Жителям и гостям города рекомендуется к посещению величественный храм Почаевской иконы Божией Матери в Белгороде. Здесь можно увидеть главную достопримечательность – образ Святой Марии, и обратиться к ней за помощью и поддержкой. Описанию церкви и ее истории будет посвящена данная статья.
Храм Почаевской иконы Божией Матери в Белгороде – действующая святыня, где проводятся мероприятия для развития духовной жизни людей.
О храме
Историческая справка
Временный храм построен в рамках реализации «Программы 200» и освящен в 2015 году. На месте временного храма планируется возведение православного храмового комплекса в честь Почаевской иконы Божией Матери.
Престольные праздники
5 августа – иконы Божией Матери «Почаевская».
Расписание богослужений
— В праздничные дни:
09:00 – Утреня, Часы, Божественная Литургия.
— По Великим и Двунадесятым праздникам:
17:00 – Вечернее богослужение;
09:00 – Божественная литургия.
— По субботним и Воскресным дням:
17:00 – Вечернее богослужение;
09:00 – Божественная Литургия.
После Божественной литургии в субботу совершается заупокойная лития.
После Воскресной Божественной Литургии совершается водосвятный молебен.
Мiръ Россия Москва Храм Почаевской иконы Божией Матери в Чертанове Южном (Москва)
Община храма Почаевской Божией Матери
существует с 04 апреля 2015г, на территории ЮАО г, района Чертаново Южное Москвы. В планы общины входит строительство храма согласно проекту.
История создания
Постройка относительно новая. Храм Почаевской иконы Божией Матери в Белгороде создан в 2010 году под названием Почаевской церкви архитектором А. И. Баранниковым.
Действующая православная церковь Российской православной церкви Московского патриархата расположена на бульваре Юности под номером здания 3-Б.
Освящение каменного здания совершилось в 2012 году, это сделал митрополит Иоанн.
Храм Почаевской иконы Божией Матери в Белгороде – это здание, которое создано в благодарность за помощь Богородицы. В день, когда почитают эту икону, произошло знаменательное событие освобождения города от немцев. Это было 5 августа 1943 года.
История
В марте 2015 года поставлен временный (деревянный) храм в честь Почаевской иконы Божией Матери.
Благочинный храма Донского округа протоиерей Александр Фарковец 4-го апреля 2015г совершил малое освящение временного деревянного храма Почаевской иконы Божией Матери в Чертанове Южном г Москвы.
Благочинному сослужили ответственный за строительство иерей Михаил Негря, настоятель храма пророка Даниила на Кантемировской иерей Иоанн Попадинец, клирик храма святителя Николая в Бирюлево протодиакон Игорь Симонов. Пел хор храма пророка Даниила на Кантемировской под управлением Василия Сысоева. На освящение и первую Литургию собралось около 60 человек. 17 — причастились Святых Христовых Таин. Временный храм представляет собой тип базилики с простой двускатной крышей, практичный, вместительный, теплый и светлый.
Почаев – Дом Пресвятой Богородицы
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Свято-Успенская Почаевская Лавра свое название получила от местечка Почаева, что между городами Кременцем и Бродами в Тернопольской области Украины.
Обитель занимает холм, поднимающийся над окрестностями на высоту около 70 метров и именуемый Почаевской горой. По преданию, еще в древние времена в здешних пещерах, представлявших собой природные скальные гроты, поселились иноки Киево-Печерского монастыря, бежавшие от татар. Эти два монаха посвятили себя подвигам молитвы, воздержания и пребывали в смирении, покрытые благодатию Божией.
Предание также гласит, что однажды на холме, где жили иноки, явилась в огненном столпе Божия Матерь. Старинная лаврская традиция относит это событие к 1240 или 1261 году. Считается, что после молитвы один из подвижников Почаевской горы вздумал взойти на вершину. Вдруг он увидел в огненном столпе Пресвятую Богородицу, стоящую на камне. Изумленный старец тотчас позвал жившего с ним брата. Это видел и пастух Иоанн Босой с отроками, пасший стадо под горою. Он поспешил подняться на гору и увидел там двух иноков, прославлявших Богоматерь.
Пречистая Дева оставила на вершине холма отпечаток правой стопы, из которого начала сочиться вода, наделенная благодатью исцелений. К благодатному источнику потянулись люди. Со временем на их пожертвования иноки возвели на южном склоне холма каменный храм Успения Пресвятой Богородицы. В отпечатке Стопы Богоматери – великой святыне горы Почаевской — до сих пор целебная вода.
… В 1721 году обителью завладели католики-униаты. Это было трудное для обители время, но и тогда монастырская летопись зафиксировала 539 чудотворений от главной святыни – Почаевской иконы.
А вот доступ к другой святыне — мощам преподобного Иова — униаты закрыли. Однако же через 20 лет чудеса преподобного заставили их допустить к ним верующих.
Во время господства униатов, во второй половине ХVIII века, например, граф-униат Николай Потоцкий стал даже благотворителем Почаевской обители. Произошло это благодаря чудесному обстоятельству. Обвинив своего кучера в том, что взбесившиеся лошади перевернули коляску, граф достал пистолет, чтобы убить его. Кучер, обратясь к Почаевской горе, поднял руки вверх и воскликнул:
«Матерь Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!».
Потоцкий несколько раз пытался выстрелить из пистолета, никогда ему не изменявшего, но оружие делало осечку. Кучер остался жив.
Граф немедленно отправился к чудотворной иконе и решил себя и все свое имущество посвятить на устроение обители. На его средства построены Успенский собор и братский корпус.
В 1831 году униаты были воссоединены с Русской Православной Церковью. Мощи преподобного Иова были вновь торжественно открыты, а Почаевский монастырь стал Лаврой.
Вид на окрестности Почаевской лавры, фото www.flickr.com
Возвращение Почаева в лоно Православия было ознаменовано чудесным исцелением слепой девочки Анны Акимчуковой, пришедшей на поклонение святыням с семидесятилетней бабушкой за 200 верст из Кременец-Подольска.
В память этих событий архиепископ Волынский, священноархимандрит Лавры Иннокентий (1832—1840) установил еженедельное, по субботам, чтение соборного акафиста перед Почаевской иконой.
Во время управления Лаврой священноархимандритом Агафангелом, архиепископом Волынским (1866-1876), был устроен и 23 июля 1875 года освящен особый придел на хорах Свято-Троицкой церкви в память победы над турками.
…В годы Великой Отечественной войны бандеровцы расстреляли близ Почаевской Лавры митрополита Киевского и всея Украины Алексия (Громадского), епископа Мукачевского и Тарнавского Мануила и многих священников за то, что они отказались переходить в раскол и сохранили единство с Русской Православной Церковью.
…Такова история Свято-Успенской Почаевской Лавры, второй по значимости на Украине. Даже беглого взгляда в прошлое достаточно, чтобы увидеть, что эта история тесно связана с людьми, стоявшими на страже духовного единства исторической Руси и Русской Православной Церкви. И ныне обитель по-прежнему остается главным оплотом православия на Западе Украины.
Фото анонса www.flickr.com, ipernity.com/doc/d-f
Читайте также: Почаевская икона Божией Матери
Современное состояние
Настоятель храма священник Михаил Негря.
Храм открыт ежедневно с 9 до 18 часов ежедневно.
Богослужения совершаются регулярно по следующему расписанию
:
- Среда
18:00 – Молебен с акафистом пред Почаевской иконой Божией Матери ;
- Пятница
9:00 – Утреня. Литургия; 17:00 вечерня; молебен; Панихида.
- Суббота
9:00 – Утреня. Литургия. 17:00 – Всенощное бдение;
- Воскресенье
9:00 – Литургия.
В дни великих праздников и великих святых богослужения совершаются согласно расписанию.
ПОЧА́ЕВСКАЯ ЛА́ВРА
ПОЧА́ЕВСКАЯ ЛА́ВРА (Свято-Успенская Почаевская лавра), православный монастырь, имеющий статус ставропигии предстоятеля Украинской православной церкви (с 1997), расположенный в г. Почаев (Тернопольская обл., Украина), на юге Волыни.
Почаевская икона Божией Матери.
По преданию, первые монахи на Почаевской горе появились после разгрома Киева ханом Батыем в 1240. Первые сведения о монастыре приведены в книге православного архим. Иоанникия (Галятовского) (ок. 1620–88) «Небо новое, з новыми звездами сотворенное» (1665), в которой сообщается, что в 1261 близ Почаева произошло явление Божией Матери, из отпечатка Её стопы на скале забил чудотворный источник (позднее известный как «цельбоносная стопа Богородицы»), при этом отмечается, что в пещере у скалы жил некий монах-пустынник. Предание о явлении Божией Матери пастуху и двум монахам близ Почаева, относимое к 1240, упоминается в униатском (см. Униатство) литературно-агиографич. сб. «Гора Почаевская» (1742). К 1527 относится первое упоминание о храме Успения Богоматери в Почаеве (грамота 1557 польск. короля Сигизмунда II), но по документам 1570 можно сделать вывод, что эта церковь тогда была не монастырской, а приходской.
Впервые общежительный монастырь на Почаевской горе документально упоминается в 1597. Тогда же в монастырь была принесена чудотворная икона Богоматери, впоследствии ставшая гл. святыней обители, получившая именование Почаевской иконы Божией Матери. Согласно сб. «Гора Почаевская», эта икона в 1559 была доставлена в Почаев местной помещице А. Т. Ерофеевой Гойской из Болгарии. Среди первых настоятелей монастыря – митр. Софийский Неофит (1607 – ок. 1616), находившийся на Волыни в изгнании, архим. Петроний (Гулевич-Воютинский) (1616–17), прп. Иов Почаевский (до 1651), при котором обитель стала обширным общежительным монастырём с каменными строениями и типографией. В 1649 над «цельбоносной стопой Богородицы» построен каменный храм Св. Троицы.
В 1712–14 в Почаевской обители среди братии шла борьба между сторонниками и противниками церковной унии, в 1714 монастырь официально присоединён к униатской церкви. Тем не менее даже в униатский период в обители было много монахов, противившихся латинизации. В 1773 по благословению папы Римского Климента XIV по католич. традиции была коронована Почаевская икона Божией Матери (офиц. католич. признание иконы чудотворной).
В православие монастырь вернулся 10(22).10.1831 (это было реакцией рос. властей на поддержку части униатских монахов Польского восстания 1830–31), в нояб. 1833 получил статус лавры. В 1833 имя прп. Иова Почаевского было внесено в Собор волынских святых, благодаря чему П. л. стала крупным центром паломничества.
В 1921–39 П. л. в составе Зап. Украины находилась на территории Польши, входила в Польскую православную церковь, автокефалию которой РПЦ тогда не признавала; с 1939 – на территории Украины и в составе РПЦ. В 1941–44 (в период нем. оккупации Украины) П. л. была в составе Укр. автономной православной церкви (в канонич. единстве с РПЦ). С 1944 в составе РПЦ. В период гонения на Церковь при Н. С. Хрущёве братия П. л. и верующие предпринимали героич. усилия против попыток закрыть обитель. В кон. 1980-х – нач. 1990-х гг. П. л. пытались захватить униаты и раскольники из т. н. Киевского патриархата.
Почаевская лавра. Слева – Успенский собор, в центре – колокольня, справа – Троицкий собор. Фото С. Клименко
Гл. храмом П. л. является ориентированный по условиям рельефа на север преим. барочный Успенский собор, построенный над «цельбоносной стопой Богородицы» в 1771–91 (архитекторы Г. Гофман и П. Полиевский). Стоявшая на этом месте ц. Св. Троицы почти полностью вошла в здание собора как поперечный трансепт (сохранился её вост. фасад). В Успенском соборе пребывает чудотворная Почаевская икона Божией Матери. Под собором находится крипта (древнейшее сооружение П. л.) с усыпальницей ктитора монастыря Н. Б. Потоцкого, где в 1858 обустроена пещерная ц. Преподобных Антония и Феодосия Печерских, рядом – пещерная ц. Прп. Иова Почаевского (перестроена в 1774 и 1862) с мощами преподобных Иова и Амфилохия (в миру Яков Варнавович Головатюк; 1894–1971). С Успенским собором связаны прямоугольные келейные корпуса (кон. 18 в.), образующие замкнутую композицию с внутр. двором. В вост. крыле корпусов – ц. Похвалы Пресвятой Богородицы (1862), в зап. крыле – трапезная ц. Святых Варвары и кн. Ольги (1888). В ансамбле П. л. также архиерейский дом (1825), классицистич. надвратный корпус с ц. Рождества Богородицы (1834–35), 4-ярусная колокольня (1861–69; самый крупный из 13 колоколов отлит в Москве в 1886), Троицкий собор в неорусском стиле (1906–11, арх. А. В. Щусев; мозаичное панно юж. портала выполнено по рис. Н. К. Рериха), колодец прп. Иова.
Старый некрополь П. л. (не сохранился) находился у юж. подножия лаврской горы, на месте позднейшего лаврского сада, где до сер. 19 в. стояла кладбищенская ц. Св. Варвары (1774). Новый некрополь обустроен в 1859 при т. н. напольной ц. Рождества Христова, построенной в поле, где в 1773 совершалась коронация Почаевской иконы Богоматери. В 1872 при этом кладбище обустроены 2 каменных келейных помещения и основан Рождество-Богородичный кладбищенский скит (существовал до 1944). С рубежа 19–20 вв. монастырские погребения совершаются на кладбище при приходской ц. Свт. Николая г. Почаева.
Близ П. л., согласно документам 1706–1760, существовал Свято-Духовский скит (возможно, основан в 1219 афонским монахом Мефодием), к кон. 18 в. полуразрушен, возрождён в 1900–01 как приписной, закрыт в 1960, возрождён в 1990 (ц. Сошествия Св. Духа, 1902, арх. Л. И. Альбертус). До 1917 П. л. имела также неск. др. приписных пустыней и подворий.
Информация для посетителей
Расписание храма Почаевской иконы Божией Матери в Белгороде предоставлено на сайте церкви. Указано, что богослужения происходят каждый день в 7:30 и 18:00, как и заказные молебны. Время их проведения:
- до утренней службы – по понедельникам, средам и пятницам;
- параллельно акафисту в 17:00 — по вторникам и четвергам;
- в 16:00 – по субботам.
Для воскресных и праздничных дней – особое расписание:
- в 6:30 начало Первой Божественной литургии;
- в 9:00 — начало Второй Божественной литургии;
- с 16:00 – начало молебна у иконы.
Проведение панихид также происходит каждый день после того, как окончена утренняя служба.
Настоятелем храма Почаевской иконы Божией Матери в Белгороде является Иерей Алексей Таранов.
Целебная сила образа
Икона помогает верующим христианам:
- исцелить недуги;
- освободиться от нечистой силы и зависимости;
- укрепить веру и стать на тропу благочестия;
- избавиться от грехов;
- защитить дом от недоброжелателей.
В 1664 году зафиксирован случай воскрешения ребенка, сына помещика, который умер. Но после молитв бабушки перед святым ликом на следующее утро проснулся живым.
Описание иконы
С ликом Богородицы, изображенным на Почаевской иконе, связано много чудесных событий. Она помогла многим верующим, которые обращались за помощью и утешением.
На протяжении свыше пятидесяти лет зафиксированы случаи исцелений, укрепления здравия и дарования веры просящим.
Икона появилась в России благодаря митрополиту Неофиту, когда он приехал к Московскому патриарху. Этот священник никогда не отправлялся в дорогу без святого образа, который считал благословляющим в дальний путь.
За теплый прием в Москве иерарх даровал икону Анне Гойской – хозяйке, у которой останавливался. Икона находилась здесь три десятка лет. Очевидцы говорили о дивном свечении, которое исходило от святого лика.
В скором времени произошло чудо прозрения брата Анны. Он был слепым от рождения. И дворянке стало ясно, что икону надо отдать в храм, где она сможет помогать не только ее семье, но и всем искренне молящимся христианам. Так лик Богородицы был передан в Почаевский монастырь.
На сегодняшний день существует множество репродукций этого священного полотна. Оригинал же отличается отпечатком стопы, который находится внизу иконы. Это символ следа Богородицы, ставшей Царицей неба.