Новый Завет — ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА


Автор.

В тексте имя автора не упоминается. Это в общем-то и не удивительно, потому что по своей литературной форме Евангелия отличаются от посланий или писем. Так, каждое из своих посланий апостол Павел начинал с указания своего имени, как это принято было в древнем мире. Но что касается составителей четырех Евангелий, то ни один из них по имени себя не называет. И все-таки как авторы они не остались неизвестными. Ибо по ходу своей работы «раскрывали себя» в косвенной форме, либо имена их становились известными, донесенные до потомков преданиями.

Так называемые внутренние свидетельства того, кто именно написал четвертое Евангелие, составляют целую цепочку. 1) Слово «сие» (употребленное во втором случае — «и написал сие») в Иоан. 21:24 относится ко всему Евангелию, а не только к последней его главе. 2) «Сей ученик» в 21:24 относится к тому ученику, «которого любил Иисус» (21:7). 3) Из 21:7 становится ясно, что этот особенно любимый Иисусом ученик был из семи, перечисленных в 21:2 (Симон Петр, Фома, Нафанаил, двое сыновей Зеведеевых и двое, не названных по имени).

4) «Ученик, которого любил Иисус», возлежал на Последней вечере возле Господа, и это ему «сделал знак» Петр (13:23-24). 5) Он должен был входить в число двенадцати учеников, поскольку на Последней вечере были с Господом только они (Мар. 14:17; Лук. 22:14). 6) Из евангельских повествований следует, что Иоанн был в близких отношениях с Петром и вместе с ним входил в число трех особо приближенных Господом учеников (Иоан. 20:2-10; Мар. 5:37-38; 9:2-3; 14:33). Поскольку Иаков, брат Иоанна, был убит в 44 году по Р. Х. (Деян. 12:2), то быть автором этого Евангелия он не мог.

7) Выражение «другой ученик» в Иоан. 18:15-16, вероятно, относится к тому же самому ученику, «которого любил Иисус», поскольку оба эти выражения употреблены по отношению к одному и тому же лицу в 20:2. 8) Любимый ученик Иисуса стоял вблизи креста (19:26), и сказанное в 19:35, следуя всей этой «логической цепочке», относится к нему. 9) «Замыкая ее», сошлемся на слова автора четвертого Евангелия: «и мы видели славу Его» (1:14), которые мог сказать только очевидец происшедшего (сравните 1-Иоан. 1:1-4).

Итак, все эти факты, сведенные воедино, убедительно свидетельствуют в пользу того, что автором четвертого Евангелия был именно Иоанн, один из сыновей галилейского рыбака Зеведея.

Внешним свидетельством является утверждение церковной традиции, которая изначально объявила именно Иоанна, сына Зеведеева, автором четвертого Евангелия. Сошлемся на Поликрата, жившего в 69-155 гг. по Р. Х., который лично знал апостола Иоанна. Иреней (130-200 гг. по Р. Х.), епископ Лионский, свидетельствовал со слов Поликрата о том, что «Иоанн, ученик Господа, возлежавший у Его груди, составил Евангелие в дни своего жительства в Асии, в городе Ефесе» (книга «Против ересей»). Поликрат, Климент Александрийский, Тертуллиан и другие, более поздние отцы Церкви, поддерживали эту точку зрения. А Евсевий уточнял, что двое из апостолов — Матфей и Иоанн — написали Евангелия, носящие их имена («История Церкви»).

Евангелие от Иоанна

1

После этого ушел Иисус на ту сторону моря Галилейского, или Тивериадского.

2

И следовало за Ним много народа, потому что видели знамения, которые Он творил над больными.

3

Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими.

4

А была близко Пасха, праздник Иудейский.

5

Иисус, подняв глаза и увидев, что много народа идет к Нему, говорит Филиппу: где бы нам купить хлебов, чтобы они поели?

6

Говорил же Он это, испытывая его, ибо Сам знал, что будет делать.

7

Ответил Ему Филипп: на двести динариев не достать для них хлебов, чтобы каждый получил хотя бы немного.

8

Говорит Ему один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра:

9

есть тут мальчик, и у него пять хлебов ячменных и две рыбки. Но что это для такого множества?

10

Сказал Иисус: велите людям возлечь. Было на этом месте много травы. Итак возлегли: мужчины числом около пяти тысяч.

11

Взял хлебы и, воздав благодарение, раздал возлежащим; также и рыбок, сколько хотели.

12

Когда же они насытились, говорит Он ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало.

13

И собрали они и наполнили двенадцать коробов теми кусками от пяти хлебов ячменных, которые остались у евших.

14

Тогда люди, увидев знамение, сотворенное Им, стали говорить, что Он воистину тот пророк, который грядет в мир.

15

Сам же Иисус, узнав, что собираются придти и захватить Его, чтобы сделать царем, удалился снова на гору один.

16

Когда же настал вечер, спустились ученики Его к морю

17

и, сев в лодку, держали путь на ту сторону моря в Капернаум. И темнота уже наступила, и еще не приходил к ним Иисус.

18

И море, при сильном ветре, волновалось.

19

Итак, пройдя на веслах стадий около двадцати пяти или тридцати, видят они, что Иисус идет по морю и приближается к лодке, и испугались.

20

Он же говорит им: это Я, не бойтесь.

21

Хотели они взять Его в лодку, и тотчас лодка оказалась у земли, куда они плыли.

22

На другой день толпа, собравшаяся по ту сторону моря, увидела, что другой лодки, кроме одной, там не было, и что Иисус не входил в лодку вместе с учениками Своими, но ученики Его отправились одни.

23

Пришли другие лодки из Тивериады, близко к тому месту, где ели хлеб по благодарении Господнем.

24

Когда же увидела толпа, что ни Иисуса там нет, ни учеников Его, сами сели они в лодки и пришли в Капернаум, ища Иисуса.

25

И найдя Его по ту сторону моря, сказали Ему: Равви, когда Ты сюда прибыл?

26

Ответил им Иисус и сказал: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели знамения, а потому что поели хлебов и насытились.

27

Делайте себе не пищу тленную, но пищу, пребывающую в жизнь вечную, которую вам даст Сын Человеческий. Ибо Его запечатлел Отец Бог.

28

Тогда сказали они Ему: как нам поступать, чтобы делать дела Божии?

29

Ответил Иисус и сказал им: в том дело Божие, чтобы вы верили в Того, Кого послал Он.

30

Сказали Ему: какое же даешь Ты знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? Что Ты делаешь?

31

Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: «Хлеб с неба дал им есть».

32

Сказал же им Иисус: не Моисей дал вам хлеб с неба, но Отец Мой дает вам истинный хлеб с неба.

33

Ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с неба и дает жизнь миру.

34

Тогда сказали они Ему: Господи, давай нам всегда этот хлеб.

35

Сказал им Иисус: Я – хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.

36

Но Я сказал вам, что вы и видели Меня и не веруете.

37

Всё, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон,

38

потому что Я сошел с неба не для того, чтобы творить волю Мою, но волю Пославшего Меня.

39

А воля Пославшего Меня – в том, чтобы из всего, что Он дал Мне, Я не погубил ничего, но воскресил бы то в последний день.

40

Ибо воля Отца Моего – в том, чтобы каждый, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и воскрешу его Я в последний день.

41

Начали роптать на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я – хлеб, сошедший с неба,

42

и говорили: не Он ли Иисус, сын Иосифа, отца и мать Которого мы знаем? Как же Он теперь говорит: «Я сошел с неба»?

43

Ответил Иисус и сказал им: не ропщите между собою.

44

Никто не может придти ко Мне, если Отец, пославший Меня, не привлечет его, и Я воскрешу его в последний день.

45

Написано у Пророков: «И будут все научены Богом». Каждый, услышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне. –

46

Не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто от Бога: Тот видел Отца. –

47

Истинно, истинно говорю вам: тот, кто верует, имеет жизнь вечную.

48

Я – хлеб жизни.

49

Отцы ваши ели в пустыне манну и умерли.

50

Этот хлеб с неба сходит, чтобы человек от него вкусил и не умер.

51

Я хлеб живой, с неба сошедший: если кто вкусит от этого хлеба, жив будет вовек, и хлеб, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я дам за жизнь мира.

52

Тогда начали спорить между собой Иудеи, говоря: как может Он дать нам есть плоть?

53

Сказал им Иисус: истинно, истинно говорю вам: если вы не едите плоти Сына Человеческого и не пьете Его крови, не имеете жизни в себе.

54

Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.

55

Ибо плоть Моя есть истинная пища, и кровь Моя есть истинное питие.

56

Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает, и Я в нем.

57

Как послал Меня Живой Отец, и Я живу Отцом, – и ядущий Меня, он тоже будет жить Мною.

58

Этот хлеб с неба сошел: не так, как ели отцы и умерли. Ядущий этот хлеб жить будет вовек.

59

Это сказал Он в синагоге, уча в Капернауме.

60

Многие же слышавшие из учеников Его сказали: трудно это слово. Кто может его слушать?

61

Иисус, зная в Себе, что ропщут на это ученики Его, сказал им: это ли вас соблазняет?

62

Что же, если вы увидите, что Сын Человеческий восходит туда, где был прежде?

63

Дух животворит, плоть не приносит никакой пользы. Слова, которые Я сказал вам, это дух, и это жизнь.

64

Но есть между вами такие, которые не веруют. Ибо знал с самого начала Иисус, кто неверующие, и кто предаст Его.

65

И говорил Он: поэтому Я сказал вам, что никто не может придти ко Мне, если не будет дано ему от Отца.

66

С этого времени многие из учеников Его отстали и больше с Ним не ходили.

67

Тогда сказал Иисус Двенадцати: не хотите ли и вы уйти?

68

Ответил Ему Симон Петр: Господи, к кому мы пойдем? Ты имеешь слова жизни вечной,

69

и мы уверовали и познали, что Ты – Христос, Святой Божий.

70

Ответил им Иисус: не Я ли вас, двенадцать, избрал? И один из вас – диавол.

71

А говорил Он об Иуде, сыне Симона Искариота. Ибо ему, одному из Двенадцати, предстояло предать Его.

Место и время написания.

Предание определенно говорит о том, что апостол Иоанн на протяжении многих лет трудился в Ефесской церкви, основанной апостолом Павлом. Подтверждение этому находим и в Откр. 1:9-11. Будучи в ссылке на острове Патмосе, расположенном у берегов Малой Азии, он написал послания семи церквам в провинции Асии, и первое из них адресовалось Ефесской церкви. Так что вполне вероятно, что именно в Ефесе было им написано «четвертое» Евангелие.

А произошло это, по всей видимости, между 85 и 95 годами. Евангелие от Иоанна было известно уже ранней Церкви как «четвертое», и отцы ее считали, что оно написано было Иоанном, достигшим весьма преклонного возраста. Косвенное подтверждение последнему аргументу находим в Иоан. 21:18 и 23, где говорится о «состарившемся» Петре, и содержится намек на то, что Иоанн переживет его.

Библия Онлайн

1Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой—виноградарь.

2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.

3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.

4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.

5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.

6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают.

7 Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.

8 Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.

9 Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.

10 Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.

11 Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.

12 Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.

13 Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

14 Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.

15 Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.

16 Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.

17 Сие заповедаю вам, да любите друг друга.

18 Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел.

19 Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир.

20 Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше.

21 Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня.

22 Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем.

23 Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего.

24 Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня и Отца Моего.

25 Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно.

26 Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне;

27 а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.

Цель написания.

Сформулированная в 20:31, она состояла в том, чтобы донести «знамения», явленные Христом, до читателей Евангелия — с тем, чтобы они уверовали в Него. Несомненно, были у автора и другие цели. Так, одни считают, что Иоанн выступил здесь против синагогального иудаизма, другие — что против гностиков или против последователей Иоанна Крестителя.

Полагают, что это Евангелие было написано с целью дополнить другие три. Так или иначе, несомненно, что при написании этой книги апостол Иоанн ставил перед собой откровенно евангелизационную задачу (так же, впрочем, как и другие евангелисты); и на протяжении всей своей истории Церковь широко пользовалась книгой апостола Иоанна именно с этой целью.

Отличие этого Евангелия от других трех Евангелий.

Отличие это явно бросается в глаза при сравнении всех четырех Евангелий. К примеру, Иоанн ничего не говорит о родословной Иисуса, о Его рождении, крещении, искушении в пустыне, ни об изгнании Им демонов; оно не включает ни притчи, ни сцену Его преображения, не упоминает об учреждении Им Вечери Господней, а также умалчивает о Его агонии в Гефсиманском саду и о Его вознесении.

Повествование Иоанна сосредоточено на служении Иисуса в Иерусалиме, на иудейских народных празднествах, на контактах и беседах Господа с теми или иными людьми (например, главы 3-4; 18:28 — 19:16) и на Его общении с Его учениками и служении им (главы 13-17). Значительную часть этого Евангелия составляет то, что может быть названо «Книгой знамений» (1:19 — 12:50), которая включает рассказы о семи чудесах, совершенных Иисусом во свидетельство о том, что Он есть Мессия, Сын Божий. В эту же «книгу» входят Его замечательные беседы, в которых Он объясняет смысл и значение сотворенных Им чудес. Так, после насыщения 5000 человек (6:1-15) Иисус говорит о Себе как о «хлебе жизни», который дается миру Отцом Небесным (6:25-35).

Другой отличительной особенностью четвертого Евангелия являются семь «Я есмь» Иисуса (6:35; 8:12; 10:7,9,11,14; 11:25; 14:6; 15:1,5). Все эти особенности нужно постоянно иметь в виду при изучении Евангелия от Иоанна.

Ни одно из Евангелий не было задумано просто как биографическое повествование. Каждый евангелист из множества имевшегося у него материала выбирал то, что соответствовало поставленной им цели. Подсчитано, что прочтение вслух всех слов, сказанных Иисусом и записанных Матфеем, Марком и Лукою, заняло бы всего три часа. Совсем немного, если учесть, что служение Иисуса продолжалось около трех лет! Каждый евангелист описывая те или иные чудеса, совершенные Христом, и приводя притчи, сказанные Им, другие опускает.

В фокусе же каждого Евангелия — Благовестие о смерти и воскресении Иисуса Христа. Любое из них можно было бы назвать «Повествование о страданиях Господа, с попутными объяснениями», так как в центре каждого — смерть Христа (например, Мар. 11-16), а, помимо нее, — столько «дополнительной» информации, сколько требуется (к примеру, Мар. 1-10) для пояснения сути и характера Того, Кто приходил послужить людям и умереть за них.

Семь «знамений» Иисуса в Евангелии от Иоанна:

1. Превращение воды в вино в Кане (2:1-11) 2. Исцеление сына царедворца в Капернауме (4:46-54) 3. Исцеление расслабленного при купальне Вифезда в Иерусалиме (5:1-18) 4. Насыщение 5000 человек вблизи Галилейского моря (6:5-14) 5. Хождение по воде на море Галилейском (6:16-21) 6. Исцеление слепого в Иерусалиме (9:1-7) 7. Воскрешение Лазаря в Вифании (11:1-45)

Семь «Я есмь» в Евангелии от Иоанна:

1. «Я есмь хлеб жизни» (6:35) 2. «Я есмь свет миру» (8:12) 3. «Я есмь дверь овцам» (10:7 сравните со стихом 9) 4. «Я есмь Пастырь Добрый» (10:11,14) 5. «Я есмь воскресение и жизнь» (11:25) 6. «Я есмь путь и истина и жизнь» (14:6) 7. «Я есмь истинная виноградная Лоза» (15:1 сравните со стихом 5)

Иоанн, сын Зеведея, был сотрудником Петра в Иерусалиме в первые годы после основания там церкви (Деян. 3:1 — 4:23; 8:14; 12:1-2). В дальнейшем Павел писал об Иоанне как об одном из «почитаемых столпами» Иерусалимской церкви (Гал. 2:9). Церковь эту возглавляли апостолы, но особую роль в руководстве ею играли Иаков, брат Иисуса Христа, Петр и Иоанн (Деян. 3:1; 4:3-21; 8:14-24; 15:7-11,13-21). В первые годы существования Иерусалимской церкви была заложена основа апостольского учения и проповеди.

После того, как к церкви присоединилось множество людей, члены ее «постоянно пребывали в учении Апостолов» — читаем мы в Деян. 2:42. Позднее число уверовавших во Христа возросло до 5000 человек (Деян. 4:4). Возникла необходимость в создании цельной богословской системы. В основу этой системы легло осуществление в Иисусе Христе мессианских ветхозаветных пророчеств. Преимущественное значение придавалось изучению Его «устной Торы», т. е. высказанных Им повелений (Матф. 28:20),

Согласно церковному преданию Евангелие от Марка было написано на основании проповедей Петра. Представляется, что в пользу этого свидетельствует и сказанное в Деян. 10:36-43;. Если исходить из этого, то напрашивается заключение, что Иоанну, много лет сотрудничавшему с Петром, хорошо был знаком этот подход к Христовой истине и принципы ее изложения.

После многолетнего пребывания в Иерусалиме (пожалуй, он провел там лет 20) апостол Иоанн переселился в малоазиатский город Ефес. Там, руководимый Духом Святым в процессе написания Евангелия, Иоанн значительно дополнил апостольское учение, разработанное ранее в Иерусалиме. Так, образ Иисуса Христа воссоздается Иоанном на основании наблюдений и фактов, 93% которых в синоптических Евангелиях не содержатся. Но, по словам Иоанна, даже и его «вклад» составил лишь малую часть того, что можно было бы сказать (Иоан. 20:3-31; 21:25). (Больше о том, как соотносятся между собой четыре Евангелия сказано во вступлениях к комментариям на Евангелие от Матфея и Евангелие от Марка.)

к содержаниювперед >>в конец >|

2. ПРОЛОГ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ИОАННА — СИНТЕЗ ВЕРОУЧЕНИЯ АПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ

1. В предыдущей катехизической беседе, основываясь на синоптических Евангелиях, мы проследили, как через Откровение Отца в сознании учеников и слушателей Христа, прежде всего апостолов, формировалась вера в Иисуса Христа — Сына Божия. В том, что Иисус является Сыном Божиим в прямом, а не только в переносном значении слова, убеждает в первую очередь свидетельство Самого Отца. Посредством теофаний во время Крещения в Иордане, а затем — Преображения на горе Фавор Отец «являет» во Христе Сына Своего («Мой Сын»). В то же время Богооткровенная истина об Иисусе — Сыне Божием благодаря Отцу входит в умы и сердца апостолов, о чем свидетельствуют слова Иисуса, обращенные к Петру: «Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» (Мф 16, 17).

2. В свете веры во Христа — Сына Божия, которая, несомненно, значительно возросла после Его Воскресения, следует прочесть все Евангелие от Иоанна, особенно — Пролог (Ин 1, 1-18). Он представляет собой особый синтез вероучения апостольской Церкви, то есть того первого поколения учеников, которое общалось со Христом как непосредственно, так и через апостолов, благовествовавших о том, что сами увидели и услышали и в чем они видели осуществление всего, что было сказано о Нем в Ветхом Завете. Апостолы проповедовали то, что уже прежде было дано в Откровении, но оставалось как бы прикрытым завесой, а теперь, в свете деяний Иисуса и особенно после пасхальных событий, обретало конкретность, становилось ясным и понятным.

Таким образом, Евангелие от Иоанна (которое было написано позднее других Евангелий) является в какой-то мере наиболее полным свидетельством о Христе как о Сыне Божием — Сыне, «Единосущном Отцу». Святой Дух, обетование о Котором Иисус дал апостолам и Который должен был «научить их всему» (ср.: Ин 14, 26), позволяет евангелисту «истинно проницать глубины Божий» (ср.: 1 Кор 2, 10), что находит выражение во вдохновенном тексте Пролога.

3. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин 1, 1-3). «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» (Ин 1, 14). «В мире был [Свет], и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин 1, 10-13). «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, Сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин 1, 18).

4. Несомненно, Пролог Иоанна является основным текстом, в котором истина о Христе — Сыне Божием получает полное выражение. «Став плотию», то есть человеком, Он одновременно является предвечным Словом, то есть Единородным Сыном — Богом, «Сущим в недре Отчем». Итак, Сын, «Единосущный Отцу», является «Богом от Бога». Он получает от Отца полноту славы как «Слово, чрез Которое все начало быть». Поэтому все, что сотворено, обязано Ему своим «началом», о котором повествует Книга Бытия (ср.: 1, 1): это начало дела творения. Тот же Предвечный Сын, приходя в мир как «Слово, Которое стало плотию», приносит человечеству полноту «благодати и истины». Он приносит полноту истины, так как возвещает о Боге истинном, Которого «никто никогда не видел». Он приносит и полноту благодати, так как всем, кто примет Его, дает силу заново рождаться от Бога, дабы становились они чадами Божиими. К сожалению, утверждает евангелист, «мир Его не познал», и хотя Он «пришел к своим», многие «Его не приняли».

5. Истина, выраженная в Прологе Евангелия от Иоанна, — это та же истина, которую мы встречаем в других книгах Нового Завета. Так, например, в Послании к Евреям мы читаем, что Бог «в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей [Сын], будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную [престола] величия на высоте» (Евр 1, 2-3).

6. В Прологе Евангелия от Иоанна (а в какой-то степени и в Послании к Евреям), посредством сопоставлений с библейскими текстами, выражена мысль о том, что в Иисусе Христе исполняются все предсказания Ветхого Завета, начиная с Книги Бытия, Закона Моисея (ср.: Ин 1, 17) и текстов пророков вплоть до Книг Премудрости. Итак, «Слово» (Которое «было в начале у Бога») — это древнееврейское dabar.

И хотя в греческом языке этому понятию соответствует термин
logos,
все же по происхождению оно является ветхозаветным. В Ветхом Завете это понятие имеет одновременно два измерения: сначала это
hochma,
то есть мудрость как «замысел» Бога по отношению к Своему творению, а затем исполнение того, что выражено словом
dabar (logos’).
Применение слова
logos,
принятого в древнегреческой философии, в свое время облегчило постижение христианских истин для тех, чье мышление было сформировано под влиянием этой философии.

7. Останавливаясь на ветхозаветных текстах, а точнее на тексте пророка Исайи, мы читаем: «Слово Мое [dabar],

которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис 55, 11). Итак, библейское «слово»
dabar
является не только «словом», но и «осуществлением» (деянием). Можно сказать, что уже в Книгах Ветхого Завета появляется некая персонификация «Слова»
(dabar,logos),
а также «Премудрости»
(sofla)
.

В Книге Премудрости Соломона мы читаем: «Она таинница ума Божия и избирательница дел Его» (Прем 8, 4), а в другом месте: «С Тобою премудрость, которая знает дела Твои, и присуща была; когда Ты творил мир, и ведает, что угодно пред очами Твоими и что право (…). Ниспошли ее от святых небес, и от престола славы Твоей ниспошли ее, чтобы она споспешествовала мне в трудах моих, и чтобы я знал, что благоугодно пред Тобою» (Прем 9, 9-10).

8. Здесь, как нам кажется, мы очень близко подходим к первым словам Пролога Евангелия от Иоанна. Еще больше нас приближают к нему следующие стихи из Книги Премудрости: «ибо, когда все окружало тихое безмолвие, и ночь в своем течении достигла средины, сошло с небес от царственных престолов на средину погибельной земли всемогущее слово Твое, как грозный воин» (Прем 18, 14-15). Однако это «Слово» из Книг Премудрости, та Премудрость, которая от начала была с Богом, сама существует в соотнесении с миром сотворенным, которым руководит и управляет (ср.: Притч 8, 22-27). «Слово» в Евангелии от Иоанна не только «в начале у Бога», но и открывается как полностью обращенное к Богу (pros
tonTheon),
и Оно Само есть Бог! «И Слово было Бог». Это «Единородный Сын, сущий в недре Отчем», то есть Бог-Сын. Он является персонификацией чистого понятия Бога, «сиянием славы Его» (ср.: Евр 1, 3), «Единосущным Отцу».

9. Именно этот Сын — Слово, ставшее плотью, — является Тем, о Котором свидетельствует Иоанн на берегах Иордана. Об Иоанне Крестителе мы читаем в Прологе: «Был человек, посланный от Бога: имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него» (Ин 1, 6-7). И этим светом является Христос как Слово. В Прологе мы читаем: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин 1, 4). Это был «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин 1, 9). Свет, который «во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин 1, 5).

Итак, согласно Прологу Евангелия от Иоанна, Иисус Христос является Богом — Единородным Сыном Бога Отца. Он является Словом. Сын приходит в мир как Источник жизни и святости. Это воистину центральный и решающий момент христианского вероучения: «Слово, Которое стало плотию и обитало с нами».

03. 06. 1987

к содержаниювперед >>в конец >|

Структура и тема.

Ключевым словом в Евангелии от Иоанна является «верить» (пистеуо), встречающееся в греческом тексте 98 раз (а вот соответствующее ему существительное «вера» (пистис) в оригинальном тексте не находим). Формы употребления упомянутого греческого глагола, по-видимому, говорят о том, что Иоанн хотел подчеркнуть непреходящность и жизненность активной веры в Иисуса Христа. Книгу можно разделить на следующие основные части: Пролог (1:1-18); «Книга знамений» (1:19 — 12:50); Прощальные наставления (главы 13-17); Страдание, смерть и воскресение Иисуса Христа (главы 18-20); Эпилог (глава 21).

Пролог соответствует здесь вступлению богословского характера, из которого читатели понимают, что слова и дела Иисуса — это слова и дела Бога, пришедшего во плоти. В «Книге знамений» описаны семь чудес, свидетельствующих о том, что слава Отца действует в Сыне. Последовательно описывая чудеса и излагая сопутствовавшие им беседы, Иоанн показывает, как прогрессировали в вере своей верующие и еще более ожесточались неверующие. К концу служения Иисуса — как отклик на него — возобладало неразумное неверие со стороны иудеев (12:37).

Целью прощальных наставлений Господа было подготовить Своих последователей к Его надвигавшейся смерти и к предстоявшему им служению.

Неверие иудеев достигает своей кульминации в «пасхальном разделе» Евангелия, а вера учеников утверждается в той его части, где описаны события, имевшие место после воскресения Христа. В эпилоге изложен план Господа, предусмотренный для Его учеников.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: