История Успенского собора
Главный храм времён Владимиро-Суздальской Руси, в котором на княжение венчались московские и владимирские князья, включён в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этот уникальный памятник XII в., в котором сохранились подлинные работы Андрея Рублёва, ныне является государственным музеем – заповедником.
Первоначальный храм 1158-1169 года
Успенский собор во Владимире строился при Андрее Боголюбском, мечтавшем сделать его главным храмом Руси. Церковь возводили не только мастера со всех русских земель, но и иноземцы. Немецкие строители были присланы лично Фридрихом Барбароссой. Из Киева прибыли специалисты по кирпичной кладке, из Приднепровья — мастера белокаменной техники, из Греции и Галича — золотильщики. Место было выбрано в южной части города, на Клязьме.
Строительство началось в 1158 году, 5 апреля. Здание из известняка, украшенное белокаменной резьбой, поднялось на 5 метров выше Софийского храма в Киеве. Уже к 1160 году здание церкви было полностью отстроено, в 1161-м — расписано. Вверх устремился четверик, обшитый листами из золочёной меди. Высота центральной главы составляла 32,3 метра. С трёх сторон были устроены входные порталы, фасад декорирован сложными пилястрами и по горизонтали расчленён арочным фризом на два яруса.
Попавшие внутрь сравнивали великолепие собора с храмом Соломона в Иерусалиме. Золотые и серебряные люстры отражались в плитах из мозаики, которые покрывали пол. Они были сделаны из меди и цветной майолики. Своды и стены храма были расписаны фресками, а над алтарём возвышалась площадка для чтения проповедей, выполненная из золота и серебра.
Рисунок 1. Первоначальный вид Успенского собора во Владимире
Перестройка собора в 1186-1189 годах
В 1185 году в городе случился пожар, и Успенский собор серьёзно пострадал. Зодчие отреставрировали здание, укрепив его пилонами и обнеся вторым рядом каменных стен. Новый «футляр» с южной, северной и западной сторон был присоединен с помощью арок. Помимо образовавшихся боковых галерей, была увеличена площадь алтаря, собор стал более вместительным (30,8 х 30 м) и пятинефным.
Реставрацией на протяжении 4 лет занимался младший брат Андрея Боголюбского, князь Всеволод по прозвищу Большое Гнездо. Годом создания собора считается 1158-й, но в северной галерее захоронены оба брата, которых почитают как создателей святыни.
Дальнейшая история собора
Многострадальный храм перенес тяготы монголо-татарского нашествия. Известны события, когда Батый после взятия Рязани устремился во Владимир. Это случилось в 1238-м. Жители оказали героическое сопротивление войскам татарского хана, однако не смогли удержать город. Семья епископа Митрофана, княгиня Агафья Всеволодовна и многочисленные защитники укрылись в Успенском соборе. Батый отдал приказ поджечь собор, обложив его брёвнами. Находившиеся внутри люди приняли мученическую смерть, задохнувшись в дыму.
Храм во Владимире выстоял, однако серьёзно пострадали стены и особенно живопись. Были разграблены и уничтожены святые реликвии. Восстановление церквей и величия Руси началось после победы на Куликовом поле. Князь Василий, сын Дмитрия Донского, в 1408-м пригласил двух известных мастеров — Даниила Чёрного и Андрея Рублёва, которые вновь расписали стены собора фресками.
Во 2-й половине XVIII в. Владимир посетила Екатерина II, выделившая деньги на обновление собора. 14 тысяч рублей были потрачены на иконостас, выполненный в стиле барокко. На протяжении XVIII–XIX вв. внешний вид храма также претерпел серьёзные изменения. Была построена колокольня с золочёным шпилем, которая соединялась с собором приделом в честь Георгия Победоносца.
В конце XIX–XX вв. в соборе осуществлялась научная реставрация, в результате которой восстановлены фрески Рублёва, покрыты позолотой купола, очищен белый камень. Последний раз работы проводились в 70-80-е гг. XX столетия.
Владимирский Успенский собор и открытые в нем фрески
Владимирский кафедральный Успенский собор, построенный в 1158 году Благоверным Великим Князем Андреем Боголюбским и расширенный в 1185 году Великим Князем Всеволодом Георгиевичем, первоначально своим благоукрашением приводил в изумление не только соотечественников наших, но и иностранцев. Будучи весь устроен из белого Болгарского камня и отлично украшен золотом, серебром и дорогими камнями, он был, по свидетельству летописи, и расписан в 1161 году греческими изографами, а в 1408 году в пристройках Всеволодовых, по повелению Великого Князя Василия Димитриевича, знаменитыми русскими художниками Даниилом Иконником и Андреем Рублевым, но с течением времени, испытав на себе много тяжких погромов, лишился своих благоукрашений. Золото, серебро и другие драгоценные украшения то истреблены пожарами, то расхищены были монголами и татарами во время их нашествий. Когда в городе Владимире закрыта была Епископская кафедра, и город Владимир приписан был к области московских митрополитов, благознаменитый собор Боголюбского пришел в такое запустение, что по свидетельству летописи, птицы во множестве вили в нем свои гнезда. В бедности и запустении находился Владимирский Успенский собор до начала XVIII века, но при всем том, купола и стены его соблюдены были в том виде, как устроены были при Великих Князьях Андреем Боголюбским и Всеволоде Георгиевиче. С начала XVIII века, когда открыты были в соборе нетленные мощи святых Благоверных Князей Андрея Боголюбского и сына его Глеба, древний отечественный храм начал привлекать к себе усердное внимание не только частных лиц, но и самого Правительства. К сожалению, усердие некоторых благотворителей, к запустевшему соборному храму переходило границы умеренности, и благоукрасители храма, при восстановлении его благолепия, делали изменения в некоторых его частях. Так в 1708 году стольник Григорий Андреевич Племянников, возобновив иконостас и все иконы в соборе, пробил и расширил в главном алтаре окна, равно как и окна в самом храме, находящиеся над входом в собор и в некоторых других местах. Кроме сего, для поддержания стен собора, им были устроены четыре больших контрафорса. В 1727 году весь соборный храм перекрыт был по железным стропилам сибирским железом на сумму отпущенную из Государственной казны в количестве 3157 рублей 8 алтын и 2 денег: но крыша при сем взамен фронтонной – особой над каждым сводом, устроена шатровая, на четыре ската, при чем, при поднятии ее к среднему куполу, находящемуся под позлащенною главою, наложены по всем обводам со всех четырех сторон, новые кирпичные накладки, а окна во всех пяти куполах заложены кирпичом аршина на два и более, смотря по подъему крыши. В 1767 году блаженной памяти ИМПЕРАТРИЦА ЕКАТЕРИНА Вторая, посетив собор и увидев бедность его, повелела отпустить из казны на восстановление его благолепия четырнадцать тысяч рублей, рекомендовав в высочайшем рескрипте сохранить и поддержать древность наилучшим образом. Но рекомендация Мудрой ИМПЕРАТРИЦЫ не была исполнена. Напротив, при возобновлении собора на пожалованные Монархией средства древний иконостас был выломан и с иконами, а на место его установлен новый в итальянском стиле с крупной золоченой резьбой и колоннами всех орденов. Иконы в нем установлены вновь написанные, живописи также итальянской; главный алтарь расписан был взамен древнейшей стенописи таким же стилем, как и иконы в иконостасе; затем древнейшая стенопись в храме оказалась уже не подходящей к характеру иконостаса, посему своды, столпы и стены в некоторых местах перештукатурены, в иных местах выбелены известью, причем большая часть древних изображений и орнаментов были совсем сбиты, некоторые из них повреждены и все совершенно были закрыты новой штукатуркой и забелены. Внутри всего собора не оставалось никаких признаков древнейшего стенописания. В это же время устроены были деревянные оклады, в виде надгробий, на белокаменных гробницах, в коих погребены Великие Князья, Княгини и Святители, а некоторые гробницы, надобно полагать, уничтожены или опущены в землю. После сего в позднейшее время в соборе не было перемен по его благоукрашению, только лишь неоднократно он был белен известью и около столпов и стен его устроены и уставлены были еще новые массивные киоты под стиль иконостаса. В 1861 году обращал милостивое Монаршее внимание на древнейший Успенский собор во Владимире и покойный ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ. По всеподданнейшему докладу г. министра Императорского Двора относительно возобновления Успенского собора во Владимире на Клязьме ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР удостоил Высочайшего утверждения все предложения генерал адъютанта Графа Строганова о возобновлении Владимирского собора. Из сметы, составленной архитектором Каминским, видно, что на возобновление собора признано было потребным 73229 рублей 17 копеек, а самое возобновление возможным произвести в три года. Но предположенное возобновление древнейшего отечественного храма не состоялось. Императорская Археологическая Комиссия в 1871 году уведомила Преосвященнейшего Архиепископа Владимирского, что по всеподданнейшему докладу отзыву Графа Строганова, ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР Высочайше повелеть соизволил предположение о возобновлении и перестройке Успенского собора отменить. Таким образом опять суждено было Владимирскому собору оставаться в измененном своем виде. В таком положении собор находился до вступления на Владимирскую кафедру Преосвященнейшего Феогноста. В 1878 году, когда преосвященный Феогност прибыл в город Владимир, внутренность Владимирского Успенского собора представляла собою следующую картину: живопись, коей украшен был главный алтарь, во всех трех отделениях вся пришла в совершенную ветхость, в самом храме под хорами покрыто было масляной краской; комары, находящиеся в стенах храма, в которых были погребены Великие Князья, Княгини и Святители, были заложены кирпичом; на своде в юго-западной части храма имелись открытые в 1859 году академиком Солнцевым лицевые изображения Авраама, Исаака и Иакова в райском саду, и на своде на северной стороне тем же академиком открытые орнаменты, в виде крупных Византийских ластовиц; затем во всех остальных своих частях храм внутри везде был покрыт известью, которая от сырости, особенно в придельных алтарях непрочно держалась и осыпалась. Необыкновенное величие храма, сохраненного Богом в течение семи столетий, при его великой святыне, не могло не поразить преосвященнейшего Архипастыря. Преосвященный, действительно, с особенным вниманием отнесся к своему кафедральному собору. Он, высоко оценив историческую важность его, а с другой стороны увидев бедное его благоукрашение, не соответствующее ни его глубокой древности, ни благознаменитости его, тотчас же решил в своем намерении привести Владимирский Успенский собор в подобающее ему благолепие. И не замедлил решительный и твердо уповающий на Божью помощь Владыка осуществить свое намерение. Снесясь с Московским археологическим Обществом и с разрешения Священного Синода, Владыка в 1880 году приступил к благоукрашению главного соборного алтаря, который и окончен был расписанием в 1881 году. По благоуспешном исполнении украшения в алтаре, Владыка решился на счет текущих соборных доходов и при помощи частных пожертвований, украсить живописью древнего характера и внутри всего собора, как было в нем в давнопрошедшие времена. По получении надлежащего разрешения, весной 1882 года приступили к подготовительным работам. Когда были уставлены внутри всего собора леса, предусмотрительным Архипастырем предписано было соборному духовенству со старостой с особенной тщательностью произвести испытание во всех частях храма, не окажется ли где еще древних фресок, кроме открытых академиком Солнцевым. Испытания, произведенные повсеместно внутри всего собора, оказались успешными. Во многих местах храма, частью под штукатуркой, частью под масляною краской, частью же за киотами и иконостасом, открыто несколько лицевых изображений и орнаментов, по характеру своему восходящих к XII веку. О сем открытии немедленно было сообщено Московскому археологическому Обществу. Общество, в виду важности открытия, командировало двоих депутатов для рассмотрения на месте открытых фресок. К прибытию депутатов открыты были изображения: сошествия Св. Духа на Апостолов – большого размера, остатки Богоявления Господня, Преображения, жертвоприношения Иоакима и Анны, введения во храм Пресвятой Богородицы и почти полное изображение на двух сводах, арках и стенах страшного второго Христова пришествия. Затем после еще открываемы были лицевые изображения святых и орнаменты. В доказательство того, что открытая стенопись, произведена была в XII веке, Господь помог открыть еще два изображения пророков, из которых один наполовину заложен прикладкой, сделанной Великим Князем Всеволодом Георгиевичем в 1185 году. По мере открытия фресок, члены Московского археологического Общества приезжали в собор для обозрения их, и, наконец, все открытые лицевые изображения и орнаменты признали заслуживающими всевозможного охранения, а для руководительства при восстановлении их, археологическое Общество избрало из среды себя особую комиссию под председательством Ивана Егоровича Забелина. В виду таких важных открытий, настоятель собора протоиерей Матвей Иванович Жудро и любитель христианских древностей соборный староста Ефим Васильевич Васильев, при непосредственных указаниях Высокопреосвященнейшего своего Владыки Феогноста, с большою осмотрительностью приступили к делу соборного благоукрашения. Со всего открытого в соборе сделаны на прозрачное полотно и на бумагу точные снимки лицевых изображений и орнаментов, в натуральную их величину и, кроме сего, по уменьшенному масштабу, на брестольскую бумагу в том самом виде, в каком открыты фрески, с имеющимися на них повреждениями. Так как с открытием фресок характер стенописи, которой в глубокой древности был украшен Владимирский Успенский собор, ясно обозначился, то и решено было внутри всего собора восстановить древнюю стенопись и к поврежденным лицевым изображениям сделать дополнения с древних рисунков, которые археологической Комиссией признаны более соответствующими открытым фрескам, находящимся в церквах Староладожской Георгиевской и Спасопередицкой и на полях иконы Богоматери Владимирской, некогда бывшей главной святыней Владимирского Успенского собора, находящейся ныне в Московском Успенском соборе. В тех местах, где совсем не сохранилось стенописи, положено было воспроизвести ее в одинаковом характере с открытой. Восстановление и исполнение всей стенописи поручено иконописцу села Палеха, Вязниковского уезда, Николаю Михайловичу Софонову, эскизы которого исключительно пред прочими были одобрены археологической Комиссией. По широкой и трудной задаче восстановления древнего благоукрашения в соборе, Преосвященный Феогност не мог не видеть, что на предпринимаемое им дело благоукрашения потребуются огромные средства, а в соборе их очень мало, но упование на Господа Бога и на помощь небесных покровителей, почивающих в соборном храме, поддержали энергичную решимость Архипастыря, и он, отслуживши нарочитый в соборном храме 26 февраля, в день рождения Благочестивейшего ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА вместе с одним соборным духовенством, молебен, первый в церкви же подписал от себя на восстановление соборного благоукрашения тысячу рублей и затем начал обращаться к известным благочестием и щедродательностью лицам, усерднейше прося их содействовать ему в святом деле посильными пожертвованиями на соборное благоукрашение. В соборе же между тем закипела работа. В тех местах, где совсем не оказалось фресок, отбивали старую ветхую штукатурку, а при наступлении теплого весеннего времени начали накладывать новую из лучшего алебастра; из комар, в которых погребены Великие Князья, Княгини и Святители, кирпичи, которыми заложены были комары, выбирали, а поврежденные на белокаменных гробницах плиты исправляли. Приведение в первобытный вид гробниц ведено было с величайшей осмотрительностью и благоговейной осторожностью при неотлучном присутствии соборного ключаря. Не безынтересно сообщить подробнее о восстановлении погребальных комар в соборе. Когда отбирали кирпич из комар, находящихся на южной стороне собора, то оказалось, что комары, в которых погребен святитель Лука, заложена была наглухо крупным старинным кирпичом. За кирпичом внутри комары на стене над белокаменным гробом сохранилась и старинная надпись: «мощи святаго епископа Луки Владимирскаго положены на сем месте лета… месяца ноября десятого». Вокруг полукруга на стене, и на своде сделана была кайма из мумии, и по низу, над самой гробницей, с орнаментом. Гробница Епископа Луки, будучи наглухо заложена, вероятно в очень давние времена, сохранилась вся без повреждений и плита, устроенная на ней на два ската, из целого белого камня, оказалась совершенно твердой. Не найдено сего на гробницах Епископов Симона и Митрофана. Плиты на сих гробницах оказались поврежденными на самой середине к лицевой стороне гроба и грубо замазанными толстым слоем извести, отчего осколки камня, вставленные в пробитое место, едва держались. Для приведения гробниц в надлежащее положение необходимо было грубо наметанную известь отнять, а слабо держащиеся осколки камня, вложенные в гробовые плиты, заменить благообразно и прочно притесанными камнями. При отнятии осколков оказалось в гробах под пробитыми в плитах отверстиями много набросанных камней – булыжников, известняков, осколков белого камня, разбитых лещедей и отбитой штукатурки. Нужно все было выбрать из гробниц приснопамятных Святителей, что и исполнил ключарь при содействии соборного старосты, закончив дело совершением заупокойной литии и покрыв телеса Святителей пеленами; после сего тотчас же поврежденные плиты заделаны были прочно на алебастре. На мощах Святителя Митрофана видны были в некоторых местах признаки истлевшей одежды, а в стороне в гробе разбитый черный глиняный горшочек. Такой же горшочек виден был и в гробнице Святителя Симона и еще деревянный гребень с зубцами на обеих сторонах. Видно было еще в этой гробнице несколько истлевшей одежды и кожа, нарезанная узкими, в вершок длиною, полосками. Комары, находящиеся на северной стороне собора, в которых погребены Князья Изяслав Андреевич и Борис Данилович также были заложены в полкирпича. По расчистке гробниц, поставленных в сих комарах, оказалось: плита на гробе Князя Изяслава к лицевой стороне имела большие трещины, замазанные известью, и едва держалась. Необходимо было отнять ветхое и заменить прочным белым камнем. При отнятии поврежденных частей плиты, в отверстие ясно видны были мощи Князя; на ножках его сохранилась даже прочная одежда, сквозь ткань которой просвечивались золотые нити. Мусору в этой гробнице не было, а только много было высохшей известки, вероятно нападавшей туда при небрежном замазывании в плите трещин. В гробе видны были еще железный крючок, железные полоски со слюдой, распавшийся деревянный позлащенный крест и несколько связанных небольших, коротеньких пучков красной вербы, на которой были целы и беленькие росточки. На гробе князя Бориса Даниловича плита оказалась разбитой, только середина ее была цела, а с концов положены были, не подходившие к ней по размеру и совершенно не прилаженные белые камни, грубо примазанные известкой. К середине плиты необходимо приходилось приделывать концы аккуратно и прочно. При отнятии неуклюжих камней обнаружилось, что белокаменный гроб почти до самого верха наполнен человеческими костями – видно было несколько черепов, при чем особенно хорош был один небольшой череп, весь желтый, как воск, и выражение лица имевший очень приятное, как будто улыбающееся. По исполнении заупокойного моления у сих гробниц Державных и по покрытии пеленами в обеих гробницах, надгробные плиты немедленно были исправлены и приведены в прежний свой вид. При расчистке гробницы, установленной в комаре Глебовского алтаря, в которой погребены князья Мстислав, Всеволод и Владимир Георгиевичи, не только надгробная плита оказалась разбитой, но и правая сторона гроба к изголовью была повреждена и заделана кирпичом. Через отверстие в плите, находящееся на самой середине ее, видно было в гробе много костей, сложенных в беспорядке – заметна была часть от младенческого черепа. Покрыты были пеленою и эти кости, и затем гробница Князей – мучеников тотчас приведена была в надлежащее устройство. После сего приведены были в надлежащее устройство и гробницы Великих Князей Всеволода Георгиевича, Константина и Ярослава Всеволодовичей, Князя Мстислава Андреевича храброго и Епископа Серапиона.
Все вышеописанные гробницы восстановлены в первобытном их виде, и сами комары украшены по образцу открытой комары, в которой погребен Епископ Лука. Украшение комар орнаментацией исполнил г. Софонов, а отборные мастера его, усвоившие себе стиль открытой в соборе стенописи при снятии снимков с фресок, усердно трудились при расписывании собора. Нельзя было ожидать от стенописцев спешности в деле, потому что на зиму надобно было прекращать работы по той причине, что соборный храм холодный: но небесный покровитель сего храма Благоверный князь Андрей Боголюбский с прочими Владимир- скими Чудотворцами устранили это препятствие. По Их благодатному внушению соборному ктитору г. Васильеву пришла мысль пожертвовать свой капитал на устройство нагревания соборного храма, о чем прежние старосты и подумать боялись, видя громадность соборного храма, и опасаясь ветхости семивековых стен его. И мысль эта, по благословлению Преосвященнейшего Архипастыря Феогноста, осуществилась и так успешно, что теперь в массивном соборном храме и
в самые сильные морозы бывает тепла не менее 15%, не смотря на то, что печь устроена вне собора, и теплый воздух пропущен в нее искусным мастером г. Мухиным только в одно окно. Устройство нагревания поспорило делу стенописи. Г. Софонову предоставлена возможность и в течение всего зимнего времени исполнить свое дело. Благодаря этому удобству много и сделано им в соборе – расписан почти весь собор в постройках Князя Боголюбского. Под среднею главою на своде в главном трибуне изображен с открытого в соборе, сидящий на радугах, в круге Спаситель. Под кругом написаны девять Ангелов – во весь рост – поддерживающих круг руками. Все ангелы точная копия с находящихся в куполе Георгиевской Староладожской церкви – письма XII века. Ниже Ангелов над окнами в кругах, орнаментованных по образцу открытых в северо-западном трибуне собора, написаны двенадцать Апостолов – все со своих открытых на изображениях сошествия Св. Духа и второго Христова пришествия. Между изображением Ангелов и Апостолов проведена широкая из разноцветных квадратных шашек кайма. Между окнами в трибуне написаны во весь рост двенадцать пророков, из которых десять списаны со Староладожских, а два Наум и Иона с открытых в соборе на северной стороне храма. На откосах двенадцати окон проведены орнаменты из лент, совершенно сходные с открытыми остатками орнаментов на тех же откосах. Господствующая везде около лицевых изображений, около окон, около широкой каймы из шашек наложена полоса из мумии с двумя узенькими по краям ее белыми полосками. Как расположение лицевых изображений, так и всех украшений сделано совершенно сходно с открытыми остатками картин и орнаментов, сохранившихся в соборном трибуне на северо-западной стороне. Ниже трибуна в четырех люнетах написаны четыре Евангелиста с Евангелия XII века, хранящегося в книгохранилище Московской Синодальной Типографии. На сводах написано вновь: Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Сретение Господне, Лазарево воскрешение, Вход Господень в Иерусалим, распятие с предстоящими, Воскресение Христово, Фомино уверение, Вознесение Господне и Успение Пресвятой Богородицы. Написаны дополнения к открытым лицевым изображениям: жертвоприношения Иоакима и Анны, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Крещение Господне и Преображение Господне. Все вышепоименованные изображения списаны с изображений, находящихся на полях иконы Богоматери Владимирской, кроме Рождества Богородицы и жертвоприношения Иоакима и Анны, из которых первое написано по особому эскизу с древнейших изображений, а второе с изображения, находящегося в Спасопередицкой церкви. Фомино уверение списано с иконы древнего соборного иконостаса, находящегося в Троицкой церкви села Васильевского Шуйского уезда.
Столпы собора почти все исписаны лицевыми изображениями, совершенно сходно расположенными и орнаментованными с открытыми на столпах за иконостасом. Все изображения на столпах списаны с открытых в соборе ликов царей, святителей, мучеников, преподобных и святых жен. Все письмо чрезвычайно характерно и несомненно будет обращать на себя особое внимание соотечественников, и сам храм в своем целом, будет представлять собой образец чудного благолепия церковного XII века.
Незабвенно будет в истории Собора имя Высокопреосвященнейшего Архиепископа Феогноста и его кафедральных сподвижников по благоукрашению древнего святилища; незабвенны будут имена Ивана Егоровича Забелина и Василия Егоровича Руманцева и прочих членов археологической комиссии за энергичное участие их в восстановлении древнейшего благолепия в семивековом Владимирском соборе; памятно будет и имя г. Софонова с его образцовыми стенописцами. Благословенны будут Господом Богом и те любители и почитатели отечественной священной старины, которые содействуют благоукрашению благознаменитого собора своими пожертвованиями, в которых собор очень нуждается.
Соборный протоиерей А. Виноградов
Из № 4, «Влад. Епарх. Вед» за 1884 год
Современное состояние собора
Сегодня крестово-купольный пятиглавый храм соединяет в своём облике два строительных этапа: древнее трёхнефное ядро и равные ему по площади двухъярусные галереи, образовавшие два дополнительных нефа.
Рисунок 2. У алтаря
Архитектура и убранство собора
Объёмно-пространственное решение святыни — четверик с хорами, которые имеют позакомарное покрытие. Завершаются они шлемовидными главами. Полукруглые апсиды находятся на одном уровне с четвериком, внутреннее пространство которых заполнено шестнадцатью столпами.
Фасады разделены на прясла полуколоннами, каждый участок стены также имеет позакомарное завершение. Окна щелевидной формы и умеренное украшение двухъярусного фасада рельефами лишь подчёркивают красоту белого камня. Он использовался и для фундамента, в основе которого положены несколько рядов булыжников. В архитектуре собора можно видеть сочетание элементов классики (спаренные колонны колокольни) и псевдоготики (стрельчатые арки). Общий стиль храма носит название русской романики.
Что расположено внутри
Собор поражает своим великолепием. Молельня украшена скульптурами людей и животных. В хоры храма путь лежит через лестничную башню, которая примыкает к западному пряслу. Стены гладкие, но их лаконичность разбавляют рельефы из святилища Андрея Боголюбского. С юго-западной стороны можно видеть фигуры двух святых — Артемия и Авраамия. Они расположены на заиконостасных столпах.
Внутри восхищает буквально всё: обилие золота и серебра, мозаичные полы, деревянные двери с декоративными элементами, вычурный барочный стиль.
Иконостас
Это архитектурное сооружение впечатляет своими грандиозными размерами — его высота более 20 метров. Имеющий пирамидальное построение, иконостас выполнен в три яруса: местный, деисусный и праздничный. Он включает 123 иконы, написанные на липовых досках масляными красками. Каждая является произведением искусства. Деисусный ярус представлен пятнадцатью трёхметровыми иконами, разделёнными профилированными поясами (по горизонтали) и колонками с пилястрами (по вертикали).
Завершением иконостаса служит горельефное изображение Саваофа с восемью скульптурами ангелов, которые увенчивают композицию с разных сторон. Художественную ценность представляет также изображение «Благовещенья» с резными царскими вратами. Резьба в виде цветочных гирлянд, листьев аканфа, плодов винограда и граната очень объёмна, из-за чего создаётся игра света, дополняемая бликами золота.
Рисунок 3. Внутреннее великолепие собора
Святыни, реликвии
Почти 90% настенных росписей выполнены в XIX в., однако в результате реставрации были обнаружены и восстановлены фрагменты композиции, принадлежащей Андрею Рублёву. Это «Страшный суд» 1408 года.
Важно. Храм долгое время оставался местом хранения Владимирской иконы Божией матери, привезённой ещё Андреем Боголюбским к открытию святыни из Вышгорода. Икона руки евангелиста Луки, на которой Богородица изображена за трапезой вместе с Иосифом Обручником и сыном Иисусом, находилась в соборе до 1395 года. Сегодня её можно увидеть в храме при Третьяковской галерее.
В отдельной раке хранятся святые мощи Андрея Боголюбского, а в некрополе Успенского собора можно также обнаружить высохшие останки других великих князей — младшего брата Всеволода, Юрия Всеволодовича, Глеба Муромского и других. Здесь же погребения более 40 представителей княжеского и архиерейского сословий. Для этих целей в галерее оборудованы специальные ниши. Среди погребённых митрополит Максим, известный тем, что перенёс во Владимир кафедру из Киева. Это произошло в 1299 году.
Владимир: с XIX в. до наших дней
Фрески, украшающие главный кафедральный собор Владимирской епархии, реставрированы в 1882-84 году. Они долгое время были почти все скрыты под штукатуркой и открыты при расписании собора лишь в 1882 году.
Честь открытия этих фресок принадлежит Высокопреосвященному Феогносту, ныне архиепископу Новгородскому. Судя по летописным известиям, собор был украшен живописью неоднократно: и в 1161 году, и при Всеволоде III, и наконец вся живопись внутри собора была восстановлена в 1408 года знаменитым иконописцем Андреем Рублевым; — знатоки древнерусского искусства и относят большинство открытых в соборе фресковых изображений именно к началу XV века. В тех местах, где живопись не сохранилась, фрески написаны были вновь по эскизам, одобренным Императорским Московским Археологическим обществом и составленным по образу Староладожских и Спас-Нередицких близ Новгорода, сохранившихся от XII в. Чтобы судить насколько хорошо произведена реставрация фресковой живописи, следует сравнить фрески на стенах с точными копиями фрагментов, открытых из под штукатурки, сохраняющимися на хорах собора в рамах за стеклом, точность коих засвидетельствована строительной комиссией.
Особенно хорошо сохранились древние фрески под хорами и на западной стене, изображающие картину страшного суда. На западной стене над входной аркой художник изобразил уготование престола: на престоле евангелие, восьмиконечный крест с тростью и копием; у подножия креста сосуд, в котором находится кровь распятого Богочеловека, омывшая грехи человеческого рода; к сосуду прикреплены весы праведные, здесь же Адам и Ева в коленопреклоненном положения, как виновники человеческого грехопадения, вина которых искуплена распятым Спасителем. По сторонам престола Богоматерь и Предтеча, умоляющие Господа о помиловании грешников; за ними по одному ангелу с жезлами и с печатью Бога живого (Апокалипс. XXI гл.) в руках. Продолжение картины с той и другой стороны составляют апостолы на престолах с раскрытыми книгами, среди которых узнаются четыре евангелиста по вписанным на листах книг буквами; мт лк мр iw, и ангелы в несколько рядов с жезлами. Мысль этого изображения заключается в том, что апостолы, как ближайшие производственники дарованного во Христе спасения человеческого, будут соучастниками в суде Господа над людьми. Центральная часть этого изображения – Сам Христос, представленный на своде между арками, седящим в круге, образованном из серафимов: строгая фигура Спасителя, задрапированная в мантию, представлена в решающем моменте последнего суда: правой рукой Спаситель делает жесть, призывающий праведников к наследию уготованного им царствия небесного, левая выражает отвержение грешников. Подле Спасителя – солнце, луна и звезды, утвержденные в небе, имеющем форму полотна, свиваемого двумя ангелами, в соответствия со словами псалма: «вся яко риза обветшают и яко одежду свиеши и я изменятся».
По соседству с изображением Спасителя представлены внутри арки в круге символические фигуры четырех царств: Макдонского – в виде грифона, Римского – в виде крылатого дракона, Вавилонского – в виде медведя и антихристова – в виде рогатого зверя. Такова Обстановка страшного суда.
Отсюда художника переходит к изображению самого процесса суда. Он представил двух ангелов, из которых один трубит вниз, другой вверх, созывая живых и умерших на суд. По звуку этих труб земли и море отдают своих мертвецов. Земля изображена здесь в виде женщины с жезлом в правой руке и гробом в левой, вокруг нее воскресающие фигуры людей в белых однообразных повязках, и представители царства зверей, птиц и пресмыкающихся: лев, слон, пеликан, змей. Рядом другое античное олицетворения – моря, также в виде женщины с длинными распущенными волосами: правой рукой она держит оснащенный корабль, подле которого плавают морские рыбы.
По звуку тех же труб восставляют лики святых царей, представленных здесь в костюмах ветхозаветных праведников, и в шапочках, а один в диадеме; лики святых мучеников в мантиях и хитонах, лики св. святителей в кресчатых фелонях с короткими волосами, лики преподобных в нижних одеждах, перетянутых широкими поясами, мантиях и один в клобуке в виде колпака; наконец лики святых жен…
Суд совершился. За ним следует блаженство праведников и мучение грешников. Ап. Петр с ключем в правой руке ведет святых в рай; вдали Ап. Павел, в левой руке его свиток, в котором написано «придите со мной благих», правой указывает на место блаженства праведников. Надпись: «идут святые в рай». Там благоразумный разбойник с крестом в левой руке среди райских деревьев, с надписью «благоразумный разбойник свет невечерний». Самое блаженство праведников представлено в двух видах: в одном месте изображена кисть правой руки, в которой находятся праведные души: очевидно художник понял буквально известное библейское выражение «праведных души в руце Божии»; в другом месте он изобразил лоно Авраамово: на широком возвышении сидят Авраам в виде старца, Исаак в виде зрелого мужа и Иаков в виде довольно молодого человека; у Авраама в пазухе души праведных в виде детей; рядом с ним еще несколько детских фигур, в нимбах и белых сорочках; кругом райская деревня. Картина рая дополнена изображением Богоматери на троне среди двух ангелов, на стене под сводом юго-западной части храма. На левой стороне под аркой ангел показывает упавшему перед ним пророку Даниилу на сбытие его пророчества, указывая ему рукой на Судью праведного.
Интересные факты об Успенском соборе
Православный храм был действующим всегда, исключение составляет послереволюционный период. С 1917 по 1944 год службы не проводились, однако прихожане и священники успели отличиться в годы Великой Отечественной и получить награду от И. Сталина. Им удалось собрать огромное количество ценностей, которых хватило на целую танковую колонну.
Интересные факты связаны также с иконой Владимирской Божией матери, у которой на княжение венчались Дмитрий Донской и Александр Невский — два выдающихся русских полководца. По легенде, святыню подняли в воздух и облетели с ней на самолёте вокруг Москвы накануне решающих сражений за столицу. И сделано это было по приказу Сталина.
Полезные советы для посетителей
Поклониться святым мощам во Владимире, побывать в уникальном памятнике белокаменного зодчества XII в. и отстоять службу в город стекается огромное количество паломников и туристов. Учитывая, что храм является не только музеем-заповедником, но и действующей церковью, следует соблюдать ряд правил:
- Не брать с собой животных.
- Отключать мобильные телефоны.
- Не допускать нецензурную лексику.
- Не курить на территории храма.
- Одеваться соответственно для посещения святого места.
Вход в музей-заповедник платный, фотографирование запрещено.
Рисунок 4. Успенский собор на реке Клязьме
Как добраться до Успенского собора во Владимире
Колокольня на территории храма считается географическим центром города Владимира, хотя никто не считал расстояние специально. Адрес Успенского собора: ул. Большая Московская, 56. Это в шаговой доступности от авто и железнодорожного вокзалов. Следует спуститься по Коммунальному спуску и повернуть налево. Время в пути составит 15-20 минут.
Режим посещения
Храм открыт для посетителей шесть дней в неделю: с 7-00 до 20-00. Нерабочим днём является понедельник. Групповые экскурсии проводятся с 13-00 до 16-45 в перерыве между дневными и вечерними службами. Их расписание зависит от церковного календаря.
Успенский собор за свою историю пережил многое. При этом продолжает духовно напитывать прихожан через Слово Божие. Любой посетитель имеет здесь возможность проникнуться не только историей русской земли, но и прикоснуться к истокам православия.