Сухумская и Абхазская епархия
(формально в составе Грузинской Православной Церкви, на деле статус не определен)
- Тел: +(995 44)-271971 (эконом монастыря св. ап. Симона Кананита иером. Андрей (Ампар)); факс: +(995 44)-260032 (епархиальное управление)
- Кафедральный город — Сухум. Кафедральный собор — Благовещенский (Сухум).
- Официальный сайт:
Начало Православной иерархии в Абхазии положено еще в первые века христианства. Известно, что епископ Севастопольский, или Никопсийский присутствовал на IV Вселенском (Халкидонском) Соборе в 451 году. В 536 году, в древней Никопсии (Анакопия) или Пициде была возрождена епископская кафедра, возвышенная в 541 году в архиепископию, подчиненную Константинопольскому патриарху. С образованием в VIII веке Леоном II независимого от Восточной Римской империи Абхазского царства которое охватывало всю территорию Западной Грузии, местная Церковь постепенно оформилась в независимую. Около 840 года Никопсийские архиепископы приняли наименование Бичвинтских и Абхазских, усвоив себе впоследствии некоторые права автокефалии. См. подробнее статью Абхазский Католикосат.
Абхазско-Имеретинский Католикосат, в разное время находясь как в зависимости от Мцхетского, так и в независимом положении, просуществовал до конца XVIII века, когда в Северном Кавказе усилилось влияние Российской империи. Последний Абхазский патриарх-католикос Максим II остался в России в 1784 году и скончался в 1795 году, после чего местоблюстителем католикосской кафедры был митрополит Досифей Кутаисский, а в 1814 году Абхазский Каталикосат был окончательно упразднён. Церковь в Западной Грузии перешла в ведение Грузино-Имеретинской синодальной конторы и вошла в состав Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви.
15 апреля 1851 году Абхазская епархия была восстановлена в составе Грузинского Экзархата. С 1869 года кафедра была Имеретинским викариатством, а с 12 июня 1885 года была возобновлена как самостоятельная под наименованием Сухумской.
После распада СССР и последовавшего грузино-абхазского конфликта грузинский архиерей епархии митрополит Даниил (Датуашвили) с 1993 года пребывает в Тбилиси. С тех пор идут переговоры либо о вступлении епархии в Русскую Православную Церковь, либо о переходе во Вселенский Патриархат, либо о восстановлении автокефалии Абхазской Церкви. Постригал монахов и ставил священников для епархии Майкопский архиерей. Православная Церковь в Абхазии фактически возглавляется священником Виссарионом Аплиа, председателем епархиального совета.
Ныне ограничена пределами Абхазии.
Архиереи
- Герман (Гоголашвили) (8 сентября 1851 — 2 сентября 1856)
- Свт. Александр (Окропиридзе) (2 сентября 1856 — 6 октября 1857, 4 марта 1862 — 30 мая 1869) в первый раз — в/у, архим.
- Геронтий (Папиташвили) (6 октября 1857 — 16 ноября 1859)
- Свт. Гавриил (Кикодзе) (30 мая 1869 — 1886) в/у, еп. Имеретинский
- Геннадий (Павлинский) (28 декабря 1886 — 31 марта 1889)
- Александр (Хованский) (29 мая 1889 — 12 февраля 1891)
- Агафодор (Преображенский) (2 марта 1891 — 17 июля 1893)
- Петр (Другов) (19 сентября 1893 — 17 января 1895)
- Арсений (Изотов) (2 февраля 1895 — 26 марта 1905) [1]
- Сщмч. Серафим (Чичагов) (10 апреля 1905 — 3 февраля 1906) [2]
- Сщмч. Кирион (Садзаглишвили) (3 февраля 1906 — 25 января 1907)
- Димитрий (Сперовский) (25 января 1907 — 25 июля 1911)
- Андрей (князь Ухтомский) (25 июля 1911 — 22 декабря 1913)
- Сергий (Петров) (22 декабря 1913 — 1920)
В составе Русской Православной Церкви
- Антоний (Романовский) (30 ноября 1924 — 1927) в/у, еп. Ереванский
- Серафим (Протопопов) (23 ноября 1928 — 3 апреля 1930) в/у, еп. Бакинский
В составе Грузинской Православной Церкви
- Исп. Амвросий (Хелая) (1918/1919 — 1921)
- Иоанн (Маргишвили) (15 октября 1921 — 7 апреля 1925) [3]
- Христофор (Цицкишвили) (7 апреля 1925 — 21 июня 1927) [4]
- Ефрем (Сидамонидзе) (1927) в/у, еп. Цилканский
- Мелхиседек (Пхаладзе) (1927 — 1928)
- Павел (Джапаридзе) (1928)
- Варлаам (Махаидзе) (1929 — 1934)
- Мелхиседек (Пхаладзе), 2-й раз (1935 — 1943)
- Антоний (Гигинейшвили) (1952 — 24 ноября 1956)
- Леонид (Жвания) (1957 — 1964)
- Роман (Петриашвили) (1965 — 1967)
- Илия (Гудушаури-Шиолашвили) (1 сентября 1967 — 23 декабря 1977)
- Николай (Махарадзе) (1978 — 1981)
- Давид (Чкадуа) (1983 — 1 октября 1992)
- Даниил (Датуашвили) (1992 — 21 декабря 2010) с 1993 вне епархии
- с 21 декабря 2010 — епархия под прямым управлением католикоса-патриарха всея Грузии
Путеводитель: Страна Души и её православные святыни
Немного краеведения
Республика Абхазия (Апсны — «Страна души») — государство, занимающее 260 километров черноморского побережья, с территорией в 8665 квадратных километров. Абхазия расположена на побережье Чёрного моря у отрогов Главного кавказского хребта.
Небольшая страна на юго-востоке граничит с Грузией, от которой провозгласила независимость в 1994 году (последняя не признаёт независимости республики), а на северо-западе, севере и востоке — с Россией.
Страна не имеет собственной валюты и в расчётах использует российский рубль. На территории Абхазии действуют собственные мобильные операторы, интернет-провайдеры и банки, многие из которых являются «дочками» российских компаний. Например, Сбербанк Абхазии.
В практическом и официальном обиходе Абхазии используются как абхазский, так и русский языки. Население республики составляет примерно 240 000 человек. Также многие выходцы из Абхазии, исповедующие ислам, сегодня проживают в Турции и других мусульманских странах и имеют устойчивые связи с Родиной.
Столица Абхазии — город Сухум. Помимо Сухума ещё 7 населённых пунктов страны имеют статус городов, а остальные являются сёлами. Основными отраслями экономики Абхазии являются: туризм, сельское хозяйство и виноделие.
Около 51% граждан Апсны исповедуют христианство, порядка 14% — ислам, 3% язычников и 3% приверженцев абхазского монотеизма – веры в Единого Бога — Творца всего сущего (Анцва). На практике, многие местные христиане также тяготеют к Абхазскому монотеизму, редко посещают храмы и не вникают в богословские тонкости.
Православие в Абхазии сегодня
Православие в Абхазии переживает не лучшие времена. С одной стороны, абхазские приходы юридически относятся к канонической территории Грузинской Православной Церкви. С другой стороны, грузинские священнослужители в большинстве своём были изгнаны с территории республики в ходе грузино-абхазской войны. Многие святыни Абхазии были ограблены и повреждены грузинскими войсками, что вызвало негодование местных жителей.
Поэтому, фактически Абхазская Православная Церковь (временный управляющий иерей Виссарион Аплиаа) стремится перейти в юрисдикцию Московского патриархата. Священники для абхазских приходов сегодня учатся и рукополагаются в России, а за богослужением здесь поминают имя патриарха Московского и всея Руси.
Кроме того, часть клириков Абхазской Православной Церкви, во главе с архимандритом Дорофеем (Дбаром) ушла в раскол и стремится получить автокефалию от Константинопольского патриархата. Им подконтролен Новоафонский монастырь и несколько храмов в других населённых пунктах.
Природа Абхазии
Природа станы составляет её заслуженную гордость. Большая часть территории Абхазии имеет горный рельеф. Наиболее высокая гора республики, Домбай-Ульген, поднимается на 4048 метров над уровнем моря. Многие горные склоны украшены водопадами.
Помимо гор для рельефа Абхазии характерны карстовые образования. Неподалеку от Гагры находится самая глубокая в мире карстовая пещера — полость Крубера-Воронья глубиной 2080 метров. Большой популярностью у туристов пользуется озеро Рица, возникшее в горах много веков назад, в результате обвала одной из них в ближайшую реку.
Морские пейзажи, бурные реки, вершины гор и субтропическая растительность сделали Абхазию исключительно живописной. Пицунда добавит к этому колориту знаменитые реликтовые сосны, кедры, кипарисы и эвкалипты.
Немного истории края
Апсны имеет богатую историю. С IV века до Рождества Христова в этих местах создавались греческие колонии, первой из которых стал Питиунт (он же «Пицунда» — от греч. «сосна»), а второй – Диоскуриада, не месте которой сейчас расположен Сухум. Позже, греков сменили римляне.
Примерно в это время в землях абазгов проповедовали апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. После его проповеди христианство здесь постепенно забывалось, до начала эпохи гонений. Во II-IV веках Абхазия часто бывала местом ссылки христиан. В IV веке христианство в Абхазии распространилось настолько, что епископ Питиунта в 325 году принимал участие в Первом Вселенском соборе.
Позднее Абхазия пребывала под властью Византии, подвергалась набегам арабов, содержала торговые форпосты генуэзцев. В VIII-X веках была самостоятельным царством и владела даже частью Западной Грузии. В X-XV Абхазия находилась в составе объединённых грузинских княжеств.
В период, примерно с XIII по XIX столетия, Абхазия имела своего католикоса-патриарха (к канонической территории которого относились также княжества Западной Грузии), который с течением времени перенёс кафедру в Имеретию. Здесь линия католикосов прервалась в XIX веке.
В XV-XVIII веках земли Абхазии попали под власть Турции, проводившей политику насильственной исламизации местного населения. В результате череды восстаний, абхазы смогли освободиться от власти Турции и принять русское подданство в начале XIX века. При этом, значительная часть местных жителей, исповедовавшая ислам (махаджиры), была выдворена в Турцию.
В XX столетии, Абхазия была включена центральными властями СССР в состав Грузинской ССР, что очень не нравилось местному населению. После распада Советского Союза, Апсны вышла из подчинения Грузии. В 1994 году была провозглашена независимость республики, а позднее был заключён договор о стратегическом партнёрстве с Россией.
Православные святыни Абхазии
Для удобства ориентирования паломников, постараемся расположить святыни в порядке их географического местоположения при путешествии с северо-запада на юго-восток республики:
Гагры. Здесь можно посетить пещеру местночтимого святого Ипатия Гагрского. Преподобный отшельник (не путать со священномучеником Ипатием Гангрским) подвизался в пещере в ущелье горы Мамдзышха.
Пицунда знаменита своим огромным собором, где в средние века совершали богослужение католикосы-патриархи Абхазии и Имеретии. В советское время собор, из-за своей уникальной акустики, был переделан в концертный зал. Здесь был установлен огромный орган, послушать который и сегодня собираются полные залы туристов.
Также на территории собора расположена небольшая действующая православная церковь, сохранившаяся с X века, развалины более крупного православного храма, в которых летом на выносном престоле также совершаются богослужения, и музей.
Лыхны. Древний Успенский храм в селе Лыхны (когда-то столица Абхазского царства), построенный в X-XI веках. Действующий православный храм, где расположена усыпальница князя Сафарбея Чачба-Шервашидзе, при котором Абхазия вошла в состав Российской империи.
Новый Афон — в древности Анакопия, город на берегу моря в самом центе Апсны. Назван по имени местной монашеской обители, основанной здесь в XIX столетии русскими монахами, прибывшими из Свято-Пантелеимонова монастыря со Святой горы Афон.
Монастырь не только является красивейшим архитектурным комплексом с прекрасными храмовыми росписями, но имеет и целый ряд технических достопримечательностей, построенных при покровительстве русских императоров – собственную ГЭС и железную дорогу, по которой в обитель подвозили дрова, строевой лес и другие грузы.
В настоящее время монастырём управляют раскольники во главе с запрещённым в священнослужении архимандритом Дорофеем (Дбаром), поэтому посетить обитель будет небезынтересно, но оставаться на богослужения в монастыре и относящихся к нему храмах не стоит.
На Иверской горе Нового Афона расположена одноимённая часовня и святой источник, который появился здесь, согласно Преданию, по молитвам монахов Пресвятой Богородице.
Помимо монастыря, в Новом Афоне находятся несколько святынь, связанных с апостолом Симоном Кананитом (Зилотом), которым обязательно стоит поклониться. Апостол проповедовал в Абхазии и здесь же принял мученическую кончину.
В Новом Афоне вы можете посетить пещеру апостола Симона, валун с отпечатком стопы святого, поклонный крест на месте его кончины, а также храм, где хранились его мощи.
Команы. На подъезде к этому селу, расположенному в 15 километрах от Сухума на западном берегу реки Гумисты, находятся источник и место кончины святого мученика Василиска (IV век).
По дороге в Команы автобус с паломниками обязательно свернёт вправо. Буквально в 50-80 метрах от основной дороги вы увидите бетонную лестницу, ведущую вверх на небольшую горку. На вершине горки стоит часовня святого Василиска. Здесь же под слоем камней погребено и тело мученика.
Под горкой, чуть в стороне, из скалы бьёт святой ключ. По легенде, именно у основания ключа святой и принял свою мученическую кончину. Православные христиане окунаются в источник, набирают воду и молятся святому Василику, прежде чем продолжить свой путь в Команы.
В Команах верующих ожидает иной святой – архиепископ Константинополя Иоанн Златоуст. Именно здесь он предал Богу душу, не снеся тягот путешествия в ссылку.
В XI веке на месте кончины святителя был построен небольшой храм, посвящённый святителю. Позже, он пришёл в упадок и разрушился, как и основанный в этих местах в конце XIX столетия женский монастырь. Но в 1991 году Златоустовский храм был отстроен заново – с использованием материалов и фундамента древней церкви и по её образцу.
В одном из пределов команского храма выставлен для поклонения первый каменный саркофаг, в котором похоронили «великого каппадокийца». Судя по гробу, великий святитель был совсем невелик ростом – примерно 140-150 сантиметров…
Наконец, в нескольких километрах от храма во имя святителя Иоанна Златоуста находится место третьего обретения главы Иоанна Крестителя. К нему можно добраться, если вы приехали в Команы в рамках джип-тура.
В период расцвета иконоборчества в Византии в VIII столетии, святую главу Предтечи Спасителя тайно вывезли и спрятали близ Коман, чтобы спасти от поругания. Главу нашли и вернули в Царьград примерно через 100 лет, когда иконоборческая ересь окончательно была побеждена.
Сухум. Собор в честь благовещения Пресвятой Богородицы в Сухуме. Действующий православный кафедральный собор, в котором совершает богослужения временный управляющий православными приходами Абхазии иерей Виссарион Аплиаа.
В Драндах монахи мужского монастыря восстанавливают строения древней епископской резиденции. Местный Успенский собор был построен ещё в VIII столетии. Позже здесь был основан целый комплекс с больницей, кузницей, типографией, несколькими скитами и храмами, мастерскими и школой, который был закрыт и разграблен с приходом советской власти.
Сейчас, одно из помещений на территории бывшего монастыря отгорожено и приспособлено под единственную в Абхазии тюрьму. Остальные же строения иноки постепенно восстанавливают. Так, Успенский собор уже является действующим.
Моквы. Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в Моквах, где были погребены многие абхазские архиереи, священники и представители знати.
В селе Илор в нескольких километрах от Очамчыры находится храм, посвящённый святому великомученику Георгию Победоносцу. Сегодня здесь можно поклониться иконе святого великомученика Евстафия Апсильского, а раньше в храме находились кованые из серебра чудотворные образы, один из которых принадлежал великомученику Георгию Победоносцу.
На данный момент чудотворные иконы и другие сокровища илорского храма утрачены, а когда-то местные жители не только творили молитву перед ним, но и давали обеты, которые обязательно старались исполнить.
Бедия. Красивейший памятник абхазской архитектуры — храм в честь Влахернской иконы Божией Матери в селе Бедия, возведённый при царе Баграте III.
Советы путешественникам
Добраться до городов Абхазии легко огромным количеством способов: на рейсовом морском катамаране, от Сочи или Туапсе; на поезде из нескольких городов России (например, Москва-Сухум, Санкт-Петербург-Сухум); на электричке из Адлера, на собственном автомобиле через КПП «Псоу». На автобусе от КПП «Псоу» (15 минут на такси от аэропорта Адлера, Сочи). Самолёты в Апсны не летают. Ближайший аэропорт – Адлер (Сочи).
В республике вы можете поселиться в комфортабельных отелях и пансионатах, в рамках заранее купленного тура, но если совершаете паломничество самостоятельно, то достаточный уровень комфорта сможете получить и в частных гостиницах, коих местные жители содержат великое множество.
Если помимо посещения святынь вы хотите отдохнуть на природе, то лучше поселиться в Пицунде (уникальный микроклимат реликтового сосняка и моря) или далее на юго-восток – в Новом Афоне или Сухуме, так как Гагры находятся слишком близко от Сочи и море здесь ещё не такое чистое. Со своей стороны, как базу для дальнейших путешествий внутри страны, рекомендую Пицунду и даже конкретный гостевой дом на Лесной 9А, от которого имею личные положительные впечатления.
В зависимости от выбора, который вы сделали с жильём, питаться вы сможете либо с кухни отеля, либо в местных кафе. Также рекомендую присмотреться к местному рынку – в большинстве гостевых домов вы можете пользоваться и кухней, так что рынок позволит вам сэкономить.
Снять здесь деньги с российской банковской карты в Абхазии можно, но только с небольшой комиссией, а вот безналичные платежи совершенно не развиты. Пользоваться своей сим-картой возможно только в роуминге. Поэтому лучше брать с собой в путешествие побольше наличности и приобрести местную сим-карту.
Также советую быть внимательным на дорогах. Абхазы, хотя и стараются водить аккуратно, не являются приверженцами правил дорожного движения. Как они говорят сами, «водят по понятиям». Дополнительно усложняет передвижение автотранспортом горный рельеф. Часто из-за поворота встречную машину можно просто не увидеть.
Экскурсии к святыням вы сможете заказать в любом городе Абхазии. Поскольку туристических фирм в республике несколько, выбрать маршрут, интересный для себя, вам будет нетрудно.
Внимание! Местный экскурсоводы замечательно описывают природные красоты Апсны, но об истории христианства в республике и её святых местах знают крайне мало. Также мало о местных святынях смогут рассказать и работники храмов. Поэтому перед поездкой в Абхазию лучше приобрести хороший путеводитель для паломников.
Андрей Сегеда
Сопровождающие гид фото взяты из открытых источников и автору текста не принадлежат.
Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)110
Действующие монастыри Абхазской Епархии
Монастырь Святого Апостола Симона Кананита в г. Новый Афон.
Настоятель – иеромонах Андрей (Ампар). Количество насельников – 25 человек. На территории монастыря функционируют два храма: собор святого великомученика Пантелеимона и храм мученика Иерона. Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон, монастырь. Тел. +7 (840) 227-19-71. Монастырь открыт для посещения ежедневно с 12.00 по 19.00, за исключением понедельника и Великого поста.
Монастырь Святого Иоанна Златоуста в с.Каман.
Настоятель – иеромонах Дорофей (Дбар). Количество насельников – 5 человек. На территории монастыря функционируют два храма: храм святого Иоанна Златоуста и храм мученика Василиска. Адрес: Сухумский район, с.Каман, монастырь. Тел. +7 (840) 227-25-04.
Ссылки [ править ]
- Действующие храмы и монастыри Абхазской Епархии
- Сухумо-Абхазская епархия переименована в Абхазскую Православную церковь с Сухумским и Пицундским патриархатами (на русском). Администрация Президента Республики Абхазия. 2009-09-16. Архивировано из оригинала на 2012-02-16 . Проверено 26 сентября 2009 .
- Абхазия: «Мы кого угодно выгоним» . Форум 18 . 7 апреля 2009 г.
- Вновь обострился конфликт внутри православной общины Абхазии . Blagovest.info
15 мая 2006 г. Проверено 26 июня 2007 года (на русском языке ) - Грузинский патриархат отказывается признавать Абхазскую Православную Церковь . РИА Новости . 16 сентября 2009 г.
- Русская Православная Церковь «уважает» власть Грузинской церкви над Абхазией, Южная Осетия . Гражданская Грузия . 16 сентября 2009 г.
- Абхазской православной церкви переданы в безвозмездное бессрочное пользование 38 храмов и соборов. . Апсныпресс
. 9 февраля 2011 года Архивировано из оригинала на 2011-07-21 . Проверено 25 февраля 2011 года . - ^ аб
Абхазская православная церковь заявила о своей самостоятельности (на русском). Кавказский узел. 2009-09-16 . Проверено 26 сентября 2009 . - Kuchuberia, Анжелы (17 ноября 2009). «Архивная копия» Абхазская православная церковь обратилась к духовенству Грузии с братским посланием (на русском). Кавказский узел. Архивировано из оригинального 11 августа 2011 года . Проверено 29 ноября 2009 года .CS1 maint: заархивированная копия как заголовок ( ссылка )
Действующие храмы Абхазской Епархии
Сухумский кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы.
Настоятель собора – священник Виссарион Аплиаа. Священнослужители собора: иеромонах Андрей (Ампар), иеромонах Сильвестор, диакон Григорий. Адрес: г.Сухум, ул.Абазинская 75. Тел..
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в г. Гагра.
Настоятель — иеромонах Павел (Харченко). Адрес: г. Гагра
Храм-часовня Пицундских Святых в п.Пицунда.
Настоятель — иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гагринский район, п.Пицунда. Тел..
Храм Покрова Богородицы в г.Гудаута.
Настоятель – иеромонах Василиск (Лейба). Священнослужители храма: иеродиакон Савватий (Лагутин). Адрес: г.Гудаута, ул.Харазия 26.
Храм Успения Богородицы в с.Лыхны.
Настоятель — протоиерей Петр (Самсонов). Служащий священник — иеромонах Игнатий (Киут). Адрес: Гудаутский район, с.Лыхны. Тел..
Храм Покрова Богородицы в г.Новый Афон.
Настоятель иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гудаутский район, г.Новый Афон. Тел..
Храм Святого Апостола Симона Кананита в г.Новый Афон.
Служащий священник – иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гудаутский район, г. Новый Афон. Тел. +7 (840) 227-25-04.
Храм Преображения Господня в с.Яштуха.
Настоятель — иеромонах Григорий (Хоркин). Адрес: Сухумский район, с.Яштуха.
Храм Святых Равноапостольных Константина и Елены в с.Акапа.
Настоятель – иеромонах Иоанн (Свинухов). Адрес: Сухумский район, с.Акапа. Тел..
Храм Пророка Илии в п.Агудзера.
Адрес: Гульрипшский район, п.Агудзера. Тел..
Драндский Успенский собор.
Настоятель – иеромонах Дорофей (Дбар). Адрес: Гульрипшский район, п.Дранда. Тел..
Храм Архангела Гавриила в п.Дранда.
Адрес: Гульрипшский район, п.Дранда.
Моквский Успенский собор.
Священнослужитель – иерей Игорь Артемьев. Адрес: Очамчирский район, с. Моква. Тел..
Храм Святого Георгия Победоносца в с.Елыр.
Настоятель — иеромонах Сергий (Джопуа). Адрес: Очамчирский район, с.Елыр.
Храм Святого Георгия Победоносца в с.Чубурхинджи.
Служащий священник – иерей Никита Адлейба. Адрес: Галльский район, с.Чубурхинджи.