Верхотурье – старинный уральский город
В конце XVI века, в 1598 году, на границе Урала и Сибири основали острог для защиты водного пути вверх по Каме до Соликамска и вниз по Туре в Обь. Главная крепость на пути в Сибирь ширилась и росла. В городке, который именовали «воротами Сибири», устроили таможню, так что все сибирские товары на запад шли через Верхотурье.
Постепенно городок становится не только культурным, но и духовным центром Урала. Такой плотности церквей и монастырей на тысячу человек, как в Верхотурье, где живёт 8,5 тысячи человек, нет больше нигде в уральском крае.
Содержание
- 1 Этимология 1.1 Условия
- 3.1 Тенденции
- 4.1 Западная Средневековая Европа 4.1.1 Католик
- 5.1 Адвайта Веданта
Свято-Никольский мужской монастырь
Верхотурье славится Свято-Никольским мужским монастырём – крупнейшим православным монастырём на Среднем Урале.
Образование монастыря
Основание первого православного монастыря в Зауралье связано с именем инока Ионы Пошехонца, который отправил царю Борису Годунову челобитную с просьбой устроить в новом городе монашескую обитель.
Из Москвы последовало разрешение, но средств не хватало. В 1604 году поставили небольшой деревянный храм, освящённый во имя святителя Николая Мирликийского, и несколько келий.
Обитель росла вместе с городом. Материалы и деньги для благоустройства монастыря Иона брал у воеводы Плещеева, только отдавать долг было нечем. Неизвестно, пожаловался ли воевода царю на незадачливого Иону, но Годунов приказал долги простить и впредь обители помогать.
Расцвет обители
Монастырь, ограждённый от нужд и притеснений, превратился в православный центр Урала. Известность обитель получила в 1704 году, когда сюда 12 сентября из деревни Меркушино перенесли мощи праведного святого Симеона Верхотурского, небесного покровителя уральской земли. В 1864 году изготовили серебряную раку.
Царская семья передала во владение иконы и книги для проведения богослужений, необходимую утварь. Императрица Александра Фёдоровна посылала монастырю подарки: вышитые лично царицей облачения, покров и сень над мощами Симеона Верхотурского.
В месте слияния двух притоков реки Туры, на возвышенности, вырос храмовый комплекс, окружённый живописными каменными стенами с угловыми башнями, охватившими площадь в 11 га. Одну из башен использовали для водоснабжения: в ней устроили бак на 600 вёдер.
Важно1 8 августа 1913 года указом Святейшего Синода монастырь официально обращён в самостоятельную мужскую обитель.
На территории возвели каменные храмы:
- Храм святителя Николая Чудотворца;
- Преображенский собор;
- Симеоно-Анненскую надвратную церковь.
Святые мощи Симеона Верхотурского привлекали 100 тысяч паломников в год. Оказался здесь и Григорий Распутин, который излечился по молитвам от мучившей его бессонницы.
Для хранения мощей святого Симеона по приказу сибирского губернатора Матвея Гагарина построили каменный храм Николая Чудотворца. В Преображенском соборе, выстроенном в строгом архитектурном облике, совершается постоянное служение.
Встречает паломников Симеоно-Аннинская надвратная церковь с мозаичными иконами над вратами, ажурным каменным убранством и звоном с трёхъярусной колокольни.
На территории монастыря – братские корпуса, каменная гостиница и училищное здание, книжно-иконная лавка и общежитие двуклассной школы. К 1917 году в монастыре обитали 118 человек: в том числе – 32 монаха и 18 послушников.
Крестовоздвиженский храм
Главное украшение монастыря – величественный Крестовоздвиженский собор, открытый в 1913 году в честь 300-летия дома Романовых. На храм, построенный по проекту пермского архитектора А. Б. Турчевича, затратили 300 000 рублей.
Названный «сибирским Иерусалимом» храм – третья по объёму церковь России – возведён на холме и вмещает 4000 человек. Громадный Крестовоздвиженский собор, поражающий величием, удивительным образом не давит, а создаёт ощущение легкости.
Массивная постройка кажется воздушной, благодаря многочисленным оконным проёмам, узорчатым фронтонам и карнизам устремлённого вверх сооружения.
Внутри храма – три фаянсовых иконостаса. Главные святыни – мощи святого праведного чудотворца Симеона Верхотурского и икона Феофана Затворника с частицами мощей.
Интересно! Два раза в год – 19 декабря и 22 мая в монастыре проводятся престольные праздники. В 2015 году в монастыре установили 16-тонный колокол.
Дом для почётных гостей
В июле 1914 года в монастыре побывала старшая сестра императрицы Елизавета Фёдоровна. Посетить верхотурскую обитель собирался и Николай II c семьёй.
Под руководством Григория Распутина для них построили Дом для почётных гостей. Деревянный дом в стиле зодчества XVII века возвели на берегу пруда Калачик в окружении кедровых и лиственных лесов.
Построенный без гвоздей и скоб, с тремя высокими резными крыльцами, окружённый верандой с резными балясинами, дом напоминает древнерусский терем. Русские печи украшены изразцами.
Интересно! Николай II сюда не приехал: помешала начавшаяся мировая война.
Рекомендации
- Интернет-словарь этимологии
- Кроули, Джон (февраль 2013 г.). «Мадам и мастера: космическая мыльная опера Блаватской». Харпера
. п. 84. - «Тибет в Луисвилле». Духовные путешествия
. Лори. Архивировано из оригинал на 2017-11-07. Получено 2013-02-11. - Макартни, Джон (12 марта 2008 г.). «Монахи находятся в осаде монастырей, поскольку протест заканчивается шквальным огнем». Санди Таймс
. - «Колониальный город Санто-Доминго. Выдающаяся универсальная ценность». Сайт Центра всемирного наследия ЮНЕСКО
. - Данн, Мэрилин. Возникновение монашества: от отцов-пустынь до раннего средневековья. Malden, Mass: Blackwell Publishers, 2000. стр.29.
- «Манастирът в с. Златна Ливада — най-старият в Европе» (на болгарском языке). ЛитерНет. 30 апреля 2004 г.. Получено 18 мая 2012.
- Билл Тенни-Бриттиан, Автостопом по евангелизму
, стр. 134 (Chalice Press, 2008). ISBN 978-0-8272-1454-5 - «Коран, сура 57, стих 27». www.perseus.tufts.edu
. Получено 2017-11-02. - «Корпус Корана на арабском языке — Перевод». corpus.quran.com
. Получено 2017-11-02. - Кристофер Мельхерт, «Истоки и ранний суфизм», в Ллойд Риджон, изд., Кембриджский компаньон суфизма
(2014), 3-23. DOI: https://doi.org/10.1017/CCO9781139087599.003 - Ханам, доктор (01.06.2011). «Происхождение и эволюция суфизма». الإيضاح
.
22
. - Камуран Годелек «Неоплатонические корни суфийской философии»,20-й Всемирный философский конгресс
, [1]
Викискладе есть медиафайлы по теме Монастыри . |
Трудные времена и возрождение монастыря
В 1924 году в монастырь пришли красноармейцы, рядовых монахов отправили рыть окопы, а иеромонахов расстреляли. В Преображенском соборе устроили спортзал. Монастырь превратили в колонию для несовершеннолетних.
Святые мощи поместили в краеведческий музей, но туда приходили верующие и молились. Возмущённые большевики приказали спрятать мощи в музейный запасник.
В 90-е годы XX века монастырь начал возрождаться. С 1994 года возобновилась традиция паломничества, и в монастыре открыли воскресную школу и музей. Основал музей игумен Тихон.
В коллекциях музея – старинные документы и книги, фотографии и иконы, предметы быта.
Определение
Прежде чем перейти к рассмотрению женских монастырей, давайте разберемся, что же такое монастырь? Такие слова, как «монах», «монашество», «монастырь», имеют одну основу. Все они произошли от греческого слова «монос», в переводе означающего «один». Соответственно, «монах» – это человек, живущий в уединении.
Как возникли первые мужские и женские монастыри? История их появления довольно интересна. Некоторые люди предпочитали жить в уединении, отгородившись от внешнего мира для того, чтобы никто не мешал им размышлять о Божьих заветах, слышать их, жить по Его законам. Со временем они находили единомышленников, учеников, начали создаваться некие общины. Постепенно таких общин, объединенных интересами, образом жизни и идеями, становились больше. Там велось совместное хозяйство.
Обычно как мужские, так и женские монастыри находятся за высокими стенами. Пришедший туда человек не видит ничего, кроме лиц своих братьев и сестер. По сути, монастырь – это своеобразный спасительный остров среди бури житейских проблем.
Как становятся монахинями?
Как женские монастыри подготавливают монахинь? Прежде всего, послушница, желающая посвятить себя монашеству, проходит своеобразный испытательный срок, который длится в течение 3-5 лет (в зависимости от имеющегося духовного воспитания). Настоятельница монастыря следит за выполнением возложенного на сестру послушания, судит о ее готовности принять обеты, после чего пишет прошение главному правящему архиерею. По его благословению духовник монастыря совершает постриг.
Существует три ступени монашеского пострига:
- постриг в рясу;
- постриг в мантию или малосхимницы;
- постриг в великосхимницы.
Первая степень монашества заключается в постриге в рясу. Сестре вручается сама ряса, может быть предложено новое имя, однако она не дает монашеских обетов. Во время пострижения в мантию принимаются обеты послушания, целомудрия, отречения от внешнего мира. Монахиней может стать женщина не моложе 30 лет, полностью осознающая все последствия своего поступка.