История Восточноправославных (Дохалкидонских) Церквей



Монофизитские церкви на сайте Игоря Гаршина. Древневосточные церкви
Главная

Пишите

Главная > Эзотерика > Религии > Христианство > Древневосточные церкви
Алфавитный перечень страниц: | | | | | Е (Ё) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 0-9 | A-Z (англ.)

Древние восточные церкви — группа древних церквей восточного христианства, признающих постановления и исповедующих вероучительные догматы только первых 2-х или 3-х Вселенских соборов

. К ним относятся
диофизитская ассирийсская
и 6 монофизитских церквей (
армянская
,
коптская
,
маланкарская
,
сирийская
,
эритрейская
,
эфиопская
).

Последние 6 восточных церквей называют «ориентальными православными» или «древними православными» церквями. Они не признают Халкидонский и все последующие Вселенские соборы

, в связи с чем также называются
миафизитскими
и
нехалкидонскими
церквями.

Диофизитская Ассирийская Церковь Востока, признаёт еще меньше — только два первых Вселенских собора.

Разделы страницы о древневосточных церквях:

  • Диофизитская, монофизитская и миафизитская христологии
  • Ассирийская Церковь Востока
  • Армянская Апостольская Церковь
  • Коптская православная церковь
  • Маланкарская православная церковь
  • Сиро-Яковитская Православная Церковь
  • Маланкарская православная церковь (христиане апостола Фомы)
  • Эритрейская православная церковь
  • Эфиопская православная церковь

Диофизитская, монофизитская и миафизитская христологии

Диафизи́тство

Ассирийская Церковь Востока не принадлежит к Миафизитским нехолкидонским Церквам, коими являются Армянская, Коптская и пр. церкви. Ассирийцы исповедуют несторианский толк христианства. Они признают только первые 2 Вселенских Собора, миафизиты — 3, а православные и католики — все 7. Несториане не признают Деву Марию, как Богородицу. Для них она обычная женщина родившая мальчика, который позже стал Богом.

Миафизи́тство

Миафизи́тство (от др.-греч. μία — «единая» + φύσις — «природа, естество») — христологическая доктрина древневосточных церквей, утверждающая единство Богочеловеческой природы Иисуса Христа. Возникла в V веке вследствие богословской полемики святого Кирилла Александрийского из Александрийской богословской школы против Нестория Константинопольского

, согласно Антиохийскому богословию проповедовавшего природное разделение во Христе.

Термин «миафизитство» исповедующими данную доктрину выводится из приписываемой Афанасию Великому

формулы «μία φύσις τοῦ θεοῦ λόγου σεσαρκωμένη». С помощью данной формулы
св. Кирилл
опровергал
диофизитствоНестория
(две природы, две ипостаси, одно лицо), утверждая, что для исповедания Единого лица воплощенного Сына Божьего две совершенные природы Бога и человека должны быть в единстве (др.-греч. «μία φύσις») и образовывать единую ипостась.

В отличие от монофизитской

ереси
Евтихия
,
миафизитство
не учит о смешении двух природ во Христе или о поглощении одной в другой, но говорит лишь об их нерасторжимом единстве с полным сохранением своих свойств, что подчеркивает в одной из своих работ известный теолог-миафизит папа Александрийский (Коптской православной церкви) Шенуда III.
(Википедия)

Ассирийская (сиро-персидская) Церковь Востока [диофизитская = несторианская]

Сиро-Персидская Церковь относится к несторианской церкви

. Образована в 484 г. на базе Персидской («Халдейской») Церкви и Патриархата «Селевкия-Ктесифон» (современный Багдад). Распространилась по всей Аравии, Северной Индии и Центральной Азии (до Китая включительно) среди тюркских и монгольских народов. В VII-ХI вв. — самая обширная по территории христианская Церковь. В XIV в. почти полностью уничтожена Тамерланом.

В 1898 г. несколько тысяч айсоров

(ассирийских христиан) из Турции во главе с арх. Урмийским Мар Ионой перешли в Русскую Православную Церковь [а остальные?].

Ассирийская церковь Востока (или просто Церковь Востока

) — единственная существующая в настоящее время древняя восточная церковь, которая отвергает не только
Халкидонский собор
(в 451 г., где осудили монофизитов), но и
Третий Вселенский собор
(в 431 г., где осудили Нестория). Диофизитская
Ассирийская Церковь
не состоит в евхаристическом общении с церквями миафизитской христологии [т.е., от всез изолирована?], хотя и относятся к
древневосточным церквям.

Литература[ | ]

  • Браницкий А. Г., Корнилов А. А.
    Религии региона. — Н. Новгород: ННГУ имени Н. И. Лобачевского, 2013. — 305 с.
  • Епископ Порфирий (Успенский), «Восток Христианский» (Киев, 1873);
  • Вознесенский, «Монофизиты в Абиссинии» (в «Дух. Беседе» 1863);
  • Софония (Сокольский), еп.
    Современный быт и литургия христиан инославных яковитов и несториан. — Санкт-Петербург : Тип. духов. журн. «Странник», 1876. — 507 с.
  • протоиерей Петров, «Восточные христианские общества» (с атласом, СПб., 1876).
  • Народы и религии мира. Энциклопедия. — М., 2000
  • Селезнев Н. Н.
    Интерпретации происхождения названия «яковиты» у средневековых арабоязычных египетских авторов // Вестник РГГУ: Серия «Востоковедение, африканистика» 20 (100). 2012. — С. 153—168.

Армянская Апостольская Церковь

Армянская Церковь поклоняется Иисусу Христу, Сыну Божию, воплощенному из двух природ, Божественной и человеческой, и Спасителю мира» …Его Тело, единое с Богом не могло увидеть тления.

Армянская Апостольская Церковь

входит в состав Древне-Восточных Церквей. По преданию, восходит к апостолам
Фаддею
и
Варфоломею
. Исторически образована в 320-е годы, трудами святого Григория Просветителя (ум. 335), сын и преемник которого, Аристакес, был участником I Вселенского Собора. В своей догматике основывается на постановлениях трех первых Вселенских Соборов и придерживается христологии свт.
Кирилла Александрийского
(т.н. миафизитство [
монофизитство
?]). Имеет семь таинств, чтит Богородицу, иконы и т.д. В
IV Вселенском Соборе
не участвовала по объективным причинам и постановлений его (искаженных переводом) не признала. В период с 491 по 536 г. окончательно отделилась от единства Вселенской Церкви. В настоящее время имеет епархии в пределах Армении и несколько других в Америке, Азии, Европе и Австралии.

Христианство появилось в Армении очень рано, и хотя сведения, оставленные Абгаром, очень неясны, но, тем не менее, первое достоверное известие получается из II столетия [!]. Христианство, сильно преследуемое, иногда совершенно там исчезало, пока наконец епископ Григорий Просветитель

не обратил в 301 г.
Тиридата
и в V столетии
Месроп
не перевел Библию на армянский язык. С этого времени в армянской церкви началась деятельность, и армяне стали часто посещать школы в Афинах и Константинополе. В церковных распрях о двух естествах Христа армяне примкнули к
монофизитам
с одобрения персидского царя Хозроя, завоевавшего страну в 536 г., они отвергли на
Туринском синоде
формулу
Халкидонского собора
[4-го ?] и с тех пор отделились в особую церковь, которую назвали в честь Григория —
григорианской
. Главою церкви их сделался
католикос
(т. е. всеобщий епископ), живущий в
Эчмиадзине
, монастыре около Эривани, древней столицы Армении. Скоро в среде армян началась богатая научная деятельность, и значительная богословская литература, сохранившаяся на сирийском языке, начала переводиться на армянский язык для того, чтобы сделать ее доступной армянскому духовенству.
Нерсес-Клайеци
, армянский католикос XII века, сочинения которого издавались много раз, считается армянами величайшим их богословом.

С греческой (православной) церковью григорианцы

не сливаются до сих пор. Но римские папы пытались много раз, например, в 1145, 1341, 1440 г.г., когда армяне обращались за помощью к западным государствам против магометан, отторгнуть армян от старой веры. Папам удалось, однако, только образовать раскол в армянской церкви.

Сведения по армянской литературе можно найти на странице армянского языка.

  • Армянская Апостольская Церковь. Обзор П.И. Пучкова.
  • Армянская церковь. Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880.
  • Армянская Апостольская Церковь — Ново-Нахичеванская и Российская Епархия.
  • Армянская апостольская церковь. На сайте Союза армян России.
  • Размышления об историческом развитии христологической доктрины Армянской церкви. Дворкин А.Л. [толково и с примерами !]

Коптская православная церковь

Коптская Церковь была основана самим святым Марком Евангелистом

, который прибыл в Африку в 47-48 гг. и проповедовал в Александрии, тогдашней столице Египта. В 69 году он принял мученическую смерть от римлян. Святой Марк почитается коптами как их первый патриарх. С самого начала коптский Александрийский патриарх носил титул папы, который затем стали присваивать и римскому епископу. Коптский папа-патриарх избирается пожизненно, пользуется непререкаемым авторитетом и является лидером нации. Нынешний Папа Шенуда III был избран в 1971 году, он замечательный богослов и доступный человек.

Христианство без особого труда в свое время распространилось в древнем Египте, потому что его жители тысячелетия верили в умирающего и воскресающего бога Осириса. Кроме того, близкое соседство Египта со Святой Землей тоже способствовало этому. Считается, что на берегах Нила в течение почти 4 лет Дева Мария с мужем Иосифом прятали маленького Иисуса от преследований царя Ирода. Эти места посещают христианские паломники со всего мира.

Коптская Церковь относится к восточной, православной ветви христианства, но существует много различий между русским правочлавием и египетским христианством – и в теологии, и в традициях. Копты – монофизиты, то есть, согласно их вере, у Христа была единственная, божественная сущность, а не две – божественная и человеческая. В 451 г. Халкидонский Вселенский Собор осудил монофизитство как ошибочное учение, и Коптская Церковь Египта откололась от ортодоксальной [православной] христианской церкви.

Коптами были Св. Афанасий, Св. Василий – автор праздничной православной церковной литургии, Св. Пахом – основатель монашеского и отшельнического движения.

Заметьте, именно у коптов в 3-4-м веке возникло монашество, которое отсюда распространилось по христианскому миру. Стало оно неотъемлемой частью и русского православия. Первый монастырь, существующий до сих пор, был основан в пустыне на востоке Египта преподобным Антонием Великим. Почти в то же время там возник и монастырь св. Павла. Почитаемые христианской церковью святые Мария Египетская, преподобный Макарий Египетский, св. Екатерина [самая просвещенная женщина толго времени, которую растерзала толпа язычников] родились и жили на берегах Нила.

Несмотря на арабское завоевание Египта в 641 г. и гонения на христиан, копты в Египте очень почитались. От них никто не потребовал отказа от христианства, коптский язык даже использовался в официальных документах. Сейчас копты составляют около 9% населения Египта, но в структурах власти их представителей нет, потому что официальной государственной религией является ислам. Копты – самая многочисленная христианская община на Ближнем Востоке. Памятники древности коптов бережно восстанавливаются и охраняются государством, в Каирском музее Коптов хранятся сокровища коптской культуры.

Коптские храмы отличаются скромностью и простотой своего убранства, фрески встречаются нечасто, иконопись упрощенная, похожая на детские рисунки. В большинстве храмов есть скамейки. Но в целом изнутри они похожи на все православные храмы: алтарь, ориентированный на восток, солея, иконостас, росписи, свечи. Язык богослужения — древний коптский (его алфавит был создан на основе гроеческого).

Своеобразную форму имеют кресты коптских церквей: они ориентированы в двух направлениях, поэтому при взгляде с любой стороны виден Крест. Священники носят кресты, сделанные чаще из кожи, ходят в шапочках-тюрбанах. При входе в храм для причастия копты обязательно снимают обувь. Молятся они семь раз в сутки, лицом на восток, обязательно в головных уборах, большую часть года постятся. Они очень почитают Богородицу и святых, обязательно исповедуются.

Копты строго хранят чистоту своей крови и в жены берут только женщин-копток или европеек. Женятся они только один раз, венчаясь в церкви, гражданские браки и разводы у них не признаются. Христианские традиции они хранят очень трепетно, несмотря на то, что большинство населения страны давно исповедует ислам.

Александрия является древним коптским церковным центром, там находятся захоронения всех предстоятелей Коптской Церкви, начиная от апостола Марка. Но в настоящее время центр Коптской Церкви и вообще всего коптского народа расположен в Каире и включает в себя гигантский собор св. Марка, древний храм апостолов Петра и Павла, множество различных служб и зданий. Здесь находится главная духовная семинария Коптской Церкви, которую закончило большинство священников. В Коптской Церкви имеется 12 мужских и 6 женских монастырей, где монахи живут в строгости и молитвах, питаясь в основном хлебом и водой.

Взято с блога «Хранитель идей».

Источник

Происхождение Антиохийской христианской общины, как повествуется в новозаветной библейской книге Деяний Апостолов (ок. 11, ст. 19-25), восходит к первому веку , к апостольской эре . Несколько верующих, бежавших из Палестины из-за гонений, развязанных после побивания камнями святого Стефана , рассеялись по сирийско-финикийской области и прибыли в Антиохию , столицу римской провинции Сирия, где стали проповедовать проживающим там иудеям, и позже и язычники. Нам также говорят, что именно в этом городе верующих в Иисуса впервые назвали христианами.

. Вскоре после этого апостолы Варнава и Павел присоединились к антиохийской общине ; город был отправной точкой и точкой возврата знаменитых миссионерских поездок последнего. Рассмотрение Симона Петра как основателя Церкви и ее первого епископа обусловлено традицией, согласно которой этот апостол после ухода из иерусалимской общины и до прибытия в Рим некоторое время жил в Антиохии и окончательно структурировал местную общину. Эта традиция будет поддержана свидетельством самого Павла в его Послании к Галатам .(ок. 2, ст. 11), где он рассказывает, что, действительно, Петр переехал жить в ту общину не раньше 50 года. Дело в том, что Антиохия была первой сильной христианской Церковью, основанной вне Палестины , и что она оставалась как один из крупнейших центров христианства в первые века. [ 5 ]

Ефрем Сирийский , также известный как Ефрем Нисибийский или Нисибийский, был сирийским диаконом и писателем, святым, отцом Церкви и доктором Церкви, родившимся в Нусайбине (сегодня в Турции) — тогда в римской провинции Месопотамия — в 306 году. и умер в Эдессе в 373 году. Уже в свое время он был известен как «Мистик» по прозвищу «Арфа Духа». [ 6 ]От его богословской работы сохранились лишь несколько фрагментов: он написал комментарии ко всем книгам Священного Писания и многочисленные богослужебные песнопения. Поэт и богослов, он был по преимуществу учителем Сирийской церкви, поэтому его называли «пророком сирийцев» и «арфой Святого Духа». Святой Иероним рассказывает, что его писания читались на евхаристических собраниях после Священного Писания. [ 6 ]

Маланкарская православная церковь (христиане апостола Фомы)

Маланкарская православная сирийская церковь («христиане апостола Фомы») – автокефальная древневосточная община в Индии, основанная в 52 г. от Р.Х. апостолом Фомой. Ее предстоятель носит титул Католикоса Востока — митрополита Маланкарского, и имеет резиденцию в Коттаяме (штат Керала).

Сиро-маланкарский обряд (ritus Suro-Malankarensis) – один из восточных литургических обрядов. Принадлежит к сиро-антиохийской, или западно-сирийской, обрядовой группе наряду с собственно сиро-антиохийским обрядом. В настоящее время маланкарский обряд в различных формах используется христианами штата Керала (Индия) и незначительной диаспоры, принадлежащими к двум Древним Восточным Церквам, к Сиро-Маланкарской Католической Церкви и к нескольким протестантским Церквам.

В 1653 году большая часть верующих отделилась от униатской Маланкарской церкви и дала «Клятву креста Кунан» о неподчинении папе Римскому. Тогда же ими был посвящен епископ Мар Тома (его «посвятили» двенадцать священников), который возглавил церковь. В 1761 Мар Тома VI был рукоположен в митрополиты представителями Сирийской (Православной) церкви. В 1816 Британские миссионеры начали свою деятельность, в том числе — перевели Библию на язык малаям.

Гонения

Монгольские нашествия , начавшиеся в 13 веке , и особенно нападение Тамерлана в 1399 году, разрушили храмы и монастыри сирийских православных христиан и рассеяли их общины. Оттуда число верующих сократилось. Большим ударом стали преследования со стороны Османской империи во время и сразу после Первой мировой войны . Патриаршеству пришлось переехать в 1924 году из монастыря Дер-эз-Зафаран, где оно находилось с 1293 года, в город Хомс в Сирии . С 1959 года она открыла свою штаб-квартиру в г.Дамаск . [ 2 ]

Патриарх Сирийской Церкви.

Сиро-Яковитская Православная Церковь

Сиро-Яковитская Православная Церковь входит в состав Древне-Восточных Церквей и Монофизитских церквей. Образована в 540-е гг. сирийским монофизитским епископом Яковом Барадеем

. Выдержав жестокую борьбу с империей, яковиты в 610 г, отдали себя под владычество наступавших персов. В 630 г., при императоре Ираклии, частично приняли монофелитство («единоволие») — признание двух сущностей Христа, но единой божественной воли.

В начале VIII в., спасаясь от арабов, бежали в Египет и Сев.-Зап.Африку. Расселились и в восточном направлении по всему Междуречью до самой Индии, где в 1665 г. вошли в унию с Малабарскими христианами.

Общая численность приверженцев Сиро-Яковитской церкви на конец XX века — около 900 тысяч человек, преимущественно в Индии и Сирии.

  • .

внешняя ссылка

  • Сирийская Православная Церковь Антиохии
  • Сирийские православные ресурсы
Контроль властей
  • Проекты Викимедиа
  • Данные: Q210540
  • Мультимедиа: Сирийская православная церковь
  • Идентификаторы
  • WorldCat
  • ВИАФ : 147447783
  • ИСН : 0000 0001 2294 9733
  • БНФ : 16255796c (данные)
  • Земля : 5265255-5
  • LCCN : n84002368
  • НКК : kn20140804004
  • НОА : 49787667
  • СУДОК : 050327682
  • Словари и энциклопедии
  • Британика : адрес
  • Данные: Q210540
  • Мультимедиа: Сирийская православная церковь
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: