Оптина пустынь: история монастыря, что посмотреть и как добраться

Рядом с городом Козельск в Калужской области на берегу небольшой реки Жиздры находится один из самых известных российских монастырей – Оптина пустынь. Наш небольшой путеводитель поможет тем, кто собирается посетить эту обитель.

История Оптиной пустыни

Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь – именно так официально сейчас называется эта обитель – один из древнейших в России. Кто решил его основать – доподлинно неизвестно. В источниках упоминается только, что Романовы пожертвовали уже существующему монастырю земли, а при Петре I некоторые малочисленные пустыни, в том числе пустынь близ Козельска, были упразднены. Всего в тот период по всей Руси закрылось около 500 монастырей. Оптинских монахов перевели в Преображенский монастырь городка Белева, но через пару лет пустынь вновь открыли, однако средств для существования у братии почти не было.

Настоящее возрождение обители началось в конце XVIII столетия, когда на Оптину пустынь обратил внимание митрополит Московский и Калужский Платон, а через три десятилетия местный Калужский епископ (который впоследствии станет митрополитом Киевским Филаретом) повелел обустроить в ней скит. Оптина стала одним из духовных центров России.

В начале XX века Оптина пустынь была большим процветающим монастырем. Богослужения совершались в 6 храмах обители и двух храмах Иоанна-Предтеченского скита. В библиотеке хранилось около 60 тысяч книг и рукописей.

После революции в 1918 году монастырь был закрыт. Сразу начались аресты руководителей монастыря и обыски в братских кельях. Сначала из трудоспособных монахов организовали артель «Оптина пустынь», но в 1923 году закрыли и ее. Около 300 иноков были изгнаны, некоторых их них арестовали и отправили в лагеря. Земли и скотный двор, стадо коров, ранее принадлежавшие монастырю, отошли к «Семхозу». На некоторое время на территории обители открыли в музей, но уже в 1927 году его деятельность прекратилась. Имущество обители был разобрано местными жителями, часть вещей распродали на аукционе, устроенном прямо на папертях собора. В это же время было разорено кладбище: чугунные памятники и ограды отправили на переплавку, мраморные и гранитные надгробия сложили грудами, могильные холмы сравняли с землей. Редкие книги из собрания отправили в Москву в библиотеку имени Ленина, остальные за бесценок разобрали местные жители для хозяйственных нужд.

Здания обители много раз меняли хозяев: в них располагались коммунальные квартиры, лесопилка, дом отдыха, концлагерь для поляков, воинская часть. После войны строения, в том числе и монастырскую стену, начали разбирать на кирпичи.

Последний оптинский монах из живших в обители до революции скончался в 1981 году, не дожив всего 6 лет до момента, когда Оптину пустынь вернули церкви. С 1987 года начинается восстановление обители.

Почему Оптина пустынь так называется С пустынью все просто – так издревле называли уединённый монастырь в малолюдной пустынной местности. А почему Оптина? Самая популярная версия заключается в том, что монастырь основал раскаявшийся разбойник, которого звали Опта. Однако этимологи выдвигают другую версию: ранее обитель была общей для монахов и монахинь, они жили там вместе, то есть «оптом», что было допустимо до принятия Соборного определения 1503 года, которое ввело разделение монастырей на мужские и женские.

Чем славится Оптина пустынь

Часто монастыри становятся известными благодаря чудотворным иконам и мощам святых, однако на протяжении XIX-XX веков верующие знали Оптину пустынь благодаря старцам: преподобным Льву и Макарию, Моисею и Антонию, Амвросию и их последователям.

Возрождение древних традиций старчества в Оптиной пустыни относится к первой половине XIX века. До этого братия больше обращала больше внимания на внешнюю сторону монашества, соблюдая посты, ведя аскетическую жизнь. В 1829 году в монастырь переселяется преподобный Лев, и ему поручают руководство иноками. Старец Лев старался следовать тому, что проповедовал Паисий Величковский: для монахов прежде всего должна быть важна духовная жизнь, следует читать творения святых отцов и применять их принципы в монашеской жизни.

В середине XIX века преподобный Макарий и его помощники начинают не только изучать, но и переводить, и издавать греческие и славянские святоотеческие труды. Все свободное от богослужений время монахи посвящали чтению. Из восточной патристики (работ святых отцов церкви) они получали советы и руководства о жизни и начали осуществлять духовное наставничество. Так в Оптиной возникло старчество, окончательно утвердившееся в обители в 1840-х годах.

По определению преподобного Амвросия Оптинского, старчество – это особый духовный союз, который состоит в искреннем духовном послушании духовных детей своему духовному отцу, в частом исповедании старцу всех движений мысли и сердца и испрашивании совета и благословения на любые действия. Ученик полностью доверяет своему учителю, отказываясь от произвола своего падшего разума, который не способен понять замысел Творца, в отличие от старца, достигшего бесстрастия и чистоты сердечной, кому открывается воля Божия.

К старцам в Оптину пустынь приезжали Н. В. Гоголь и В. А. Жуковский, Ф. И. Тютчев и И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский и П. И. Чайковский и многие другие известные представители русской культуры. В издании книг старцу Макарию помогал его духовный сын славянофил Иван Киреевский (он похоронен на территории монастыря). Несколько раз бывал в монастыре и беседовал со старцем Амвросием Л. Н. Толстой.

В 1988 году преподобный Амвросий Оптинский был прославлен Поместным Собором Русской Православной Церкви. 26-27 июля 1996 года были причислены к лику местночтимых святых остальные тринадцать преподобных оптинских старцев. В 2000 году они были прославлены Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания, и сейчас верующие могут обратиться к ним в молитве.

Оптина пустынь – не единственный монастырь в Российской Империи, прославившийся традицией старчества. Так, соответствующий устав, восходящий к преподобному Паисию Величковскому, был и в Глинской пустыни – сейчас этот мужской ставропигиальный монастырь принадлежит Украинской Православной Церкви.

Схиархимандрит Илий

Оптинские старцы – кто они, почему люди с разных уголков страны пытались попасть к ним «на прием»? Это люди, которые обладают неким духовным зрением.

Таким зрением, как утверждают монахи Оптиной пустыни, обладает Схиархимандрит Илий (Алексей Ноздрин). Сейчас он проживает в Переделкине, является личным духовником патриарха Московского Кирилла. Когда же старец находился в Оптиной пустыни, к нему непрерывно шли люди. Он не всех принимал. Но если человеку посчастливилось переговорить со старцем Илием, он мог получить у него совсем неожиданный совет. Например, оставить бизнес, усыновить ребенка из детдома или даже уйти в монастырь.

Алексей Афанасьевич Ноздрин — так звали его в миру. Он родился в 1932 году в крестьянской семье. В 1949-м окончил школу. Во время службы в армии вступил в комсомол, но вернувшись домой, раскаялся в своем поступке, и сжег комсомольский билет.

В 1958 году Ноздрин окончил техникум в Подмосковье. Затем работал на заводе в городе Камышине. Здесь был всего один храм, который и посещал будущий священнослужитель. Ноздрин, по совету своего духовника, окончил Ленинградскую духовную академию. В 1966 году был пострижен в монашество. В конце восьмидесятых его направили в Оптину Пустынь, где в то время начиналось восстановление обители.

Схиархимандрит Илий

Экскурсия по Оптиной пустыни

Перед входом в Оптину пустынь есть довольно большая парковка, где можно оставить машину. Далее примерно пару сотен метров до входа от шлагбаума до ворот нужно пройти пешком. Слева от вас будет небольшой магазинчик с продуктами, где, кроме всего прочего, варят вкусный настоящий кофе.

Также слева вы увидите киоск с монастырскими продуктами: хлебом, пирожками, медом.

Пройдите к воротам: справа и слева от вас будут небольшие аккуратные домики, в которых располагаются помещения гостиницы. Также гостиничный корпус и трапезная находятся у стены монастыря правее от входа.

Храмы и другие строения на территории Оптиной пустыни

Вы войдете в Оптину пустынь через Святые врата. Если женщины в брюках, здесь они могут взять юбки. В этом же здании находится экскурсионная служба монастыря.

Время работы экскурсионной службы — ежедневно с 8.30 до 17.00. Средняя продолжительность экскурсии — 1–1,5 часа Сумма пожертвований зависит от количества экскурсантов в группе: 150–200 рублей для взрослого человека и 50 рублей для детей. Возможно также проведение индивидуальных экскурсий для небольших групп (от 1 до 10 человек), пожертвования 2000 рублей. Более подробную информацию и контакты для заказа экскурсий вы можете узнать на официальном сайте Оптиной пустыни.

Несколько шагов вперед, и слева от вас будет небольшая однокупольная церковь Преображения Господня. Она была построен в 2007 году в псевдорусском стиле. В храме ежедневно совершаются заказные молебны с водосвятием. В нем покоятся мощи преподобного Рафаила (Шейченко).

Чуть впереди справа возвышается строгий массивный однокупольный храм Казанской иконы Божией Матери. Самый большой храм Оптиной пустыни был построен в 1811 году и восстановлен в 1996 году. Это была единственная церковь, где с момента закрытия обители братия продолжала совершать богослужения до 1923 года. В храме под спудом находятся святые мощи преподобных Оптинских старцев Моисея, Антония и Исаакия. Сейчас в нем ежедневно совершаются поздняя Литургия и вечернее богослужение. В воскресные и праздничные дни — всенощные бдения и поздние Литургии.

Далее за ним по правую сторону от вас располагается главный собор Оптиной пустыни. Он посвящен Введению Пресвятой Богородицы во храм. Раньше на его месте находилась другая каменная церковь, но она была разобрана в 1689 году, и на ее места в 1750-1771 годах возвели новый храм с пятью главами на высоких изящных барабанах в стиле русского барокко. В соборе находятся мощи Оптинских старцев: в северном приделе – преподобного Амвросия, в трапезной части у южной стены – преподобного Нектария, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери. Во Введенском храме ежедневно совершаются полунощница, ранняя литургия, панихида, молебен с акафистом преподобному Амвросию, а в воскресные дни: ранняя литургия, молебен с акафистом преподобному Амвросию.

Вы зашли в Оптину пустынь через современные Святые ворота, однако до революции главный вход находился в другом месте. Слева от вас напротив Введенского собора вы увидите изнутри еще одни ныне запертые ворота, но, к сожалению, не сможете посмотреть на длинную величественную лестницу, ведущую от берега Жиздры – она сохранилась лишь на фотографиях. А раньше паломники могли попасть в обитель только переправившись через реку и преодолев множество ступеней.

Над этим старинным входом находится надвратная Владимирская церковь, освященная в 1988 году. Она стала первым местом, где стали проводить регулярные богослужения после того как здания монастыря вернули церкви.

Далее по левую руку от вас находится здание братской трапезной, построенное в 1858 году, а по правую – храм преподобной Марии Египетской и святой праведной Анны. Первоначально в 1820-х годах трапезная для братии находилась в нем, но после того как напротив возвели другое здание, в этом здании обустроили церковь и освятили ее в 1858 году. В 1880-х годах по инициативе старца Амвросия храм был сильно перестроен: в нем появились два предела. Сейчас часть помещений храма занимает издательство и иконописная мастерская.

Вернемся немного назад и, пройдя главный Введенский собор, свернем налево. Там вы увидите небольшую звонницу. В этом месте в 1993 году на Пасху были жестоко заколоты двое иноков Трофим (Татарников) и Ферапонт (Пушкарёв). Третью жертву – иеромонаха Василия (Рослякова) убийца настиг неподалеку от скитской башни.

Левее расположен лаконичный однокупольный храм Владимирской иконы Божией Матери. Он построен в конце прошлого века на месте полностью разрушенной больничной церкви 1809-1811 годов. Сейчас это храм-усыпальница: в нем находятся святые мощи преподобных Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа – обретенные в 1998 году. В храме ежедневно совершаются исповедь и молебен с акафистом преподобным Старцам Оптинским.

Если пройти еще немного, то правее будет монастырское кладбище и небольшая построенная в 2008 году часовня на месте погребения убиенных в 1993 году оптинских братий. В ней по субботам совершается заупокойная лития.

Скит и окрестности Оптиной пустыни

С восточной стороны от монастыря находится скит святого Иоанна Предтечи. Выйдя из ворот Оптиной пустыни, идите вдоль стены налево. Вскоре вы попадете в лес с высокими красивыми древними деревьями. Идите по тропинке, она выведет вас к Скиту. Начало пустынножительству в Оптиной пустыни положил схимонах Иоанникий, поселившийся в начале XIX века в глубине леса на малой пасеке. После его смерти в это место переселились несколько старцев-отшельников из Рославльских лесов. Они начали обустраивать скит.

Как выглядел Скит до революции можно легко представить, прочитав, как Ф. М. Достоевский описал обитель в «Братьях Карамазовых»: «Небольшая розовая колоколенка из кирпича возвышалась над вратами; с двух сторон, вне ограды, расположены были «хибарки» — род приемных, куда выходили старцы для беседы с женщинами: вход в скит был им запрещен. В нем царило безмолвие. Это был прекрасный сад, полный многокрасочных цветов, растущих вокруг церкви и келий. В такой обстановке русское старчество взращивало свои лучшие духовные плоды в течение почти целого столетия».

Недалеко от входа в скит правее вы заметите Амвросиевский колодец. По преданию, его выкопали по благословению старца Амвросия, на указанном им месте. Источник освящен в честь святого Амвросия Медиоланского, небесного покровителя преподобного старца. До революции к этому колодцу из Скита совершали крестные ходы, воду в нем освящали. Существует несколько описаний чудесных исцелений.

После революции колодцем продолжили пользоваться миряне, поселившиеся на территории Скита. Когда в обитель вернулись монахи, они заново освятили Амвросиевский колодец и по дореволюционным фотографиям восстановили его внешний облик.

Ранее паломники могли попасть в Скит только в престольные праздники четыре раза в год. Однако недавно, по решению патриарха, доступ в Скит мирянам закрыли.

На территории Скита находятся две церкви: храм святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня и храм святителя Льва Катанского и преподобного Иоанна Рыльского.

Трагедия 1993 года

На Пасху в Оптиной пустыни у звонницы были убито три священнослужителя. Иеромонах Василий и иноки Трофим и Ферапонт стали жертвами ритуального преступления. Убийца подкрался сзади и нанес им удары в спину. Его быстро задержали, во время следствия признали невменяемым и поместили в лечебницу закрытого типа.

Убитые монахи стали новомучениками. В 2004 году вышла книга «Пасха Красная» Нины Павловой, посвященная жертвам сумасшедшего сектанта-сатаниста (на кинжале, которым он наносил удары, было нацарапано три шестерки).

Для матерей отцов Оптиной пустыни причисление их сыновей к мученикам не стало утешением. Две из них приняли постриг после этой трагедии. Мать отца Василия перед пострижением сказала: «Хочу после смерти встретиться с сыном». Похоронены монахи на территории обители. На их могилах позже была построена колокольня. Говорят, что это место обладает необыкновенной исцеляющей силой.

оптина пустынь новомученики

Как добраться до Оптиной пустыни на автомобиле, поезде и автобусе

На собственном автомобиле от Москвы до Оптиной пустыни, если не будет особых пробок, вы доберетесь примерно за 4-4,5 часа. Ехать можно по Киевскому или по Калужскому шоссе, следуя в Козельск. Чуть более длинный, но иногда из-за дорожной ситуации более комфортный путь – через Подольск по Симферопольскому шоссе на Серпухов и далее – на Козельск. Монастырь находится в 4 километрах на северо-восток от этого города.

Если у вас нет машины, то самый удобный путь (но не самый дешевый) такой: от Киевского вокзала в Москве доехать до станции Сухиничи на современном комфортабельном поезде «Иван Паристый»: время в пути – около 3 часов, стоимость билета – около 650 рублей (все цены по состоянию на май 2022 года). От Сухиничей до Оптиной пустыни можно добраться на такси: время в пути – около часа, стоимость – около 800 рублей.

Поезд «Иван Паристый» ходит два раза в день. Если вы не хотите быть «привязаны» к определенному времени, рассмотрите вариант добираться до монастыря через Калугу. Обычные электрички в этот город ходят примерно раз в час-полтора, время в пути – около 3 часов, стоимость билета – около 500-600 рублей. От Калуги до Оптиной пустыни такси обойдется в 900-1200 рублей.

Еще один вариант – наиболее бюджетный, но не очень удобный: от автовокзала у метро «Саларьево» до Козельска несколько раз в день ходит автобус. Время в пути – чуть более 5 часов, стоимость – около 900 рублей. От Козельска до обители за 10-30 минут можно добраться на такси ли на автобусе.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: