Житие преподобного Нила Столобенского и в чем помогает икона, текст молитвы


Житие преподобного Нила Столобенского

Преподобный Нил Столобенский родился в конце XV века в Жабенском погосте Деревской пятины Новгородской земли; о его родителях и мирском имени сведения не сохранились. В раннем возрасте он осиротел и пришел в Крыпецкий монастырь, где принял иноческий постриг с именем Нил в честь преподобного Нила Постника. Прожив в монастыре некоторое время, Нил покинул его и в 1515 году пришел в лес близ речки Серемхи, где построил себе келью, в которой прожил отшельником 13 лет. Постепенно вести о поселившемся в лесу отшельнике стали распространяться, к Нилу начали приходить люди за наставлениями и молитвами. Тяготясь вниманием, он в 1528 году оставил свою Серемхскую пустынь и переселился на остров Столобный на озере Селигер.

На острове Нил вырыл себе землянку, в которой прожил первую зиму, а летом построил деревянную келью и часовню. Нил прожил в одиночестве на острове 27 лет; добывал себе пищу земледелием, принимал в дар рыбу от посещавших иногда остров рыбаков. Нил отличался особым аскетизмом: не желая спать лежа, он вбил в стену кельи крюки и, опираясь на них, отдыхал.

Богоугодная жизнь Нила много раз возбуждала зависть врага, которая проявлялась через злобу местных жителей. Однажды кто-то поджег лес на острове, где стояла его хижина, но пламя, дойдя до горы, чудесным образом угасло. В другой раз в хижину ворвались грабители. Нил сказал им: «Все мое сокровище в углу кельи». Там стояла икона Пресвятой Богородицы. Разбойники стали искать деньги и ослепли. Тогда в слезах раскаяния стали они молить Нила о прощении.

Для своего погребения Нил заранее вырыл в часовне для себя могилу и поместил в нее вытесанный гроб, к которому приходил сокрушаться о своих грехах. Преставился Нил 20 декабря 1554 года. Перед смертью его посетил его духовный отец — настоятель Никольского Рожковского монастыря игумен Сергий, который исповедал и причастил его. Прибыв на остров на следующий день, Сергий и другие монахи нашли Нила мертвым и совершили его погребение.

Борьба с искушениями духа и плоти

Известно, что в первые годы иночества особенно тяжело бывает молодым монахам, на которых дьявол с особой яростью насылает искушения, земными страстями отвращая их разум от богомыслия. Чтобы с честью противостоять врагу, Нил Столобенский вооружился молитвой и, изнуряя плоть постами и бдением, подготовил себя к тому, чтобы впоследствии сделаться избранным сосудом Духа Божьего.

Много пришлось молодому иноку понести трудов, возложенных на него настоятелем монастыря, но никто не слышал от него ни единой жалобы. Для всей братии он являл собой пример кротости и беззлобия. Очень скоро молва о его добродетелях вышла далеко за стены монастыря, и к его келье потянулись люди, чтобы взглянуть на молодого праведника.

Преподобный Нил Столобенский

Тропарь и кондак преподобному Нилу Столобенскому

Тропарь, глас 8.

О! тебе отче Ниле, известен бысть спасения образ. Восприим бо крест последовал еси Христу. Творяше же и учаше, еже презрети плоть, преходит бо, прилежати же о душе вещи безсмертней. Тем же и со ангелы радуется преподобне дух твой.

Кондак, глас 2.

Чистотою душевною божествено вооружився, и непрестанная молитвы, яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Ниле, отче наш, моли непрестанно о всех нас.

Текст молитвы

О великий угодниче, преславный чудотворче, собранного зде о тебе стада Христова бодрый пастырю и обители сея Богом данный начальниче, Ниле всеблаженне! Душею на небеси Престолу Божию предстояй и Троичныя славы наслаждаяйся, телом же на земли в Божественном храме сем почиваяй и от него данною ти свыше благодатию различная источаяй чудеса, призри милостивым оком на предстоящия честней твоей раце люди и просящия сильныя твоея помощи. Се бо мы в безмерных согрешениях осквернившиися и в тине страстей присно валяющиися, праведный гнев Божий на себе наведохом и всякия милости недостойны сотворихомся; темже и не смеюще возвести очес наших к высоте небесней, ниже вознести молебный глас, сердцем сокрушенным и духом смиренным тебе в ходатайство и пособие призываем. Ты убо, яко стяжавый дерзновение, воздвигни горе преподобныя твоя руце, якоже иногда чудный оный Моисей Боговидец Амалика побеждаяй, и простер к Господу Творцу всех и Богу теплую свою молитву, испроси Церкви благостояние, воздуха благорастворение, земли плодоносие. Избави же всех, верою несумненною к Богу приходящих и многоцелебныя мощи твоя благоговейно почитающих, от всяких бед душевных и телесных, от всех томлений и прилогов диавольских. Буди печальным утешитель, недугующим врач, напаствуемым помощник, нагим покровитель, вдовицам заступник, сирым защитник, младенцем питатель, старым укрепитель, странствующим путевождь, плавающим кормчий и исходатайствуй всем, крепкия помощи твоея усердне требующим, вся яже ко спасению полезная. Яко да твоими молитвами наставляеми, путь на земли маловременнаго жития нашего безбедне совершим, улучим же на небеси нескончаемый покой и прославим купно с тобою всех благих Дателя, единаго в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки исков. Аминь.

Преподобный Нил Столобенский. Иконы

Преподобный Нил изображается в рост в иноческом облачении. Большое пространство иконы занимает изображение острова Столобного, омываемого водами Селигера.

Икона преподобного Нила Столобенского из Русского музея отличается от таких произведений большим лаконизмом композиции. На ней представлена центральная часть монастыря. Изображен большой каменный пятиглавый Богоявленский собор, примыкающая к собору трапезная, высокая колокольня. В северо-западной стороне, почти скрытая изображением преподобного, видна больничная церковь Всех Святых; на первом плане, с южной стороны от собора — маленькая церковь чудотворца Нила «на вратех». Главные монастырские постройки окружены корпусами монашеских келий.

На иконе преподобный Нил Столобенский, с пророком Наумом и святым Власием представлены только основные постройки Ниловой пустыни: Богоявленский собор с трапезной и колокольней, стены и главы которых выделяются на фоне густой зелени леса. В придельном храме с южной стороны собора изображена рака преподобного Нила, над нею — икона Пресвятой Богородицы.

Преподобный Нил Столобенский изображен на старообрядческой иконе «Избранные святые». Нил написан со свитком в руке (в центре), по сторонам в трехчетвертном повороте к центру — священномученик Власий и святитель Медост с книгами в руках, мученики Флор и Лавр со свитками.

Что мы делали прошлым летом

Летом прошлого года нас потянуло на Селигер. Сманили друзья. Ехали мы туда впервые, поэтому по дороге к запланированной точке решили заехать сначала в маленький городок Осташков, а затем посмотреть Нилову Пустынь – незабываемую достопримечательность этого края.

Про селигерскую Венецию – город Осташков и впечатления от него, можно прочитать тут.

летом на селигере

Скульптурные изображения преподобного Нила Столобенского

Образ преподобного Нила Столобенского получил наибольшее развитие в виде деревянной резной скульптуры или барельефов. В скульптурных изображениях «Нил Столобенский изображается сидящим со склоненной на грудь головой и опирающимся на деревянные костыли. В таком необычном положении изможденный старец скончался во время молитвы». Существуют две традиции таких изображений: в виде скульптуры высотой от 10 до 40 см или небольшого прорезного рельефа 20 на 25 см. Такие статуэтки изготавливались в большом количестве для паломников, посещавших Нило-Столобенскую пустынь. Известны и крупные скульптуры в человеческий рост, которые создавали по заказам частных лиц или для часовен и церквей.

Объемное изображение (Верхневолжье) является близкой копией храмового скульптурного образа преподобного Нила Столобенского, выполненного в последней трети XVIII столетия. Плоская и неокрашенная тыльная сторона скульптуры, а также отверстие для крепежного шканта на нижнем торце указывают на изначальное помещение образа в киоте. Это одно из самых ранних известных повторений почитаемого образа из Ниловой пустыни. На создание памятника в конце XVIII века указывают особенности стиля: реалистично исполненные черты лика и фигуры, многочисленные живописные складки облачения, а также характерный для этого времени синий пигмент, которым расцвечен куколь святого.

Другая скульптура, исполненная в стиле народного примитива, восходит к почитаемому храмовому образу из Нило-Столобенской пустыни. Подобные небольшие скульптуры, предназначавшиеся для паломников, создавали резчики из города Осташкова и окрестных деревень. Особенностью публикуемого памятника является отсутствие костылей, на которые опирается святой. Возможно, что отказ от этой детали продиктован абсолютной обобщенностью форм фигуры, благодаря чему образ достиг знаковой выразительности. Роспись облачений «в горошек» также является уникальным плодом авторского творчества.

Четкой иконографии деревянная скульптура преподобного Нила не выработала (за исключением его позы) — «одни мастера изображали его как щуплого старика, другие — как былинного богатыря». Отмечают, что схиму преподобного на скульптурах традиционно окрашивают в черный цвет, однако известны отдельные скульптуры, расписанные яркими цветами и золоченые, при этом кресты и надписи на схиме являются рельефными. Образ преподобного Нила Столобенского запечатлен на гербе Фировского района Тверской области.

В одинокой лесной келье

Сторонясь мирской славы, Нил Столобенский испросил благословение у настоятеля обители игумена Германа и принял на себя подвиг пустынножительства. Долго странствуя непроходимыми лесными чащобами, он, наконец, пришёл в Ржевскую землю, где на берегу небольшой речки Черемхи построил себе келью. Здесь, вдалеке от людей, будущий святой предался непрестанной молитве, обращая все свои помыслы к Горнему Миру.

Чтобы поддержать свои силы, Нил Столобенский вкушал то, что удавалось собрать в лесу: ягоды, грибы и жёлуди. Как поведал он своему духовнику, бесы не раз пытались устрашить его и заставить покинуть пустыню. Являясь в облике диких зверей и гадов, посланники мира тьмы издавали под окнами кельи пронзительный свист и шипение. В этих случаях отшельник изгонял их крестным знамением. Хуже было, когда по бесовскому наущению являлись злые люди, чтобы причинить ему вред.

Нило-Столобенская пустынь

После смерти преподобного Нила на остров Столобный приходили иноки из разных монастырей, странствовавшие по святым местам, и жили в его келье некоторое время. Около 1590 года инок Герман поселился на острове Столобном, где в то время жил странник Борис Холмогорец. По благословению митрополита Новгородского Александра они построили деревянный храм в честь Богоявления с приделом во имя блаженного Василия, Христа ради юродивого. Вскоре возникла обитель с общежительным уставом, получившая название Ниловой пустыни. Первым настоятелем ее был священноинок Герман. В 1595 году монахи-иконописцы Тверского Оршина Вознесенского монастыря Иов и Нифонт написали образ преподобного Нила, который был возложен на гробницу преподобного. В 1598-1600 годах Филофей (Пирогов), инок Гефсиманского скита Троице-Сергиевого монастыря, составил стихеры и канон преподобному Нилу и написал его Житие.

В 1665 году в монастыре произошел пожар, сгорели все деревянные строения, в том числе и храм. Для совершения богослужений была построена временная деревянная церковь, а 27 мая 1667 года над гробницей преподобного Нила был заложен новый каменный храм. Во время копания рвов для храма земля осыпалась, обнажив гроб; таким образом были обретены нетленные мощи преподобного Нила. Чудотворные мощи его были переложены в новую гробницу и поставлены в деревянном Покровском храме.

В 1919 году все церковные ценности были изъяты, мощи преподобного Нила вскрыты. Монастырь действовал до 1927 года, в дальнейшем он пережил несколько изменений. В конце 1980-х годов значительная часть построек была либо утрачена, либо находилась в полуразрушенном состоянии. В 1990 году комплекс Нило-Столобенской пустыни передали РПЦ. В 1995 году в монастырь были возвращены мощи преподобного Нила.

Откуда родом мишки косолапые с конфеты

А леса здесь удивительно хороши. Изрезанные берега озера поросли вековыми соснами. Они стоят под солнцем все в золоте, как генералы на параде. Воздух настоян на аромате хвои. Художник Иван Шишкин писал здесь этюды к «Утру в сосновом лесу» с хрестоматийными мишками.

Рыбка плещется в воде. Кузнечики в траве стрекочут. Птичий хор исполняет произведения местных пернатых композиторов. Сказка…

берега озера селигер поросли соснами

Но навигатор — озик говорит, что до Ниловой Пустыни осталось всего ничего. И вот в просвете между соснами мелькнули купола – она. Мы въезжаем на взгорок мимо туристического комплекса и перед нами распахивается бесконечное пространство Селигера с бело-желтым монастырем питерского вида. Башенки, колонны, гранитные набережные, укрепляющие берега.

Припарковались. Идем в монастырь мимо торговых палаток, лодок, затем несколько десятков метров по деревянному мостику. Вход – через проездную арку Светлицкой башни. Башню построили сравнительно недавно – в 1863 году. Она всегда выполняла функцию пропускных ворот, и сейчас здесь контролируют внешний вид посетителей, приходящих в обитель.

деревянный мостик и светлицкая башня

Но была у нее еще одна важная роль — она служила спасительным маяком в непогоду. В бурю или пургу на ее шпиле зажигали фонарь.

Устрашение разбойников

В житие святого приводится случай, когда к нему явились разбойники, полагая, что найдут у него поживу. Осенив себя крестным знамением, подвижник вышел им навстречу, держа в руках единственную свою ценность – образ Пресвятой Богородицы. И случилось чудо: злодеям было видение множества воинов, стоявших за спиной Нила. Устрашившись, разбойники пали на колени перед святым и слёзно каялись в своих намерениях. Смиренный подвижник простил их и, произнеся назидание, отпустил с миром.

Нил Столобенский житие

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: