Нил Сорский и Иосиф Волоцкий: краткая биография, годы жизни, монастыри, спор, философия и последователи


Любимец и изгой

Знакомство с Иосифом, одним из младших сыновей патриарха Иакова, в Священном Писании начинается в 37-ой главе книги Бытия. Мы узнаем, что он пас овец вместе с братьями и доносил худые слухи своему отцу — проще говоря, был ябедой и сплетником. Иосиф также был любимцем отца, и все это вызвало конфликт между братьями. Масла в огонь подлила особая одежда, которую Иаков подарил Иосифу, и сны последнего, в которых он увидел свое великое будущее, когда братья и даже отец поклонятся ему. Иосиф имел неосторожность рассказать о них своей семье. Как сообщает Писание, братья не могли даже разговаривать с ним дружелюбно.

Вскоре они ушли пасти скот, а Иосиф остался дома. Наверное, все облегченно вздохнули — небольшой перерыв. Но тут Иаков попросил Иосифа отнести братьям пищу. Иосиф с готовностью принялся за это. Но когда он пришел на место предполагаемой остановки братьев, их не было там. Другой бы облегченно вздохнул: и дело сделано, и лишний раз братьям не попался на глаза. Но не Иосиф. Вместо того, чтобы спокойно отправиться домой, он разыскал их. Эта попытка быть добрым к братьям и верным отцу закончилась тем, что братья продали его в рабство.

Краткая биография Нила Сорского

Несмотря на то что Нил Сорский является видным деятелем Русской православной церкви пятнадцатого-шестнадцатого веков, достоверных сведений о нем сохранилось крайне немного. Некоторые исследователи, внимательно изучавшие жизнь старца, считают, что многое было сокрыто намеренно, а запись его речений на Соборе и после него корректировалась. Доказать либо опровергнуть данную информацию мы не можем, поэтому будет ссылаться на официальные сведения.

Биография Нила Сорского кратко представляет собой всего лишь информацию о его происхождении и монашеских делах. О том, что он делал до пострига, известно немного. Историки утверждают, что родился будущий подвижник в 1433 году в достаточно богатом боярском роду. В некоторых источниках упоминается о том, что Нил долгое время занимался переписыванием книг, что свидетельствует о высоком для тех времен уровне его образованности. Церковный деятель очень быстро овладел навыком письма и слыл даже скорописцем. Это было большой редкостью в средневековой Руси.

Считается, что свое образование Нил получил в Кирилло-Белозерском монастыре, где и проживал практически с детства. Интересно, что кроме Нила Сорского и Иосиф Волоцкий провел в этой обители некоторое время. Будущие противники были знакомы и нередко проводили время вместе за религиозными беседами.

Постриг Нил принял в том же монастыре, но испытывал большую тягу к странствиям и паломничеству. Он покинул свою обитель и сумел пройти множество земель, где внимательно изучал христианские традиции. Особенно большое впечатление на этого православного деятеля произвели годы на горе Афоне. Он испытывал глубокое уважение к старцам-монахам, во многом переняв их взгляды на веру и жизнь в целом.

Вернувшись домой, он ушел из монастыря, образовав собственный скит. В «Житии Нила Сорского» этот период описывается довольно подробно. Сорская пустынь, как быстро стали называть ее монахи, была довольно суровым местом, где одновременно проживало не более двенадцати иноков.

Умер старец в 1508 году, так и не узнав, какой оборот примут его разногласия с преподобным Иосифом Волоцким. Еще перед смертью старец завещал оставить его тело в пустыни доступным для зверья и птиц. Несмотря на его заслуги перед церковью, Нил Сорский так и не был канонизирован. В старинных летописях встречаются молитвы и каноны, обращенные к нему. Однако они так и не прижились, а спустя столетия были забыты.

Иосиф Волоцкий

Рабство в Египте

Иосиф стал рабом Потифара, одного из приближенных фараона, царя египетского. Поводов для обиды у Иосифа было более чем достаточно. Вместо великих обетований о царском величии — рабство в чужой стране, вдалеке от близких людей. Но что-то горело внутри этого юноши. Он не предался горечи, но наоборот, служил верно и прилежно своему хозяину. Тот вскоре заметил, что новый раб хорошо справляется с работой, и назначил его управителем всех своих имений. Едва ли Иосиф был бы выбран на эту должность, если бы он не был прилежным, не работал больше остальных, не вдохновлял окружающих. Бог был с Иосифом, говорит нам Писание, и мы видим, как молодой человек использовал это, чтобы служить ближним. И Господь дал ему покой — он стал начальником, хотя и не столь значительным.

Иосифо-Волоколамская обитель

Взгляды другого православного просветителя Средневековья сложно изложить кратко. Иосиф Волоцкий воплотил их в жизнь при строительстве своего монастыря.

В 1479 году старец покинул Боровскую обитель, где провел несколько десятилетий, и с семью последователям направился в странствия. Мудрый игумен, останавливаясь в окрестных монастырях, выдавал себя за простого послушника. Однако некоторые монахи, общаясь с ним, замечали небывалый духовный опыт и глубину познаний.

Известно, что долгое время старец провел в Кирилло-Белозерской обители. Здесь и познакомились Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Спустя некоторое время преподобный и семь его последователь остановились вблизи города Рузы. Старец решил, что именно здесь находится то место, где ему необходимо основать обитель. К тому же недалеко находились исконные земельные владения его отца.

Иосиф обратился к волоцкому князю за помощью. Борис был очень набожным человеком, поэтому с огромным удовольствием предложил старцу несколько людей, которые отлично знали местные леса и могли указать на лучшие места. Спустя некоторое время Иосиф Волоцкий заложил основание храма на берегу реки.

Князь Борис благоволил к старцу, поэтому сразу же пожаловал новому монастырю земли, на которых располагалось несколько сел. Чуть позже он увеличил владения обители, подарив ей еще два населенных пункта. В дальнейшем традицию поддерживать монастырь переняли и наследники князя. Они нередко помогали монахам продуктами питания, роскошное убранство храма тоже было в основном пожертвовано княжеской семьей.

Изначально послушниками и иноками монастыря были простолюдины и те монахи, которые пришли с Иосифом из Боровской обители. Однако со временем принимать постриг стали и знатные люди, являющиеся приближенными князя.

Стоит отметить, что устав в Иосифо-Волоколамской обители был очень строг. Не каждый, пришедший сюда, чтобы исполнить свой долг служения Богу, смог остаться в обители. Каждый день монахи очень тяжело трудились, а свободное время проводили за написанием религиозных книг. Настоятель считал, что только это поможет в полной мере избавиться от мирской суеты и открыть свою душу Богу. Сам Иосиф до самой старости принимал участие в общих работах наравне с остальными монахами. Он не чурался даже тяжелого труда, считая, что именно так должен поступать каждый житель обители.

Уроки Иосифа Прекрасного

Едва ли мы сможем до конца узнать, благодаря чему Иосиф смог среди всех этих невзгод стать больше, чем победителем (Рим. 8:37). Одно нам известно точно: Бог был с Иосифом. И этот юноша сумел найти в этих отношениях то, что сделало его непобедимым, приносило больше удовлетворения, чем плотские утехи, давало источник вдохновения и хорошего настроения среди самых черных невзгод, поддерживало его в состоянии светящего солнца даже тогда, когда все вокруг хотели его затемнения. И таким образом он достиг того великого предназначения, которое Господь приготовил ему.

Возможно, черная полоса, которая началась сегодня или давным-давно, а может, и в неизвестном будущем, станет ярчайшем свидетельством того, что Бог серьезно взялся за то, чтобы приготовить и довести нас к нашему предназначению. И нам остается выбирать, как мы отнесемся к этому. Будем использовать как повод, чтобы оправдать греховные удовольствия и не стараться, или, вопреки всему, сохранять верность Богу и служить ближним?

Иногда нужно просто признать, что сидеть и пытаться разгрести кучу горестей, которая свалилась на нас — проще, чем идти служить Богу и людям, каждый день выкладываясь на максимум и сохраняя хорошее настроение, даже когда в душе стоит самая мрачная тьма. Будем ли мы искать ободрения от людей или позволим Богу так светить через нас, что, проходя долиной смертной тьмы, мы будем вдохновлять и ободрять других? Если мы христиане и стремимся к Богу, Господь с нами! Позволим ли мы этим отношениям взять вверх над всем остальным, что происходит и не происходит в нашей жизни или покажем своей жизнью, что Господь — это не все, что нам нужно? Выбор остается за каждым из нас. Иосиф ответил на щедрый Божий призыв «да» и прошел весь этот тернистый путь еще до пришествия благодати, не наслаждаясь бесценными дарами крестного подвига Иисуса Христа. И если мы этого не сделаем, какое можно будет найти оправдание?

Ориентироваться на окружающих, говорить, что все так поступают — равносильно тому, чтобы отказаться от великого и щедрого предложения Бога, заранее подписаться на жалкую, неполноценную жизнь. Если бы Иосиф ориентировался на окружающих, он даже не стал бы начальником над имением Потифара. Имея великое предназначение, мы попросту не можем позволять себе оправдываться: «и так сойдет», «сегодня можно расслабиться», «а они тоже так поступают». У нас нет времени, чтобы предаваться греху. «Они» могут расслабиться и жить в свое удовольствие, «им» это сходит с рук. Но если мы хотим получить полноту божественных даров, у нас совсем другая, особенная история.

Стефан Парахин

История многострадального Иова

В очень давние времена жил к востоку от Палестины праведный человек, по имени Иов. Это был справедливый и добрый человек, который всегда старался во всей жизни своей угодить Богу. Господь наградил его за благочестие большими благами. Он имел многие сотни крупного и тысячи мелкого скота. Утешала его большая и дружная семья: у него было семь сыновей и три дочери.

Но диавол позавидовал Иову. Он стал клеветать Богу на праведного Иова: «Разве даром богобоязнен (праведен) Иов? Отними у него все, что у него есть, — благословит ли он Тебя?» Бог же, чтобы показать всем, насколько верен Ему Иов, и чтобы научить людей терпению в их страданиях, разрешил диаволу отнять у Иова все, что он имел. И вот, в один день, разбойники угнали у Иова весь его скот, слуг перебили, а страшный вихрь из пустыни разрушил дом, в котором собрались дети Иова, и все они погибли. Но Иов не только не стал роптать на Бога, а сказал: «Бог дал, Бог и взял: да будет благословенно имя Господне

».

Посрамленный диавол не удовлетворился этим. Он снова стал клеветать на Иова: «3а жизнь свою отдаст человек все, что есть у него: но коснись его костей, его тела (т. е. порази его болезнью), — увидишь, благословит ли он Тебя?» Бог разрешил диаволу лишить Иова еще и здоровья. И вот заболел Иов самою страшною болезнью — проказой. Тогда даже жена Иова стала уговаривать его сказать слово ропота против Бога, а друзья его, вместо утешения, только расстраивали невинного страдальца своими несправедливыми подозрениями. Но Иов остался тверд, не потерял надежды на милосердие Божие и только просил Господа засвидетельствовать, что он терпит все невинно.

В беседе с друзьями Иов пророчествовал об Искупителе (о Спасителе) и о будущем воскресении: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю (увижу) Бога. Я узрю (увижу) Его сам; мои глаза, а не глаза другого, увидят Его»

(Иов.
19
, 25-27).

После этого Бог, показав всем пример верности и терпения в Своем рабе Иове, Сам явился и велел друзьям его, взиравшим на Иова, как на великого грешника, просить молитв за себя у него. Бог наградил Своего верного раба. Иову вернулось здоровье. У него было снова семь сыновей и три дочери, а скота стало вдвое больше прежнего, и жил Иов еще сто сорок лет в почете спокойно, благочестиво и счастливо.

История многострадального Иова учит нас, что несчастья Бог посылает не только за грехи, но иногда Бог посылает несчастья и праведникам для еще большего утверждения их в добре, для посрамления диавола и для прославления правды Божией. Затем история жизни Иова раскрывает нам, что не всегда земное счастье соответствует добродетельной жизни человека и учит нас также быть сострадательными к несчастным.

Иов, своими невинными страданиями и терпением, прообразовал Господа Иисуса Христа. Поэтому в дни воспоминания страданий Иисуса Христа (на Страстной седмице) в церкви читается повествование из книги Иова.

Примечание

: см. Библию, в «Книге Иова».

LiveInternetLiveInternet

ИОСИФ ПРЕКРАСНЫЙ

История Иосифа, правнука Авраама, подробно изложенная в 1-ой книге Торы (Берешит) потрясает своим драматизмом, психологичностью и цельностью.
Это яркая, высокохудожественная и детализированная биография.
ИОСИФ

(יוֹסֵף) — сын Иакова и Рахили, родившей его после семилетнего бесплодия (Быт. 29:30–31; 30:22–24); отец Менашше и Эфраима, родоначальников двух колен Израилевых.

Holman. Сон Иосифа

Библия повествует, что 17-летний Иосиф, пасший, как и его братья, скот Иакова, вызвал их ненависть тем, что «доводил… худые слухи о них» до сведения отца, благоволившего к нему, а особенно — заносчивыми рассказами о своих снах, в одном из которых ему поклонялись солнце, луна и одиннадцать звезд (то есть весь дом Иакова; Быт. 37:2–11).

Tissot. Иосиф рассказывает свой сон братьям.

Однажды, когда Иаков послал Иосифа навестить братьев в их кочевье, вид приближающегося Иосифа вызвал в братьях такую вспышку ненависти, что они замыслили убить его. Реувен, втайне надеясь спасти Иосифа, предложил бросить его в находившуюся неподалеку яму. В отсутствие Реувена мимо становища проходил торговый караван, направлявшийся в Египет, и братья, по предложению Иехуды, продали Иосифа за 20 мер серебра.

Братья продают Иосифа.

Цикл фресок в Каза Бартольди (Рим).

Чтобы скрыть злодеяние, братья, разорвав и выпачкав кровью одежды Иосифа, принесли их отцу как свидетельство того, что Иосиф был растерзан в пути хищниками; горе Иакова по поводу гибели любимого сына было безутешно.

Дж.Андреа де Феррари. Одежда Иосифа показана Иакову

В Египте Иосиф был продан Потифару (распространенное египетское имя Па-ди-па-ре — `Тот, кого дал бог солнца`), сановнику при дворе фараона (Быт. 37:36; 39:1). Иосиф быстро снискал благоволение господина, который назначил его своим домоправителем (Быт. 39:2–6). Однако вскоре Потифар, по навету своей жены, безуспешно пытавшейся соблазнить Иосифа, заточил его в тюрьму (Быт 39:7–20).

Гуидо Рени. Иосиф и жена Потифара (1631)

В заключении Иосиф добился расположения начальника тюрьмы, поставившего его над всеми узниками. Однажды Иосиф истолковал сны находившихся в заточении начальника пекарей и начальника виночерпиев фараона, первому предсказав скорую казнь, второму — освобождение и восстановление в должности.

Александр Иванов. Иосиф, толкующий сны

заключённым с ним в темнице виночерпию и хлебодару.

Предсказание Иосифа сбылось, однако начальник виночерпиев, несмотря на просьбу Иосифа походатайствовать за него перед фараоном, вспомнил о нем лишь через два года, когда никто из мудрецов не смог истолковать сон фараона. Доставленный ко двору Иосиф истолковал сон как предзнаменование семи лет изобилия, на смену которым придут семь неурожайных лет, и посоветовал назначить чиновника с широкими полномочиями для создания в течение изобильных лет продовольственных запасов в закромах фараона, которые позволят предотвратить голод в последующие неурожайные годы (Быт. 41:1–36).

П.Корнелиус (1783-1867). Иосиф толкует сон фараона.

Фараон, впечатленный разумностью плана, поручил его осуществление самому Иосифу, которому тогда исполнилось 30 лет (Быт. 41:37–40, 46). Иосиф стал самым высоким сановником при дворе фараона: его предсказания сбылись и на этот раз, и план был блестяще выполнен. Благодаря ему в период тяжелой засухи Египет стал житницей для окружающих стран. За зерно землевладельцы отдавали фараону свои поля, и таким образом все земли Египта перешли в его личное владение.

Иосиф управляет Египтом.

Кафедральный собор в Генте (15в.)

С наступлением голодных лет десять братьев Иосифа прибыли в Египет, чтобы купить зерно, и предстали перед Иосифом, которого они не узнали. Иосиф не открылся братьям, обошелся с ними крайне сурово и, обвинив в соглядатайстве, содержал их три дня под стражей. Затем, потребовав, чтобы братья в доказательство своей невиновности привезли к нему младшего брата Биньямина, Иосиф оставил заложником Шимона и отпустил братьев домой с купленным зерном.

Гребер Питер Франс.

Иосиф прекрасный и его братья.

Жестокий голод и уговоры сыновей побудили Иакова согласиться на разлуку с Биньямином. По прибытии братьев Иосиф освободил Шимона и пригласил их на трапезу. Приказав управителю тайно положить уплаченные братьями за зерно деньги в их мешки, а в мешок Биньямина спрятать серебряную чашу, Иосиф отпустил их. Однако не успели братья на рассвете следующего дня выехать из города, как посланный Иосифом слуга обвинил их в воровстве. Чаша была обнаружена у Биньямина, и ошеломленные братья вновь предстали перед Иосифом, который потребовал обращения виновного в рабство. Однако, когда Иехуда предложил взять на себя вину Биньямина, Иосиф не смог больше сдерживаться и открылся братьям.

Charles Thévenin (1764–1838).

Иосиф прощает братьев, 1879

В своем великодушии он даже высказал мнение, что его продажа в рабство братьями была актом Провидения для спасения всей семьи в голодные годы. Велев братьям спешить в Ханаан, чтобы перевезти в благоденствующий Египет отца и все семейство, Иосиф отпустил их.

Иосиф прощает братьев.

Когда сыновья рассказали престарелому Иакову о случившемся, тот направился к Беер-Шеве, возле которой Бог утвердил его в намерении переселиться в Египет. В Гошене в дельте Нила Иакова встретил Иосиф после 22 лет разлуки, и с разрешения фараона семейство Иакова поселилось в этой области.

James Tissot. Фараон приветствует

Иосифа и его братьев. (Ок. 1903)

Иаков прожил в земле Гошен 17 лет и, почувствовав близость смерти, благословил двух сыновей Иосифа и заповедал Иосифу и братьям похоронить его в пещере Махпела.

Рембрандт. Иаков, благословляющий

сыновей Иосифа, 1656

После смерти отца Иосиф жил еще 54 года и умер ста десяти лет. Перед смертью Иосиф выразил уверенность, что Бог исполнит Свое обещание патриархам отдать Ханаан их потомкам, и заставил братьев поклясться, что они перевезут его останки в Землю обетованную (Быт. 50:22–26).

Хотя история Иосифа имеет секулярный характер (нет упоминаний о чудесах, откровении и т. п.), она проникнута идеей зависимости событий от воли Провидения. Благородство Иосифа и его возвышение, являющееся результатом безвинного страдания, введены в перспективу истории о миграции израильтян в Египет, их последующего закабаления и эвентуального избавления — Исхода.

Библейский рассказ рисует подлинную атмосферу Древнего Египта. В нем фигурируют египетские имена (Потифар, Цафнат-Па‘неах) и некоторые мотивы и жанровые формы египетского фольклора (как, например, в «Сказке о двух братьях», датируемой 13 в. до н. э.).

Назначение Иосифа «господином всей земли египетской» по мановению руки фараона, не посоветовавшегося ни с придворными, ни с богами, отражает суверенный статус египетского властелина, почитавшегося как божество. Особый интерес в этом отношении представляет описание захвата фараоном плодородных земель Египта.

Покупка зерна в Египте семитскими кочевниками — весьма распространенное явление, отраженное в египетских источниках 2-й половины 2 тысячелетия до н. э.

Некоторые исследователи пытаются отнести историю Иосифа к периоду владычества гиксосов в Египте, однако большинство не связывают ее с каким-либо специфическим периодом, а рассматривают как отражение встречи египетского мира с семитами, поселившимися в Египте и занявшими в нем высокие административные посты.

В аггадической литературе Иосиф выступает как образец целомудрия, сыновней любви, преданности своему роду и поведения человека на высоком посту, хотя иногда критикуется за ложные доносы на братьев, достойным наказанием за что являются его злоключения. В известном отношении история Иосифа в Египте становится символом изменчивой судьбы Израиля на чужбине.

Образ Иосифа и его жизнь испокон веков вдохновляли еврейское, христианское и мусульманское искусство. Иосифу посвящено множество произведений литературы, изобразительного искусства и музыки. Нравоучительное житие Иосифа вошло в псевдоэпиграф конца 2 в. до н. э. Заветы двенадцати патриархов. Популярны на востоке поэмы 9–15 вв. о Иосифе и жене Потифара («Юсуф и Зулейха») по 12-й суре Корана о нем. В 20 в. одним из значительных событий мировой культуры стала тетралогия Томаса Манна «Иосиф и его братья» (1933–43).

ЭЕЭ

https://je-nny.dreamwidth.org/1448391.html

Итоги сравнения. 14 пунктов

Иосиф, подобие Христа

Иосиф

  1. Божественное провидение одержало верх над завистью его братьев (Быт. 45:5; 50:15-21)
  2. Иосиф—любимый сын Иакова (Быт. 33:2; 37:3)
  3. Иосиф послан с поручением милосердия (Быт. 37:5-11)
  4. Иосиф отвергнут своими братьями по причине зависти (Быт. 37:3-4)
  5. Иосиф ненавидим за его сны о возвеличении (Быт. 37:3-11)
  6. С Иосифа сняли его разноцветную одежду (Быт. 37:18-36)
  7. Иосиф продан за двадцать сребреников (Быт. 37:2328)
  8. Братья Иосифа полагали, что избавились от него (Быт. 37:28)
  9. Позднее, братьям Иосифа пришлось встретиться с ним (Быт. главы 42,43,44)
  10. Братья Иосифа солгали относительно того, что с ним произошло (Быт. 37:31-34)
  11. Иосиф был искушаем и сохранил чистоту (Быт. 39:7-12)
  12. Иосиф стал правителем и пригласил своих голодающих братьев в Египет (Быт. 45:9-11; 50:20)
  13. Иосиф простил своих братьев (Быт. 45:1-15; 50:15-21)
  14. Иосиф дал своей родне землю Г есем (Быт. 45:10)

Христос

  1. Божественное провидение преодолело нечестие иудеев (Быт. 3:15; Иоан. 10:17,18; Рим. 6:23)
  2. Иисус—Единородный Сын Божий (Иоан. 3:16)
  3. Иисус послан с миссией спасения (Иоан. 1:29; 3:17; Лук. 19:10; Рим. 6:23; 1 Иоан. 4:14)
  4. Иисус отвергнут Его народом из-за неверия (Иоан. 1:11,12; Зах. 13:6)
  5. Иисус был ненавидим, потому что Он провозглашал Себя царем (Мат. 2:1-18; 28:18; Лук. 1:26-35; Деян. 2:22-30)
  6. С Иисуса сняли одежду (Мат. 27:35; Мар. 15:24; Иоан. 19:23,24)
  7. Иисус продан за тридцать сребреников (Мат. 26:15; 27:3-5)
  8. Недруги Иисуса полагали, что избавились от Него (Мар. 15:13,14,29-31; Ис. 53:10-12)
  9. Позднее, Его врагам пришлось столкнуться с Его воскресением (1 Кор. 15:1-8)
  10. Враги Иисуса заимели лжесвидетелей и подкупили их, чтобы те солгали о Его воскресении (Мат.28:11-15)
  11. Иисус был искушаем, но не согрешил (Мат. 4:111; Евр. 4:15; 1 Пет. 2:22)
  12. Иисус стал правителем и всех призывает к спасению (Мат. 11:28-30; Мар. 16:15-16; Иоан. 14:1-4)
  13. Иисус прощает и милует грешников (Лук. 23:34; Мар. 16:15,16; Евр. 5:9)
  14. Иисус приготовляет небеса для нас (Иоан. 14:1-4; Евр. 4:9; Отк. 21:4)

Предыстория конфликта между старцами

Основные разногласия между Нилом Сорским и Иосифом Волоцким в начале XVI века возникли из-за их отношения к земельным владениям. Чтобы в полной мере понять суть данного спора, нужно более обстоятельно взглянуть на православную церковь на Руси того периода.

Монастыри всегда считались той обителью мира и добра, куда человек может прийти, чтобы укрыться от мирской суеты. Изначально подобные места являли собой образец аскетизма и труда, однако со временем монастыри стали обрастать богатством и землями, которые жертвовали им князья и бояре. Нередко на их землях стояли и села, которые вместе со всеми жителями становились собственностью игуменов. Сами храмы при монастырях блистали золотом и драгоценными камнями. Все убранство в них тоже представляло собой подарки от прихожан.

Игумены, которые вели монастырское хозяйство и распоряжались настоящими богатствами, со временем переставали быть образцами кротости и смирения. Они активно вмешивались в княжескую политику, оказывали влияние на принятие тех или иных решений и все глубже погружались в мирскую жизнь.

В пятнадцатом веке обогащение монастырей приобрело массовый характер. В этот период времени бытовали представления о последних годах существования мира. Поэтому многие составляли завещания в пользу церковных обителей в надежде избежать адского огня. Многие священники получали свое очередное назначение только посредством денежного взноса, что никак не вязалось с самой идеей христианства.

Все эти перегибы очень серьезно волновали глав церкви. К тому же к началу шестнадцатого века на Руси стали массово возникать еретические течения. Их представители в первую очередь указывали священнослужителям на их стяжательство и сребролюбие. Ситуация становилась критической и требовала немедленного решения.

Собор 1504 года

Спор Нила Сорского и Иосифа Волоцкого произошел на церковном соборе, когда на повестке дня встал вопрос о монастырских владениях. Старец Нил считал, что обители должны полностью отказаться от владения землями и иными богатствами. На примере своего скита он стремился убедить собравшихся в необходимости жить только трудами своими и не брать от народа никаких пожертвований.

Естественно, что такой взгляд на монашество подходил далеко не всем служителям церкви. И в противовес Сорскому выступил Иосиф Волоцкий. Несмотря на то что он придерживался строгих взглядов на монашеский устав и жизнь, преподобный был уверен в том, что обители должны иметь богатства и земли. Но вот их главным предназначением он считал помощь беднякам. В монастыре игумена Волоцкого в тяжелые времена приют могли найти до пяти сотен человек. Все они получали кров и еду.

Кроме того, старец Иосиф говорил на соборе об обителях как о центрах грамотности на Руси. Получить образование, прочитать книгу или труд священнослужителей можно было только в стенах монастырей. Поэтому лишение их богатства автоматически исключало бы возможность помогать людям и обучать их.

После выступления подвижников присутствующие разделились на два лагеря. В дальнейшем их стали называть нестяжателями и иосифлянами. О каждой группе мы расскажем немного подробнее.

монашество на Руси

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: