«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, или какие тайны хранит роспись. Разбор деталей и мифов (12 фото)


Автор: picturebymaslo

13 ноября 2022 13:45

Метки: Тайная Вечеря  возрождение  живопись  иисус христос  искусство  иуда  картина  леонардо да винчи  

10568

12

Время пришло — пора сделать разбор жемчужины мира живописи, которую нам подарил Леонардо да Винчи – «Тайная вечеря». Пожалуй, немного картин смогут соревноваться с известной росписью по скрытым символам, спекуляциям и тайнам. Давайте разбираться. Пристегните ремни, поехали!

Леонардо да Винчи – «Тайная вечеря»,1498

0
Смотреть все фото в галерее

Никто и подумать не мог, что заказ на роспись трапезной в капелле при монастыре в Милане превратится в одно из популярнейших произведений искусства эвер)) Хотя да Винчи впервые брался за фреску, без попытки переизобрести вообще все он не обошелся. Блин, а он даже строительные леса пробовал переделать. В 1495 году топовым решением была мокрая штукатурка, но она быстро сохла, а Леонардо любил писать вдумчиво и неторопливо, поэтому он нахимичил с составом: добавил масла и яичный желток для ярких и сочных цветов, и теперь мог подолгу наносить слои, менять плотность оттенков. Однако здесь Акела промахнулся – со временем это решение начало разваливать фреску на куски. И да, так как художник наносил изображение на сухую поверхность, эту работу нельзя назвать фреской в привычном понимании. Давайте остановимся на компромиссном решении — роспись))

Набросок Леонардо:

0
Художник работал медленно и дорого: 3 года он и его студия расписывали стену, получали неплохие деньжищи и задалбывали монахов – ну а вы бы не бесились, если в вашей кухне будут делать ремонт 3 года? Да еще о запахе новомодной штукатурке Леонардо ходили легенды)) Усложняло дело еще и поиск моделей. Ну и тут я расскажу классическую легенду. Наш гений искал натурщика для Иуды среди пьяниц и прочих маргиналов, и однажды сыскал подходящего любителя алкоголия. Когда образ Иуды был готов, еле стоявший на ногах алконавт вгляделся в работу и сказал – о, да я уже позировал для фрески раньше. И оказалось, что три года назад он был юным и целомудренным певчим, которым позировал для образа Христа. Вот такая красивая притча о том, как можно из воплощения чистоты и святости можно превратиться в падшего пьяного получеловека. Поучительно-с)

×

Отречение Петра

Отречение Петра

Ночью возвращается Иуда, и подойдя к Иисусу целует его, этот сигнал обозначавший, что это Он, и сохранившийся сквозь века символ вероломного предательства «Поцелуй Иуды». Апостолы пытаются противостоять захвату Господа и обнажают мечи, но Он запрещает сражаться. И тут Петр, испугавшись, отрекается от Учителя.

Якобы один и тот же натурщик. Что сказать, жизнь явно помотала:

0
Сам момент на картине вполне в духе да Винчи – он захотел одновременно изобразить реакцию апостолов на известие о скором предательстве (поэтому все на картине возмущены) и зарождение таинства причастия Иисусом (он указывает на хлеб и вино, сами знаете почему). Леонардо смог усидеть на двух стульях, поэтому и гений)) Да Винчи первым решился изобразить живую сцену с апостолами без нимбов и добавить психологизма всей сцене. И удивительно изобразил совершенно разные эмоции героев, причем ни один из них не портит композицию и не оттягивает внимание на себя.

Последние дни земной жизни Иисуса Христа

(Ин. 14:1–17, 26).

Совершив высочайший акт Божественной любви к Роду Человеческому и посредством Евхаристии вступив с учениками Своими, а через них и со всеми верующими, в Новый Завет и соединив их теснейшим образом с Собою в одно тело, Иисус вводит их в самую глубину того великого дела, для которого Он сошёл с Неба на Землю, хочет раскрыть перед ними всю Свою душу, исполненную любви к людям. Он их избрал для того, чтобы через них возвестить Миру и довершить это начатое Им дело спасения людей. Как доказательство принадлежности их к обществу Его учеников, Он даёт им заповедь о взаимной любви друг к другу. По тому узнают все, что вы
Мои ученики есте
, – говорит Он, –
аще будете иметь любы между собою
(Ин. 13:35).

Сам Он теперь должен оставить их на некоторое время, чтобы идти Отцу. Но понимая всю трудность возлагаемого на них дела и видя смущение их при известии о том, что Он оставляет их, Он спешит успокоить их верою в Бога и в Него, а также обещанием приготовить им место в доме Отца Небесного и по приходе взять их к себе.

На просьбы учеников показать им тот путь, по которому Он идёт и по которому они также могут прийти к Отцу, Иисус говорит, что Он-то и есть истинный и животворный путь, ведущий к Отцу: потому что Он в Отце и Отец в Нём. Если они будут веровать в Него и любить Его, то Он умолит Отца исполнять всё, что ни испросят они во имя Его. Он не оставит их сирыми, но испросит им от Отца Духа Утешителя, Духа Истиннаго, Который исходит от Отца и может заменить им Его. Этот Дух Святый будет с ними постоянно, будет руководить ими и наставлять их на всякую истину – потому что будет пребывать в них.

Вместе с Духом Святым, и Отец и Сын приидут и будут обитать в том, кто будет любить Его, Иисуса, и соблюдать Его заповеди; тот будет возлюблен и Им и Отцом Его. Это обещание послать им Духа Святого должно успокоить их. Он оставляет им Свой мир, и они не должны ни смущаться, ни устрашаться от того, что Он уходит к Отцу.

Напротив, они должны бы были радоваться этому уходу, потому что Он, исполняя волю Отца, идёт на борьбу с князем мира сего (диаволом); но диавол не найдёт в Нём ничего такого, что давало бы ему возможность одержать над Ним победу. Исшед из горницы Сионской в сад Гефсиманский, Он на пути учит их о Себе, как о Лозе Виноградной, от общения с которою зависит то, что и ветви дают плоды.

Снова подтверждает необходимость исполнения заповедей и указывает, что главная заповедь Его им: любить друг друга; за исполнение ея Он уже называет их не рабами, а друзьями Своими. Открывает им ненависть мира к Нему и к ним, предсказывает им гонения от мира и самую смерть. Растворяет сие слово огорчения повторением обетования о Пришествии Утешителя, Который и мир обличит о грехе, правде и Суде, и их наставит на всякую истину, которой они теперь не понимают.

Обещает обрадовать их и собственным явлением после кратковременной разлуки и исполнением их просьб; и снова указывает, что они рассеются и оставят Его, но прибавляет, что Он не один, потому что Отец с Ним.

Наконец, как Сын Божий и Первосвященник, как Ходатай перед Бога за человеки, торжественно молится к Отцу Своему о Своём прославлении, о спасении Апостолов и соблюдении их в единстве от зла и освящении их истиною, а также и о спасении всех верующих и соединении их между собою и с Богом.

В прощальной беседе Иисуса Христа с учениками сказалась вся сила той любви Сына Божия к Человечеству и в частности к ученикам, которая исполняла сердце Его и которая одна низвела Его с Неба на Землю; сказалось всё значение наступающего великого момента в жизни Искупителя, в жизни всего Человечества, когда Ходатай перед Бога за человеков, человек Христос Иисус, вступал в предназначенную от вечности славу Свою и, уходя к Отцу Небесному, оставлял Земле и ученикам обетование Святого Духа и мир от Отца.

Любовь Искупителя к избранным Своим и вообще к Человечеству открылась в уготовании им обителей в дому Отца Небеснаго, в указании им пути к истинной жизни, которым был Он Сам, в показании им Отца Небеснаго, Который открылся в Нём, как единосущном с Ним, в обетовании о ниспослании Духа Утешителя, от Отца исходящаго. Эта же любовь делается и внутреннею связию, связующею верующих между собою и с Богом и выражается в исполнении заповедей Божиих. Научит же их всему Дух Утешитель и принесёт мир в сердца их.

1)
В дому Отца Моего обители многи суть
, – говорит Иисус Христос в утешение Своим ученикам – конечно, сообразно с достоинством каждого из людей, живущих на Земле, как заметил ещё Тертуллиан, и как подтверждает это апостол Павел, который говорит, что в воскресение мёртвых будет
ина слава Солнцу, и ина слава Луне,и ина слава звездам
(1Кор. 15:41,42). Чтобы поместить в эти обители Своих учеников, Он Сам придёт и возмёт их с Собою. Это, конечно, Он сделает в день смерти их, так как тотчас по Воскресении Он ещё не взял их с Собою; а во Второе Пришествие Его в качестве Судии, они уже явятся вместе с Ним сидящими на 12 Престолах для того, чтобы судить живым и мёртвым.

2)

Путь, по которому Спаситель и Сам идёт и которым обещает привести и учеников Своих к Отцу Небесному, есть путь страданий. О нём Он неоднократно говорил ученикам Своим, и они знали, что им предлежит этот путь. Называя далее Себя путём, Он показывает, что только в Нём, для Него или от Него путь страданий Его последователей получает силу и значение. Можно и страдать без пользы и без цели; можно идти путём широким; но один только путь вводяй в живот – Иисус Христос. Если затем ученики спрашивают Его о сем пути, или говорят, что они не знают его, то это потому, что они поняли слова Иисуса Христа об отшествии к Отцу в буквальном смысле, и никак не могли примириться с мыслью, что предлежащий их Учителю путь есть путь страданий и смерти.

3)
Никтоже может приити к Отцу, токмо Мною
, – говорит Иисус Христос. Это показывает, что можно дойти до истинного Богопознания, до высочайшей и блаженнейшей жизни в Боге и с Богом только путём веры в Иисуса Христа, только уразумением Его великого дела на Земле; потому что путём наблюдения природы и нравственного саморазвития человеку открывается только присносущная сила и Божество Творца и Промыслителя, только премудрость, всемогущество, благость Божия; но высочайшее, всеобъемлющее свойство существа Божия, Его любовь к падшему Человечеству, Его правда и милость, долготерпение и истинность открываются преимущественно в деле Искупления, совершённом Иисусом Христом.

4)

Филипп просит Иисуса Христа показать им, Апостолам, Отца Своего, не по недостатку веры и не потому, что он или другие Апостолы не знали, что в Иисусе Христе скрывается Божество; но потому что они представляли Его несколько чувственно, просили Сына Божия явить им Отца, как некогда Моисей просил Бога явить ему Лице Свое, и видел славу Божию. Так и Апостолы видели славу Отца, потому что слышали учение Сына Божия, а это учение было Слово Самого Отца; потому что видели дела Сына Божия, которые дал Ему Отец; потому что получили обещание, что всякое прошение их во имя Сына будет исполнено Отцом, да прославится Отец в Сыне. Наконец, они видели Отца и Сына в Духе Святом, Который, исходя от Отца и напоминая ученикам Христовым учение их Учителя, пришёл утешить их в разлуке с Ним и обитать со Отцем и Сыном в сердцах их.

5) На пути в Гефсиманский сад Иисус Христос предсказывает ученикам, что они соблазнятся о Нём в сию ночь, то есть увидев Его предание в руки судей, усумнятся, может быть, в Его Божественности, в Его Мессианском значении (­Лк. 24:21): потому что, – прибавил Иисус Христос, обращаясь к Симону Петру, – сатана просил, чтобы ему позволено было сеять вас, как пшеницу (Лк. 22:31,32); но Я молился, чтоб не оскудела вера твоя, и ты некогда, обратясь утверди братию твою.

Все ученики обещали быть твёрдыми в вере. Пётр же с клятвою утверждал, что если бы и все оставили Его, то он не оставит, хотя бы пришлось положить жизнь свою за Учителя. Но Иисус Христос, в обличение самонадеянности Петра и для уврачевания его самовозвышения перед другими учениками, предрекает ему троекратное отречение от Него, прежде нежели пропоёт дважды петух, то есть до рассвета.

6)

Спрашивают иногда: почему готовность Петра и прочих Апостолов положить душу свою за Учителя не принимается Им и даже как бы намеренно подвергается тяжёлому испытанию, которое доводит Петра до падения.

Для объяснения этого нужно обратить внимание на то, что преданность Апостолов в то время была как бы естественным плодом их обращения с Учителем, чисто человеческим чувством; а чтобы уверовать в Сына Божия, нужна была сверхъественная сила и помощь, нужно руководство Духа Божия, Который ещё не был тогда дан ученикам.

Возникшая таким образом естественная привязанность учеников к Учителю также естественно могла и прерваться, что и подтвердилось на деле при малейшей внешней опасности или недоумении. Но самое падение Петра, предсказанное Иисусом и совершившееся неожиданно для самого Петра, в противоположность его крепкой уверенности, что он не оставит Учителя, самое это падение было на будущее время ограждением и предостережением как для него самого, так и для других учеников, от самоуверенности и самомнения, что они действительно любят Господа и достойны его любви. После падения такая самоуверенность должна была исчезнуть у Апостола Петра, была поучительна и для других. Вот почему Иисус Христос говорит: Я молился о тебе, чтобы не оскудела твоя вера, и ты некогда, обратясь, утверди братьев твоих

(Лк. 22:32).

7)

Теснейшее соединение верующих с Христом приточно представлено под видом прозябания отраслей на лозе. Такое соединение даёт им возможность приносить плод мног, то есть исполнять заповеди Его и любить друг друга.

Эта же любовь даёт им право уже называться не рабами, но друзьями Христовыми и надеяться на получение всего, чего бы они ни попросили от Отца во имя Христа. Но с другой стороны эта любовь ко Христу и союз с Ним разъединяет их с миром, делает их ненавистными для мира и будет причиною их страданий от мира, за что мир и будет осуждён. Суд этот будет принесён в мир обетованным Духом Утешителем, Который осудит мир за грех неверия в Иисуса Христа – в Того Христа, Который явится к Отцу Небесному не только оправдательною жертвою за людей, но и свидетелем, против тех, которые будут виновниками Его смерти и не примут Его правды. Дух Святый обличит мир и о Суде, откроет Суд, который будет произнесен над князем мира сего, над диаволом, а мир между тем не перестаёт следовать внушениям сего князя зла.

То, что они (ученики) не поймут теперь в словах Своего Учителя, будет открыто им Тем же Духом Святым, потому что Он принесёт на Землю учение Христа; Он и послан будет для того, чтобы прославить Сына на Земле.

8)

Ученики не поняли слов Иисуса Христа о том, что Он идёт к Отцу и скоро они не увидят Его, и говорили между собою, что значат эти слова. Иисус Христос объяснил им эту печальную истину, прибавив, что Его отшествие от мира будет для мира радостно, а для них печально; но затем вскоре печаль их превратится в радость, как печаль раждающей женщины, которая скорбит, когда страдает муками рождения, и затем радуется о рождении человека в мир. И радость учеников будет состоять именно в том, что они получат всё, что ни попросят от Отца во имя Иисуса Христа, то есть через Него и в силу ходатайства Его перед Отцом, потому что Отец любит их за то, что они веруют в Него, как пришедшего от Отца.

Ученики подтвердили, что они действительно веруют в Его пришествие от Отца Небесного. Предсказав им, что они, несмотря на такую веру, скоро оставят Его и рассеются, Он успокоивает их мыслью, что Отец не оставит Его одного, и что Он, несмотря на видимое торжество мира над Ним, победил миρ.

9)

Чтобы обнадёжить учеников в тяжкия минуты предстоящих испытаний и не допустить их до окончательного падения, Иисус Христос обещал им явиться в Галилее и даже предварить их там. В обещании Воскресения заключалось для них утешение в скорби по поводу смерти любимого Учителя; в обещании же явиться в Галилее, на месте их постоянного обращения с Господом, заключалось указание на мирный исход переживаемых ими испытаний и на то, что злоба врагов, поразив Пастыря и рассеяв избранное стадо, не воспрепятствует снова собрать расточенные и вся привести в соединение.

10)

Давая ученикам заповедь о любви друг ко другу, Иисус Христос называет эту заповедь новою. Нова она по силе и определённости выражения: в последней беседе Иисус Христос три раза с особенною настойчивостию говорит ученикам:
любите друг друга
. В Ветхом Завете она высказана (Лев. 19:18) как бы мимоходом, случайно, как продолжение или завершение другой заповеди. Нова эта заповедь и по духу и широте тех отношений, какие она стала обнимать со времени Иисуса Христа. До сих пор Иудеи под ближними разумели сынов народа своего (­Лев. 19:18), то есть единоплеменников, единоверцев и даже ещё уже: присных по крови, членов одной семьи.

В притче о милосердом Самарянине Иисус Христос раскрыл и смысл понятия о ближнем как о всяком, с любовью принимающем в нас живое участие

, и указал пример того, в чём и как должна и может проявляться истинная любовь к ближнему (Лк. 10:30–37).

Говоря о Духе Святом – Утешителе – Иисус Христос показывает Его Божественную природу, Его исхождение от Отца и отношение к Нему. Такое изображение личного свойства Духа Святого требовалось самым существом утешения, положением дела Искупления, совершаемого Христом, и отношением Духа Святого к созданной на Земле Церкви.

Со смертию Иисуса Христа Апостолы лишались руководителя, учителя и друга, с Которым они были соединены самою чистою и крепкою любовью; они теряли Того, на Кого смотрели как на Бога, Спасителя и будущого Судию. И Тот, Кто должен был заменить им их Учителя, очевидно, должен был быть подобным Ему и по природе и по личным свойствам; а в этом Апостолы могли увериться только тогда, когда слышали, что Утешитель от Отца исходит, как о Самом Себе Он говорил: «Аз от Отца изыдох, не да творю волю Мою, а волю пославшего Мя Отца»

(Ин. 6:38). Притом самое исхождение должно было быть не временным и случайным, а вечным и существенным. Такое именно исхождение и разумеет Спаситель, когда говорит, что Дух Истинный от Отца исходит.

Иначе сказать, Утешитель должен быть таким же Божественным Лицем – как и Сын Божий, Который отходил от Апостолов – потому что только такое Лицо могло заменить на Земле Богочеловека и продолжать начатое Им дело Спасения. Он только и мог научить тому же и так же, чему и как учил Иисус Христос. Он, как всеведущий, мог напомнить Апостолам о том что говорил им Иисус Христос; как вечный, Он мог и пребывать с ними и в Церкви вечно. Как лицо Божественное, Он мог и свидетельствовать о Сыне Божием теми знамениями и чудесами, которые совершали Апостолы во имя Иисусово и тем подтвердили, что предреченное Им исполнилось и что Он воистину Сын Божий.

Главное же, что должен был сделать Дух Истинный, это внести истину в мир, которая освободит людей от власти отца лжи; должен был обличить мир о грехе, и о правде, и о Суде, и таким образом дать возможность Церкви побеждать диавола и продолжать спасение своих чад. Наконец, Он, Дух Святый, должен был прославить Сына продолжением учения, чудес, излиянием обильных дарований на верующих и соединением всех в одно тело со Христом и оживлением сего тела Своею благодатью.

11)

Иисус Христос говорит о Духе Святом, что Он с Апостолами пребывает (14:17), хотя в другом месте Евангелист свидетельствует (Ин. 7:39), что Дух Святый ещё не был дан верующим, потому что Иисус Христос не был ещё прославлен. Но это не противоречие: Иисус Христос на вечери начинает Свою беседу словами:
ныне прославися Сын Человеческий и Бог прославися в Нем
(Ин. 13:3). Стало быть, с этого же времени могло начаться пребывание Духа Святого с учениками. Притом же Иисус Христос прибавляет:
и в вас будет
, то есть говорит больше о будущем, нежели о настоящем пребывании.

Наконец, в замечании Евангелиста о будущем сошествии Духа имеется в виду полнота и обилие благодатных даров Святого Духа; но начинательно и постепенно эти дары были подаваемы Апостолам и до великого сошествия Святого Духа на них в день Пятидесятницы. Подавались те дары, когда Иисус Христос открыл их сердце к восприятию Его учения и к вере в Него, когда Он давал им власть на дусех нечистых

и силу творить чудеса, и наконец, когда отверзал их ум разумети писания и повелевал им отпускать грехи кающихся и совершать таинства для верующих.

Обетование мира, оставляемого Учителем Своим ученикам (14:27), есть, конечно, одно из величайших благ, послуживших к умирению возмущённых предстоящей потерей Учителя душ Апостолов. И в самом деле, в эти страшные минуты постигшего их несчастия и опасности со стороны Иудеев, Апостолы как-то скоро успокоиваются, не приходят в отчаяние, не разбегаются, а примиряются с мыслию о совершившемся факте.

В то время, как злочестивый ученик приходит в отчаяние и погибает на древе, а богоборная синагога – и убив ненавистного ей Пророка – всё ещё не может успокоиться от мысли о возможности исполнения предречений Иисусовых, когда на Голгофе собравшееся множество рыдает и бьёт в перси своя при виде умирающого Господа, когда, наконец, вся природа содрогается ужасом многим: в то время над Сионской горницей, над обществом друзей Иисусовых, царит какое-то спокойствие, тихая скорбь, не обнаруживающая себя ни воплями, ни терзанием риз, ни отчаянием.

Это вместе с тем и не тупое, мрачное окаменение сердца, дошедшее до безчувствия, до омертвения всех чувств, до непонимания того, что с человеком происходит. Нет, это благодатное успокоение любящих скорбных сердец в твердой вере словам Учителя, в скромной надежде на Его Воскресение и в горячей любви к Нему. Этот же мир не оставляет Апостолов и всю их жизнь, несмотря на гонение и бедствия, которым они подвергались. Этот же мир, как первое и необходимейшее благо, они должны были вносить в домы и сердца верующих, потому что и Царство Божие есть правда и мир и
радость оДусе Святе
(Рим. 14:17).

12)
Отец Мой более Мене есть
(14:28), говорит Иисус Христос, конечно, по отношению к Человечеству, потому что по Божеству Они равны, как видно и из того, что Он сейчас говорил о том, что
Отец во Мне и Аз в Отце
; или что
видевши Мене, виде Отца
; или как прежде говорил:
Аз и Отецедино есма
. Если бы не равны, то были бы и разны, а разные не были бы едино.

Впрочем, по объяснению святого Василия Великаго, Отец более Сына в значении причины. Поелику начало Сыну от Отца, посему Отец и более Сына, как виновник и начало. И удивительно ли, – говорит тот же святой отец в другом месте, что Отца большим Себя исповедал Тот, Кто есть Слово и стал плотию, когда показался Он умалённым и перед Ангелами по славе и перед человеками по виду.

В связи же с тем, что Иисус Христос только что сказал о Своем отшествии к Отцу, это показывает на ту величайшую славу, которая принадлежит Отцу, и которой Сын здесь на Земле не имеет. Вот почему Иисус Христос и замечает ученикам: аще бысте любили Мя, возрадовалися бысте убо, яко рех иду ко Отцу, яко Отец болий Мене есть

, то есть: вы должны бы радоваться тому, что Я иду к Отцу, потому что Я войду в большую славу, в славу Бога-Отца, которая больше и выше той славы, какую Сын имел на Земле.

Грядет сего мира князь, и во Мне не имать ничесоже

(стих 30-й). Князь сего мира – диавол; он приобрёл над миром власть по причине греха человека. Теперь он грядет для последней борьбы с Сыном Марии, чтобы и Его подчинить своей власти, грядёт в лице Иуды, готовящого гибель своему Учителю, грядёт в страхе часа смертнаго, который объял душу Иисуса в саду Гефсиманском; грядёт в суде неправедных и беззаконных судей, осудивших величайшего Праведника на позорную смерть; грядёт, наконец, в тягчайших крестных страданиях и жесточайшей смерти, когда, по-видимому, Сам Бог оставил Божественного Страдальца испить всю чашу ярости Его до дна за грехи мира.

Но Иисус Христос не подлежал греху, а потому диавол не найдёт в Нём ничего, касающагося его, и тем самым усилия диавола победить Иисуса Христа не будут иметь успеха.

Словами о приближении князя мира и об исполнении воли Отца Иисус Христос кончил свою затрапезную беседу с учениками. После этого Он повелел им встать и идти с Ним. По пути к саду Гефсиманскому, Он – вероятно – заимствуя Своё слово от предметов, бывших на пути, говорит «Аз есмь лоза, вы же гроздия»

(15:5). Этими словами Он объясняет таинственную связь верующих с Ним и между собою и показывает, как благодать Святого Духа живит верующих и возбуждает их к совершению Богоугодных действий.

Сходство между отношением ветвей к лозе виноградной и верующих ко Иисусу Христу или вообще к Богу простирается до того, что как ветви, отрезанные от лозы, не могут уже приносить плодов и расти, так и верующие, остающиеся вне общения с Иисусом Христом, не могут ни плодов приносить, ни жить духовною жизнию.

И как с лозами поступает виноградарь – то отрезывая негодныя, то подчищая хорошия, чтобы оне приносили лучшие плоды – так и Господь действием Своего Суда то отвергает неверующих, то посылает на верующих разные испытания и скорби, чтобы соделать их через то достойными высших наград и способными к высшим нравственным подвигам.

13)
Сия глаголах вам, да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша исполнится
(стих 11-й), то есть чтобы и вы могли радоваться тою радостию, какою радуюсь Я; а радость Моя, – говорил Он прежде, – в том, что Я соблюл заповедь Отца Моего и пребываю в Его любви. Значит, Иисус Христос хотел, чтобы Апостолы радовались об исполнении заповедей Божиих и пребывании в любви Отца Небеснаго.

14)
Еслимир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел
(стих 18-й). Странное утешение во время преследования от мира; но для последователя Христова оно, действительно, великое утешение, потому что ненависть мира может служить мерилом уподобления учеников Учителю, основанием для награды, побуждением и примером для подвигов.

Ненавидящий
Меня ненавидит и Отца Моего
(стих 23-й). Иудеи, ненавидевшие Иисуса Христа, старались оправдать свою ненависть к Нему строгим исполнением воли Божией, желанием угодить Богу. Теперь Иисус Христос раскрывает перед учениками Своими мысль, что ненависть Иудеев к Нему есть ненависть и к Самому Богу, Который послал Его, что эта ненависть их к Нему не только не Богоугодна, но, напротив, есть грех против Бога. Они грешны, потому что не приняли посланника Божия; они грешны, потому что видели дела, совершённые Им, и не познали Иисуса Христа.

15)

Раскрывая эту мысль ученикам, Иисус Христос имел в виду,
с одной стороны
, ободрить Апостолов в их страданиях, когда они, подвергаясь, по-видимому, законному преследованию установленных властей, будут находиться в недоумении относительно их справедливости и своей невинности;
с другой стороны
, разоблачало еврейскую самоуверенность в том, что ненавидя Христа и учеников Его, они службу приносят Богу, тогда как на самом деле совершают величайший грех против Него и Посланника Его.

Лучше для вас, чтобы Я пошёл, потому что, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам

(16:7). Пребывание Иисуса Христа на Земле с учениками могло иметь значение только внешнее, связующее их в одно целое только присутствием Самой личности Богочеловека. Дарование Святого Духа Апостолам имело целию одушевление всей Церкви верующих одним Духом, то есть внутреннее единство; и притом не на короткое время, а навсегда. Кроме того, сошествие Святого Духа можно рассматривать, как завершение дела Христова на Земле, как следствие восхождения Сына Человеческого на Небо, к Престолу Бога Отца, как доказательство того, что жертва Иисуса Христа за Искупление Рода Человеческого принята Отцом Небесным. Поэтому, когда Иисус Христос говорит: лучше, чтоб Я шёл к Отцу Небесному, то это показывает, что для довершения дела спасения Человеческого Ему необходимо взойти на Небо и принесть к самому Престолу Всевышняго Себя в Жертву, и в знамение принятия Отцом Небесным ниспослать Духа Святаго, Утешителя верующих, Духа спасительного и животворящаго.

16)

Личное свойство Духа Утешителя (Παρ?κλητος­ходатай), Иисус Христос называет исхождением от Отца, не определяя ближе значение этого термина, а только показывая им, что это свойство отлично от рождения, которое принадлежит Сыну. Католики самовольно прибавили к слову исхождение от Отца ещё исхождение и от Сына, стараясь показать сим, что для них в самой Троице Божественной нет ничего таинственного и непонятнаго.

Своё учение они усиливаются подтвердить праздными измышлениями: то говорят, что под словом Отец нужно разуметь и Сына, Который едино есть со Отцем; то указывают на то, что Дух Святый приимет Своё бытие от бытия Сына; поэтому Сын и говорит, что Он (Дух Святый) от Моего приимет; то ссылаются на ниспослание Духа Святого в день Пятидесятницы в силу заслуг Иисуса Христа и по Его обещанию. Но все эти рассуждения о превечном исхождении Духа Святого от Отца и Сына являются пустым еретическим разглагольствием, так как они вовсе не согласны со словами Иисуса Христа, говорившаго, что Дух Святый исходит только от Отца, и с учением Церкви, которая на II-м Вселенском Соборе, утверждая учение о Божестве Духа Святого против Македония, внесла в Символ Веры слова: от Отца исходящаго

, и впоследствии постоянно отвергала и опровергала учение о мнимом исхождении Святого Духа и от Сына.

Последняя молитва Иисуса Христа называется первосвященническою, потому что она произносится Им в то время, когда Он, готовясь принести Самого Себя в жертву за грехи всего мира, обращается к Отцу Небесному и просит не каких-нибудь благ для Себя, а соединения всех с Собою и со Отцем, чтобы таким образом возглавить всяческая в Себе; просит этого единения в силу Своего высокого посольства на Землю, в силу Своих великих заслуг и для славы, как Своей, так и Своего Отца.

В первосвященнической молитве Своей великий Архиерей Нового Завета обнимает всё великое и славное дело спасения людей, обнимает весь мир. Его славное дело имело целию славу Отца Небесного и вечную жизнь твари; а самая жизнь состоит в познании Бога и Его Посланника, Иисуса Христа. И Он, как Посланник Божий, исполнил порученное Ему дело, явив людям имя и славу пославшего Его Отца; и люди, избранники Божии, уверовали в Бога и Его Посланника. Теперь Он молит Отца Небеснаго, чтобы Он сохранил сих избранников (Апостолов) в единении между собою и с Ним, чтобы никто из них не погиб, кроме сына погибельного (Иуды).

Такое сохранение тем более необходимо для них, что мир возненавидел их. Иисус Христос молит Отца Небесного не о том, чтобы Он взял их от мира или спас от бедствий; но чтобы освятил их словом истины, которое спасет их от мира и соединит их с Богом и между собою. И такое соединение простирается не на одних избранников Апостолов, но на всех верующих в Него.

И о них вечный Первосвященник возносит молитву к Отцу Небесному, чтобы Он удостоил их славы той же, которую и Он имел у Отца, чтобы и они были там со Отцем Небесным, потому что они только уверовали в Него и поняли силу любви Божией, открывающейся в ниспослании людям Сына Божия.

Готовясь к страданиям, Иисус Христос говорит и молится о прославлении Отца, о славе Своей, потому что Его дело (страдания за Человечество и спасение людей) и составляет самое славное дело домостроительства Божия; потому что в этом деле наилучше и наиболее проявились Премудрость и Благость Божия, всемогущество и правда; или, как выражается Псалмопевец: милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася

(Псал. 84:11).

Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа

(Ин. 17:3). В этих словах указана и цель великого дела Христова на Земле и цель Евангелия и средства к достижению этой цели, именно познание Бога и признание Иисуса Христа Сыном Божиим, потом принятие и сохранение всего того, что Он возвестил им.

Насколько это последнее не легко, видно из того, что Иисус Христос молит Отца, дабы Он сохранил их от мира, от гибели, потому что мир возненавидел их, как ненавидел и Его, потому что они могли бы также легко погибнуть, как погиб сын погибельный.

Наоборот, насколько важно принятие открытой Богом истины, видно из того, что ещё в Ветхом Завете Сам Господь упрекал народ Израильский через пророка (Иерем. 2:13) в том, что он оставил Его, Источника воды живой, и ископал себе кладенцы сокрушенные, которые не могли сохранять воды. Иначе сказать, Израиль искал ложных источников Боговедения и благочестия и ими хотел утолить жажду своего искания истины; но вместо удовлетворения ея, он более и более раздражал ее. Таково было состояние Израиля и во дни пришествия Иисуса Христа.

Израиль изолгался, сделался рабом страстей и грехов и искал истины в преданиях старцев и измышлениях человеческих, а не в слове истины; от того он был мёртв и бесплоден: он проникся ложью, так что Спаситель называл Иудеев сынами отца лжи (диавола) и рабами греха.

Теперь Он принёс на Землю истину, которая должна была освободить их. Он Сам, как Сын Бога живаго, как Истина, должен был освободить их от этого рабства лжи и греха; должен был дать им источник жизни, и Он действительно дал и истину и воду жизни. Ученики Его первые испили от той воды, первые и уразумели истину. Он и молится, чтобы они были соблюдены для людей, для жизни, для истины.

Последния слова первосвященнической молитвы: да будет любовь наша в них

. Вот тот живительный источник, который течёт от Бога и оживляет сердца людей, который вместо изсушающого эгоизма, отделяющего людей от Бога и разъединяющого их между собою, вносит тесную связь между ними, связывает воедино, оживляет, удаляет всякую ложь и лицемерие между людьми.

Любовь вносит жизнь, истину и свет в отношения людей и ведёт их к Богу, Источнику Жизни, Света и всякого добра. Свою первосвященническую молитву Иисус Христос произносит в слух всех учеников с тою целию, чтобы все знали, как и о чём молился Сын Божий в последния минуты Своей жизни на Земле и как Он смотрел на совершённое Им дело Спасения людей.

По словам блаженного Августина: «у такого Учителя доставляет назидание ученикам не только беседа Его с ними, но и молитва Его за них; и если доставляет тем, которые слышали тогда слова молитвы, то без сомнения и нам, которые будут читать написанное».

Своею первосвященническою молитвою Иисус Христос оканчивает последнюю с учениками вечерю и беседу любви и исходит на подвиг самоотвержения и любви ко всему Роду Человеческому. Еще несколько часов совместного пребывания Его с ними покажут, как их Учитель истощил Себя до смерти крестные ради любви к Роду Человеческому и ради нашего Спасения; и затем Он взойдёт к Отцу Своему, чтобы уготовать им и нам место!

Для наглядности композиции добавлю точную копию росписи от Джампетрино, ученика великого Леонардо:

0
Иоанн (слева от Иисуса) не может поверить своим ушам, на ухо ему яростно шепчет Петр с ножом в руке (его загасили сильнее всех – он якобы скоро отречется три раза, обидка). А вот между ними сидит и внимательно смотрит на Христа, держа в руке кошель с серебряниками.. Скажите дети, как его зовут? Есть еще пара интересных деталей по поводу Иуды – он рассыпал соль (к беде, как известно) и тянется к той же тарелке, на которую указывает Иисус («предатель протянет руку к еде одновременно со мной»). Все по канонам.

Примерно так работает композиция в картине согласно правилу третей:

0
А теперь окунемся в теории заговора, люблю их. Да Винчи был бы эксцентричным гением в любую эпоху, а уж в свою он слишком выделялся. Любил он и ставить многие вещи под сомнения. Все это давало ему разные характеристики, но самый скандальный миф – Леонардо был еретиком. Ну и как член тайного ордена по хранению тайны детей Христа (ахах, да), он изобразил Марию Магдалину вместо Иоанна Богослова (апостол рядом слева от Иисуса). Дэн Браун нашел продолжение этой теории и развил ее: если провести линии вдоль фигур Марии и Христа, то можно получить букву «М» («Matrimonio», в переводе брак), а между ними выделяется буква «V» — женское начало. Естественно, это выдумки. Тут карты спутала традиция изображать апостола как нежного юношу с длинными волосами и любовь да Винчи изображать героев с набором мужских и женских черт. А буква «V» всегда присутствовала на картинах Леонардо как подпись (Vinci, ну вы поняли). Не ведитесь))

Как купить билеты в последний момент

Как же увидеть знаменитую фреску Леонардо?

Перелопатив весь интернет и проанализировав десятки сайтов-посредников, я могу рекомендовать только один надежный сайт для покупки билетов онлайн “в последний момент” – это www.getyourguide.ru

Заходим в раздел Milan и выбираем билеты стоимостью от 44 евро с англоязычной экскурсией – такие билеты есть в продаже примерно за неделю-две.

Билет на тайную Вечерю за 44 евро

Если нужно увидеть Тайную Вечерю срочно, тогда выбирайте вариант за 68 евро с экскурсией по Милану.

Билеты на Тайную Вечерю с экскурсией

Например, 18 августа вечером мне удалось забронировать билеты на 21 августа, в то время, как на официальном сайте ближайшее свободное окно не раньше декабря. Стоимость 2-х билетов с групповой экскурсией по Милану получилась 136 евро.

Билеты на Тайную Вечерю для двоих стоят 136 евро

Время работы: с 8-15 до 19-00 с перерывом с 12-00 до 15-00. В предпраздничные и праздничные же дни церковь работает с 11-30 до 18-30. Выходные – 1 января, 1 мая, 25 декабря.

Леонардо вполне мог засунуть себя на роспись, вроде как похож:

0
Есть совсем бредовые догадки – соответствие по знакам зодиака и даже по указанию апостолами на планеты и спутники солнечной системы. С этой темы я долго смеялся, там все зависит от жестов, да Винчи крутой шифровальщик)) Вот на что стоит обратить внимание, так это цифра три. Композиция на основе третей, три окна сзади, группы апостолов по 3 человека… И это не считая библейские отсылки на цифру три в Новом завете. Здесь тоже можно поискать замысел, но тут скорее любовь к тройке в те времена и стремление к гармонии от Леонардо.

Билеты, время работы

Посетители церкви, желающие увидеть «Тайную вечерю», могут попасть внутрь для осмотра лишь группами до 25 человек. Перед входом каждый, в обязательном порядке, должен подвергнуться процедуре удаления загрязнений с одежды, с помощью специальных устройств.

Но, несмотря на это, очередь из желающих увидеть фреску своими глазами не иссякает никогда. В высокий сезон с апреля до ноября билеты необходимо бронировать не менее чем за 4 месяца.

Причем бронь должна быть сразу же оплачена. То есть нельзя оплатить позже заказанное заранее. В зимнее время, когда поток туристов немного спадает, заказать билеты можно за 1-2 месяца до посещения.

Покупать билеты на Вечерю (CENACOLO VINCIANO) выгоднее всего на официальном сайте министерства культуры Италии www.vivaticket.it , который доступен на итальянском и английском, но по факту билетов там никогда нет. По состоянию 2022 год взрослый билет стоит 12 евро + 3,5 евро сбор.

Цена билетов Фреска Тайная Вечеря в церкви Санта-Мария-делле-Грацие в Милане

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: