Храм Преображения Господня на Преображенской площади. Расписание. Адрес

«Хорошо нам здесь, Господи…» — слова апостола Петра, сказанные им Христу в день его Преображения… Некогда настали в нашей стране времена, когда многим людям стало в церквях плохо, потому что «полюбили они больше тьму, нежели свет». И стали рушиться храмы и соборы по приказу неразумной власти. Но не бывает ночи без утра. Храм Преображения Господня на Преображенской площади Москвы был последней жертвой борьбы коммунизма с православной верой. Эта церковь была взорвана под предлогом необходимости расчистки территории для строительства метрополитена в 1964 году. С тех пор в столице России ни один храм не был уничтожен.

Русские церкви часто строят в форме корабля. За счет подиума, имитирующего корабельную палубу, Преображенский храм особенно похож на мореходное судно. Наверное, здание, построенное по чертежам конца девятнадцатого века, не смогло органично вписаться в современную архитектуру. Но церкви Божьи и призваны быть неким «будильником», заставляющим людей застыть хоть на минуту, задуматься о том, в верном ли направлении они идут. Кусочек другого мира среди асфальта, металла и зеркальных окон высотных зданий. Вот настоящее назначение дома Божьего. Все здесь призвано «вырвать» человека из бесконечного бега по кругу.

храм преображения господня на преобоаженской площади

Расписание богослужений

Сухопутные войска Российской армии имеют свою церковь — Храм Преображения Господня на Преображенской площади. Расписание богослужений: утренние службы начинаются ежедневно в 8.00. По воскресеньям начало Литургии в 9.00. Вечерние богослужения совершаются ежедневно в 18.00. Желающие исповедаться должны приходить за час до начала службы. Каждое воскресенье после завершения Литургии служится водосвятный молебен. По пятницам и воскресеньям в 20.00 совершаются молебны об избавлении от алкогольной и наркотической зависимости и о создании и укреплении семьи.

Храм Преображения Господня на Преображенской площади предоставляет возможность членам неполных, многодетных и малообеспеченных семей получить по предварительной записи бесплатные консультации специалистов: юристов, психологов, парикмахеров, фотографов, специалистов по беременности и родам. В церкви совершаются Таинства Крещения (по субботам в 10.00) и Венчания. Для взрослых, желающих креститься, а также родителей и будущих восприемников младенцев, каждую среду в 20.00 проводятся огласительные беседы, помогающие правильно подготовиться к Таинству.

храм преображения господня на преобоаженской площади расписание

Современность

Здание передали православной церкви в 1990 году. В августе этого же года храм Спаса Преображения Господня в Тушино был освящён патриархом Алексием II. В течение следующих четырёх лет были восстановлены и освящены приделы святого Николая Чудотворца, преподобного Сергия Радонежского и колокольня.

К настоящему времени на храмовой территории расположено кладбище, на котором перезахоронены останки людей с разрушенного в советские годы погоста и здание воскресной школы.

Служители храма ведут активную просветительскую и социальную деятельность.

Местоположение храма

Одна из достопримечательностей северо-восточной части столицы для православного паломника — Храм Преображения Господня на Преображенской площади. Адрес: г. Москва, Преображенская площадь, д. 9-а. У каждой церкви есть свой особый дух. У этого храма он един с духом одноименного полка. Это единение нашло выражение в оформлении всей площади. Все его детали стремятся подчеркнуть идею соединения духовного и светского, в этом случае православного и боевого духа. Вблизи, на месте братской могилы, — памятник воинам Преображенского полка с изображением их нагрудного знака. Неподалеку сквер из лип и кленов, где можно присесть. Все это составляет единый мемориал, посвященный истории зарождения русской армии и зарождения полка, чья история тесно связана с историей одноименной церкви, которая, в том числе, является символом духовной силы русского воинства.

Moscowolk

  • Создано: 22.05.2015 15:29

К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне на Преображенской площади восстановили Храм, также выполнено комплексное благоустройство прилегающего сквера. В советское время церковь была одним из наиболее известных в Москве оплотов православия. В ночь с 17 на 18 июля 1964 года храм Преображения Господня был взорван под предлогом строительства метрополитена. Это был последний случай уничтожения действующей церкви в Москве.

Храм Преображения Господня на Преображенской площади основан на территории Полкового двора лейб-гвардии Преображенского полка (1743-1747гг). Взорван в 1964г. Восстановлен на прежнем месте по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексея II и распоряжению Правительства Москвы. Освящен Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 8 мая 2015 года.

История: В 1747 году сержант Преображенского полка приобрел по соседству, в Семеновском, здание старой деревянной церкви. Сруб перевезли в Преображенское и установили на полковом дворе Преображенского полка, на месте полотняной временной церкви. 19 июля 1747 года церковь была освящена в честь небесных покровителей Петра I — апостолов Петра и Павла. Престол во имя Спаса Преображения, ставший впоследствии главным был освящён в 1800 году.

В 1763 году прихожане решили построить новый каменный храм, начался сбор пожертвований. Строительство нового храма было начато через два года, рядом со старой деревянной церковью. К 1768 году строительство было завершено и храм заработал. В 1781 году к нему пристроили придел Петра и Павла и колокольню. Во время московского пожара 1812 года церковь не пострадала, службы в ней не прекращались всё время пребывания в Москве французской армии. Начиная с 1830 года, при активном участии купца Котова, избранного церковным старостой, храм начал благоустраиваться и богатеть. В 1856 году Преображенский полк пожертвовал церкви икону Преображения Господня. 23 мая 1883 года, перед празднованием 200-летия полка, церковь посетил Александр III. После посещения императора в Спасо-Преображенском храме был сооружён второй придел во имя Александра Невского.

Сделаны заезды для инвалидов и прихожан с колясками

Внутри светло и просторно

Перед Храмом разбили сквер

На площади установлен памятник — Воинам Преображенского полка

Так как храм тесно связан с историей гвардейского Преображенского полка, у его стен сооружен памятник солдатам и офицерам-«преображенцам», погибшим в войнах за Отечество

Преображенский лейб-гвардии полк. Полк сформирован царём Петром I в 1691 году из потешных села Преображенского, от которого и получил своё наименование.

В сквере установили лавочки. По вечерам тут собирается много молодежи

Сквер утопает в зелени, высадили множество кустов и деревьев

Вместе с возрождением Храма жители получили зеленую зону отдыха

Вот так преобразилась Преображенская площадь (снесены все торговые палатки)

Твитнуть

Главная страница

www.moscowalk.ru
Добавить комментарий

От освящения до взрыва

Храм Преображения Господня на Преображенской площади был построен в середине восемнадцатого века. Он был посвящен святым первоверховным апостолам Петру и Павлу, а главный придел празднику Преображения Господня. В 1760 году начали строить каменный храм, который и простоял до сноса в 1964 году. Освятили новый храм в 1768 году. До момента разрушения Преображенская церковь не закрывалась и была до самой революции одним из многих неприметных храмов на окраине столицы.

В начале двадцатого века Храм Преображения Господня на Преображенской площади стал кафедральным. После революции сюда привезли многие святыни и иконы из соседних закрывающихся храмов. Здесь появился один из значимых духовных центров Москвы. Во время войны храмы снова стали прибежищем для скорбящих и обездоленных людей, которые всегда получали здесь утешение. В 1964 году, когда появились слухи о сносе, прихожане в количестве около 100 человек заперлись в храме. Около тысячи верующих стояли вокруг него. В течение недели рабочие не могли подобраться к церкви. Когда защитники храма, успокоившись, разошлись, ночью раздался страшный взрыв, и они поняли, что их обманули. Но, видимо, молитва людей, объединившихся для защиты церкви, была настолько горячей, что случилось чудо. Станцию метро, которая должна была быть построена на месте храма, выстроили на другом месте. Вместо нее разбили скверик. С тех пор в Москве церкви больше не уничтожали. А у прихожан осталась надежда на восстановление храма.

Гвардии храм

08.05.2015

Гвардии храм

Константин Михайлов

Утром 8 мая 2015 года, в канун Дня Победы, на Преображенской площади в Москве состоялось большое, торжественное и трогательное событие, которое до сих пор кажется чудом. Великое Освящение храма Преображения Господня и Божественная литургия. Служил Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

P1060210 - копия.jpg

Почетными гостями церемонии были сопредседатель Попечительского совета Благотворительного фонда возрождения храма Светлана Медведева, министр культуры России Владимир Мединский, министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, председатель Центризбиркома Владимир Чуров, полномочный представитель Президента РФ в ЦФО Александр Беглов, замминистра обороны РФ Николай Панков, депутаты Госдумы Владимир Ресин, Сергей Попов, Леонид Слуцкий, Мэр Москвы Сергей Собянин.

Специально на церемонию из Исторического музея доставили старинное знамя Преображенского полка. Преображенская площадь не знала таких торжеств с 1883 года.

Все это не случайно. Все это выстрадано, заслужено, сделано теми, кто двадцать лет назад решил для себя, что небывалое бывает и Преображенскому храму — быть. И он – есть. Хотя и не верится в это до сих пор.

Последние приготовления. 7 мая 2015 года.

1964-2015

В четыре часа утра 18 июля 1964 года жителей Преображенской площади и окрестностей разбудил страшный грохот. Они знали, что в эту ночь должны были взорвать старинную церковь Преображения, якобы мешавшую строительству метро. Как вспоминали очевидцы, которые, несмотря на запрет, не отошли от окон, храм как будто приподнялся над землей – и рассыпался в воздухе. Наутро пассажиры трамваев удивлялись: еще вечером тут стояла церковь, а теперь – груда развалин.

Никто тогда не знал, что это был последний в ХХ веке взрыв православного храма в Москве. Полвека и один год спустя Москва вновь обретает Преображенскую церковь.

Все изменилось с тех пор вокруг: в 1980-е годы исчезли последние двухэтажные домики Преображенской площади, дореволюционный синематограф «Орион» не пережил реконструкции 1990-х и сменился банковским зданием, напротив построили сначала высоченный жилой комплекс, а затем высотный комплекс офисный. И вот посреди всего этого торжества девелопмента заработала машина времени: показались, словно из земли проросли, куб-четверик, апсиды, своды, колокольня. И старые фотографии местности стали вдруг узнаваемы. Преображенка вернулась. Или это мы, преображенцы (автор — уроженец здешней местности), вернулись домой?

1962-1964

У июльского взрыва 1964 года была предыстория, отчасти детективная. По мнению некоторых священников и прихожан тех лет, разделяемому ныне историками, истинной причиной уничтожения Преображенской церкви было стремление властей стереть с лица московской земли память о митрополите Николае Ярушевиче, видном деятеле Русской Православной церкви середины ХХ века, которого считали «личным врагом» советского лидера Никиты Хрущева.

Преображенский храм был кафедрой митрополита Николая, “Златоуста ХХ века”. В 1943 году он участвовал в знаменитой встрече церковных иерархов со Сталиным, положившей начало возрождению Церкви, а в хрущевскую эпоху стал открыто сопротивляться новым антирелигиозным гонениям и закрытию храмов. В церкви на Преображенке он критиковал политику партии и правительства прямо с амвона, и записи этих проповедей распространялись церковным “самиздатом” по другим приходам и городам. По официальной версии, причиной принятия Моссоветом в 1962 году решения о сносе Преображенской церкви была прокладка линии метро, однако тоннель метрополитена обошел фундаменты храма стороной. Один из бывших метростроевцев, в 1964 году руководивший взрывом, в 2004-м «признался» автору, что первоначальный проект метро не предусматривал сноса храма, но в разгар строительства «сверху» поступило указание взорвать его под этим благовидным предлогом.

В июльские дни 1964 года около 300 прихожан Преображенской церкви, отчаянно пытаясь спасти свой храм, окружили его живым кольцом и несколько суток держали оборону. Их разогнали милиция и дружинники.

Богослужение в Преображенской церкви. Фото 1940-х гг.

Митрополит Николай Ярушевич (справа) в Преображенской церкви. Фото 1940-х гг.

Преображенский храм перед сносом в июле 1964 г. Виден забор, огораживающий уже закрытую церковь. Вокруг храма – верующие, пытающиеся его защитить.

1996-2009

Я отчетливо помню престольный праздник несуществующего храма – День Преображения, 19 августа 1996 года. Неподалеку от Преображенской площади, в тесной комнатке Центра традиционной русской культуры «Преображенское» собралось несколько человек. Община. Прихожане, которые ходили еще в ту, взорванную церковь. Стол с яблоками. Молитва. Негромкий разговор. Эти люди, сплотившиеся вокруг создателя и гендиректора Центра, архитектора-реставратора Игоря Русакомского

, мечтали о восстановлении храма.

Игорь Климентьевич Русакомский. 19 августа 2009 года. Преображенская площадь.

Игорь Климентьевич был не просто автором этой идеи. Он – долгие годы – был душой этого предприятия и его главной движущей силой. Агитатором, переговорщиком, пропагандистом, просителем, предводителем – всем. К счастью, он был не один. Но без него – ничего бы не было. Он не сдавался, не отчаивался, не опускал рук – даже когда мечта казалась совершенно несбыточной. А если и отчаивался, то находил в себе силы продолжать борьбу за Преображенский храм. И вышло — капля камень точит.

Закладной камень Преображенского храма. 1997 г.

Невозможно рассказать обо всем – не хватит места. О бесконечных уговорах чиновников, о добывании согласования метрополитена, о поддержке идеи восстановления храма покойным Патриархом Алексием II, о регистрации православного прихода. О поддержке Москомнаследия и Москомархитектуры еще «лужковского» призыва. О постановке фундаментов храма на государственную охрану как памятников истории и культуры. Об установке на площади памятного креста, об организации здесь ежегодных праздников 19 августа – с молебнами, воинскими парадами, принесением храмовой иконы из церкви в Сокольниках, куда она попала в 1964 году, о собирании воспоминаний прихожан, о поисках чертежей, старых фотографий и крупиц информации в архивах. Это был титанический труд, занявший годы. Районные власти уже соглашались воссоздать храм, но не на историческом месте, а где-нибудь на окраине Восточного округа. Власти менялись, но были неумолимы, прихожане уходили из жизни, а дело не двигалось.

Подлинная храмовая икона Преображения Господня на Преображенской площади. 19 августа 2009 года. В почетном карауле – гвардейцы Президентского полка.

19 августа 2010 года. Воинский парад под знаменем Преображенского полка на Преображенской площади.

Но я помню, как впервые поверил, что невозможное возможно. Это было осенью 2007 года. Я шел куда-то по Преображенке по своим делам – и увидел издалека у креста на площади Игоря Русакомского в окружении нескольких человек. Они молились под моросящим дождем. Это было не в день церемонии, не под телекамеру, не напоказ. И в этом были сила и правда, которым никакие власти не могли помешать.

2009-2015

В 2008 году священником Преображенского прихода был назначен о. Владимир Волгин

, настоятель Софийского храма, что напротив Кремля. И он убедил окружную власть не противиться исторической правде. Приехал однажды на Преображенку, ездил с префектом по району, осматривал “альтернативные” площадки, разговаривал, убеждал. Убедил.

Священник Владимир Волгин. Престольный праздник на Преображенской площади.

17 июля 2009 года правительство Москвы издало распоряжение о воссоздании церкви Преображения «при полной идентификации и научной достоверности восстанавливаемых архитектурных форм».

Потом были археологические раскопки: фундаменты храма показались из-под земли, можно было спуститься в подвал, где ничего не изменилось с той самой ночи на 18 июля 1964-го; в углу валялась железная бочка, должно быть, опрокинутая взрывной волной. Потом были поиски денег и строителей; изначально было решено, что церковь будет восстанавливаться не на бюджетные деньги, а на благотворительные пожертвования. Деятельную помощь оказал тогда вице-мэр, а теперь депутат Госдумы Владимир Ресин

. С тех пор он постоянно приезжал на объект и с видимым удовольствием проводил рабочие совещания.

А потом началось наконец строительство, которое долго не могло продвинуться дальше перекладки коммуникаций нулевого цикла. Это был еще один титанический труд. Руководил им Попечительский совет Благотворительного Фонда возрождения храма Преображения Господня на Преображенской площади.

Весна 2010 года. Археологические исследования фундаментов храма.

Преображенский храм. Лето 2014 года.

19 августа 2014 года. Воздвижение креста на Преображенский храм.

Воссозданный храм приподнят на небольшой подиум; в цокольном этаже сохранен и экспонирован драгоценный артефакт – подлинный белокаменный фундамент Преображенского храма 1768 года. Здесь же будет создана мемориальная экспозиция по истории храма, села Преображенского и Преображенского полка. Но уже сейчас в подклете храма с помощью ультрасовременной музейной техники демонстрируется мультимедийная экспозиция о петровской эпохе. Здесь же и памятный крест, стоявший на площади с 1997 года.

Подлинный белокаменный фундамент Преображенского храма. 1760-е годы.

Старинное надгробие начала XVIII века, вмонтированное в фундамент храма.

Храм восстановлен не в первоначальном виде, а в том обличии, в каком его застал взрыв: по обмерным чертежам 1883 года и фотографиям XX века. Соблазна приукрасить старину избежали. “Что бы ни говорили – подчеркивал Игорь Русакомский, — что старинный храм-де был недостаточно художественно совершенным, «маловыразительным», недостаточно «декоративным» — мы не пойдем против истории, мы воссоздадим именно тот образ храма, который стал святыней для нескольких поколений православных верующих». Архитектор Андрей Оболенский

, автор проекта воссоздания, говорил как-то: “Коллеги недоумевают – почему у тебя окно наполовину закрыто скатом кровли придела? Ну а как же я мог еще сделать – ведь так все и было в 1964 году, видно на всех фотографиях”.

Преображенская церковь в 1930-е гг.

Преображенская церковь. Май 2015 года.

Внешне облик и декор храма воспроизведены точно, а постановка здания на подиум позволит ему не затеряться на нынешней Преображенской площади, окруженной новостройками. С символической точки зрения, подиум напоминает пьедестал: ведь новый храм – это своеобразный памятник историческому. Никто не строит заново XVIII век: происходит возвращение памяти места.

На завершающем этапе работ все финансирование взял на себя создатель Музея Русской иконы Михаил Абрамов

. Иконостасы главного храма и приделов, росписи, отделка интерьеров, колокола, мемориальные доски, интерактивная экспозиция в подклете – этим нынешняя Преображенская церковь ему обязана. Хотя Михаил Юрьевич, скорее всего, думает, что это он был обязан ей этим.

Храмовая икона Преображения Господня — подлинная, пожертвованная в церковь во второй половине XIX века офицерами Преображенского полка, о чем на киоте сохранились гравированные надписи, после взрыва находилась в церкви Воскресения в Сокольниках. 8 мая 2015 года она вернулась на свое место, в свой храм на Преображенской площади.

P1060257 - копия.jpg

Глядя на возрождение храма, на Преображенке уже задумываются об обозначении памятными знаками мест всех прочих былых здешних достопримечательностей. В те несколько лет, когда петровское Преображенское фактически исполняло роль столицы государства, здесь существовали и два царских дворца, и Генеральная канцелярия, и судоверфь, и крепость Прешбург, где обучались ратному делу “потешные” войска. Гранитный обелиск за алтарем воссозданного храма отмечает теперь место небольшого кладбища возле церкви, где хоронили солдат и офицеров Преображенского полка; останки и надгробия были обнаружены при восстановлении. 8 мая 2015 года, после освящения церкви, участники церемонии возложили цветы к памятнику преображенцам.

Апрель 2015 года. Храм и обелиск на месте бывшего кладбища.

1743-1883

В XVIII столетии Преображенская церковь была главным храмом села Преображенского – резиденции Петра Великого, “столицы петровских преобразований”. Первоначальная церковь была построена на территории двора Преображенского полка и фактически служила войсковым храмом первого полка русской гвардии. Эту традицию гвардия и императорский двор ощущали и чтили даже в конце XIX столетия. В 1883 году, когда праздновалось 200-летие русской гвардии, именно в Преображенском храме прошла торжественная церемония освящения полковых гвардейских знамен, причем в Преображенское прибыла императорская фамилия во главе с царем Александром III. Преображенский и Семеновский полки гвардии прошли в тот день у храма парадным маршем.

Церемония освящения знамен гвардейских Преображенского и Семеновского полков у Преображенского храма. Литография 1883 г.

Деревянное здание храма, предшествовавшее каменному, построил в 1743 году сержант Преображенского полка Иван Третьяков

. Его имя выбито теперь золотыми буквами на мемориальной доске у входа в воссозданный храм. Каменную церковь, взорванную в 1964-м, возвели в 1768-1781 годах, в XIX веке к ней были пристроены новые приделы.

2004

Однажды, 19 августа 2004 года, на праздник Дня Преображения на Преображенской площади пришел пожилой высокий худощавый человек. Не вступая ни с кем в разговоры, он постоял у креста во время богослужения, а потом подошел к Игорю Русакомскому и вручил ему огромный старинный ключ. Ключ от храма Преображения, который он 17 июля 1964-го, накануне взрыва, взял «на память». Это и был тот самый метростроевец, который руководил взрывниками. Сорок лет он хранил ключ дома, показывал гостям, а потом совершенно случайно узнал о людях, добивающихся восстановления церкви. И решил, что ключ нужно вернуть. Теперь на Преображенской площади, к счастью, есть что открыть этим ключом.

Подлинный ключ от взорванного Преображенского храма.

2015

Как получилось, что скромная церковь на Преображенской площади оказалась в одном ряду с Казанским собором и храмом Христа Спасителя? Как вышло, что мечта группы энтузиастов спустя двадцать лет воплотилась в жизнь? Можно перечислять массу событий, рассказывать, кто кому и какие писал письма и какие на них накладывались резолюции, вспоминать имена влиятельных персон, принявших в этой работе участие.

Май 2015 г. Иконостас главного храма.

Апрель 2015 года. Росписи главного храма.

Но это все будут причины, не объясняющие первопричин. Однако если взглянуть на эту историю в некоей исторической перспективе, становится ясно, что образ и смысл храма на дворе первого полка русской гвардии оказались для России и Москвы 2000-х годов весьма важны. Вместе с Преображенским храмом воссоздан уже в Российской армии Преображенский полк, до того “154-й отдельный комендантский”. Поэтому и освящение церкви вполне логично приурочено ко Дню Победы. Ведь воинская слава не делится больше на советскую и досоветскую. Это единая большая История, и на Преображенской площади к ней теперь можно прикоснуться.

Об этом очень верно сказал 8 мая в речи у обелиска Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

: «Как важно вспоминать подвиги предыдущих поколений, особенно в преддверии грядущего празднования 70-летия победы в Великой Отечественной войне! Ведь для современной молодежи поколение победителей в Великой Отечественной войне — это тоже уже давно прошедшее время, но нет ограничений по времени, когда речь идет о героизме и подвиге во имя Отечества. Пусть память о героях-преображенцах, пусть память о всех воинах, жизнь свою положивших за Родину, пусть память о героях Великой Отечественной войны всегда сохраняется в наших сердцах. Радуюсь возможности сегодня вместе с вами участвовать в этом замечательном событии у стен возрожденного воинского Преображенского храма в Москве».

А если взглянуть на “малую” историю восстановления храма, вспоминая молитвы у креста под дождем, то можно предположить самое простое: на Преображенской площади произошло рукотворное чудо. Или нерукотворный Промысел.

И на самом деле, когда проходишь сегодня здесь, то кажется, что никуда эта церковь на полвека не исчезала. Она тут была, есть и будет. Просто, видимо, было у нас, преображенцев, какое-то затмение.

А теперь все прояснилось.

Молитва у креста на Преображенской площади. 2007 год.

Видео-послесловие

: построение модели воссоздания Преображенского храма на основе данных археологических исследований.

Фото: Алексей Русакомский, автор, архив Преображенского прихода.

Храм сегодня

В 2009 году началось воссоздание Преображенской церкви в том виде, котором она существовала на момент уничтожения, по чертежам 1883 года и последним фотографиям. Сейчас она является храмом Преображенского полка, который был в 2015 году полностью достроен и освящен. Он имеет пять приделов. В нижней части храма есть купель для взрослых. При церкви работают библиотека и воскресная школа.

Во время освящения в церкви были установлены копии всех знамен Преображенского полка и подлинник самого первого знамени. При храме функционирует музей истории Преображенского полка и зарождения русской армии.

Спасский храм на Преображенской площади

Царское село

Спасский храм на Преображенской площади

Село Преображенское появилось по меркам Москвы довольно поздно – в XVII веке. О нем нет упоминания ни в летописях, ни в завещаниях московских великих князей и их родичей. Достоверно известно, что в первой половине XV столетия земли на этой территории подле дороги Стромынки принадлежали боярину Дмитрию Руно, отцу известного воеводы. Впоследствии они, возможно, перешли во владение боярского рода Собакиных, отчего местность какое-то время называлась Собакиной пустошью. Впрочем, есть еще два объяснения происхождения этого названия. Одни считают, что местность была так прозвана за ее неплодородные земли. Другие – что название произошло от своры собак, с которыми государь любил охотиться в этих местах. Царь Алексей Михайлович действительно любил наезжать в окраины Сокольников и тешиться охотой. Земли будущего Преображенского, граничившие с Сокольничьей рощей, в середине XVII века уже принадлежали Алексеевскому монастырю, стоявшему когда-то на том самом месте, где позже вознесся храм Христа Спасителя.
В 1657 году Алексей Михайлович купил земли по обоим берегам Яузы под свою загородную охотничью резиденцию и построил летний потешный (в то время это слово означало «охотничий») Преображенский дворец. Он стоял на высоком правом берегу Яузы, отчего назывался также Нагорным дворцом. Рядом был колодец с чистой водой, обладавшей целительными свойствами, который оставил имя местным Колодезной улице и переулку. Считается, что именно из-за этого колодца было выбрано место для царского дворца. Колодезную воду продолжали подавать на государев стол даже в XVIII веке, когда императоры и императрицы посещали Москву.

Первое упоминание села Преображенского относится к 1661 году. Вероятно, здесь уже стояла и церковь, ведь царский дворец не мог существовать без своего домового храма. Ученые установили, что первая Преображенская церковь в этой охотничьей резиденции была не деревянной, а полотняной, то есть размещалась в особом шатре-палатке, как в военных походах, поскольку дворец был летним. Эта церковь была сугубо домовая, и первые сведения о ней относятся к 1667 году.

Алексей Михайлович очень любил Преображенское. После свадьбы с Натальей Нарышкиной он жил в этом дворце с мая до осени, завел здесь «новизну небывалую», и все это время полотняная Преображенская церковь оставалась его домовым храмом, в котором царь по своему обыкновению часто молился. Некоторые дореволюционные исследователи считали, что именно в эпоху Алексея Михайловича, а не его сына Петра, Преображенское переживало свой истинный расцвет, при Петре же оно клонилось к упадку. Против такого мнения ревностно возражал Иван Забелин. Кстати, великий историк Москвы сам провел детские годы в Преображенском.

При Алексее Михайловиче, действительно, закладывалось великое будущее Преображенского. Царь, удаляясь сюда, оставлял Москву на боярское попечение, а здесь только утверждал указы. Здесь продолжались его хозяйственные эксперименты, начатые в Измайлове. На пиру, заданном в день появления на свет царевича Петра Алексеевича 30 мая 1672 года, царю пришла мысль устроить в честь рождения сына придворный театр. Тем же летом в Преображенском была возведена «комедийная хоромина» – первое в Москве здание для театра. В октябре 1672 года здесь состоялся и первый спектакль – «Артаксерксово действо», длившийся 10 часов подряд. А ровно через год – в октябре 1673 года – маленького царевича Петра впервые привезут в Преображенское.

«Столица достославных преобразований»

Село Преображенское. Вид с западной стороны

С кончиной Алексея Михайловича, а потом и царя Федора, благоволившего к младшему брату, кончилось и семейное благополучие. При царевне Софье Преображенское стало местом ссылки вдовствующей Нарышкиной и ее маленького сына. Однако годы в Преображенском были отрадой для юного Петра, несмотря на всю горечь гонений. Здесь мальчик вырвался из душной придворной атмосферы и впервые был предоставлен самому себе. У него были «потешные тетрадки» – книжки с картинками, выданные ему из дворцовой библиотеки по повелению матери. Смышленый ребенок часами разглядывал нарисованные красочные корабли, сцены баталий, изображения солдат и воинов. Рядом была тогда еще полноводная Яуза. В старом отцовском дворце осталось множество прислуги – конюхи, егеря, стряпчие и прочие дворовые, которые стали ядром потешных полков – детской забавы Петра. Набор в них начался в 1683 году, когда после стрелецкого бунта маленькому Петру пришлось осесть в Преображенском. Как известно, первым на царский призыв откликнулся старший конюх Сергей Бухвостов, ставший «первым российским солдатом», как его нарек сам Петр. Потешный воин потом принимал участие в настоящих сражениях Северной войны, где он, по мнению ученых, исполнял при Петре должность лейбшица
, то есть личного телохранителя и адъютанта. После победного Ништадтского мира Бухвостов удостоился прижизненного бронзового бюста, отлитого скульптором Бартоломео Карло Растрелли по приказу самого императора.

Здесь же, в Преображенском, Петр познакомился и с сыном придворного конюха А.Д. Меншиковым, ставшим его денщиком, а затем и князем. Позднее царь пожаловал Меншикову прекрасный дворец в этих местах. Впоследствии свои подмосковные владения в Люберцах светлейший князь переименовал в Ново-Преображенское.

История потешных полков хорошо известна. Царевна Софья явно проглядела будущее, презрительно называя потешных солдат «озорниками» и «преображенскими конюхами». Историки отмечают и такой важный момент: потешные войска Петр собирал в том числе и для защиты от коварной царственной сестры. Уже в 1685 году потешные войска с барабанным боем прошли через Москву на Воробьево. А в 1687 году первый потешный полк стал называться Преображенским – по месту своего создания и квартирования. Петровское Преображенское располагалось рядом с селом Семеновским, названным, кстати, по имени одного из сыновей Алексея Михайловича – царевича Симеона. Когда число потешных преображенцев сильно возросло, Петр переселил в Семеновское часть своих воинов и образовал Семеновский полк.

В августе 1689 года в Преображенское явились два верных Петру гонца и предупредили его, что царевна Софья хочет двинуть сюда стрельцов, замышляя «недоброе». Отсюда Петр ускакал в Троице-Сергиев монастырь, но после свержения Софьи Преображенское не оставил. В 1692 году по его приказу выстроили новый, хотя и очень скромный деревянный Преображенский дворец уже на левом берегу Яузы. Новый Преображенский дворец стал своего рода «прототипом» для первого дома Петра в Петербурге. Более того, Преображенское можно считать предтечей Петербурга. Регулярная планировка с прямыми параллельными улицами и переулками, наподобие военного лагеря, дома, строго обращенные фасадами на улицу, – все это впервые появилось именно здесь.

В Преображенском иногда проходили и заседания Боярской думы, в том числе то историческое заседание 1696 года, на котором приняли решение: «Морским судам быть». 11 ноября 1699 года здесь был заключен союзный договор между Россией и Саксонией, ставший началом основания Северного союза.

В своем дворце царь принимал и первого ступившего на московскую землю японца Татэкава Дэнбей: его торговый парусник прибило к побережью Камчатки еще в 1695 году, и в январе 1702 года японец предстал перед царскими очами. Петр I решил обучить его русскому языку, а затем основать школу переводчиков для налаживания торговых связей с Японией. Известно, что в 1710 году Дэнбэй был крещен и получил имя Гавриил Богданов.

Преображенское оставалось не только правительственной, но и личной резиденцией царя. Здесь жили его дети, а в 1703 году в Преображенском поселилась Марта Скавронская, ставшая позднее императрицей Екатериной. Здесь жил и царевич Алексей, еще до отцовской опалы, но после пострижения царицы Евдокии Лопухиной. Сюда же его доставили в январе 1718 года, и первое следствие с «расспросными речами» по его делу велось именно здесь, в знаменитом Преображенском приказе под началом князя Ф.И. Ромодановского. Преображенский приказ образовался из Преображенской потешной избы, ведавшей управлением потешными полками. После стрелецкого бунта 1698 года караул в Москве стали нести верные Преображенский и Семеновский полки, и более надежного, преданного Петру места, чем Преображенское, не было. Там и устроили Преображенский приказ, занимавшийся политическим сыском и предшествовавший Тайной канцелярии.

А что же было с храмом? Ведь после построения нового Преображенского дворца летний дворец Алексея Михайловича явно утратил свое значение, хотя и побыл какое-то время путевым. Следы первого дворцового Спасо-Преображенского храма потерялись в истории, но от него осталось имя царского села, которое в свою очередь дало имя Преображенскому полку. Его воины не могли оставаться без приходского храма. И тогда для военных людей поставили временный, опять полотняный храм на полковом дворе Преображенского полка и освятили по государевым именинам – во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Храм стоял на месте нынешней Преображенской площади. По преданию, сам Петр пожаловал ему образ Божией Матери «Знамение». Известно, что еще при жизни патриарха Адриана на Богоявление государь слушал в Преображенском службу, причем прямо в храме принял доклад посла Емельяна Украинцева и тут же утвердил ответ шведскому королю. Может быть, это и был Петропавловский храм.

После окончания Северной войны Петр не забыл Преображенское. В 1722 году вместо полотняной здесь появилась деревянная Петропавловская церковь. В том же году архитектор Иван Устинов начал строительство нового государева дворца, так как свой прежний дворец, ветхий и неказистый, император приказал сжечь. С этим строительством и связывают возведение деревянной церкви. Возможно, что уже в ней был освящен главный престол в честь Преображения Господня – в память о первой церкви, давшей название местности и славному лейб-гвардейскому полку. Хотя большинство историков считает, что этот престол появился немного позднее.

После смерти Петра дворец в Преображенском стал запустевать, и в начале XIX века был полностью разобран. Само Преображенское отчасти потеряло свое значение. Здесь наряду с военными стали жить гражданские лица, а славные полки давно были переведены в Петербург. Но история Преображенской церкви только начиналась.

Преображенский храм

Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич)

Деревянная Петропавловская церковь простояла в Преображенском до 1741 года, когда была закрыта и сожжена за ветхостью, а ее алтарь временно перенесли в съезжую избу Преображенской слободы. Это было не очень благочестиво, тем более при статусе Преображенского полка, а места в съезжей избе не хватало для прихожан. Жить без храма было затруднительно. И в 1747 году сержант Иван Третьяков приобрел в соседнем Семеновском здание старой деревянной церкви, доставил его в Преображенское и установил на площади на прежнем месте. В том же июле церковь была освящена, но освятили только престол во имя апостолов Петра и Павла. Лишь в 1750 году в ней освятили Преображенский престол: может быть, он был возобновлен, а может и устроен впервые, но такой престол настоятельно требовался в храме села Преображенского.
Однако и этот старый деревянный храм не соответствовал чести Преображенского. Вскоре прихожане решили построить себе каменную церковь и начали сбор пожертвований: с просьбой о его разрешении священники храма Петр Фадеев и Леонтий Васильев обратились в консисторию. Разрешение последовало, и, когда средства нашлись, была выдана «храмозданная грамота» с повелением выстроить каменную церковь рядом с деревянной и полностью сохранить церковную утварь. В 1765 году каменная церковь была заложена в четырех саженях от деревянной, и после ее освящения в 1768 году старую церковь разобрали, а на том месте водрузили памятный знак. Каменная церковь была простенькая, построенная «кораблем»: храм, колокольня и трапезная на одной оси с запада на восток.

Скромная церквушка вполне отвечала новому облику Преображенского. До XIX века она влачила достаточно жалкое существование, хотя гвардейцы Преображенского полка, бывая в Москве, первым делом посещали свой полковой храм, и всегда служили в нем молебны. Но это случалось эпизодически. В Преображенском стояли деревянные домишки бедняков, а главное, старообрядцев, которые в XVIII веке прочно обосновались на Преображенке (позднее Василий Суриков искал у них натурщицу для своей «Боярыни Морозовой»). Так что Преображенская церковь имела очень малочисленный и бедный приход. Лишь на престольный праздник, когда крестьяне из местных и подмосковных садов приносили сюда яблоки на освящение, здесь все оживало.

Однако эта церковь, одна из немногих в Москве, не только не сгорела в пожаре 1812 года, но и не прекращала ежедневные службы все то время, пока армия Наполеона находилась в городе: здесь возносили молитвы за русских воинов. Это явно было добрым знаком, ибо после Отечественной войны жизнь Преображенского изменилась в лучшую сторону. Здесь стали появляться многочисленные фабрики, купеческие лавки, магазины, возле которых селились православные. Прихожане стали богаче, и их материальный достаток сказался на положении Преображенской церкви. В 1830 году купец Котов, избранный церковным старостой, благоустроил храм и украсил ценными иконами. А в 1856 году к престольному празднику Преображенский полк преподнес храму икону Преображения Господня. В иконостасе же стояла та самая икона Божией Матери «Знамение», что была подарена Петром еще полотняному полковому храму.

23 мая 1883 года, в канун 200-летия Преображенского полка, храм посетили император Александр III и императрица Мария Федоровна, приехавшие в Москву на коронацию и освящение храма Христа Спасителя. После стольких лет забвения и прозябания Преображенка вновь удостоилась чести видеть у себя венценосных особ. В память об этом посещении на средства другого купца, Ф.Н. Котова, в храме был устроен второй придел – во имя благоверного князя Александра Невского, освященный в 1886 году.

Революция началась в Преображенском раньше, чем в остальной Москве. Утром 26 октября 1917 года на военную радиостанцию в Черкизове пришла радиограмма – воззвание В.И. Ленина «К гражданам России», сообщавшее о низложении Временного правительства и о переходе власти к Советам. Революция должна была принести Преображенскому храму неминуемую гибель, ибо в число памятников архитектуры он не входил. Так оно и случилось, но храм удивительно стойко боролся за жизнь, пережив с Москвой ее самые трагические времена. В 1922 году прихожане сумели отстоять свою церковь от разграбления и даже не позволили снять колокола. Она продолжала действовать в те годы, когда Преображенское и Черкизово вошли в Сталинский район, созданный в 1930 году и названный именем вождя с его личного согласия в ответ на «просьбу трудящихся». Причины этого согласия называют разные: то ли «отец народов» хотел быть поближе к простому народу, то ли хотел подчеркнуть преемственность своих «преобразований» петровским. Так или иначе, имя вождя обязывало, и район стали спешно благоустраивать, но храм не трогали. В нем обрели приют многие святыни из разрушенных церквей, в том числе икона Божией Матери «Целительница» из Алексеевского монастыря. После захвата обновленцами в 1920-е годы многих храмов Москвы и сноса Богоявленского собора в Дорогомилове Преображенская церковь стала кафедральным храмом московских митрополитов, где служил и митрополит Сергий (Страгородский), будущий Патриарх Московский и всея Руси. Во все дни Великой Отечественной войны Преображенская церковь была открыта круглосуточно.

Устоявшая в богоборческие 1920–1930-е годы, церковь на Преображенке нашла свой мученический конец в хрущевскую «оттепель». Ее уничтожение власти объясняли необходимостью именно через то место, где стоит храм, провести линию метрополитена. За этим формальным поводом скрывались иные причины: стремление закрыть приход, разобщить, разъединить людей, вскормленных митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем).

Встреча митрополита Николая (Ярушевича) с бойцами и командирами Красной Армии.

За дар пастырского слова владыку называли «Златоустом ХХ века». Его отличали глубокая вера, образованность и патриотизм. С февраля 1942 года владыка, тогда еще митрополит Киевский и Галицкий, по поручению патриаршего местоблюстителя управлял Московской епархией. Вместе с митрополитом Московским и Коломенским Сергием (Страгородским) и митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Симанским) он был в 1943 году приглашен в Кремль на встречу со Сталиным, в результате которой вновь стало возможным избрание патриарха, были открыты духовные учебные заведения, возвращены многие монастыри и храмы, освобождены из лагерей священнослужители. В 1944 году митрополит Николай был переведен на Крутицкую кафедру, и Преображенская церковь стала его кафедральным собором.
Проповеди архипастыря москвичи передавали из уст в уста, а Преображенский храм стал одним из центров помощи фронтовикам. Когда же в конце 1950-х годов вновь начались гонения на Православие, митрополит Николай произносил в этом храме горячие проповеди в защиту Церкви Христовой, словом своим давая отпор безбожию властей. Владыка Николай, возражая против закрытия сельских церквей, с амвона храма заявлял, что газета «Правда» пишет ложь и хулу на святую Церковь. Хрущев, ненавидевший митрополита Николая, добился отправки его на покой. В декабре 1961 года опальный митрополит скончался от пневмонии. Свидетели вспоминают, что по приказу Хрущева к нему в больницу не пускали священника.

Тем временем власти подбирались и к Преображенскому храму, ибо там было свито крепкое православное гнездо. Прихожане защищали свой храм всеми посильными способами: собирали подписи под прошениями Хрущеву, ходили на прием в высокие инстанции – в ЦК партии и в Моссовет, обещали встать живой стеной перед храмом, просили допустить верующих специалистов в комиссию, где они могли бы предложить рациональные способы укрепления грунта, что позволило бы избежать сноса церкви.

25 мая 1964 года патриарх Алексий I, предчувствуя неумолимость грядущих событий, а также понимавший истинную цель происходящего – уничтожение прихода, направил в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совмине СССР письмо с просьбой сохранить приход и взамен Преображенского храма предоставить иное церковное здание. Патриарх дипломатично предложил властям пойти на такой шаг во избежание провокационной шумихи, которая непременно последовала бы на Западе по поводу ущемления прав верующих в СССР. На Запад действительно просочилась кое-какая информация. За Преображенский храм, говорят, заступился даже знаменитый английский ученый престарелый лорд Бертран Рассел, автор «Истории западной философии», не скрывавший своего атеизма.

Все было бесполезно. Власть отвечала своими мерами – агиткампанией по пропаганде метро и традиционно – ложью. Незадолго до взрыва секретарь райкома заверял народ, что взрыва не будет: расходитесь, граждане! Петр Паламарчук, автор книги «Сорок сороков» утверждал, что это был единственный в хрущевскую эпоху снос действующего храма в Москве. От подобных акций москвичи уже успели отвыкнуть.

В воскресенье 5 июля 1964 года в Преображенском храме прошла последняя литургия. Следующим утром запершихся в церкви прихожан выкуривали дымовыми шашками, а народ пел акафисты, не слушая даже уговоры священника покинуть храм. В ночь на 11 июля, накануне престольного праздника Петра и Павла, церковь была взорвана вместе с колоколами. Взрывали по какой-то особенной технологии, чтобы не разлетались обломки. Очевидцы вспоминали, что «церковь как будто поднялась над землей – и рассыпалась». Люди в слезах брали себе кирпичики на память. Все святыни перенесли в Воскресенскую церковь в Сокольниках, где и теперь можно затеплить свечу перед чудотворной «Целительницей», а иконостас передали в Меншикову башню. Нового храма приходу не предоставили, приписав его к приходу той же Воскресенской церкви в Сокольниках.

Станцию метро устроили чуть подальше, а на месте снесенной церкви в лучших советских традициях разбили сквер. В наше время, когда встал вопрос о восстановлении Преображенского храма, «ценные зеленые насаждения» являются главным препятствием к его воссозданию – довольно цинично для современной Москвы, где деревья вырубаются ради автостоянок.

Идея восстановления Преображенской церкви появилась в 1996 году. Уже в 1999 году была зарегистрирована община Преображенской церкви, и на месте, где стоял храм, установили памятный крест, у которого в престольный праздник служат молебны. Отмечено: храм можно восстановить на прежнем месте, это вполне совместимо с местной линией метрополитена. Эта идея была поддержана патриархом Алексием II и главным архитектором Москвы Александром Кузьминым. Предлагали восстановить храм к 300-летию Петербурга, чтобы отметить его юбилей достойным делом в Москве, на родине основателя северной столицы. Не получилось, хотя чертежи и планы восстановления храма полностью разработаны.

Пока нет и разрешения на восстановление от префектуры Восточного административного округа. Сайт «Москва, которой нет» даже предложил свою акцию, чтобы каждый православный москвич отправил префекту ВАО Н.Н. Евтихиеву (107076 Москва, Преображенская площадь, 9) письмо с единственным вопросом: «Почему Вы лично против восстановления Преображенского храма?» Также этот сайт берет на себя обязательство в случае восстановления храма высадить взамен каждого утраченного в сквере дерева по пять молодых кедров, лиственниц или даурских сосен.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: