Московские храмы великолепны. Каждый из них имеет свою уникальную архитектуру и историю. Рогожская сторона Москвы славится как храмом Сергия Радонежского, так и приписанной к нему церковью Алексия Московского.
Храм Святителя Алексия Московского на Рогожской стороне — российская святыня, построенная в середине 18 столетия, архитектурным стилем его стало елизаветинского барокко. Старомосковская церковь узнаваема издалека своим красно-белым, пряничным окрасом и золотыми главками.
Исторические сведения
Согласно преданию, история легендарной, полуразрушенной московской церкви святителя Алексия началась с палатки, в которой пребывал святитель, наблюдавший за возведением Спасо-Андрониковой обители. По другой версии, сам отец Сергий Радонежский из палатки следил за возведением монастырского комплекса, наставником которой был благословлен святой Андроник.
Храм святителя Алексия, митрополита Московского в Рогожской слободе
По историческим данным 1625 года, прежде на этом месте стояла маленькая церквушка, построенная из дерева. Далее о ней упоминается в 1696 году, когда состоялось освящение придела Николая Чудотворца.
1701 год подарил Рогожской стороне каменный храм Алексия Московского, но время возведения нынешней постройки святыни относится приблизительно к 1750 году. Прихожане гордились святыней нововозведенного кирпичного храма, древним крестом, перенесенным с прежней церкви.
В храме было 3 придела:
- основной — святого лика Богородицы «Феодоровская»;
- Алексия Московского;
- святого Николая.
Храм был украшен барочным иконостасом. Прихожане приходили помолиться у святых образов «Рождество Христово» и «Деисус». Только через четверть века к 1780 году слободская святыня была расписана.
Посад ямщиков
В Москве, как и в любом другом городе, люди, принадлежавшие к одной профессии, предпочитали селиться рядом друг с другом. Поэтому и возникали улицы по названию «цехов»: Мясницкая, Гончарная и так далее. В конце шестнадцатого века в России появилась новая профессия – ямщик. Сначала эти люди доставляли государеву почту, были посыльными, однако со своим собственным «транспортным средством». Позже ямщики стали заниматься и другим «извозом», доставляя грузы и пассажиров по разным направлениям.
Вскоре их стало так много, что они разделились по маршрутам. Те из них, которые специализировались на поездках из Москвы в сторону деревни Старый Рогожский ям, поселились на окраине Белокаменной, поближе к цели доставки людей и грузов. Это были окрестности села Андрониха, что на левом берегу Яузы. Позже Старый Рогожский ям стал городом Богородском, который в советское время был переименован в Ногинск. А Рогожская слобода, заселенная ямщиками, обслуживающими данное направление, не изменила своего названия. Но слава «святой земли» за ней осталась.
Время разрушений и восстановления
Храм Алексия Московского в Рогожской слободе после революции действовал до 1930 года.
В 1922 году революционные власти под прикрытием борьбы с голодом вынесли из сокровищницы 9 г золота, около 300 кг серебра и 315 г жемчугов. После закрытия с Алексеевской церкви сняли барабан с крестом, колокольню разрушили, частично разобрали ограду и сделали пристройки, чтобы разместить в святом месте завод, перерабатывающий сплавы.
Иконостас церкви Алексея Митрополита, фото 1907 года
В 1984 году в стенах святыни сидели служащие ремонтно-строительного управления, там же поместили его склад.
Возвращение храма св. Алексия Московского в лоно православной Церкви состоялось в 1990 году, главный придел Феодоровской Божьей Матери восстановили к 2012 году, но ремонтно-восстановительные работы идут по сей день.
Средоточие старинных постоялых дворов
Долгое время все города и даже посады имели крепостные стены. В середине восемнадцатого века Москву опоясывал огромный Камер-Коллежский вал, простирающийся на 32 версты. Название свое он получил от того, что на разных воротах стояли заставы. Они взимали пошлины за ввозимые товары. Ведала этим Камер-Коллегия, которая и построила вал. И проходила эта линия укреплений по Рогожской слободе. В девятнадцатом веке надобность в стенах и валах отпала. На месте старых застав были образованы площади, на которых в разные дни устраивались ярмарки и рынки.
Самым популярным торговым местом стала Рогожская слобода, стоявшая на большом Владимирском тракте. Чтобы прибыть вовремя к началу ярмарки, купцы приезжали загодя. Где спрос, там и предложение. Слобода стала активно застраиваться постоялыми дворами, говоря современным языком, мотелями, где приехавшие купцы могли разместиться, не заезжая в город. Вскоре ямщицких домов тут поубавилось. Вместе с гостиными дворами и складскими помещениями появились красивые купеческие дома.
Архитектурный стиль
Архитектор Д.Ухтомский, по проекту которого была построена церковь Алексия митрополита Московского, взял за основу елизаветинское барокко. Четверик дополняет с восточной стороны апсида, имеющая полукруглую форму, с западной стороны располагается трехъярусная колокольня с двухпредельной трапезной.
Изящность стенам придают пилястры и широкие карнизы. Большие окна, выполненные в форме арок, украшают фигурные наличники, уникальностью окон на втором этаже являются разорванные фронтоны.
Внутри храма святителя Алексия Московского
Архитектура Свято-Алексиевского собора
Здание собора — это один большой, не разбитый на части зал, с размерами сторон 16 и 24 метра. Заглубленный алтарь выгодно подчеркнут куполом светлого оттенка, что зрительно увеличивает его объем. Над входом в храм расположена колокольня в форме восьмигранника. Само строение выполнено из бледно-красного кирпича в достаточно аскетическом стиле без лишних декоративных элементов. Храм отличается хорошей акустикой, на его просторных хорах может разместиться до 60 певчих.
Северный, южный и западный фасады имеют объемные крыльца, скатные крыши которых опираются на круглые витые колонны. Пол собора покрывает плитка, изготовленная по специальной технологии. Квадратные плитки из цемента были залиты цветной каменной жидкой массой. Своим внешним видом они напоминают керамику.
Святыни и престольные праздники
Феодоровский образ Божьей Матери, согласно преданию, написан рукой евангелиста Луки.
Прежде икона хранилась в Нижнем Новгороде, являя не раз чудеса жителям города. После нашествия Батыя и бегства новгородцев оставленная в церкви святыня сама явилась в Костроме в 1239 году, некоторые костромичи якобы видели, как святой Феодор Стратилат сам принес ее в город.
В честь явления в Костроме святыни Алексеевской церкви православная церковь отмечает праздник 29 августа. Этой иконой Михаил Романов, долго не дававший согласия на царствование, но изменивший свое мнение перед святым образом, был благословлен на престол. Так появился второй праздник, 27 марта, почитание святого лика Богородицы Феодоровская.
Второй святыне Алексеевской церкви является святой образ Симеона Мироточивого, коло которого всегда людно. Прихожане приходят поклониться святому в надежде на чудеса, которые он являет по молитвенной просьбе верующих.
Важно! Это единственный московский храм, в котором главный придел освящен в честь иконы Божьей Матери Феодоровской.
Помимо почитания святого образа Феодоровской Богородицы, в храме святителя Алексия Московского отмечается праздники:
- 25 февраля — почитание митрополита святителя Алексия;
- 22 мая — память о перенесении мощей Николая Угодника;
- 2 июня — воспоминание об обретении мощей святого Алексия;
- 11 августа — празднование Рождества Николая Чудотворца;
- 19 декабря — святителя Николая Мирликийского.
Божественная литургия в храме святителя Алексия
История
Историческим началом храма Алексия Человека Божия является не Красное село, а район города Москвы на Остоженке. В этом месте размещался одноименный монастырь и на его территории в XIV веке возвели небольшую деревянную церковь. Только судьба деревянных строений в Москве того времени была недолгой. Пожары беспощадно уничтожали как дома, так и церкви, в числе которых находился и наш храм. Усилиями служителей церкви и прихожан православные святыни всегда возрождались и продолжали свою деятельность. Происходили разрушительные события неоднократно. Только в 1633 году было решено строить каменную церковь. Большое значение этому строительству придавалось по причине того, что в семье Романовых родился Цесаревич Алексей, небесным покровителем которого был избран Алексий Человек Божий.
В 1838 году было принято решение разобрать храм, все постройки Алексеевского монастыря и перевезти на новое место, которым оказалось Красное село. Прежнюю территорию отдали под строительство храма Всех Святых.
Красное село
Населенный пункт имеет многовековую историю, начиная с XII—XIII веков. Документально информация о Красном селе впервые оставлена в 1480 году.
Через это и другие села (Преображенское, Черкизово) проходила дорога, которая именовалась Стромынская, так как связывала Москву и село Стромынь, от которого дорога уходила на Владимир и Суздаль. Это был довольно оживленный участок.
Свое название Красное село получило благодаря большому пруду, размер которого приравнивали к площади кремля в Москве. Назывался этот пруд Красный (в значении Великий), что и послужило основой в названии для населенного пункта.
Количество населения в Красном селе постоянно увеличивалось, что вело к разрастанию построек и территории самого населенного пункта. Красное село в XVIII увеличилось в размере так, что стало считаться окраиной Москвы.
Именно в это красивое место и был перенесен Алексеевский монастырь со всеми храмами и постройками, принадлежащими ему до переезда.
Строительство храма
1837 год стал для храма Алексия Человека Божия новым этапом его обновления и деятельности. Сначала на выделенной территории Алексеевский монастырь расположился в местной приходской церкви в честь Воздвижения Креста Господня. В этой церкви имелся придел Тихвинской иконы Божьей Матери. Придел во имя Алексия Человека Божия при действующей церкви был освящен в 1841 году. Отдельного храма пока не было.
Только в 1853 году на средства прихожан и покровителей Алексеевского монастыря с участием игуменьи Иларии был построен теплый храм. Эта постройка сохранилась до настоящих дней из числа всех храмов, относящихся к Алексеевскому монастырю.
Разработкой проекта храма Алексия человека Божия занимался архитектор М. Д. Быковский. Он разработал план, в котором храму Алексия выделялось центральное место среди всех построек Алексеевского монастыря.
Здание имело прямоугольную форму. Дополнением этого прямоугольника являлся объем трех полуциркульных аспидов, выступов для расположения алтарей. В центре западного фасада храма размещался выступ ризалита. Вершину храма занимал объемный купол на световом барабане.
Храм был наполнен изящными деталями как изнутри, так и с фасадной стороны здания, что являлось его архитектурной ценностью. Для воплощения своей идеи Быковский опирался на стиль древнерусского зодчества XVI—XVII века.
Внутреннее убранство храма Алексия человека Божьего в Красном селе отличалось богатством церковных святынь, которые были переданы в дар еще в период его нахождения в центре Москвы. Особую заботу о храме проявляла царская семья Романовых и многие богатые покровители московского общества.
В таком виде храм просуществовал до 1899 года, пока архитектором Александром Афанасьевичем Латковым не была реализована реконструкция монастырского оплота. Часть открытых конструкций была встроена в общее пространство храма. Появилась ризница, подвал был обустроен для хранения церковного продовольствия и утвари, пол из дерева заменили плитами (метлахскими), появился новый иконостас, автором которого стал С. Л. Конюхов.
Советский период
В обновленном виде храм Алексия в Алексеевском монастыре вел церковную деятельность до 30 годов XX века, пока новая власть большевиков не начала разорение православных святынь, не признавая существование Бога и любой веры.
Алексеевская обитель была разорена, храмы закрыты, в числе которых была церковь Алексия с приделами Грузинской иконы Божьей Матери и проповедника Павла Латрийского. Располагались на территории монастыря и другие храмы, которые не пощадили представители новой власти. Церковь Всех Святых использовалась под архив, что и позволило ей сохраниться, а храм Алексия Человека Божия был переоборудован под Дом пионеров и перестроен до неузнаваемости. Церковную архитектурную атрибутику сняли как с фасада, так и изнутри храма. Стены перекрасили в красный цвет, алтарь переоборудовали под сцену, центральный придел организовали как зрительный зал для просмотра фильмов.
Кладбище при Ново-Алексеевском монастыре было уничтожено и на его месте построили пионерский парк, а позднее проложили автомобильную трассу.
Возрождение храма
В 90 годы XX века общество осознало свое неправильное отношение к православной вере и церковным святыням, что стало началом их возрождения. Приход Алексия Человека Божьего по просьбе людей и силами молитв верующих и церковных служителей тоже дождался своей очереди. Руководство Московского патриархата и люди, живущие в Красном селе и наблюдающие за его состоянием, обратились в администрацию за разрешением о передаче этой святыни Русской православной церкви. Положительное решение было принято в 1991 году, который стал началом возрождения обители. Но восстановительные работы начались позднее, когда у храма появился свой настоятель в лице святого отца Валерия.
В 2000 году этот человек вместе с членами своей семьи вошел в заброшенную обитель и принял решение о возвращении ей надлежащего вида. Впечатления от увиденного и перечень работ, проведенных в заброшенной церкви, можно изучить в выдержках из дневника батюшки Валерия, опубликованные на странице официального сайта храма.
Это был серьезный труд. В ноябре 2002 года начались первые богослужения, хотя восстановительные работы продолжались.
Изначально Алексеевская церковь в Красном селе была приписной к храму Всех Святых, но весной 2006 года Алексием Вторым, Патриархом Московский и всея Руси, был издал указ о присвоении храму чина Патриаршее подворье. Церковь Воздвижения Креста Господня стала числиться приписной к Алексеевскому храму.
Возрождение храма Алексия Человека Божьего в Красном селе стало частью жизни ее настоятеля святого отца Валерия, который вложил в это душу, молитвы и силы.
В 2014 году Патриархом Московским и всея Руси Кириллом было проведено освящение Алексеевского храма в честь человека Божьего Алексия.
В настоящее время здесь ведется не только церковная служба, но и занимаются духовным воспитанием подрастающего поколения. На территории обустроена Воскресная школа и клуб для молодежи под названием «Парус».
Старообрядцы
Так уж получилось, что с семнадцатого столетия, то есть чуть ли не с создания Рогожской слободы, в ней стали селиться люди, отлученные от Русской патриаршей церкви. Староверы-поповцы считали новую религию отступничеством и строго придерживались своего уклада жизни. Это налагало на быт свой отпечаток. Старая Рогожская слобода, фото которой почти не сохранились, представляла собой замкнутый мирок, кардинально не похожий на остальную Москву.
Она была отделена от столицы рекой Яузой. Вдоль длинных прямых улиц стояли двухэтажные каменные дома на высоких фундаментах. Запертые ворота, редкие прохожие – всё это так не вязалось с бурным кипением жизни Москвы… Пришлые тут надолго не останавливались. Браки заключались только между единоверцами. В 1790 году здесь насчитывалось 20 тысяч прихожан старообрядческой церкви, а в 1825-м – уже шестьдесят восемь тысяч.
Рогожская слобода: как доехать
Старообрядческий поселок расположен между станциями метро «Авиамоторная», «Римская», «Марксистская» и «Таганская». Пешком наиболее короткий путь от двух первых остановок подземки. От других станций ходит общественный транспорт. Так, от «Марксистской» можно добраться до Рогожской слободы на автобусах маршрутов 51 и 169. От станции метро «Таганская» курсируют троллейбусы №№ 26, 63 и 16. Чтобы познакомиться с жизнью Рогожской слободы, следует выходить на остановке «Старообрядческая улица» (бывшая Войтовича).
Следует сказать, что этот поселок интересен не только храмами. Тут действует ресторан старообрядческой кухни, церковные лавки, мастерская народного костюма, детские и взрослые воскресные религиозные школы.
Покровский собор
Мы уже упоминали об этой церкви, которая и по размерам, и по убранству оказалась выше и богаче храмов Кремля. Во времена, когда власти благоволили к старообрядцам, ее только «укоротили», сделав ниже на метр от Успенского собора. Но и в таком виде храм Покрова Богородицы на Рогожском кладбище не давал покоя главной в России христианской деноминации.
Летом 1856 года митрополит Московский Филарет добился того, чтобы алтари старообрядческих церквей в столице были опечатаны. Только с реформами 1905 года, провозгласившими свободу вероисповедания, храмы вернули общине поповцев. В честь распечатания алтарей была построена церковь-колокольня Воскресения Христова.
После революции Покровский кафедральный собор хотели закрыть, но это была чуть ли не единственная церковь в Москве, которая продолжала функционировать как храм. Это произошло отчасти потому, что здание, выстроенное в стиле классицизма, вовсе не походило на сакральное сооружение. Только единственная главка на крыше выдавала в нем церковь.
А вот церковь-колокольню Воскресения Христова закрыли в 1930 году. Следует обратить внимание на ее фасад. Его украшают изображения мифических птиц Рая – Сирина, Гамаюна и Алконоста. Закрытой церковь Воскресения Христова простояла недолго. Службы в ней возобновились с 1947 года.