Мiръ
Абхазия Гудаутский район Храм апостола Симона Кананита (Новый Афон) Идёт загрузка карты…
{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:43.09051600000000092904883786104619503021240234375,»lon»:40.81636900000000167665348271839320659637451171875,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B0_%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0_%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B0_(%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%90%D1%84%D0%BE%D0%BD)\» title=\»\u0425\u0440\u0430\u043c \u0430\u043f\u043e\u0441\u0442\u043e\u043b\u0430 \u0421\u0438\u043c\u043e\u043d\u0430 \u041a\u0430\u043d\u0430\u043d\u0438\u0442\u0430 (\u041d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0410\u0444\u043e\u043d)\»\u003E\u0425\u0440\u0430\u043c \u0430\u043f\u043e\u0441\u0442\u043e\u043b\u0430 \u0421\u0438\u043c\u043e\u043d\u0430 \u041a\u0430\u043d\u0430\u043d\u0438\u0442\u0430 (\u041d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0410\u0444\u043e\u043d)\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: \u0414\u0430\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d IX\u2014X \u0432\u0435\u043a\u0430\u043c\u0438. \u0412 2007 \u0433\u043e\u0434\u0443 \u0446\u0435\u0440\u043a\u043e\u0432\u044c \u0431\u044b\u043b\u0430 \u0432\u043a\u043b\u044e\u0447\u0435\u043d\u0430 \u0432 \u0441\u043f\u0438\u0441\u043e\u043a \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u044b\u0445 \u043a\u0443\u043b\u044c\u0442\u0443\u0440\u043d\u044b\u0445 \u043f\u0430\u043c\u044f\u0442\u043d\u0438\u043a\u043e\u0432 \u043d\u0430\u0446\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u0437\u043d\u0430\u0447\u0435\u043d\u0438\u044f \u0413\u0440\u0443\u0437\u0438\u0438.»,»title»:»\u0425\u0440\u0430\u043c \u0430\u043f\u043e\u0441\u0442\u043e\u043b\u0430 \u0421\u0438\u043c\u043e\u043d\u0430 \u041a\u0430\u043d\u0430\u043d\u0438\u0442\u0430 (\u041d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0410\u0444\u043e\u043d)»,»link»:»»,»lat»:43.09051600000000092904883786104619503021240234375,»lon»:40.81636900000000167665348271839320659637451171875,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}
43.090615; 40.816509
Абхазия, Гудаутский район, Новый Афон, улица Эшба, 8
Гудаутский район
Абхазия
Храм апостола Симона Кананита
(абх. Ацқьа Симон Кнтәи ихьыӡ зху абааш; груз. წმინდა სვიმონ კანანელის სახელობის ტაძარი) считается неповторимым образцом древнего церковного зодчества Абхазии, на формирование которого существенное влияние оказал византийский стиль. Датирован IX—X веками. В 2007 году церковь была включена в список недвижимых культурных памятников национального значения Грузии. Храм расположен в долине реки Псырцхи недалеко от города Новый Афон в Абхазии, в Гудаутском районе частично признанной Республики Абхазии, согласно административному делению Грузии — в Гудаутском муниципалитете Абхазской Автономной Республики.
История[править]
Церковь посвящена святому Симону Кананиту, который, согласно грузинским летописям XI века, проповедовал христианство в Абхазии и Колхиде, умер и был похоронен в городе Никопсии на севере Абхазии. По преданию, в близлежащей пещере апостол Симон Кананит провел два года.
Церковь Симона Кананита до реконструкции 1882года
По архитектурному стилю существующей церкви её можно отнести к IX или X веку, на ней сказалось влияние византийских и грузинских художественных традиций. Более ранняя церковь, предположительно, появилась на этом месте как минимум за два столетия до этого. Во времена Абхазского царства церковь служила Епископской кафедрой и была местом погребения духовенства Сухумской (Цхумской) епархии. До конца XIX века под южными воротами лежал могильный камень с надписью на греческом «Матерь Божья, спаси Георгия, причастного Цхумского» — надгробие Митрополита Георгия. В 1889 году здесь был похоронен епископ Сухумский Геннадий (Павлинский).
Когда грузинский историк Дмитрий Бакрадзе посетил храм в 1850-х годах, церковь была заброшена, но все ещё стояла, за исключением обрушившегося купола. Церковь сильно пострадала, когда местный помещик майор Хасан Маргани использовал каменные глыбы из её кладки для строительства своего особняка. Позднее, в 1880-х годах, церковь была реконструирована с использованием блоков белого камня и приобрела нынешний вид. В 1882 году церковь посетил великий князь Михаил Николаевич.
Тропою апостола Симона Кананита
По счастливому стечению обстоятельств я провела несколько дней в Новом Афоне. Две встречи с интересными людьми произвели на меня большое впечатление, и мне хочется рассказать об этих людях читателям сайта «Православие.».
Пещера апостола Симона Кананита
Поднимаюсь по каменной дорожке в гору, к пещере святого Симона Кананита, апостола и крестителя Абхазии. По преданию, апостолы Симон Кананит и Андрей Первозванный благовествовали в земле Иверской. Примерно в 55 году по Рождестве Христовом апостол Андрей отправился проповедовать дальше, вдоль Черноморского побережья Кавказа, а апостол Симон поселился в труднодоступной пещере, в ущелье реки Псырцхи. В эту пещеру он спускался по веревке через небольшой естественный вход.
В честь апостола был назван Ново-Афонский монастырь, основанный в 1875 году русскими монахами монастыря святого Пантелеимона со Святой Горы. В 1884 году монахи освятили пещеру апостола водосвятием.
На берегу горной реки работает художник – Зураб Ачба. Он абхаз, коренной житель этих мест. Зураб пишет на картоне маслом пейзажи родных мест, христианские памятники Абхазии. Его картины, красочные, добрые, можно увидеть на выставках Союза художников Абхазии, они широко разошлись по частным коллекциям России, Турции, США, Англии. Рассматриваю картины и с восхищением говорю художнику:
– Мне очень нравятся ваши картины, Зураб…
Художник Зураб Ачба
Он улыбается в ответ:
– Знаешь, для меня каждая картина – это молитва. Гимн Творцу, Который создал эту красоту. Создал вот эту реку Псцырцху. Очень люблю писать здесь, на берегу реки, рядом со святым местом – пещерой апостола Симона Кананита. Он помогает всем, кто сюда приходит. Присаживайся. Смотри, какая красота вокруг! Написать обо мне? Можно… Только без пафоса: я человек небольшой… Художник? Каждый, кто делает свое дело с любовью, наверное, художник.
Зураб выбрал профессию в детстве. Его отец был виноделом. Как-то к отцу приехали именитые гости. Они рассматривали гостеприимный дом, фотографии на стенах. Внимание всех привлекла фотография дедушки и бабушки – статных, с царственной осанкой, в народных костюмах: дед в черкеске, с серебряным кинжалом, бабушка в бархатном платье с высоким стоячим воротником, длинными рукавами, собранными у запястья, серебряным поясом.
Картина Зураба Ачбы
Среди гостей оказался художник. Он мгновенно срисовал фотографию так искусно, что смог карандашом передать красоту и фактуру костюмов и даже блики на серебряном кинжале. Маленький Зураб смотрел не отрываясь на работу мастера и был поражен его искусством. Мальчик решил тоже стать художником, и решимость его с годами только окрепла. Отец пытался отговорить сына: «Кто такой художник? Разве это профессия? Ни одна порядочная девушка не выйдет за тебя замуж! Стань виноделом, как я!»
Зураб вздыхает:
– Я надеюсь, что сейчас мой отец смотрит на меня с неба и ему приятно, когда мои картины радуют и утешают людей…
Слышу колокольный звон. Оглядываюсь и вижу: купола золотые, а выше них – только небо
Несколько лет назад Зурабу приснился яркий сон: он находится в прекрасном месте, с высоты любуется морем, горами и слышит колокольный звон. Оглядывается и видит: перед ним купола золотые, а выше них – только небо.
Проснулся под впечатлением от красоты увиденного. Собрался идти работать, но только что прошел дождь, и было слишком сыро. Тогда он отправился побродить по окрестностям. В поисках красивого вида поднялся в гору до Ново-Афонского монастыря, затем – еще выше. Походил по заросшим зеленью местам и уже собрался спускаться, но, влекомый какой-то силой, прошел чуть дальше и спустился на площадку – горную террасу. Заметил скалу, из которой росло дерево, присел передохнуть под ним и – услышал колокольный звон. Раздвинул руками зелень кустарника и увидел прекрасную панораму из своего сна: горы, море, золотые купола монастыря, а выше них – только небо. И понял, что сон его – вещий.
Вот уже три года Зураб строит здесь свою мечту: дом, в котором будет художественная школа для детишек и мастерская для художников. Также он предусмотрел в доме пару гостевых комнат. Мечтает, что в это прекрасное место к нему приедут знакомые и незнакомые собратья-художники. Они, как Зураб, выйдут на крыльцо мастерской и будут любоваться красотой природы.
Картина Зураба Ачбы
Художники смогут пожить здесь бесплатно и порадовать душу пейзажами Абхазии, смогут поделиться опытом друг с другом и, может быть, проведут мастер-класс для детишек, которых Зураб будет учить. А если в благодарность за гостеприимство подарят свою картину – то тогда со временем получится настоящая галерея современной живописи!
Зураб строит свою мечту: дом, в котором будет художественная школа для детишек и мастерская для художников
В этом доме мечты есть уже стены и крыша. И все деньги, которые Зураб зарабатывает, продавая свои картины, он вкладывает в строительство.
Зураб задумывается на минуту, потом говорит:
– Есть у меня еще одна мечта. Когда-нибудь будут реставрировать храм святого великомученика Пантелеимона в Ново-Афонском монастыре. И приедут сюда настоящие мастера – а для этого нужны художники очень высокого уровня. Тогда я стану для них таскалой. Не поняла про таскалу? Ну, «принеси-подай» – вот кем я для них хочу потрудиться. И буду как «принеси-подай» участвовать в реставрации дивных фресок монастыря. И, может быть, если Господь позволит, под руководством настоящих мастеров пригожусь потом и по назначению – как художник.
Мы прощаемся с Зурабом. Очень хочется верить, что святой апостол Симон Кананит поможет его добрым мечтам сбыться.
Валерий Леонович в пещере апостола Симона Кананита
Дорожка переходит в каменные, довольно крутые ступени. Поднимаюсь не спеша, любуюсь окрестностями. В пещере человек пять паломников слушают акафист, который читает мужчина, стоящий впереди всех. Присоединяюсь к молитве и замечаю, что чтец не пользуется книгой – читает длинный акафист наизусть. После молитвы знакомимся.
Валерий Леонович приходит в это святое место каждый день уже одиннадцать лет: летом и зимой, в дождь и в непогоду. Он здесь и дворник, и сторож, и экскурсовод, и проповедник. Подвизается не самочинно – по благословению священника.
– Валерий Леонович, а как вы здесь оказались?
– Я был тяжело болен: ревматоидный артрит. Все суставы болели. За четыре года болезни неоднократно лежал в больнице, но мне не помогало лечение. С трудом передвигался на костылях. В это святое место меня привели под руки – практически принесли.
Святой Симон Кананит меня исцелил!
А сейчас я по этим крутым ступеням могу трижды в день подняться и спуститься – святой Симон Кананит меня исцелил! Вот ты – как поднялась? С трудом, да? А я поднимаюсь – и прекрасно себя чувствую. А ведь мне почти шестьдесят!
– Расскажите немного о себе для читателей сайта «Православие.ру»…
– Что же рассказать-то? Мама у меня была русская – кубанская казачка, со стороны отца – греки, армяне… мои предки в Абхазии живут с 1870 года…
Я исцелился – и всё равно продолжаю ходить сюда каждый день. Уже не могу без этого. Меня сюда тянет. Помолюсь – легче становится. Молюсь, спасаюсь… Теперь это неотъемлемая часть моей жизни. Без молитвы я бы потерялся в миру… Святой Симон Кананит стал мне близким, родным.
А Валерий Леонович продолжает:
– Раньше этой каменной дорожки не было – на четвереньках заползали в пещеру… Каждый день читаю акафист святому. Конечно, наизусть – столько лет да по несколько раз в день… Еще наизусть знаю «Слава Богу за всё», акафист Иверской иконе Пресвятой Богородицы, образу «Споручница грешных»… Тоже читаю часто… Как же… Я – кающийся грешник, как же не молиться Споручнице грешных?!
Читаю и другим святым – но уже не наизусть. У меня тут скорбь случилась. Такой у меня был Акафистник хороший – с большими буквами. Вижу плоховато. Пришла большая группа паломников. Помолились. Записки мне оставили. Я молюсь за всех, кто просит. Поминаю каждый день. За здравие, за упокой… Ушли – смотрю: нет моего любимого Акафистника. Он уже такой старенький был, я его скотчем склеил. И вот – пропал. Такая скорбь была… Ну ладно… «Слава Богу за всё» пропел…
Пещера апостола Симона Кананита
– Валерий Леонович, а вы были свидетелем исцелений других людей?
– Конечно! У одной супружеской пары шесть лет детей не было. Помолились мы с ними святому Симону. Они потом приезжают – ребенка мне показывают. Плачут. Многих святой апостол исцеляет от бесплодия. Мужчина недавно от белокровия исцелился. Кто-то исцеляется – и возвращается поблагодарить. А кто-то нет. Как в Евангелии. Десять исцелилось, один вернулся с благодарностью. Девять же где?
Валерий задумчиво добавляет:
Молитва святого многое может… И нашу молитву грешников Господь тоже слышит. Главное – чтобы была она усердная
– Молитва святого многое может… И нашу молитву грешников Господь ведь тоже слышит. Главное – насколько она усердная… Надо уметь усердно молиться… Вникать, понимать, что читаешь. Чтобы не отбарабанить механически… Здесь много чудес бывает – место святое. Бывает – звезды днем загораются. А ты видела стопу святого, на камне отпечатанную?
– Конечно…
– Вот тоже – такое чудо! Когда не поверили проповеди святого, он топнул ногой – и на гранитном валуне отпечатался след его стопы. Язычники след на камне увидели – и поняли, что человек этот Божий, не от мира сего. Он ведь сводный брат по отцу самого Господа! Апостол… За два года его молитвами два абхазских рода к Богу пришли. Предки древних абхазов. И святой Симон Кананит их крестил. Потом мученическую смерть принял – как почти все апостолы. Он к ней готов был. На камнях близ грота до сих пор видны красные пятна – «капли апостольской крови». Источник святой забил. Кто выпьет воды из этого источника – сюда еще вернется. Тянуть будет. Абхазия – Апсны – страна души. Прости, больше не могу разговаривать – молиться нужно.
Молитвами святого апостола Симона Кананита, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!
Описание[править]
Церковь Симона Кананита — это трёхапсидный крестово-купольный храм. Оригинальные притворы ныне утрачены. Ранее стены были изнутри отштукатурены и расписаны фресками (не сохранились). Церковь украшена изображениями христианских символов, таких как рыба, лев и крест, выполненных в виде рельефов.
Паломник и исследователь древностей А. П. Муравьёв, посетивший церковь в первой половине XIX века, оставил следующее описание:
Историческое предание указывает на церковь эту, как на погребальную св. Апостола, находящуюся на довольно обширной поляне, омываемой волнами речки Псыртсхи. Дикое живописное место как бы нарочно создано природою, чтобы приманивать на жительство людей. Посредине поляны стоит церковь небольшая, но почти совершенно уцелевшая, кроме обвалившегося купола; западный ее притвор завален камнями и зарос дикими растениями, как и сама вершина церкви, вход — от южного притвора, над коим виден еще полустертый лик Спасителя. Устройство храма греческое, с тройным разделением алтаря, и полукружием горнего места. Поразительна тонкость стен и высота стройных сводов, которые опираются на чрезвычайно легкие столбы; живопись уже стерлась, но на западной стене еще видны Успение Богоматери и два мученика.
Другой путешественник, бывший в храме примерно в то же время, описывал его так:
Церковь имеет вид четвероугольника; с западной стороны устроен особый придел с крепким уцелевшим сводом, с правой стороны придела устроен ход в подземелье, засыпанный землей и щебнем. Южные, северные и западные двери прикрыты портиками с каменными сводами; стены сложены из бело-сероватого прочного дикого камня, чисто тесаного, с узорчатыми древними карнизами; кладка замечательной прочности, купол и крыша хотя давно уже обрушились, но стены еще прочны; внутри по штукатурке заметны остатки древней фресковой живописи: образ какой-то святой, юной девицы, увенчанной царским венцом, образ какого-то мученика, похожего на св. Георгия, выше западных дверей, образ Успения Пресвятой Богородицы — сохранился довольно ясно; в приделе с правой стороны, изображение трех святителей, менее сохранившееся; облачение их из парчи, украшенной крестами, а у св. Василия великого — шахматами из белых и черных квадратов. Западная стена и алтарь проросли лавровыми и смоковничными деревами, живописно протянувшимися по внутренним стенам до самой земли. Замечательно, что деревья эти ежегодно приносят плоды.
Можно ли попасть внутрь?
К сожалению, в настоящее время храм закрыт на реставрацию. При существующем с 2011 года церковном расколе в Абхазии он, тем не менее, принадлежит именно Абхазской православной церкви, а не раскольникам, прибравшим к рукам Новоафонский монастырь. Будем надеяться, что все недоумения и разбирательства улягутся, а пока вы можете обойти этот чудесный храм, и позади, в наружную нишу в его стене в районе алтаря поставить свечу с просьбой к великому Святому Симону о его молитвенной помощи за вашу семью.
О чем умалчивает история
Сам исторический срез того времени невозможно описать по отношению к этой стране. Нет чётких историографических данных о происходящих тогда события. По преданиям Кананит жил в келье, что нашёл в Абхазии в период 53-55 годов нашей эры, но даже эти сведения всегда будут ссылаться на какие-то ещё.
Роль Симона Кананита в качестве крестителя Абхазии тоже остаётся под сомнением. Возле скалы, где находится грот, протекает река Псырцха. Она мирная, равнинная и в то же время горная. Пороги по течению всё же присутствуют. Там есть ещё и камень, на котором экскурсовод укажет на какие-то изменения породы, которые исторически считают «отпечатком» стопы апостола. Это некоторые характерные углубленности. В чём там отпечаток стопы? И почему такого размера? На эти вопросы никто не ответит.
История строительства
Возведение церкви велось на рубеже IX –X веков. В те времена Анакопия процветала, именно здесь кипела политическая и духовная жизнь страны. Именно в это время в Абхазии наблюдался расцвет православной культуры, и активно велось возведение церквей.
Симон Кананит прибыл на Черноморское побережье Кавказа в 55 году н. э. вместе с Андреем Первозванным, который впоследствии отправился в странствия и дошел до Валаама. Симон остался в Абхазии, чтобы нести Слово Божие людям. Достоверно неизвестно, действительно ли здесь захоронен апостол, существуют разные версии. Но точно можно сказать то, что храм находится здесь как памятник первому знакомству абхазской земли с зарождающимся христианством.
За многие века существования здание подвергалось варварским нападениям, разграблению и разрушению. Затем храм восстанавливался, реставрировался и снова терпел разрушительные набеги. В результате этого он не выглядит уже так, как был задуман первоначально. Стены его стали выше, их окрасили в белый цвет, архитектура была дополнена новыми элементами декора.
В конце XIX века храм по приказу Александра III передается Новоафонскому монастырю, а в 1882 году приступает к выполнению своих обязанностей, здесь начинают проводиться службы, крещения и другие святые обряды.
Особенности архитектуры
Описать сооружение можно как небольшой трехапсидный храм крестово-купольного типа. Для постройки использовался белый известняковый камень. Первоначально стены были расписаны фресками, но время не пощадило их. Отлично сохранились надписи на греческом языке, сделанные в средневековую эпоху. Изречения высечены на фасаде над входом.
Как добраться до храма
Если вы отдыхаете в самой Абхазии или на российском черноморском побережье Кавказа, то добраться до Нового Афона очень просто. В Сочи или в Адлере можно купить экскурсионный тур, включающий в себя посещение новоафонской пещеры, монастыря, грота Симона Кананита и его храма. Если вы хотите посмотреть эти достопримечательности за один день и едете в Абхазию впервые, то очень советую этот самый простой и вполне интересный вариант. При пересечении границы вам понадобиться только ваш российский паспорт.
Если вы любите также, как я, вне экскурсионных рамок и людных компаний разведывать этот мир, то можно и самостоятельно посетить этот замечательный курортный городок. От Адлера до Нового Афона чуть более 90 км. На своём автомобиле от Адлера вы доезжаете до пограничного пункта у реки Псоу, а далее, после его прохождения, просто едете по Сухумскому шоссе,
обозревая по дороге прекрасные природные виды.
Если машины у вас нет, то доезжаете от Адлера до границы на автобусах 125 и 125С, а также маршрутках 100 и 125 до Казачьего рынка. Проходите границу (возникнут вопросы о местонахождении КПП, вспомните поговорку про «язык, который доведёт», обратитесь к кому-то из местных, любой человек вас сориентирует).
На абхазской стороне вас уже поджидает масса маршруток, частников и рейсовые автобусы. Я бы выбрала последнее – самое надёжное на абхазских дорогах. Так как манера езды местного населения, по моему мнению, несколько холеричная, а с большим икарусом не поспоришь. Ну, и маршрутка (150 рублей) тоже вполне подойдёт. Частники же могут заломить весьма высокую цену (больше 1000), а о темпераменте местных водителей я только что намекнула. Но если вы обожаете дорогой экстрим, то можно рискнуть. На ветровом стекле автобусов и маршруток всегда написано направление их следования, потому просто ищите табличку «Новый Афон». Городок очень мал, и, выйдя в Новом Афоне на остановке «Площадь Боевой славы», вам останется лишь спросить, как дойти до храма, а также добраться до других новоафонских достопримечательностей,
которые непременно надо увидеть пытливому глазу настоящего путешественника!
Пещера как пристанище
Симон Кананит просто не смог бы быть учеником Христа, если бы не осознавал в этом Бога.
Это очень странно, но в Абхазии трудно быть в опасности. Скорее всего сам грот нужно рассматривать пристанищем, а не убежищем, ведь там действительно спокойно. Трудно уговорить смотрителей побыть в пещере попозже, когда никого нет. Они стремятся в положенное время выпроводить туристов, но для кого-то делают исключения и позволяют побыть в пещере одним.
Сразу оттуда возвращайтесь в Гагры — ближе к морю, по улице с эвкалиптами. Тогда вы сами убедитесь в том, что Абхазия одно из самых безопасных мест на Земле.
Как добраться?
Нужно от центра посёлка Новый Афон двигаться по направлению к станции Псырцха. Туда, где находится водопад. Там же стоит трехапсидный крестовокупольный храм Симона Кананита. От него движемся вдоль реки. На берегу находятся купальни для паломников. В реке не купаются в обычном смысле, но совершают омовения. Вход на территорию ущелья, где расположен грот, достаточно заметен. Он платный, но стоит недорого. Деньги идут на поддержание места в порядке.
К входу в пещеру ведут 200 ступеней. Для больных или пожилых людей подъём может быть достаточно трудным. Сам апостол пробирался в пещеру через вход сверху, но в 19 веке в скале был прорублен проход. Теперь люди попадают в пещеру через него.
На пути, возле реки Псырцха, находится уже упомянутых камень со следом апостола. На противоположном берегу заметен крест. По преданию, это место казни. О ней рассказывают различные вещи. Кто-то говорит, что святого распилили пилой, кто-то про усекновение мечом, но есть и версия распятия.