Как поститься перед исповедью и причастием? Сколько дней должен длиться пост?


Многие люди стараются приобщиться к жизни настоящего христианина, но вот не всегда обладают знаниями о том, как поститься перед исповедью и причастием. А ведь именно причастие является долгожданной благодатью от самого Бога, которая дает возможность простому смертному приблизиться к Иисусу-Спасителю. И если иметь определенные знания и понимать, как проходит причастие, получится правильно проводить время во время приготовления. Как только постящийся полностью очистится от своих плохих мыслей и грешных поступков, то может получить от Бога многое, ведь Его дары многочисленны и прекрасны.

Что такое пост?

Как поститься перед исповедью и причастием

Причастие является переходом жизни простого человека к жизни христианина, который желает принятия Божьей благодати. Поэтому так часто задается вопрос в церкви о том, что такое пост и как поститься перед исповедью и причастием. Известно, во время причастия верующие люди принимают немного еды. Так, прежде всего, это вино, которое символизирует Кровь Христа. Она, безусловно, Святая, поэтому прекрасно очищает человеческую душу, тело и дух. Человек также берет и кусочек просфоры.

Причастие считается святым таинством для человеческой души. Христианин сам несет ответственность за то, как происходит такое таинство, как он принимает его. А для этого необходимо побыть наедине с собой, поразмыслить о своей жизни. Но если не принять причастия, то тогда не будет и благословения Божьего.

Для того чтобы не случилось такого несчастия, чтобы таинство прошло благополучно, обязательно нужно не только исповедаться в своих грехах, но и соблюдать пост.

Первое Причастие Апостолов

Оно свершилось на Тайной Вечере, когда Господь благословил хлеб и вино – согласно иудейской традиции Пасхальной трапезы. Но другим образом, нежели это делали евреи: Он дал их как Свои Тело и Кровь. Не случайно не было на той трапезе традиционного для иудейской пасхи агнца – ибо, по слову св. Павла, «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор.5:7)

Литургия

Тайная Вечеря

То же, первое Причастие, показало последствия недостойного Причащения: нераскаянный Иуда, уже решившийся предать Учителя, не только не получил благодатных даров, но, по слову Апостола, «вошел в него сатана». Он не только предал Христа. Даже раскаявшись, он предался отчаянию, дойдя до самоубийства. И ныне, как говорят отцы, бывает подобное – даже до болезни, смерти, с недостойными, приступающими без благоговения, покаяния.

Как надо поститься?

Как правильно поститься перед исповедью и причастием? Прежде всего это то время, которое дается человеку, чтобы усмирить его плоть, очистить его от душевных привязанностей и привычек, которые ему вредят. Именно пост позволяет людям духовно стать ближе к Творцу. Пост дает человеку время, чтобы поразмышлять о жертве Христа, это то время, когда верующий должен предаваться молитвам. Когда верующий готовится к причастию, то обычно должен проанализировать всю свою жизнь и понять, в каких грехах ему нужно покаяться.

Человек во время поста должен избегать сытости и не употреблять алкоголь. Тем самым ставя свое питание в определенные рамки, христианин, прежде всего, укрощает свое тело, свои нравы и эмоции. Но пост касается не только пищи, но и поведения, и мыслей. Так, если во время поста человек будет постоянно разговаривать по телефону, сплетничать, проводить время в социальных сетях, то стоит помнить, что Бог в этот момент видит душу, а пост, прежде всего, касается ее.

Поэтому, чтобы не задаваться вопросом о том, как поститься перед исповедью и причастием, стоит помнить, что нужно вести себя так, чтобы приближаться к Богу, а не отстраняться от Него.

Что делать после Причащения

По окончании Причащения не нужно сразу уходить, необходимо достоять до конца литургии, приложиться ко кресту. Затем чаще всего читаются благодарственные молитвы, выслушать которые остаются все, кто сподобился Причащения. Если же по каким-то причинам молитвы во всеуслышание не читаются, поблагодарить Господа можно самостоятельно, в церкви или же дома, смотря по обстоятельствам. Благодарственные молитвы есть в молитвословах, обычно они стоят после Последования ко Причащению.

Немного истории

Как правильно поститься перед исповедью и причастием

Зная, как правильно поститься перед исповедью и причастием, верующие желают знать, какова же история поста. Известно, что после того, как Иисус вознесся, первые христиане причащались каждый день. Но вот о том, что нужно очищаться духовно и физически, тогда никто даже не задумывался.

Во времена апостолов евхаристия причастия обычно совершалась лишь только вечером, но со временем эту процедуру перенесли на утреннее время, чтобы христиане рано смогли принять пищу Господню, которая будет очищением и для тела, и для духа.

Первое упоминание о посте встречается в четвертом веке. В это же время появились и некоторые основные законы того, как надо поститься перед исповедью и причастием. В это время священники заметили, что миряне охладели к вере. Они стали призывать православных удерживаться от сексуальных утех и других развлечений. Но в это время еще пока ничего не говорилось об ограничении в еде.

Ранние христиане со временем стали поститься три раза в неделю. Дни были установлены церковью. Но уже в начале девятого века появляется новые правила о том, как поститься перед исповедью и причастием. Воздержание от пищи стало занимать от трех до семи дней. Такое новшество было введено из-за того, что духовная жизнь постепенно исчезала. Но, как утверждает митрополит Волоколамский Иларион, нет какого-то единого и определенного требования к трехдневному посту. Каждый человек может самостоятельно определиться с тем, сколько дней поститься перед причастием и исповедью именно ему, чтобы его организм стал чище перед Господом. Лучше все-таки такой вопрос решить со своим духовным наставником.

Для чего нужен пост перед причастием

“Нам, христианам, как новым людям, заповедан пост, поэтому мы не должны много заботиться о питании чрева, излишества в пище и питье, о лакомствах, потому что все это препятствует достижению Небесного Царствия. Наш долг приготовляться к небесной жизни и заботиться о духовной пище, а духовная пища есть пост, молитва, чтение Слова Божия, особенно же Причастие Святых Тайн. Когда мы не радеем о посте и молитве, тогда преисполнены всяких грехов и страстей, когда же питаемся духовной пищей, тогда очищаемся от них и украшаемся смирением, кротостью, терпением, взаимной любовью, чистотой душевной и телесной” (из поучений святого праведного Иоанна Крестьянкина).

Причастие являлось основой жизни христиан начиная с апостольских времен. Но конкретные правила подготовки к Таинству были определены в IV веке. Эти установки запрещали есть и пить в день Причащения (41-е [50-е] правило Карфагенского Собора; подтверждено 29-м правилом Трулльского Собора). А в XI – XII веках в Византии сложилась традиция готовиться к Причастию несколько дней. В это время нужно было соблюдать пост, исповедоваться, прочитывать определенные молитвы.

Правила соблюдать пост перед причащением были установлены для монашествующих. Однако и миряне, ориентируясь на монахов как на образец для подражания, старались придерживаться этих установлений. В 1699 году в русском Служебнике прописывалось сколько дней поститься перед причастием (обязательное соблюдение семидневного поста):

“Аще убо кроме постов четырех обычных приступити ко святому причащению восхотят, седмь дний прежде да постятся, в молитвах церковных и домашних пребывающе (сие же не в нужде: в нужде бо три дни, или един день да постятся точию)”.

Подготовка к причастию

Так как нет определенного количества дней, сколько нужно поститься перед исповедью и причастием, то, соответственно, можно прислушаться к пожеланиям. А церковь рекомендуется воздерживаться не менее трех дней. Но это пожелание подходит для тех верующих, которые участвуют в евхаристии несколько раз в год, например, два или три. Известно, что есть четыре поста, и больше никаких дополнительных требований нет.

Священники рекомендуют всем причащаться каждое воскресенье. Это позволит свое тело и душу держать в чистоте и, самое главное, во святости. В еде лучше придерживаться воздержания по средам и пятницам.

«Я при­вет­ствую, когда люди часто при­ча­ща­ются»

мит­ро­по­лит Кал­лист (Уэр)

Мит­ро­по­лит Кал­лист (Уэр) хорошо знаком нашим чита­те­лям, и не только бла­го­даря своим книгам, тиражи кото­рых рас­хо­дятся очень быстро. В про­шлом году «Пра­во­сла­вие в Укра­ине» пуб­ли­ко­вало интер­вью с этим выда­ю­щимся совре­мен­ным бого­сло­вом и цер­ков­ным дея­те­лем, где под­ни­ма­лись вопросы един­ства Церкви и поло­же­ния пра­во­сла­вия в Укра­ине. Сего­дня мы пред­ла­гаем вам позна­ко­миться с пас­тыр­ской сто­ро­ной слу­же­ния вла­дыки Кал­ли­ста – архи­ерея Кон­стан­ти­но­поль­ского Пат­ри­ар­хата и Окс­форд­ского про­фес­сора.

Наша беседа с почтен­ным бого­сло­вом каса­лась акту­аль­ных сего­дня вопро­сов под­го­товки ко При­ча­стию, соот­но­ше­ния при­ча­ще­ния с испо­ве­дью и неко­то­рых раз­ли­чий в гре­че­ской и рус­ской прак­тике.

– В про­шлом году в Москве состо­я­лось пас­тыр­ское сове­ща­ние по типу круг­лого стола, на кото­ром обсуж­да­лись вопросы поста, молит­вен­ного пра­вила и испо­веди перед при­ча­ще­нием. В Рус­ской Церкви сло­жи­лась тра­ди­ция перед При­ча­стием поститься три дня, про­чи­ты­вать три канона и после­до­ва­ние ко При­ча­ще­нию, а также обя­за­тельно испо­ве­до­ваться. Как вы пола­га­ете, можно ли облег­чить под­го­товку ко при­ча­ще­нию?

– Мы должны при­ни­мать во вни­ма­ние тра­ди­ции каждой мест­ной Церкви и не менять тре­бо­ва­ния вне­запно. Под­ня­тый вами вопрос очень важен, осо­бенно для нас, живу­щих на Западе, где пра­во­слав­ные греки живут бок о бок с рус­скими и порой ока­зы­ва­ются даже в одном при­ходе, как, напри­мер, про­ис­хо­дит в Окс­форде. Лично я под­дер­жи­ваю частое при­ча­ще­ние. Частое – но не лег­ко­мыс­лен­ное или небреж­ное. Частое при­ча­ще­ние – да, но всегда с долж­ной под­го­тов­кой. Но что пони­мать под долж­ной под­го­тов­кой?

Во-первых, что каса­ется таин­ства испо­веди. В визан­тий­ской и совре­мен­ной гре­че­ской тра­ди­ции, насколько я могу это про­сле­дить, нико­гда не тре­бо­ва­лось, чтобы хри­сти­а­нин каждый раз испо­ве­до­вался перед при­ча­ще­нием. Испо­ведь и При­ча­стие рас­смат­ри­ва­ются как два отдель­ных таин­ства. Мне неиз­вестно, чтобы Все­лен­ские соборы при­ни­мали какие-либо каноны в отно­ше­нии обя­за­тель­ной испо­веди перед при­ча­ще­нием. Этот обычай имел осно­ва­ние в Румын­ской и сла­вян­ских церк­вах. Я пред­по­чи­таю гре­че­ский подход. При этом каждый хри­сти­а­нин обязан регу­лярно испо­ве­до­ваться, но не обя­за­тельно всякий раз, когда при­сту­пает ко При­ча­стию. Такая прак­тика и в Окс­форде, как у греков, так и у рус­ских. Я бы хотел, чтобы испо­ведь рас­смат­ри­вали как отдель­ное таин­ство, а не просто эле­мент под­го­товки ко при­ча­ще­нию. Я пони­маю, что суще­ствуют пас­тыр­ские труд­но­сти в России, где очень много людей желает при­сту­пать ко при­ча­ще­нию, а свя­щен­ники просто не имеют время выслу­шать все испо­веди. Думаю, что лучше было бы не так часто испо­ве­до­ваться, но чтобы испо­ведь была дей­стви­тельно серьез­ным таин­ством, чтобы было доста­точно вре­мени для каю­ще­гося открыть свое сердце, а для свя­щен­ника – серьезно иссле­до­вать его состо­я­ние, что невоз­можно сде­лать, когда за каю­щимся стоит оче­редь в сотню чело­век.

– Тогда встает вопрос: как я могу при­сту­пать ко Свя­тому При­ча­стию, если за время, про­шед­шее после послед­ней испо­веди, я совер­шил некие грехи? Пусть это не такие серьез­ные грехи, как убий­ство или пре­лю­бо­де­я­ние, а так назы­ва­е­мые повсе­днев­ные, но это ведь все равно грехи.

– Вы совер­шенно правы: мы все греш­ники, и грешим каждый день и каждый час. Но мы должны раз­ли­чать доста­точно серьез­ные грехи, кото­рые непре­менно должны испо­ве­до­вать, и грехи менее серьез­ные. Конечно, такое раз­ли­че­ние не вполне может быть обос­но­вано, ведь перед лицом Божиим каждый грех серье­зен, но все-таки мы можем раз­ли­чать грехи. Если кто-либо совер­шил пре­лю­бо­де­я­ние, он обя­за­тельно должен испо­ве­до­ваться и, веро­ятно, поне­сти опре­де­лен­ную епи­ти­мию. С другой сто­роны, если мы согре­шили просто помыш­ле­нием, это не пре­пят­ствует нам при­ча­щаться. Если мы очень сильно поссо­ри­лись с другом, то должны вна­чале пока­яться в этом, прежде чем при­сту­пать ко При­ча­стию; но если эта ссора была мимо­лет­ной и мы сразу при­ми­ри­лись, то можем, мне кажется, при­ча­щаться без испо­веди.

Давайте осо­знаем, что само При­ча­стие пре­по­да­ется во остав­ле­ние грехов, – ведь такие слова мы про­из­но­сим при при­ча­ще­нии. Хотя, конечно, При­ча­стие не заме­няет испо­веди. Кроме того, в молит­вах перед При­ча­стием мы также просим о про­ще­нии грехов.

– Давайте вер­немся к такому аспекту под­го­товки ко При­ча­стию, как пост.

– Тра­ди­ция поститься три дня или неделю перед При­ча­стием – это тоже мест­ный рус­ский обычай. Если мы обра­тимся к кано­нам или опре­де­ле­ниям Все­лен­ских собо­ров, то не найдем такого тре­бо­ва­ния. Каноны гово­рят о посте по средам и пят­ни­цам, о четы­рех мно­го­днев­ных постах в тече­ние года, кроме того, в бого­слу­жеб­ных книгах мы встре­чаем ука­за­ние еще на несколько пост­ных дней, напри­мер, день Усек­но­ве­ния главы Иоанна Пред­течи или празд­ник Воз­дви­же­ния Креста Гос­подня. Но в кано­нах ничего не ска­зано о необ­хо­ди­мо­сти поститься три дня или целую неделю перед при­ча­стием. Мне кажется, что тре­бо­ва­ния испо­ве­до­ваться перед каждым при­ча­ще­нием и поститься неделю или три дня воз­никли тогда, когда При­ча­стие стало очень редким: один или три-четыре раза в год. Я считаю это упад­ком. В древ­ней Церкви хри­сти­ане обычно при­ча­ща­лись каждое вос­кре­се­нье. Я думаю, что в тех Церк­вах, где при­ча­стие стало редким, было бы непра­вильно резко менять тра­ди­цию и тре­бо­вать непре­менно при­ча­щаться каждое вос­кре­се­нье. Но я уверен, что при­ча­щаться три-четыре раза в год недо­ста­точно. На прак­тике очень хорошо при­сту­пать ко При­ча­стию каждое вос­кре­се­нье. Поэтому я скажу так: соблю­дайте пост по средам и пят­ни­цам, воз­дер­жи­вай­тесь также в суб­боту вече­ром, испо­ве­дуй­тесь хотя бы раз в месяц, но при­ча­щай­тесь по воз­мож­но­сти чаще. Такую прак­тику я реко­мен­дую людям, кото­рых готовлю ко вступ­ле­нию в Пра­во­слав­ную Цер­ковь. Если же чело­век при­ча­ща­ется раз в месяц или реже, я говорю, что это слиш­ком редко. Если мы посмот­рим на прак­тику древ­ней Церкви и учение святых отцов, то увидим, что они сви­де­тель­ствуют о частом при­ча­ще­нии. Не только ранние, но и более позд­ние отцы, такие как святой Симеон Новый Бого­слов или живший в XVIII веке пре­по­доб­ный Нико­дим Свя­то­го­рец, соста­ви­тель «Доб­ро­то­лю­бия», гово­рят в пользу частого при­ча­ще­ния. И я считаю, что дви­же­ние в Гре­че­ской Церкви за частое при­ча­стие – это хоро­шее явле­ние. Я при­вет­ствую, когда люди часто при­ча­ща­ются. Думаю, что пра­вила в отно­ше­нии испо­веди и поста перед при­ча­ще­нием могут быть изме­нены. Но эти вопросы, как мне кажется, нахо­дятся в ком­пе­тен­ции мест­ных Церк­вей.

Помню, когда я только принял пра­во­сла­вие, около пяти­де­сяти лет назад, свя­щен­ник на литур­гии выхо­дил с Чашей и гово­рил: «Со стра­хом Божиим, верою и любо­вию при­сту­пите», – но никто не под­хо­дил. Никто не при­ча­щался. И я еще тогда ощутил: это не может быть пра­виль­ным. Теперь же на Западе в пра­во­слав­ных церк­вах при­ча­ща­ются почти все. И я рад этому. Конечно же, мы при­ча­ща­емся не потому, что уве­рены в соб­ствен­ной пра­вед­но­сти, но потому что верим в милость Божию. Мы под­хо­дим к Чаше, потому что мы при­званы, мы ведь назы­ваем При­ча­стие Свя­тыми Дарами. При­ча­стие – это не нечто такое, что можно зара­бо­тать или заслу­жить, это всегда сво­бод­ный дар любви Божией.

– Перед при­ча­ще­нием свя­щен­ник воз­гла­шает «Святая – святым», в смысле «святые Дары – для тех, кто свят», но тут же хор отве­чает: «Един Свят, един Гос­подь Иисус Хри­стос…». Однако мы, не будучи свя­тыми в этом смысле, все же дер­заем при­ча­щаться… С другой сто­роны, мы знаем, в Новом Завете и в литур­ги­че­ских текстах свя­тыми назы­ва­ются все хри­сти­ане, кто не отлу­чен от Церкви за особо тяжкие грехи. Как в таком случае соот­но­сится свя­тость и личное нрав­ствен­ное совер­шен­ство чело­века?

– Прежде всего, если гово­рить о пони­ма­нии свя­то­сти, сле­дует исполь­зо­вать три слова: один, неко­то­рые, все. Один свят – Иисус Хри­стос. Свя­тость при­над­ле­жит Богу, только Он свят по Своей при­роде. Мы можем быть святы только через при­ча­стие свя­то­сти Божией. Далее, мы гово­рим, что к свя­то­сти при­званы все. Когда апо­стол Павел адре­сует свои посла­ния всем святым в Риме, в Колос­сах и т. д., он обра­ща­ется к хри­сти­ан­ским общи­нам. Также и апо­стол Петр пишет о хри­сти­а­нах как о «святом народе». В этом смысле святы все хри­сти­ане. Нако­нец, мы гово­рим о тех святых, кото­рые про­слав­лены Цер­ко­вью и кото­рые отме­чены в цер­ков­ном кален­даре. То же самое мы можем ска­зать и о свя­щен­стве. Один только Пер­во­свя­щен­ник – Иисус Хри­стос, как гово­рится в Посла­нии к Евреям. Затем, через кре­ще­ние все хри­сти­ане ста­но­вятся свя­щен­ни­ками, как пишет апо­стол Петр, назы­вая хри­стиан не только святым наро­дом, но и «цар­ствен­ным свя­щен­ством». Далее, свя­щен­ни­ками ста­но­вятся неко­то­рые – кого Цер­ковь избрала и поста­вила на это слу­же­ние через воз­ло­же­ние рук. Таким обра­зом, и у свя­то­сти, и у свя­щен­ства есть три уровня.

Мы все при­званы к свя­то­сти. Поэтому, если я под­хожу к При­ча­стию, то делаю это не потому, что я уже свят, но потому что я греш­ник, тре­бу­ю­щий Божией помощи, кото­рая пода­ется мне в Святом При­ча­стии.

Разу­ме­ется, неко­то­рые люди по при­чине совер­шен­ных грехов не могут при­ни­мать При­ча­стие. Но в основ­ном, конечно, При­ча­стие – это не награда святым, а помощь для греш­ни­ков. В неко­то­рых житиях мы читаем, что были такие святые, кото­рые после при­ча­ще­ния долгое время не при­сту­пали вновь к Чаше, как, напри­мер, святая Мария Еги­пет­ская. Она при­ча­сти­лась в храме Гроба Гос­подня и затем ушла в пустыню, где многие годы не при­ни­мала Святые Дары, при­ча­стив­шись затем лишь перед самой кон­чи­ной.

– Но может ли это быть общим пра­ви­лом?

Конечно, это не общее пра­вило. Это пра­вило для святых, кото­рые в тече­ние многих лет могут жить одним При­ча­стием. Но мы должны при­ча­щаться часто. Не потому что мы святые, но поскольку слабы и нуж­да­емся в помощи, в бла­го­дати.

– Какое место в под­го­товке к при­ча­ще­нию зани­мает нрав­ствен­ное совер­шен­ство? Многие люди у нас в Киеве испо­ве­ду­ются и при­ча­ща­ются каждую неделю, и при этом бывает так, что кое-кто из них, испо­ве­до­вав­шись с вечера, утром снова просит при­нять испо­ведь, потому что за вечер или ночь чем-то согре­шил – небла­го­че­сти­выми мыс­лями, дви­же­ни­ями сердца и пр. Кроме того, многие хри­сти­ане каждый раз, неделя за неде­лей, испо­ве­дуют одни и те же грехи. Как можно давать обе­ща­ние на испо­веди не повто­рять эти так назы­ва­е­мые «повсе­днев­ные» грехи, если я точно знаю, что буду их совер­шать?

– Слиш­ком частое хож­де­ние на испо­ведь может выра­жать своего рода суе­ве­рие. Стоит пом­нить, что При­ча­стие – это бла­го­дать, а дьявол не хочет, чтобы мы при­ни­мали бла­го­дать. И поэтому он ищет любые спо­собы сде­лать так, чтобы мы пере­стали при­ча­щаться. Когда слу­ча­ется, что нас посе­щает гре­хов­ный помысл, что может слу­читься даже во время Боже­ствен­ной литур­гии, мы должны просто рас­ка­яться в этом внутри себя и при­сту­пать ко При­ча­стию, поскольку это дья­воль­ское иску­ше­ние.

Бла­го­дать, кото­рая пода­ется в таин­стве пока­я­ния, очень важна для каж­дого из нас. Но мы должны при­ни­мать на себя ответ­ствен­ность и «играть свою партию». Нельзя пре­вра­щать испо­ведь в меха­ни­че­ское пере­чис­ле­ние одних и тех же грехов. Она должна быть доста­точно редкой, чтобы быть собы­тием, дей­стви­тельно рас­кры­тием своего внут­рен­него состо­я­ния. Каждый день в вечер­них молит­вах мы просим о про­ще­нии грехов. И если мы искренне молимся о про­ще­нии, Бог про­щает нас в тот же самый момент. Это не значит, что на испо­ведь ходить не нужно. Неко­то­рые наши про­ступки пре­пят­ствуют при­ча­ще­нию до тех пор, пока мы их не испо­ве­дуем. Но мы должны все­рьез отно­ситься к пока­ян­ным молит­вам из нашего еже­днев­ного пра­вила. Испо­ведь не должна ста­но­виться слиш­ком частой. Сле­дует более ответ­ственно под­хо­дить к этому. Слиш­ком частое хож­де­ние на испо­ведь обес­це­ни­вает ее.

Мы должны пони­мать, что дей­стви­тельно нуж­да­емся в том, чтобы снова и снова испо­ве­до­вать одни и те же грехи. Не сле­дует избе­гать испо­веди по той при­чине, что грехи повто­ря­ются. Обычно за ночь мы не ста­но­вимся свя­тыми. Нам нужна борьба, посто­ян­ное аске­ти­че­ское усилие над собой. Но Божия бла­го­дать совер­шает в нас пере­мену. Воз­можно, мы ее не заме­чаем, но она про­ис­хо­дит. С помо­щью еже­днев­ных усилий, бла­го­дати Божией, испо­веди и прежде всего при­ча­ще­ния мы можем дви­гаться вперед – сми­ренно и тихо.

– Но бывает и так, что люди разо­ча­ро­вы­ва­ются в своих уси­лиях, поскольку испо­ве­дуют одно и то же, при­ча­ща­ются, а ника­кой пере­мены к луч­шему за собой не наблю­дают. Осо­бенно это чув­ству­ется в боль­ших горо­дах с их суетой, когда у чело­века прак­ти­че­ски не оста­ется вре­мени на духов­ную жизнь. Работа, долгая выма­ты­ва­ю­щая дорога в проб­ках, семей­ные заботы… Далеко не все нахо­дят время даже для утрен­них или вечер­них молитв.

– На самом деле мы, кли­рики, и осо­бенно монахи, кото­рым не надо забо­титься о семье и детях, пони­маем те усло­вия, в кото­рых живут семей­ные хри­сти­ане. Люди вынуж­дены много рабо­тать, подолгу доби­раться на работу и домой, а вече­ром дома тоже много чего нужно сде­лать… Мы должны пони­мать эти непро­стые усло­вия, в кото­рых живут многие миряне. Несмотря на это, каждый хри­сти­а­нин может найти хотя бы немного вре­мени утром и вече­ром, чтобы помо­литься перед иконой. Даже пять минут утром и вече­ром имеют огром­ное зна­че­ние. Эти минуты задают «направ­ле­ние» целому дню и дают ту глу­бину, кото­рой невоз­можно достичь иначе. Сле­дует ска­зать и о крат­ких молит­вах, кото­рые можно тво­рить в тече­ние дня. Мы можем молиться, когда при­ни­маем душ, когда едем в метро, ведем машину или стоим в пробке. Мы можем исполь­зо­вать крат­кие молитвы, напри­мер, Иису­сову: «Гос­поди, Иисусе Христе, Сыне Божий, поми­луй мя», – или «Слава Тебе, Гос­поди, слава Тебе», или «Пре­свя­тая Бого­ро­дице, спаси нас», либо другие крат­кие молитвы. Так мы можем молиться даже в самое заня­тое время, или, напри­мер, когда мы идем из одного места в другое. Очень важно уви­деть, что кроме спе­ци­аль­ного отве­ден­ного вре­мени для молитвы перед иконой (кото­рое нужно каж­дому из нас), есть воз­мож­ность сво­бодно молиться и в тече­ние дня, на любом месте. Но если мы хотим молиться в тече­ние дня, то надо выби­рать для этого самые крат­кие и про­стые молитвы, такие как Иису­сова. Тво­рить молитву Иису­сову можно всегда: когда мы чего-то ждем, когда путе­ше­ствуем, ходим, в моменты смены задач на работе и т.д. Апо­стол Павел пишет: «Непре­станно моли­тесь». Он гово­рит о том, что весьма трудно, но начи­на­ется с очень про­стого: с частых крат­ких молитв в тече­ние дня. С помо­щью таких молитв мы можем напол­нить весь свой день при­сут­ствием Христа – и это есть путь к истин­ной молитве. Ищите Христа везде. Иису­сову молитву могут тво­рить не только монахи или кли­рики, но и миряне, име­ю­щие семьи и мир­ские обя­зан­но­сти. Тво­рите Иису­сову молитву – не тогда, когда тре­бу­ется повы­шен­ная кон­цен­тра­ция вни­ма­ния, но во все про­ме­жу­точ­ные моменты. Мы можем соеди­нить время молитвы и работу. Учиться такому спо­собу Иису­со­вой молитвы очень важно в нашей повсе­днев­ной жизни. И также Иису­со­вой молитве хорошо учить детей. Они могут время от вре­мени повто­рять Иису­сову молитву с самого ран­него воз­раста, потому что она очень про­стая.

***

Что запрещено кушать тем, кто постится?

Сколько поститься перед исповедью и причастием

Не стоит переживать о том, сколько надо поститься перед причастием и исповедью, а лучше все-таки знать, что есть продукты, которые церковь православным прихожанам запретила есть в этот период. Так, это яйца, мясные продукты, некоторые виды рыбы и молочные продукты. Считается, что во время поста следует употреблять пищу не для собственного удовольствия, а для того, чтобы поддерживать свое здоровье.

Если же рыба считается основным продуктом питания для кого-то, то ее тогда можно есть. В течение дня перед причастием верующий человек обязан полностью отказаться от пищи и любых увеселений. Этот день необходимо провести в молитвах. Вечером нужно сходить на службу в храме, утром на литургию. Стоит продумать, что грешного было совершенно, и об этом нужно обязательно рассказать священнику, чтобы определиться с тем, можно ли проводить причастие.

Как проходит Таинство Причастия в Православной Церкви сегодня

Правила подготовки к Таинству изложены в принятом 2-3 февраля 2015 г. Архиерейским совещанием документе «Об участии верных в Евхаристии»

Краткое изложение документа читайте в статье:

  • Об участии верных в Евхаристии

Когда можно причаститься

Во время литургии, утром. В больших городских храмах она служится ежедневно. Есть также церкви с небольшим приходом, чаще всего – сельские, где литургия проходит только по воскресным дням. Время совершения ее лучше узнавать лично.

причащение

Божественная литургия. Священник со Святыми Дарами

Как подготовиться и во сколько приходить

Причащение бывает ближе к концу литургии, а ее продолжительность обычно около полутора часов. Однако у христиан не принято являться непосредственно на Причастие: сама литургия – соприкосновение с Тайной Вечерей Спасителя, воспоминание о ней. Именно поэтому христиане, особенно те, кто собирается причащаться, приходят к самому началу службы, стараясь не опаздывать, особенно благоговейно на ней молятся – ради предстоящего Таинства.

Пост, молитва, исповедь

Это три составляющих подготовки к Причащению.

Постное делание

Воздержание тела – необходимое условие подготовки души к Таинству. Необходимы:

  • так называемый «приуготовительный пост», или подготовительный;
  • собственно Евхаристический уже пред самым принятием Св. Тайн.

Подготовительный пост – это воздержание от животной пищи (мясного, молочного, многие также стараются не употреблять рыбу). Супругам также рекомендовано определенное время воздерживаться от близости. Наконец, необходимо исключить развлечения, по возможности посещать богослужения.

Длительность постного делания обычно три дня (если верующий приступает к Святым Тайнам часто, например, каждые 1-2 недели, оно может быть даже 1-2 дня). Иногда, если человек долго не причащался, имеет серьезные грехи, подготовка может продлиться дольше – по согласованию со священником.

Евхаристический пост – это совершенный отказ от еды, питья с полуночи до самого Таинства. Церковь настаивает на том, чтобы подверженные страсти курения воздерживались также от табака. Есть храмы, монастыри, где литургия (например, Преждеосвященных Даров) служится вечером. Тогда пост длится по крайней мере 6 часов.

Молитвы

Обычно принято читать покаянные каноны:

  • Христу;
  • Пресвятой Богородице;
  • своему Ангелу Хранителю.

Каноны можно читать как один за другим, так и соединяя вместе. Иногда пастыри рекомендуют новоначальным, не привыкшим к продолжительным молитвословиям, просто читать по одному канону в день все время подготовки к Причащению. А некоторые православные по усердию читают также Акафист Иисусу Сладчайшему.

Покаяние

Наконец, Причащению предшествует еще одно Таинство – исповеди. Оно необходимо, так как, по слову св. Симеона Нового Богослова, «как невозможно огню и воде вместе находиться в одном и том же сосуде, так невозможно вместе находиться в одном и том же христианине и пречистому Телу Христову, и мерзости греха».

Причащение

О том, когда проходит Исповедь в том или ином храме, лучше узнавать заранее. Как правило, ее совершают во время вечерней службы, исходя из желательности присутствия причастника за богослужением накануне Таинства. Если по уважительной причине (занятость на работе, дома с малыми детьми, состояние здоровья) верующий не смог посетить службу вечером, можно исповедаться также утром. Однако об этом необходимо договариваться со священником – желательно заранее.

Последование

Эти молитвословия совершаются утром, обычно до выхода из дома. Последование состоит из:

  • кратких молитв, имеющих очень древнее, с первых веков Церкви происхождение; в обиходе они также именуются «обычным началом»;
  • нескольких псалмов, включая покаянный 50-й (Помилуй мя, Боже…);
  • Канона, припевы которого взяты из этого Псалма;
  • молитв, составленных свв. Иоанном Златоустом, Василием Великим, Симеоном Новым Богословом, другими святыми.

Сколько дней длится пост?

Сколько дней поститься перед причастием и исповедью

Известно, что каждый пост будет занимать разное количество дней. Все будет зависеть от многих причин. Прежде всего верующий человек должен знать, что существуют однодневные посты, многодневные и литургические. Еще одной причиной выбор того, сколько дней будет длиться пост, становится его выбор.

Сколько поститься перед исповедью и причастием, зависит от самого человека, от состояния его здоровья, его возраста, какими заболеваниями он болен или уже переболел, а также каково состояние организма на момент поста, например, нет ли беременности.

От этих особенностей будет зависеть и выбор продуктов, которые ему можно будет употреблять в этот период. Ведь даже в период полного воздержания в человеческий организм должны поступать витамины.

В чем смысл воздержания перед причастием

Для совершения обряда причастия верующий должен пройти подготовку, которая включает в себя:

  • Пост, или воздержание от продуктов животного происхождения, рыбы и растительного масла по специальным дням.
  • Отказ от интимной близости.
  • Чтение молитв.
  • Нравственное смирение, или отказ от мирских развлечений, плохих мыслей и поступков.

Выполняя церковные каноны, прихожанин готовит свою душу и тело к возможности принять божественные дары и благодать Господню.

Для чего нужно соблюдать пост в еде, поступках и помыслах, если после исповеди и причастия все совершенные грехи обнуляются? Суть проста, если прихожанин накануне таинства будет находиться в состоянии сытости, пресыщения забавами, чревоугодием, телесными утехами, то он не сможет принять благодать Бога. Сытое тело больше тянет ко сну и отдыху, а молитвы не доходят до его души и разума в том качестве, как требуется для духовного просвещения и прощения грехов как Богом, так и самим христианином.

Перечисленные воздержания — это своего рода жертва кающегося и причащающегося человека, дающая возможность впустить в свою душу Христа. Если говение совершается осознанно, а не для «галочки», то верующий глубже почувствует тяжесть греха и не захочет совершать его вновь. Господа обмануть нельзя и тот, кто легкомысленно относится к подготовке к причастию, может быть наказан еще больше, а прощения не произойдет.

Пост для детей

Споры о том, нужно ли поститься детям, не умолкают и сейчас. Например, если ребенку уже исполнилось семь лет, то после объяснений о том, что такое пост, он сам может принять решение о том, будет ли он это делать. Но все-таки даже с такими детьми обязательно должна проводиться подготовительная работа, так как они не всегда сразу понимают смысл воздержания. Так, нужно объяснить ребенку, что пост никакого отношения к диетам не имеет, что его не стоит стесняться. Не стоит требовать с ребенка более того, на что он способен.

Какой пост следует соблюдать перед исповедью

Очищение души от грехов не требует никакой подготовки. Раньше хорошие верующие ходили к духовнику и исповедовались тогда, когда они чувствовали в этом потребность. И вовсе не обязательно сразу же после отпущения грехов принимать евхаристию. Но если вы собираетесь это сделать, то необходимо говение, то есть подготовка души и тела к принятию святого таинства Церкви. И тут уже уместно будет задать вопрос: а можно ли есть перед причастием рыбу? Относительно этого продукта с определенностью можно дать отрицательный ответ только для вечера субботы. Все остальное зависит от частоты вашего причащения, от вашего здоровья и жизненных обстоятельств. Также имеет значение, соблюдает ли православная Церковь всеобщий пост в эти дни. В таком случае требования к пище для говеющих изменяются.

Правила строгого поста

Сколько нужно поститься перед исповедью и причастием

Считается, что перед причастием пост должен быть не менее трех дней. Тот человек, который решил участвовать в евхаристии и решил воздерживаться от пищи, должен понимать, что этим не нужно хвалиться. Ограничение в еде необходимо для того, чтобы примирить человека с самим с собой, а также и с окружающими людьми. Это время, позволяющее разобраться в своих конфликтах и со всеми примириться.

В такие дни лучше не смотреть телевизор, а остаться наедине с книгой, посетить храм или пообщаться с близкими и родными людьми. В это время нельзя совершать плохие поступки, злиться. Строгий пост позволяет добиться гармонии между духовным и физическим здоровьем человека. Человек в результате такого строгого поста становится более уверенным, в нем появляется бодрость и силы, которые ранее дремали.

Меню для постящегося

Сколько надо поститься перед причастием и исповедью

Любой пост обычно состоит из легких и сложных дней. Самым сложным является тот, когда можно употреблять лишь только сухой рацион и воду. Бывают дни, когда можно есть горячую пищу либо с маслом, либо без него. Всегда в пост нужно употреблять фрукты, а вот овощи могут быть как свежими, так и запеченными.

Полезными продуктами для организма человека во время поста будут и крупы, а также мед. Воды нужно пить много, а когда будет возникать желание что-нибудь съесть, то нужно либо молиться, либо посетить храм. Считается, что первый день поста самый тяжелый, поэтому рекомендуется воздержаться от приема вообще какой-либо пищи. Допускается употребление в пищу орехов, киселя, бобовых и даже мармелада.

После поста к питанию также нужно относиться внимательно, так как сразу много мясных продуктов употреблять нельзя. Это может привести к сильнейшему расстройству желудочно-кишечной системы. Лучше выходить из поста постепенно, употребляя ту пищу, которая будет легко усваиваться желудком.

Какие бывают посты

Для мирского человека телесное воздержание представляется чем-то единым. Если пост, значит, нельзя кушать мясо и продукты животного происхождения (молоко и яйца). А можно есть рыбу, растительные жиры, напитки, в том числе алкогольные, овощи и фрукты. Но Церковь разделяет посты на обычные и строгие. Бывают дни, когда нельзя вкушать не только мясо, но и рыбу. Некоторые посты запрещают и растительное масло (так называемый елей).

Можно ли есть рыбу перед исповедью и причастием

Есть дни сухоядения. Во время них нельзя принимать никакой пищи до заката, а вечером разрешается кушать лишь постные продукты. Теперь рассмотрим говение перед принятием Святых Даров: можно ли есть перед причастием рыбу?

Особые категории верующих

Обязательно ли поститься перед исповедью и причастием

Причастие — это такая великая сила, которая дарует исцеление и прощение грехов. Человек после него оказывается радостным и чувствует себя свободным. К такой церковной процедуре допускаются все православные люди независимо от возраста. Хорошо, если дети начнут рано понимать такое таинство, а для этого для них должен быть пример их родителей. Но пост для них должен быть мягче. Для беременных женщин, детей и больных людей в посте не должно быть дней сухоядения. Духовный наставник поможет этой категории верующих составить правильное питание.

В настоящее время область кулинарии стала столь развитой, что даже из небольшого количества продуктов можно приготовить полезные блюда, которые не принесут вреда детям, больным и беременным.

К такой особой категории верующих относятся и те люди, которые из-за сложившейся ситуации не могут быть дома. Например, это места лишения свободы, армия и интернаты. Все они поставлены на специальное питание, которое не могут контролировать. К ним Церковь относится милостиво. Таким людям обычно советуют на время отказаться от скоромного и усилить свою молитву.

Если человек тяжело болен или умирает, тогда он к причастию может быть допущен уже без всякой подготовки. Пост поможет каждому человеку приблизиться к Спасителю и надеяться на вечную жизнь.

Как подходить к Святой Чаше и другие правила

При выносе из алтаря Св. Даров диакон возглашает:

«Со страхом Божиим и верою приступите!».

При этом все совершают земной поклон. Он заменяется поясным, когда кланяться до земли за богослужением не принято – например, это дни Светлой Седмицы после Пасхи.

Затем все, кто имеет благословение, приступают к Чаше. Обычно:

  • первыми причащаются дети, а также немощные, больные;
  • затем – мужчины, впрочем, во многих приходских церквях это соблюдается нестрого;
  • после них – женщины.

Приступая к Причастию, христианин:

  • складывает руки на груди крестом, правая рука должна быть сверху;
  • не осеняет себя крестом перед Чашей, чтобы случайно ее не задеть;
  • ясно называет свое имя, данное при Крещении;
  • принимает Св. Дары во уста;
  • после этого – целует Чашу.

Причащение

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: