Фаддей (Успенский), Тверской, архиепископ, священномученик


Оценки современников

Свт. Тихон (Белавин), патриарх:

«Знаете ли Вы, что владыка святой человек? Он необыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви — явление необычайное. Но его нужно беречь, потому что такой крайний аскетизм, полнейшее пренебрежение ко всему житейскому отражается на здоровье. Разумеется, владыка избрал святой, но трудный путь, немногим дана такая сила духа».

Священник Ксенофонт Цендровский, главный идеолог и лидер обновленчества в Астрахани, принося публичное покаяние в грехе раскола, сказал следующее:

«Долго я коснел в грехе обновленчества. Совесть моя была спокойна, потому что мне казалось, что я делаю какое-то нужное и правое дело. Но вот я увидел Владыку Фаддея; я смотрел на него и чувствовал, как в душе моей совершается какой-то переворот. Я не мог вынести чистого, проникновенного взгляда, который обличал меня в грехе и согревал всепрощающей любовью, и поспешил уйти. Теперь я ясно сознавал, что увидел человека, которому можно поклониться не только в душе, но и здесь, на Ваших глазах».

Арест и мученическая смерть

Архиепископ Фаддей никогда не участвовал в политическом движении, на допросах держался мужественно и с достоинством, что по-особенному бесило тюремщиков. Они отправили святого в камеру к уголовникам, которые начали издевательства с самой первой минуты его пребывания в камере. Владыка спал под нарами, отдав свою подушку одному из заключенных.

Господь явил Свою любовь к верному сыну, послав на помощь Богородицу. Пречистая Матерь Божья явилась к старшему уголовнику и приказала оставить святого в покое, грозя лютой смертью. Утром, выслушав товарища, уголовники склонились под нары, но были ослеплены ярким светом, изливающимся с места покоя священника. Ярые уголовники упали на колени, прося прощения у святого, после чего начали заботиться о нем. Об этом стало известно руководству тюрьмы и владыку перевели в другую камеру.

Всего 10 дней в тюрьме изменили жизнь некоторых уголовников, но самого архиепископа Фаддея приговорили к расстрелу, его святость настолько ожесточила следователя, что тот настоял на утоплении владыки в тюрьме.

Благодаря содействию тюремного врача, передавшему весть о месте захоронения святого на волю, в будущем стало возможным обрести его мощи.

Молитвословия

Тропарь, глас 1

Хвала́ Бо́гу и же́ртва жива́я житие́ твое́,/ священному́чениче Фадде́е, яви́ся./ Посто́м, бде́нием и моли́твою Небе́сная дарова́ния прии́м,/ мно́гим до́брый помо́щник и уте́шитель бысть./ Па́стырскою му́дростию и ти́хостию нра́ва украше́н,/ лука́вства враго́в Христо́вых препобеди́л еси́./ Сла́ва Да́вшему тебе́ во страда́ниих кре́пость,/ сла́ва, я́ко му́ченика, Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Кондак, глас 4

Ду́ха небоя́зни, си́лы, любве́ и упова́ния/ даде́ Пастыренача́льник ти, святи́телю Фадде́е,/ во страда́нии бо твое́м благодаре́ние Бо́гу воздава́л еcи́/ и в гоне́ниих стра́ждущия утеша́л еcи́, глаго́ля:// не уныва́йте, Христо́с бо с на́ми есть.

Священномученик Фаддей (Успенский)

В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» вышла новая книга: «Священномученик Фаддей Успенский». Составитель Ольга Рожнева.

Священномученик Фаддей Успенский / Cост. О. Л. Рожнева. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2022. — 144 с. : ил. — (На страже веры).

Книга посвящена cвященномученику Фаддею (Успенскому; 1872–1937), архиепископу Тверскому. Патриарх Тихон говорил о нем: «Знаете ли вы, что владыка Фаддей — святой человек? Он не обыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви — явление необычайное». Владыка Фаддей принял мученическую смерть за Христа с мужеством и вдохновением мучеников Церкви первых веков.

Священномученик Фаддей, архиепископ Тверской (в миру Иван Васильевич Успенский), — сын священника и внук священника. Родился он 12 ноября 1872 года в селе Наруксово Нижегородской губернии. Учился Иван, продолжая семейную традицию, в Нижегородском духовном училище, а затем в Нижегородской духовной семинарии. В 1892 году, в возрасте двадцати лет, поступил в Московскую духовную академию. В то время ректором академии был архимандрит Антоний (Храповицкий), философ и богослов, впоследствии митрополит Киевский и Галицкий, еще позднее, после Гражданской войны в России, первый председатель Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей.

Игумен Дамаскин (Орловский) писал о юности будущего владыки Фаддея: «Учась в академии, Иван Васильевич обустраивал свой внутренний мир, проявляя в этом деле редкостное терпение. Желая знать о себе все в точности, он вел ежедневный дневник. Открывая ему свою душу, он сохранял удивительное целомудрие и утонченно-христианскую деликатность, записывая только то, что действительно существенно и важно, не позволяя себе в писании о других входить в излишние подробности, которые могли бы кому-нибудь повредить. Нежная душа его, сохранившая детскость и простоту, стремилась лишь к любви к Богу и безупречному исполнению заповедей, и он зорко следил за моментами ослабления этой любви, скорбя об охлаждении и душевной расслабленности, и вновь и вновь обращался за помощью к Богу».

В августе 1897 года Иван Успенский был пострижен в монашество с именем Фаддей, в память апостола Фаддея. В том же месяце он был рукоположен в сан иеродиакона, а через месяц в сан иеромонаха, с назначением на должность преподавателя логики, философии и дидактики в Смоленскую духовную семинарию.

В декабре 1908 года в городе Владимире-Волынском, в храме Христорождественского монастыря, состоялось наречение архимандрита Фаддея во епископа Владимиро-Волынского, первого викария Волынской епархии.

В 1918–1919 годы Волынь оказалась ввергнута во все ужасы оккупации, междоусобицы и разрушения: ее поочередно оккупировали то немцы, то поляки, то петлюровцы.

Владыка Фаддей был арестован. После выхода из тюрьмы он был назначен на Астраханскую кафедру. А в Астрахани был разгар обновленчества, с которым владыка начал борьбу.

А. А. Соловьев рассказывал такой интересный факт: «В 1925 году обновленческий “митрополит” Александр Введенский читал во всех городах по Волге свои лекции и вел диспуты. Одновременно на местах он проводил политику укрепления обновленчества. О своей поездке Введенский поместил очерк в журнале “ВЦУ”. В нем он писал, что “в Астрахани ничего нельзя сделать для Церкви, пока там сидит епископ-фанатик Фаддей (Успенский)”. Конечно, правильнее было бы сказать, что в Астрахани нельзя причинить вреда Церкви, пока там такой дивный епископ Фаддей».

В 1926 году был арестован заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский), и в его обязанности временно вступил митрополит Иосиф (Петровых). Аресты священнослужителей и архиереев следовали один за другим, поэтому митрополит Иосиф на случай собственного ареста также назначил нескольких архиепископов, в надежде на то, что на свободе останется хоть один из них. Одним из трех преемников был архиепископ Астраханский Фаддей (Успенский). Митрополита Иосифа, действительно, в скором времени арестовали, один из назначенных им преемников, архиепископ Корнилий (Соболев), находился в ссылке. И тогда, в середине декабря 1926 года, владыка Фаддей выехал из Астрахани в Москву, чтобы приступить к временному руководству Церковью. Евгений Тучков, начальник шестого отделения Секретного отдела ГПУ-ОГПУ, к компетенции которого относилась борьба с религиозными организациями в СССР, именовавший сам себя «советским обер-прокурором», распорядился задержать владыку Фаддея и отправить его в город Кузнецк Саратовской области, причем владыке было запрещено покидать Кузнецк. После своего освобождения из тюрьмы митрополит Сергий (Страгородский) назначил владыку Фаддея архиепископом Саратовским.

В ноябре 1928 года владыка Фаддей был переведен в Тверь. Летом 1937 года начались массовые аресты, было арестовано почти все духовенство Твери и области, а также многие верующие миряне. Многие из них были расстреляны. 20 декабря сотрудники НКВД арестовали архиепископа Фаддея.

Игумен Дамаскин (Орловский) писал: «Недолго пробыл владыка в тюрьме, но и в эти последние дни ему пришлось претерпеть множество унижений. Тюремное начальство поместило владыку в камеру с уголовниками, и те насмехались над ним, старались его унизить… Он с кротостью и смирением переносил все мучения и издевательства. Лежа под нарами и непрестанно молясь, он в последние свои дни на земле смиренно нес крест, утяжеленный теперь унижением и поношением. И тогда Матерь Божия Сама заступилась за Своего праведника». Она явилась обидчикам, которые сначала прекратили его мучить от страха перед Божией Матерью, а потом прониклись уважением к владыке Фаддею.

Владыка говорил: «А как относимся мы обыкновенно к страданиям? Как часто ропщем, проклинаем их, вместо того чтобы благословлять, если не во время самой скорби, то хотя бы после, когда сделалась несомненною ее польза для нас. Оттого-то и не преображается наша душа, оттого редко бывает светлым вид наш».

Через десять дней после ареста владыка был приговорен к расстрелу по обвинению в руководстве церковно-монархической организацией.

Честные останки владыки Фаддея (Успенского) были обретены 26 октября 1993 года, в день праздника Иверской иконы Божией Матери. В 1997 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви владыка был причислен к лику святых. Память его празднуется Церковью в день его мученической кончины — 18/31 декабря. В настоящее время рака с мощами священномученика Фаддея находится в Вознесенском соборе города Твери.

Священномучениче отче Фаддее, моли Бога о нас!

Использованные материалы

  • Житие по материалам Синодальной комиссии по канонизации святых:
  • Святой священномученик Фаддей, архиепископ Тверской и Кашинский память 18 (31) декабря //Правславие и современность. Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии
    :
  • (молитвословия)
  • Протоиерей Георгий Митрофанов [член Синодальной комиссии по канонизации святых]. Ответы на вопросы // Официальный сайт Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга:
    • (использовано частично)

    [1] Официальный церковный календарь на сайте Издательства Московской Патриархии —

    [2] Датировка назначений 1927 года — по Губонин, М. Е. и др., История иерархии Русской Православной Церкви

    , Москва: ПСТГУ, 2006, 404-405.

    Молодые годы и вступление в монашество

    12 ноября 1872 года появилось на свет дитя мужского рода, которого назвали Иваном, сыном Василия. В роду Успенских, проживавших в селе Наруксово, что в Лукояновском уезде Саратовской губернии, как отец, так и дедушка мальчика были священнослужителями. Местному благочинному, протоиерею Василию Федоровичу и его жене Лидии Андреевне Бог даровал девять сыновей и двух дочерей. Дети воспитывались по строгим христианским канонам, в любви к Спасителю и человечеству.

    Окончив Нижегородскую духовную семинарию, молодой выпускник пополняет ряды студентов Московской духовной академии, из ее стен в 1896 году выпускается, как кандидат богословия.

    Иван жаждет исследования Библии, и в 1901 году защищает магистерский проект «Единство книги пророка Исайи». Будучи магистром, задумывается о принятии монашества, его останавливает только одна мысль, сможет ли он при этом служить людям. На решение юноши оказывает влияние отец, ближайший советник, и друг Антоний, возглавлявший на то время академию.

    В конце лета 1897 года магистерский богослов стал монахом с именем Фаддей, его рукополагают в иеродиакона и направляют в качестве преподавателя в духовную семинарию Смоленска. В 1900 году иеродиакон читает основы богословия уфимским семинаристам.

    Интересно! 15 марта 1902 года Фаддей рукополагается в сан архимандрита, тогда же выходит из печати его богословская работа «Записки по дидактике» об основах педагогики и воспитания в церкви.

    8 января 1903 года Олонцевская семинария встречает нового ректора, тридцатилетнего архимандрита Успенского.

    Женатый «жених»

    Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 2-43-1024x683.jpg

    В ответ на просьбу матери архипастырь сказал: «Подождите немного. Подождите две недели». Женщина возмутилась, так как уже был приготовлен стол и приглашены гости. Но владыка попросил подождать. Мать семейства побоялись ослушаться архиепископа и отложила торжество на две недели.

    На четырнадцатый день приехала жена «жениха» с двумя детьми и забрала мужа домой.

    Много и других случаев чудесной помощи людям вспоминают очевидцы из жизни святого архиепископа Фаддея. Однажды, когда Волга вышла из берегов и угрожала затопить поля, жители этих мест обратились за помощью к архиепископу Фаддею.

    Владыка пошел с крестьянами на берег реки, отслужил молебен, благословив воды. И воды убыли.

    Одна девушка заключила пари (!) — о том, что она причастится без исповеди. Подошла к Чаше, но служивший владыка Фаддей остановил ее словами: «Не делайте греха. Поисповедуйтесь сначала». Такая прозорливость владыки, откуда-то «узнавшего» про ее «смелый поступок», так поразила девицу, что она искренне раскаялась.

    В одной семье сын, в 20-х годах занимавший крупный партийный пост, сошел с ума, и его поместили в больницу. Мать приехала к нему, сын встал перед ней на колени, умоляя забрать его отсюда. Женщина пошла советоваться к архиепископу Фаддею. Он сказал:

    «Возьми немедленно: он никому из вас не принесет зла, и терпи его до самой смерти».

    Супруги сделали так, как благословил владыка. Больной умер во время войны; перед смертью он обратился к Богу и причастился.

    Как владыка Фаддей спрятал хлеб под подушку

    Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 5-4.jpg

    Митрополит Кирилл удивился такому «утаиванию» продукта, а владыка Фаддей тут же объяснился: «Нет, нет, не для себя. Сегодня придет к нам наш собрат, его нужно покормить, а возьмут ли его сегодня на довольствие?»

    Тем же вечером прибыл отбывать заключение епископ Афанасий (Сахаров), и его поместили в камеру к владыке Фаддею. Вот и пригодился сделанный заранее запас архиепископа! Несентиментальный митрополит Кирилл тут же рассказал епископу Афанасию о том, как владыка Фаддей «предсказал» его прибытие.

    Сажали и арестовывали арх. Фаддея не однажды. А в промежутках между арестами и тюрьмой он беззаветно служил. Когда власти лишили его регистрации, и митрополит Сергий (Страгородский) назначил на Тверскую кафедру, которую ранее занимал арх. Фаддей, архиепископа Никифора (Никольского), признание и почитание арх. Фаддея было столь безусловно, что духовенство епархии по-прежнему сносилось с ним, как со своим правящим архиереем.

    «Настоящее христианское время»

    Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 3-20-1024x683.jpg

    «Страшная тюремная обстановка среди воров и убийц подействовала на меня удручающе… Владыка Фаддей, напротив, был спокоен и, сидя в своем углу на полу, все время о чем-то думал, а по ночам молился. Как-то ночью, когда все спали, а я сидел в тоске и отчаянии, владыка взял меня за руку и сказал:

    «Для нас настало настоящее христианское время. Не печаль, а радость должна наполнять наши души. Сейчас мы должны открыться для подвига и жертв. Не унывайте. Христос ведь с нами!»

    Моя рука была в его руке, и я почувствовал, как будто по моей руке бежит какой-то огненный поток. В какую-то минуту во мне изменилось все, я забыл о своей участи, на душе стало спокойно и радостно.

    Я дважды поцеловал его руку, благодаря Бога за дар утешения, которым владел этот праведник».

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: