Великий раскол: разделение христианской Церкви на Западную и Восточную

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 118.

4.1

Средняя оценка: 4.1

Всего получено оценок: 118.

Разделение христианской церкви на католическую и православную вошло в историю как “великая схизма”. Это событие произошло в 1054 году. С тех пор в христианстве существует два направления, восточное (патриархи) и западное (Папа Римский).

Что такое раскол

Под расколом понимается нечто большее, чем ссора между отдельными верующими внутри одной конфессии. Речь идёт о прекращении молитвенного и евхаристического общения Поместных Церквей. Причинами его могут являться догматические несостыковки, стремление к большей политической власти, личные амбиции, серьёзные обрядовые и культурные различия, как и разлад между руководителями Церквей.

История Церкви знает несколько примеров настолько серьёзных расколов, что они приводили к разрушению единства между христианами на долгие столетия.

В каком году произошел Великий раскол

Самый известный в мировой истории церковный раскол датируется 1054 годом.

раскол христианской Церкви

Предвестники раскола христианской Церкви

Разъединение христианства на Западное и Восточное стало вопросом почти предрешённым. Слишком тесно оно переплелось с римскими госструктурами.

После образования двух равновесных политических центров сохранить единство Римской империи было крайне сложно. Ситуация усугубилась после того, как в 476 г. Рим пал под натиском варварских племён.

Владыки Восточной части государства считали себя наследниками Вечного города не только в политическом, но и в духовном плане. Константинополь стали называть Вторым Римом — новой столицей всемирного христианства.

Апостолы Петр и Павел

Собор святого Петра в Риме сегодня

Однако римские иерархи и не думали отказываться от первенства за влияние в Церкви. Они считали папу, главу всех католиков, преемником Петра — ученика Иисуса, проповедовавшего Евангелие и встретившего мученическую смерть в этом городе. Отсюда следовало, что именно духовенство Рима должно иметь самый высокий статус среди всех пастырей всемирного христианского собрания.

Трагичное развитие идеи первенства папы становится необратимым с того самого момента, когда начинает претендовать на место обязательных догматов веры. Так появляется ересь папства. С помощью такого «догмата» папство практически всецело извращает правду, открывшуюся нам во Христе. Особенно этот догмат бьет по Церкви. Ведь так упраздняется ее прямая связь как «тела» с ее головой, т.е. Иисусом Христом, один епископ (папа) хочет встать во главе тела, во главе всего. Таким образом, не только Собор и все епископы, но и сама Церковь становятся органом папы, т.к. без него она перестает быть истинной, она не может спасти человека.

Профессор Фарандос

До определённого времени претензий пап на господствующее положение в Церкви Константинополь как будто не замечал. Но это стремление к верховной власти запустило часовой механизм бомбы замедленного действия, которая однажды взорвалась, разрушив единство верующих.

Раскол христианской Церкви

Собор Святой Софии построен императором Юстинианом I в Константинополе (ныне Стамбул) в 532-537 годах на месте сгоревших христианских храмов, возведенных в IV и V веках при императорах Константине I и Феодосии II. Был крупнейшим христианским храмом в мире до 1626 года — даты окончания строительства собора Святого Петра в Риме. Официальное название на сегодня — Большая мечеть Айя-София.

Результаты и последствия

софийский собор

В июле 1054 г. представители Римской церкви прошли в алтарь Софийского собора и начали обличать священного патриарха Михаила в неправедности прямо во время его богослужения. А после заявили о том, что восточный патриарх отлучается от церкви вместе со своими приверженцами, обвинив того, по ходу, еще и в ереси.

Патриарх онемел от изумления. Присутствовавший при этом народ тоже не сразу оправился от потрясения, но, придя в себя, поддержал своего владыку. Поднялись сильные волнения, и представителям Рима пришлось срочно покинуть Константинополь.

В свою очередь, Керулларий также вскоре созвал свой Собор, где предал анафеме папских сторонников. Так произошла Великая схизма.

Вот уж воистину: Запад есть Запад — Восток есть Восток: им вместе не быть никогда.

Соответственно, восточные патриархаты остались с Византией, западные с Римом. С тех пор церковь восточная стала именоваться православной, западная — католической.

Причины церковного раскола

К середине XI века греческая и латинская Церкви накопили друг к другу немало сложных вопросов и разномыслий. Причинами раздробленности стали:

  1. Споры о статусе папы римского. Кем его считать: главой христианских церквей всего мира или первым среди равных друг другу епископов?
  2. Несогласие по вопросу филиокве — католическому аспекту учения о Троице, согласно которому Святой Дух исходит не от одного Бога-Отца, но и от Сына. Христианские богословы издревле считали, что Святой Дух может исходить только от Отца. Этот догмат утвержден Вселенским Собором ещё в то время, когда Церковь была единой.
  3. Коронация папой римским императора Нового Рима Карла Великого, что говорило о чрезвычайных политических амбициях латинской Церкви.
  4. В латинской церкви для совершения Евхаристии можно было применять пресный хлеб, в то время как в греческой использовали хлеб, испечённый на закваске.
  5. Различное отношение к браку священнослужителей. Греческим пастырям разрешалось жениться, в то время как латинские были обязаны сохранять целибат.
  6. Западные христиане еженедельно постились в день субботний, а восточные — нет.

Интересный факт

64-е правило св. апостолов гласит: «Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единыя только (Великой Субботы), да будет извержен». Шестой Вселенский Собор 55-м правилом постановил, чтобы и в римской Церкви (т. е. у будущих католиков) исполнялось 64-е правило св. апостолов, воспрещающее пост в субботу. «Узнав Святый Собор, — пишет толковник соборных правил, — что в римском граде преступают 64-е правило святых апостолов, которое повелевает кроме Великой Субботы в иныя субботы не поститься, повелел и в римской Церкви неподвижно таковому апостольскому правилу быти».

Первый раскол — Новацианский

Новацианством называется общество раскольников III–VII веков. Его лидером стал Новациан. Он воспротивился римскому епископу Корнилию и карфагенскому епископу Киприану, принимавших обратно в лоно Церкви тех, кто отрекался от Христа во времена страшных гонений, но затем раскаивался.

Новациане были уверены, что Церковь должна состоять только из святых людей. Поэтому все, кто пал духовно и нравственно и совершил смертный грех, должны изгоняться из христианского собрания без права на возвращение. Раскольники формально отделились от Церкви Рима. Их позиция привела к первому расколу в церковной истории.

Акакианская схизма

Данный раскол случился в 484 году и оставался в силе 35 лет. Его участниками стали Церкви Рима и Константинополя.

После того как закончился IV Вселенский собор в Халкидоне, началась длительная смута. Монахи, бывшие монофизитами, изгоняли из Александрии, Иерусалима и Антиохии епископов, принявших решения собора, проходившего в Халкидоне. Император Зенон и глава константинопольской Церкви Акакий прилагали усилия к сохранению единства верующих и согласия в государстве. Они пытались примирить монофизитов с Церковью.

Но папа Феликс II воспротивился их решению и обратился к Акакию с требованием явиться на заседание собора в Риме и объясниться по поводу документа, который он совместно с императором рассылал по собраниям.

Акакий отказался и даже попытался подкупить посланников папы, поэтому в 484 году Феликс II отлучил патриарха от Церкви. Тот не остался в долгу и отлучил папу. В 519 г. их решения отменили 52-й Римский Папа Гормизд и патриарх Константинопольский Иоанн II.

Предыстория Великой схизмы

разногласия

Так, 35 лет длилась так называемая Акакианская схизма (484-519 гг), возникшая по причине религиозных разночтений Энотикона, особого вероисповедального послания, которое византийский император Зенон направил верующим с призывом объединиться и перестать конфликтовать. Однако, некоторые лица мыслили несогласно с упомянутыми в Энотиконе отцами…

Далее, с 863 до 867-го года длилась следующая, Фотиева схизма между Римским папством и патриархией Константинополя, возникшая вследствие неоднозначной трактовки законности вступления на престол патриарха Фотия…

А когда из всеми гонимой секты христианская церковь стала превращаться в богатую и процветающую религиозную систему, разногласия между ее прихожанами не только не сошли на нет, а лишь многократно умножились.

Свидетели великого раскола 1054 года

В 1054 году папа Лев IX решил улучшить отношения с Константинополем, патриарх которого Михаил Кируларий активно противился усилиям западных христиан подчинить Восточную Церковь западной теократии. За год до этого в столице Византийской империи были закрыты все церковные здания, где богослужение совершалось по католическому образцу.

Раскол христианской Церкви

Главенство над папским посольством было поручено кардиналу Гумберту Силва-Кандидскому. Прибыв в Константинополь, он уговаривал императора Константина Мономаха низложить патриарха, с которым даже не соизволил поговорить. Император отказался удовлетворить прошение кардинала, но тот всё равно — прямо на богослужении — вручил патриарху папскую грамоту о его отлучении.

Раскол христианской Церкви

Михаил ответил созывом собора, на котором трёх папских легатов предали анафеме. Так и случилось то раздробление, что названо Великой Схизмой. К сожалению, он до конца не преодолён до сих пор.

Интересный факт

Древние греки использовали слово «схизма» для операции по раскалыванию грецкого ореха.

Папские амбиции и последний повод для раскола

папские амбиции

Итак, возвращаясь к началу нашего повествования, напомню, что окончательным этим поводом стал конфликт между первосвященниками: Римским, папой Львом Девятым и Византийским: патриархом Константинополя Михаилом Керулларием.

Папа настаивал на том, что Римская кафедра первостепенна и ее следует безропотно почитать как мать. Однако, Михаил так не считал, полагая, что кафедра Константинополя имеет отнюдь не меньшее значение. С этого всё и началось. А точнее, — этим всё и закончилось.

По весне 1054г. кардинал Гумберт, прибывший в качестве посла в Константинополь из Рима, не смог справиться с возложенной на него миссией. (А в нее как раз одним из пунктов входило примирение с Михаилом).

Его необузданный нрав и некоторая, как свидетельствуют от этом источники, наглость привели к тому, что высокие особы рассорились окончательно.

Раскол внутри католической церкви

Начало Реформации — католического раскола — датируется 31 октября 1517 г, когда Мартин Лютер выразил протест против индульгенций. Он всего лишь требовал изменений, возвращения христианского учения к апостольской версии, а в итоге появилась новая религия.

История христианства

Мартин Лютер на Вормсском рейхстаге

Зародившись в Германии, протестантизм «заразил» другие королевства. Так было уничтожено религиозное единство Европы.

Римская Церковь не устраивала реформаторов по ряду причин :

  • она не признавала национальную независимость западноевропейских государств;
  • провозглашала власть папы выше королевской;
  • торговала индульгенциями и церковными должностями, требовала десятину;
  • не пресекала нехристианское поведение духовенства.

Радикальные перемены сопровождались религиозными войнами и крестьянскими восстаниями. Завершилась Реформация подписанием Вестфальского мира в 1648 г.

С 1378 по 1417 г. у католиков было сразу несколько пап: сначала двое, а в 1409 г. их стало четверо. Всех их заменили Мартином V на Вселенском соборе 1414–1418 гг. На этом раскол почти закончился.

Христианские конфессии. Схема

Арианство — ересь варваров

Теологические споры, быстро становившиеся политическими проблемами, начались ещё в эпоху относительной стабильности Римской империи. Религиозные проблемы тесно переплетались с политической ситуацией. Такими кризисами стали расколы, связанные с появлением течений арианства и донатизма.

Одно из первых было связано с именем александрийского клирика Ария, проповедовавшего в 4-м веке в Александрии. Он попробовал внести ясность в довольно размытый догмат о Троице, привнеся в него некоторую иерархичность — например, он утверждал, что поскольку Иисус Христос был сыном божьим, то есть его творением, то он не может считаться равным своему отцу. Это приводило к сомнению в божественном материнстве Марии и постулате о спасении, что серьёзно било по основе религиозной системы.

Император Константин, провозгласивший христианство в качестве официальной имперской религии, резонно опасался таких идей. В 325 году он созвал Никейский церковный собор, на котором, помимо принятия символов веры, существующих поныне, учение Ариана подверглось осуждению, а его теологические труды были сожжены. «Я считаю, — говорил Константин. — страшнее любой войны и ужасной битвы внутренний раздор в собрании бога». Тем не менее влияние арианства было настолько сильным, что император пересмотрел своё решение и вскоре вернул из ссылки осуждённых клириков. В 341 году на Антиохийском соборе это течение фактически стало доминирующим в христианстве. Однако уже в эпоху правления Феодосия I арианство было окончательно осуждено на официальном уровне. Несмотря на это, оно широко распространилось среди варварских народов, проживавших на границах империи, а первые варварские королевства, образовавшиеся после крушения Западной Римской империи, долгое время исповедовали именно арианский вариант христианства.

Мозаика арианского баптистерия в Равенне.

Первый крестовый поход

Поход начался в 1096 г. На Клермонском соборе папа Урбан III призвал верующих к освобождению христианских территорий, занятых мусульманами. В основном в походе приняли участие бедняки, возглавляемые Петром Амьенским. В 1096 году они прибыли в Константинополь и, не дожидаясь рыцарей, пошли в Малую Азию, где были разбиты турецкими войсками.

В следующем году в поход отправилось более 300 000 рыцарей-крестоносцев. Они взяли крепость города Никея, Антиохию. В 1099 году был взят Иерусалим. На завоёванных землях европейцы основали новые государства, для защиты которых были созданы рыцарские ордена.

Преодоление раскола

Преодолеть Церковный раскол между православными и католиками пытались не раз:

  1. В 1274 г. христиане заключили унию под руководством папы Григория. Православные отдали главенство ему и его будущим преемникам, а также согласились с большей частью католических догматов. Однако уже в 1285 г. этот союз был осуждён.
  2. Сходная уния была заключена в 1438 г. на соборе, созванном папой Евгением IV. Греческое церковное руководство и её осудило.

Русская Православная Церковь тоже прилагала усилия для устранения раскола среди христиан как в нашей стране, так и на международном уровне. На данный момент разделение между старообрядцами и РПЦ исцеляется усилиями обеих сторон. В отношениях с католиками руководство православия стоит на позиции уважения.

Церковное положение отделившихся не поддается однозначному определению. В разделенном христианском мире есть некоторые признаки, его объединяющие: это Слово Божие, вера во Христа как Бога и Спасителя пришедшего во плоти (1 Ин. 1, 1–2; 4, 2, 9), и искреннее благочестие.

Существование различных чиноприемов (через Крещение, через Миропомазание, через Покаяние) показывает, что Православная Церковь подходит к инославным конфессиям дифференцированно. Критерием является степень сохранности веры и строя Церкви и норм духовной христианской жизни. Но, устанавливая различные чиноприемы, Православная Церковь не выносит суда о мере сохранности или поврежденности благодатной жизни в инославии, считая это тайной Промысла и суда Божия.

Решение Юбилейного Архиерейского Собора 2000 г.

Донатисты — североафриканские фанатики

Ещё до официальной христианизации Римской империи церковь пережила серьёзный раскол, названный донатистским по имени нумидийского епископа Доната. Причиной размолвки североафриканских церковников и римских клириков стало поведение некоторых священнослужителей во время гонений на верующих в эпоху правления Диоклетиана. Донатисты осуждали своих коллег за то, что те ради сохранения своих жизней шли на сотрудничество с властями. Для них мученичество стало главной добродетелью христианина, а таинства, исходя из этого, могли совершаться только тем человеком, который принадлежит церкви. Сам же критерий принадлежности исходил из праведности.

«Последняя молитва христианских мучеников». Жан-Леон Жером.

Константин пытался вразумить донатистов, которые не хотели идти на контакт с официальной церковью. Эти попытки каждый раз проваливались, поэтому в 321 году специальным эдиктом император даровал отступникам свободу веры и отправления таинств. Однако уже при преемнике Константина, Константе, гонения возобновились, на что донатисты ответили восстанием: вместе с недовольными крестьянами и беглыми рабами они грабили и убивали «нечестивых» и изо всех сил стремились стать мучениками и перенести мучения за свою веру. Подавление этого выступления на некоторое время остудило пыл фанатиков, а при Юлиане Отступнике они вновь стали пользоваться свободой вероисповедания.

Юлиан Отступник.

В конце 4-го века донатисты активно участвовали в различных восстаниях против Рима, без них не обходился ни один значимый гражданский раскол. Однако за время своего существования движение разбилось на мелкие группы, зачастую остро соперничавшие друг с другом. Окончательно донатисты были разгромлены на Карфагенском соборе в 411 году, где против них выступил гиппонский епископ Августин, вскоре вошедший в историю как Августин Блаженный. Богословский спор с отступниками завершился в его пользу и убедил императора Гонория в продолжении преследования секты. Тем не менее многие из донатистов после этого продержались ещё несколько веков, пока Северная Африка не была завоёвана арабами. А в истории церкви название этого движения появлялось уже в полемической литературе эпохи Реформации — так противники учений Лютера и Кальвина «обзывали» своих оппонентов в бесконечных теологических диспутах.

Взаимные анафемы и снятие их

К сожалению, разрыв между православным миром и католическим растянулся не на десятки лет, а на целые столетия. Он не преодолён до сих пор. В 1964 году патриарх Афинагор, предстоятель Константинопольской Православной Церкви, встретился с главой католиков Павлом VI.

Православие

7 декабря 1965 года Встреча Патриарха Афинагора и Папы Павла VI

Благодаря этому в конце 1965 года они подписали совместную декларацию о снятии взаимных анафем. Увы, она оказалась формальным документом, не подтверждённым значимыми делами.

«Богословского значения для всей Полноты Святой Православной Церкви этот акт, по нашему мнению, не имеет».

Патриарх Алексий I

Фотиева схизма: патриарх против папы

В 863 году Папа Римский и константинопольский патриарх вновь нашли повод для разрыва отношений. Однако в этот раз ситуация имела более серьёзный характер — оба понтифика предали друг друга анафеме. Папа Николай I и патриарх Фотий стали инициаторами следующего крупного раскола христианской церкви, названного Фотиевой схизмой.

К этому времени накопилось достаточное количество расхождений в теологических вопросах между Западом и Востоком. Фотий, избранный константинопольским патриархом в 857 году и до этого не имевший к церкви никакого отношения (его назначение было вызвано внутриполитической борьбой в Византии) серьёзно критиковал западные литургии, римскую трактовку Святой Троицы и выступал против целибата. К теологическим спорам прибавились и политические разногласия: болгарский царь Борис I, приняв крещение по византийскому образцу, стремился к союзу с Римом.

Раскол завершился сразу после смещения Фотия с поста патриарха после очередного государственного переворота в Византии. На Четвёртом константинопольском соборе новый глава византийской церкви Игнатий и Папа Римский Николай I осудили учение свергнутого клирика, объявили о воссоединении церквей, однако Рим был вынужден признать Болгарию частью сферы влияния Восточной Римской империи.

Фотий вернул себе патриаршество после смерти Игнатия, однако о вражде с папством уже не было речи. На Софийском соборе 879 года доброе имя клирика было восстановлено.

Раскол Православной Церкви

В 1650–60-е годы серьёзный церковный раскол произошёл в России. Его спровоцировали религиозные реформы патриарха Никона.

Никон Патриарх Московский

Никон, Патриарх Московский

Коротко о реформе Никона и расколе в РПЦ

Раскол — следствие:

  • ошибок, накопившихся в богослужебных книгах;
  • отсутствия единства в проведении церковных обрядов, создании икон, формировании уставов и т. д.

Никон ориентировался на богослужебные тексты и практики греческого образца того времени. К сожалению, он предпочитал не разъяснять несогласным с ним верующим причины, по которым принимал те или иные решения, а прибегал к своему авторитету и поддержке российского царя. Патриарх отличался очень гордым и властным характером.

Церковный раскол

Церковный Собор 1654 года (Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты) А. Д. Кившенко, 1880 г.

В 1654 г. на Соборе иерархов было принято решение о реформе богослужебных текстов. В 1656 г. крестное знамение, совершённое двумя перстами, было объявлено ересью. Все, кто не согласился креститься тремя пальцами, были приговорены к анафеме.

Из-за нетерпимости патриарха общество раскололось. Многие люди, включая представителей знати, восстали против реформ Никона. Некоторые монастыри заявили о неподчинении властям.

Не последнюю роль в расколе сыграл протопоп Аввакум — приходской священник, ставший лидером противников перемен. Он засыпал царя жалобами на земляка Никона (они оба родом из Нижегородской губернии) и обличал его публично. За это ревнителя старины и древнерусской религиозной литературы несколько раз ссылали в Сибирь и Забайкалье, затем расстригли.

'Фрагмент картины П. Е. Мясоедова

Фрагмент картины П. Е. Мясоедова «Сожжение протопопа Аввакума»

Жестокие испытания его, однако, не сломили. Он продолжал проповедовать и обличать никонианство, пока царь Фёдор Алексеевич не приговорил мятежника и трёх его соратников к сожжению заживо.

После чего некоторые их последователи ездили по городам и сёлам и провозглашали, что в мир явился антихрист. Ужасно, что они призывали к самосожжению как средству для очищения души. В результате погибло множество доверчивых людей.

После гибели Аввакума произошло окончательное размежевание старообрядческого и реформированного православия на Руси. Попытка митрополита Платона (Левшина) ввести в XIX веке единоверие провалилась.

В 1971 году РПЦ признала старые и новые обряды равноспасительными.

Митрополит Корнилий (Титов) епископ Русской Православной Старообрядческой Церкви:

Мы бы желали преодоления разногласий через возрождение дораскольного православия, но, когда и как это будет, известно только Богу.

Боярыня Морозова, протопоп Аввакум и другие противники никоновской реформы…Все подробности в статье:

  • Церковный раскол в РПЦ. Причины и последствия

Поражение католического мира

События 16-го века можно считать крупнейшим расколом в истории католического мира. Кризис церковной организации был налицо — это показывали и расколы прошлого, причинами которых становились зачастую одни и те же факторы. Однако Реформация стала действительно широкомасштабным движением, которое в нужный момент времени получило и политическую поддержку.

[Сборник: Реформация]

Начавшаяся с проповедей Мартина Лютера в Германии, Ульриха Цвингли и Жана Кальвина в Швейцарии, волна недовольства ситуацией в католической церкви буквально захлестнула Европу и привела к далеко идущим последствиям.

Новые религиозные веяния достигли практически всех христианских стран Европы. Германия оказалась поделена на две лиги, и на её территории постоянно происходили стычки католиков и протестантов. Там же то и дело возникали стихийные восстания третьего сословия. Англия начала реформы «сверху» — так появилось англиканство. К протестантизму перешли все страны Скандинавского полуострова, включая Финляндию.

[Сборник: Реформация в Англии]

В Европе стали складываться два противоборствующих лагеря — в 1618 году это приведёт к кровопролитной Тридцатилетней войне, смерчем прошедшей по территории Германии и превратившей большую часть её территории в выжженную пустыню.

Однако и среди протестантов не было единства. С самого начала кроме евангелистов и кальвинистов, составлявших подавляющее большинство несогласных с католической церковью, появилась россыпь более мелких течений. Баптисты, меннониты, квакеры, пресвитериане, методисты, пятидесятники — число их стремится к бесконечности. Предпосылки к такой ситуации были заложены ещё в начале Реформации самими протестантскими теологами: ратуя за свободу личности в вопросах вероисповедания, они подготовили почву к стремительному делению верующих на группы, причём различия могут касаться совершенно незначительных вопросов.

[Сборник: Религиозные войны]

Историческое значение раскола христианской Церкви

У раскола несколько важных последствий:

  1. Формирование двух точек зрения на служение Богу и христианскую историю.
  2. Православие сохранило принцип независимости поместных Церквей, что позволило создавать оригинальные богословские труды в рамках единого христианского учения.
  3. Всемирной проповеди Евангелия был нанесён огромный ущерб. Многие люди стали воспринимать христианские Церкви как политические партии, использующие духовные потребности людей и религию в целом как средство для достижения своекорыстных интересов.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: