Краткое житие и литературные труды преподобного Феодосия Печерского

Феодосий Печерский – первый преподобный Русской православной церкви, «отец русского монашества». Этот святой, живший в XI столетии, известен как церковно-политический деятель, автор литературных произведений, основатель Киево-Печерского монастыря. Феодосий был канонизирован в 1108 г. Описанием его жизненного пути занимался Нестор Летописец, посвятивший Преподобному обширный труд. Текст имеет историческую основу, представленную легендами, преданиями, устными рассказами монахов.

преподобный

Жизнеописание Феодосия Печерского

Подробная биография святого, написанная Нестором Летописцем, полностью отвечает композиции жития, включая все вехи, начиная от рождения и до самой кончины. Далее мы кратко познакомимся с ключевыми моментами жизни преподобного.

Отрочество

Феодосий произошел из города Василев на 1008 году от рождения Христова. Когда ему исполнилось 13 лет, семья вынуждена была перебраться в Курск, где мальчик начал свой путь к святости. С малых лет он проявлял смиренность и аскетизм, поставив себе цель – служить Богу. Однако родители были категорически против такого решения сына. Однажды юноша сбежал, присоединившись к паломникам, идущим на Святую Землю. Тогда мать догнала беглеца, избила, а затем запретила ему выходить из дому.

Вскоре состоялся второй побег. Феодосий ушел из дому, поселившись у священнослужителя из соседнего города. Однако и на этот раз мать вернула домой. Тогда юноша заказал у кузнеца железный пояс, который носил, растирая до крови кожу. Увидев кровавые пятна на одежде, родительница разгневавшись, вновь сурово наказала сына.

Постриг в монахи

Наконец Феодосию удалось окончательно покинуть город. Он перебрался в Киев, где обратился к Антонию Печерскому, упрашивая того о постриге. Так, около 30-х годов XI века будущий святой стал иноком мужского монастыря Киево-Печерской Лавры.

Вскоре Феодосий принял сан священника, продолжая свои подвижнические труды:

  • неустанно молился по ночам;
  • делал чужую работу;
  • поднявшись на гору, обнажался по пояс и позволял кусать себя насекомым, непрестанно молясь при этом.

Игуменство

В 1054 году преподобный стал игуменом. Он не отказался от привычной жизни, продолжая исповедовать смиренность. Вместе со своими братьями настоятель делал полностью всю работу по монастырю, под простую одежду надевал власяницу, общался со всеми на равных.

Автор жития Феодосия Печерского приводит несколько примеров, характеризующих личность игумена:

  1. Каждую ночь преподобный обходил кельи. Если видел, что кто-то из монахов вместо молитвы занимается пустыми разговорами, огорчался, а на следующий день обличал их через притчи.
  2. Вместе с пекарями святой собственноручно месил тесто и пек хлеб.
  3. Когда в обители заканчивались дрова или вода, а никто не хотел восполнить запасы, настоятель сам ходил к колодцу или занимался рубкой дров.

Преподобный Феодосий за время своего игуменства сыграл огромную роль для Русской Православной Церкви. Он был первым, кто основал общежительный монастырь. Выпросив у Киевского князя участок, он построил там кельи, куда переселились иноки, а позже возвел церковь Успения Богородицы.

Святой ввел в Печерской Лавре Студийский устав, который позже РПЦ приняла за основу.

Отношения с княжеской знатью

За время своего игуменства Феодосий Печерский был свидетелем правления двух Киевских князей. С Изяславом у святого были доверительные отношения, он даже стал ему духовным отцом. Нестор Летописец упоминает по этому поводу пару сюжетов:

  1. Однажды князь явился к настоятелю, чтобы разделить с ним трапезу. Он был удивлен, насколько вкусной была пища. Выразив свое недоумение, он услышал: «Это потому, что в монастыре все делают с благословения».
  2. От преподобного Изяслав учился смиренности и кротости. Когда пополудни ворота обители были закрыты, он всегда терпеливо ожидал прихода Феодосия, чтобы поговорить с ним.

А вот со Святославом отношения у настоятеля монастыря не складывались. Он был против узурпаторского захвата власти, а потому, не боясь, обличал князя за его противозаконные деяния. Как-то раз владыка Киева даже хотел арестовать преподобного, однако со временем проникся к святому и стал его почитать.

Кончина и последующая канонизация

Преподобный предвидел свою смерть и за несколько дней до кончины собрал возле себя всю монастырскую братию. Они вместе помолились, игумен дал наставления, благословил, а 3 мая 1074 года покинул сей мир. Похоронили Феодосия на берегу Днепра, в одной из каменных пещер, откуда начинался его путь к святости.

Спустя 15 лет было решено перенести останки в церковь Успения Пресвятой Богородицы. Когда монахи вскрыли могилу, то обнаружили, что мощи остались нетленными. Канонизировали бывшего настоятеля только спустя 34 года.

О чем повествует житие

Дата рождения Феодосия Печерского – 1008 г. Главный герой жития появился на свет в городе Василькове (ранее – Василев), расположенном под Киевом. Будущий святой воспитывался в знатной семье, однако не стремился к роскоши и более всего тяготел к Богу.

Детские годы и юность

Труд, созданный в житийном жанре, сообщает: уже с ранних лет Феодосий был непохож на своих сверстников. Он часто посещал церковь, носил скромную одежду, избегал детских игр и забав. Мальчик рано овладел грамотой и поражал всех необыкновенно мудрыми изречениями.

Когда Феодосию исполнилось 13 лет, его семья перебралась жить в Курск. Вскоре отец мальчика скончался. После этого отрок стал еще больше времени посвящать чтению Божественного писания и посещению церковных служб.

Известно, что мать Феодосия не желала видеть его среди богослужителей. Женщина наказывала сына за его религиозные поступки – попытку отправиться в Иерусалим, ношение вериг (железного пояса и других приспособлений для усмирения плоти). Вместо того чтобы гневаться, юноша терпеливо принимал это, благодарил Бога за посланные испытания и искренне молился за свою мать.

Постриг в монахи

Однажды Феодосий решил тайно покинуть родной дом и отправиться в Киев. Будучи вдохновленным рассказами о преподобном Антонии, он мечтал увидеться с ним. Придя в пещеру к старцу, отрекшемуся от мира, Феодосий стал слезно просить принять его в иночество. Антоний благословил юношу и отдал на попечение блаженному Никону. В скором времени этот священник постриг 23-летнего Феодосия в монахи.

В последующие годы Феодосий с глубокой верою служил Богу, исполнял все наставления старца Антония. Не жалея себя, он молился по ночам, а в дневное время занимался тяжелым физическим трудом. Молодой инок строго соблюдал посты и вызывал огромное уважение верным служением Господу. За его праведную жизнь преподобный Антоний и блаженный Никон неустанно славили Бога.

Мать Феодосия долгое время разыскивала его. Встретив сына в Печерской обители, она стала просить о возвращении домой. В скором времени женщина и сама приняла постриг в одном из женских монастырей, где оставалась до конца своих дней.

страницы

Игуменство и основание Киево-Печерского монастыря

В 1057 г. преподобный Антоний призвал к себе Феодосия и благословил его стать игуменом Печерского монастыря, где обитали 12 братьев. В последующие годы было возведено деревянное здание обители и принят ее первоначальный устав. Также Феодосий инициировал строительство церкви в честь Успения Богородицы.

Времена игуменства Преподобного приходились на тяжелый и смутный период. Князья Святослав Черниговский и Всеволод Переяславский отстранили от власти старшего брата Изяслава Киевского. Однажды они пригласили преподобного на обед, однако игумен наотрез отказался. В дальнейшем он открыто изобличал их в незаконном присвоении братнего престола.

Феодосий каждый день приучал иноков к истинному покаянию. Он не боялся надрывного труда, носил жесткую власяницу и питался скромной пищей. Преподобный искренне радовался и славил Бога, когда его ученики читали молитвы, и глубоко огорчался из-за их оплошностей. При жизни Святого монастырь Печерский по-настоящему процветал, и его часто сравнивали с небесной обителью.

Редкое смиренномудрие Феодосия удивляло всех окружающих. Он учил братию не возноситься, избегать прямого осуждения ближних, ставить себя ниже других и подкреплял все сказанное личным примером.

Житие Преподобного было наполнено состраданием к ближним. Феодосий помогал бедным, нищим и больным. Он селил при обители всех нуждающихся, отдавал на их обеспечение десятую часть монастырского дохода. По субботам игумен посылал хлеб заключенным темниц и тюрем. Разбойников он всячески наставлял на совершение праведных дел.

Смерть преподобного Феодосия

Автор текста повествует о том, что, будучи святым, Феодосий заранее знал день собственной кончины. 16 мая (3 мая по старому стилю) 1074 года Преподобный покинул этот мир и отошел к Господу. Игумена похоронили в пещере, которую он выкопал самостоятельно при жизни для пребывания наедине с Богом. В 1091 г. его мощи, ставшие нетленными, принял Успенский собор.

игумен

Чудеса и почитание святого

Страждущие до сих пор приходят к мощам и иконе святого читать молитвы о помощи. Однако даже при жизни с Феодосием Печерским было связано немало чудес:

  1. Свидетели не раз описывали свечение, исходящее от обители. Однажды столп света протянулся к другому холму. На том месте позже был возведен Успенский храм.
  2. Когда преподобный скончался, от монастыря до самого неба исходил огромный огненный столп.
  3. Однажды церковь чуть не ограбили. Воры подошли к воротам храма, однако тот внезапно поднялся над землей, не пустив разбойников внутрь.

Поминают святого Феодосия несколько раз:

  • 16 мая;
  • 27 августа;
  • 10 сентября;
  • 15 сентября.

Творения

Прп. Феодосий Печерский

Преп. Феодосий оставил пять поучений к печерским инокам в полном виде (первое и второе — о терпении и любви, третье — о терпении и милостыне, четвертое — о смирении, пятое — о хождении к церкви и о молитве), одно к келарю, четыре отрывка поучений к инокам и мирянам, два поучения к народу «о казнях Божиих» и «тропарных чашах», два послания к вел. князю Изяславу [«о вере крестьянской и о латыньской» и «заклании животных в воскресенье (неделю) и о посте в среду и пятницу»] и две молитвы (одна — «за вся христианы», другая — написанная по просьбе варяжского князя Шимона, так называемая разрешительная молитва).
Из поучений к инокам мы узнаем темные стороны тогдашней монастырской жизни, о которых не говорят ни Нестор Летописец, ни печерский Патерик, занимавшиеся исключительно прославлением знаменитой лавры. Феодосий обличает иноков за леность к богослужению, несоблюдение правил воздержания, собирание имения в келии, недовольство общей одеждой и пищей, ропот на игумена за то, что он на монастырские средства содержал странных и бедных.

Два поучения прп. Феодосия обращены ко всему народу: одно «о казнях Божиих» за грехи, замечательно изображением остатков языческих поверий в народе и господствующих пороков времени, грабежей, своекорыстия, мздоимства и пьянства; другое направлено против пьянства.

Два послания к великому князю Изяславу отвечают на современные вопросы: вопрос о посте в среду и пяток решается согласно Студийскому уставу; в послании о вере варяжской или латинской исчисляются отступления от православия и обычаи латинян, запрещается всякое с ними общение в пище, питье и браках.

В историческом отношении поучения прп. Феодосия имеют большое значение для характеристики нравов того времени. Литературные произведения Феодосия Печерского сделались известными не особенно давно; подлинность некоторых поучений его подлежит сильному сомнению; так напр., новейшие научные исследования считают два поучения — «о казнях божиих» и «о тропарных чашах» — не принадлежащими прп. Феодосию.

Литературные труды преподобного Феодосия Печерского

Святому приписывают создание более двух десятков работ, однако из-под его пера вышла только половина. Всю свою жизнь преподобный занимался написанием православных трудов. Среди них есть письмо Изяславу, молитва, составленная самим Феодосием, а также восемь духовных записок с поучениями.

Идея наставлений заключается в призыве молодого поколения к службе Господу. Автор просит потомков бороться с искушениями, остерегаться козней демонов, а также искоренять свои пороки. Он наставляет регулярно исповедоваться и жить по Законам Божьим.

До самой своей кончины Феодосий Печерский проповедовал аскетичный образ жизни. Несмотря на высокий сан, его часто принимали за человека бедного. Однако преподобного такое положение вещей не смущало.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Особенности произведения

Литературный труд Нестора Летописца отличают следующие художественные достоинства:

  • большое количество реалистичных деталей;
  • психологизм характеров;
  • правдоподобные реплики и беседы;
  • разнообразие стилистических средств.
  • яркая символика и метафоричность.

Лексический анализ произведения обнаруживает в нем немало интересного. В тексте органично переплетаются 2 основных языка – старославянский и русский (элементы второго составляют меньшую долю). В некоторой степени в тексте представлены иноязычные слова. Другими языковыми особенностями жития являются:

  • соединение лексики разных стилей (церковные термины повсеместно чередуются с бытовыми выражениями);
  • сложное склонение имен прилагательных и причастий;
  • преобладание простых синтаксических конструкций над сложными;
  • изобилие библейских цитат, молитвословных текстов.

По причине своей богословской глубины и патриотического пафоса «Житие Феодосия Печерского» приобрело огромную популярность. Повествование вошло в состав Киево-Печерского патерика, а также было помещено в отдельные сборники.

Будучи памятником древнерусской письменности, житие стало в последующие эпохи образцом для многих авторов. Благодаря новаторству Нестора стала активно развиваться традиция создания других житийных произведений, в увлекательной форме описывающих деяния православных святых.

Житие Феодосия Печерского

Популярные сегодня пересказы

  • Ворон — краткое содержание стихотворения Эдгара По
    Главный герой стихотворения – одинокий молодой человек. Холодной зимней ночью он сидит в своем кабинете, и занимается разбором старых книг. Таким способом он хочет отвлечься от грустных воспоминаний о погибшей возлюбленной Леноре
  • Пир во время чумы — краткое содержание трагедии Пушкин
    Действия в произведении «Пир во время чумы» А.С. Пушкина происходят во время, когда была эпидемия чумы. Некоторые люди, потеряв родственников, не могут прийти в себя, и смирится с этой новостью. Народ уже устал
  • Басурман — краткое содержание романа Лажечникова
    С первых страниц произведения мы видим, как провожают в Москву Антона Эренштейна, которого пригласили в качестве доктора к Иоанну III. Но как же он стал вдруг лекарем?
  • Колодец и маятник — краткое содержание рассказа Эдгара По
    Главным героем рассказа, повествование в котором осуществляется от имени рассказчика, является мужчина, приговоренный испанской инквизицией к смертной казни.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: