Многие люди стараются приобщиться к жизни настоящего христианина, но вот не всегда обладают знаниями о том, как поститься перед исповедью и причастием. А ведь именно причастие является долгожданной благодатью от самого Бога, которая дает возможность простому смертному приблизиться к Иисусу-Спасителю. И если иметь определенные знания и понимать, как проходит причастие, получится правильно проводить время во время приготовления. Как только постящийся полностью очистится от своих плохих мыслей и грешных поступков, то может получить от Бога многое, ведь Его дары многочисленны и прекрасны.
Что такое пост?
Причастие является переходом жизни простого человека к жизни христианина, который желает принятия Божьей благодати. Поэтому так часто задается вопрос в церкви о том, что такое пост и как поститься перед исповедью и причастием. Известно, во время причастия верующие люди принимают немного еды. Так, прежде всего, это вино, которое символизирует Кровь Христа. Она, безусловно, Святая, поэтому прекрасно очищает человеческую душу, тело и дух. Человек также берет и кусочек просфоры.
Причастие считается святым таинством для человеческой души. Христианин сам несет ответственность за то, как происходит такое таинство, как он принимает его. А для этого необходимо побыть наедине с собой, поразмыслить о своей жизни. Но если не принять причастия, то тогда не будет и благословения Божьего.
Для того чтобы не случилось такого несчастия, чтобы таинство прошло благополучно, обязательно нужно не только исповедаться в своих грехах, но и соблюдать пост.
Первое Причастие Апостолов
Оно свершилось на Тайной Вечере, когда Господь благословил хлеб и вино – согласно иудейской традиции Пасхальной трапезы. Но другим образом, нежели это делали евреи: Он дал их как Свои Тело и Кровь. Не случайно не было на той трапезе традиционного для иудейской пасхи агнца – ибо, по слову св. Павла, «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор.5:7)
Тайная Вечеря
То же, первое Причастие, показало последствия недостойного Причащения: нераскаянный Иуда, уже решившийся предать Учителя, не только не получил благодатных даров, но, по слову Апостола, «вошел в него сатана». Он не только предал Христа. Даже раскаявшись, он предался отчаянию, дойдя до самоубийства. И ныне, как говорят отцы, бывает подобное – даже до болезни, смерти, с недостойными, приступающими без благоговения, покаяния.
Как надо поститься?
Как правильно поститься перед исповедью и причастием? Прежде всего это то время, которое дается человеку, чтобы усмирить его плоть, очистить его от душевных привязанностей и привычек, которые ему вредят. Именно пост позволяет людям духовно стать ближе к Творцу. Пост дает человеку время, чтобы поразмышлять о жертве Христа, это то время, когда верующий должен предаваться молитвам. Когда верующий готовится к причастию, то обычно должен проанализировать всю свою жизнь и понять, в каких грехах ему нужно покаяться.
Человек во время поста должен избегать сытости и не употреблять алкоголь. Тем самым ставя свое питание в определенные рамки, христианин, прежде всего, укрощает свое тело, свои нравы и эмоции. Но пост касается не только пищи, но и поведения, и мыслей. Так, если во время поста человек будет постоянно разговаривать по телефону, сплетничать, проводить время в социальных сетях, то стоит помнить, что Бог в этот момент видит душу, а пост, прежде всего, касается ее.
Поэтому, чтобы не задаваться вопросом о том, как поститься перед исповедью и причастием, стоит помнить, что нужно вести себя так, чтобы приближаться к Богу, а не отстраняться от Него.
Что делать после Причащения
По окончании Причащения не нужно сразу уходить, необходимо достоять до конца литургии, приложиться ко кресту. Затем чаще всего читаются благодарственные молитвы, выслушать которые остаются все, кто сподобился Причащения. Если же по каким-то причинам молитвы во всеуслышание не читаются, поблагодарить Господа можно самостоятельно, в церкви или же дома, смотря по обстоятельствам. Благодарственные молитвы есть в молитвословах, обычно они стоят после Последования ко Причащению.
Немного истории
Зная, как правильно поститься перед исповедью и причастием, верующие желают знать, какова же история поста. Известно, что после того, как Иисус вознесся, первые христиане причащались каждый день. Но вот о том, что нужно очищаться духовно и физически, тогда никто даже не задумывался.
Во времена апостолов евхаристия причастия обычно совершалась лишь только вечером, но со временем эту процедуру перенесли на утреннее время, чтобы христиане рано смогли принять пищу Господню, которая будет очищением и для тела, и для духа.
Первое упоминание о посте встречается в четвертом веке. В это же время появились и некоторые основные законы того, как надо поститься перед исповедью и причастием. В это время священники заметили, что миряне охладели к вере. Они стали призывать православных удерживаться от сексуальных утех и других развлечений. Но в это время еще пока ничего не говорилось об ограничении в еде.
Ранние христиане со временем стали поститься три раза в неделю. Дни были установлены церковью. Но уже в начале девятого века появляется новые правила о том, как поститься перед исповедью и причастием. Воздержание от пищи стало занимать от трех до семи дней. Такое новшество было введено из-за того, что духовная жизнь постепенно исчезала. Но, как утверждает митрополит Волоколамский Иларион, нет какого-то единого и определенного требования к трехдневному посту. Каждый человек может самостоятельно определиться с тем, сколько дней поститься перед причастием и исповедью именно ему, чтобы его организм стал чище перед Господом. Лучше все-таки такой вопрос решить со своим духовным наставником.
Для чего нужен пост перед причастием
“Нам, христианам, как новым людям, заповедан пост, поэтому мы не должны много заботиться о питании чрева, излишества в пище и питье, о лакомствах, потому что все это препятствует достижению Небесного Царствия. Наш долг приготовляться к небесной жизни и заботиться о духовной пище, а духовная пища есть пост, молитва, чтение Слова Божия, особенно же Причастие Святых Тайн. Когда мы не радеем о посте и молитве, тогда преисполнены всяких грехов и страстей, когда же питаемся духовной пищей, тогда очищаемся от них и украшаемся смирением, кротостью, терпением, взаимной любовью, чистотой душевной и телесной” (из поучений святого праведного Иоанна Крестьянкина).
Причастие являлось основой жизни христиан начиная с апостольских времен. Но конкретные правила подготовки к Таинству были определены в IV веке. Эти установки запрещали есть и пить в день Причащения (41-е [50-е] правило Карфагенского Собора; подтверждено 29-м правилом Трулльского Собора). А в XI – XII веках в Византии сложилась традиция готовиться к Причастию несколько дней. В это время нужно было соблюдать пост, исповедоваться, прочитывать определенные молитвы.
Правила соблюдать пост перед причащением были установлены для монашествующих. Однако и миряне, ориентируясь на монахов как на образец для подражания, старались придерживаться этих установлений. В 1699 году в русском Служебнике прописывалось сколько дней поститься перед причастием (обязательное соблюдение семидневного поста):
“Аще убо кроме постов четырех обычных приступити ко святому причащению восхотят, седмь дний прежде да постятся, в молитвах церковных и домашних пребывающе (сие же не в нужде: в нужде бо три дни, или един день да постятся точию)”.
Подготовка к причастию
Так как нет определенного количества дней, сколько нужно поститься перед исповедью и причастием, то, соответственно, можно прислушаться к пожеланиям. А церковь рекомендуется воздерживаться не менее трех дней. Но это пожелание подходит для тех верующих, которые участвуют в евхаристии несколько раз в год, например, два или три. Известно, что есть четыре поста, и больше никаких дополнительных требований нет.
Священники рекомендуют всем причащаться каждое воскресенье. Это позволит свое тело и душу держать в чистоте и, самое главное, во святости. В еде лучше придерживаться воздержания по средам и пятницам.
«Я приветствую, когда люди часто причащаются»
митрополит Каллист (Уэр)
Митрополит Каллист (Уэр) хорошо знаком нашим читателям, и не только благодаря своим книгам, тиражи которых расходятся очень быстро. В прошлом году «Православие в Украине» публиковало интервью с этим выдающимся современным богословом и церковным деятелем, где поднимались вопросы единства Церкви и положения православия в Украине. Сегодня мы предлагаем вам познакомиться с пастырской стороной служения владыки Каллиста – архиерея Константинопольского Патриархата и Оксфордского профессора.
Наша беседа с почтенным богословом касалась актуальных сегодня вопросов подготовки ко Причастию, соотношения причащения с исповедью и некоторых различий в греческой и русской практике.
– В прошлом году в Москве состоялось пастырское совещание по типу круглого стола, на котором обсуждались вопросы поста, молитвенного правила и исповеди перед причащением. В Русской Церкви сложилась традиция перед Причастием поститься три дня, прочитывать три канона и последование ко Причащению, а также обязательно исповедоваться. Как вы полагаете, можно ли облегчить подготовку ко причащению?
– Мы должны принимать во внимание традиции каждой местной Церкви и не менять требования внезапно. Поднятый вами вопрос очень важен, особенно для нас, живущих на Западе, где православные греки живут бок о бок с русскими и порой оказываются даже в одном приходе, как, например, происходит в Оксфорде. Лично я поддерживаю частое причащение. Частое – но не легкомысленное или небрежное. Частое причащение – да, но всегда с должной подготовкой. Но что понимать под должной подготовкой?
Во-первых, что касается таинства исповеди. В византийской и современной греческой традиции, насколько я могу это проследить, никогда не требовалось, чтобы христианин каждый раз исповедовался перед причащением. Исповедь и Причастие рассматриваются как два отдельных таинства. Мне неизвестно, чтобы Вселенские соборы принимали какие-либо каноны в отношении обязательной исповеди перед причащением. Этот обычай имел основание в Румынской и славянских церквах. Я предпочитаю греческий подход. При этом каждый христианин обязан регулярно исповедоваться, но не обязательно всякий раз, когда приступает ко Причастию. Такая практика и в Оксфорде, как у греков, так и у русских. Я бы хотел, чтобы исповедь рассматривали как отдельное таинство, а не просто элемент подготовки ко причащению. Я понимаю, что существуют пастырские трудности в России, где очень много людей желает приступать ко причащению, а священники просто не имеют время выслушать все исповеди. Думаю, что лучше было бы не так часто исповедоваться, но чтобы исповедь была действительно серьезным таинством, чтобы было достаточно времени для кающегося открыть свое сердце, а для священника – серьезно исследовать его состояние, что невозможно сделать, когда за кающимся стоит очередь в сотню человек.
– Тогда встает вопрос: как я могу приступать ко Святому Причастию, если за время, прошедшее после последней исповеди, я совершил некие грехи? Пусть это не такие серьезные грехи, как убийство или прелюбодеяние, а так называемые повседневные, но это ведь все равно грехи.
– Вы совершенно правы: мы все грешники, и грешим каждый день и каждый час. Но мы должны различать достаточно серьезные грехи, которые непременно должны исповедовать, и грехи менее серьезные. Конечно, такое различение не вполне может быть обосновано, ведь перед лицом Божиим каждый грех серьезен, но все-таки мы можем различать грехи. Если кто-либо совершил прелюбодеяние, он обязательно должен исповедоваться и, вероятно, понести определенную епитимию. С другой стороны, если мы согрешили просто помышлением, это не препятствует нам причащаться. Если мы очень сильно поссорились с другом, то должны вначале покаяться в этом, прежде чем приступать ко Причастию; но если эта ссора была мимолетной и мы сразу примирились, то можем, мне кажется, причащаться без исповеди.
Давайте осознаем, что само Причастие преподается во оставление грехов, – ведь такие слова мы произносим при причащении. Хотя, конечно, Причастие не заменяет исповеди. Кроме того, в молитвах перед Причастием мы также просим о прощении грехов.
– Давайте вернемся к такому аспекту подготовки ко Причастию, как пост.
– Традиция поститься три дня или неделю перед Причастием – это тоже местный русский обычай. Если мы обратимся к канонам или определениям Вселенских соборов, то не найдем такого требования. Каноны говорят о посте по средам и пятницам, о четырех многодневных постах в течение года, кроме того, в богослужебных книгах мы встречаем указание еще на несколько постных дней, например, день Усекновения главы Иоанна Предтечи или праздник Воздвижения Креста Господня. Но в канонах ничего не сказано о необходимости поститься три дня или целую неделю перед причастием. Мне кажется, что требования исповедоваться перед каждым причащением и поститься неделю или три дня возникли тогда, когда Причастие стало очень редким: один или три-четыре раза в год. Я считаю это упадком. В древней Церкви христиане обычно причащались каждое воскресенье. Я думаю, что в тех Церквах, где причастие стало редким, было бы неправильно резко менять традицию и требовать непременно причащаться каждое воскресенье. Но я уверен, что причащаться три-четыре раза в год недостаточно. На практике очень хорошо приступать ко Причастию каждое воскресенье. Поэтому я скажу так: соблюдайте пост по средам и пятницам, воздерживайтесь также в субботу вечером, исповедуйтесь хотя бы раз в месяц, но причащайтесь по возможности чаще. Такую практику я рекомендую людям, которых готовлю ко вступлению в Православную Церковь. Если же человек причащается раз в месяц или реже, я говорю, что это слишком редко. Если мы посмотрим на практику древней Церкви и учение святых отцов, то увидим, что они свидетельствуют о частом причащении. Не только ранние, но и более поздние отцы, такие как святой Симеон Новый Богослов или живший в XVIII веке преподобный Никодим Святогорец, составитель «Добротолюбия», говорят в пользу частого причащения. И я считаю, что движение в Греческой Церкви за частое причастие – это хорошее явление. Я приветствую, когда люди часто причащаются. Думаю, что правила в отношении исповеди и поста перед причащением могут быть изменены. Но эти вопросы, как мне кажется, находятся в компетенции местных Церквей.
Помню, когда я только принял православие, около пятидесяти лет назад, священник на литургии выходил с Чашей и говорил: «Со страхом Божиим, верою и любовию приступите», – но никто не подходил. Никто не причащался. И я еще тогда ощутил: это не может быть правильным. Теперь же на Западе в православных церквах причащаются почти все. И я рад этому. Конечно же, мы причащаемся не потому, что уверены в собственной праведности, но потому что верим в милость Божию. Мы подходим к Чаше, потому что мы призваны, мы ведь называем Причастие Святыми Дарами. Причастие – это не нечто такое, что можно заработать или заслужить, это всегда свободный дар любви Божией.
– Перед причащением священник возглашает «Святая – святым», в смысле «святые Дары – для тех, кто свят», но тут же хор отвечает: «Един Свят, един Господь Иисус Христос…». Однако мы, не будучи святыми в этом смысле, все же дерзаем причащаться… С другой стороны, мы знаем, в Новом Завете и в литургических текстах святыми называются все христиане, кто не отлучен от Церкви за особо тяжкие грехи. Как в таком случае соотносится святость и личное нравственное совершенство человека?
– Прежде всего, если говорить о понимании святости, следует использовать три слова: один, некоторые, все. Один свят – Иисус Христос. Святость принадлежит Богу, только Он свят по Своей природе. Мы можем быть святы только через причастие святости Божией. Далее, мы говорим, что к святости призваны все. Когда апостол Павел адресует свои послания всем святым в Риме, в Колоссах и т. д., он обращается к христианским общинам. Также и апостол Петр пишет о христианах как о «святом народе». В этом смысле святы все христиане. Наконец, мы говорим о тех святых, которые прославлены Церковью и которые отмечены в церковном календаре. То же самое мы можем сказать и о священстве. Один только Первосвященник – Иисус Христос, как говорится в Послании к Евреям. Затем, через крещение все христиане становятся священниками, как пишет апостол Петр, называя христиан не только святым народом, но и «царственным священством». Далее, священниками становятся некоторые – кого Церковь избрала и поставила на это служение через возложение рук. Таким образом, и у святости, и у священства есть три уровня.
Мы все призваны к святости. Поэтому, если я подхожу к Причастию, то делаю это не потому, что я уже свят, но потому что я грешник, требующий Божией помощи, которая подается мне в Святом Причастии.
Разумеется, некоторые люди по причине совершенных грехов не могут принимать Причастие. Но в основном, конечно, Причастие – это не награда святым, а помощь для грешников. В некоторых житиях мы читаем, что были такие святые, которые после причащения долгое время не приступали вновь к Чаше, как, например, святая Мария Египетская. Она причастилась в храме Гроба Господня и затем ушла в пустыню, где многие годы не принимала Святые Дары, причастившись затем лишь перед самой кончиной.
– Но может ли это быть общим правилом?
Конечно, это не общее правило. Это правило для святых, которые в течение многих лет могут жить одним Причастием. Но мы должны причащаться часто. Не потому что мы святые, но поскольку слабы и нуждаемся в помощи, в благодати.
– Какое место в подготовке к причащению занимает нравственное совершенство? Многие люди у нас в Киеве исповедуются и причащаются каждую неделю, и при этом бывает так, что кое-кто из них, исповедовавшись с вечера, утром снова просит принять исповедь, потому что за вечер или ночь чем-то согрешил – неблагочестивыми мыслями, движениями сердца и пр. Кроме того, многие христиане каждый раз, неделя за неделей, исповедуют одни и те же грехи. Как можно давать обещание на исповеди не повторять эти так называемые «повседневные» грехи, если я точно знаю, что буду их совершать?
– Слишком частое хождение на исповедь может выражать своего рода суеверие. Стоит помнить, что Причастие – это благодать, а дьявол не хочет, чтобы мы принимали благодать. И поэтому он ищет любые способы сделать так, чтобы мы перестали причащаться. Когда случается, что нас посещает греховный помысл, что может случиться даже во время Божественной литургии, мы должны просто раскаяться в этом внутри себя и приступать ко Причастию, поскольку это дьявольское искушение.
Благодать, которая подается в таинстве покаяния, очень важна для каждого из нас. Но мы должны принимать на себя ответственность и «играть свою партию». Нельзя превращать исповедь в механическое перечисление одних и тех же грехов. Она должна быть достаточно редкой, чтобы быть событием, действительно раскрытием своего внутреннего состояния. Каждый день в вечерних молитвах мы просим о прощении грехов. И если мы искренне молимся о прощении, Бог прощает нас в тот же самый момент. Это не значит, что на исповедь ходить не нужно. Некоторые наши проступки препятствуют причащению до тех пор, пока мы их не исповедуем. Но мы должны всерьез относиться к покаянным молитвам из нашего ежедневного правила. Исповедь не должна становиться слишком частой. Следует более ответственно подходить к этому. Слишком частое хождение на исповедь обесценивает ее.
Мы должны понимать, что действительно нуждаемся в том, чтобы снова и снова исповедовать одни и те же грехи. Не следует избегать исповеди по той причине, что грехи повторяются. Обычно за ночь мы не становимся святыми. Нам нужна борьба, постоянное аскетическое усилие над собой. Но Божия благодать совершает в нас перемену. Возможно, мы ее не замечаем, но она происходит. С помощью ежедневных усилий, благодати Божией, исповеди и прежде всего причащения мы можем двигаться вперед – смиренно и тихо.
– Но бывает и так, что люди разочаровываются в своих усилиях, поскольку исповедуют одно и то же, причащаются, а никакой перемены к лучшему за собой не наблюдают. Особенно это чувствуется в больших городах с их суетой, когда у человека практически не остается времени на духовную жизнь. Работа, долгая выматывающая дорога в пробках, семейные заботы… Далеко не все находят время даже для утренних или вечерних молитв.
– На самом деле мы, клирики, и особенно монахи, которым не надо заботиться о семье и детях, понимаем те условия, в которых живут семейные христиане. Люди вынуждены много работать, подолгу добираться на работу и домой, а вечером дома тоже много чего нужно сделать… Мы должны понимать эти непростые условия, в которых живут многие миряне. Несмотря на это, каждый христианин может найти хотя бы немного времени утром и вечером, чтобы помолиться перед иконой. Даже пять минут утром и вечером имеют огромное значение. Эти минуты задают «направление» целому дню и дают ту глубину, которой невозможно достичь иначе. Следует сказать и о кратких молитвах, которые можно творить в течение дня. Мы можем молиться, когда принимаем душ, когда едем в метро, ведем машину или стоим в пробке. Мы можем использовать краткие молитвы, например, Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», – или «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», или «Пресвятая Богородице, спаси нас», либо другие краткие молитвы. Так мы можем молиться даже в самое занятое время, или, например, когда мы идем из одного места в другое. Очень важно увидеть, что кроме специального отведенного времени для молитвы перед иконой (которое нужно каждому из нас), есть возможность свободно молиться и в течение дня, на любом месте. Но если мы хотим молиться в течение дня, то надо выбирать для этого самые краткие и простые молитвы, такие как Иисусова. Творить молитву Иисусову можно всегда: когда мы чего-то ждем, когда путешествуем, ходим, в моменты смены задач на работе и т.д. Апостол Павел пишет: «Непрестанно молитесь». Он говорит о том, что весьма трудно, но начинается с очень простого: с частых кратких молитв в течение дня. С помощью таких молитв мы можем наполнить весь свой день присутствием Христа – и это есть путь к истинной молитве. Ищите Христа везде. Иисусову молитву могут творить не только монахи или клирики, но и миряне, имеющие семьи и мирские обязанности. Творите Иисусову молитву – не тогда, когда требуется повышенная концентрация внимания, но во все промежуточные моменты. Мы можем соединить время молитвы и работу. Учиться такому способу Иисусовой молитвы очень важно в нашей повседневной жизни. И также Иисусовой молитве хорошо учить детей. Они могут время от времени повторять Иисусову молитву с самого раннего возраста, потому что она очень простая.
***
Что запрещено кушать тем, кто постится?
Не стоит переживать о том, сколько надо поститься перед причастием и исповедью, а лучше все-таки знать, что есть продукты, которые церковь православным прихожанам запретила есть в этот период. Так, это яйца, мясные продукты, некоторые виды рыбы и молочные продукты. Считается, что во время поста следует употреблять пищу не для собственного удовольствия, а для того, чтобы поддерживать свое здоровье.
Если же рыба считается основным продуктом питания для кого-то, то ее тогда можно есть. В течение дня перед причастием верующий человек обязан полностью отказаться от пищи и любых увеселений. Этот день необходимо провести в молитвах. Вечером нужно сходить на службу в храме, утром на литургию. Стоит продумать, что грешного было совершенно, и об этом нужно обязательно рассказать священнику, чтобы определиться с тем, можно ли проводить причастие.
Как проходит Таинство Причастия в Православной Церкви сегодня
Правила подготовки к Таинству изложены в принятом 2-3 февраля 2015 г. Архиерейским совещанием документе «Об участии верных в Евхаристии»
Краткое изложение документа читайте в статье:
- Об участии верных в Евхаристии
Когда можно причаститься
Во время литургии, утром. В больших городских храмах она служится ежедневно. Есть также церкви с небольшим приходом, чаще всего – сельские, где литургия проходит только по воскресным дням. Время совершения ее лучше узнавать лично.
Божественная литургия. Священник со Святыми Дарами
Как подготовиться и во сколько приходить
Причащение бывает ближе к концу литургии, а ее продолжительность обычно около полутора часов. Однако у христиан не принято являться непосредственно на Причастие: сама литургия – соприкосновение с Тайной Вечерей Спасителя, воспоминание о ней. Именно поэтому христиане, особенно те, кто собирается причащаться, приходят к самому началу службы, стараясь не опаздывать, особенно благоговейно на ней молятся – ради предстоящего Таинства.
Пост, молитва, исповедь
Это три составляющих подготовки к Причащению.
Постное делание
Воздержание тела – необходимое условие подготовки души к Таинству. Необходимы:
- так называемый «приуготовительный пост», или подготовительный;
- собственно Евхаристический уже пред самым принятием Св. Тайн.
Подготовительный пост – это воздержание от животной пищи (мясного, молочного, многие также стараются не употреблять рыбу). Супругам также рекомендовано определенное время воздерживаться от близости. Наконец, необходимо исключить развлечения, по возможности посещать богослужения.
Длительность постного делания обычно три дня (если верующий приступает к Святым Тайнам часто, например, каждые 1-2 недели, оно может быть даже 1-2 дня). Иногда, если человек долго не причащался, имеет серьезные грехи, подготовка может продлиться дольше – по согласованию со священником.
Евхаристический пост – это совершенный отказ от еды, питья с полуночи до самого Таинства. Церковь настаивает на том, чтобы подверженные страсти курения воздерживались также от табака. Есть храмы, монастыри, где литургия (например, Преждеосвященных Даров) служится вечером. Тогда пост длится по крайней мере 6 часов.
Молитвы
Обычно принято читать покаянные каноны:
- Христу;
- Пресвятой Богородице;
- своему Ангелу Хранителю.
Каноны можно читать как один за другим, так и соединяя вместе. Иногда пастыри рекомендуют новоначальным, не привыкшим к продолжительным молитвословиям, просто читать по одному канону в день все время подготовки к Причащению. А некоторые православные по усердию читают также Акафист Иисусу Сладчайшему.
Покаяние
Наконец, Причащению предшествует еще одно Таинство – исповеди. Оно необходимо, так как, по слову св. Симеона Нового Богослова, «как невозможно огню и воде вместе находиться в одном и том же сосуде, так невозможно вместе находиться в одном и том же христианине и пречистому Телу Христову, и мерзости греха».
О том, когда проходит Исповедь в том или ином храме, лучше узнавать заранее. Как правило, ее совершают во время вечерней службы, исходя из желательности присутствия причастника за богослужением накануне Таинства. Если по уважительной причине (занятость на работе, дома с малыми детьми, состояние здоровья) верующий не смог посетить службу вечером, можно исповедаться также утром. Однако об этом необходимо договариваться со священником – желательно заранее.
Последование
Эти молитвословия совершаются утром, обычно до выхода из дома. Последование состоит из:
- кратких молитв, имеющих очень древнее, с первых веков Церкви происхождение; в обиходе они также именуются «обычным началом»;
- нескольких псалмов, включая покаянный 50-й (Помилуй мя, Боже…);
- Канона, припевы которого взяты из этого Псалма;
- молитв, составленных свв. Иоанном Златоустом, Василием Великим, Симеоном Новым Богословом, другими святыми.
Сколько дней длится пост?
Известно, что каждый пост будет занимать разное количество дней. Все будет зависеть от многих причин. Прежде всего верующий человек должен знать, что существуют однодневные посты, многодневные и литургические. Еще одной причиной выбор того, сколько дней будет длиться пост, становится его выбор.
Сколько поститься перед исповедью и причастием, зависит от самого человека, от состояния его здоровья, его возраста, какими заболеваниями он болен или уже переболел, а также каково состояние организма на момент поста, например, нет ли беременности.
От этих особенностей будет зависеть и выбор продуктов, которые ему можно будет употреблять в этот период. Ведь даже в период полного воздержания в человеческий организм должны поступать витамины.
В чем смысл воздержания перед причастием
Для совершения обряда причастия верующий должен пройти подготовку, которая включает в себя:
- Пост, или воздержание от продуктов животного происхождения, рыбы и растительного масла по специальным дням.
- Отказ от интимной близости.
- Чтение молитв.
- Нравственное смирение, или отказ от мирских развлечений, плохих мыслей и поступков.
Выполняя церковные каноны, прихожанин готовит свою душу и тело к возможности принять божественные дары и благодать Господню.
Для чего нужно соблюдать пост в еде, поступках и помыслах, если после исповеди и причастия все совершенные грехи обнуляются? Суть проста, если прихожанин накануне таинства будет находиться в состоянии сытости, пресыщения забавами, чревоугодием, телесными утехами, то он не сможет принять благодать Бога. Сытое тело больше тянет ко сну и отдыху, а молитвы не доходят до его души и разума в том качестве, как требуется для духовного просвещения и прощения грехов как Богом, так и самим христианином.
Перечисленные воздержания — это своего рода жертва кающегося и причащающегося человека, дающая возможность впустить в свою душу Христа. Если говение совершается осознанно, а не для «галочки», то верующий глубже почувствует тяжесть греха и не захочет совершать его вновь. Господа обмануть нельзя и тот, кто легкомысленно относится к подготовке к причастию, может быть наказан еще больше, а прощения не произойдет.
Пост для детей
Споры о том, нужно ли поститься детям, не умолкают и сейчас. Например, если ребенку уже исполнилось семь лет, то после объяснений о том, что такое пост, он сам может принять решение о том, будет ли он это делать. Но все-таки даже с такими детьми обязательно должна проводиться подготовительная работа, так как они не всегда сразу понимают смысл воздержания. Так, нужно объяснить ребенку, что пост никакого отношения к диетам не имеет, что его не стоит стесняться. Не стоит требовать с ребенка более того, на что он способен.
Какой пост следует соблюдать перед исповедью
Очищение души от грехов не требует никакой подготовки. Раньше хорошие верующие ходили к духовнику и исповедовались тогда, когда они чувствовали в этом потребность. И вовсе не обязательно сразу же после отпущения грехов принимать евхаристию. Но если вы собираетесь это сделать, то необходимо говение, то есть подготовка души и тела к принятию святого таинства Церкви. И тут уже уместно будет задать вопрос: а можно ли есть перед причастием рыбу? Относительно этого продукта с определенностью можно дать отрицательный ответ только для вечера субботы. Все остальное зависит от частоты вашего причащения, от вашего здоровья и жизненных обстоятельств. Также имеет значение, соблюдает ли православная Церковь всеобщий пост в эти дни. В таком случае требования к пище для говеющих изменяются.
Правила строгого поста
Считается, что перед причастием пост должен быть не менее трех дней. Тот человек, который решил участвовать в евхаристии и решил воздерживаться от пищи, должен понимать, что этим не нужно хвалиться. Ограничение в еде необходимо для того, чтобы примирить человека с самим с собой, а также и с окружающими людьми. Это время, позволяющее разобраться в своих конфликтах и со всеми примириться.
В такие дни лучше не смотреть телевизор, а остаться наедине с книгой, посетить храм или пообщаться с близкими и родными людьми. В это время нельзя совершать плохие поступки, злиться. Строгий пост позволяет добиться гармонии между духовным и физическим здоровьем человека. Человек в результате такого строгого поста становится более уверенным, в нем появляется бодрость и силы, которые ранее дремали.
Меню для постящегося
Любой пост обычно состоит из легких и сложных дней. Самым сложным является тот, когда можно употреблять лишь только сухой рацион и воду. Бывают дни, когда можно есть горячую пищу либо с маслом, либо без него. Всегда в пост нужно употреблять фрукты, а вот овощи могут быть как свежими, так и запеченными.
Полезными продуктами для организма человека во время поста будут и крупы, а также мед. Воды нужно пить много, а когда будет возникать желание что-нибудь съесть, то нужно либо молиться, либо посетить храм. Считается, что первый день поста самый тяжелый, поэтому рекомендуется воздержаться от приема вообще какой-либо пищи. Допускается употребление в пищу орехов, киселя, бобовых и даже мармелада.
После поста к питанию также нужно относиться внимательно, так как сразу много мясных продуктов употреблять нельзя. Это может привести к сильнейшему расстройству желудочно-кишечной системы. Лучше выходить из поста постепенно, употребляя ту пищу, которая будет легко усваиваться желудком.
Какие бывают посты
Для мирского человека телесное воздержание представляется чем-то единым. Если пост, значит, нельзя кушать мясо и продукты животного происхождения (молоко и яйца). А можно есть рыбу, растительные жиры, напитки, в том числе алкогольные, овощи и фрукты. Но Церковь разделяет посты на обычные и строгие. Бывают дни, когда нельзя вкушать не только мясо, но и рыбу. Некоторые посты запрещают и растительное масло (так называемый елей).
Есть дни сухоядения. Во время них нельзя принимать никакой пищи до заката, а вечером разрешается кушать лишь постные продукты. Теперь рассмотрим говение перед принятием Святых Даров: можно ли есть перед причастием рыбу?
Особые категории верующих
Причастие — это такая великая сила, которая дарует исцеление и прощение грехов. Человек после него оказывается радостным и чувствует себя свободным. К такой церковной процедуре допускаются все православные люди независимо от возраста. Хорошо, если дети начнут рано понимать такое таинство, а для этого для них должен быть пример их родителей. Но пост для них должен быть мягче. Для беременных женщин, детей и больных людей в посте не должно быть дней сухоядения. Духовный наставник поможет этой категории верующих составить правильное питание.
В настоящее время область кулинарии стала столь развитой, что даже из небольшого количества продуктов можно приготовить полезные блюда, которые не принесут вреда детям, больным и беременным.
К такой особой категории верующих относятся и те люди, которые из-за сложившейся ситуации не могут быть дома. Например, это места лишения свободы, армия и интернаты. Все они поставлены на специальное питание, которое не могут контролировать. К ним Церковь относится милостиво. Таким людям обычно советуют на время отказаться от скоромного и усилить свою молитву.
Если человек тяжело болен или умирает, тогда он к причастию может быть допущен уже без всякой подготовки. Пост поможет каждому человеку приблизиться к Спасителю и надеяться на вечную жизнь.
Как подходить к Святой Чаше и другие правила
При выносе из алтаря Св. Даров диакон возглашает:
«Со страхом Божиим и верою приступите!».
При этом все совершают земной поклон. Он заменяется поясным, когда кланяться до земли за богослужением не принято – например, это дни Светлой Седмицы после Пасхи.
Затем все, кто имеет благословение, приступают к Чаше. Обычно:
- первыми причащаются дети, а также немощные, больные;
- затем – мужчины, впрочем, во многих приходских церквях это соблюдается нестрого;
- после них – женщины.
Приступая к Причастию, христианин:
- складывает руки на груди крестом, правая рука должна быть сверху;
- не осеняет себя крестом перед Чашей, чтобы случайно ее не задеть;
- ясно называет свое имя, данное при Крещении;
- принимает Св. Дары во уста;
- после этого – целует Чашу.