Суть Великого поста
Как сказал Иоанн Дамаскин: «Если бы в посте все дело было в пище, то тогда и коровы смогли бы войти в Царствие Небесное». Есть и еще одна поговорка, более известная в народе: «Весь пост мяса не вкушала, а соседку поедом съела». Так что есть пост для православных христиан? Только лишь ограничение в пище или нечто большее?
Иоанн Златоуст говорил: «Не одни уста должны поститься, – нет, пусть постятся и око, и слух, и руки…» Это значит, что в первую очередь человек должен ограничивать себя в чем-то на духовном уровне:
- удалиться от зла;
- обуздать свой язык;
- отложить гнев;
- укротить похоть;
- прекратить клеветать и лгать.
Многие далекие от Церкви люди именно так и говорят, когда оправдывают свое нежелание поститься физически. Дело ведь не в пище – сначала надо о душе подумать. Если так тяжело отказаться от мяса, то от обсуждения соседки, осуждения начальника, обвинения мужа и подавно. Вот и получается, что пост не соблюдается вообще никакой – ни телесный, ни душевный. А Иоанн Златоуст призывает быть милосердным, кротким и добрым, долготерпеливым, милостивым. Именно на таких условиях Бог может принять Великий пост и наградить за покаяние.
Часто задаваемые вопросы
У многих верующих, решивших поститься, часто возникают вопросы, касающиеся ограничений в этот период. Самые распространенные из них:
- Крестят ли детей во время поста? – Крещение разрешено на протяжении всех дней года.
- Разрешается ли проводить свадьбы? – Таинство венчания в дни поста не совершается, поэтому можно лишь оформить официальный брак в государственном учреждении, а обвенчаться – после окончания поста.
- Как отмечать дни рождения? – Рекомендуется воздержаться от шумных посиделок, танцев, употребления крепких алкогольных напитков. Можно просто посидеть в кругу семьи, поздравив именинника.
- Как быть, если в гостях на застолье отсутствуют постные блюда? – В таких случаях разрешается съесть немного запрещенной пищи, но на следующий день желательно возложить на себя более строгие ограничения.
- Можно ли поминать умерших? – Разрешается ежедневное поминание усопших келейно. Церковь поминает усопших в субботние и воскресные дни.
- Разрешается ли чтение светской литературы? – Особые запреты отсутствуют, но рекомендуется больше внимания уделять чтению книг с духовным содержанием.
Великий пост – это жертва Богу и возможность проверить себя. Ограничивая себя в малом, христианин приобретает нечто более важное, приближающее его к Господу.
История Великого поста
История Великого поста началась с кончины Бога-человека. Вспоминая страдания Иисуса, распятого за грехи человечества, первые христиане стали поститься в день Пасхи за иудеев, пригвоздивших Спасителя к кресту. Продолжительность поста составляла 40 часов. Впоследствии пост в день самой Пасхи отменили, а вот перед ней продлили.
Есть мнение, что его установили апостолы, но современная история опровергает это утверждение. Первое упоминание термина «Великая Четыредесятница» появляется в начале IV века в Первом Никейском Соборе. В 331 году Афанасий Великий предписал пастве соблюдать «Четыредесятницу» продолжительностью 40 календарных дней.
Число «40» было выбрано неслучайно. Как уже было сказано, Иисус Христос 40 дней молился в пустыне, а еще 40 часов пребывал во гробе. Но установив однажды число «40», христиане не сразу пришли к тому, что есть на сегодняшний день.
В разных местах использовались разные практики. Так, в Риме V столетия продолжительность поста составляла 6 недель. Но постными из них были три, причем исключая выходные дни, да и шли не подряд друг за другом. На Востоке пост длился 8 недель, что при исключении выходных позволяло получить искомую цифру в 40 дней. Постными выходные стали под влиянием монахов.
Продолжительность Великого поста составляет 48 дней, которые называют «Четыредесятницей». Последнюю неделю, а точнее 6 дней перед Пасхой – «Страстной Седмицей».
Готовиться к Великому посту начинают еще за 4 седмицы, то есть недели. Вспоминают не только притчи Спасителя, но и важнейшие Евангельские события – грехопадение первых людей, изгнание их из рая, последующий Страшный Суд – день, когда православные христиане могут вкусить мясо. Его еще называют «Великим мясопустом». Потом наступает Сырная седмица, более известная как Масленица.
Многие думают, что неделя перед Великим постом создана для того, чтобы как следует наесться скоромных продуктов, так сказать, запомнить вкус перед продолжительным воздержанием. На самом деле мяса вкушать уже нельзя. Разрешены рыба, молочные продукты, яйца
Среда и пятница, которые являются постными на протяжении всего года, соблюдаются, хоть и особым образом – верующие вкушают пищу лишь раз в день – вечером. Богослужения в эти дни уже походят на великопостные: не совершается Божественная литургия, начинают читать покаянную молитву Ефрема Сирина, класть поклоны. Христиане постепенно входят в Великий пост, испрашивая прощения у своих близких в последнее, так называемое «Прощеное» воскресенье. С чистыми помыслами, свободным от обид и зла сердцем приступают к «Четыредесятнице».
Великий пост 2022 года — какого числа начало и конец
Великий пост в 2022 году начинается 7 марта (понедельник
) и длится до 23 апреля (
суббота
). Он самый продолжительный. Начинается за 7 недель до Пасхи после Прощёного воскресенья.
Сколько длится Великий пост?
Предпасхальный пост не всегда и не везде имел такую продолжительность. Его соблюдение в течение 40 дней
(
Св. Четыредесятницы
) и Страстной седмицы стало общецерковным после 4 века.
Каждый год время проведения поста разное. Потому что праздник Пасхи не имеет определённой даты. А высчитывается согласно установленным церковным правилам.
Понедельник служит началом первой седмицы поста. Называется он «Чистый понедельник».
Сначала это название не было церковным. В этот день принято было прибираться, переводить быт с праздничного (масленичного
) на постный.
Сколько дней осталось до Великого поста 2022
Великий пост и календарь: как определяется начало поста
Дата начала Великого поста зависит от Пасхи, которая является преходящей. Он может начаться со 2 (15) февраля по 8 (21) марта, продлиться до 21 марта (3 апреля) – 24 апреля (7 мая). В расчет берется лунно-солнечный календарь, учитывается разница между старым и новым стилем.
Сама дата празднования Пасхи устанавливается при помощи «пасхалии» – комбинации календарно-астрономических правил, расчетов, таблиц, а также определенных поправок. «Крайние» Пасхи случаются редко. Очень ранней последний раз она была в 2010 году – 4 апреля, а самой поздней 8 мая – в 1983 году.
Что едят в Великий пост
Многие из тех, кто пытается приобщиться к церковной жизни, начинают свое «знакомство» с Великим постом с ограничений в пище в первую и последнюю неделю, а если говорить правильно, то Страстную неделю.
Изначально Великий пост был довольно строгим. Как тогда, так и сегодня его устанавливает палестинский устав, называемый Типиконом. Если рассматривать его в общих чертах, то основные положения сводятся к:
Сухоядению один раз в день вечером с понедельника по пятницу. Это значит, что для утоления голода можно использовать только те продукты питания, которые не подвергались термической обработке. Скоромная пища в Великий пост исключается, поэтому в этом качестве могут выступать лишь фрукты, овощи, зелень, сушеные, моченые плоды, дары природы.
Употреблению по выходным дням пищи с маслом дважды в день. Ее можно термически обрабатывать, а посему в меню включают различные крупы, картофель и т. п.
Употреблению рыбы в определенные праздники, выпадающие на дни Великого поста. Это Вербное воскресенье, Благовещение (при условии, что оно не приходится на Страстную седмицу).
Если на будний день приходится какой-то праздник, то верующий может себе позволить вареную пищу с маслом и вином. Если праздник приходится на среду или пятницу, то масло исключается. Вкушать пищу в эти дни разрешено 1 раз.
Богослужение
Молитвословия Великого поста отличаются покаянным настроением, на всех богослужениях читается покаянная молитва св. Ефрема Сирина ( в.) «Господи и Владыко живота моего…». Во время Великого поста в среды и пятницы, а также в понедельник и вторник Страстной седмицы и в четверг пятой недели совершается литургия Преждеосвященных Даров (кроме дня Великой пятницы); по субботам и в шестое воскресение совершается литургия Иоанна Златоуста; в остальные воскресения, а также в четверг и субботу Страстной седмицы — литургия Василия Великого; в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается.
В первые четыре дня Великого поста на повечерии читается Великий канон св. Андрея Критского (VIII в.). Каждое воскресение Великого поста имеет особое воспоминание. В первое воскресение после литургии совершается чин Торжества православия, установленный в память восстановления почитания икон в 842 г. в Византии. Второе воскресение посвящено св. Григорию Паламе, архиепископу города Солунь (совр. Салоники, Греция), византийскому богослову-исихасту (XIV в.). Третье воскресение, называемое Крестопоклонной неделей посвящено поклонению Кресту (поклонение совершается от воскресения до пятницы). Четвертое воскресение посвящено св. Иоанну Лествичнику, игумену монастыря Синайской горы, автору «Лествицы» ( — VII вв.). В четверг пятой недели на утрене снова читается канон св. Андрея Критского, а также читается канон в память св. Марии Египетской и ее житие (отчего все богослужение, длящееся несколько часов, получило название «стояние Марии Египетской»). Суббота пятой недели посвящена воспоминанию избавления Константинополя от вражеских нашествий, в память чего читается Великий акафист Пресвятой Богородицы (этот день называется праздником Похвалы Пресвятой Богородицы или «Субботой Акафиста»). Пятое воскресение посвящено св. Марии Египетской, подвизавшейся в Палестине в в. Суббота шестой недели — «Лазарева суббота» — посвящена воспоминанию воскрешения Лазаря (см. Ин. II; 146). В шестое воскресение отмечается праздник Вход Господень в Иерусалим. Следующая, последняя неделя называется Страстной седмицей. Тексты богослужений Великого поста содержатся в Триоди Постной.
Великий пост для мирян
Подобные ограничения способны выдержать не все – дело даже не в особом настрое и силе веры. Сегодня мало найдется абсолютно здоровых людей. Большая часть, особенно перешагнувшая порог зрелости, имеет какие-либо хронические заболевания, в том числе и желудочно-кишечного тракта. Им питаться один раз в день, да еще и заниматься сухоядением запрещают врачи. Ни один священник не будет требовать от своей паствы подобных «подвигов». Чаще всего служители Церкви идут людям навстречу, разрешая различные послабления.
Близких к Типикону ограничений придерживаются в монастырях — во всех остальных религиозных институтах действуют послабления. Так, в современной православной литературе уже не упоминается о количестве трапез. То есть человек может садиться за стол столько раз, сколько захочет.
Первые 2 дня Великого поста являются самыми строгими и предусматривают голод, как и в страстную пятницу. Но никто не осудит человека, если он будет есть в эти дни. Что касается самих продуктов, то ограничения касаются лишь мяса, субпродуктов, рыбы, молочки и яиц. Все остальные есть можно. Сегодня можно найти рецепты, специально разработанные для Великого поста.
Но и здесь священник может пойти навстречу мирянину и разрешить ему, к примеру, вкушать молочные продукты. Кому-то пост физический могут заменить постом духовным. Например, человек может пообещать духовнику чаще молиться, каждый день читать Евангелие, Псалтырь, помогать ближним, делая добрые дела.
Нередко послабления делают детям, разрешая вкушать мясо, но при этом рекомендуя ограничить время пребывания за компьютером, например. Все эти вопросы решаются в индивидуальном порядке вместе со своим духовником.
Церковный пост: зачем, когда и как мы постимся
1. Конечно, никто не может привести серьезных аргументов против того факта, что пост занимает значительное место в церковном учении и благочестии. Но вместе с тем нельзя и закрывать глаза на то положение, в котором сейчас находится это установление, на место, которое сегодня пост занимает в жизни верующих, и на возникающие в связи с ним проблемы, как среди пастырей и богословов, так и среди многих простых христиан.
Все то, что мы сказали в главе «За и против», позволяет нам заметить, что трудности, на которые ссылаются многие верующие, и богословские дискуссии о посте касаются целесообразности и прежде всего возможности соблюдения поста в наше время – по крайней мере, в том виде и в тех временных рамках, которые он принял во многовековом христианском предании. В настоящей главе мы пытаемся описать и разобрать, как можно более просто и понятно, встающие в наши дни перед многими членами Церкви проблемы.
2. Если сегодня пост является предметом пререканий и многочисленных дискуссий, то это, на наш взгляд, происходит от неведения и от извращенного восприятия сущности поста у многих людей.
Прежде всего, пост как духовное явление и как часть церковной практики не есть нечто самодостаточное. Его можно рассматривать только в контексте всей церковной жизни. И он имеет смысл только тогда, когда он связан со всеми прочими проявлениями христианской жизни, которую старается проводить христианин. Если по какой бы то ни было причине пост теряет свою связь с церковной жизнью и перестает являть тот глубочайший смысл, который придает ему Евангелие и церковное Предание, то он превращается в пустую формальность; формальность, которую сегодня многие христиане не могут понять, ценность которой они не могут уразуметь и потому не пытаются эту формальность исполнить.
3. Отрыв многих современных христиан от своих церковных корней, обмирщение образа мыслей и жизни и индивидуалистический (а потому эгоистический) подход даже к вопросам веры представляют собой значительные препятствия на пути к правильному пониманию духа Церкви и значения ее различных установлений. Когда-то люди жили в Церкви; Церковь вдохновляла и формировала их образ жизни. Сегодня многие живут вне Церкви. Их вдохновляет другой дух, чуждый по отношению к Церкви, и их образ жизни формируется вне какой бы то ни было христианской перспективы. Все это создает большие трудности для того, чтобы пост занял подобающее место в нашей теперешней христианской жизни.
4. Что же можно с этим сделать? Само собой разумеется, что вопрос о посте также можно рассматривать в общем контексте современной пастырской проблематики, касающейся оживления жизни во Христе и воцерковления современного человека. Но что касается поста, то здесь требуется особое усилие от пастырей Церкви – в области проповеди и катехизации – чтобы помочь церковному народу понять глубочайший смысл, ценность и правильный образ поста. Такие усилия сегодня невероятно облегчаются подчеркнутым интересом к своему здоровью и к правильному питанию, равно как и выводами, к которым пришла современная диетология.
5. В этом направлении должны работать и те живые члены Церкви, которые стараются соблюдать правила поста. И они также должны вдохновляться истинным восприятием поста. Неверно лишать пост его глубочайшего духовного содержания. И недостаточно просто соблюдать те или иные уставные предписания, касающиеся воздержания в пище. Если Бог осуждает пост израильтян, ставший формой без содержания (см. Ис.1:13–20), гораздо более достоин осуждения пост христиан, когда он теряет свой духовный смысл и становится вопросом изменения диеты и кулинарного искусства.
6. Вопрос поста является предметом обсуждений и богословского интереса и для пастырей Церкви. Самым ярким выражением этих обсуждений явилось предложение о «приведении церковных правил о посте в соответствие с требованиями современной эпохи». Первоначально это предложение было высказано на I Всеправославном совещании (о. Родос, 1961 г.) и было включено в каталог тем для готовившегося тогда Великого Собора Православной Церкви. Вслед за этим данный вопрос обсуждался особой Межправославной комиссией, занимавшейся подготовкой тем для рассмотрения на Великом Соборе.
Предлагавшиеся в ходе обсуждения различные нововведения изначально вдохновлялись снисхождением к современным христианам по причине сегодняшних жизненных условий и трудностей, как объясняли члены комиссии, и состояли в основном в уменьшении продолжительности постов и в смягчении их строгости путем разрешения рыбы и растительного масла в большую часть постных дней.
Эта маленькая книжечка обращена ко многим: к простым членам Церкви, а не только к богословам. Поэтому здесь не место подробному разбору предложений, разработанных Межправославной комиссией. Однако, поскольку кое-что должен знать весь церковный народ, мы выскажем несколько простых и немногословных замечаний.
7. Никто не станет оспаривать значимость такого установления, как пост. Это древнейшее установление. Оно глубоко укоренено в Писании и в церковном Предании. Пост выражает глубочайший дух Евангелия и является проявлением подвижнического характера христианского образа жизни. Без поста нет подвига. А без подвига не достичь спасения. Следовательно, не может быть веских аргументов против необходимости поста в нашей христианской жизни. Это само собой разумеется.
8. Вопрос, и раньше заботивший Церковь, и сегодня вызывающий споры, касается продолжительности и образа поста. Время от времени Церковь принимала определенные решения и упорядочивала те или иные стороны вопроса о постах. Тем не менее верно, что в церковной практике восторжествовала свобода, а не единообразие. А в таком вопросе, который непосредственно связан с личными возможностями, ревностью, духовной зрелостью и состоянием здоровья верующих, гораздо лучше подходит свобода, чем непререкаемое единоообразие.
Именно это премудро подтверждает и святой Кассиан Римлянин:
«Касательно образа воздержания в пище, или постничества, не может быть постановлено одинаковое для всех правило, потому что не у всех тел одинакова крепость, добродетель же эта соблюдается не одною силою души, но должна соразмеряться и с силою тела».
Итак, пусть нас не страшит наблюдаемое в церковной жизни многообразие. И давайте не будем пытаться подогнать все под непререкаемые правила возможно более полного единообразия.
9. С этой темой связан вопрос о каноничности и древности некоторых церковных постов. Что мы имеем в виду? Мы имеем в виду, что почти все посты, за исключением поста среды и пятницы и Великой Четыредесятницы, были установлены не в апостольскую или послеапостольскую эпоху, но в гораздо более позднее время, и были приняты постепенно и молчаливо. То есть в то время как касательно поста среды и пятницы, равно как и Великой Четыредесятницы, высказывались Вселенские и Поместные церковные Соборы, ни один Собор не упоминает о прочих постах.
Однако также имеющиеся в трудах Отцов и учителей Церкви сведения, данные различных монастырских Уставов и церковная практика отличаются большим разнообразием в том, что касается временной продолжительности и образа этих постов. Вот почему и раньше, и сегодня в недрах Церкви возникали дискуссии; дискуссии и споры, которые порой доходят даже до попыток оспорить церковную каноничность этих постов.
10. Мы полагаем, что правильный подход к данному вопросу находится в ответе, данном Патриаршим Собором, собравшимся в Константинополе в начале 2 половины XII века «пред державным и святым Царем» – императором Мануилом Комниным (1143–1180) – и под председательством Патриарха Луки Хрисоверга (1156–1169). Это единственное «официальное» церковное решение, бывшее ответом на вопрос, нужно ли соблюдать Успенский пост («аще подобает иже в августе пост совершати») и в то же время касающееся вопроса каноничности постов, о которых молчит изначальное церковное предание.
В этом «ответе» Патриарх и участвовавшие в Соборе архиереи «изрекоша неотъемлему быти посту августа месяца». Однако поскольку некоторые продолжали сомневаться, «за еже не обретатися нигдеже определенну количеству дней сего поста», Патриарх Лука решил, что если письменное предание не определяет продолжительности этого (Успенского) поста «и совершаемаго поста пред праздником Рождества Христова», «понуждаемся последовати неписаному церковному преданию»,
постясь с 1 августа и с 14 ноября [по старому стилю –
прим. пер
]
.
Этот «ответ» Патриарха Луки дает нам основной критерий, с помощью которого мы можем верно разрешать различные вопросы церковной жизни и, конечно же, связанные с постом: там, где письменное предание молчит, мы следуем неписаному церковному преданию, выражающему многовековую церковную практику и богатство жизни во Христе церковного тела, вдохновляемого и руководимого присутствием Святого Духа.
11. Выражение, которое использует Межправославная комиссия – «соответствие требованиям современной эпохи» – говоря о предлагаемых нововведениях, как уже было отмечено, очень двусмысленно. Церковь, упорядочившая ряд, скажем так, «второстепенных» сторон поста, может и изменить их. Но какие бы то ни было изменения, вносимые ею, были направлены к духовной пользе и возрастанию верных. Однако разве обоснованы с церковной точки зрения те аргументы, которые приводятся сегодня в пользу переработки постных правил? Не производят ли они впечатления противоречия Преданию и облегчения обмирщения Церкви?
На наш скромный взгляд, здесь надо быть особенно осторожными: допускать какую бы то ни было переработку церковных установлений о постах нельзя просто потому, что в современном обществе большинство верующих не соблюдают всех постных правил, так как этим мы оправдаем и узаконим нарушение церковных правил. И совсем не кажется, что предлагаемые изменения лучше служат духовному возрастанию верных; скорее, они выражают приспособление Церкви к духу мира сего.
Конечно, тот факт, что сами члены Церкви широко попирают то, что она установила в отношении постов, совершенно не радостен. И надо как следует исследовать причины, приведшие к такому положению дел – уже с первого взгляда видно, что они весьма глубоки и существенны. Однако разве можно согласиться с тем, что выйти из этого положения – то есть недооценки поста и попрания связанных с ним правил – можно через пересмотр постных правил в сторону большей снисходительности? Лично мы весьма сомневаемся в этом.
12. К тому же мы полагаем, что свобода, всегда царствующая в Церкви касательно вопросов поста, позволяет поместным Церквам регулировать решениями своих иерархий «на человеколюбивейшие» эти вопросы, принимая во внимание новые условия жизни или различные климатические условия тех мест, куда сейчас пришло Православие.
Однако необходимо беречь как зеницу ока и ни при каких обстоятельствах не изменять дух жизни во Христе и подвижнический характер православного образа жизни, которые выражает постный подвиг, как стремление христианина очиститься от страстей и освободиться во Христе от ига греха. Царствие Божие – не пища и питие,
учит Апостол,
но праведность и мир и радость во Святом Духе
(Рим. 14:17). А Церковь, перелагая эти слова Писания на стихи, воспевает в хвалитном славнике 5-го воскресенья Великого поста, проясняя свой освященный опыт: «Несть Царство Божие пища и питие, но правда и воздержание со святостию…» (Царство Божие – не пища и питие, а праведность и воздержание со святостью»).
13. Аналогичную функцию в том, что касается применения «икономии» к продолжительности и образу поста для тех христиан, у которых есть к тому особые причины, прежде всего медицинского характера, может исполнить и духовник. Богобоязненный, рассудительный и человеколюбивый духовник, может и должен быть в курсе всего духовного состояния его духовного чада и с человеколюбием определять и срок, и образ пощения для этого христианина. Таким образом, не только принимается во внимание человеческая немощь христианина, но, кроме того, мера поста, который он будет соблюдать, определяется в контексте всей его духовной жизни, которую он ведет под руководством своего духовного отца. И, конечно, это имеет особое значение как для сохранения духовного характера поста, так и для возрастания верующего во Христе.
14. Размышляя о месте поста в современную эпоху, мы не можем обойти вниманием еще некоторые реалии современной жизни, которые ставят церковное установление о посте в центр нашего интереса с другой стороны.
Сегодня многие говорят об опасности истощения ресурсов планеты по причине неразумного расходования благ природы и полезных ископаемых. Все мы знаем о широком и вызывающем беспокойство загрязнении окружающей среды и явной угрозе разрушения экосистемы, в которой мы живем.
Главнейшая причина, создавшая и продолжающая создавать эти опасности, – охватившая нас мания потребления, наше увлечение безумным использованием природных ресурсов. Мы можем предотвратить эти опасности, только вспомнив о духе умеренности и простоте в пользовании материальными благами, заповедуемом в Евангелии Иисуса Христа, и положить его в основу нашего образа жизни.
15. Но также и различные опасности, угрожающие сегодня нашему здоровью (сердечно-сосудистые заболевания, инфаркты, инсульты, рак, сахарный диабет, гипертония, атеросклероз и т. д.) по причине ожирения и чрезмерного потребления мяса, яиц, молочных продуктов и сладостей, напоминают нам о забытом многими церковном посте. Они показывают нам, как премудро наши Отцы рассудили о питании в постные и скоромные периоды и дни. Они являют, как полезен благословенный пост – не только для нашей христианской жизни, но и для сохранения здоровья.
Смысл воздержаний в Великий пост
Пост – это время для духовного совершенствования, возможность заглянуть в себя и ощутить, увидеть свою греховность. Когда человек это осознает, он начинает благосклоннее относиться к другим, прощать другим их слабости, огрехи, понимая, что он тоже слаб духовно.
Пост помогает людям обрести веру и дает возможность преобразиться, отсечь от себя все лишнее, сбросить наносное. Этакую мирскую «шелуху», мешающую разглядеть ту святость, ту чистоту, которая есть в каждом человеке, ведь создавал его Бог по своему подобию. Нередко старенькие бабушки приходят на исповедь и каются в том, что по слабости своей позволили себе лишнего, съели кусочек мяса. А ведь Бог ждет покаяния другого, раскаяния в грехах – лжесвидетельстве, зависти, памятозлобии, сребролюбии, прелюбодеянии и др.
Отказав себе в пище, легче приступить к молитве, хочется познавать закон и слово Божие, появляется желание помочь близкому, сделать доброе дело. То есть с физического поста и начинается преображение души. Одно без другого произойти не может.
Воздержанием человек очищается, пробуждается для новой жизни, где нет места греху, а есть лишь радость от сознания своей причастности Богу. Поэтому истинно верующий никогда в Великий пост не грустит и не унывает. Напротив, он радуется, ждет его прихода, ведь когда, как не в это время можно хоть на миг приблизиться к Царствию небесному, ощутить на себе любовь Всевышнего – творца и отца вездесущего.
Как подготовиться к Великому посту 2022 — значение недель
Накануне Великого поста человек осознаёт, что ему предстоит телесный и духовный подвиг. К этому испытанию важно подготовиться.
Церковь заранее начинает настраивать верующих на ограничения во время строгого поста. Для этого существуют 4 подготовительные недели перед постом. Ниже рассмотрим значения каждой из них.
Неделя о мытаре и фарисее
Притча гласит, что фарисеи выставляли свою веру и добрые дела напоказ. Окружающие уважали их, считая истинно верующими.
Один из фарисеев в храме стал благодарить Бога за то, что не является таким грешником, как иные, проявив гордость. Его молитва не была принята.
Благодать получил мытарь (никем не уважаемый сборщик налогов
). Стоя в конце храма, он искренне раскаивался, называя себя грешником.
На богослужениях в это воскресенье напоминают верующим, что следует смирить свою гордыню. И быть не только праведным самому, но и возлюбить ближнего. Пусть даже и грешного.
Неделя о блудном сыне
Согласно притче, младший сын богатого человека отправился в другие страны и вёл там разгульную жизнь.
Потратив все деньги и претерпевая лишения, он вспомнил о родном доме. Он вернулся туда с покаянием перед Богом и отцом, готовый стать его работником.
Отец устроил праздник в честь этого события, считая, что его сын «был мёртв и ожил».
Во время церковных песнопений на богослужениях христиане сравниваются с блудным сыном. От их имени приносится покаяние и просится прощение перед Небесным Отцом.
Мясопустная, или неделя о Страшном суде
Речь идёт о втором пришествии Иисуса. О Страшном суде, на котором решатся судьбы людей. Богу известно о деяниях каждого.
Как следствие своих поступков, одни будут обречены на муки. А другие вознаграждены вечной благостной жизнью.
Пророчество о Страшном суде заставляет задуматься о своем образе жизни, о грешности и праведности. Люди обязаны помнить об ответственности за то, какие поступки совершают.
В это воскресение ещё разрешено есть мясо
. А далее (
до Пасхи
) на его употребление налагается запрет.
Сыропустная неделя (Масленица)
Неделя напоминает о грехе Адама и Евы. Восхваляется пост и его спасительная сила. На Масленицу пекут блины, проводят увеселительные мероприятия. В Прощёное воскресенье христиане посещают церковь.
Хоровод вокруг чучела на Масленицу
Там во время службы они слышат напоминание о необходимости примирения с окружающими. Простить следует всех. При этом, не оставив ни капли досады даже в самых потаённых уголках сердца.
Подготовительные недели дают людям понять, что от Бога человека отдаляют грехи, а приближают к Нему — добродетели.
Перед Великим постом хорошо исповедаться и причаститься. Хотя нет правил, обязывающих это делать. Разрешается исповедаться и причащаться и во время поста.
Заговенье на мясо и другую еду перед Великим постом
Заговеньем называют последний день перед постом, когда ещё разрешена скоромная пища.
Перед Великим постом их два:
- на мясо (в мясопустное воскресенье
). - на остальные скоромные продукты (в Прощёное воскресенье
).
Можно ли в Великий пост есть рыбу
Официальные дни, когда в Великий пост разрешена рыба – это Вербное воскресенье и Благовещение. В другие дни морепродукты запрещены к употреблению, но стоит повториться, что этот вопрос решается в индивидуальном порядке со своим духовником.
Если имеются веские на то основания, то священник может разрешить мирянину есть рыбу без всяких оговорок и дополнительных требований. Без каких-либо вопросов он разрешит это беременной или кормящей женщине, пожилому, больному и немощному человеку. Нельзя только принимать такое решение самостоятельно, заключая этакий договор с самим собою.
Крещение во время Великого поста
Что касается крещения, то удлинение поста до 40 дней в III веке во многом сложилось под влиянием практики оглашения. «Оглашенными» называют людей, которые готовятся принять таинство крещения и стать членами Церкви.
В те времена крещение старались приурочить к Пасхе, а «огласительный» пост выполнял функцию «предпасхального». В дальнейшем, в солидарность с оглашенными, 40-дневный пост перед Пасхой стали соблюдать все верующие христиане. Но это не значит, что для крещения нельзя выбрать любой другой день. Креститься самому или крестить ребенка можно и в пост, в том числе и Великий. Правда здесь действуют определенные правила и ограничения.
К примеру, человек будет ограничен во времени. В выборе даты и момента крещения особой свободы не будет. В пост богослужения отличаются длительностью, перерывы между ними сокращаются и священнику тяжелее найти свободное «окно», особенно если он на приходе один и еще совершает различные требы – отпевания, освящения жилищ, машин и пр. То есть желающему креститься придется подстраиваться под батюшку.
Еще один важный момент: для некоторых людей (и таких большинство), крещение – это всегда повод собрать всех родственников и друзей, устроить застолье со спиртными напитками. В «Четыредесятницу» этого делать не рекомендуется. Максимум – можно накрыть стол, поставив на него постные блюда, и тихо, по-семейному отпраздновать важное событие в жизни – своей или ребенка.
Таинство Соборования
Соборование (оно же Елеосвящение) – церковное Таинство, в котором человек очищается от тех грехов, которые не может исповедать. Про уважительной причине, и не потому, что не хочется: например, забыл или просто не осознал, что данный поступок — грех. Таинство Елеосвящения восходит к апостолам, которые, получив от Иисуса Христа «власть исцелять болезни», «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6, 13). Наиболее полно сущность этого Таинства раскрыта апостолом Иаковом в его Соборном послании: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).
Существует стереотип, что соборуют только безнадежных больных и стариков перед смертью. На самом деле не совсем так. При тяжелой болезни человек соборуется чаще. Логика здесь проста — зачастую причиной наших болезней являются наши грехи, пусть даже не осознанные или давно забытые. Ну а при угрозе близкой смерти смысл внепланового соборования очевиден — каждый хочет войти в вечную жизнь чистым и достойным, поэтому в критическом состоянии человек чаще исповедуется и дополнительно соборуется.
Но и относительно здоровые и благополучные люди время от времени нуждаются в Соборовании. И потому, что абсолютно здоровых людей сейчас вряд ли встретишь, и потому, что уныние или депрессия тоже свидетельствуют о необходимости участия в этом таинстве. По сложившейся традиции все православные христиане старше семи лет стараются собороваться ежегодно. Великий пост — самое для этого подходящее время (назначают общие соборования и во время других постов, но значительно реже). В каждом храме составляется расписание соборований и обычно вывешивается на доску объявлений, или на сайт храма. Записываться на соборование можно заранее, а можно непосредственно перед началом таинства.
По уставу Церкви Таинство Елеосвящения полагается совершать семи священникам (то есть соборно – потому и называется Соборованием), а само чинопоследование Соборования состоит в прочтении семи различных отрывков из Апостола и Евангелия, рассказывающих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упования на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого прочтения и соответствующих молитв каждый соборующийся помазывается освященным маслом (елеем), то есть помазание также совершается семикратно по кругу.
В настоящее время даже в городе мало какой храм может позволить себе такую роскошь, как сразу семь священников на одно Соборование, поэтому обычно при Елеосвящении служат два-три или даже один батюшка. Значимость и святость Таинства от этого не умаляются, но если соборующихся много, то при уменьшении количества священников закономерно возрастает время совершения Таинства – ведь в каждом из семи помазаний священник должен обойти всех и каждому помазать крестообразно с помощью специальной кисточки лоб, щёки, кисти рук (и ладонь, и тыльную сторону) и грудь (свитера с высоким горлом и водолазки – очень неподходящая в этом случае одежда). Сразу скажу, что чем ближе к завершению Великого поста – тем больше народу приходит на Соборование.
Соборование не требует какой-то специально подготовки, но вполне логично сочетать его с исповедью (кто-то предпочитает исповедоваться перед Соборованием, кто-то наоборот – после него). На Соборование обязательно нужно взять с собой маленькое полотенце и/или большую стопку салфеток – чтобы вытирать излишки масла при помазывании, а также купить в храме большую свечу – во время этого Таинстсва все участники стоят с зажженными свечами. Также можно захватить с собой маленькую бутылочку масла – во время богослужения всё принесённое масло будет освящено, его забирают домой и используют как лечебное.