Многовековая (начиная с XVII века) история храма увлекательна, таинственна и, конечно же, промыслительна. Главная христианская Святыня, главный христианский храм — это храм Воскресения Господа Нашего Иисуса Христа в Иерусалиме.
Воскресение Словущее» – такое загадочное, не каждому понятное название. До 326 года на этом святом месте стоял языческий храм Венеры, поэтому освящение нового храма стало возрождением, «обновлением» поруганной святыни.
Храм расположен в квартале, где всегда проживала творческая интеллигенция столицы: рядом находятся Дом композиторов и Дом художников, в нескольких минутах ходьбы — Консерватория. В каждый воскресный и праздничный день храм Воскресения Словущего был переполнен молящимися, а в пасхальную ночь все примыкающие к нему улицы заполнялись народом, стоявшим с зажженными свечами.
Святыни Чудотворца СПИРИДОНА ТРИМИФУНТСКОГО в Москве .
На протяжении четырех десятилетий в храме Воскресения Словущего служил митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим. Храм Воскресения Словущего сберег в своих стенах многие святыни из закрывающихся в советское время окрестных храмов.
Перед образом Пресвятой Владычицы нашей Богородицы «Взыскание погибших» каждое воскресение в 18:00 в нашем храме по окончании вечерни служится молебен с акафистом, но см.расписание богослужений.
Святитель Спиридон изображен на богато украшенной ризой иконе, в центре которой находится открывающийся ковчег с находящейся в нем частью святых мощей Святителя.
При жизни святитель исцелял многих больных, поэтому ему молятся и об исцелении в болезнях. Акафист Святителю Спиридону, епископу Тримифунтскому в нашем храме совершается по вторникам по окончании вечерни в 18:00, но см.расписание богослужений. От названия храма это место Москвы (или, как говорили в старину, «урочище») получило наименование «Успенского вражка» (оврага).
Поэтому храмы за пределами Иерусалима строились часто не во имя самого Воскресения, а именно в честь праздника, который «слывет» Воскресением. Икона «Взыскание погибших» поступила в храм не ранее 1937 года. С первых лет XIX века до середины 1930-х она находилась в церкви Рождества Христова, что в Палашах.
История храма
Первое упоминание о храме на Успенском вражке относится к 1548 году, на Петровом плане Москвы здание было обозначено в 1596—1598 годах. В то время на этом месте стояла деревянная церковь, построенная в честь одноименного праздника.
В 1629 году из-за крупного пожара деревянная постройка полностью сгорела. Местные жители тут же начали возведение каменного собора. Из-за неправильного прочтения летописи долгое время 10 апреля 1629 года считался датой начала строительства. На самом в книге указана дата пожара, после которого в короткие сроки (вероятнее всего, летом этого же года) началось строительство. Окончено оно было 1634 году: 4 июля священник в письме попросил о благословлении 2-х престолов.
В начале XIX века были перестроены колокольня и трапезная, во второй половине столетия были расширены оконные проемы, которые получили обрамление в русском стиле. В конце века были заменены верхние ярусы колокольни: новые были выполнены в псевдоклассическом стиле по проекту Мейснера. Причиной перестройки стало дарение слишком большого колокола. В этом виде храм сохранился по наш день.
Примечательно, но в Советском Союзе собор не снесли и даже не закрыли — только лишили колоколов. Это стало возможно благодаря заступничеству известных артистов, проживавших на улице Неждановой. Они же и были его прихожанами: отмечают, что на службы приходили певцы братья Пироговы и Козловский, актеры Смоктуновский, Заманский и Станиславский, артисты оперы Мигая и Неждонова, солистка Большого театра Максакова и многие другие. В храм передавали иконы и святыни из закрывающихся церквей для сохранности.
Были даже проведены реставрационные работы — в 1963—1964, 1979 и 1982−1986 годах. Последняя реставрация закончилась только в 2022 году: были восстановлены 40 росписей на сводах и стенах, 2 медальона над окнами. Сегодня храм является памятником архитектуры и охраняется на государственном уровне.
Храм выполнен в типичной для небольшого посадского храма XVII века манере. Его здание представляло собой бесстолпный одноглавый четверик. Декоративных элементов было немного: скромные оконные наличники, угловые пилястры, узорчатый «пояс».
От первого варианта уцелело немного: 3-частная апсида и двусветный четверик. Трапезная и колокольня была построены только в начале XIX столетия, при последующих реставрационных работах была раскрыта южная стена, добавлены элементы. Современная роспись стен и лепнины, скорее всего, относятся к концу XIX.
Снаружи стены также украшены образами святых. Ко многим регулярно приносятся цветы и свечи.
Приделы и святыни
Всего в храме 3 предела: Воскресения Словущего (главный), Николая Чудотворца (северный), пророка Енисея (южный). Последний был перенесен сюда из закрывшейся неподалеку церкви несколько веков назад.
К святыням храма относятся:
- Икона Богородицы «Взыскание погибших». Перенесена в 1937 году из храма Рождества Христова на Палашах. Считается, что ее написали примерно в XVIII веке, но до начала XIX она принадлежала московской семье. По легенде, один из членов семьи отдал икону в дар, когда его молитвы о благополучии дочерей были услышаны и исполнены. Икона расположена в киоте слева от иконостаса и является одной из нескольких самых известных в Москве. Перед ней молятся о выздоровлении и исцелении от пороков (особенно от пьянства), о счастливом замужестве и благополучии в семье.
- Икона Святителя Спиридона Тримифунтского с частицей его мощей. Это редкая московская святыня размещена в главном приделе справа. Святой Спиридон считался покровителем бедных и обездоленных, торговцев, честно ведущих дела, больных. Считается, что к нему могут обратиться за незамедлительной помощью люди, оставшиеся безо всяких средств и те, кто может потерять жилье.
- Икона Николы Можайского с частицей его мощей. Это самый старый образ: он был написан в конце XVI века. Расположена в левом приделе.
- Иконы пророка Елисея и святого Ильи-пророка (XVII—XVIII века, расположены в правом приделе), икона святого мученика Иустина Философа (XVII век, обновлена в XIX, находится в иконостасе левого придела).
Также в соборе есть иконы Богоматери («Казанской», «Смоленской», «Боголюбской», «Иверской», «Утоли мои печали» и другие), чудотворцев Космы и Дамиана, великомучеников Никиты и Георгия Победоносца, мученика Трифона, преподобного Саввы Сторожевского. Многие образы представлены с мощами святых.
Часть икон являются чудотворными. Узнать о совершенных ими чудесах можно на сайте храма.
Название церкви и места
Название храма переводится как «Воскресенская церковь». Оно связано с храмом Воскресения Христова в Иерусалиме (храмом Гроба Господня). На Голгофе, месте распятия Христа, священном для христиан, был построен храм языческой богини Венеры. В 355 году император Константин и его мать Елена возвели на этом месте церковь Воскресения (Вознесения) — «обновили» святое место, возродили его. 26 сентября отмечают праздник в честь этого события. Поэтому полное название звучит как «храм в честь Обновления храма Воскресения Христова».
Успенский вражек же (Успеньев враг) — это небольшой (меньше километра) ручей, правый приток реки Неглинной, который протекал в Тверском районе и пересекал Брюсов переулок. Сегодня река заключена в подземный коллектор. Само слово «вражек» означает «овраг» — по нему и протекал ручей. Например, Сивцевый вражек — овраг, в котором протекала река Сивка (Сивец). Успенский вражек был самым древним в «Белом городе» — огороженном при Дмитрии Донском месте.
Интересный факт: название ручья произошло от имени Успенского оврага, названного по имени местной Успенской церкви на Газетном переулке.
Праздник в храме Святого Спиридона
Отец Иннокентий, когда возникла идея принесения в Россию с Корфу мощей святителя Спиридона Тримифунтского? Как раз сейчас, в начале октября, начнется очередная «Русская неделя», одним из организаторов которой является и Данилов монастырь. При общении с митрополитом Нектарием выяснилось, что в 1984 году грекам была возвращена из Ватикана… десница святителя Спиридона. Это, действительно, было настоящее чудо, поскольку в течение многих столетий было неизвестно, где она вообще находится.
Информация для посетителей
Храм является действующим и открыт для посетителей. В настоящее время настоятель — протоиерей Балашов Николай.
Некоторые общие сведения для посетителей:
- Адрес Воскресенского храма: Брюсов переулок, 15/2, стр. 3. Примечательно, что ранее переулок назывался Брюсовским.
- Ближайшее метро: станции «Охотный ряд», «Пушкинская», «Тверская».
- Как добраться: от любой станции выход в сторону Тверской улицы. Идти по Тверской до Брюсова переулка. Ориентир — здание Министерства наук.
- Телефон: (495) 629−6616; телефон дежурного священника: 8−915−218−7199. Также на сайте даны телефоны людей, занимающихся конкретными вопросами: подготовкой к Таинствам, вопросами ремонта и пожертвований, нуждающиеся в материальной помощи.
- Официальный сайт: vslov. ru.
- Время работы: 7:00—20:00 , в выходные и праздники храм открывается в 6:30.
- Расписание богослужений: 8:00 — утреня (также совершается исповедь), 18:00 — вечерня. В воскресенье расписание иное: 6:40 — часы и исповедь, 7:00 — ранняя литургия, 9:30 — исповедь, 9:40 — часы, 10:00 — поздняя литургия, 18:00 — вечерня. В праздники расписание меняется, узнать точное можно на сайте.
Также церковь Воскресения Словущего ведет страницы в социальных сетях: Инстаграме, ВКонтакте и Фэйсбуке.
Небольшой, но нарядный храм Воскресение Словущее в Москве в Брюсовом переулке нередко остается незамеченным публикой. Он расположен в центре Москвы, в нескольких минутах от Кремля, в уютном и тихом уголке, куда не проникает столичная суета. Но удачное месторасположение — не единственное его достоинство. Необычная история, привлекательный внешний вид и несколько уникальных чудотворных икон привлекают большое количество посетителей.
(
1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Архимандрит Нектарий: Я хочу показать детям из России и Украины все самое лучшее, что есть в Греции
И все знали: когда проблемы с жильем, всегда нужно заказывать молебны святителю Спиридону Тримифунтскому. Такая традиция существовала издревле и у простых, и у знатных людей. Особо чтила святителя Спиридона царская семья. Император Александр I родился в день памяти святого – 12 декабря. Когда он родился, то от Финляндского полка ему был изготовлен ко дню крещения складень, в котором были образы Спаса Нерукотворного, святителя Спиридона и митрополита Алексия Московского.
Как сейчас проходит в Даниловом монастыре встреча людей со святителем? Мне в прошлый раз так было жаль людей, которые стояли в очереди по шесть, восемь и даже десять часов, а потом, приложившись к святыне, тут же покидали монастырь.
Многие люди искусства и науки, писатели и общественные деятели, актеры и режиссеры приходили в этот храм специально для того, чтобы послушать проповеди и беседы митрополита Питирима. Воскресение Словущее — это символ обновления духовной жизни человека, знаменующее собой воскресение.
Работа с людьми
Храм Воскресения Словущего в Москве славится не только чудотворными образами и необычной историей. Несмотря на скромные размеры здания, тут проводится активная общественная работа, основная задача которой — упереть на духовное развитие человека.
Сегодня в церкви функционируют:
- Воскресная школа для детей и взрослых. Проводятся фестивали и праздники, посвященные религиозным событиям, организуются поездки и встречи в Москве. Она открыта в субботу с 14:30 до 17:00.
- Приходские встречи. Желающие могут посетить концерты и показы фильмов, послушать лекции приглашенных гостей.
- Паломнические поездки. Организуются посещения московских храмов и музеев, а также посещения святынь в других городах.
Также при храме есть курсы по изучению церковнославянского языка, фотографии, организован хор и другие. Узнать подробности и записаться в группу можно лично при посещении храма.
Архитектурные особенности храма
Здание церкви Воскресения Словущего на Успенском Вражке, в основе конструкции которой лежит безстолпный одноглавый четверик, представляет собой постройку, весьма типичную для храмовой архитектуры XVII века. Характерной особенностью ее стен являются закомары – венчающие их полукруглые декоративные завершения. Общий стиль эпохи дополняют вертикальные выступы стен − угловые пилястры, украшенные полуколоннами.
О том, что возводил здание опытный и незаурядный мастер (имя которого осталось неизвестным), свидетельствуют многие детали архитектурного убранства. Невольно привлекают к себе взгляд скромные, но при этом, весьма искусно выполненные наличники окон, идущий по профилю здания карниз, барабанчик главы и многие другие элементы оформления храма в Брюсовом переулке.
Как добраться[править]
Адрес:
Брюсов пер., 15/2, Москва, 125009
Проезд:
станция метро “Охотный ряд”, «Пушкинская», «Тверская», далее пешком
По вопросам, связанным с расписанием богослужений и по общим вопросам обращайтесь по телефону:
+7 (495) 629-6616
По вопросам веры и подготовки к таинствам (крещения, венчания и проч.) приходской консультант Сергей Иванович ежедневно с 12 до 18 часов в храме или по телефону:
+7(916) 325-3644
По вопросам оказания материальной помощи, а также желающим пожертвовать вещи для нуждающихся звонить в Социальную службу:
+7 (909) 922-2096 (номер также доступен в программах Viber и WhatsApp)
Телефон дежурного священника:
+7 (915) 218-7199
Электронная почта:
Наименование храма
Не совсем обычное наименование храма в Брюсовом переулке связано с событиями священной истории. Храм Воскресения Христова был открыт в 335 году, на месте Гроба Господня в Иерусалиме. Именно на том самом месте, где был погребён и воскрес Христос. И только Иерусалимский храм имеет право на такое название. Поэтому храмы, посвящённые этому событию в других странах, именуются в честь «Воскресения Словущего». Они посвящены не самому центральному событию священной истории, а только празднику в честь него.
Колокольня
Репрессии советского периода всё же не обошли стороной и эту старинную московскую церковь. Но выразились они лишь в том, что с её колокольни были изъяты и уничтожены уникальные исторические колокола. На протяжении нескольких десятков лет колокольня храма выполняла исключительно декоративную функцию. Вновь услышать колокольный звон жителям Брюсова переулка суждено было только 18 февраля 2008 года, в этот день был вновь освящён, главный колокол Храма Воскресения «Архангел Михаил». Теперь в этом старинном уголке Москвы можно слышать колокольный звон по всем каноническим православным праздникам.
Храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке — как проехать?
Добраться до центра Москвы, где расположен храм, не слишком сложно из любой точки города. Для этого следует доехать на метро до «Охотного ряда» или «Площади Революции», расположенных неподалёку от Манежной площади. А потом нужно подняться вверх по Тверской, по левой её стороне, до Брюсова переулка. Храм хорошо виден ещё с Тверской. Столь же просто добраться до него и с противоположной стороны, с Большой Никитской улицы. С неё в Брюсов переулок можно попасть, повернув направо. Адрес храма — Москва, переулок Брюсов — 15/2.
Чье заступничество спасло храм?
Этому из ряда вон выходящему для тех лет факту едва ли найдется какое-то однозначное объяснение. Чаще всего его связывают с тем, что в Брюсовом переулке традиционно селились многие выдающиеся деятели советской науки, культуры и искусства, большинство которых лояльно относились к религии. Именно их заступничество и помогло сберечь от разрушения этот выдающийся памятник русского храмового зодчества.
Есть основания полагать, что особая заслуга в этом благородном деле принадлежит выдающемуся отечественному режиссеру и актеру – К. С. Станиславскому, который также проживал долгие годы недалеко от храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке (портрет приведен выше). Его авторитет в правительственных кругах был столь велик, что нередко влиял на решение самых важных вопросов. Но таково мнение историков города, основная же масса верующих видит в сохранении храма заступничество Небесных Сил.
Современное состояние[править]
Храм расположен в квартале, где всегда проживала творческая интеллигенция столицы: рядом находятся Дом композиторов и Дом художников, в нескольких минутах ходьбы — Консерватория. Поэтому, прихожанами Храма были люди искусства и науки, писатели и общественные деятели, актёры и режиссёры. В советское время в храме можно было за богослужениями видеть певца Ивана Козловского, актёров Иннокентия Смоктуновского и Владимира Заманского, певцов отечественной оперы братьев Пироговых, театрального режиссёра и актёра Константина Станиславского, артиста оперы Сергея Мигая, оперную певицу Антонину Нежданову, солистку Большого театра Марию Максакову и многих других деятелей культуры и искусства, во многом благодаря которым в тяжёлое для Церкви советское время храм не был закрыт.
В настоящее время при храме существуют: детская и взрослая воскресные школы, курсы фотографии, курсы изучения церковнославянского языка и прочее.
Описание[править]
Здание храма (бесстолпный одноглавый четверик) — типично для «уличанской» церкви и представляет собой характерный образец небольшого посадского храма XVII века. Стены его завершаются декоративными полукруглыми закомарами с нишками; скромные наличники окон, угловые пилястры с полуколонками, строгий по профилю карниз, колончатый пояс на глухом, без окон, барабанчике главы — все архитектурные детали его убранства. Только общие пропорции и рисунок оконных обрамлений говорит, что строил храм незаурядный и опытный зодчий.
От первоначальной композиции здания сохранились лишь небольшой двусветный четверик храма и трёхчастная апсида, а широкая двухпридельная трапезная в стиле классицизма и колокольня, примыкающие с запада, возведены в 1816—1820 годах. Некогда пятиглавый четверик храма сохранил завершение стен широким антаблементом с поясом крупных кокошников и цилиндрический барабан центральной главы, украшенный аркатурой. Трапезная с овальными в плане приделами обработана на боковых фасадах рустованными на углах ризалитами с пилястровыми портиками, завершёнными фронтонами.
Раскрытие старой (белокаменной) стены храма сделано реставраторами на южной стене храма.
Интерьер главного храма (высота от пола до верхней точки свода около 15 м) освещён двумя ярусами окон. Стены и своды покрыты масляной росписью, неоднократно поновлявшейся, но в основе своей сохраняющей композиции, восходящие, по-видимому, к последней трети XIX века. Свод украшен лепным и живописным орнаментом в стиле 1870—1880 годов. Существующие ныне белые с позолотой резные иконостасы относятся, насколько можно судить по их стилю, к самому концу XIX века.