Общий вид Московского Сретенского монастыря по Большой Лубянке. В центре кадра надвратная колокольня, правее — Никольская церковь. Слева от ворот виден вход во Владимирскую часовню. На заднем плане — главы Сретенского собора. 1881 год |
Московский монастырь в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери
, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Московской епархии
- Адрес: Россия, 103045, г. Москва, ул. Б. Лубянка, 19, стр. 1
- Тел.: 628-78-54
- Официальный сайт:
- Проезд: ст. м. «Кузнецкий мост», «Лубянка», «Чистые пруды», «Тургеневская»
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Основан в конце XIV века [1] на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана.
По преданию, в районе ул. Дзержинского лежали владения полулегендарного боярина Кучки и «Кучково поле»; в XII—XIV вв. здесь проходил путь из Киева и Смоленска во Владимир на Клязьме, Ростов Великий и другие города. По этой дороге в 1382 г. Дмитрий Донской поехал собирать войска против Тохтамыша, и эта угроза заставила хана, разорив город, отступить из Москвы. Во время нашествия Тамерлана, в 1395 г. дошедшего уже до г. Ельца, по этой дороге из г. Владимира в Кремль пронесли Владимирскую икону Богоматери, которую москвичи встретили на месте теперешних Сретенских ворот. У места встречи иконы была поставлена церковь, потом Сретенский монастырь. По монастырю и улица получила название Сретенки (в XVII в. называлась «Встретенской»).
Сретенский монастырь сыграл активную роль в избрании на царство Михаила Феодоровича — первого царя династии Романовых. Практически каждое богомолье царей, патриархов, митрополитов, князей, простых паломников начиналось с молитв в Сретенской обители.
В 1677 году главный храм монастыря был построен заново и освящен в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, c юго-востока пристроен придел Рождества Иоанна Предтечи.
В XVIII веке в обители производили значительный ремонт и перестройки. Хорошо сохранились фрески 1707 года — последний шедевр древнерусского искусства в Москве.
В дни празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери из Успенского собора Кремля в монастырь совершались ежегодные крестные ходы. В XIX веке первосвятительская кафедра временно находилась в Сретенском монастыре. Вплоть до революции на территории монастыря находилось кладбище, где были похоронены участники Отечественной войны 1812 года. К 1917 году в монастыре было 3 храма с 6 престолами.
После октябрьского переворота 1917 года Сретенский монастырь стал одним из главных центров борьбы с безбожной властью за Православие. Настоятелем обители в те годы был священномученик архиепископ Иларион (Троицкий), выдающийся богослов и проповедник. В 1922 году Сретенский монастырь был захвачен обновленцами, здесь по четвергам и пятницам служил, хотя и «по-старому», обновленческий епископ Антонин (Грановский). Но уже в 1923 году усилиями священномученика Илариона Сретенская обитель стала первой, вновь вернувшейся под омофор патриарха Всероссийского святителя Тихона, а ее собор был переосвящен великим чином.
В конце 1925 года Сретенский монастырь был закрыт. В 1928-1930 годах большая часть храмов и сооружений монастыря были разрушены. Вскоре здесь разместилось общежитие офицеров НКВД. На монастырской территории, примыкающей к зданиям главного ЧК страны, велись рассстрелы. Эта земля была буквально пропитана кровью тысяч новых мучеников страшной эпохи гонений на Церковь. В память о всех жертвах богоборческий власти при входе в монастырь в 1995 году был установлен поклонный крест, освященный патриархом Алексием II.
В советское время на месте кладбищенского погоста было построено здание средней школы. К 1990 году из былых храмов обители сохранился один закрытый храм с 2 престолами.
Вид с юго-востока на Владимирский собор Сретенского монастыря и часть новой стены с воротами. 30 июля 2001 года. Фото Комлева А. Р. c сайта temples.ru |
В 1991 году сохранившийся собор Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Церкви и открыт как приходской храм Сретенским православным братством.
В 1993 году здесь было открыто подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, в 1995 году преобразованное в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь.
9-10 мая 1999 года в монастыре состоялось прославление епископа Верейского Илариона в лике священномучеников.
Была возведена колокольня, восстановлены старинные монастырские помещения, построены два новых пятиэтажных корпуса и перестроен один четырехэтажный, где разместились братия обители и Сретенская духовная семинария. Ныне в Сретенском монастыре живут и подвизаются более сорока насельников. При монастыре организованы катехизические курсы, которые посещаются главным образом недавно вступившими в церковную жизнь людьми. В настоящее время на курсах обучается около четырехсот человек.
Сретенское книжное издательство — одно из крупнейших в современной России. Издательство выпускает богослужебную, богословскую, историческую, художественную литературу, книги по всем основным областям религиозной жизни.
У Сретенского монастыря также имеется два скита: мужской и женский. Первый, во имя преподобного Серафима Саровского, находится в Рязанской области. Второй скит, во имя пророка Божия Илии, находится в Московской области. Братия монастыря совершает регулярные поездки в Чечню для оказания духовной и материальной помощи российским воинам и местным жителям. При монастыре действуют Сретенское высшее православное монастырское училище, Российский центр по изучению Туринской Плащаницы, воскресная школа, издательство и интернет-журнал «Православие.Ru». Под патронажем Сретенского монастыря восстанавливается колхоз «Воскресение». В 2003 году кооператив «Воскресение» получил государственную Столыпинскую премию как «самый эффективный землепользователь в России».
Контактная информация
Точный адрес расположения Сретенского монастыря: г. Москва, ул. Большая Лубянка, д. 19, строение 1. Данные точных координат: 55°45’56.0″N 37°37’49.0″E.
Номер контактного телефона; 8 (495) 628-78-54
Адрес официальной страницы в интернете: www.pravoslavie.ru
Доехать до обители удобнее на метро, выйдя на остановке Сретенские ворота. В 15 минутах ходьбы будет территория Сретенской обители.
Отправляться следует со станций: Тургеневской, Сухаревской, Кузнецкий мост, Цветной бульвар, Чистые пруды, Лубянка.
Двери монастыря открыты все дни недели с 6:30 утра и до вечера.
Насельники
В центре мегаполиса
Сретенский монастырь расположен в центре мегаполиса. Бывший наместник нашего монастыря, ныне митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), говорит по этому поводу: «Если монастырь Промыслом Божиим расположился в центре большого города и если Господь привел в него монаха, он не должен отказываться от духовнического и просветительского служения, если Церковь к таковому служению его призывает».
Размышляя о связи внешнего и духовного служений в обители, владыка Тихон говорит также: «Данное Сретенскому монастырю послушание – воспитание будущих пастырей. Это внешняя деятельность монастыря или внутренняя?.. Мы издаем книги, это внешняя деятельность – так мы зарабатываем на содержание монастыря и семинарии. Но, главное, это духовное послушание – внутреннее делание, заповеданное нам отцом Иоанном (Крестьянкиным)».
Наше служение
Действительно, более половины братьев обители являются иеромонахами и несут духовническое послушание, а также богослужебное и духовно-просветительское служение. Братия у нас образованная, почти все закончили или учатся в семинарии, имеют по одному-два высших светских образования, и они могут осуществлять духовное руководство студентами семинарии и прихожанами монастыря.
Мы ведем множество просветительских проектов. Среди них: «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера», работа Духовно-просветительского центра имени священномученика Илариона (Троицкого), беседы с прихожанами, воскресная школа, организация молодежных хоров и юношеского клуба, окормление детского интерната и Экономического колледжа для инвалидов в городе Михайлове Рязанской области и множество других.
Наши монастырские послушания
Каждый насельник нашего монастыря несет и какое-то свое монашеское послушание. Среди них послушания благочинного и казначея, эконома и келаря, ризничных, просфорников, медиков, служащих священнослужителей. Братия трудится в скиту и издательстве, на оптовом складе и в церковных лавках, в паломнической службе и интернет-магазине, в духовной семинарии и школе-интернате.
Святой Паисий Святогорец: «Монах творит молитву, и ею, в молчании, шлет целые тонны помощи своим ближним»
Но своим главным послушанием мы считаем молитву. По словам святого Паисия Святогорца: «Человек мирской помогает бедняку килограммом риса и парой апельсинов… Но монах творит молитву, и ею, в молчании, шлет целые тонны помощи своим ближним». И братия нашего монастыря следует завету святых отцов: «Дело монаха – стать сосудом Святого Духа».
Братия монастыря о послушаниях
Иеромонах Клеопа (Данелян), заместитель эконома:
Иеромонах Клеопа (Данелян) – Эконом отвечает за всю хозяйственную жизнь обители: стройки, рабочее состояние монастырских зданий и монастырской техники, благоустройство и чистота территории. Сейчас у нас в связи с увеличением объема работ это послушание распределено по нескольким нашим насельникам, а раньше, конечно, было труднее. Работа по монастырю, закупки, строительные моменты – это еще куда ни шло, но вот общаться с городскими властями мне было особенно тяжело. Кто-то умеет строить отношения с властями предержащими, но мне было очень непросто.
Особенность экономского послушания в том, что у него нет ни начала, ни конца. Всё, что связано с экономской, пронизывает монастырь со всех сторон. Поэтому работы – непочатый край, и она никогда не может закончиться, постоянно открываются всё новые и новые дела.
Так что сейчас мое послушание – это постоянная забота о земных нуждах монашеской жизни. Но это послушание не мешает моей духовной жизни: послушание в принципе не может мешать монашеской жизни. Как пишет святитель Игнатий (Брянчанинов): «Занятие полезное, в особенности занятие служебное, сопряженное с ответственностью, не препятствует сохранению внимания к себе – оно руководствует к такому вниманию. Тем более руководствуют ко вниманию монастырские послушания, когда они исполняются должным образом».
Послушание не мешает монашеской жизни; сопряженное с ответственностью, оно воспитывает внимание к себе
Мешает монашеской жизни – больше всего мешает – развлечение. Фильм посмотреть, музыку послушать – вот это отвлекает от монашеской жизни. Ропот отвлекает, но никак не послушание. Иногда задают вопрос: «Какая может быть монашеская жизнь в центре Москвы, в мегаполисе, где вокруг столько соблазнов?» Но, честно говоря, я всех этих соблазнов не замечаю. В монастырь суета не проникает – если ты сам себе ее не добавишь.
Иеродиакон Серафим (Чернышук), ризничий:
– Уже много лет я несу послушание ризничего. Ризницей в монастырях называется помещение, в котором хранится вся церковная утварь – ризы (отсюда и название), сосуды, иконы, облачения. Человек, приставленный к ризнице для того, чтобы следить за всей этой утварью, и называется ризничим. Сейчас ризничий занимается не только этим, но и вообще всем внешним обустройством храма.
Иеродиакон Серафим (Чернышук) |
В обязанности ризничего у нас в обители входит уборка алтаря и подготовка к богослужению: принести просфоры, налить вино для Литургии, приготовить облачения. На каждый праздник положено облачение своего цвета – соответственно, накануне праздника необходимо принести из ризницы облачение нужного цвета для всех священников, диаконов и пономарей. Конечно, самое тяжелое время работы в ризнице – накануне праздников.
Ризница была моим первым послушанием в монастыре, хотя всё-таки сначала у меня, как и у всякого трудника, были послушания «на подхвате»: подмести двор, разгрузить книги на книжном складе, помочь в саду и т.д.
Братия Сретенского монастыря |
Игумен Киприан (Партс), просфорник:
Игумен Киприан (Партс) – Литургической жизни, как мы знаем, не может быть без просфор. А без Литургии не может жить Церковь. Значит, второе после храма место – просфорня, там, где пекутся хлебы специально для Литургии. Послушание просфорника имеет особое значение. За кажущейся простотой в этом богоугодном занятии скрывается множество тонкостей, тайн и сокровенного делания.
Просфорня Сретенского монастыря сегодня – это цех обычного маленького хлебопекарного производства. Ничего особенного. Печка, тестомес, раскатка, через которую обрабатывается тесто (натирка так называемая), чтобы оно приобрело однородную, плотную структуру. Столы для разделки, расстоечные шкафы, где подходят перед выпечкой просфоры.
Наемных людей у нас нет, служебные просфоры пеку сам, потому что замес небольшой, я успеваю, помощь не требуется, оборудование позволяет. А вот маленькие просфоры… У нас на просфорне несут послушание студенты семинарии – они помогают при разделке, потому что нам надо за 2,5 часа разделать около 3 тысяч просфор.
Выпечка происходит обычно по потребности. Это зависит от праздников: чем больше праздничных дней, тем чаще надо выпекать. Ну, а служебные просфоры печем в две недели три раза.
Послушание просфорника имеет особое значение, ведь им пекутся хлебы для Литургии
Сколько уже было у нас из семинаристов помощников – все трудятся усердно, стараются. Я ребятам благодарен за их помощь и усердие, потому что приходится им нести это послушание по вечерам, уже после ужина, когда у них свободное время, то есть для них это дополнительная нагрузка. Но они держатся за него, трудятся. Они порой несут это послушание годами, пока не закончат семинарию. Значит, они хотят.
Понимаете, выпечка просфор… человеку должно дело это нравиться. Разный склад у людей бывает: кто-то иконы пишет, кто-то столярничает. Ну вот нравится дело, знает он его. И к печению просфор так же относиться надо. А иначе не получится. Потому что, понимаете… Дело-то мы все-таки с живым имеем: дрожжи живые… И должно человеку нравиться поприще, чтобы успешно его проходить.
Механически – нет, нельзя. Я раньше не понимал этого, до того как занялся выпечкой. Совсем по-другому к просфорам относился. Во-первых, я не знал, что это за труд. Во-вторых, я не понимал вообще подхода: подумаешь, что такого – просфору испечь! Я с этим и пришел к одному замечательному просфорнику, отцу Адриану в Новоспасском монастыре. «Вы мне скажите, – говорю, – рецепт». А он: «А ты знаешь, что такое клейковина? А ты знаешь, что такое ИДК?» Это характеристики муки. Я подумал: «Зачем он мне всё это говорит? Мне просто нужен рецепт!»
А потом, когда я сам начал печь, я понял, что это надо знать, что он не зря мне эти вещи говорил, потому что, не учитывая их, успешно печь просфоры нельзя. Либо должен быть громадный опыт переданный, либо просто надо понимать, что за процессы там происходят.
Братия Сретенского монастыря |
Иеромонах Зосима (Мельник), послушание в редакции интернет-портала «Православие.Ru» и монастырского сайта:
– Я несу послушание в редакции интернет-портала «Православие.Ru» и монастырского сайта: обрабатываю и размещаю на сайте аудиоматериалы – богослужения, проповеди, произносимые в нашем храме.
Наш монастырь расположен не просто в центре Москвы, а в центре московской пробки, которая гудит за его стенами почти 24 часа в сутки. Конечно, ритм городской жизни неизбежно влияет и на саму обитель. Нам приходится больше ориентироваться на приходской режим: так и богослужения построены, и весь наш распорядок и быт связан с жизнью города. Тем не менее удается и ночные богослужения совершать – более уединенно, по-монашески, – и полунощница три раза в неделю служится в 6:45 утра – тоже сугубо монашеская служба, на которую даже в силу транспортных особенностей города могут попасть далеко не все миряне.
Иеромонах Зосима (Мельник) |
Есть у нас время и для уединения, для совершения монашеского келейного правила. Как говорится, желающий ищет возможностей, а нежелающий – повода. Самооправдание, конечно, всегда можно для себя найти, что не совсем сподручно быть монахом в городе, – но желающий может вести монашескую жизнь даже в центре мегаполиса.
Ночные богослужения – особые: на них нет мирян, мы молимся уединенно, по-монашески
Среди моих послушаний была и обязанность отвечать на присланные на сайт вопросы. Иногда люди предпочитают в интернете, а не пойти в ближайший храм и спросить у священника. В чем причина? Кому-то, может быть, и лень, но я думаю, что причина кроется в общем барьере личного общения: сейчас людям гораздо легче общаться в социальных сетях, чем пойти и лично поговорить со священником в храме. Другие, может быть, стесняются своего церковного не то чтобы невежества, но неосведомленности. В церковной этике, в традициях, в том, как нужно вести себя в храме. Приходится объяснять самые элементарные вещи: как, например, следует одеваться, когда идешь в храм, или как записку о здравии правильно заполнить.
Иеромонах Лука (Ауле), послушание радиотехника:
– Когда я пришел в монастырь, то хотел закопать свой талант в землю. Считал, что электроника – дело нехорошее, нечистое. А Господь меня смирил и дал это послушание, чтобы я больше глупостей не говорил и не думал. Если применять радиоэлектронику во благо, если это служит людям, которые благодаря хорошему звуку назидают свои души словом Божиим, ничего крамольного в таком умении нет.
Иеромонах Лука (Ауле) |
Послушание свое я несу уже более десяти лет. Началось с того, что на прославление священномученика Илариона нужно было сделать трансляцию с колокольни. Туда, где находились часы, надо было поставить колонку, чтобы было слышно богослужение. И отец эконом заявил обо мне тогда в первый раз, сказав, что мы напрасно нанимаем каких-то специалистов, ведь у нас есть человек, который в миру занимался компьютерными системами.
Ну и мне дали первое послушание: сделать «озвучку» на колокольне. Затем это дело потихоньку стало развиваться. Потом заболел инок Владимир, который занимался в монастыре телефонной связью. И мне поручили срочно решать вопрос с телефонной станцией. Мы купили новую систему, всё переделали. Сейчас у нас в монастыре очень мощная телефонная станция, у нее большой потенциал… В общем, так я стал участвовать во всех проектах, связанных с электроникой. Бог направил мои навыки на служение Церкви. Слава Богу за всё.
Это рассказы лишь о нескольких послушаниях братии Сретенского монастыря, но из них читатель может представить, насколько разнообразны труды насельников обители.
Икона «Собор святых покровителей Сретенского монастыря» |
История основания ставропигиального мужского монастыря
В летописных документах Сретенский монастырь упоминается с 1397 года. Его строительство знаменует победу Василия I над Тамерлановым войском. Православный комплекс из дерева возвели близи Китай-города.
Место под церковь выбрано не случайно. В далеком 1395 году здесь высшим архиереем Киприан встречена Владимирская икона Божией Матери, вывезенная из Владимира на реке Клязьма. Состоялся торжественный молебен по случаю обретения иконы.
Со времени открытия церкви, ей была отведена важнейшая роль в столичной духовной жизни.
В 17 веке обитель перенесли из-за строительства каменных стен Китай-города.
Первой постройкой стала каменная часовня. Благодаря обильным взносам из казны, монастырь разрастался, обзаводился церквями и братскими корпусами.
Знаменательным стал 1737 год, когда огонь частично уничтожил монастырские здания. А с 1764 года наступили времена упадка обители, объявленной заштатной и более не финансируемой из царской казны.
В 19 веке началось возрождение монастыря. Во времена войны с Наполеоном в храме велись каждодневные службы. Монахи выхаживали раненых солдат, а скончавшихся хоронили на монастырском кладбище.
Колокола Сретенской обители слышались на дальние расстояния, а на территории находили приют многочисленные паломники.
В церковно-приходской школе проходили обучение дети православных верующих.
После революции 1917 года вновь наступает застой в истории монастыря. Настоятеля епископа Иллариона ссылают на Соловки, а монастырь ликвидируют. Помещения начинают использовать для хозяйственных нужд, что приводит к запустению и частичным разрушениям.
Реставрацию Сретенского храма начинают в 1958 году, а в 90-е годы происходит возвращение собора верующим. Лето 1996 года стало временем восстановления мужского монастыря.
В последний год 20 века открывается училище, впоследствии превратившееся в духовную семинарию.
Хор и песнопения
Во всех монастырских храмах превосходная акустика. Такого эффекта добились посредством высокопрофессиональной аппаратуры. Каждое слово церковнослужителя слышится здесь очень четко.
Монастырский хор известен не только на Родине, но и за пределами государства. И не только благодаря божественным песнопениям. В репертуаре коллектива присутствуют произведения русского фольклора, а также песни фронтовых лет. Регент хора Никон Жила поясняет:
«В этих песнях для нас заключается мысль проповеди не только внутри Церкви для верующего человека, а просто для человека. Эти песни можно назвать молитвой светского человека, ведь они о самых главных вещах: о дружбе, о вере, о чести, о любви, — о том, без чего не может и не должно жить наше общество».
Семинарский хор, как считают специалисты, звучит ничуть не хуже профессионального хора обители. Студенты также дают концерты и участвуют в богослужениях. Иеромонах Афанасий (Дерюгин), благочинный обители, поясняет:
«Все праздничные богослужения поются двумя хорами: нашим знаменитым монастырским и хором Сретенской семинарии».
Избранные песнопения хора Сретенского монастыря
Предлагаем посмотреть видео и послушать: Рахманинов. «Всенощное бдение» в исполнении хора Московского Сретенского монастыря.
Просветительские курсы
Курсы открылись при обители в 2014 г. Проводят их в конференц-зале и других аудиториях Сретенской семинарии с одновременной видеозаписью, транслирующейся затем на интернет-портале. Каждую подобную запись смотрят в среднем 30000 человек.
В лекциях рассматриваются многие вопросы православных: особенности толкования Библии, тонкости отечественной догматики, история становления Церкви. Занятия проводят педагоги семинарии, священнослужители и миряне.
В Просветительском центре проводят детские курсы.Возглавляющий центр послушник Марк Сикоев поясняет:
«Мы проводим абсолютно разные мероприятия. Здесь дети могут проводить игры, встречи с преподавателями. В центре шесть студий и все они тематически оформлены так, чтобы там было очень приятно находиться. Очень большое значение уделяется творческим дисциплинам, где дети раскрываются и делают что-то своими руками».
Татьяна Расновская
Просветительские курсы Сретенского монастыря
В наши дни в Московском Сретенском монастыре для православных мирян проходят просветительские курсы. В 2022 году встречи посвящаются семье.
С речами выступают священнослужители, психологи и педагоги православной веры. Местом для сбора служит помещение нижнего храма нового собора. Мероприятие начинается в полдень. Чтобы зарегистрироваться на курсах, необходимо онлайн заполнить анкету.
Монахи
Решившие связать свою жизнь с обителью, молятся здесь не только лишь о спасении собственной души, но и о каждом православном христианине. Поскольку ежедневно это место посещает множество богомольцев, среди насельников очень четко распределены послушания. Наместник иеромонах Иоанн (Лудищев) объясняет:
«Прежде всего это богослужебные послушания. Это послушания ризничего, следящего за тем, чтобы было облачение, храм был чистым, в надлежащем состоянии. Затем послушание благочинного, который следит за соблюдением Устава монастыря.
Экономская служба, ведающая текущими ремонтами и хозяйственными работами. Просфорня, которой у нас занимается отец Киприан. Также братия имеет возможность служить ночные литургии по своему усмотрению, ставя в известность благочинного».
В обители сложилась традиция «братских служб», на которых присутствую все насельники. Для проведения таких богослужений был выбран четверг – день, в который Господь установил Евхаристию.
Расписание служб
Общий краткий график богослужений:
В рабочие дни в 06:30 проходит полунощница, в 08:00 – богослужение литургии, в 6 вечера – начало вечерних служб.
В пятничные вечерние часы проходит чтение акафиста Божией Матери.
В воскресения и праздники литургии проводятся в 07:00 и 10:00.
Обитель в наши дни
Сегодня в действующем монастыре постоянно живет около 40 насельников. Здесь находится крупнейшее в России православное издательство, а монастырский хор выступает на праздничных концертах в разных уголках страны и за рубежом.
Церковные службы в обители проходят ежедневно в 6.30 и 18.30.
Монастырь имеет два скита, сельскохозяйственный кооператив и ведет опеку над детским домом города Михайлова. Постепенно в его владение перешли здание школы, гостиница и несколько помещений, расположенных по Рождественскому бульвару.
Совсем недавно в обители был освящен новый храм, посвященный Новомученикам Российским. Его часто называют «храмом на крови» или «храмом примирения» и считают данью памяти всем, кто был репрессирован и погиб в годы активных церковных гонений. К сожалению, для того, чтобы масштабная постройка заняла свое место, пришлось снести несколько исторических зданий монастыря.
Колокольня собора Владимирской иконы Божией Матери Сретения
Святыни
Действующим в наши дни является собор Сретения Владимирской иконы, его строительство завершено в 1677 г.
В Сретенском комплексе располагаются два недействующих храма: Святого Николая и Марии Египетской, отстроенный в 1835 году.
Чудотворными иконами считаются:
- изображение Владимирской Божией Матери;
- лик монаха пустынника Серафима Саровского и его мощи.
В стенах православной обители хранятся останки святого Иллариона (Троицкого), рентгенография известной Туринского покрывала с изображением тела Христа, небольшая часть мощей преподобной Марии Египетской и частицы мощей Василия Великого, Иоанна Златоуста и других православных святых.
Сретенский храм
Красивая старинная церковь стоит в центре монастырского двора. Она появилась в 1679 году по указу русского царя Федора Алексеевича и была построена на месте более древнего храма, существовавшего с конца XIV века. После освящения церковь было решено расширить, и с трех сторон к ней пристроили арочные крыльца. В начале XVIII века западное крыльцо переделали в паперть, а возле южного фасада появился придел, посвященный Рождеству Иоанна Предтечи.
Несмотря на ремонты и реконструкции, внешний облик старинной постройки изменился незначительно. Сретенский собор представляет один из лучших образцов московско-ярославского храмового зодчества. Он состоит из разделенного на три нефа двухсветного четверика и трех абсид. Несколько лет назад к храму пристроили галерею с небольшой изящной звонницей.
Наружные стены собора оформлены тремя арками, и в просветах между ними можно увидеть большие иконы. Четверик увенчан пятью луковичными куполами. Массивный барабан, поддерживающий центральную главу, световой, а остальные украшены декоративными окнами.
Вид собора Владимирской иконы Божией Матери Сретения с тыла
Внутри находится тябловый пятиярусный иконостас, изготовленный в 1995 году. Нижняя часть или крипта оформлена белым мрамором и мозаикой. В ней хранится точная копия знаменитой Туринской плащаницы, выполненной в натуральную величину. Верующие приходят сюда, чтобы помолиться перед старинными иконами и частицами мощей христианских святых.
Уникальные фрески Сретенского храма были выполнены в 1707 году, в период перехода к барокко. Заказчиком настенных росписей стал стольник Семен Федорович Грибоедов, а расписали храм талантливые изографы, приглашенные из Костромы и Ярославля.
Стоимость требы
Требами, совершаемыми в различных вероисповеданиях, называют религиозные обряды, выполняемые по требованиям и просьбам верующих. Требы не входят в обязательное суточное расписание богослужений.
Размер платы за богослужения по требованиям или запискам лучше узнавать непосредственно в храме.
Примерные суммы пожертвований за требы, выполняемые за здравие либо упокой:
- обедня, включающая 10 имен в 1 записке – около 20 руб.;
- сорокоусты на 1 имя около 150 руб.;
- молебен и служба по умершему, содержащие 10 имен в 1 записке – 30 руб.;
- псалтирь молитвенных песнопений 1 имя от 200 до 2000 руб., в зависимости от количества дней, на которые заказывается.
Война 1812 года и ее последствия
26 августа (8 сентября) во время Бородинского сражения из обители двинулся крестный ход с чудотворными иконами, который шел посреди обозов с ранеными русскими солдатами. Народ молил Пресвятую Богородицу спасти Москву и Россию от наполеоновской орды. Москву сдали, но Россия и вера православная остались невредимыми.
В Сретенском монастыре французов встретили несколько монахов, церковные ценности и казну вывезли в Казань. В разграбленных церквах солдаты жили, здесь же устроили лазарет. Ежедневно с риском для жизни монашеская братия молилась в уцелевшей церкви Николая Угодника об императоре Александре I и победе русского оружия.
После ухода Наполеона в монастырском лазарете монахи лечили русских солдат, здесь же, в обители, хоронили умерших. Так в Сретенском монастыре появилось кладбище участников Отечественной войны 1812 года.
12 декабря 1812 года от Сретенского монастыря прошел крестный ход по Москве с иконой Владимирской Божьей Матери: так освятили столицу после пребывания в ней врагов. Главнокомандующий Москвы граф Растопчин прочел донесения о новых победах русской армии. Из трофейных французских орудий, установленных у стен монастыря, прогремел салют.
Мощи Иллариона
К особо почитаемым в Сретенском монастыре относятся мощи Священномученика Иллариона.
Родился Илларион в 1886 году в семье священнослужителя в селе, расположенном в Тульской губернии. Всю жизнь он усердно учился, занимался научными трудами, а монашество принял в 1913 году.
После революции Илларион не отринул веру, продолжал вести службы и работу над историческими трудами. В 1921 году он подвергся аресту, поводом к которому послужила организация многолюдного молебна в стенах Сретенской обители.
Проведя непродолжительное время в тюрьме, архиепископ был освобожден и вновь взят под стражу через два года. После нескольких лет на Соловках Иллариона направили в Казахстан. В пути его ограбили, и он, страдающий от тифа, оказался в Ленинграде.
В декабре 1929 года 43-хлетний архиепископ скончался в горячечном бреду. Умирая он твердил, что обрел долгожданную свободу. При отпевании в измученном старце невозможно было узнать былого Иллариона.
За год до начала 21 века архиепископа причислили к лику святых и его святые останки были перенесены в Сретенскую обитель. День памяти – 15 декабря.
На что может рассчитывать трудник в монастыре
Кроме самого главного — близости к Богу, трудник получает в монастыре хлеб и кров. В данном случае слово трудиться имеет немного другой смысл. Для обычного человека хлеб и кров добывается трудом, для трудника, это способ поддерживать жизнь. Ведь к трудничеству он пришел не из-за пропитания, а для служения своим трудом Господу.
Основа трудничества — физический труд, как самое эффективное средство для очищения тела и разума. Поэтому в монастыре нет трудников-бухгалтеров, трудников-секретарей и так далее. Простая пища, физическая работа большую часть времени, а остальное время разговор с Господом через молитву — вот что ждёт желающих потрудиться во славу Божию.
Чаще всего за трудником не закрепляется какая-то определённая должность или обязанность. Сегодня это может быть кладка кирпича, завтра уход за садом или огородом, а через несколько дней труд на кухне или внутри самого монастыря. Всё зависит от потребностей обители. При подборе работы учитывается физическое состояние и пол человека.