Причащением считается процесс соединения с Господом. Ведь именно через причастие происходит воплощение божественной благодати в наше тело. Когда люди причащаются, то напитывается не только душа силой, а и тело. Для проведения причастия необходимо провести ряд условностей, а самое важное в подготовке к процессу очиститься и читать молитвы перед причастием.
Как к исповеди, так и к причастию обязательно следует подготовиться. Молитвы перед причастием — это ответственное событие. Каждое слово молитвослов необходимо пропускать через свое сердце. Нужно вдумываться в них. Очистка души и тела подразумевает прощение абсолютно всех обидчиков, недругов. Чаще всего таинство причастия свершается по утрам с семи до десяти часов в утреннее время.
Подготовка ко причастию заключается в подготовке телесной, духовной и молитвенной:
Краткая схема подготовки: пост от трех до семи дней – накануне вечером посещение службы в храме – дома молитвы – утром на исповедь – и в конце службы причастие.
Поститься от 3 до 7 дней (судите по своему состоянию: кто-то сможет только три дня, а кто-то все семь). Обычно 7 дней постятся те, кто редко причащается и пропускает посты. 3 дня постятся те, кто причащается регулярно. Под постом подразумевается пост телесный и духовный. Это означает: не есть пищу животного происхождения, не участвовать в пьянках и торжествах, проводить дни более спокойно, без суеты, почаще политься, не иметь отношений с мужем или женой, не курить, больше думать о грехах и Боге. В момент причастия быть в женской чистоте.
Как правильно молиться перед Причастием, чтобы это было настоящей подготовкой к таинству?
Приблизительное время чтения: 8 мин.
Священник Алексей УМИНСКИЙ
Обычно в нашем сознании подготовка ко Причащению Святых Христовых Таин обязательно соединяется с чтением правила ко Святому Причащению. Это, конечно, правильно. Последование, включающее каноны и молитвы, существует именно для того, чтобы молитвенно подготовить человека к Причастию. Но что если, как пишет в своей статье «О значении приготовления к Причастию» отец Александр Шмеман, «в идеале вся жизнь христианина есть и должна быть приготовлением к Причастию — точно так же, как она есть и должна быть духовным плодом Причастия»? Эта же мысль немного иначе была очень ярко высказана святым праведным Иоанном Кронштадтским в его книге «Моя жизнь во Христе»: он пишет, что если человек не готов причащаться каждый день, то он к Причастию и не может быть готов никогда.
В принципе, вся жизнь христианина такова, что он должен быть каждый день готов ко Причащению Святых Христовых Таин. Не вычитывать каждый день правило ко Святому Причащению, нет, речь идет о внутреннем духовном состоянии, о том, задумывается ли человек о Причащении Святых Христовых Таин как о самом главном в своей жизни. И думает об этом постоянно, а не в пятницу, скажем, или в субботу вечером: «Что-то я давно не причащался… Не пора ли мне причаститься? В это воскресенье — или уж на Благовещенье?» Человек начинает готовиться к этому нечастому событию в своей жизни, прикидывает, что и когда он должен выполнить: нужно пойти на всенощное бдение — это необходимое условие для Причащения Святых Христовых Таин, оно вменяется нам в духовную обязанность, — затем прочитать три канона и правило ко Святому Причащению… Но все это относится к внешней форме подготовки; а отец Александр Шмеман говорит, что правильное приготовление состоит прежде всего в осознании самого Причащения. Такая простая, но очень важная мысль.
Мы не осознаем Причащение как то, что дает нам силу для жизни, то, без чего человек оскудевает. Когда христианин вот так, этапно, готовится ко Причащению, складывается впечатление, что он собирается сдавать экзамен, мы настраиваем себя, словно на сдачу кандидатского минимума, чтобы приступить к Чаше. Это совершенно неправильно, осознание Причащения — осознание внутренней необходимости, понимание, что без Причастия жизнь оскудевает и именно Причастие — истинная Пища и Питие. Вот в чем прежде всего заключается подготовка ко Святому Причащению.
Отец Александр Шмеман дает интересный совет: он говорит, что подготовительные молитвы можно читать в любой момент, не обязательно в виде общего правила перед самим Причащением. Скажем, причастился человек и в тот же день он может сказать: «Господи, я хочу и дальше причащаться! Сподоби меня, Господи, причащаться и завтра, и послезавтра…» И может сразу начать читать молитвы ко Причащению. А благодарственные молитвы можно не переставать читать и через несколько дней после Причастия, потому что благодарение и осознание того, что ты соединился со Христом, не заканчивается вычитыванием благодарственных молитв после литургии… Это такая чудная мысль: если человек готовится причаститься и если он по-настоящему благодарен, он может каждый день читать все эти молитвы или какую-то одну. Например, в понедельник сказать: «Господи, я вчера причастился, благодарю Тебя, Христе Боже наш, яко не отринул мя еси грешнаго, но общника мя быти Святынь Твоих сподобил еси». Проходит время, но ты все еще живешь этим причащением и не можешь не благодарить, в таком случае подготовка к Причастию представляет собой не отрывочные эпизоды — вычитал, сдал экзамен, приступил, — а каждодневное, совершенно естественное благодарение или просьбу. И не важно, как часто причащается человек, главное, что он внутренне осознает Причащение как истинную Пищу и Питие.
На это обычно возражают, что вот, если человек напряженно работает, он не может постоянно думать о Боге… Равно как и читая правило, человек не всегда может думать о Боге. Но когда христианин ежедневно понуждает себя к духовной внутренней жизни, он волей-неволей старается хранить память о Боге. Я понимаю, что каждый день думать о смерти очень тяжело. Думать о Причащении Святых Христовых Таин гораздо проще — но только если человек этого желает. О желанном мы помним всегда. Стоит нам замыслить какую-нибудь покупку, как мы неделю будем думать о ней во время утренней и вечерней молитвы…
И почему, чтобы с чем-то в себе справиться, обязательно нужен молитвослов или Псалтирь? Тому, кто напряженно работает, будет трудно молиться по Псалтири. Но можно ведь без всякого молитвослова обратиться к Богу истинно, глубоко и серьезно.
Да, большинство православных заставляет себя прочесть, кроме последования, три канона с акафистом. Я так делаю уже тридцать лет и больше смотреть на них не могу… Они ничего не прибавляют к моим отношениям с Богом. Я читаю пустой текст, не вызывающий во мне отклика, — ради чего? Не важно, сколько я прочел, мне важно подготовиться ко Причащению Святых Христовых Таин. Как я это делаю, каким образом себя готовлю — вот в чем дело, а не в вычитывании положенного. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность пред Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимания на готовность сердца для Бога, на внутреннее исправление свое; например, многие так вычитывают правило к Причащению. Между тем, здесь прежде всего надо смотреть на исправление и готовность сердца к принятию святых Таин; если сердце право стало во утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв. Царство Божие не в словеси, а в силе. Хорошо послушание во всем матери Церкви, но с благоразумием и, если возможно, могий вместити — продолжительную молитву — да вместит. Но не вси вмещают словесе сего; если же продолжительная молитва несовместима с горячностью духа, лучше сотворить краткую, но горячую молитву. Припомни, что одно слово мытаря, от горячего сердца сказанное, оправдало его. Бог смотрит не на множество слов, а на расположение сердца. Главное дело — живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах».
Опасность жесткого правила еще и в том, что, вычитав его, христианин считает себя приготовившимся и достойным Причащения: он выполнил свою обязанность, и теперь его право — подойти и причаститься. Каждый из нас испытывал это чувство облегчения по окончании правила: «Уф, дочитал…» А если что-то не успел, то появляется какое-то неуютное чувство, уж лучше добубнить до конца. Это же фарисейство чистой воды…
Но если не вычитать правило, во многих храмах тебя просто не причастят. Правило ко Причащению вдруг стало критерием подготовленности: вычитал — ты готов, не вычитал — не готов. Да еще спрашивают, ел ли ты масло в среду и пятницу… Спрашивать можно об одном: готовился или не готовился, а как готовился — это дело твоей совести, твоего духовного уровня и меры. Нельзя всех стричь под одну гребенку, у каждого своя мера. И правило нам дано для того, чтобы оно было для нас костылем, опорой, ступенькой, оно не абсолютно. На первых порах, когда мы только готовимся к вступлению в Церковь, оно действительно является дисциплинирующим фактором и ориентирует человека, который вообще не знает, что такое Церковь. В этом смысле правило — как молоко для младенца, без него невозможно. Как начать день, какие молитвы читать? А вот они уже готовенькие, пожалуйста, молись… И новый христианин благодаря правилу выстраивает свой духовный ритм. Но нельзя же всю жизнь этим удовлетворяться — человек меняется, а слова, которыми он общается с Богом, остаются теми же самыми…
Хочу еще раз напомнить о том, с чего я начал: нужно быть готовым причащаться ежедневно. Жизнь христианина должна быть такой, чтобы препятствий к этому с нашей стороны не было. Препятствий со стороны Бога нет, Он всем говорит: Придите, ядите… Препятствием может быть только наш грех. Осознанный и нераскаянный грех: нелюбовь, ссора, разрушение мира, обида, оскорбление, непрощение… Только это, более ничего.
Если человек причащается не для того, чтобы разделить свою жизнь с Богом, а чтобы что-то от Бога получить, то читай он правило, не читай, все равно приступает к Чаше в ложном духовном состоянии. Но и это еще не значит, что он причащается в осуждение, потому что Бог милостив, человека неразумного, неподготовленного Он милует и постепенно дает ему созреть. Вспомните себя, как вы причащались на первых порах, не понимая, что такое Евхаристия. Но нельзя же сказать, что это было в суд или осуждение, нет, конечно: даже неразумное причащение не может послужить к отвержению человека от Бога. Единственно только горделивое и хамское состояние, и то, когда человек явно несет за это ответственность, отдавая себе отчет. Думаю, надо выйти за рамки понятия «готов — не готов», оно не имеет никакого отношения к Причастию. Если человек мыслит в таких категориях, ему вообще в храм ходить не надо.
Готовиться к Причастию надо, просить о нем, и не один раз в неделю, а каждый день, просить от сердца. И благодарить Бога надо не один раз, а от причащения до причащения, благодарить истинно, глубоко, и словами, и делами, и всем состоянием. И каяться, если этого не случилось. Вот такой должна быть подготовка к Причастию.
Текст — отрывок из книги протоиерея Алексия Уминского «Книга о молитве. Тяжесть правила или разговор с Отцом?»
«Книга о молитве» — глоток свежего воздуха для всех, кто задыхается под тяжестью бесконечных «правил», смысл которых не всегда понятен и далек от нашего личного опыта и переживаний.
Молитва — то, с чего начинается и чем заканчивается день христианина. Но как сделать так, чтобы утреннее и вечернее правила стали настоящим разговором с Небесным Отцом, а не механическим вычитыванием древних текстов? Новая книга отца Алексея Уминского — актуальный разговор о молитве современных христиан. Автор предлагает нам переосмыслить привычные практики и изменить подход к молитве на качественном уровне.
М.: Никея, 2021
Вечером перед причастием
Подготовка к исповеди происходит накануне вечером после службы. Важно сосредоточиться, вспомнить, осознать и выписать все свои грехи на листок бумаги. Если с пониманием грехов возникнут сложности, можно почитать соответствующую литературу или ознакомиться с основными грехами и их определениями на нашем сайте. Вспомнить нужно не только те грехи, которые Вы совершаете каждый день, но и те, которые совершали ранее и еще не исповедовали, этим может быть, например, тот факт, что в школе Вы дразнили или обижали кого-то или воровали и так далее.
Молитвы, читаемые перед Причастием
Церковные служители советуют проводить обряд Причащения регулярно. Периодичность может быть различной, но раз в год для этого следует найти время. Таким образом вы духовно будете ощущать связи с Господом. Также Причастие считается повторным крещением, когда крестят ребенка в первый раз, то очищаются от греха (первородного), который пришел от Адама и от Евы. А при Причастиях очищаются христиане от грехов, которые уже содеяли сами при жизни.
Молитвы перед Причастием, которые всегда читают люди, чтобы потом совершить обряд:
- Канон Праведному Иисусу (покаянный)
- Канон Святой Богородице, его читают перед самим Причастием
- Канон своему Ангелу-Хранителю
- Молитвословы перед сном грядущим
С утра следует прочесть:
- Утренние молебны
- Молитвослов – последование к Причастию.
Ниже будут представлены молитвословы, которые произносят на Причастие. Молитвы перед Причастием читают святым, текст их несет глубокий смысл, читая его, необходимо понимать слова, пропускать через сердце. Чтобы легче было, можно распечатать их или записать от руки, если вам трудно выучить длинные тексты.
Первая молитва – это молитвослов-благодарность Всевышнему за то, что он не безразличен ко всем людям, готов осуществить помощь, когда человек раскаивается в своих ошибках.
Читайте далее молитвы перед Причастием на изображениях, предоставленных ниже:
Молитвослов
Три Канона
- Для человека, который причащается важно покаяться, прочесть молитвословы покаянные. И не просто прочесть, а еще и вдуматься в то, что вы произносите. Ведь в этих словах глубокое значение. Искренность молящихся найдет отклик и у Высших Сил.
Три Канона перед Причастием
Молитвослов перед Причастием
Молитвослов Пресвятой Богородице и Ангелу-Хранителю
Молитвы перед Причастием Молитвы перед Причастием
Мольбы перед Причастием
- Молебн к Пресвятой Богородице произносят искренне, чтобы обрести вечную любовь Бога.
- Обязательной молитвой перед Причастием является и молебн Ангелу-Хранителю, текст его смотрите далее на изображении:
ВАЖНО: Верующим людям важно соблюдать правильную духовную жизнь. Им необходимо, чтобы душа была в гармонии с телом. Потому надо знать, как причащаться, исповедаться, что для этого следует соблюдать. А еще важней настроить себя на верные мысли.
Перед сном
За полтора часа до привычного ритма отхода ко сну открываем молитвослов (это книга со сборником молитв) и начинаем читать, но не просто читать, а молиться, пытаясь вникнуть в смысл читаемого и произносимого – конечно, сначала может быть тяжело, я Вас прекрасно понимаю. Хорошо, если священник Вам заранее показал, как и в каком ритме читается молитва, а в каком – канон. Когда христианин понимает эти нюансы, ему молиться будет не так тяжело и тоскливо. А позже, когда текст и метод чтения будут известны, каноны будут просто пролетать с великой душевной радостью.
Как готовятся к причастию
Прежде чем причаститься и принять Святые Дары в православной церкви, христианину следует провести глубокий самоанализ. Он должен затрагивать всю сущность человека (тело, помыслы и душу).
Если мирянин не совершил большого количества прегрешений, подготовка к причащению занимает несколько дней. При наличии тяжких проступков для этого может потребоваться более длительный период времени.
Чтобы правильно подготовиться к священному действию, необходимо неуклонно соблюдать все Божьи заповеди, быть смиренным, милосердным. Важно уделять основное внимание не физическому телу и земным вещам, а духовным ценностям и своему внутреннему миру. В период подготовки следует избегать конфликтов с окружающими, не допускать ссор и обид, оказывать посильную помощь нуждающимся.
Обязательные ограничения перед принятием Святых Даров
Перед обрядом причастия обязательно постятся. Это помогает обуздать греховные желания, победить страсти и противостоять различным искушениям. В прошлом пост занимал немалый период времени, однако сейчас представители православной церкви разрешают мирянам поститься на протяжении трех дней. Исключением становятся случаи, требующие более длительного очищения.
Пост, проводимый перед обрядом причастия, затрагивает обе стороны человека – телесную и духовную. Многие святые отцы учат, что временный отказ от животной и другой пищи имеет большое значение, однако гораздо важнее воздерживаться от дурных поступков и мыслей. Кроме соблюдения диетического режима питания, человек, готовящийся причащаться, должен сдерживать себя в плане развлечений, удовольствий, общения с окружающими, посещения друзей и знакомых.
В день, на который назначено проведение обряда, с самой полуночи запрещается есть или пить. Пока не состоится таинство, нельзя употреблять даже святую воду.
Молитвы перед причащением
В период подготовки к ритуалу христианин должен неуклонно следовать правилу, установленному для утра и вечера, а также как можно больше времени посвящать чтению молитвенных текстов. Вечером накануне причащения следует прочесть покаянные каноны, которые также необходимы и перед исповедью.
Непосредственно перед обрядом причащения читают несколько молитв:
- молитву Святого Иоанна Златоуста;
- молитву Святого Василия Великого;
- молитву Симеона Метафраста;
- молитву Святого Иоанна Дамаскина;
- покаянную молитву преподобному Исааку Сириянину;
- молитву Ангелу-Хранителю.
Произносить священные тексты разрешается не только вслух, но и мысленно. Делать это можно как дома, так и непосредственно в храме.
Церковь не устанавливает строгих требований относительно того, на каком языке должны читаться молитвы и покаянные каноны перед причастием. Такие тексты звучат с одинаковой силой как на современном русском языке, так и на церковнославянском.
После причащения обязательно читаем благодарственные молитвы
После причащения с радостью и искренней благодарностью Богу читаем молитвы «Благодарственные по Святому Причащению». Не плюем и не кушаем семечки или фисташки ближайшие 2 часа, чтобы случайно не выплюнуть частичку вкушенных даров. День стараемся провести без суеты, ругательств, дабы сохранить в себе освящающую силу Божественной Благодати.
P.S. Не рекомендую новичкам впервые готовиться ко Причастию в большие Церковные праздники, так как Вам нужно уделить много времени. Поэтому приходите, пожалуйста, мои дорогие, в будни или обычные дни, когда народу не так много.
Молитвы перед причастием – подготовительный этап
Перед проведением обряда христиане соблюдают пост около трех-четырех суток. Из меню исключают такую еду, как рыба, мясо, отказываются от всяческих развлечений, просмотра развлекательных программ по телевизору. Еще в обязательном порядке следует читать молебны дома или в церкви.
Причастие в церкви
Молитвы перед Причастием обычно читаются разным покровителям. Среди них такие, как молитвослов Ангелу-Хранителю, Пресвятой Богородице, покаяния Иисусу Христу. Каноны читаются независимо от времени суток, а молитвы только в утреннее время. Исповеди же проводятся чаще всего в вечернее время или утреннее.
ВАЖНО: Во время подготовки к Причастию, молитвы и каноны желательно читать дома полностью. Также можно посещать церковные службы. Достаточно прочесть каноны, молитвословы один раз в сутки.
Основные правила подготовки к Причастию:
- Провести пост (трое-четверо суток).
- Посетите богослужение в вечернее время суток перед таинством.
- Читайте Каноны, а накануне Причащения с 24.00 не пейте, не употребляйте пищу.
- Исповедайтесь у священника и посетите литургию.
ВАЖНО: Причащение без исповеди разрешают проводить только младенцам и детям до семилетнего возраста. Детям можно не соблюдать диету. Нельзя женщинам находиться в церкви во время месячных. А роженицы причащаются лишь через сорок суток после родов. И им священники читают особую молитву перед процессом.
Как часто нужно причащаться?
Подготовка к причастию (особенно для тех, кто это делает нечасто или вообще впервые) должна включать в себя понятие того, сколько раз можно участвовать в этом таинстве. Тут следует знать, что это действо добровольное, поэтому ни в коей мере нельзя принуждать себя к этому. Главное — прийти на причащение с чистым и легким сердцем, когда хочется приобщиться к Тайне Христовой. Тем, кто находится в каких-либо сомнениях, лучше посоветоваться со священником.
Рекомендуется приступать к причастию в том случае, если вы готовы к этому внутренне. Тот христианин, который живет с верой в Бога, может совершать это таинство на каждой литургии. Если же в вашем сердце еще существуют сомнения, но вы веруете в Бога и находитесь на этом пути, то причащаться можно один раз в неделю или месяц. На крайний случай во время каждого большого поста. Однако все это должно быть регулярным.
Также следует заметить, что, по древним источникам, причащение желательно было выполнять ежедневно, но хорошо и четырежды в неделю (воскресенье, среда, пятница, суббота). Тем, кто только становится на путь веры христианской, следует знать, что в году есть один день – Великий Четверг (перед Пасхой), когда причащение просто необходимо, это дань древней традиции, с которой все началось. О ней же написано в статье выше.
Некоторые священнослужители считают, что частое принятие причастия недопустимо. Однако тут сразу следует сказать, что, по каноническим законам, они не правы. Здесь нужно смотреть в человека очень глубоко и видеть, насколько ему действительно нужно это действие. Помимо этого, причастие не должно быть механическим. Поэтому, если оно совершается часто, то мирянин постоянно должен держать себя в тонусе, быть готовым к принятию Даров. Это могут не все, поэтому то, что описано в этой статье про подготовку, должно происходить регулярно. Постоянные молитвы, исповедь и соблюдение всех постов. Обо всем этом должен знать священник, так как такую жизнь на самом деле не спрячешь.
Какие молитвы произносятся после исповеди и причастия
После того как ритуал завершится, необходимо обязательно поблагодарить Господа за его величайшую милость и надежду на спасение души. Для этого читаются специальные молитвы, содержащие слова благодарности (среди них есть достаточно объемные и короткие тексты):
- молитвословие 1-е;
- молитвословие 2-е Святого Василия Великого;
- молитвословие 3-е, Святого Симеона Метафраста;
- тропарь, глас 1;
- кондак, глас 4;
- молитвословие 4-е;
- молитвословие 5-е ко Пресвятой Богородице;
- тропарь святому Иоанну Златоусту, глас 8.
Кроме перечисленных текстов, можно произносить краткие молитвы, составленные собственными словами. Читать их можно как вслух, так и мысленно. Главное, чтобы такие обращения к Господу читались искренне, от чистого сердца и с полным пониманием вложенного в них смысла.
Соблюдение поста перед причащением
Не менее важно перед причастием соблюдать пост. Это обязательное условие. Ведь Святое Причастие, подготовка к которому должна происходить осознанно, — это очень важный обряд, и он не должен быть механическим, иначе пользы от него не будет никакой.
Итак, тем верующим, которые регулярно соблюдают многодневные и однодневные посты, полагается только так называемый литургический пост. Его смысл заключается в том, чтобы не вкушать пищу и питье с двенадцати часов ночи перед принятием Таинства. Этот пост продолжается и утром (т.е. причастие происходит натощак).
Для тех прихожан, которые не соблюдают никакие посты, а также тех, кто только присоединился к православию, священник может установить семидневный или трехдневный пост перед причастием. Все подобные нюансы следует согласовывать дополнительно в церкви и не бояться спрашивать о них.
Что нужно делать после того, как человек причастился?
В правила подготовки к причастию также входит знание о том, что нужно делать после того, как Таинство свершилось. Поцелуйте край Чаши и идите к столику с просфорами, чтобы скушать кусочек. Не уходите из церкви до тех пор, пока не поцелуете напрестольный крест, который будет держать священник.
Также в храме читаются благодарственные молитвы, которые нужно выслушать. На крайний случай вы их можете прочесть дома самостоятельно. Сохраняйте чистоту, которую получили, внутри своей души. С каждым разом это будет происходить все легче и легче.
День причастия. Что делать?
В день причастия нужно соблюдать некоторые правила. Как было сказано выше, в храм нужно идти натощак. Если вы курите, то нужно воздержаться от сигарет до того, пока не примите Дары Христовы. В церкви, когда наступит момент их вынесения, нужно приблизиться к алтарю, но вперед пропустить детей, если они пришли, так как они причащаются первыми.
Креститься возле Чаши не нужно, следует лишь сделать заранее поклон, скрестив руки на груди. Перед тем как принимать дары, нужно произнести свое христианское имя, а после их сразу съесть.
Что такое Таинство Причастия?
Перед тем как разобрать, с чего начинается подготовка к причастию (для начинающих это особенно важно), следует знать, что это за таинство вообще. Впервые его принял Христос и заповедал повторять это своим последователям. Первое причастие случилось на Тайной Вечере накануне его распятия.
Перед таинством обязательно совершается богослужение, которое называется Божественной Литургией, или Евхаристией, которое переводится с греческого как «благодарение». Именно это действо и совершил Христос в далеком прошлом перед тем, как причастить своих учеников.
Таким образом, подготовка к причастию должна включать в себя и воспоминания об этих далеких древних событиях. Все это позволяет настроиться на правильный лад, что, несомненно, приведет к более глубокому принятию Таинства.
Причастие в Великий пост
Великий пост является временем, которое предшествует распятию и Воскресению Иисуса Христа. Православные христиане в память о великой жертве, которую принес Спаситель, постятся в течение 48 дней (с 11 марта по 27 апреля в 2022 году), а затем с радостью празднуют Пасху. Во время поста, воздерживаясь от скоромной пищи, пребывая в смирении и молитве, человек укрощает своё тело и очищается. Исповедь и причастие в Великий пост имеют большое значение, но также важно причастие перед Великим постом, а также на протяжении всего года.
Очень часто люди причащаются перед Пасхой, отдавая дань традиции, не осознавая своей греховности на самом деле. Но причастие без понимания грехов не приносит пользы. Свои грехи необходимо осознать, желая от них избавиться, и постараться не повторять в будущем.
О причащении на Пасху. Вси насладитеся. Предпасхальное слово
иеромонах Антоний
Заканчивая Великий пост, всмотримся в его конечную цель, в священную, в светоносную ночь Пасхи. Эта ночь, в которую Церковь украшается в свои лучшие одежды, и поет свои вдохновеннейшия песни, встречая воскресшаго Жениха — Христа. Бодрствуют христиане православные! В древности особо строго наблюдалось, чтобы никто не спал в эту ночь… Одним словом, готовимся к чему-то великому.
И справедливо: если Владыка Антоний [вероятно, Храповицкий — ред.] проникновенно объяснял, что каждый праздник есть таинство, то праздник праздников — Пасха, есть таинство таинств, о котором я не смею и не умею любомудрствовать.
Впрочем, остановившись над глубиною Пасхи, уловим хотя бы ту истину, что в ту ночь Человеколюбец к нам как бы сугубо милостив. Множество беззаконий наших, в иное время столь тягостных для совести, если только она не усыплена, и если мы сокрушались о них, здесь облегчаются одним вздохом умиления. Поверим в это «богатство благости», о котором возглашает божественный Иоанн, насладимся «пиром веры», на который его златыми устами зовет Церковь. Слово Златоуста, на которое я ссылаюсь, так совершенно говорит о Пасхе, что в светлую ночь никто не заменяет его и не дополняет своею проповедью. В русских храмах оно читается неизменно… Впрочем, о русском народе и вообще известно, что ни один другой народ так не празднует Пасху. За это благодарение Господу!
Но минуя наш дорогой и любезный русскому сердцу пасхальный быт, минуя несказанную красоту русского патриархальнаго богослужения, задумаемся о главном, о высочайшем моменте праздника Пасхи. И задумаемся, и смиримся, и признаем, что многие и многие из нас еще не научились истинно церковному празднованию Пасхи.
Что за пир веры, на который зовет нас Златоуст?
В воскресение, в которое читается Евангелие о блудном сыне, когда мы еще приготовляемся к Великому посту, церковное толкование этой притчи, поясняя, что Блудный это мы, а Отец его — Отец наш Небесный, говорит: «И тельца упитанного его ради (т. е. нас ради!) закалает, Сына Своего Единороднаго Отец, и Плоти Его дает причаститися и Крови» (Синаксарий в Hеделю блуднаго сына). Чудная притча, а исполнение ее — Пасха.
Только мы вспомним об Отце нашем Hебесном, только двинемся к Hему, Он отверзает объятия Отча и дает нам причаститься Сына Своего Единороднаго. Если так бывает при каждом обращении грешника, то пасхальная ночь, как бы предельно сокращает грань времени между решением пойти к Отцу и объятиями Отчими, в которые падают души наши, чтобы насладиться совершенно незаслуженной трапезой Тела и Крови Христовых. Вот почему Златоуст все в том же знаменитом слове говорит: «Трапеза исполнена, насладитеся вси, Телец упитанный, никто же да изыдет алчай: вси насладитеся пира веры…»
Слышите: «Вси насладитеся!»
Вот почему в древности именно в пасхальную ночь причащались все — и старцы, и дети, и мужи, и жены, и здоровые, и больные (последним Св. Тайны носились на дом). Даже в вечер Великаго четверга, когда и установлено таинство, причащались преимущественно священники, как служители алтаря, ибо алтарь есть горница Тайной вечери. А на Пасху причащались все.
Читаем в 66 правиле VI-го Вселенскаго собора: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писаний внимая и святыми Тайнами наслаждаяся… Ибо таким образом (читаем мы дальше) со Христом купно воскреснем и вознесемся».
Если так рассудили отцы даже о целой светлой седмице, как нам не вспомнить об этом в первый ее и светлейший день.
Ведь от забвения наслаждения Св. Тайнами, увы, многие перешли к тому, что стали пренебрегать пасхальной литургией и, выстояв светлую заутреню, которая служит к ней лишь приуготовлением, уходят разговляться.
Но ведь не к розговенам же нас звал церковный колокол! Не для того были и свечи и многократное «Христос воскресе!»
«Да будет известно, — говорит церковный устав об освященных пасхальных яствах (мясе, куличе, яйцах, сырной пасхе), — что это не Пасха и не Агнец, как некоторые говорят и понимают, и особенно благоговейно вкушают, как бы некую святыню, но простое приношение, ибо его надо приносить не как жертву Богу, а лишь для того, чтобы священник молитвою благословил сие начинающым после поста вкушать мясо и сыр (вообще скоромное)… Ибо Пасха и Агнец — это Сам Христос, взявший на себя грех мiра, приносимый священником на Престоле Богу и Отцу в пречистых Тайнах Честнаго Тела и Животворящей Крови. И тому (Христу) причащающиеся, истинную ядят Пасху.»
Об этом поется и в антифонах Великой Пятницы: «Не якоже иудее празднуем: ибо Пасха наша за ны пожрен бысть Христос» (антифон 15).
Но, скажут мне, мы приобщаемся Христу и тогда, когда приобщаемся Св. Тайнам, на 1‑й или на 4‑й неделе поста, в Великий Четверг, Великую субботу и другие дни…
Воистину так, и более того! «Пасха вожделенна, — как об этом говорит преп. Феодор Студит, — есть очищение грехов, сокрушение и смирение сердца, слезы умиления, чистота совести, устранение плотских страстей… Кто сподобился достигнуть в таковые дела добродетелей, тот празднует Пасху Господу и совершает светлый и многовожделенный праздник, не однажды в год, но во всю свою жизнь» (преп. Феодор Студит, поуч. огл.).
Явление чаши народу всегда означает Воскресение, и за каждой полной литургией священник, причастившись, тайно читает пасхальные песни «Светися, светися, новый Иерусалиме» и «О, Пасха велия».
Но почему эти же песнопения все в ту же великую ночь впервые звучат явственно? Почему стих: «Тело Христово приимите, Источника безсмертнаго вкусите», который обычно сопровождает причастников к чаше, когда таковые имеются, в пасхальную ночь поется непременно еще до явления чаши, как бы всем повелевая приступить? И как можно, имея в иные дни спасительную жажду причащения, не гореть этой жаждой богообщения в Его день — Христов день?
Вот и царские врата от пасхальной ночи семь дней не закрываются. В Великий четверток, в дивный вечер Таинства, их откроют для причащения верных мiрян, как всегда, после Тайной вечери священников. Но на Пасху всем дано видети и самую Тайную вечерю.
«Не сердце ли наше горело в нас?» (Лк.24:31), говорит Лука и Клеопа, когда Он открылся им в преломлении хлеба. Как же не загоримся мы, знающе, Кто этот Хлеб, и что Он воскрес?!
И 7 дней перед алтарем будет стоять хлеб-артос в напоминание о хлебе жизни — Воскресшем Христе.
Зачем пасхальную литургию указано совершать «по рану»? Куда это Церковь нас торопит, вернее, куда нас так стремительно влечет в эту спасительную ночь Сам Христос Бог наш?!
«Питие новое… во Царствии Моем… пию, якоже бо Бог с вами, боги (т. е. богами), буду», — обещает Христос апостолам (канон Великаго четвертка, песнь 4). А в светлую ночь мы все услышим: «Приидите, пиво пием новое… Нетления источник» (ирмос 3 Пасхального канона).
Еще с вечерни Великой Субботы пророческим чтением (Исх.12:1-11) о поспешном ядении прообразовательного агнца Моисей подготовил нас к этой стремительности.
Прекрасен русский обычай начинать пасхальное богослужение в полночь, и не прерывая, совершать вечерю Господню до утра.
Немощные естеством, но препоясанные силою свыше, крестообразно сложив руки, и с жезлом молитвы, все поспешим к чаше. Сия Пасха есть Господня! (Исх.12:11).
Ты говоришь: не смею, не подготовлен… — Но ты дерзал в иные дни. А в эту ночь Господь всё прощает. К Петру отрекшемуся Он на рассвете этого дня через ангела посылает мироносиц с благовестием (Мк.16:7).
Скажешь: как я буду праздновать, есть и пить? — Но в этот день Церковь не только не спрашивает с нас поста, а прямо запрещает его (Ап. пост. пр. 64 и Гангр. соб. 18).
— Буду в обществе, не смогу удержать ум собранным… — Что же, вспомни, что сила и величие Его отражается в каждой капле.
Слышал я об иерее Божием, который в пасхальную ночь предложил всем оставшимся у литургии причаститься, даже не исповедывавшимся. Если бы он ввел это как всегдашнее правило, было бы крайне соблазнительно. Но если он лишь однажды возревновал, и дерзнул взять на свою совесть неподготовленность паствы, чтобы разбудить ее и показать, что для нея Господь даровал эту св. ночь, я не дерзну поднять на него камень.
Встретил я и другого иерея, который хвалился, что отучил прихожан причащаться на Пасху. «Ведь у нас, говорят, в России этого не было…» Что сказать на это?!
Весь Великий пост есть подготовка к тому, чтобы на Пасху приступить к чаше. Вот за неделю до его начала Церковь поет: «Возведемся к покаянию, и чувства очистим, к ним же брань, вход поста творяще, надеждою благодати сердца извествующе… И снестся нами Агнец Божий во священной и светоносной нощи Воскресения; нас ради приведенное заколение, учеником приобщенное в вечер таинства, и тьму разгоняющее неведения, светом его Воскресения» (неделя мясопустная, стихира на стиховне вечера).
Через два дня слышим: «Помолимся видети образныя зде Пасхи совершение и истинныя явление» (Вторник сырн. на стих. веч).
Еще через неделю молимся: «Да достойни будем причастия Агнца, за мiр закланнаго волею Сына Божия и духовно празднуем из мертвых Спасово Воскресение» (Вторник 1 седм. на стих. веч.).
Проходит два дня, снова поем: «Желающе Божественныя Пасхи причаститися, не из Египта, но из Сиона грядущия, греховный квас отымем покаянием» (Четверг 1 седм. стих. на стих. веч.).
На другой день: «Назнаменаимся Кровию о нас Веденнаго на смерть волею, и не коснется нас губитель: и снемы Пасху Христову священнейшую» (Пятница 1 седм. стих. на утр.)
В среду четвертой седмицы: «Сподоби причаститися и божественныя Пасхи Твоея» (стих. на Господи воззвах).
Чем ближе Пасха, тем неудержимее наше стремление: «Радостию потецем предварити и страшное и святое Воскресение» (неделя 4‑ая, вечерняя стихира на Господи воззвах).
Нельзя, чтобы такая напряженная подготовка завершилась только символическим, хотя и вдохновенным празднованием Воскресения Христова!
В этот день, «сотворенный Господом», когда благовествуется, что «Слово Плоть бысть и вселися в ны» (Ин.1:14), распространим сердца наши, вместим в себя и мы Бога Слово в пречистых таинах Его Тела и Крови, чтобы Он обитал с нами и в нас.
Послушайте: как христианин вообще готовится к причащению? Молитвой, исповедью… А еще? Скажем: постом, чтением духовных книг, примирением с ближними…
А как нас всех Церковь готовит к Пасхе?
Постом… Здесь великая Четыредесятница, и перед самой Пасхой единственная в году строго постная Суббота, Великая Суббота.
Чтением… В посту усиленно перечитывается в Церкви Псалтырь, читаются книги Бытия, Притчей, св. пророка Исаии… Перед самой светлой заутреней прочитывается вся книга деяний апостольских.
Что касается примирения с ближними, то вспомни, как в первенствующей Церкви каждый раз перед возношением Св. Даров, после слов «возлюбим друг друга», верующие (а все они готовилсь причащаться) целовали друг друга. Это, как объясняет Симеон Солунский: «в знак того, что людям должно любить друг друга… что желающий причаститься Его (Христа) должен предстать без вражды, и что в будущем веке все будут друзьями». Впоследствии этот обычай целования должен был быть уничтожен, может быть, потому же, почему был уничтожен и непременный обычай причащаться за каждой божественной литургией или в каждый праздник, потому что те, древние, были духовнее, потому что ослабли мы. Но в пасхальную ночь, которая есть образ будущаго века, и мы, все, все приглашаемся к священной трапезе и поем: «Простим вся Воскресением», и даем друг другу тройное лобзание мира.
Один иерей рассказывал мне, как мальчиком забегал он в пасхальное утро в уже опустевший после торжественнаго богослужения храм. Светло, нарядно, но безмолвно и безлюдно… И мальчику становилось грустно: Христос один!
Братие! В день Воскресения не подобает оставлять Христа одиноким. Все странноприимем Его, Единаго, не имевшаго где преклонить главу, в сердца наши. Все приимем в себя Тело и Кровь Его. Аминь.
сборник «Воскресение Христово» 1947 г. Источник публикации — «Православная Русь», №7, 1992 г.
***