Икона Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных


Собор Архангела Миха́ила и прочих Небесных Сил бесплотных празднуется ежегодно 21 ноября (8 ноября по старому стилю). Этот праздник не относится к числу великих и двунадесятых, но всегда был почитаем на Руси. В честь него строили храмы, а также называли города и селения. Празднование Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных установлено в начале IV века.

Собор Архангела Миха́ила и прочих Небесных Сил бесплотных. История праздника

Из книг Ветхого и Нового завета мы узнаем об Ангелах — существах невидимого мира, посланниках Божиих. Многочисленные случаи их явления людям известны издавна. Уже в апостольские времена возникло искаженное, еретическое мнение, что нельзя молиться напрямую ко Христу, а нужно обращаться к Ангелам. Ересь эта, по словам блаженного Феодорита, достигала даже степени идолослужения.

Величание — песнопение празднику. Поморский обиход

В начале IV века на поместном Лаодикийском Соборе (за несколько лет до I Вселенского Собора) было осуждено еретическое мнение об ангелах как творцах и повелителях Вселенной. Собор утвердил православное почитание Небесных Сил бесплотных, а праздник был установлен 8 ноября, в восьмой день девятого месяца — год в то время начинался с 1 марта. Эта дата была выбрана неслучайно. Восьмой день символизирует будущий Собор всех Небесных Сил во время Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «восьмым днем», когда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31). Девятый месяц года указывал на девять чинов ангельских. В праздничном песнопении, величании, перечисляются имена чинов ангельских: «Величаем вас, Архангели, Ангели, Начала, Власти, Престоли и Господствия, Силы и Херувими, страшная Серафими, славящих Господа».

Библиотека Русской веры Поучение на собор архангела Михаила. Великие Минеи Четьи →

Читать онлайн в оригинале

Ангелы

В христианской религии ангелы являются лишь вестниками воли Божьей. Они могут только доносить ее до людей, являясь им в разных видах или подталкивая их к нужному и правильному решению.

собор архистратига михаила и прочих небесных сил бесплотных

Согласно Новому Завету, у святых на небе есть определенная иерархия в девять станов. За неповиновение воле старшего они могут быть сосланы или сложить свои крылья, ставши падшими.

Ангелы призваны защищать Бога и в случае потребности могут стать армией для защиты. В честь каждого из них есть свои праздники Русской Православной Церкви.

Практически в каждой мировой религии существуют ангелы. В исламе, к примеру, это одни из центральных действующих лиц.

Предводителем же армии Бога в христианстве считается Архистратиг Михаил.

Архангел Михаил — чиноначальник вышним Силам

Имя Михаил на еврейском значит «кто, как Бог». Архангел Миха́ил, по православному учению, является Начальником всех Небесных Сил бесплотных. Он именуется архистратигом (греч. αρχιστρατηγός — главнокомандующий) и выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона. Следуя этой традиции, в Великих четьих-минеях митрополит Макарий пишет:

Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила архистратига против силы дьявола». В этом образе Михаил почитается как покровитель и соратник «воинствующей Церкви».

По преданию Церкви, отраженному в текстах праздничной службы, Архангел Михаил многократно являлся людям еще во времена Ветхого завета — при выходе израильтян из Египта, переходе через Красное море. Он явился Исусу Наввину и передал ему повеление Божие взять Иерихон. Множество других случаев победоносной помощи Архангела Миха́ила описано в книгах церковных.

«Явление Михаила Исусу Наввину», миниатюра из «Менологий Василия II»

Из священного Писания и Предания известны также имена других Архангелов — по-видимому, тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле:

Архангел Гавриил — благовестник таин Божиих; Архангел Рафаил — врач болезней и путеводитель; Архангел Уриил — просвещает людей, побуждает их на молитву; Архангел Иегудиил — заступник в пути, помощник нуждающимся в чем-либо ради славы Божией; Архангел Варахиил — податель Божиих благодатей и хранитель чистоты души и тела; Архангел Салафиил — врач от болезни малярии и молитвенник к Богу о людях; Архангел Гефаил — возжигатель любви к Богу; Архангел Тахиил — помощник и защитник в бедах и напастях.

Библиотека Русской веры Канон святому Архангелу Михаилу

Читать онлайн

Тропарь, глас 4.

Небесных воинств Архистратиже, молим тя ныне мы недостойнии. Яко да твоими молитвами покрыеши нас кровом крилу, невещественыя ти славы. Сохраняющи нас молящихся прилежно, и вопиющих, от бед избави нас, яко чиноначалник вышним силам.

Кондак, глас 2.

Архистратиже Божии, и слуго божественыя славы. Ангелом начальниче, и наставниче человеком. Еже есть на пользу проси нам, велия милости, яко бесплотным Архистратиг.

Зачем церковь создала праздник

Этот праздник был учрежден, прежде всего, не для того, чтобы почтить святых, а для того, чтобы разграничить божественную силу и ангельскую.

По мнению церкви, ангелы больше похожи на людей, имеют человеческие подобия. Согласно Старому Завету, они могли спускаться на землю и жить вместе с живыми. От союзов с посланниками появлялись нефилимы — полулюди, полуангелы.

Серафимы, согласно церковным представлениям, так же как и люди, молятся Богу, просят его о прощении и верно служат ему. На иконе “Собор Архистратига Михаила” ангелы продолжают, встав на колени, взывать к Создателю своему.

Храмы в честь архангела Миха́ила

После Крещения Руси праздник Собора Сил бесплотных становится известным и нашим предкам. Множество храмов и монастырей были посвящены этому празднику — Миха́йлову дню. Первый Архангельский собор был построен в Киеве сразу после принятия христианства, там же был устроен монастырь.

В дальнейшем известно множество случаев чудесной помощи Архистратига в ратных делах. В Волоколамском Патерике содержится описание чудесного спасения Великого Новгорода от татарского войска:

внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Российскую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Миха́ил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород.

Не удивительно, что практически в каждом русском городе был храм или придел, посвященный празднику Собора Архангела Михаила и Сил бесплотных. Пожалуй, самый известный, — Архангельский собор Московского Кремля, усыпальница московских князей. Первоначальный деревянный Архангельский собор был построен, вероятно, в 1247-1248 годах, во времена княжения Михаила Хоробрита, брата Александра Невского. В дальнейшем он не раз перестраивался, а нынешнее здание собора было построено в 1505-1508 годах.

Архангельский собор Московского Кремля

В Кремле находился также Чудов монастырь. Главный храм обители был освящен в честь чуда Архангела Михаила в Хонех (празднуется 6/19 сентября). В 1929-1930 гг. монастырь был разрушен.

В середине XIV в. появился деревянный храм во имя Архангела Михаила в г. Коломне. В это время в стене деревянной крепости Коломны, между Маринкиной и Грановитой башнями, уже были проездные Михайловские ворота, напротив которых и располагалась Михайловская (или Архангельская) слобода. После Смутного времени храм пришел в запустение. В 1700 г. была построена каменная церковь Михаила Архангела с приделом Трех Святителей. Ныне существующий каменный храм Михаила Архангела получил свое современное обличье посредством перестройки частей предыдущего каменного храма.

Храм во имя Архангела Михаила в г. Коломне

Считалось, что Архангел Миха́ил является покровителем русского воинства. Может быть, именно поэтому при основании Нижнего Новгорода, стратегической крепости при впадении Оки в Волгу, Владимирский князь Юрий Всеволодович построил в 1221 году первый деревянный Миха́йло-Арха́нгельский собор. Впоследствии он неоднократно перестраивался. Ныне существующее здание собора построено в 1628-1631 гг. в память о Нижегородском ополчении.

Архангельский собор Нижегородского Кремля

Стоит упомянуть и о том, что на знамени Нижегородского ополчения изображены Архангел Миха́ил в воинских доспехах и склонившийся перед ним Исус Наввин.

Знамя Нижегородского ополчения, освободившего Москву в 1612 году

За Сиверсовым каналом, немного южнее Нередицы, близ Сельцо-Шатерно Новгородской области, находятся остатки каменного храма архангела Михаила в Сковородском монастыре. Основателем монастыря и строителем каменного храма был новгородский владыка Моисей (1324-1329 гг.). Храм Михаила Архангела был построен по заказу архиепископа Моисея в 1355 году. По своим архитектурным формам Михайловский храм был близок волотовской церкви под Великим Новгородом. Лаконично решенные фасады здания, которые не имели даже лопаток, завершались трехлопастной закомарой. Дополняли объемную композицию притворы с севера, запада и юга. Оставив кафедру в 1360 году, архиепископ Моисей удалился именно в Сковородский монастырь, где скончался и был похоронен 25 января 1362 года. В XVIII-XIX вв. храм неоднократно ремонтировался, дополнялся пристройками, получил новую кровлю, а вместо первоначальной одной главы был увенчан пятью главами. Храм был практически уничтожен в Великую Отечественную войну.

Во имя архангела Михаила был освящен храм в Великом Новгороде. Деревянная церковь архангела Михаила на Торгу известна с XII века. Позднее церковь была выстроена в камне. Церковь перестраивалась в XIV-XV вв., в XVI веке была возведена северная галерея. К началу XIX века церковь Михаила Архангела представляла собой руины. Во второй половине XIX века верхняя часть здания была восстановлена из новых материалов в архитектурных формах того времени. В нижней части сохранились фундаменты и кладка стен XIV-XV вв.

Во имя архангела Михаила был освящен храм в д. Кобылье Городище Гдовского района Новгородской области. Храм был возведен в XV веке. Толстые стены храма выложены из плиты. Над зданием возвышается «трибун» или фонарь, опоясанный вверху несколькими рядами рубчиков и квадратиков; их заканчивает ряд концентрических полукруглых впадин. На фонаре — грушевидная глава, изначально крытая щепой, а позднее железом. Два столба отделяют алтарь от церкви, а два соединены аркой со стенами. Над арками — окна, частью пролетные, а частью глухие. Алтарь отделен от жертвенника и ризницы стенами с узкими пролетами. В настоящее время церковь архангела Михаила — действующий храм РПЦ.

Во имя архангела Михаила был освящен собор в Рязани. Первое упоминание об Архангельском соборе относится к концу XV века. С 1756 года в писцовых книгах отмечалось, что соборный храм настолько пришел в негодность, что служить в нем было уже невозможно. На многие годы в соборе прекратилось богослужение, но стараниями архиепископа Сергия в Архангельском соборе начались ремонтные работы. В1819 году храм был полностью готов для того, чтобы вновь принять прихожан. В советское время собор, как и многие храмы России, был закрыт. Его имущество реквизировано. Внутреннее убранство постепенно разрушалось. В наши дни в соборе располагается экспозиция музея Рязанского Кремля.

Во имя архангела Михаила был освящен храм в г. Слободской Кировской области. Церковь была построена в 1610 году. Известно, что конструкция кровли была такова, что не допускала проникновения влаги и гниения деревянных деталей, а само здание было построено с расчетом на естественное проветривание стен. Она входила в комплекс Богоявленского, позже Крестовоздвиженского мужского монастыря, основанного в 1599 году на окраине города. Поначалу это сооружение служило не только церковью, но и крепостной башней с воротами, через которые можно было попасть в монастырь, а через бойницы в стенах — отстреливаться от врага. Маленькая деревянная церквушка была неприметной по сравнению со строениями обители и не привлекала к себе внимания. Ныне в Михайло-Архангельской церкви экспонируется уникальная коллекция деревянных храмовых фигур — единственная в Кировской области.

Во имя архангела Михаила был освящен храм в д. Андреевщина Лодейнопольского района Ленинградской области. Храм был построен в 1613 году. Описание Михайловской церкви, данное в Известиях Императорской археологической комиссии: «В 1848 г. под церковь подведен фундамент из дикого камня, а стены ее обшиты тесом. Высота 11, длина 9 1/3, ширина 2? саж. Окна небольшие, квадратные, в три света. Потолок забран в елку. Солеи нет. Иконостас старый, в тяблах, в 4 яруса, со старыми иконами. Явленная икона св. Николы Чудотворца, найденная в земле около того места, где жил помещик Андрей Завалишин, в иночестве преподобный Андриан Андрусовский, мощи которого почивают в Андрусовской пустыни. В церкви хранятся берестяные брачные венцы. Церковь дала значительный наклон с западной стороны. В 1913 году разрешен ее ремонт». В настоящее время церковь утрачена.

Во имя архангела Михаила был освящен собор на Микулине городище в Лотошинском районе Московской области. Собор был построен в конце 1550-х гг. в центре древнего городища тверских князей, окруженного земляными валами высотой около 5,5 метров и 600 метров в окружности. Крепость, хорошо укрепленная и окруженная высокими валами с острогом (стеной из бревен), служила форпостом Тверского княжества во время его соперничества с Москвой. На месте нынешнего стоял более древний собор 1398 года. Настоящий храм изначально строился как усыпальница князя С.Н. Микулинского, унаследовавшего вотчину от своих предков, удельных князей. Под собором был сделан подвал, в котором и разместилась усыпальница. Когда в конце XVIII века собор потребовалось укреплять, склеп засыпали. Огромный четырехстолпный храм был изначально пятиглавым, с позакомарным покрытием, сложен он был из кирпича полубутовой кладкой, то есть наружная и внутренняя части стены были выложены из кирпича, а пространство между ними заполнялось битым камнем и заливалось раствором. Фасады собора разделены лопатками на три части (прясла), оканчивающиеся широкими закомарами. В середине трех фасадов — огромные перспективные порталы, издалека кажущиеся совсем небольшими дверцами. В 1886-1887 гг. древнее здание пережило еще одну реставрацию. В советское время храм простоял закрытым с 1922 года. В настоящее время храм принадлежит РПЦ, в нем проводятся еженедельные богослужения.

Собор во имя архангела Михаила на Микулине городище в Лотошинском районе Московской области

Во имя архангела Михаила был освящен храм в д. Сынковичи Гродненской области Республики Беларусь. Датой постройки храма считается 1407 год. В архитектуре храма явственно прослеживаются черты, характерные для готического стиля, а также детали древнерусского зодчества. Известно, что в 1880-1892 гг. храм был реконструирован — заменена кровля, построен притвор и купол над апсидой, разобран купол над центральной частью храма, возведена бутово-кирпичная двухъярусная четырехгранная колокольня. После Второй мировой войны церковь была закрытой. Деятельность храма возобновилась в 1992 году.

Во имя архангела Михаила была освящена церковь в с. Чесники Ивано-Франковской области Украины. Каменная церковь построена из известняка, трехмастная, с прямоугольным нефом и бабинцем и граненым пятистенным восточным объемом. Церковь перекрыта тремя куполами без барабанов. Готовая кровля над нефом имеет вид квадратного верха с двумя заломами, боковые помещения накрыты пластичной скатной гонтовой кровлей. Гладкие плоскости стен лишены декора и оживлены лишь низенькими входными проемами на западном и южном фасадах с небольшими окнами над ними. В XIX веке северный и южный фасады укреплены мощными контрфорсами.

Во имя архангела Михаила была освящена церковь в г. Свалява Закарпатской области Украины. Церковь датируется 1588 годом. Современный вид церковь приобрела при капитальной перестройке 1759 года. Деревянная церковь срублена из дубовых брусьев. Стены башни покрыты гонтом, крыши и стены — лемехом. Состоит из трех разношироких срубов. Каждый сруб покрыт отдельной крышей, однако они воспринимаются слитыми воедино благодаря мягкому переходу поддашия нефа в крышу восточной части и общую крышу крыльца и бабинца, акцентирующего вход. Поддашие опирается на выпуски венцов срубов. Крыши восточной части и нефа увенчаны маленькими квадратными башенками с луковичными главками с четырехскатными фартуками. Под крышей нефа сохранился один залом сруба, второй переделан на коробовый свод. Церковь реставрировалась в 1972 году.

Во имя архангела Михаила была освящена церковь в г. Остер Черниговской области Украины. Церковь была построена в 1098 году Владимиром Мономахом, возможно, как церковь княжеского замка «Городка на Востре». Вероятно, входила в систему замковых земляно-деревянных укреплений. В 1195 году сын Юрия Долгорукого Всеволод Юрьевич восстановил Михайлоархангельскую церковь. В 1753 году от молнии сгорел деревянный верх, к тому же кладка начала разрушаться в результате сдвига холма к речке. Но на капитальный ремонт денег не нашли, и храм продолжал разрушаться. В конце XVIII — начале XIX вв. руины церкви разобрали, оставив апсиду и часть юго-восточной стены. Только в 1907 году была сделана первая консервация остатков. До нашего времени дошла только полукруглая апсида, внутренний радиус которой около 3 метров, и небольшая часть стены с южной стороны.

Во имя архангела Михаила был освящен Выдубицкий монастырь в Киеве. Обитель была основана около 1070 года Всеволодом Ярославичем в урочище Выдубичи, вблизи днепровской переправы и личной резиденции-замка — Красного двора. Главным храмом монастыря была церковь архангела Михаила. Чтобы спасти монастырский храм от оползней, в 1199 году была построена грандиозная подпорная стена. После Брестской унии монастырь перешел в руки униатов из ордена василиан. Старый монастырский собор Чуда архангела Михаила в Хонех обрушился в Днепр в середине XVI века. В 1555 году его отстроил игумен Климентий Старушич. В 1637 году Михайлоархангельская церковь была отреставрирована. Монастырь был ликвидирован в 1924 году. Церкви еще действовали до 1930-х годов, когда их иконостасы были сожжены, а кладбище разрушено. Здания бывшего монастыря передали рабочим и служащим деревообрабатывающего завода на Теличке. В 1967-1982 гг. была проведена реставрация сооружений. В 1975-1997 гг. здесь находился Институт археологии. Монастырь возобновил свою деятельность в 1992 году. В 1996 году правительство полностью вернуло Выдубицкий монастырь Церкви (УПЦ-КП).

Легенда о празднике

Согласно Священному письму, Бог, до того как создать все видимое человеческому глазу, а также самого человека, создал другой мир. Он населил его бесплотными существами, духами, ангелами. Это место в несколько раз больше человеческого.

собор архистратига михаила икона

Так, Моисей говорил о том, что Бог создал небо и землю. Церковь трактует это сообщение как указание на небесный мир. Они дают два обозначения провидению: как видимое человеком, так и не видимое место, заселенное душами.

В том мире живут ангелы – духи без плоти. Все они созданы были Богом. Именно их изображает икона “Собор Архистратига Божия Михаила”.

Для того чтобы помочь несчастным людям, потомкам Адама и Евы, некогда выгнанным из Рая, более идеального мира, Бог посылает херувимов на землю.

Город-именинник

В XII веке новгородский архиепископ Иоанн основал в устье Северной Двины Миха́йло-Архангельский монастырь. Долгое время он был одним из центров Русского Севера.

Вид на Миха́йло-Архангельский монастырь с пристани, с юго-восточной стороны. Фотография 1880-х годов работы неизвестного фотографа

В 1548 году по приказанию царя Ивана IV воеводы Нащокин и Залешанин за одно лето построили вокруг монастыря крепость. Первоначально она называлась Новые Холмогоры. Но уже в 1596 году новый город был назван Архангельском, по имени обители.

Старообрядческие храмы в честь архангела Миха́ила

Традиция празднования «Миха́йлова дня» сохранилась и у старообрядцев. Во всех старообрядческих согласиях есть храмы, освященные во имя этого праздника.

Сегодня престольный праздник в общинах Русской Православной старообрядческой Церкви г. Воронежа, с. Путино Пермского края, с. Кильмезь Кировской области, ст. Манычская Ростовской области, с. Малиновка Томской области, а также строящихся храмах г. Глазов (Удмуртия) и г. Злынка (Брянская область). В зарубежных общинах РПСЦ храмовый праздник в общинах г. Бельцы (Молдова) и с. Валая Родоя Флорештского района (Молдова).

Храм РПсЦ во имя Архангела Михаила, село Путино Пермского края

Храм архангела Михаила. Бельцы

Престольный праздник отмечают в общинах Русской Древлеправославной Церкви г. Волгограда и пос. Урска Кемеровской области.

Храм РДЦ во имя Архангела Михаила, г. Волгоград

Поморские общины г. Невеля и дер. Михалкино Псковской области, г. Кузнецка Пензенской области, г. Темир-Тау Кемеровской области, Утянская община (Литва) также отмечают сегодня престольный праздник.

Храм архангела Михаила. Утяна

Собор архангела Михаила. Иконы

Архангел Михаил часто изображается в составе так называемого «ангельского деисуса».

Архангел Михаил. Из деисусного чина. Тверь, первая половина XV в. ГТГ

Архангел Михаил часто изображается с тростью-копьём в одной руке и особой сферой-зерцалом (символ предвидения, переданного Архангелу Богом) в другой.

«Архангел Михаил» из Звенигородского деисусного чина. Нач. 15 века. Андрей Рублев. ГТГ

На более поздних иконах архангел Михаил может изображаться попирающим ногами дьявола, в левой руке как победитель держит зелёную финиковую ветвь, в правой — копье с белой хоругвью, на которой начертан червлёный крест (символизирует победу Животворящего Креста над дьяволом) либо держит в руках пламенный меч и щит. Также Михаил может быть представлен в качестве стражи Царя Небесного, облачённый в воинские доспехи, либо скачущим на коне.

Архангел Михаил, попирающий дьявола. 17 век. Третьяковская Галерея, Москва

Икона Архангел Михаил с деяниями. Начало XV века

Из икон, посвящённых архангелу Михаилу, можно о, «Явление Архангела Михаила Исусу Навину» и «Собор Архистратига Михаила».

Икона Собор Архангела Михаила. Начало XIX века

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: