Изучаем богослужение: что такое ектения. Краткие исторические сведения


Молитва о здравии

Сугубая молитва о здравии – что это такое? Чтобы найти ответ на этот вопрос, необходимо разобраться в значении православной молитвы. Она представляет собой искреннее обращение к Богу, совершаемое с верой и смирением, с осознанием собственной греховности и покаянием. Но в то же время с надеждой на милость Господа и преклонением перед Его волей.

сугубая молитва о здравии что это такое

Молитва устанавливает между человеком и Богом благодатную связь. Она помогает нам не только в спасении души, но и в преодолении житейских трудностей. Так, сугубая молитва о здравии — просьба к Богу об укреплении здоровья, о покровительстве в нашей земной жизни. Православным христианам можно и нужно молиться о здоровье. Святой преподобный Нил Синайский наставлял:

«В болезнях, прежде врачей и лекарств, пользуйся молитвой».

В то же время необходимо помнить, что болезни – испытания, посылаемые Богом для нашей духовной пользы. Либо они — следствия наших собственных грехов. Поэтому преодолевать их нужно со смирением и благодарением. Святитель Тихон Задонский в труде «Об истинном христианстве» отмечает:

«Болезнь хотя и расслабляет тело, но укрепляет душу… Человек научается смирению, терпению, памяти смертной и от нее усердному покаянию, молитве, презрению мира и мирской суеты… Болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления греховного и не позволяет страстям зарождаться в нас».

Благодарственная молитва Господу Богу за помощь

› › Молитва благодарности Господу Богу за помощь, поддержку, решение насущных проблем, исцеление от недугов — это то благодарение, которое каждый молитвенник должен вознести Творцу. Бог есть Любовь, а помимо веры в Него необходимо уметь благодарить.Для большинства людей, и даже тех, кто считает себя верующими, повседневная жизнь кажется тусклой и тяжелой.Кажется, что абсолютно не за что выражать признательное чувство благодарности Христу.

Это случается от того, что люди разучились принимать дары и радоваться им, считая получаемое чем-то должным.

А ведь каждый из нас получает богатейшие сокровища от Бога: жизнь, любовь, дружбу, способность дышать, думать, рожать детей.Именно Небо подарило нам величественную красоту природы, реки и озера, степи, горы, деревья, луну, небесные светила. А не умея благодарить, мы и не получаем других даров.Получили просимое — , можно своими словами, а лучше молитвами.

Сугубая молитва о здравии – что это такое?

Сугубая молитва – что это? Слово «сугубая» – означает то же, что и «удвоенная», «усиленная». К такой молитве православный христианин прибегает в конкретных жизненных ситуациях. Так, о здравии человека принято молиться даже, если он здоров. Сугубая молитва о здравии — специальная усиленная просьба к Богу о выздоровлении болящего.

Прилагательное «сугубая» не означает, что такая молитва более эффективна, чем обычная. Оно лишь указывает на усердный характер прошения в конкретной ситуации. Плоды принесёт любая молитва, творимая с верой и покаянием.

Церковное сугубое поминовение христиан совершается священником во время Божественной литургии. Записки с сугубыми прошениями принимаются заранее в свечной лавке храма. Следует помнить, что любое церковное поминовение возможно лишь в отношении крещёных православных христиан.

Записки с прошениями передаются в алтарь ко священнику. Первое сугубое поминовение он совершает на проскомидии (греч. «приношение»). Так называется первая часть литургии. В это время священник, поминая членов Церкви, приготовляет из хлеба и вина основу для Евхаристии. Позже усердное молитвенное прошение о христианах повторяется в середине литургии, на сугубой ектении.

Слово «ектения» переводится с греческого как «протяжное» (моление). В богослужении так называется последовательность различных молитвенных обращений. Они произносятся диаконом (или священником) при участии хора. По содержанию и продолжительности различают великую, сугубую, просительную и малую ектении. В сугубой ектении каждому прошению сопутствует троекратный возглас хора (и всех присутствующих в храме) «Господи, помилуй».

Благодарение за всякое благодеяние Божие

Сла́ва Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.

Ами́нь. Благода́рни су́ще недосто́йнии , Го́споди, о Твои́х вели́ких благодея́ниих, на нас бы́вших, сла́вяще Тя хва́лим, благослови́м, благодари́м, пое́м и велича́ем Твое́ благоутро́бие, и ра́бски любо́вию вопие́м Ти: Благоде́телю Спа́се наш, сла́ва Тебе́. Твои́х благодея́ний и даро́в ту́не, я́ко раби́ непотре́бнии сподо́бльшеся, Влады́ко, к Тебе́ усе́рдно притека́юще, благодаре́ние по си́ле прино́сим, и Тебе́ я́ко Благоде́теля и Творца́ сла́вяще, вопие́м: сла́ва Тебе́, Бо́же Всеще́дрый.

Богоро́дице, христиа́ном Помо́щнице, Твое́ предста́тельство стяжа́вше раби́ Твои́, благода́рно Тебе́ вопие́м: ра́дуйся, Пречистая Богоро́дице Де́во, и от всех нас бед Твои́ми моли́твами всегда́ изба́ви, еди́на вско́ре предста́тельствующая.

Тебе́ Бо́га хва́лим, Тебе́ Го́спода испове́дуем, Тебе́ преве́чнаго Отца́ вся земля́

Как ещё сугубо молиться о здравии

Сугубая молитва о здравии также совершается в частном богослужении (на молебне) и индивидуально дома. Христиане молятся о здравии, самостоятельно читая канон или молитвы о болящем.

О здоровье можно молиться Господу, Богородице, ангелам, святым. Однако традиционно в такой нужде часто обращаются к прославленным в лике святых целителям и врачам. Среди них, например, живший в 3-4 веках великомученик Пантелеймон и выдающийся учёный-хирург 20 века святитель Лука Крымский.

Покровительницей болящих также почитается жившая в 20 веке блаженная Матрона Московская. Она страдала от нескольких тяжких недугов (слепота, паралич ног). Но при этом показала христианам величайший пример смирения перед болезнями. Божьей Матери о здравии традиционно молятся перед Её иконой «Целительница», написанной в честь чудесного выздоровления одного из московских церковнослужителей 18 века.

Наконец, сугубая молитва о здравии нередко выражается в молитве по соглашению. Так называется совершаемое группой православных христиан чтение какого-либо молитвенного правила по договорённости в одно и то же время. Основанием для такого вида молитвы считаются Евангельские слова:

«Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20).

Обычно по соглашению читаются главы Псалтири или Евангелия. К ним добавляется специальная «молитва по соглашению», а затем формулируется конкретное прошение к Богу. В нашем случае это просьба об исцелении болящего. Молиться подобным образом рекомендуется по благословению священника.

Благодарение за всякое благодеяние Божие

› Все христиане в течение дня вспоминают о Боге, кто делает это всуе, кто сознательно взывает к Творцу.

где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя (Лк. 17; 12–19).Очевидное осуждение людей неблагодарных является прямым содержанием этого Евангельского отрывка.

Благодарение за благодеяния Божьи — свод молитв, акафистов и тропарей, написанных святыми или чистосердечное воззвание собственными словами к Творцу, произнесенное в вере и радости.Читая молитвенные правила, обращаясь с прошениями к святым, верующие в первую очередь просят о здравии, помощи в разрешении семейных проблем и многом другом, и мало кто на первое место ставит благодарение.В своем послании фессалоникийцам в главе 5:16-18 апостол Павел четко определил состояние христианского поведения:

  1. радуйтесь;
  2. непрестанно молитесь;
  3. за все благодарите.

Здесь же Павел дает ответ, почему христиане должны так поступать, ибо такова Божья воля к тем, кто признает себя последователем Иисуса Христа.Интересна последовательность этого наставления.

Просыпаясь, радуйтесь,

Освящение души и тела в болезнях

Болящий человек особенно нуждается в освящении души и тела, то есть в участии в Церковных Таинствах. Прежде всего, это Соборование (Елеосвящение), Исповедь и Причастие. Соборование заключается в помазании болящего освящённым маслом (елеем), а также в призвании Божественной благодати. Она преображает человека, помогая ему очиститься от духовной и телесной скверны. Таинство Соборования уходит своими корнями в Евангельское предание:

«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15).

В Таинстве Исповеди человек выражает пред Богом искреннее раскаяние в своих грехах и твёрдое намерение трудиться над спасением души. Священник при этом выступает свидетелем, посредником. Господь прощает раскаявшегося грешника и дарует ему силы для борьбы с грехом. Преподобный Ефрем Сирин учит:

«Исповедь во грехах служит к уничтожению прегрешений. Бог хочет услышать от нас грехи наши не потому, что не знает их, напротив того, Ему угодно, чтобы мы чрез исповедь пришли в сознание своих грехопадений» («Творения»).

Евхаристия (Причастие) – это приобщение ко Господу, наполнение человека Христом через вкушение Его Тела и Крови (в виде хлеба и вина):

«Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает и Я в нем» (Ин. 6:56).

Через Причастие происходит исцеление падшей человеческой природы от гибельной болезни греха. Это восстановление нашего первозданного естества и разжигание в нём огня Божественной любви. В молитве ко Причащению прямо говорится, что оно совершается «во исцеление души и тела».

Церковные Таинства не всегда приводят к полному избавлению от телесных болезней. Ведь главная их цель несравнимо важнее – соединение человека с Богом. В то же время напитанная Его благодатью душа непременно обретает силы для перенесения недуга и смиренное понимание пользы болезни для очищения души.

Молитвы о здравии

Молитва об исцелении больного

О Премилосердный Боже, Отче, Сыне и Святый Душе, в Нераздельней Троице покланяемый и славимый, призри благоутробно на раба Твоего (имя), болезнию одержимаго; отпусти ему вся согрешения его; подай ему исцеление от болезни; возврати ему здравие и силы телесные; подай ему долгоденственное и благоденственное житие, мирные Твои и премирные блага, чтобы он вместе с нами приносил благодарные мольбы Тебе, Всещедрому Богу и Создателю нашему.

Пресвятая Богородице, всесильным заступлением Твоим помоги мне умолить Сына Твоего, Бога моего, об исцелении раба Божия (имя).

Все святые и Ангелы Господни, молите Бога о больном рабе Его (имя). Аминь.

Молитва Божьей Матери перед её иконой «Целительница»

Приими, о Всеблагословенная и Всемощная Госпоже Владычице Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе приносимыя от нас, недостойных раб Твоих, ко Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умиле­нием, яко Тебе Самой зде сущей и внемлющей молению нашему.

По коемуждо бо прошению исполнение твориши, скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленныя и недужныя исцеляеши, от бесных бе­сы прогоняеши, обидимыя от бед из­бавлявши, прокаженныя очищаеши и малыя дети милуеши: еще же, Гос­поже Владычице Богородице, от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличныя страсти врачуеши: вся бо суть возможна ходатайством Тво­им к Сыну Твоему, Христу Богу на­шему. О Всепетая Мати, Пресвятая Богородице!

Не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих Тя, и покло­няющихся со умилением Пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве Преславней и Непорочней, ныне и присно и во веки веков Аминь.

Молитва по соглашению

(читается в т.ч. о здравии)

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими: «Аминь глаголю вам, яко аще двое от вас совещаются на земли всякой вещи, ее же аще просите, будете иметь от Отца Моего, Иже на Небесех: где же два или трое собрались во имя Мое, ту есмь Аз посреде их». Непреложны словеса Твоя, Господи, милосердие Твое безприкладно и человеколюбию Твоему несть конца. Сего ради молим Тя: даруй нам, рабам Твоим (имена), согласившимся просить Тя (просьба), исполнения нашего прошения. Но обаче не якоже мы хотим, но якоже Ты. Да будет во веки воля Твоя. Аминь.

Молитва великомученику и целителю Пантелеимону

Святый великомучениче и целителю Пантелеимоне, Бога милостиваго подражателю! Призри благосердием и услыши нас, грешных, пред святою твоей иконою усердне молящихся. Испроси нам у Господа Бога, Емуже со Ангелы предстоиши на небеси, оставление грехов и прегрешений наших: исцели болезни душевныя же и телесныя рабов Божиих, ныне поминаемых, зде предстоящих и всех христиан православных, к твоему заступлению притекающих: cе бо мы, по грехом нашим люте одержимы есмы многими недуги и не имамы помощи и утешения: к тебе же прибегаем, яко дадеся ти благодать молитися за ны и целити всяк недуг и всяку болезнь; даруй убо всем нам святыми молитвами твоими здравие и благомощие души и тела, преспеяние веры и благочестия и вся к житию временному и ко спасению потребная, яко да, сподобившися тобою великих и богатых милостей, прославим тя и Подателя всех благ, дивнаго во святых, Бога нашего, Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Молитва святителю Луке Крымскому

О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов! Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чадо отца молилм тя всеусердно: услыши нас грешных и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбцу Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли.

Испроси у Христа Бога нашего да утвердит во святей своей Православней Церкви дух правыя веры и благочестия: пастырям ея да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабыя и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противная обличати.

Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная. Градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление. Скopбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление.

Подаждь нам всем твое архипастырское и святое благословение, да тобою осеняеми избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов. Даруй нам богоугодно прейти поприще временной жизни, настави нас на путь ведущий в селения праведных, избави нас воздушных мытарств и моли о нас всесильнаго Бога, да в вечней жизни с тобою непрестанно славим Отца и Сына и Святаго Духа, Емуже подобает всякая сладва, честь и держдва во веки веков. Аминь.

Молитва блаженной Матроне Московской

О блаженная мати Матроно, услыши и приими ныне нас, грешных, молящихся тебе, навыкшая во всем житии твоем приимати и выслушивати всех страждущих и скорбящих, с верою и надеждою к твоему заступлению и помощи прибегающих, скорое поможение и чудесное исцеление всем подавающи; да не оскудеет и ныне милосердие твое к нам, недостойным, мятущимся в многосуетнем мире сем и нигдеже обретающим утешения и сострадания в скорбех душевных и помощи в болезнех телесных: исцели болезни наша, избави от искушений и мучительства диавола, страстно воюющаго, помози донести житейский свой Крест, снести вся тяготы жития и не потеряти в нем образ Божий, веру православную до конца дней наших сохранити, упование и надежду на Бога крепкую имети и нелицемерную любовь к ближним; помози нам по отшествии из жития сего достигнути Царствия Небеснаго со всеми угодившими Богу, прославляюще милосердие и благость Отца Небеснаго, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Читайте нас удобно в соцсетях:

Метки: сугубая молитва, сугубая молитва о здравии, сугубая молитва о здравии что это такое, сугубая молитва что это

Изучаем богослужение: что такое ектения. Краткие исторические сведения

В церкви за богослужением мы слышим слова диакона, произносящего ряд прошений, всегда перед народом и почти никогда в алтаре. Он громко и нараспев просит Бога о различных нуждах простирая перед собой орарь – ленту, находящуюся на левом плече. После каждого прошения хор поет «Господи, помилуй» или «Подай, Господи», в зависимости от просьбы.

Поскольку эти прошения звучат протяжно, они именуются ектеньей, что на древнегреческом языке означает «протяжное моление» (от греч. ἐκτενής). Это слово встречается в церковнославянском тексте и отображает способ произнесения просьб к Богу. В современном греческом богослужебном языке эти просьбы, выражаемые диаконом, называются, по-гречески συναπτή (синапти), от συνάπτω (синапто) – «соединять воедино», «устанавливать официальные отношения», что передает смысл собрания воедино многих прошений, или установление отношений, в данном случае, с Богом.

Литургист И. Дмитревский в своем труде об изъяснении литургии пишет о том, что ектения называется по-гречески соединением «потому, что в ней соединяются и исчисляются многие и различные моления о всей Церкви вообще и порознь о всех ее членах и о потребностях»[1].

Когда диакон заканчивает каждое прошение, он поднимает конец своего ораря и крестится. В случае, если служба совершается без участия диакона, прошения произносятся священником. Во время произнесения диаконом ектеньи, в большинстве случаев, священник читает тайную молитву, называемую так потому, что читает он ее не в слух, а «про себя», «тайно». В случае отсутствия диакона, хор протяжнее поет «Господи, помилуй» или «Подай, Господи», для того, чтобы священник мог прочитать тайную молитву.

Ектения завершается прошением, обращенным к Божией Материи, и возгласом священника, в котором он прославляет Святую Троицу.

Ектении разделяются на несколько видов:

1) Великая Ектения, или Мирная ектения – так называется не только по причине начального прошения: «Миром Господу помолимся» и большого количества прошений в ней, но и из-за своей важности: она предваряет начало богослужений (Вечерни, Утрени, Литургии) и совершения Церковных Таинств (Крещения, Венчания, Соборования). На каждое прошение диакона хор отвечает один раз «Господи, помилуй». В прошениях великой ектении «вся молитвенная сила Церкви, вся ее любовь сосредоточивается вот на этом человеке, вот на этой нужде»[2]. В составе литургии великая ектения известна с V в.

2) Просительная ектения. Называется так потому, что в ней диакон выражает ту или иную просьбу, обращенную к Богу от лица молящихся. Хор отвечает прошениям диакона: «Подай, Господи».

3) Сугубая ектения, или ектения прилежного, усердного моления. Называется так потому что в ее прошениях, «которые надобно воссылать от всей души с глубойчайшим благоговением»[3] выражена ревность, о чем свидетельствует тройной ответ хора «Господи помилуй». На Божественной Литургии эта ектения, произносимая после чтения Евангелия, также может быть дополнена специальными прошениями в соответствии с просьбами молящихся: об учении, о сдаче экзаменов, об исцелении от болезней, об обретении спутника жизни, о путешествующих, благодарственное прошение и т.д.

4) Заупокойная ектения. Является вариацией сугубой ектении, поскольку прошения о прощении грехов, милости Божией и Царства Небесного для усопших испрашиваются с ревностью. Хор на каждое прошение диакона отвечает тройным пением «Господи, помилуй».

5) Малая ектения – так называется в противоположность великой ектении, из-за своей краткости, будучи ограничена всего тремя прошениями. В Малой ектение есть элементы других ектений: горячность сугубой ектении и прошение о мире Великой ектении (начало малой ектении: «Паки и паки, миром Господу помолимся»), являются кратким свидетельством о вере и надежде Церкви.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (V в.), описывая молчание и краткость молитв у египтян замечает: «Они считают более полезным совершать молитвы хоть краткие, но чаще, чтобы через частовременные молитвы пребывать в непрестанном союзе с Богом, а через краткие — избежать стрел дьявола, нападающего на нас особенно во время молитвы»[4].

Малая ектения часто звучит тогда, когда необходимо перевести внимание молящихся от своих просьб и нужд, прославления святых и пения псалмов к прославлению Троичного Бога. Святитель Иоанн Златоуст в «Беседе на Второе послание апостола Павла к коринфянам» говорит: «Поскольку в долговременном поучении обыкновенно душа как бы засыпает: то паки возбуждает оную диакон и глаголет: паки прилежнее помолимся»!»[5].

6) Ектения об оглашенных на Божественной литургии традиционно заканчивает ту часть службы, на которой разрешалось присутствовать оглашенным, желающим принять Святое Крещение. Эта ектения состоит из нескольких прошений к Богу о том, чтобы подготовить оглашенных к Крещению, просветить их словом истины, открыть Евангелие правды, соединить святой Церкви и спасти Божественной благодатью. Ектения оканчивается словами диакона «Оглашении, изыдите», призывающего оглашенных покинуть храм, поскольку происходящее в храме для правильного понимания, необходимо объяснять оглашенным во внебогослужебное время. После слов диакона: «Оглашении, изыдите» двери храма должны быть закрыты, чтобы никого не впускать и не выпускать, тех, кто пришел на пир веры, поскольку литургия требует максимально возможного участия и устремления всего человека к Богу.

Встречаются также разновидности ектений, произносимые на определенных богослужениях, содержащие специальные ходатайства, добавляемые к Великой или Малой Ектениям (например, во время Таинства Крещения, Венчания, Соборования, перед коленопреклонными молитвами на Вечерне в день Пятидесятницы, или Заупокойном богослужении (Парастасе)).

Литургия Преждеосвященных Даров содержит ектении, находящиеся в Божественной литургии святителя Иоанна Златоуста, некоторые из них изменены в контексте использования данной литургии. Например, ектении на Литургии Преждеосвященных Даров не содержат прошений об освящении даров, поскольку они уже были освящены на Литургии святителя Василия Великого или святителя Иоанна Златоуста и являются преждеосвященными – освященными прежде. На Литургии Преждеосвященных Даров со среды четвертой Недели Великого поста, даже если и приключится «празднуемый день, кроме суббот и недель»[6] ектения об оглашенных произносится с добавлением ряда прошений, относящихся к «готовящимся ко просвещению», тем оглашенным, которые находятся на заключительных этапах подготовки к Таинству Крещения на Пасху.

Существует также особая форма ектении, произносимая на литии (по-гречески λιτή, просьба, моление) на Великой вечерне, состоящая из нескольких длинных прошений, увеличенных за счет упоминания имен многих святых, через которых молящиеся обращаются к Богу. Хор отвечает «Господи, помилуй»: на первое прошение – 40 раз; на второе – 50 раз; на третье и четвертое – по трижды[7].

Начало ектении, согласно протоиерею Григорию Дебольскому[8], коренится в словах, сказанных Господом пророку Иеремии: «воззови ко Мне – и Я отвечу тебе» (Иер. 33:3). Первые прошения, подобные ектении встречаются в Литургии апостола Иакова.

Также имеется ряд древних свидетельств о ектениях:

1) В «Постановлениях апостольских» (I в.) (кн 8, гл. 10) в уста диакона вложены слова: «Помолимся о мире и благостоянии миpa и святых Церквей помолимся, яко да даст нам Бог всяческих непрестаемый и неотъемлемый мир Свой, дав полноте яже по благочестию добродетели продолжающая ны соблюдет.

О святей соборней и апостольстей Церкви, яже от конец до конец, помолимся, яко да сохранит ю Господь непоколебиму и неволнуему и соблюдет до скончания века основану на камени.

И о зде сущей святей области помолимся, якода сподобит нас Господь всяческих неослабно преследовати пренебесное Его упование и непрестаемый воздавати Ему долг моления.

О всяком епископстве еже под небесем, право правящих слово Твоея истины, помолимся, и о епископе нашем Иакове и областех его помолимся, о епископе нашем Клименте и областех его помолимся, о епископе нашем Еводии и областех его помолимся, яко да дарует их щедрот Бог святым Своим Церквам здравы, честны, долгоденствующия, и подаст им честную старость во благочестии и правде.

И о пресвитерах наших помолимся, яко да свободит их Господь от всякаго безместнаго и лукаваго дела и подаст им пресвитерство здраво и честно.

О всем во Христе диаконстве и служении помолимся, яко да подаст им Господь служение непорочное.

О чтецех, певцех, девственницех, вдовицех же и сирых помолимся, о иже в супружествах и чадородиих помолимся, якода помилует всех их Господь.

О евнухах, преподобно ходящих, помолимся.

О иже в воздержании и благоговении помолимся.

О плодоносящих во святей Церкви и творящих нищим милостыни помолимся, и о приносящих жертвы и начатки Господу Богу нашему помолимся, якода воздаст им всеблагий Бог небесными своими дары и даст им в нынешнем сторицею, в будущем же живот вечный, и дарует им вместо временных вечная, вместо земных небесная.

О новопросвещенных братиях наших помолимся, яко да утвердит их Господь и укрепит.

О иже в немощи страждущих братиях наших помолимся, яко да свободит их Господь от всякия болезни и всякия язи и возставит их святей Своей Церкви здравы.

О плавающих и путешествующих помолимся.

О иже в рудах и заточениих и в темницех и узах сущих имене ради Господня помолимся.

О иже в горькой работе труждающихся помолимся.

О вразех и ненавидящих нас помолимся, о гонящих нас имене ради Господня помолимся, яко да укротив яростное их, разсеет Господь иже на ны гнев их.

О вне сущих и заблудших помолимся, яко да обратит их Господь.

Младенцев Церкви помянем, яко да Господь, свершив их в страхе Своем, приведет в меру возраста.

Друг о друге помолимся, яко да соблюдет и сохранит нас Господь благодатию Своею в конец и освободит нас от лукаваго и от всех соблазн делающих беззаконие, и упасет в пренебесное царствие Свое.

О всякой душе христианстей помолимся.

Спаси и возстави ны, Боже, милостию Твоею.

Востанем. Помолившеся прилежно, сами себе и друг друга Живому Богу Христом Его предадим».[9]

Обширность прошений показывает литургическое творчество в области ектении, довольно развитое уже в I в., что обусловлено, конечно же, разнообразностью прошений.

2) Тертуллиан в своей «Апологии» (ок. 200 г.) (гл. 30, 4) пишет: «Просим всегда для всех императоров жизни долгой, правления спокойного, семейства в безопасности, войска храброго, Сената верного, народа благонравного, страны спокойной и всего, что желанно и человеку, и кесарю»[10]

3) Святитель Василий Великий в письме 150-м, к Сорану, начальнику Скифии (ок. 373 г.), пишет: «Будучи верным благодати Божией, конечно, помнишь церковные возглашения, помнишь, что молимся о братиях, находящихся в отшествии, совершаем также молитвы в Святой Церкви о включенных в воинские списки, об исповедующих с дерзновением имя Господне и о показавших духовные плоды, а, без сомнения, в числе многих из них или и наряду со всеми, как думаю, включается и твоя досточестность»[11].

4) Святитель Иоанн Златоуст в «Беседе на Вознесение Господне» говорит о том, что «есть ангелы мира, послушай, как диаконы всегда произносят в молитвах: ангела мирна просим»[12].

В «III Слове о Непостижимом против аномеев», святитель говорит: «нам повелено умолять Бога о больных, о находящихся в рудниках и в тяжком рабстве и одержимых»[13].

Таким образом, особые прошения, как выражение наших конкретных просьб к Богу существовали с I века, о чем свидетельствуют вышеупомянутые Апостольские постановления. Позднее эти прошения были сгруппированы в моления, произносимые громко и нараспев, дошедшие до нас в виде ектений нескольких видов: Великая, Малая, Сугубая, Просительная, Заупокойная, ектения об оглашенных и ектения на литии.

[1] Дмитревский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. М., 1993. С. 187.

[2] Шмеман А., прот. Евхаристия. Таинство Царства. М., 1993. С. 97.

[3] Дмитревский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. М., 1993. С. 239.

[4] Иоанн Кассиан Римлянин, прп. О постановлениях киновитян. Книга вторая. О ночных молитвах и псалмопении. Глава 10. О молчании и краткости молитв, совершаемых у египтян // Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Писания. СТСЛ. 1993. С. 18.

[5] Иоанн Златоуст, свт. Беседа на Второе послание апостола Павла к коринфянам.

[6] Служебник. Божественная Литургия Преждеосвященных даров святителя Григория Двоеслова. К., 2012. Сс. 46–47.

[7] Служебник. Последование вечерни, утрени, отпусты, прокимны и месяцеслов. К., 2012. Сс. 44–53.

[8] Дебольский Г., прот. Православная Церковь в ее таинствах, богослужении, обрядах и требах. М.: Отчий дом. 1994. С. 41.

[9] Апостольские постановления, через Климента, епископа и гражданина Римского, кн. 8, гл. 10. // https://yakov.works/acts/04/2/constit_apost.htm

[10] Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан. Апологетик. К Скапуле. Спб. 2005. С. 163.

[11] Василий Великий, свт. Письма. М. 2007. Сс. 268–269.

[12] Иоанн Златоуст свт. Беседа на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа, сказана в храме мучеников в Романезии, куда перенесены были тела мучеников, лежавшие под спудом близ трупов еретиков, и положены особо наверху, 1 // Творения Святого Отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. Т. 2. Кн. 1. Спб. 1896. Сс. 485–486.

[13] Иоанн Златоуст свт. III Слово о непостижимом и о том, что даже снисхождение Божие невыносимо для серафимов, против аномеев, 3,6 // Творения Святого Отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в русском переводе. Т. 1. Кн. 2. Спб. 1898. С. 510.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: