Иером. Никон (Беляев) |
Никон (Беляев)
(1888 — 1931), иеромонах, Оптинский старец, исповедник, преподобный
Не путать с другим соименным новомучеником, см. Никон (Беляев)
Память 25 июня, в Соборах Архангельских и Московских святых, Соборе Оптинских старцев и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
В миру Николай Митрофанович Беляев, родился 26 сентября 1888 года в Москве в благочестивой купеческой семье, четвертым из восьмерых детей.
С самого младенчества жизнь его была глубоко промыслительна. В год его рождения семью Беляевых посетил прот. Иоанн Кронштадтский, который благословил молодую мать и подарил ей свою фотографию с собственноручной подписью. Когда Коле было 8 лет, он заболел какой-то горловой болезнью. Врачи признали его положение безнадежным. С умирающим остались только родители. Он был без сознания, затем дыхание его прекратилось. Его мать не переставая растирала похолодевшее тельце и, проливая горячие слезы, усердно молила св. Николая о помощи. Муж уговаривал не трогать покойника, но Вера Лаврентьевна, не слушая его продолжала растирать, обливаясь слезами и молясь. И — совершилось чудо… Ребенок вздохнул. Ободренные родители уже вдвоем стали его растирать. Господь по молитвам св.Николая даровал ребенку жизнь. Впоследствии оптинский старец Варсонофий особенно подчеркивал промыслительное значение этого случая.
Коля был всеобщим любимцем. От природы был наделен веселым, бойким и энергичным характером, а отличительной чертой была сдержанность и терпение. Он окончил гимназию.
Послушники Николай (слева) и Иван Беляевы |
С годами у Николая и его младшего брата Ивана возникло и укрепилось сознательное стремление к духовной жизни. Они решили уйти в монастырь, но не знали, в какой. Изрезали на полоски перечень русских монастырей и, помолившись, вытянули полоску, на которой было написано: «Козельская Введенская Оптина пустынь». Дома не препятствовали их решению, и 24 февраля 1907 года братья приехали в Оптину. Их обоих с любовью принял преподобный старец Варсонофий, но как-то особенно отметил Николая. С первых же бесед они почувствовали необъяснимую тесную связь друг с другом, то, что называется «духовным родством».
9 декабря 1907 года братья Беляевы были приняты в число скитской братии.
29 января 1908 года Николай был зачислен послушником.
В феврале 1908 года был назначен помощником библиотекаря. Он охотно и жизнерадостно выполнял все возлагаемое на него. С одинаково радостным лицом работал он в трапезной: разметал снег, носил дрова, мыл посуду, подметал пол. В церкви он был помощником пономаря. Работал в саду: носил навоз, копал, сажал. Избалованный и выросший почти в роскоши, непривычный к физическому труду, он не тяготился ничем.
В октябре 1908 года был назначен письмоводителем старца Варсонофия и освобожден от всех послушаний, кроме церковного пения и чтения. К этому времени он становится самым близким учеником и сотаинником старца Варсонофия, который, провидя его высокое предназначение, готовил его в свои преемники, передавая ему свой духовный и жизненный опыт, руководил его духовной жизнью.
В 1910 году старцу Варсонофию пришлось перенести несправедливое гонение и перемещение из скита в Коломенский Старо-Голутвин монастырь. Николай тяжело переживал разлуку с любимым старцем.
В апреле 1910 года Николай был пострижен в рясофор
1 апреля 1913 года скончался старец Варсонофий. Николай не смог присутствовать при погребении: он лежал, прикованный тяжелым недугом к постели.
24 мая 1915 года принял постриг в мантию с наречением имени в честь святого мученика Никона (память 28 сентября).
Иером. Никон (Беляев) |
10 апреля 1916 года был рукоположен во иеродиакона, а 3 октября или 3 ноября 1917 года — в сан иеромонаха.
В течение последующей жизни в монастыре он служил примером безусловного послушания, нелицемерного смирения, мирности, твердости и мудрости. Он был не по годам серьезный, вдумчивый и в то же время радостный.
После октябрьского переворота Оптина пустынь была закрыта, начались гонения. Трудоспособные монахи создали «сельскохозяйственную артель», дававшую пропитание. В Оптиной было тяжело, но служба в храмах продолжалась.
17 сентября 1919 года о. Никон был арестован без предъявления обвинения. Он был заключен в Козельскую тюрьму. Через некоторое время был освобожден.
В революционное время монастырь испытывал большие финансовые трудности. О.Николай ревностно трудился, проявляя административные способности и стараясь сохранить монастырь.
В 1923 году монастырь превратили в музей. Всем монахам, за исключением двадцати рабочих при музее, было приказано уходить. Настоятель о. Исаакий (Бобраков), отслужив последнюю соборную литургию в Казанском храме, передал ключи от него о. Никону, благословил служить и принимать богомольцев на исповедь. Тогда же находившийся в ссылке о. Нектарий стал направлять своих духовных чад к о. Никону. До этого иером. Никон не дерзал давать советы обращавшимся к нему, а когда начал принимать народ, то, давая советы, всегда ссылался на слова оптинских старцев.
15 июня 1924 года Казанский храм, последний из оставшихся оптинских храмов, был закрыт, в том же месяце о. Никон был выселен из монастыря и поселился в Козельске, служил в Успенском храме.
Преподобноисповедник Никон (Беляев) |
16 июня 1927 года был арестован вместе с отцом Кириллом (Зленко) и о. Агапитом (Таубе), был заключен в калужскую тюрьму. Проходил по групповому делу «дело иеромонаха Никона (Беляева) и др. Козельск, 1927 г.». 19 декабря 1927 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ был приговорен к трехлетнему лагерному заключению.
Этап был отправлен 27 января 1928 года, в марте прибыл в г. Кемь Сообщение с Соловками было прервано из-за циклона, поэтому всех заключенных поместили в лагерь Кемьперпункт, где он работал сторожем складов (из-за болезни он был освобожден от тяжелых физических работ).
С апреля 1929 года работал счетоводом в канцелярии Соловецкого лагеря.
По окончании срока 22 мая 1930 года его приговорили к ссылке в Архангельскую область. Перед отправкой врач нашел у преподобного Никона тяжелую форму туберкулеза легких и посоветовал просить о перемене места ссылки. Привыкший все делать за послушание, иером. Никон попросил совета у отца Агапита, сосланного вместе с ним. Тот посоветовал не противиться Божией воле, и о. Никон смирился.
16 августа 1930 года перемещен из Архангельска в город Пинегу. Больной, он долго скитался в поисках жилья, пока не договорился с жительницей села Воепола. Кроме высокой платы, она требовала, чтобы батюшка, как батрак, выполнял все тяжелые физические работы. Состояние здоровья преподобного Никона ухудшалось с каждым днем, он недоедал. Однажды от непосильного труда он не смог встать. И тогда хозяйка стала гнать его из дому.
Отец Петр (Драчев), тоже ссыльный оптинец, перевез умирающего к себе в соседнюю деревню и там ухаживал за ним. В последние месяцы своей болезни иером. Никон почти ежедневно причащался Святых Христовых Таин.
Скончался 8 июля 1931 года. В день кончины причастился, прослушал канон на исход души. Лицо почившего было необыкновенно белое, светлое, улыбающееся чему-то радостно. На погребение одних священнослужителей собралось двенадцать человек. Он был отпет и погребен по монашескому чину на кладбище села Валдокурье.
В день кончины преподобного Никона оптинские насельники начиная с 8 июля 1989 года служили панихиды на месте его упокоения на кладбище на Валдокурье.
30 марта 1995 года он был реабилитирован по 1927 году репрессий.
Канонизирован 26 июля 1996 года деянием патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
В 2022 году его имя внесено в список собора святых Архангельской митрополии [1].
Житие Никона Оптинского
Настоящее имя отца Никона — Николай Беляев. Родился он в 1888 в Москве в купеческой семье. У родителей Николая было 8 детей. Жили Беляевы дружно, благочестиво и богато. Глава семейства, Митрофан Беляев, верил в Бога, правда, в глубину христианского учения не вникал. Мать Николая, Вера, была дочерью купца и церковного старосты Лаврентия Швецова. В семье Беляевых любили церковные богослужения, соблюдали Божьи заповеди.
Николай рос веселым и озорным мальчиком. Учился в одной из московских гимназий, много читал. Подростком стал задумываться о том, какому делу посвятить свою жизнь. Душа Николая рвалась к Богу, а мирская суета ему казалась неинтересной. После окончания гимназии он поступил в Московский университет на физико-математический факультет. Правда, проучился недолго.
Николай утром приходил в университет, а после 9 часов убегал с лекций и отправлялся послушать церковную службу в Казанском соборе. Возвращаясь к себе, заходил в часовню Спасителя, молился Богу. Дома, вместо университетских книг, Николай читал Евангелие. В феврале 1907 решил бросить университет и уйти вместе с братом Иваном в монастырь. Мать, Вера Лаврентьевна, не стала удерживать сыновей, ведь знала, что, став послушниками, они столкнутся только с богоугодными деяниями.
Николай и его брат Иван отправились в Оптину пустынь. 24 февраля 1907 юноши прибыли в монастырь. Братьям понравилось жить и молиться в обители. Однако настоятель решил отправить юношей обратно домой. В декабре 1907 Николай и Иван вернулись в монастырь. Игумен Варсонофий разрешил братьям остаться в Оптиной пустыни. Через год Иван и Николай надели послушническую одежду. Игумен Варсонофий стал духовным отцом братьев. Старец выделил Николая, сделал его своим секретарем. Молодой послушник много времени проводил со старым игуменом, беседовал с ним на разные темы.
В 1910 Николая постригли в рясофор. Игумен Варсонофий предрек новопостриженному возможные испытания и даже болезни, которые предстоит преодолеть в связи с духовным перерождением. Николай смиренно выполнял свои монашеские обязанности. В 1915 его постригли в мантию и нарекли Никоном в честь великомученика Никона. В 1916 он стал иеродиаконом, в 1917 — иеромонахом.
Сойти с праведного пути, оставить монашество отца Никона не смогли заставить ни гонения большевиков, ни тюрьмы, ни страх быть расстрелянным. Иеромонах оставался в Оптиной пустыни вплоть до ее закрытия. В 1919 отца Никона впервые арестовали, вскоре последовал еще один арест. Выйдя на свободу, иеромонах жил какое-то время в Козельске, служил в Успенском храме. В 1927 был опять арестован. В 1930 отца Никона отправили на поселение в Архангельскую область.
Старец заболел туберкулезом, а в 1931, на 43 году жизни скончался. Тело иеромонаха похоронили на сельском кладбище Валдокурья вблизи поселка Пинега Архангельской области. В 30-х годах минувшего столетия могилу Никона осквернили, поэтому останки батюшки перезахоронили верующие.
Старчество – соль Оптинская
Внешняя история Введенской Оптиной пустыни, прославившейся именно старчеством, изначально была подобна истории многих других малых обителей Древней Руси. Основанный, по преданию, в XIV веке, этот монастырь в Смутное время был совершенно разрушен польскими отрядами. Около двух десятилетий потребовалось, чтобы в оправившейся после разорения обители возобновились молитвенные труды и наладилось монастырское хозяйство.
Расцвет Оптиной в XIX столетии связан, во-первых, именно с паисиевым движением к возрождению подлинной монашеской жизни и традиции старчества, а, во-вторых, с усилиями выдающихся архипастырей того времени, радеющих об укреплении истинного монашества в России. Этому благоприятствовали еще и исторические условия, так как в годы правления императора Александра I стало постепенно меняться отношение верховной власти к монашеским обителям и самим инокам.
Фото: monasterium.ru
Митрополит Московский Платон (Левшин, 1775–1812), много потрудившийся на ниве устроения монастырей в своей епархии, обратил внимание и на эту пустынь, живописно расположенную на берегу реки Жиздры.
Он поручил архимандриту Макарию (Брюшкову), настоятелю Пешношского монастыря (1788–1811), привести Оптину в порядок. Архимандрит Макарий, состоявший в переписке со старцем Паисием (Величковским), начал восстановление Оптиной, направив туда монаха Авраамия, впоследствии ставшего настоятелем (1796–1817).
В это время в лесах Смоленской губернии в 40 верстах от города Рославля подвизалась община отшельников, прославленная именами знаменитых старцев, учеников преподобного Паисия (Величковского).
Фото: monasterium.ru
6 июня 1821 года, исполняя волю святителя Филарета (Амфитеатрова, будущего Киевского митрополита), рославльские отшельники под предводительством инока Моисея (Путилова), прибыли в Оптину пустынь для обустройства скита. Так, благодаря получившей здесь прописку паисиевой монашеской традиции, утвердилось знаменитое Оптинское старчество.
Воистину старчество есть сама соль Оптинская, высочайшее достижение жизни Церкви, цвет и венец ее духовного подвига! Подобно пророкам апостольских времен, Оптинские старцы отличались высшим из всех даров – даром рассудительности, а также прозорливостью, дарами исцеления и чудотворения.
Трудно с уверенностью сказать, было ли в России за всю ее историю место, где бы общество людей настолько приблизилось к идеалу христианских отношений. Нигде святое братство, насчитывающее около трехсот человек, не имело такого обширного освящающего влияния на свой народ, как в Оптиной. Здесь рождалась жизнь, исполненная страданий за судьбу Православия, за идею совершенствования общества в союзе людей с Богом и государства с Церковью, на которой и созидалась великая Россия. Спасение виделось отнюдь не в искании новых путей, а в твердом пребывании в той вере, в которой жили и действовали Оптинские старцы – истинные стяжатели даров Духа Святого и хранители святоотеческого наследия.
Фото: monasterium.ru
Если преподобный Лев (Наголкин) как бы вышел из монастырской ограды навстречу простому народу, установил первый контакт с миром, то преподобный Макарий положил начало глубокой связи между монашеством и интеллигенцией. Именно при нем Оптина стала важнейшей частью не просто духовной, но и культурной жизни России. Старец Амвросий на протяжении долгих десятилетий оставался для всей России своего рода символом Оптиной. Беседы с ним, его утешения и совета искали тысячи русских людей.
Традиция Оптинского старчества, начатая отцом Львом, прибывшим в обитель в 1829 году, завершилась 8 июля 1931 года с отшествием в мир иной преподобноисповедника Никона (Беляева). Невзирая на молодые годы, отец Никон стал последним Оптинским старцем, духовно окормлявшим монашествующих и мирян до полного разгрома святой обители.
Сто лет удивительной, поистине апостольской проповеди – самого громкого и самого деятельного служения. Много это или мало?
Сегодня, в день 90-летия со дня праведной кончины последнего старца «старой» Оптины, молитвенно поклонимся его святым мощам и вспомним о его земной жизни, которой суждено было стать житием.
Фото: monasterium.ru
Труды
Никон Оптинский оставил после себя «Дневник послушника Николая Беляева», то есть описание своей жизни в Оптиной пустыни на протяжении трех лет (с 1907 по 1910). До наших дней дошли записи некоторых из его проповедей, наставления, письма.
В 1922 иеромонах написал своей матери из Оптиной пустыни. В письме он сознался, что готов пострадать за веру, но от Бога не отречется. Сохранился еще один труд старца — «Поучение иеромонаха Никона», его наставления потомкам, христианам. В 1924 один из верующих записал «Беседу после всенощной» с отцом Никоном. Батюшка всегда давал советы, наставления христианам, учил их, как жить в согласии с Богом.
В записанной проповеди «Зов Божий» иеромонах просит христиан внимать гласу Божьему, зовущему в храмы, молиться Спасителю. В «Слове, сказанном в неделю о Закхее» рассказывается о собирателе податей, который изменил свою жизнь после беседы с Господом. В размышлениях на тему «Во Псалтыри десятоструннем пою Тебе» говорится о важности подготовки к восприятию духовных знаний.
Крест старчества
Фото: monasterium.ru
24 мая 1915 года Николая постригают в мантию с именем Никон в честь святого мученика, вспоминаемого Церковью 28 сентября; 10 апреля 1916 года он был рукоположен во иеродиакона, а 3 ноября 1917 года стал иеромонахом.
После революции новая власть монастырь закрыла, часть братии разогнала. Оставшимся монахам было позволено создать сельскохозяйственную артель. Отец Никон до последнего момента пытался сохранить обитель.
17 сентября 1919 года последовал его первый арест. Отца Никона заключили в козельскую тюрьму, но через некоторое время освободили, и он вернулся в Оптину.
В течение последующих четырех лет скончались начальник скита, схиигумен Феодосий, старец Анатолий (Потапов) и старец Нектарий (Тихонов). Сельскохозяйственную артель «Оптина пустынь» власти закрыли, оставив для богослужений один Казанский храм. Настоятель монастыря, архимандрит Исаакий, прежде чем его изгнали из обители, благословил отца Никона служить в Казанском храме и принимать на исповедь всех приходящих. Так на 34-летнего иеромонаха неожиданно лег крест старчества.
Фото: monasterium.ru
После закрытия Казанского храма отец Никон переехал в Козельск, где до самого ареста 16 июня 1927 года служил в Успенском соборе. Его пастырская деятельность и возрастающая популярность были хорошо известны властям. Но отец Никон был готов ко всему, и незваных гостей, пришедших его арестовать, встретил с невозмутимым спокойствием.
Фото: monasterium.ru
9 февраля 1928 года он навсегда покинул ставшую родной Калужскую землю. В марте этап прибыл в Кемь. Из-за циклона, прервавшего сообщение с Соловками, отец Никон был оставлен в Кемском пересыльном пункте. В апреле 1929 года его перевели на Попов остров Карельской республики, где он работал в лагерной канцелярии. Пробыв в лагере немногим более двух лет, отец Никон был назначен на «вольную высылку» в город Архангельск. Из-за обнаруженного у него туберкулеза легких место ссылки было изменено на Пинегу (ныне поселок городского типа) Архангельской области. После года скитаний Господь определил последнее пристанище праведника. В Лазареву субботу, ссыльный Оптинский иеродиакон отец Петр (Драчёв) перевез отца Никона в соседнюю деревню Валдокурье.
Фото: monasterium.ru
Однако жестокий недуг не отпускал страдальца и развивался очень быстро. Слабость увеличивалась до того, что к концу мая отец Никон уже все время лежал, совершая монашеское правило по памяти.
Фото: monasterium.ru
Последние дни умирающего отца Никона скрашивала своими заботами одна из его духовных дочерей, бывшая шамординская послушница, инокиня Ирина Бобкова, специально приехавшая из Москвы, чтобы попрощаться со старцем. Она же стала свидетельницей видения, бывшего ему за четыре дня до кончины. Перед смертью он видел Оптинского старца Макария, который пришел его исповедать. «Не зная, что и думать, она ушла на другую половину дома, откуда, казалось, целую вечность звучал батюшкин голос, и она боялась расслышать слова этой таинственной исповеди».
На чужбине, среди страданий, 8 июля по новому стилю завершилась земная жизнь последнего старца Оптиной пустыни – иеромонаха Никона. До самой смерти он писал записочки своим духовным чадам. Вот текст последней из них: «Какая красота в духовных книгах…» Она так и осталась недописанной.
Фото: monasterium.ru Господь даровал Своему слуге мирную христианскую кончину и по преставлении почтил соответствующим его сану и заслугам погребением. Проводить батюшку в последний путь пришли множество ссыльных. Одних священнослужителей было двенадцать человек. Несмотря на то, что все они находились на работах за шестьдесят километров от Валдокурья, они вдруг получили выходной – «точно на погребение его они были отпущены.
Дом, где умер преподобноисповедник Никон, сохранился до наших дней. Это единственный уцелевший дом в околотке Козлово. 8 июля 1989 года над восстановленной могилой святого Никона была совершена первая панихида. Отслужил ее прибывший на Пинегу насельник возрожденной Оптиной пустыни иеромонах Феофилакт.
Фото: monasterium.ru
В 1996 году преподобный Никон был причислен к лику местночтимых святых Оптиной пустыни, а в августе 2000 года – Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен в числе других четырнадцати отцов Оптиной пустыни в лике святых.
Духовные наставления преподобного Никона Оптинского
Сохранилось «Поучение иеромонаха Никона», записанное им самим для потомков. Оптинский старец завещал верующим читать Святое Евангелие, учить Божьи заповеди. Учение Христа, по мнению батюшки, должно стать настольной книгой любого христианина. Каждый свой поступок нужно сверять с заповедями из Евангелия.
Главной чертой характера любого христианина должно стать смирение. Человек обязан покориться воле Бога, принять покорно все то, что уготовано судьбой. Христиане должны прожить жизнь, полную скорби, печали и трудностей. Каждый верующий обязан нести свой крест. Жизнь христианина в согласии с законом Божьим — это лишь подготовка к вхождению в Небесное Царство.
На протяжении всей своей жизни верующий должен приходить на исповедь к своему духовнику. Человек, который регулярно исповедуется, очищает свое сердце от всего неугодного Богу. Верующие способны услышать слова Господа, но предварительно им нужно избавить душу от всякого зла.
Краткий список наставлений старца:
- выучить заповеди Божьи и жить согласно им;
- бороться со своими греховными желаниями, хранить себя от соблазнов;
- покоряться воле Господа;
- любить Бога больше всего на свете;
- читать творения святых отцов;
- иметь страх Божий;
- приготовиться к скорби, терпению;
- правильно молиться;
- регулярно каяться в грехах и исповедоваться.
Христианин должен верить в Бога, жить в смирении, творить милость, прощать ближним оскорбления и обиды. Верующие обязаны ежедневно молиться Спасителю, прославлять Господа, благодарить его за жизнь.
Детство и юность
Родился Николай Беляев 26 сентября / 9 октября 1888 года в московской купеческой семье Митрофана Николаевича и Веры Лаврентьевны Беляевых. Всего у них было восемь детей — две дочери и шесть сыновей, Николай был четвертым ребенком. Дом Беляевых был богатым, по воспоминаниям старца детство его прошло почти в роскоши, ни в чем они не знали нужды. По традиции семья была благочестивой, но отец в большей степени стремился к исполнению обрядов, любил внешнюю красоту церковной службы, не вникая в глубину христианского вероучения. Такое внешнее благочестие было характерно для многих русских семей в то время, хотя даже оно уже становилось редкостью, сменяясь полным равнодушием к вере и Церкви.
Глубокой верой и истинным благочестием отличался дед Николая по матери, Лаврентий Иванович Швецов. Он был круглым сиротой, еще мальчиком его подобрал зажиточный купец и определил работать в своей лавке. Не имевший наследников купец так полюбил за религиозность, добросовестность в службе и порядочность Лаврентия, что со временем передал ему свое дело. Лаврентий Иванович разбогател, всю жизнь он занимался торговлей, главным принципом его при ведении дел была кристальная честность, он часто повторял: «Чужая копейка, внесенная в дом, как пожар, сожжет его». Лаврентий Иванович отвергал любое лукавство в делах, принцип «не обманешь — не продашь», он свидетельствовал: «Я за всю мою жизнь никогда никого не обманул ни разу, а дело мое шло всегда лучше, чем у других». Лаврентий Иванович любил богослужение, сам иногда пел на клиросе. В течение тридцати трех лет он был старостой церкви святых равноапостольных Константина и Елены в Кремле, в которой находилась чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость». Его религиозность передалась и дочери. Все вспоминали, что Вера Лаврентьевна отличалась молитвенностью, добротой, ровным, терпеливым характером. Митрофан Николаевич после женитьбы на Вере Лаврентьевне стал служить у ее отца, а со временем вся семья переехала в дом Шевцовых на Большой Ордынке. Старец Никон вспоминал, что был любимцем деда и бабушки и сам был очень привязан к ним. Смерть деда, а затем бабушки Марии Степановны явились первым потрясением в его жизни.
С детства Николая сопровождали знаменательные события. В год его рождения Беляевых посетил отец Иоанн Кронштадтский, он беседовал с Верой Лаврентьевной и подарил ей свою фотографию с памятной надписью, которая хранилась в семье как реликвия. Когда Николаю исполнилось пять лет, он тяжело заболел, врачи говорили, что он не поправится. Но мать не теряла надежды, она горячо молилась святителю Николаю Чудотворцу о выздоровлении сына. И совершилось чудо: болезнь оставила ребенка. Впоследствии старец Варсонофий так сказал об этом событии Николаю: «Конечно, это из ряда вон выходящий случай. Собственно, не случай, ибо все происходит с нами целесообразно… Вам была дарована жизнь. Ваша мама молилась, и святитель Николай Чудотворец молился за вас, а Господь как Всеведущий знал, что вы поступите в монастырь, и дал вам жизнь. И верьте, что до конца жизни пребудете монахом…»
Николай выделялся среди детей веселостью и бойкостью, был заводилой в играх, но с этим сочетались такие свойства характера, как выдержка и терпение. Достаток и благополучие, царившие в доме, не сделали его сердце равнодушным к чужой боли. Старец позже вспоминал на страницах дневника: «Помню, устраивалась у нас елка на Рождество: детское веселье, конфеты, блеск украшений — все это радовало меня. Но помню хорошо один вечер. Я один около елки. В комнате полумрак, горит лампа, и тень от елки падает на большую половину комнаты. И вот какая мысль у меня в голове: я сыт, одет, родители утешили меня прекрасной елкой, я ем конфеты, в комнате тепло… Но есть, я знаю, такие дети, у которых нет даже необходимого. Об елке и речи быть не может: они полураздеты, просят милостыню на морозе или голодные сидят в холодных подвалах…»
Молитва и тропарь святому
Верующие молятся святому старцу, просят его заступиться за них перед Господом, испросить у Бога для них прощения за прегрешения. Никон Оптинский заслужил у Спасителя Царство Небесное, ведь он вытерпел все муки, не отрекся от Иисуса, сохранил христианскую веру. В тропаре верующие просят святого старца помянуть их в молитвах к Господу. Христиане прославляют отца Никона за его жизнь и страдания во имя Христа.
Молитва Никону
О, Никоне священне, о преподобне наш отче, старчества Оптинскаго светлый венче и новомучеников Русских благовонный цвете! Ты первее постническими труды душу твою очистив, демонская ополчения посрамил еси, послушанием, яко быстротечную лествицею на верхи добродетелей достигл еси и веры благославный исповедник явился еси. В годину же гонений безбожных терпением мужески облеклся еси, и яко пастырь добрый и яко истинный сын старцев Оптинских люди страждущия принимал и утешал еси. Сего ради от богоборных многия скорби претерпел еси и во изгнание осужден был еси, но якоже тогда от паствы твоея духом не отлучился, но пастырскую свирелию молитв твоих добре упасл еси овцы твоя, сице и ныне, не отступай от чад твоих духом твоим, но присно с нами пребывай, да укрепляеми тобою, веру истинно сохраним и заветы Оптинских старцев вседетельне исполним.
Паче же моли Всеблагаго Господа нашего Иисуса Христа, да утвердит в Православии Церковь нашу, Отечество и люди, да сохранит обители монашеския, верныя обетом иноческим, да дарует нам прощение грехов и покаяние истинное, да очистившеся тем, возлюбим еже есть едино на потребу: прилеплятися Христу Богу и Спасу нашему всем сердцем, всем помышлением, всею волею и всем чувством ничтоже любя от похотей мира сего и тако от сетей миродержителя тьмы века сего избавляющеся, во смирении воспоем и прославим всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва преподобному Никону, написанная в Пинеге
О преподобне отче наш Никоне, исповедниче Христов. К тебе, яко скорому помощнику и теплому молитвеннику мы немощнии и недостойнии прибегаем и усердно молим: по данной тебе от Бога благодати помози нам волю Господню в смирении творити, веру православную крепко содержати и достойны быти твоего от нас молитвенного к Богу предстательства и в час смертный заступи нас молитвами твоими. Буди Пинежскаго края Российския страны крепкий заступник, и мы предстательством твоим сподобимся обетованнаго Царства небеснаго; умоли, угодниче Христов, всеблагаго Бога даровати нам оставление всех содеянных нами, от юности до настоящаго дне и часа делом, словом и помышлением согрешений, и исходатайствуй нам невозбранный вход в Царствие Небесное, да прославим купно с тобою Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Тропарь святому преподобноисповеднику Никону, старцу Оптинскому глас 2
Предстоя Престолу Божию, / яко един от избранных, / помяни в святых твоих молитвах / и нас недостойных, / чтущих память твою, / отче наш Никоне, приснопамятный.
Истоки русского старчества
Старчество, сохранившееся сегодня, главным образом, на Святой Афонской Горе, издревле существовало в монастырях Православного Востока. Оно никогда не вводилось сверху властью архиерея, да это и невозможно, а произрастало по воле Божией из самой практики монашеской аскетической жизни и монастырской дисциплины.
Духовно опытный пожилой монах, который не всегда был священником или духовником в точном смысле этого слова, по благословению игумена или с его разрешения следил за духовно-нравственным возрастанием послушников, руководил ими, применяя различные формы духовного воспитания, с тем, чтобы новоначальные не уклонялись от истинного пути спасения и не впадали в различного рода грехи и духовные прельщения.
Фото: monasterium.ru
На Руси старчество в полной мере проявило себя только в послемонгольское время. В XVI столетии преподобный Нил Сорский, лично познакомившись с образом жизни афонских иноков, первый основал в России скит по образцу афонского пустынножительства. Скитской образ жизни предполагал наличие духовного наставничества и старчества.
Традиция пустынножительства продолжалась непрерывно до церковного раскола второй половины XVII столетия. Наиболее смелые и ревностные иноки уходили в глухие места, сначала – в скиты при монастырях, а потом и в непроходимые леса. Удаление от мира, суеты и лукавства возрождало угасающий монашеский дух.
После церковного раскола строгие меры борьбы с отшельниками практически привели к искоренению пустынножительства на Руси. В этих условиях даже правильное, с духовной целью предпринимаемое пустынножительство и старчество сделались почти невозможными и на время пресеклись. Многие ревнители иноческих подвигов стали уходить за границу в Молдавию, Валахию и на Афон. Однако войны с Турцией во время царствования Екатерины II заставили русских иноков возвратиться в Отечество. Пустынножительство снова пустило корни на Русской земле. Центром иноческих подвигов и старчества во второй половине XVIII века стали брянские и рославльские (Смоленская губерния) леса. Здесь селились русские выходцы с Афона и из Молдавии, большинство из которых были учениками преподобного Паисия (Величковского).
Фото: monasterium.ru
Старец Паисий, много лет проведший в иноческих подвигах на Святой Горе Афон, в дальнейшем руководил монастырями в Молдавии. Он заложил основы монашеской жизни, которые распространились по многочисленным русским монастырям и лесным скитам.