Почему Красное Село, некогда раскинувшееся у городских стен Москвы, назвали «Красным»? Нет, здесь не лились реки крови (хотя о каком уголке нашей родины можно так безапелляционно заявить?), не красили дома в алый цвет и не махал своей шашкой Семен Михайлович Буденный. Просто издревле эти места были необычайно живописными, красивыми, «красными», что не могли не отметить местные жители в названии населенного пункта. «Красота-то какая, лепота!», – воскликнул бы Иоанн Васильевич, если бы проезжал Красным Селом, – а вполне вероятно, что так и было, ведь первые упоминания о населенном пункте появились за сто лет до рождения грозного царя. В XVIII веке Красное Село оказалось в черте города, а в XIX столетии сюда был перемещен Алексеевский девичий монастырь, ставший отныне, соответственно, Новоалексеевским, на территории которого вскоре построили храм Всех Святых – один из самых необычных храмов в Москве. Однако обо всем по порядку!
Как добраться до храма?
Самый простой способ посетить Красное Село в Москве и собственно храм Всех Святых – это воспользоваться услугами метрополитена.
- Ближайшая к храму станция метро – «Красносельская» (как видим, топонимика в этом районе очень разнообразная, главное, не запутайтесь).
- От станции метро двигайтесь в левую сторону по улице Краснопрудной, пройдите под Русаковской эстакадой, вновь сверните налево и двигайтесь в заданном направлении, пока не увидите ограду из красного (снова красного!) кирпича. Вуаля, вы практически у цели: по правую руку от вас окажется вход в Алексеевский монастырь, которому и принадлежит Всесвятский храм.
Ссылки
женские Алексеевский (новый) • Рождественский • Зачатьевский • Иоанно-Предтеченский • Марфо-Мариинская обитель • Новодевичий • Покровский • Троице-Одигитриевская пустынь Недействующие Сохранившиеся Андроников • Крутицкое • Никольский (единоверческий) Частично сохранившиеся Богоявленский • Всехсвятский (единоверческий) • Георгиевский • Златоустовский • Знаменский • Казанский Головинский • Мироносицкий • Никитский • Николо-Греческий • Симонов • Скорбященский • Фёдоровский Несохранившиеся Кремль: Афанасьевский • Богоявленский Троицкий • Вознесенский • Спас на Бору • Чудов
Прочее:Алексеевский (старый) • Варсонофьевский • Крестовоздвиженский • Моисеевский • Новинский • СтрастнойИнославные Католические Монастырь Святого Франциска Старообряческие Преображенская старообрядческая община
Расписание служб храма Всех Святых в Красном Селе
Расписание богослужений храма регулярно вывешивается на стендах при входе в монастырь, в притворе самого храма и на официальном сайте, так что, если есть нужда что-либо уточнить, – обращайтесь к одному из этих источников информации. В целом же порядок проведения служб выглядит следующим образом:
- с понедельника по пятницу в 6:40 служится Утреня и Божественная Литургия, в 16:40 – Вечерня;
- в субботу с 8:00 – Панихида, с 8:30 – Божественная Литургия, с 17:00 – Всенощное Бдение;
- в воскресенье с 8:00 – Молебен, с 8:30 – Божественная Литургия, в 16:00 – Вечерня и Молебен, а также Акафист перед иконой Божией Матери «Всецарица».
- В канун великих и двунадесятых праздников совершается Всенощное Бдение.
Судьба Ново-Алексеевской обители в XX веке
К началу прошлого века в монастыре существовало 4 храма, 42 постройки, женское училище, богадельня и больница. Алексеевскую обитель населяло более 70 женщин разных возрастов.
Революция 1917 года кардинально изменила судьбу монастыря. В 1922 году из монастырских храмов изъяли церковные ценности, а через два года большинство насельниц выселили. Часть из них остались жить в московских квартирах, а другие перебрались в загород.
Трапезная
Потом городские власти закрыли все монастырские храмы и приступили к ликвидации старинного кладбища, территорию которого планировалась переделать под парк. Местные жители с горечью вспоминали, что родственникам запретили переносить прах умерших, а мраморные памятники и надгробные плиты распродали, как строительный материал.
В начале 1930-х годов в стране развернулась активная антирелигиозная кампания. Оставшихся монахинь арестовали, осудили и выслали в ссылку на территорию Казахстана и в северные области России. Потом репрессировали и тех сестер, которые проживали вне стен монастыря. Часть из них тоже отправили подальше от Москвы, а других расстреляли.
В годы советской власти внутри монастырских построек размещались Институт рыбного хозяйства, дом пионеров, архив и даже предприятие, на котором делали зонтики. В 1979 году был снесен больничный храм Архангела Михаила и вместо него вырос жилой многоквартирный дом. Потом по бывшему некрополю проложили автомобильную эстакаду Третьего транспортного кольца, которая разделила монастырские земли надвое.
Бывший Келейный корпус, ныне интернат для престарелых и церковь Цесаревича Алексея
Обитель в бывшем Красном Селе начала возрождаться в начале 1990-х годов. Потребовалось много времени и средств, чтобы привести в порядок здания и территорию, возобновить церковные службы и наладить жизнь монашеской общины.
Достопримечательности и святыни храма
- Внешний вид храма сочетает характерные для традиционного русского зодчества элементы и романтические мотивы. Уникальна сама по себе трехглавая колокольня, примыкающая к храму и придающая ему форму, напоминающую очертания корабля.
- Иконостас храма сделан из прекрасного белого мрамора в русско-византийском стиле. С ним удивительно гармонируют роспись на сводах и фрески, выполненные мастерами Троице-Сергиевской Лавры в стиле, имитирующем византийский.
- У храма находился престижнейший в свое время некрополь Новоалексеевского монастыря, где нашли последнее пристанище многие выдающиеся деятели: поэт А. М. Жемчужников, физик П. Н. Лебедев, меценат и верный друг П. И. Чайковского Надежда фон Мекк, семья К. С. Станиславского и многие другие. К сожалению, до наших дней некрополь не сохранился.
- Храм славится своими святынями: списком иконы Богоматери «Всецарица» и частицами мощей Филарета Московского, считающегося святителем, мученицы Татьяны, претерпевшей страдания за веру, и Серафима Саровского, одного из наиболее почитаемых подвижников православной церкви.
икона Богоматери Всецарица
мощи Филарета Московского
Начало крестного пути
Первым тяжелым испытанием в жизни обители стало нашествие татар на Москву в 1451 году. Среди прочих святынь первопрестольной варвары предали огню и Алексеевскую женскую обитель, которая после этого длительное время пребывала в запустении. Ее активное возрождение началось во времена правления великого князя Василия III Иоанновича (отца Ивана Грозного), который поручил итальянскому зодчему Аливезу Фрязину возвести новый каменный храм Алексия Человека Божьего на месте сгоревшей деревянной церкви. Однако и этой постройке была уготовлена короткая жизнь. Творение итальянского мастера сначала пострадало в огне Большого московского пожара 1547 года, а затем, уже в 1571 году, было окончательно уничтожено во время очередного татарского набега.
Фото храма Всех Святых в Красном Селе
Красносельский храм Всех Святых «красен» в любое время года.
Прихожане гордятся своим храмом и особенно его необычной колокольней «о трех головах».
В светлое будущее мчит своих прихожан этот корабль!
Под покровительством царствующей семьи
Отныне монастырь пользовался особым вниманием со стороны членов царской семьи, регулярно делавших щедрые пожертвования и заботящихся о благосостоянии насельниц. Одной из наиболее известных инокинь того периода стала жена будущего патриарха Никона (виновника церковного раскола), которую он определил туда после того, как решил принять монашеский постриг. Там же содержалась под стражей княгиня Урусова − родная сестра знаменитой раскольницы боярыни Морозовой.
Храм Всех Святых в Красном Селе — видео
Современная жизнь Всесвятского храма в Красном Селе полна радостных забот: при нем работают богадельня, носящая имя Цесаревича Алексия, приходская и воскресная школы, иконная мастерская, православный магазин с загадочным названием «Домик Арины Родионовны», народный хор и оздоровительный лагерь для детей. С 2013 года вокруг храма возродил свою деятельность монастырь, а также к нему приписали несколько других церквей. Побродить по тихому садику вокруг храма приходят люди, ищущие покоя и уединения.
Чего бы не жаждала ваша душа, в Красносельском храме Всех Святых вы найдете и красоту русского зодчества, и умиротворение намоленного места, и просто отраду для сердца.
Отрывок, характеризующий Алексеевский монастырь (Москва)
Один Кутузов не хотел понимать этого и открыто говорил свое мнение о том, что новая война не может улучшить положение и увеличить славу России, а только может ухудшить ее положение и уменьшить ту высшую степень славы, на которой, по его мнению, теперь стояла Россия. Он старался доказать государю невозможность набрания новых войск; говорил о тяжелом положении населений, о возможности неудач и т. п. При таком настроении фельдмаршал, естественно, представлялся только помехой и тормозом предстоящей войны. Для избежания столкновений со стариком сам собою нашелся выход, состоящий в том, чтобы, как в Аустерлице и как в начале кампании при Барклае, вынуть из под главнокомандующего, не тревожа его, не объявляя ему о том, ту почву власти, на которой он стоял, и перенести ее к самому государю. С этою целью понемногу переформировался штаб, и вся существенная сила штаба Кутузова была уничтожена и перенесена к государю. Толь, Коновницын, Ермолов – получили другие назначения. Все громко говорили, что фельдмаршал стал очень слаб и расстроен здоровьем. Ему надо было быть слабым здоровьем, для того чтобы передать свое место тому, кто заступал его. И действительно, здоровье его было слабо. Как естественно, и просто, и постепенно явился Кутузов из Турции в казенную палату Петербурга собирать ополчение и потом в армию, именно тогда, когда он был необходим, точно так же естественно, постепенно и просто теперь, когда роль Кутузова была сыграна, на место его явился новый, требовавшийся деятель. Война 1812 го года, кроме своего дорогого русскому сердцу народного значения, должна была иметь другое – европейское. За движением народов с запада на восток должно было последовать движение народов с востока на запад, и для этой новой войны нужен был новый деятель, имеющий другие, чем Кутузов, свойства, взгляды, движимый другими побуждениями. Александр Первый для движения народов с востока на запад и для восстановления границ народов был так же необходим, как необходим был Кутузов для спасения и славы России. Кутузов не понимал того, что значило Европа, равновесие, Наполеон. Он не мог понимать этого. Представителю русского народа, после того как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую степень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать больше было нечего. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер. Пьер, как это большею частью бывает, почувствовал всю тяжесть физических лишений и напряжений, испытанных в плену, только тогда, когда эти напряжения и лишения кончились. После своего освобождения из плена он приехал в Орел и на третий день своего приезда, в то время как он собрался в Киев, заболел и пролежал больным в Орле три месяца; с ним сделалась, как говорили доктора, желчная горячка. Несмотря на то, что доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства, он все таки выздоровел. Все, что было с Пьером со времени освобождения и до болезни, не оставило в нем почти никакого впечатления. Он помнил только серую, мрачную, то дождливую, то снежную погоду, внутреннюю физическую тоску, боль в ногах, в боку; помнил общее впечатление несчастий, страданий людей; помнил тревожившее его любопытство офицеров, генералов, расспрашивавших его, свои хлопоты о том, чтобы найти экипаж и лошадей, и, главное, помнил свою неспособность мысли и чувства в то время. В день своего освобождения он видел труп Пети Ростова. В тот же день он узнал, что князь Андрей был жив более месяца после Бородинского сражения и только недавно умер в Ярославле, в доме Ростовых. И в тот же день Денисов, сообщивший эту новость Пьеру, между разговором упомянул о смерти Элен, предполагая, что Пьеру это уже давно известно. Все это Пьеру казалось тогда только странно. Он чувствовал, что не может понять значения всех этих известий. Он тогда торопился только поскорее, поскорее уехать из этих мест, где люди убивали друг друга, в какое нибудь тихое убежище и там опомниться, отдохнуть и обдумать все то странное и новое, что он узнал за это время. Но как только он приехал в Орел, он заболел. Проснувшись от своей болезни, Пьер увидал вокруг себя своих двух людей, приехавших из Москвы, – Терентия и Ваську, и старшую княжну, которая, живя в Ельце, в имении Пьера, и узнав о его освобождении и болезни, приехала к нему, чтобы ходить за ним. Во время своего выздоровления Пьер только понемногу отвыкал от сделавшихся привычными ему впечатлений последних месяцев и привыкал к тому, что его никто никуда не погонит завтра, что теплую постель его никто не отнимет и что у него наверное будет обед, и чай, и ужин. Но во сне он еще долго видел себя все в тех же условиях плена. Так же понемногу Пьер понимал те новости, которые он узнал после своего выхода из плена: смерть князя Андрея, смерть жены, уничтожение французов. Радостное чувство свободы – той полной, неотъемлемой, присущей человеку свободы, сознание которой он в первый раз испытал на первом привале, при выходе из Москвы, наполняло душу Пьера во время его выздоровления. Он удивлялся тому, что эта внутренняя свобода, независимая от внешних обстоятельств, теперь как будто с излишком, с роскошью обставлялась и внешней свободой. Он был один в чужом городе, без знакомых. Никто от него ничего не требовал; никуда его не посылали. Все, что ему хотелось, было у него; вечно мучившей его прежде мысли о жене больше не было, так как и ее уже не было.
Период наплеоновского нашествия
В 1812 году, когда французские войска захватили Москву, Алексеевский монастырь постигла та же горькая участь, что и большинство прочих обителей. Он был полностью разграблен и частично сожжен. Чудом уцелел лишь главный храм и несколько хозяйственных построек. Сестрам и настоятельнице − игуменье Анфисе (Козловой) — удалось спастись лишь благодаря тому, что они были эвакуированы за несколько дней до вступления в город оккупантов.
После изгнания наполеоновских войск с территории России, император Александр I дал обет в благодарность Богу построить в Москве храм, посвященный Христу Спасителю. С поисками места для его возведения связано очередное, и на этот раз последнее, перенесение Алексеевской женской обители на новое место.