«Монахов тревожило, что никогда от брата Никиты не слышали они цитат из Евангелия»: история святого со страшным началом


Искушение подвигом

Житие святого, написанное в XII веке, повествует, как к проявившему непослушание и понадеявшемуся на свои силы иноку под видом ангела явился бес и предложил: «Ты не молись, а только читай и учи других, а я буду молиться вместо тебя».

А началось все с вполне благочестивого вроде бы стремления юноши к строгой подвижнической жизни. Игумен прямо сказал ему: «Желание твое выше сил». Но тот сделал по-своему: забаррикадировал дверь кельи и погрузился в молитву. И началось… Сперва он на молитве начал слышать голос – кто-то молился вместе с ним. Потом появилось ощущение благоухания. И наконец явился «ангел», настолько правдоподобный, что неопытный подвижник пал перед ним на колени. А подловивший Никиту бес тут же принялся «расширять плацдарм».

Никита стал пророчествовать, цитировал наизусть все книги Ветхого Завета, о нем заговорили в городе. Наконец слава об удивительном монахе достигла киевского князя Изяслава, которому Никита сообщил об убийстве князя Глеба Святославича (откуда узнал?!) и посоветовал послать его сына Святополка на княжение в Новгород.

«Монахов тревожило, что никогда от брата Никиты не слышали они цитат из Евангелия»: история святого со страшным началом

Но братию монастыря тревожило, что никогда от брата Никиты не слышали они цитат из Евангелия. Пришлось общей молитвой отгонять от него беса. А когда их молитва была услышана, оказалось, что брат Никита вообще никогда не читал книг, которые раньше цитировал, и даже перестал понимать азбуку — пришлось его заново учить грамоте.

После этого Никита долгие годы провел в посте и молитве, упражняясь в послушании и смирении. Этот-то неромантический многолетний труд и привел его к такой высокой степени духовного совершенства, что в 1096 году Киевский митрополит Ефрем возвел его в епископский сан и назначил на Новгородскую кафедру.

В «Росписи, или Кратком летописце новгородских владык» Никита называется шестым Новгородским епископом.

Молитвы святому Никите Бесогону

Молитва первая

О великий страстотерпче Христов и чудотворче великомучениче Никито! Припадающе к святому и чудотворному образу твоему, подвиги же и чудеса твоя и многое сострадание твое к людем прославляюще, молим тя прилежно: яви нам смиренным и грешным святое и многомощное твое заступление, се бо грех ради наших не имамы свободы чад Божиих, еже о потребах наших Господа и Владыку нашего дерзновенно просити, но тебе молитвенника к нему благоприятнаго предлагаем и о твоем предстательстве взываем, испроси нам у Господа благопотребныя дары душам и телесем нашим, веру правую, спасения надежду несомненную, любовь же ко всем нелицемерную, во искушениих мужество, в злостраданиих терпение, в молитвах постоянство, душ и телес здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, житейских потреб довольство, мирное и благочестное на земли житие, христианскую жития кончину и добрый ответ на страшнем судище Христовом. Еще же, о страстотерпче Христов, у Царя Небеснаго испроси стране нашей Российстей мир, здравие и спасение, и на враги победу и одоление, благоустроение, тишину и благоденствие. Христолюбивому воинству буди соратай и помощник на враги и всем людем православным яви твое святое заступление: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози. Ей, угодниче Божий и мучениче долготерпеливый! Не забуди святую обитель твою и вся живущия в ней и подвизающияся инокини же и мирския, но поспеши им в смирении и терпении носити иго Христово и от всяких бед и искушений милостивне избави. Всех убо нас приведи в тихое пристанище спасения и наследники сподоби быти пресветлаго Царствия Христова святыми твоими молитвами, да славим и поем великия щедроты Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О великий Христов страстотерпче Никито! Услыши молитву нас, грешных, и избави нас (имена) от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякаго зла: в час же разлучения души от тела отжени, страстотерпче, всякую лукавую мысль и лукавыя бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.

«Бог всемогущ и премудр»

Скончался владыка Никита в 1108 году, к лику святых причислен в 1547-м на первом Макарьевском Соборе, а в 1558-м, как пишет в своих «Древностях Российского государства» (1849–1853) крупнейший российский специалист по художественной археологии Федор Солнцев, «при открытии святых мощей его найдено на нем облачение, сохранившееся нетленным в могиле, где оно лежало 450 лет… архиерейский посох… и железные вериги весом в 20 фунтов».

Тогда же, при открытии мощей, с сохранившегося нетленным лика святого был нарисован посмертный портрет и отправлен в Москву митрополиту Макарию, чтобы уточнить иконописную традицию. А сами мощи впоследствии покоились в новгородском Филипповском храме.

В «Достоверных повествованиях и pечах Петра Великого» Андрей Нартов, член первой Российской Академии наук, описывает такой случай:

«Генерал-фельдцейхмейстер граф Брюс… упражнялся в высоких науках и чрезъестественному не верил. Его величество, любопытствуя о разных в природе вещах, часто говаривал с ним о физических и метафизических явлениях. Между прочим был разговор о святых мощах, которые он отвергал. Государь, желая доказать ему нетление чрез Божескую благодать, взял с собою Брюса в Москву и в проезд чрез Новгород зашел с ним в соборную Софийскую церковь, в которой находятся разные мощи, и, показывая оные Брюсу, спрашивал о причине нетления их.

Но как Брюс относил сие к климату, к свойству земли, в которой прежде погребены были, к бальзамированию телес и к воздержной жизни и сухоядению или пощению, то Петр Великий, приступя наконец к мощам святого Никиты, apxиeпископа Новгородского, открыл их, поднял их из раки, посадил, развел руки и, паки сложив их, положил, потом спросил: “Что скажешь теперь, Яков Данилович? От чего сие происходит, что сгибы костей так движутся, якобы у живого, и не разрушаются, и что вид лица его, аки бы недавно скончавшегося?” Граф Брюс, увидя чудо сие, весьма дивился и в изумлении отвечал: “Не знаю сего, а ведаю то, что Бог всемогущ и премудр”.

«Монахов тревожило, что никогда от брата Никиты не слышали они цитат из Евангелия»: история святого со страшным началом

На сие государь сказал ему: “Сему-то верю и я и вижу, что cветские науки далеко еще отстают от таинственного познания величества Творца, которого молю, да вразумит меня по духу. Телесное, Яков Данилович, так привязано к плотскому, что трудно из сего выдраться”».

В чем помогают молитвы великомученику Никите?

Многие верующие, вознося молитву преподобному Никите о детях, обращаются к нему как к защитнику от бесов и соблазнения ими детских душ. На иконах великомученик Никита изображен в наручниках, которыми он бьет дьявола.

Молитва Святому Никите помогает от порчи, при различных семейных проблемах и от некоторых болезней, таких как, например, «сокровище». Слова молитвы защитят от черной магии, освободят от уз и помогут в обучении. Никите принято дарить иконы с изображением святого, бьющего дьявола в день именин, чтобы дьявол никогда в жизни не искушал их.

День памяти: 28 сентября

перед сном необходимо прочитать молитву Святому Никите, обращаясь к изображению на иконе, искренне прося его о защите.

Молитвы великомученику Никите

Крестный путь святых мощей

В 1942 году фашисты угнали в Литву свыше трех тысяч новгородцев. А осенью того же года в литовский городок Векшни, куда их определили на поселение, немецкий эшелон привез пять серебряных рак с мощами новгородских святых. Настоятель местного православного храма, в который поместили святыни, архимандрит Алексий (Чернай) первый опознал раку святителя Никиты. Митрополит Литовский Сергий (Воскресенский) поручил ему открыть раки и поправить одеяния святых. Отец архимандрит потом вспоминал:

«После долгого путешествия святые в раках сдвинулись с места, и их надо было положить надлежащим образом. И поэтому сподобил меня, недостойного, Господь поднять святителя Никиту целиком, на моих руках, при помощи иеродиакона Илариона. Святитель был облачен в темно-малиновую бархатную фелонь, поверх которой лежал большой омофор кованной золотой парчи. Лик его был закрыт большим воздухом; на главе — потемневшая от времени золотая митра. Лик святителя замечателен; всецело сохранившиеся черты его лица выражают строгое спокойствие и вместе с тем кротость и смирение. Бороды почти не видно, только заметна редкая растительность на подбородке. Правая рука, благословляющая, сложена двуперстием — на ней ярко выделяется сильно потемневшее место от прикладывания в течение 400 лет. Дивен Бог во святых Своих!».

В 1947 году Патриарх Алексий I официально ходатайствовал о передаче в единственный открытый тогда храм Новгорода нетленных мощей святого Никиты Новгородского. Но только десять лет спустя, в 1957 году, под покровом ночи на грузовике мощи святителя были переправлены в Николо-Дворищенский собор на Ярославовом дворище. Однако вскоре, в годы хрущевских гонений, собор закрыли и передали музею. И в 1962 году единственная церковная община Новгорода перешла в церковь святого апостола Филиппа на Ильинской улице, где нетленные мощи святителя Никиты хранились до 1993 года, когда их крестным ходом торжественно перенесли в Софийский кафедральный собор и положили на то самое место, где они покоились столетиями.

|

Тропарь, глас 4*

Аудио:

0:27

Крест Христо́в, я́ко не́кое ору́жие усе́рдно восприи́м,/ и к боре́нию враго́в прите́кл еси́,/ и за Хри­ста́ пострада́в,/ после­ди́ огне́м свяще́нную твою́ ду́шу Го́споду пре́дал еси́:/ отону́дуже и даро́в исцеле́ния/ от Него́ сподо́бился еси́ прия́ти,/ великому́чениче Ники́то./ Моли́ Хри­ста́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Пере­вод: Крест Хри­стов, как буд­то ору­жие сме­ло взяв, на бит­ву про­тив вра­гов ты поспе­шил и за Хри­ста постра­дал, после чего и свя­щен­ную твою душу отдал Гос­по­ду, пото­му и удо­сто­ил­ся от Него полу­чить дар исце­ле­ний, вели­ко­му­че­ник Ники­та. Моли Хри­ста Бога о спа­се­нии душ наших.

LiveInternetLiveInternet

Среди находок, собранных в г. Твери на размываемых берегах рр. Волги, Тверцы, Тьмаки, значительную группу составляют кресты с изображением св. муч.Никиты-бесогона.

Подобные находки известны в Старице и ее округе, а также в Ржеве, Торжке и Белом Городке.

В православной церковной истории есть несколько святых, имевших имя Никита: Никита-бесогон и Никита-мученик (Никита Готский) — первые христиане, подвергшиеся пыткам и смерти за Христа в Константинополе, а также Никита-столпник (который жил в 18 веке в России на верхушке столба).

До раскола церкви в 1666 году самым известным и почитаемым из них был Никита-бесогон. В больших количествах находят старинные крестики и различные произведения мелкой пластики, несущие изображение святого Никиты. Как узнать Никиту-бесогона? Он изображается с палкой или кандалами, зажатыми в руке, «побивающий беса».

Этот сюжет иллюстрирует один из эпизодов византийского апокрифического жития святого Никиты, сына некоего царя Максимиана (Истрин В.М., 1899). Став христианином, Никита вызвал крайнее неудовольствие отца-язычника и после череды мучений был ввергнут в темницу, где к нему явился бес, принявший ангельский облик. Бес начал уговаривать Никиту поклониться языческим идолам и тем самым избежать новых мучений. Никита усомнился в ангельской сущности гостя, помолился Господу, после чего к нему сошел с небес архангел Михаил и приказал подвергнуть ложного ангела испытанию. Никита схватил беса, наступил на него и побил своими железными кандалами, вынудив его признаться в своей дьявольской природе.

Когда царь снова вызвал его на допрос, святой за руку привел беса с собой и показал отцу того, кто над ним властвует. А чтобы отец уверовал во Христа, Никита воскресил двух давно умерших супругов. Но ничто не подействовало на Максимиана. И тогда весь город с царицею восстали против него. В этот день Никита крестил восемнадцать тысяч четыреста человек и вскоре упокоился в Боге. В житии его сказано, что он помогает в учении, исцеляет, изгоняет бесов, освобождает от рабства, помогает покаяться в грехах и освободиться от прельщений дьявола. С именем святого Никиты связаны две заклинательные молитвы, в которых проявилось отношение древнерусского человека к нему как к главному защитнику от демонов. Одна из них читается перед сном, другая приписывается самому Н. перед смертью. В этих молитвах проявилось отношение древнерусского человека к мученику Н. как к главному защитнику от демонов. Именно по причине своего охранительно-обережного характера иконографическая композиция «Никита, побивающий беса» была чрезвычайно популярна на Руси. Наиболее ранними ее воплощениями являются рельеф на западном фасаде Дмитровского собора во Владимире (1197 г.) и двухсторонняя каменная иконка XIII в. с изображениями Николая Чудотворца и Никиты с бесом, предположительно новгородского происхождения (Николаева Т.В., 1983, табл. 14, 2, кат. № 68).

Как принято считать в настоящее время, наибольшее распространение, этот сюжет имел в XIV–XVI вв., когда композиция с Никитой и бесом стала во множестве воспроизводиться на каменных и меднолитых иконках, крестах-энколпионах, наперсных и нательных крестах и амулетах-змеевиках. Краткий обзор вещественных источников и их осмысление можно найти в ряде специальных работ, изданных начиная с 1890-х гг. (Четыркин И.Д, 1898; 1900; Добрыкин Н.Г., 1900) и до настоящего времени (Ткаченко В.А., Хухарев В.В., 1999, с. 68–79; Хухарев В.В., 1994, с. 210–215). На произведениях металлопластики святой Никита Бесогон почти всегда представлен с рукой, поднятой для удара. Избивает беса он то оковами, то палкой или палицей, то вервием. Никита изображен то в короткой опоясанной одежде туникообразного покроя и плаще, то в длинной одежде, напоминающей рясу, то в воинском доспехе. Внешность Никиты тоже оказывается различной: он может быть изображен и безбородым юношей, и зрелым бородатым мужем. Различна и внешность беса: чаще всего он имеет антропоморфные черты, изредка – зооморфные или даже орнитоморфные. Иногда в композицию включены архитектурные элементы, символизирующие темницу, в которой заточен святой Никита.

До 90-х г. 14 в. на иконах и крестах преподобный Никита лупил беса в его обличии (с рогами хвостом и т.д.). Но что удивительно, согласно последним археологическим раскопкам, проводимым в Рязанской области, были найдены нательники, где вместо беса для битья был изображен треугольник — пирамида! Напрашивается вывод, что православные в конце 14, начале 15 в.в. четко представляли, откуда исходит зло для русского народа и посредством культовой пластики (нательные кресты и образки) пытались оградить себя от этого зла. В Затверечьи (старый ремесленный район г.Твери, находящийся на р.Тверца) сохранился один из древнейших храмов в честь Никиты. Небезызвестный Афанасий Никитин отправился в путь за три моря от Никитского храма.

По преданию, наперсный крест с двумя изображениями св. Никиты принадлежал Сергию Радонежскому (хранился впоследствии в Павло-Обнорском монастыре Вологодской губернии). Память Никиты Бесогона праздновалась 15/28 сентября, в тот же день, что и память великомученика Никиты Готского, военачальника-христианина, пострадавшего за веру от царя готов Афанариха (ок. 372 г.), поэтому еще в средние века события, изложенные в житиях обоих мучеников, стали восприниматься как относящиеся к одному и тому же лицу. После введения в 1720 г. государственного управления русской православной церковью (через Синод) при Петре I все святые подверглись цензуре. Апокрифическое житие Никиты, сына царя Максимиана, попало в список христианской литературы, запрещенной для чтения, а имя Никиты Бесогона исчезло из церковного календаря. Его почитание было перенесено на великомученика Никиту Готского, а иконографический сюжет с побиением беса стал достоянием старообрядцев и изредка воспроизводился ими по старым образцам вплоть до XIX в. (Ткаченко В.А., Хухарев В.В., 1999, с. 72–73, рис. 15-19).

** * **

Примечание:

«Мучение Никиты» относится к апокрифическим переводным житиям, или, вернее, мартириям («мартирий» — «мученичество») первых христианских мучеников, погибших за веру. Память его отмечается церковью 15 (28) сентября. Апокрифическое «Житие Никиты» включалось в Прологи (сборники кратких рассказов о святых) и Четьи-Минеи, однако реже, чем каноническое Житие Никиты Готского. Упоминание о «Мучении Никиты» встречается в индексе отреченных книг начиная с XIV в. (Погодинский Номоканон, ГПБ, собр. Погодина, № 31), оно вошло в «Правило 69 Лаодикийского собора» наряду с «Обходами апостольскими», «Георгиевым мучением». Славяно-русские списки индекса комментируют это сочинение: «Никитине мучение, именующе его яко царев сын, еже не бысть тако» (Погодинский Номоканон), «Никитине мучение, что сын царев Максимианов и беса мучил» (ГИМ, Синод. собр., № 491, кон. XVI в.). В названиях некоторых списков самого «Мучения» слова: «иже беса мучил» превратились в «иже бе сам мучил». Славяно-русские списки «Мучения Никиты» известны с конца XV в. (ЦНБ УССР, собр. Муз., IV, № 208, Минея 1489 г., список Афонского Хиландарского м-ря, № 75). Перевод «Жития Никиты» осуществлен по изданию А. Н. Пыпина в «Памятниках старинной русской литературы». Вып. 3. СПб., 1862, по списку начала XVI в. из Румянцевского Торжественника № 436, РГБ, с привлечением греческих и славянских списков, изданных В. М. Истриным (см. Истрин В. М. Апокрифическое мучение Никиты. Одесса, 1898).

*

Источники:

https://nikitski.narod.ru/misc.html

https://экзорцист.рф/besogon.htm

Кондак, глас 2*

Пре́лести посе́к держа́ву стоя́нием твои́м,/ и побе́ды прии́м вене́ц во страда́льчествех твои́х,/ со А́нгелы сла́вне ра́дуешися,/ Ники́то тезоимени́те,// с ни́ми Хри­ста́ Бо́га моля́ непреста́нно о всех нас.

Пере­вод: Гос­под­ство заблуж­де­ний ты уни­что­жил сво­им про­ти­во­сто­я­ни­ем и полу­чил венец побе­ды в муче­ни­че­стве сво­ем, с анге­ла­ми, про­слав­ля­е­мый, раду­ешь­ся, Ники­та побе­де одно­имен­ный (Ники­та от греч. νίκη — побе­да), с ними Хри­ста Бога моля непре­стан­но обо всех нас.

5-я молитва Св Никите Готфскому

К тебе, яко скорому и избранному спасения нашего ходатаю, богоизбранному воеводе, оружием креста враги победившему, великомученице Никито, вседушно прибегаем: не отвратися от нашея нищеты, молению нашему внемли, и от бед нас и град сей сохрани. Простри руку твою, скорую помощь подающую, управи ум наш от пагубоносных разсеяний, и сердца наша оскверненная очисти, освяти и горе имети утверди. От враг видимых и невидимых нас сохрани, да над страстьми победители явимся, творяще святыню во страсе Господни, и всякое уныние поправше, радоватися о Господе начнем; и тако твоими ходатайствы, во смирении и простоте сердца, сподобимся до последняго издыхания боголепно Отца и Сына и Святаго Духа воспевати и твоя боговенчанныя подвиги и чудеса прославляти во веки веков. Аминь.

Краткое житие

День памя­ти 15/28 сентября

Вели­ко­му­че­ник Ники­та при­нял муче­ни­че­скую смерть за Хри­ста в IV в. во вре­мя меж­до­усоб­ной вой­ны меж­ду гота­ми-хри­сти­а­на­ми и языч­ни­ка­ми. Тело его было бро­ше­но в костер, одна­ко не сго­ре­ло. Друг Ники­ты ночью отыс­кал остан­ки муче­ни­ка, и те дол­гое вре­мя пре­бы­ва­ли у него, а затем были пере­не­се­ны в Кили­кию и по при­чине мно­же­ства чудес и исце­ле­ний сде­ла­лись извест­ны­ми все­му цер­ков­но­му наро­ду. Осо­бен­но молят­ся вмч. Ники­те об изгна­нии злых духов.

Минея. 15‑е сентября.

  • Глас в Словаре.
  • Ака­фист свя­то­му вели­ко­му­че­ни­ку Никите.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: