«Историческое событие глобального масштаба…»


Дохиар

Дохиарский монастырь во имя святых архангелов Михаила и Гавриила
на Святой Горе Афон

  • Адрес: Греция, Святая Гора Афон, Дохиарский монастырь. Ιερά Μονή Δοχειαρείου, 63086, Καρυές, Άγιον Όρος, Ελλάδα
  • Тел.: (30-23770)23225; факс: (30-23770)23746 [1]
  • Место в иерархии афонских монастырей: 10
  • Преобладающая народность: греки
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Монастырь расположен в юго-западной части полуострова, между монастырями Зограф и Костамонит, на крутом склоне холма, спускающегося к морю. От Дохиара до Констамонита полтора часа хода, до Ксенофонта 20 минут.

Колодец архангелов со св. водой

История

Монастырь был основан во второй половине века святым Евфимием, учеником преподобного Афанасия Афонского, и в начале был назван в честь святителя Николая. Святой Евфимий был сначала дохиаром

в Великой Лавре, заведуя кладовыми, откуда и пошло нынешнее прозвание монастыря.

По всей вероятности, святой Евфимий основал маленький Никольский монастырь недалеко от порта Дафни. Однако в начале века, при новом игумене, преподобном Неофите, под давлением пиратов монахи переселились на новое место, где сейчас и располагается монастырь. При нём новый собор монастыря был освящен в честь Архангелов. В то время, в ходе работ по перестройке Дохиара, у монастыря закончились средства, и Божия Матерь открыла одному молодому послушнику как найти спрятанный на соседнем острове клад. За сокровищем вместе с молодым послушником отправили ещё трёх монахов, но, откопав клад, они обезумели от алчности и решили убить послушника, чтобы завладеть сокровищем. Они повесили на шею юноше огромный камень и бросили его в море, но его спасли архангелы Михаил и Гавриил и мгновенно перенесли в монастырский храм. Он рассказал о случившемся, клад удалось вернуть, а монастырь после этого случая переименовали в честь двух святых архангелов. Молодой послушник потом принял постриг и в свое время стал игуменом обители — преподобным Варнавой.

XIV и века были трудным периодом в истории Дохиара, и к середине XVI века здесь осталось лишь несколько монахов. Но в 1560 году священник из Адрианополя по имени Георгий исцелился здесь от серьезного недуга, погрузившись в источник святых архангелов, находящийся на территории монастыря, и в благодарность завещал монастырю свое имущество. Вслед за тем поступили значительные средства и от других благодетелей — особенно щедро жертвовали на Дохиар Молдавский господарь Александр и его супруга Роксандра. Воду из источника Архангелов до сих пор используют как святую.

Частица Животворящего Креста Господня. Дохиар. Афон

В 1424 году — на Афоне были довольно сложные и трудные времена

В XVI веке, на Афоне были довольно сложные и трудные времена. С крыши собора был снят позолоченный крест, а корабль, на котором следовали монахи, пришлось сжечь. Говорили, что пока горел сам корабль, из него вылетели 2 белых голубя. В тех местах, куда она приземлились, открылись 2 источника.

Однажды священник, который болел параличом, нашел один из чудесных источников, и попросил полить его руки водой. Монахи выполнили просьбу и полили его руки. Тут же момент священник исцелился. Всю свою жизнь он решил посвятить завершению строительства монастыря.

Был построен соборный храм самый величественный и красивый на Афоне. С XVIII века в монастыре шло довольно активное строительство, были построены трапезная, придел в честь Богородицы, также была построена колокольня.

Вход в обитель монастыря Дохиар на горе Афон после завершения строительства

Вскоре турецкие войска напали на монастырь. Многие святыни были похищены.

Монастырю досталось довольно много бед. В 1932 году произошло землетрясение, а в 1945 большое наводнение. Это сильно отразилось на состоянии здания монастыря. К сожалению, средств на ремонт совсем не было. В то время монастырь сильно бедствовал, и в нем практически не было людей.

Монастырь Дохиар —

Описание.

Дохиар — православный греческий мужской монастырь на Святой Горе Афон в Греции, десятый в иерархии афонских монастырей. Название монастыря (Дохиар — келарев) происходит от того, что его основателем был игумен Евфимий, бывший также келарем лавры св. Афанасия. «Дохиар» в русском переводе значит вместилище, или складочную комнату вроде подвала, куда слагаются жизненные продо­вольствия.

Монастырь Дохиар расположен недалеко от берега на склоне круто спускающейся к морю горы и первым встречает паломников, направляющихся из Уранополиса на Святую Гору Афон. С высоты птичьего полёта он напоминает древний фрегат, рассекающий морские волны. На причале морской пристани на двух величественных колоннах как постовые встречают паломников медные фигуры Архангелов — небесные покровители Дохиара.

В нижней части внутреннего двора обители близ западного крыла находится Соборный храм, посвященный Святым Архангелам (Дан.10:13; Дан.10:21; Дан.12:1; Чис.22:22; Нав.5:13–15; Дан.3:95; Дан.8:16, Дан.9:21; Лк.1:19, Лк.1:26). А в верхней части двора возвышается древняя оборонительная башня, защищавшая монахов во время пиратских нападений.

Над главными воротами Обители воздвигнута башня с бойницами, у основания которых всех приветствуют бесстрашные стражи Дохиара — Святые Архангелы Михаил и Гавриил. По завещанию одного из основателей обители преподобного Неофита, он попросил одного из братии монастыря всегда с должным великолепием праздновать память Святых Архангелов.

Изначально монастырь располагался в гористой местности, неподалеку от пристани Дафнии и был посвящён Святителю Николаю Мирликийскому. Он был построен в 967 году подвижником преподобного Афанасия Афонского экономом Евфимием. Но вскоре этот монастырь был опустошен пиратами и через некоторое время монархии оставили монастырь, чтобы спастись, так как Обитель находилась на пути у пиратов. Тогда монахи нашли маленький заброшенный монастырь во имя Архангела Михаила и построили новый монастырь. Игуменом был Святой Неофит, который был родом из Константинополя из большой семьи с влиянием при дворе императора. Он оставил свой дом, пришёл на Святую Гору и начал строить монастырь. А когда начал возводить церковь средства закончились и тогда случилось большое чудо: явились архангелы Михаил и Гавриил.

Во времена латинского нашествия Дохиар был захвачен и разорен, а монастырские подворья стали поместьями дворян. Крестовые походы латинян, ставившие своей целью не только противодействия мусульманам, а ещё и уничтожение Византийской империи и православной веры, принесли много бед афонским монахам. Это было самое тяжёлое время для Святой Горы.

В 1299 году при императоре Андронике Палеологе и игумене Дохиара Матфее случилось большое чудо: монастырь находился в засушливом и не плодородном месте и в нём всегда существовала нехватка питьевой воды. В тот год была засуха и Архангелы явили свою милость братьям обители. Ктиторы монастыря в тот год в 3 км от Обители нашли источник чистой и вкусной воды, но, чтобы воду доставить до монастыря были построены деревянные желоба и вода пока доходила до монастыря нагревалась и часто портилась, и братия болела. Игумен Матфей решил проложить под землей водопровод из глиняных труб.

Сегодня Дохиар один из самых живописных монастырей Святой Горы. Тихий и уютный дворик обители утопает в зелени лимонных и померанцевый деревьев. Кругом стоят горшки с различными цветами и бугенвиллия. Во всём этом заслуга игумена Дохиар архимандрита Григория. Сегодня он известен далеко за пределами Святой Горы. В монастырь приезжают паломники со всех стран и континентов чтобы услышать мудрые слова старца о монашеских подвигах, страдающих и заблудившихся в страстях. При этом они со смирением и радостью принимают необычные благословения игумена.

Монастырский Собор Дохиара один из самых высоких на Святой Горе. Перед входом в храм находится наружный нев, пол у которого искусно выложен галькой, а перекрытия выполнены из дерева и украшены геометрическим орнаментом. Проход расписан фресками XVIII века по образцам македонской школы. На северной стене изображён во весь рост Архангел Михаил, по монастырскому преданию на этом месте замертво упал агарянин, пытавшийся осквернить икону.

В соборе сохранена первоначальная роспись XVI века, выполненная критским живописцем Джорджи в 1568 году. По множеству сцен и разнообразию изображений Кафоликон Дохиара превосходит все Соборные храмы Святой Горы. Искусно выполненный резной позолоченные иконостас был изготовлен в 1783 году.

В храме хранится две чудотворные иконы Святых Архангелов. Одна из них находится в киоте, у колонны рядом с иконостасом. Когда отцы заказали у одного ювелира ризу для иконы Святых Архангелов, тот захотел присвоить часть денег себе и решил использовать меньше серебра. Когда ювелир начал работу, его палец приклеился к ризе и он никак не мог его оторвать. Когда он понял свою ошибку стал просить прощения у Святых Архангелов. Только после этого его палец чудесным образом отклеился от ризы. Ювелир вернул серебро в изделие, которое хотел украсть и в знак благодарности изобразил на ризе руку из серебра в память об этом событии.

Вторая чудотворная икона святых архангелов находится в литейном притворе храма. Её называют «корабельной» и с ней связано предание: икона находилась на корабле, на котором привозили продовольствие с подворий монастыря. Когда турки захотели захватить корабль и завладеть им, монахи решили его сжечь. С того корабля уцелела только это чудотворная икона Святых Архангелов.

Ещё одна древняя икона Архистратига Михаила хранится в алтаре соборного храма монастыря. Раньше она находилась в старом мраморном иконостасе собора. Только один раз в год на престольный праздник Обители в день Собора Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных эта икона выносится на поклонении паломникам.

У северной стены литейного притвора храма обители находится ещё одна древняя святыня Византийский крест IX века, он использовался монахами в крестных ходах в Константинополе.

Главные святыни монастыря Дохиар является чудотворная икона пресвятой богородицы «Скоропослушница», этот образ является настенной фреской и написан в 1563 году на внешней стороне восточной стены трапезной. В 1664 году монах Нил выполняя свое послушание трапезария ходил через проход и освещал себе путь лучиной и копоть попадала на Лик Божьей Матери. Он так проходил много раз, пока однажды не услышал голос, спрашивающий: «О монах, монах, недостойный всего звания. Доколе ты будешь чернить мой образ?» Монах не придал значения этому явлению и в другой раз услышал то же самое. В этот момент он упал и ослеп и тогда он понял, что голос исходила от иконы Пресвятой Богородицы. Ему поставили небольшой стул, он сидел и просил прощения у Матери Божией за своё неблагоговейное обхождение. И через некоторое время он снова услышал сладкий голос, исходящий от иконы, который ему возвещал: «монах Нил, ты прощён, зрение вновь даётся тебе, оповести всей братии, что я покров и заступление Обители и пусть все православные христиане прибегают ко мне за помощью и с этих пор моя икона будет называться «Скоропослушница». Всем людям с любовью, верой и благоговением протекающих я буду являть скорую помощь». В 1723 году в честь иконы, прославившейся множеством чудес на этом месте была обустроена часовня. 1 октября празднуется День Пресвятой Богородицы в честь ее иконы «Скоропослушницы».

В Соборном храме монастыря монахи бережно хранят мощи многих святых: часть Древа Креста Господня, подаренного в 1560 году ктитором обители воеводой Александром Лэпушняну, правителем Молдо Валахии. В ковчеге хранятся мощи святых Трифона, Харлампия, Ермогена, Артемия и Параскевы. В ковчеге хранится честная глава Дионисия Ареопагита, который был первым епископом Афин. Ещё в одном ковчеге хранится часть главы Предтечи Иоанна Крестителя и Две частицы святых Харлампия и Трифона, в другом мощевике находится часть ткани с кровью великомученика Димитрия Солунского, мученика Феодора Византийского, также хранится часть кисти десницы Святой Марины и ладонь Святой Параскевы. В алтаре Соборного храма монастыря хранится плащаница, которая используется как антиминс во время совершения божественных литургий. Каждый год монахи Дохиар совершает Крестный ход с плащаницей вокруг монастыря.

В монастырской башне находится библиотека, в которой хранится 620 древних рукописей и более 5000 ранне-печатных книг. Здесь хранится Четвероевангелие XII века из Никеи. Этот манускрипт хранит миниатюры многих святых и украшен богатым орнаментом. Яркие краски имеют специальный состав, благодаря которому не тускнеют при долгом хранении. Здесь также хранятся молдаволашские рукописи и грамоты, большинство из них написано на старославянском языке. Хранится древнее Евангелие XVIII века привезенное в монастырь Дохиар из Молдавии.

История создания.

В XIV веке монастырь, который переживал тогда трудные времена, получил помощь от византийского императора Иоанна V Палеолога и короля Сербии Стефана IV. В это время Дохиар приобрёл владение соседних небольших опустевших монастырей Невракопу, Колиграфу и Скамандрину. Но, с началом турецкого господства на Афоне Дохиар обезлюдел и находился в упадке в течение 100 лет.

В XVI веке в монастырь приехал священник Георгий из Адрианополя, он потерял свою семью из-за эпидемии, а ему болезнь оставила паралич рук и сильные головные боли. Он пришел в монастырь Дохиар к святому источнику и попросил монахов, чтобы они полили ему на руки Святой водой. Он почувствовал, что руки ожили. После этого он полил голову Святой водой и почувствовал, что исцелен. Пораженный чудом он решил остаться в монастыре и свою жизнь посвятить Богу. Он пожертвовал всё своё имущество монастырю, принял постриг с именем Герман и отправился после в Молдавию для сбора средств на восстановление обители. Правивший в те времена господарь Петру Рареш, услышав о многих чудесах Святых Архангелов, выделил средства на восстановление обители. Позже, когда господарем Молдавии был Александр Лэпушняну, началось возведение нового Кафоликона обители. Молдавия очень помогла обители в тяжелые годы. Когда в 1546 году произошло большое землетрясение на Святой горе и церковь была разрушена, приехали из Молдавии архитектора и дали деньги, чтобы восстановить монастырь. По поручению господаря Молдавии Александра Лэпушняну надзор за восстановлением Обители осуществлял епископ Молдовы Феофан, который оставил свидетельствую кафедру и прибыл в монастырь Дохиар, где прожил до конца своих дней и был погребён в притворе восстановленного храма обители.

В эти тяжелые годы султаном Селимом III были конфискованы все монастырские владения и Обитель оказалась на грани разорения. Монахи вновь обратились за помощью к правителям Молдавии. Правители дали деньги, и они смогли вернуть свои владения. Роксандра, правительница Молдавии дала деньги на выкуп земли, подворий, мельниц, имений и владений.

В главном соборе Обители сохранилась надпись, которая гласит: «Сей Божественный храм воздвигнут от основания и расписан иждивением благовернейшего господина, Иоанна Александра, воеводы всей Молдовалахии при игумене Феофиле в 1568 году». А на южной стене литейного притвора храма сохранились фрески с изображением ктиторов монастыря Дохиар молдавского господаря Александра Лэпушняну, его супруги Роксандры и их сына Богдана. С тех пор каждый год в День памяти Святителя Николая монахи совершают всенощные бдения и панихиду о упокоении их душ. Эта традиция неуклонно соблюдается и поныне.

В начале XVII века под руководством игумена Серафима в монастыре велись активные строительные работы, увеличилось число монахов и достигло 100 человек. А два новых Подворья в Малахии, монастырь Слобозия и монастырь Апостолаке с большими земельными наделами существенно облегчили непростое материальное положение Обители.

Но обитель ждали новые испытания. В 1664 году Дохиар стал просить турок о сокращение налогов, в ответ они напали на монастырь и насельники были вынуждены его покинуть. На мраморном косяке южный двери Собора сохранилась надпись: «1664 год октября 5 пришли турки и мы ушли».

В XVIII веке монастырь продолжал отстраиваться. В этот период были возведены часть трапезной, придел в честь чудотворной иконы Божьей Матери «Скоропослушница», северное крыло обители, колокольня.

В 1821 году во время греческого национально-освободительного восстания турки разграбили монастырь, уничтожив почти все его реликвии. Единственное, что они оставили это стены. Из 150 монахов, проживающих в обители до восстания осталось только 38.

Документ, датированный 1822 годом, в нём говорится о двух монахах которые забрали серебряные подсвечники и мощевики и отвезли их в Салоники. Там их переплавили, чтобы заплатить налоги туркам. Тогда же пропала драгоценный риза, украшавшая чудотворный образ Пресвятой Богородицы.

В 1831 году турки покинули Афон внезапно, без войны и кровопролития. Тогда все приняли это как чудо Пресвятой Богородицы. После отвода турецких войск началось восстановление обители. В монастыре появились новые паникадило, подсвечники, кресты, Святые Чаши и Евангелия. В этот период было построено много новых зданий вокруг монастыря, на афонских участках и подворьях. Всё это построено благодаря пожертвованиям паломников и доходом от подворья Слобозия в Валахии, которым руководил архимандрит Гавриил. Это Подворье в то время стало основным источником доходов обители.

Во второй половине XIX века наступает период постепенного лишения Дохиара его владений. В 1860 году правитель Румынии Александр Куза выгнал из государства всех святогорцев и сказал, что Румыния только для румын и все остальные должны уехать. Таким образом было потеряно большое подворье. Уезжая, отцы забрали большой архив с документами о собственности. До сих пор эти документы хранятся в монастыре.

После присоединения к Болгарии Восточный Румынии Дохиар утратил владения и в этом регионе. Балканские войны, Первая мировая война, греко-турецкая война лишили обитель подворий Восточной Фракии, Малой Азии и в греческих землях. Это осложнило и без того бедственное положение монастыря, а страшное землетрясение в городе и Иересон в 1932 году и большое наводнение 1945 неблагоприятно отразились на состоянии здания обители. При всех трудностях монастырю хватало сил и средств провести лишь поверхностный ремонт. К концу семидесятых годов XX века старцы, на плечах которых почти 75 лет держалась обитель, ушли из жизни. Дохиар бедствовал и почти обезлюдел. Возрождение монастыря начинается в апреле 1980 года с приходом братии монастыря Прусу во главе с игуменом архимандритом Григорием. Он убедил начальствующих в благонамеренности братии и гарантировал уважительное отношение к отцам и заведенным порядкам. В этом же году он был избран игуменом Дохиара. Одновременно началось восстановление изрядно обветшавшей обители. Были заменены кровли трапезной, часовен иконы Божией Матери «Скоропослушница» и во имя 40 мучеников Севастийских, а также южного крыла монастыря, отреставрированы фрески в трапезной, отремонтированы колокольня, надвратная башня и многие другие здания обители. Руками монахов и благочестивых паломников стали возделывается поля, возрождена оливковый сад монастыря, значительно увеличилось количество монахов братии обители.

Автор текста: Анастасия Канищева.

С 1980 года — монастырь Дохиар снова начал заселяться монахами

С 1980 года монастырь снова начал заселяться монахами. Монастырь Дохиар постепенно начали восстанавливать. Монахи старались передать первоначальную красоту монастыря. В настоящее время в монастыре хранятся многие сокровища православия — это мощи святых, очень много икон, рукописи, которые вышитый золотом, кресты, которые украшены драгоценными камнями и многое другое.

Великая святыня монастыря эта икона Божией Матери «Скоропослушница». Также в монастыре прибывают такие частицы мощей, как Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, равноапостольной Марии Магдалины, Петра Афонского и многих других.

В летописи монастыря написано, что в 1664 году Бог прославил свою Пречистую Матерь следующим необычным образом. Перед образом Пресвятой Богородицы, который был написан на стене монастырской трапезы, был проход, по которому очень часто случалось проходить с горящей лучиной монаху.

В монастыре Дохиар самый почитаемый образ Пресвятой Богородицы — Скоропослушница

Однажды монах проходил мимо образа и услышал, какие странные слова: «…Больше не приближайся сюда с зажженной лучиной и не копти Моего образа…». Однажды монах снова услышал невнятный указания, но они были еще более грозные: «…монах недостойный этого звания, долго ли тебе, так беспечно и бесстыдно коптить мой образ…».

Монах очень сильно испугался и упал перед иконой в молитва и слезах. Утром он был найден братией совсем слепым. Тогда монахи очень сильно испугались и стали каждый день молиться перед этой иконой.

Однажды монах, который ослеп, проходил мимо чудотворной иконы Божией Матери и услышал:

«… Нил твоя молитва услышана ты прощен. Нил, твоя молитва услышана, ты прощён. Пусть братия и все православные христиане обращаются ко мне в своих нуждах, и Я никого не оставлю неуслышанным. Отныне сей Мой образ будет именоваться «Скоропослушница», потому что Я буду являть скорую милость всем, с благоговением притекающим к нему…».

Даже сейчас каждый может приехать в монастырь, остаться на ночлег и помолиться перед святым образом Богородицы Скоропослушницы.

На Афоне монахи ходят в храм — как современный человек, живущий в миру, в кинотеатр, с радостью

— Что отличительного в афонских службах? Говорят, что это — нечто особенное, будто поднимаешься на Небо.

— Служба воспринимается очень естественно, нет ощущения напряженности и искусственности. На Афоне монахи ходят в храм — как современный человек, живущий в миру, в кинотеатр, с радостью. Это создаёт спокойную атмосферу на службе, все знают, зачем они здесь, это их дом. И ещё на Святой горе Афон большая разница между праздниками и буднями, что создаёт определённый ритм: праздничные службы — это одно, воскресная служба — это другое, ежедневные службы — это третье. Все в совокупности: умиротворенные молящиеся монахи, архитектура и убранство храмов, иконопись, византийское пение, — всё это создаёт незабываемые ощущения и переживания.

Есть такая глава Типикона — «О светильниках», регламентирующая зажигание лампад и свечей в храме в определенные моменты Богослужения. В года учебы в духовных школах все мы задавались вопросом, зачем кому-то сегодня нужно знать, когда во время службы зажигать, когда тушить свечи. Так думает большинство современных церковных людей. Зажгли паникадило, электричество включили, вот вам и всё. А лампады, мол, зажигают только для того, чтобы принести жертву Богу.

И вот на Афоне, где электричество при Богослужении не употребляется, пришло понимание: “зажечь” и “потушить” оказалось настоящей музыкой. И вся эта музыка начинает звучать, когда служба совершается в три часа ночи. Вы приходите в храм — горят несколько лампад, потом зажигается лампада ещё и ещё, потом зажигается свеча… Это целая поэзия, выражающаяся в светильниках. Как пример, лампада перед иконой Спасителя — мы не просто приносим жертву Спасителю, но свет от лампады освещает лик Спасителя, чтоб мы Его могли лицезреть. Когда же мы включаем электрический свет, что освещает лампада? Ничего.

— А цветы в храмах на Афоне есть?

— У каждого монастыря — свои традиции. В Дохиаре много традиций с острова Патмос. На каждый большой праздник пол устилают различной зеленью. Например, на Вербное воскресенье храм будет завешен крестиками из пальмовых ветвей, а на Пасху пол будет устлан лавандой. На другие же праздники — листьями цитрусовых деревьев. Также могут украшаться цветами иконы. От этого такой изумительный аромат в храме…

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: