорбил? и как прикоснусь к Его дарам, будучи блудником и убийцей?
Вслед затем он исповедал пред всеми по порядку всё, что случилось с ним. Игумен и братия, услыхав его исповедь, смутились и, сочувствуя ему, стали утешать, дабы он не предавался отчаянию, но, покаявшись, принял эпитимию за свои грехи. Долго они просили Иакова остаться у них, но он не послушал их и ушел в мир. Долго он странствовал по пустыне. Наконец, по произволению Божию, встретился ему некий боговдохновенный муж и просил старца свернуть с пути и войти к нему в его келлию. Убедив Иакова, он привел его к себе, омыл его ноги и предложил ему пищу, какая у него была, прося вкусить ее. Но Иаков, обличаемый и мучимый своею совестью, часто вздыхал из глубины сердца и бил себя в грудь, не желая даже прикоснуться к пище. Тогда муж тот пал к ногам Иакова, утешал его и с клятвою сказал, что до тех пор не встанет с земли, пока старец не согласится вкусить предложенной пищи. Когда Иаков согласился, инок поднялся с земли, и они оба вкусили от трапезы, какая возможна в пустыне. По вкушении пищи оба встали, возблагодарили Бога и снова сели. Тогда пустынножитель сказал Иакову:
– Отец, дай мне наставление на пользу души, поучи меня, как сына твоего о Христе, и укрепи мое сердце, потому что меня часто и сильно смущают различные помыслы.
Иаков сильно зарыдал и, плача неутешными слезами и бия себя в грудь, сказал:
– Оставь меня, брат, плакать о своих тяжких грехах, коими я прогневал Бога; ибо я как бы слабый отрок, прельщённый диаволом, впал в погибель в сей моей суетной и бесчестной старости, и теперь погиб совершенно. Я в старости побеждён теми страстями, кои победил во дни своей юности: я впал в нечистое блудодеяние и более тяжкие грехи дерзнул сотворить.
Выслушав Иакова, пустынник исполнился сильной скорби и печали и стал просить старца, чтобы он подробно рассказал ему всё диавольское искушение. Просил он сделать это по двум причинам: во-первых, дабы старец, исповедуя свои грехи, подвигнулся к покаянию, во-вторых, дабы он сам, выслушав историю падения старца, был научен осторожности и не впал в таковое же искушение. Тогда Иаков начал свое повествование.
– Я, – говорил он, – служил Господу в постничестве и в пустынном житии более пятидесяти лет, упорно сопротивляясь страстям, знамения чего имею даже на своем теле, ибо я сжег на огне ради целомудрия свою руку. И я, недостойной, сподобился получить великую благодать от благого Бога, ибо чрез меня грешного Бог сотворил многие чудеса. Наконец, сатана вошел в одну девицу, родители которой, услыхав о бывшей во мне благодати Христовой, привели ее ко мне, чтобы я помолился о ней. При помощи Божий, я изгнал из неё беса. Они просили, чтобы их дочь осталась у меня в течение трех дней, до совершенного выздоровления, и, оставив ее у меня, ушли. Я же, разожженный плотским вожделением, помрачившим мой ум, забыв в то время о Боге, не убоявшись геенны, не пощадив своих многолетних трудов, насиловал девицу и растлил её девство. И не довольно для меня было сотворить один грех, но, по наущению беса, дерзнул совершить и другой более тяжкий, чем первый, ибо я убил ту девицу и бросил в реку её тело. Отчаявшись в своем спасении, я бежал с того места и теперь иду в мир, ибо как я могу возвести свои глаза к высоте небесной? если дерзну я призвать имя Христово, огонь небесный истребит меня.
Когда Иаков, проливая обильные слёзы и горько рыдая, окончил свою исповедь, то пустынник умилился сердцем, и, падши на шею старцу, лобызал его и говорил:
– Умоляю тебя, отец, не изнемогай душевно, не отчаивайся в своем спасении, но с верою, что Бог внемлет покаянию, исповедуй Ему твои согрешения, ибо многомилостив Господь и милосердие Его к нам неизреченно. Если бы Бог не принимал покаяния, то как Давид, уже сподобившийся дара пророчества и впавший в грех прелюбодеяния и убийства, мог бы получить прощение таковым грехам? Как святой Петр, первоверховный Апостол, коему Господь вручил ключи небесного Царства, троекратно отрекшийся от Господа во время Его вольного страдания, горьким плачем раскаяния мог не только получить прощение грехов, но и сподобиться великой чести, быть пастырем словесных овец Христовых? Покаемся же, пока еще имеем для сего время.
Укрепляя сими словами душу Иакова, пустынник молил его, дабы он остался жить вместе с ним. Но Иаков не соглашался. Тогда пустынник, припавши к ногам старца и лобызая их, сильнее молил его, чтобы он не уходил от него, ибо опасался, как бы старец не погубил совершенно своей души, впав в отчаяние. He будучи в состоянии умолить Иакова, пустынник сильно скорбел и плакал. Наконец, сотворив усердную молитву о нем к Богу, отпустил его, снабдив потребною в пути пищею и провожал его пятнадцать стадий, всё время убеждая покаяться. Затем, обняв Иакова и со слезами облобызав его, пустынник возвратился в свою келлию, Иаков, пройдя значительное расстояние по дороге в мир, свернул немного в сторону и увидал старинную погребальную пещеру, где было множество костей, от времени уже превратившихся в прах. Войдя в ту пещеру, Иаков собрал все кости, положил их в одном из углов и поселился в пещере1727. Преклонив колена, Иаков с великим плачем и рыданием, бия себя в грудь, стал пламенно молиться Богу, восклицая:
– Как я посмею обратиться к Тебе, Боже мой? какое начало положу моему спасению? как дерзну произносить молитву моим нечистым языком и оскверненными устами? какому греху начну сначала просить прощение? блуду или убийству? Преблагой Владыка, прости мои тяжкие грехи; будь милостив ко мне недостойному, премилосердный Господи, и не погуби меня с моими нечестивыми делами, ибо велики мои беззакония: я впал в блуд, стал убийцею, пролив неповинную кровь, предав тело воде, зверям и птицам на съедение; ныне, Господи, я исповедую все грехи мои Тебе всеведущему, прося прощения. He презри меня, Владыка, но по неизглаголанному человеколюбию Твоему помилуй меня нечестивого и скверного, яви мне превеликую благость Твою и очисти все мои беззакония, дабы не потопил враг меня, уже погруженного в бездну греха, и змий преисподний не пожрал меня.
В таком исповедании своих грехов и покаянии блаженный Иаков пребывал в течение десяти лет, всё время проживая в той погребальной пещере. И стал он как живой мертвец, живя среди мёртвых и никогда не появляясь в среде живых. Если и случалось кому-нибудь приходить в то место, Иаков ни с кем не вступал в беседу, если кто спрашивал его о чем, не отвечал ни одного слова, отверзая свои уста только для молитвы к Богу и покаяния в своих грехах. Пищею ему служили травы, какие произрастали в тех пустынных местах, да и те вкушал он очень редко и немного, только чтобы не умереть с голоду. Так Иаков провел целых десять лет в непрестанных слезах, воздыханиях и молитвах, днём и ночью взывая с плачем к Богу, исповедуя свои грехи и без пощады бия себя в грудь.
Всещедрый и многомилостивый Господь, не желающий погибели грешника и ожидающий обращения его, не презрел столь долгого покаяния блаженного Иакова; услышав вопли его и исповедание грехов, простил ему согрешения и снова даровал благодать чудотворения.
Случилось в той стране бездождие и сильная засуха. Все наложили на себя пост и молились, прося Бога послать на землю дождь. И было откровение епископу того города, добродетельному и святому. В сем откровении ему было сказано:
– Если святой старец, живущий в погребальной пещере, помолится за вас Богу, то прекратятся все бедствия ваши и прольётся плодоносный дождь.
Епископ на другой день собрал клир и весь народ и поведал бывшее ему откровение. С крестным ходом и молебным пением тронулись все к той пещере. Придя к ней, епископ и весь народ стали стучаться в затворенные двери и молить Божия угодника, дабы он, милосердовав об их стране, помолился Богу, чтобы Он отвратил от них Свой праведной гнев и прещение и прекратил засуху, ниспослав на землю дождь. Но блаженный ничего не отвечал им из пещеры, не смея возвести свои глаза к небу; он только бил себя в грудь и говорил мысленно:
– Будь милостив, Христе, ко многим и тяжким моим согрешениям!
Епископ же долгое время усердно стучался и молил Иакова; но, не получивши никакого ответа от него, возвратился со всеми пришедшими с ним, скорбя и плача. Войдя в церковь, все снова совершили молебное пение, проливая слезы. Между тем буря еще сильнее стала свирепствовать, а вместе с нею и сильная засуха и голод; посему люди еще усерднее стали молиться Богу, усугубив свой пост и молитвы. Тогда епископу снова было откровение, во время коего он ясно слышал голос, говорящий так:
– Пойди к рабу Моему Иакову, о котором Я прежде возвестил тебе, и, если он помолится Мне о вас, вы тотчас избавитесь от обрушившихся на вашу страну бедствий.
После сего откровения епископ опять со всем клиром и народом пошел к пещере и усердно умолял раба Божия, даже докучая ему, чтобы он сотворил молитву о них; затем насильственно открыл дверь и вывел оттуда святого. Блаженный Иаков, хотя и не желал, возведя свои глаза к небу и подняв кверху руки, долгое время молился о сих людях. И молитва еще была на устах его, как вдруг на землю пролился обильный дождь, а буря прекратилась. Ибо Господь исполнил моление боящегося Его и услышал его просьбу, самым делом являя то, о чем пишется в пророчестве: «Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: вот Я!» (Ис.58:9).
Епископ и весь народ, удивленные и вместе обрадованные сим преславным чудом, воспевали Богу благодарственную песнь в веселии и с торжеством, и много почтили Его святого угодника Иакова. А тот день, в которой, по молитвам святого Иакова, они были избавлены от бедствий и получили милость Господню, установили праздновать во все годы.
преподобный Иаков после сего получил откровение, что Бог принял его покаяние и простил его грехи. Посему он снова начал, по благодати Христовой, совершать многие чудеса, ибо все приводимые и приносимые из всей той страны больные, одержимые каким-либо недугом, тотчас получали исцеление, a бесы были прогоняемы словом святого. Спустя немного времени Иаков сотворил еще большие чудеса, нежели какие творил до согрешения.
В тот же год, когда он испросил у Бога дождь, Иакову была возвещена и кончина его. Призвав епископа, святой завещал ему, дабы по смерти его тело его было погребено в той пещере, где он жил. После сего спустя несколько дней блаженный Иаков почил о Господе и водворилась его святая душа во благих Господа своего вместе со святыми, угодившими Богу покаянием. Прожил Иаков от рождения своего семьдесят пять лет. О кончине святого тотчас стало известно во всей стране и на погребение его стеклось отовсюду великое множество народа, со свечами, кадильницами, курениями и ароматами; прибыл и епископ со всем клиром, и с пением подобающих песнопений, помазав многоценными ароматами святое тело Иакова, с честью погребли его в той пещере, как и завещал сам святой Иаков пред своей кончиной епископу. Спустя немного времени епископ построил церковь во имя сего святого Иакова недалеко от пещеры, где он жил, и, взяв честные мощи его из пещеры, перенес их в церковь и установил праздновать во все годы святую память честного угодника Божьего преподобного отца нашего Иакова, во славу Христа Бога, со Отцом и Святым Духом славимого во веки. Аминь.
Старец-девица Досифея: преодоление гендерных стереотипов
Жила-была в XVIII веке девочка Даша. Когда ей было два годика, она вместе с мамой и папой поехала в Вознесенский монастырь у стен Московского Кремля (в 1929 году он был разрушен) в гости к бабушке-монахине, да там и осталась. В девять лет ребенка вернули родителям, но жизнь в миру ей уже не нравилась. До шестнадцати лет Дарья совершенно в духе подросткового максимализма спала на досках, строго постилась и отказывалась от развлечений, а потом сбежала, переодевшись в мужскую одежду, в Троице-Сергиеву лавру.
Устроиться в лавре было непросто. Девушка притворилась молодым человеком, но этого было мало: убедительной биографии у нее не было. Она назвалась беглым крестьянином, а таких в монастырь брали только с высочайшего дозволения. Тем не менее, Досифею (так назвалась Дарья) разрешили нести послушание в обители.
Счастье продолжалось всего три года – в Сергиев Посад приехали отчаявшиеся родители Дарьи и узнали в молодом послушнике беглую дочь. Девица быстро поняла, что дело идет к разоблачению, и снова бежала – на этот раз в Киев. В Киево-Печерской лавре ее не приняли, и она ушла на юг города, в местечко Китаево. Там Дарья-Досифей выкопала себе пещеру и стала жить в молитве, питаясь чем придется.
О странном подвижнике поползли слухи, вышедшие далеко за пределы города. В Санкт-Петербурге как раз закончились дворцовые перевороты, к власти пришла дочь Петра I императрица Елизавета Петровна, и однажды находясь в Киеве, решила навестить этого чудесного монаха. Велико же было удивление правительницы, когда она узнала, что Досифей еще не в постриге! Она немедленно распорядилась исправить оплошность, и Дарья стала Досифеем официально – ее постригли в рясофор в Киево-Печерской лавре.
Досифей продолжил жить в затворе, но благодаря своей добродетели и молитве стал известным старцем, и многие приходили к нему за духовным советом. Среди них, например, был купеческий сын Прохор Мошнин из Курска – будущий преподобный Серафим Саровский. Открылась тайна Досифеи совершенно случайно, уже после ее смерти. А келья ее и ныне привлекает паломников.
Значение и почитание в православии
Апостола Иакова похоронили недалеко от места гибели. Позже здесь установили памятник. Последовавшая после смерти мученика иудейская война считалась среди жителей города наказанием за умерщвление праведника. Но и после смерти люди стремились найти духовную помощь у апостола, поэтому приходили в храм, устроенный в пещере, где святой постился во время Христа.
По преданию, мощи Иакова, брата Господня были обретены в 351 году. Праведному отшельнику Епифанию трижды являлись Иаков, Симеон и Захарий и велели забрать их тела из захоронения. Найденные останки сияли дивным светом и были перенесены на гору Сион, а спустя время там был построен храм в честь святых. Спустя века, после множества воин и бед, выпавших на долю Иерусалима, мощи брата Господня попали в Константинополь, в Халкопратийский храм. В XX веке часть останков святого хранилась в России, в Москве. Эти святыни были переданы на Старо-Иерусалимское подворье в 1853 году Муравьевым, который получил их в дар от Александрийского патриарха Ерофея I.
В Новгороде апостол Иаков почитался как покровитель и защитник, и здесь, в Софийском соборе, также хранились части его останков и ризы. В честь святого строили церкви. В Новгороде их было две. Не только на Севере Руси, но и в других областях почитали апостола. Например, в Смоленске и Москве обнаружены реликварии останков святого. На Руси имя Иаков было распространено среди простого народа.
На иконах апостол изображается как худощавый, изнуренный молитвой и постом старец, с кожей, отвердевшей от земных поклонов. Одет он во власяницу и белый омофор и фелонь. Лик праведника кроток и печален. В руках апостола – хартия.
Православные христиане обращаются к Иакову с молитвой в случаях, когда имеют сомнения в вере. Великий учитель и наставник, первый творивший священные таинства апостол поможет укрепиться в любви к Богу даже в минуты отчаяния и печали. При жизни святой совершал исцеления больных, поэтому и сегодня ему молятся об излечении недугов и хворей. Обращение к брату Христову помогает в любых жизненных неурядицах, благодаря его любви к людям и кротости духа.
Литургию, написанную святым Иаковом, не знали в России до XX века. Впервые ее служили в 1970 году в Ленинграде. Сейчас этот чин богослужения совершают в некоторых епархиях. Традиционно это делают в дни памяти: 23 октября, а также в первое воскресение после Рождества, а также 4 января – Собор семидесяти апостолов.
Тенева из Глазго: грех и жертва
Святитель Кентигерн (Мунго), епископ Глазго
Очень странная история произошла в конце VI века в шотландском городе Глазго. Юная принцесса Тенева внезапно оказалась беременной, да и не от кого-то, а от правителя соседнего государства (Регед) Оуэна ап Уриена. Есть мнение, что благородный король просто-напросто совершил насилие над доверчивой девочкой. Но разбираться никто не стал: согрешила так согрешила. Папочка Теневы велел сбросить ребенка со скалы. Девушка чудом выжила, но домой по понятным причинам не вернулась. Она добралась до города Калросса, где ее приютил епископ святой Серф. Он и стал названным отцом ее сына – Кентигерна. Он тоже был прославлен в лике святых, а известен он больше под именем Мунго. Помните в цикле книг про Гарри Поттера больницу для волшебников? Больница святого Мунго. Того самого. Что же касается кровного отца Мунго, который бежал от соблазненной им девушки и ни разу не поинтересовался собственным сыном, то он стал прототипом одного из Рыцарей Круглого стола. Вот такой благородный человек был.
Преподобная Мастридия: «Глаза б мои тебя не видели»
В Египте жила одна благочестивая девушка с удивительным именем Мастридия. Была она чудо как хороша собой, но ее это не интересовало: она лишь молилась и рукодельничала. Однажды у нее появился надоедливый поклонник. Буквально не давал ей проходу. Бедная Мастридия даже в храм уже не могла выйти без докучливого внимания юноши. Терпение у нее лопнуло, и она пригласила молодого человека в гости. Юноша обрадовался, взял, наверное, цветы и конфеты (или что там в раннем средневековье полагалось девушкам носить) и пошел к Мастридии в гости. Хозяйка встретила его радушно, усадила за стол и вдруг спросила: «А что тебе во мне особенно нравится?» Юноша растерялся и, заикаясь от волнения, ответил: «Твои прекрасные глаза». Мастридия взяла ткацкий челнок, которым работала, и выколола себе глаза. Молодой человек, потрясенный (что не удивительно) этим поступком, встал на путь покаяния и предался аскетической жизни.
Святой Варвар Луканский: человек – самое опасное животное
В IX веке в Северной Греции орудовал некий крайне жестокий разбойник. Даже имени его не сохранилось: звали его просто «варвар», «язычник». Есть мнение, что был он сначала мусульманским воином, но когда его армия потерпела поражение, стал жить разбоем. Впрочем, его религиозная принадлежность не слишком важна, а важна история жизни после покаяния. Покаялся, кстати, он тоже интересно: посмотрел на кучу награбленного и понял, что так жить нельзя. Или, по другой версии, решил убить священника, пришел в храм, но понял, опять же, что так нельзя, и раскаялся. В любом случае, к священнику он пришел, исповедал свои грехи, от своих сокровищ отказался и попросил пустить его жить. Священник согласился, а Варвар не пошел за ним, а пополз на четвереньках, как животное. И жить стал со скотом.
Через некоторое время Варвар все так же, на четвереньках, ушел в лес, где жил двенадцать лет. Изнуренный, почерневший от зноя и холода, он и вправду стал походить на животное. Но душа его ликовала – Господь открыл бывшему разбойнику, что не только простил его, но и даст ему мученическую смерть. Это было не совсем обычное мученичество.
Однажды по лесу, где жил Варвар, шли купцы. Услышав из кустов шорох, они испугались и выстрелили наугад. Когда они подошли посмотреть, какую же дичь они подбили, их охватил ужас: перед купцами был смертельно раненый человек. Но Варвар ничуть не осудил своих случайных убийц – напротив, просил их не тревожиться и передать информацию о его кончине священнику, приютившему его после покаяния. И умер. И его потемневшее звероподобное тело осветилось небесным Светом. А мощи его почитаются как чудотворные.
Монахиня Елизавета (Сеньчукова)
Что известно об апостоле Иакове, брате господнем, из Библии
Имя Иаков переводится с еврейского как «запинатель» или «последователь». Именно этим древним именем наречен был один из сыновей Иосифа Обручника, мужа Девы Марии, матери Христа. Иаков и Иисус были сводными братьями. И изначально, когда Господь начал служение на земле Израилевой, брат по плоти не поддержал его учения.
Иаков являлся назореем. Эти люди посвящали себя Богу и давали священные обеты безбрачия, воздержания от пищи, кроме хлеба, и от питья вина. Они вели жизнь аскетичную и строгую, дабы стяжать дух Божий в своем сердце. Из-за приверженности ветхозаветному учению будущий апостол не мог следовать за Иисусом.
Однако же, когда Христос, воскресший после распятия, явился к брату и призвал его на служение, все сомнения ушли, и праведник присоединился к числу 70 апостолов, с которых началась христианская церковь. И, более того, по мнению Иоанна Златоуста, Христос сам поставил Иакова епископом Иерусалима.
О периоде служения святого епископом содержатся упоминания в Библии, Деяниях Апостолов и других источниках. Кроме того, послание Иакова входит в Новый Завет. Труд апостола был усердным и тяжелым. Иерусалим, город, распявший Христа, не терпел новой Церкви. Иудеи изгоняли христиан из города, убивали. Поэтому служение на столь важном духовном посту стало серьезным испытанием.
Но, несмотря на трудности и угрозу жизни, Иаков мужественно исполнял свой долг. Так, он участвовал в первом Соборе Апостольской церкви. В его доме собирались служители Христа, чтобы внимать боговдохновенному гласу и распространять Слово Божие. Святой Павел называет Иакова столпом церкви. Иаков участвовал в решении того, кто из апостолов куда отправится на проповедь.
Авторству Иакова принадлежит христианская литургия, написанная для служения Господу. Позже святые Иоанн Златоуст и Василий Великий ее сократили. Это сделано для того, чтобы простые люди могли понимать и участвовать в церковной службе. Однако в Сирийской Христианской церкви до сих пор служат именно эту древнюю литургию.
Строгость и святость брата Господня были очевидны даже для его врагов – фарисеев и талмудистов. Противники истинной веры записывали, что апостол лечил людей, избавлял Иерусалим от непогоды. Образ жизни его аскетичный и строгий, постоянные молитвы и коленопреклонения, сделавшие кожу на коленях подобной верблюжьей, не позволяли обвинить Иакова в безбожии или иных грехах. Поэтому его противники отступали перед святостью.
Народ же Иакова любил. Люди почитали его святым подвижником и мудрецом. Если надежды не оставалось, они приходили в дом апостола, чтобы найти помощь. Поэтому в городе служителя Христа называли «обли», «офли» – оплот. Когда в Иерусалиме случались мятежные смуты, простые жители уповали на него.
В дни великих праздников, Пасхи, Иаков проповедовал Слово Божие всем людям, стекающимся в город. И сила его речей была такова, что вызывала ненависть служителей иудейской религии. Когда апостол был уже на шестьдесят шестом году жизни, первосвященник Анания решил убить брата Господня.
Иудей собрал синедрион, обвинил высших архиереев христиан в нарушении закона и потребовал отречения от Господа. Иаков и бывшие с ним отвергли требования первосвященника и были казнены. Согласно христианским источникам, Иакова сбросили с крыши храма Соломонова и побили камнями. Историк Иосиф Флавий называет эту мученическую смерть причиной падения Иерусалима.