Храм святителя Николая Мирликийского в старом Ваганькове знаменателен тем, что находится в ограде Российской государственной библиотеки. У этого храма многовековая история. Стены, возведённые в XVIII веке, опираются на более древний фундамент…
Много раз за свою долгую жизнь храм подвергался ограблениям от врагов и разрушениям от пожаров, и каждый раз, усердием благочестивых людей, он скоро восстановлялся не только в прежнем, но даже и в лучшем благолепии.
Из исторического очерка «Храм Румянцевского музея» (1906)
Экскурсионное бюро Ленинки организует экскурсии в храм святителя Николая Мирликийского в старом Ваганькове. Их проводит настоятель храма, протоиерей Борис Даниленко. Каждую субботу в 16 часов любой, кто интересуется историей храма, может прийти на экскурсию. Мероприятия бесплатные, но на них нужно записаться по телефону, указанному на сайте экскурсионного бюро.
Что означает название храма?
Этнограф, фольклорист, антрополог, литературовед и писатель Николай Андреевич Янчук высказывает предположение [1], что название деревни Ваганьково происходит от северно-русского «ваганить», то есть, «играть, потешаться». Исследователь сделал вывод, что эти места исстари служили для народных гуляний, кулачных боев, потешных игр — и этим же он объясняет самую большую концентрацию храмов, построенных впоследствии в этом месте Москвы — как бы для освящения земель.
Из всех старинных храмов Ваганькова до наших дней сохранился только один — храм Николая Мирликийского. В названии храма сохранилось и название деревни, где он был построен — Старое Ваганьково. Этот топоним дал название переулку, где расположен вход в храм, — Староваганьковскому.
Определение «Старое» деревня Ваганьково получила в XVII веке, при царе Алексее Михайловиче, который переселил часть жителей за Пресню, основав там Новое Ваганьково — и там, кстати, тоже был построен храм святителя Николая (на Трёх Горах).
Церквей в честь святителя Николая на территории современной Знаменки, Воздвиженки и Сапожковой площади было построено очень много — возможно, здесь был культ этого святого: церкви Николы в Ваганькове, Николы Стрелецкого и Николы в Сапожках, а также немного дальше, по Арбату: Николы Явленного, Николы на Песках и Николы в Плотниках, а поблизости от них еще церковь Николы на Курьих ножках (на Молчановке).
Фотография придела во имя преподобного Сергия, сделанная Н. А. Найденовым и опубликованная в 1884—1891 годах. — ссылка на оцифрованную версию в электронной библиотеке РГБ
…Мне же — вольный сон, колокольный звон, Зори ранние На Ваганькове. Марина Цветаева. Стихи о Москве
История храма
Писатель и краевед Иван Фёдорович Токмаков пишет [2], что «церковь Николая Чудотворца, что на Старом Ваганькове, построена первоначально была в 1497 году и здесь находилось подворье Николо-Песношского монастыря, в 1523 году вновь перестроена, а в 1530 году устроен придел во имя Преп. Сергия».
В конце XVII века храм святителя Николая Чудотворца на Старом Ваганькове был трёхпрестольным и имел два придела: правый — во имя преподобного Сергия, левый — во имя сорока Севастийских мучеников, воинов-христиан, пострадавших за веру в 320 году.
Гравюра, изображающая вид на дом Пашкова в начале XIX века. За дворцом видны церкви: справа — церковь Михаила Малеина, сломанная в конце XVIII века, а между ней и дворцом виднеется храм святителя Николая — эту гравюру приводит Н. А. Янчук
В XVIII веке храм перестраивали и достраивали. Николай Андреевич Янчук рассказывает [1] о непростых взаимоотношениях настоятелей храма святителя Николая и владельцев дома Пашкова в конце XVIII — начале XIX веков. От основателя, Петра Егоровича Пашкова, дворец перешел к его двоюродному брату Александру Ильичу Пашкову, который, как цитирует Янчук, разобрал по камням придел во имя сорока мучеников: в прошении он писал, что придел «по ветхости одно только безобразие делает и занимает место напрасно». Из этих камней Александр Пашков построил оградку вокруг храма — низкую, «чтоб не могла закрывать хорошего виду», и обсадил церковь деревьями. Эта оградка сохранилась до нашего времени.
Кроме того, Пашков выкупил ещё земли по соседству с храмом святителя Николая и «настроил нежилых хозяйственных строений, вследствие чего возникла жалоба священника Николо-Ваганьковской церкви, что прихожанин этой церкви Александр Пашков сделал при церкви безобразие, настроив вокруг нее конюшен и хлевов, «к крайнему стеснению храма».
Фотография из книги «Храм Румянцевского музея» (1906)
Страницы истории храма святителя Николая Чудотворца в Кленниках
Церковь Святителя Николая в Кленниках, памятник архитектуры XVII- XVIII веков, находится в историческом центре Москвы на улице Маросейка.
Во времена Российской Империи, согласно принятому тогда территориальному делению, по метрике 1886-1887 гг. храм относился к Сретенскому сороку. Все храмы Москвы по решению Стоглавого собора 1551 года были распределены на старо́ства, или благочиния, которые назывались «сорока́ми». Согласно современному административно-территориальному делению храм расположен в Белом Городе столицы, в районе Басманный Центрального административного округа и относится к Богоявленскому благочинию Центрального и Южного викариатства города Москвы.
Москва средневековая была небольшим укреплением на Боровицком холме, окруженном сёлами и слободами. Восточная часть Белого города — почти не заселённая местность с проходящей по ней Стромынской дорогой, примыкавшая к Китайгородской стене между Сретенскими воротами и Яузой, начала застраиваться к концу ХV века. При Великом князе всея Руси Иоанне III здесь возводятся Пушечный двор с Кузнецкой слободой, Златоустовский монастырь, селятся выведенные из Новгорода и Пскова семьи знати. Между дорогой и рекой Яузой устраиваются великокняжеские сады. Строятся первые церкви с прибавлениями по характеру местности в их названиях: «на бору», «в дербах» (дебрях), «под сосенками» и т.п. К северу от Кулишек простирались местности, известные в XVI—XVII веках под характерными названиями: «глинищи», «в садех», «Кучково поле».
Вся улица, начинавшаяся у Ильинских ворот Китай-города, тогда именовалась Покровкой (по древней церкви Покрова Пресвятой Богородицы «в садех», стоявшей напротив Никольского храма и разобранной в 1777 году за ветхостью). К нашему времени прежнее название за улицей сохранилось от Армянского переулка в направлении к Садовому кольцу, а ближняя к Кремлю часть стала называться Маросейкой. Это название появилось от находившегося на углу с Большим Златоустинским переулком (Маросейка, 9/2) Малороссийского подворья — представительского учреждения для официальных лиц, приезжавших с Украины. В дальнейшем длинное для московской речи — «скороговорки» слово «Малоросейка» преобразилось в «Маросейку».
История церкви Святителя Николая в Клённиках уходит в описанное выше далёкое прошлое и насчитывает более пяти столетий. Храм в его нынешнем виде является типично московским памятником архитектуры XVII-XVIII веков – здание не имеет каких-то особо выдающихся декоративных элементов, но отражает историю города.
Первое упоминание о церкви – известие из Патриаршей, или Никоновской, летописи под 6976/6977 (1468/1469) годами: «Того же лета поставлена великим князем церковь обетная Симеон Дивногорецъ». Запись сделана непосредственно за сообщением о большом пожаре, бывшем 23 мая и охватившем значительную часть посада к востоку от Кремля — он едва не перекинулся на город (то есть Кремль): «Истомно же тогда было и нутри граду, понеже бо ветрено было и вихор мног; но Бог сохранил его». Празднование памяти преподобного Симеона Столпника «иже на Дивной горе» — 24 мая по старому стилю, на следующий день после пожара — свидетельствует об обетном характере постройки этой первоначально деревянной церкви. Церковь преподобного Симеона Дивногорца упоминалась в документах вплоть до конца XVII века (в ладанной книге 1585 года, в ружных книгах 1677 и 1681 годов).
Впервые изображение храма на средневековых планах Москвы появилось в 1610-м году, на так называемом Сигизмундовом плане: напротив Покровской церкви в начале улицы изображена каменная церковь, о чем свидетельствует ее форма — одна главка на горке кокошников, завершающей четверик.
В переписи дворов 1629 года читаем: «Против Покрова Пресвятыя Богородицы по другую сторону Покровки место церковное Казанские Пречистые Богородицы да Николы Чудотворца», что говорит о появлении уже к тому времени новых приделов.
В Строельной книге церковных земель 1657 года храм записан каменным.
Сопоставление ружных книг за 1677, 1681 и 1699 гг. (в такие книги записывалась руга — жалованье, выплачивавшееся от казны причту церквей, не имевших доходов) показывает, что за последний указанный год место церкви Симеона Дивногорца в перечне по местоположению, составу причта и размеру руги занял храм Святителя Николая на Покровке в Блинниках. Храм упоминался с 1620 г. в Писцовой книге и делах Каменного приказа также Казанским – то есть церковь, именовавшаяся ранее Симеоновской, стала называться по новым престолам. Приделы Казанской иконы Пресвятой Богородицы и святителя Николая, отстроенные в кирпиче, стояли вплотную к деревянному храму. Пожары в этой части посада случались весьма часто, храм еще не раз горел: есть сведения о пожарах, затронувших его в 1676, 1689, 1737 годах. Для того исторического периода исчезновение деревянных строений в огне было рядовым, не все фиксировалось документально — очевидно, что древний, положивший основание нашему храму деревянный придел преподобного Симеона Дивногорца оказался утраченным, остались лишь возведенные позднее каменные. Сейчас в отношении местонахождения храма прп. Симеона Дивногорца есть различные версии современных краеведов — исследователей московской старины; однако утверждать однозначно, что этот древний храм не связан с появлением Николо-Клённиковского храма, невозможно, и в нашем храме ныне почитается св. прп. Симеон Дивногорец, есть и фреска этого святого в приделе св. прав. Алексия и сщмч. Сергия.
В 1919 и 1925 гг. было проведено обследование храма архитекторами, сделавшими заключение, что построено здание было поэтапно – северная и южная части являются как бы отдельными церквами, примкнутыми одна к другой – верхние карнизы их имеют разную форму, причем северная сторона построена раньше. «Первоначально церковь представляла собой двусветный, вытянутый по оси север–юг четверик с двухчастным алтарем. Небольшая одноэтажная трапезная соединяла четверик с колокольней; с севера к четверику примыкал одноэтажный Никольский придел. В 1701 году после большого пожара верхняя часть четверика была разобрана, а нижняя превращена в подклет, расширенный к западу и надстроенный высоким двусветным объемом с абсидой и притвором: тогда же с юга возвели новый, Казанский придел».
Таким образом, записанный в 1657 году в Строельной книге каменный храм был одноэтажным, а более привычный нам вид обрел к 1701 году. «Августа 24 дня был выдан антиминс в новопостроенную церковь Святителя Николая Чудотворца, что в Клиниках» (и вскоре был надстроен второй этаж над приделом). Колокольню возвели в 1749 году при восстановлении храма после разрушительного пожара (1748), когда «внутри все погорело без остатка», и ею завершилось формирование архитектурного облика церкви. Несмотря на позднейшие переделки и внешнего, и внутреннего устройства, облик храма сохранился в том же виде до нашего времени.
Внимания архитекторов и историков храм не привлекал и в публикациях о выдающихся московских церквах он не упоминается.
Существует благочестивое предание, что в 1812 году, когда Москва горела сплошь, храм святителя Николая чудотворца в Кленниках «совершил свой подвиг», встав на пути огня и не позволив ему распространиться. Урон, нанесенный храму французскими оккупантами, исправили не сразу: «В клировых ведомостях означенной Николаевской церкви 1813 г. написано: «После неприятеля придел освящен 1812 года декабря (число опущено) дня, Казанская еще не освящена за неисправностию в рассуждении благолепия вкладчиков быть имеющегося».
Отметим изменения названия храма в разные исторические периоды. В 1901 году на страницах нескольких номеров «Московских епархиальных новостей» велась полемика между учеными иереями о наименовании местности, где церковь находилась. Прибавление к названию храма варьировалось в зависимости от времени и исторических обстоятельств: «что на Покровке», «у решеток за Никольскими вороты» (решетками в старину назывались деревянные заставы в конце улицы, которые на ночь запирались), «в Блинниках», «в Клинниках», а с 1771 года в документах он уже пишется «в Клённиках». Версия последнего, оставшегося и доныне за нашим храмом названия основана на записи в метрике 1886-87 гг.: «По сохранившемуся устному преданию, на том месте, где теперь находится церковь, в старину была кленовая роща».
В 1914—1915 годах во дворе храма был построен небольшой двухэтажный домик для причта на средства книгоиздателя И. Д. Сытина — в благодарность за разрешение, данное ему настоятелем храма отцом Алексием Мечевым, вывести на церковный двор окна принадлежавшего Сытину многоэтажного дома (ныне — Маросейка, №7/8). По тогдашнему закону между сопредельными владениями возводились глухие стены.
В 1926─28 годах по инициативе прихода и настоятеля храма протоиерея Сергия Мечёва были произведены реставрационные работы под руководством известного архитектора — реставратора Д.П. Сухова. Они затронули фасады (были восстановлены наличники окон на южной стороне) и нижний этаж, где в северной части были выявлены элементы древней архитектуры и воссоздан придел, освященный во имя св. Алексия Человека Божия. Были исследованы и восстановлены окна первого яруса северного придела, оконные обрамления абсиды и четверика церкви, установлены кубчатые решетки по древнему образцу.
В 1932 г. храм был закрыт. Божественная Литургия совершалась на Благовещение, 7 апреля 1932 года, затем последний, к тому времени остававшийся на свободе, священник из клира храма был арестован. 6 октября 1932 года храм был окончательно закрыт, затем разорен и обезглавлен.
Здание церкви и домик причта сначала использовались, после внутренней перепланировки, под жилые помещения; нижний храм дал приют слабовидящим инвалидам; в дальнейшем, в 1950-60 гг., храм превратили в подсобное помещение соседних учреждений. В доме № 3 располагался ЦК ВЛКСМ, который и разместил здесь свои службы. Алтарная часть использовалась под кассы. Двусветный четверик Казанского придела был разделён перекрытиями на два этажа. Всё церковное убранство и росписи стен были с большим тщанием уничтожены, исключение составила лишь дошедшая до нашего времени роспись недоступно высокого потолка четверика Казанского придела.
Долгие годы поруганная святыня пребывала в запустении. Но невидимый миру Ангел Божий хранил святой храм, и к концу ХХ века и над ним сбылись слова: «Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дней!». 18 июля 1990 года храм был возвращён Русской Православной Церкви.
Первым настоятелем после открытия храма стал протоиерей Александр Куликов (1933 – 2009), с 2011 года настоятелем храма назначен протоиерей Николай Важнов.
Больше фотографий храма – в фотогалерее «Сквозь время»
Храм святителя Николая и Румянцевский музей
После пожара 1812 года храм был частично восстановлен и стал домовой церковью Московского Дворянского института. В 1849 году Дворянский институт был упразднён и церковь перешла к четвёртой московской гимназии. «К началу учебных занятий в гимназическом здании было сделано одно необходимое приспособление, а именно устроен в подвальном этаже сборный зал для приходящих учеников» [4].
Когда в доме Пашкова был открыт Румянцевский музей, храм утратил домовой статус и перешёл в ведомство епархии: в 1893 году, как свидетельствует Иван Токмаков [2], в его приходе было 18 дворов и 604 души. В конце XIX века храм стал «музейским». «За Музеями церковь закреплена окончательно штатом 1900 года, когда для нее был учрежден самостоятельный причт, и она стала домовой церковью Московского Публичного и Румянцевского Музеев» [5].
План нижнего этажа дома Пашкова и прилегающих строений [6]
Дом Пашкова и храм святителя Николая в старом Ваганькове — спутниковая съёмка
Узнать больше об истории храма с древнейших времён, о том, как использовалось помещение храма в Советском Союзе и о современной его жизни можно на бесплатной экскурсии, которые проводит настоятель храма протоиерей Борис Даниленко по субботам в 16 часов. Запись на экскурсию — по телефону, указанному на сайте экскурсионного бюро Ленинки.
Святыни
В храме есть мощевик в форме креста, в котором хранятся мощи семидесяти двух святых Вселенской Церкви. Список главных святынь:
- Мироточивый образ страстотерпца Царя Николая II;
- Частицы мощей Иоанна Предтечи;
- Икона святых Царских мучеников. В мощевике святыни хранится молочный зуб царевича Алексея;
- Частицы мощей апостола Андрея Первозванного;
- Частицы мощей апостола Луки;
- Частицы мощей апостола Марка;
- Частицы мощей преподобного Силуана Афонского;
- Частицы мощей праведной Анны;
- Частицы мощей пророка Исаии;
- Частицы мощей равноапостольной княгини Ольги;
- Частицы мощей архидиакона Стефана.
© Официальная группа Facebook храма Святителя Николая в Пыжах
Материалы
- Старое Ваганьково и дом бывший Пашкова (историко-топографические справки) Н. А. Янчука
- Историко-археологическое описание церкви св. Николая чудотворца, что на Знаменке в Москве [Текст] / сост. И. Токмаков. — Москва: Губернская тип., 1893
- Пятидесятилетие Румянцевского музея в Москве. 1862—1912 : Ист. очерк. — Москва : т-во скоропеч. А.А. Левенсон, 1913
- Пятидесятилетие Московской 4-й гимназии (1849—1899 гг.) : Крат. ист. очерк / Сост. дир. Гимназии Д. Соколов. — Москва : тип. «Рус. т-ва печ. и изд. дела», 1899
- Пятидесятилетие Румянцевского музея в Москве. 1862—1912 : Ист. очерк. — Москва : т-во скоропеч. А.А. Левенсон, 1913
- Планы нижнего и среднего этажей Пашкова дома и прилегающих строений [текст] / Московский Публичный и Румянцевский музеи. — [Б. м.] : кон. XIX – нач. XX в. — 2 лл.
- Храм Румянцовского музея : [Ист. очерк]. — Москва : Попечительство Совета при храме Румянцов. музея, 1906