Псково-Печерский монастырь — история, святыни, паломничество


«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре, одном из известнейших храмов мира, находится огромный мужской монастырь, имеющий многовековую историю, основой которой стали старцы – великие праведники своего времени. Обитель ни разу за всю свою продолжительную жизнь не была закрыта, её не сломили войны и гонения власти. Она по праву считается шедевром христианской культуры, ибо в ней воедино слились незыблемая красота и величественная духовность православия.

Адрес, как добраться, где остановиться

Монастырь располагается в городе Печоры, Псковской области, на ул.Международной 5.

Телефон – (83149) 2-63-60 или 2-18-60.

Добраться до монастыря можно из Пскова, сев на автобус No207, идущий с автовокзала, или же на такси.

Остановиться можно в бесплатной монастырской гостинице «Дом паломника», расположенной в несколько километров от обители. Там может остановиться группа от 7 человек по записи на трое суток.

Переночевать можно в гостевом доме «Путь Пилигрима», отеле-парке «Печоры-Парк», мини-гостинице «Ваш Берег», гостинице «Планета», гостинице «Странник». Количество свободных мест лучше узнавать заранее, так же как и бронировать номера.

Остановиться можно также в частных квартирах или комнатах города Печоры.

Режим работы и расписание богослужений монастыря

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь практически всегда доступен паломникам для посещения. Пещеры закрыты только с 6 по 9 января и с 26 по 29 августа.

Посещение пещер и монастыря стоит планировать заранее, подстраивая свой визит под праздники, богослужения и дни недели, поскольку каждую пятницу и понедельник некоторые пещеры закрыты. Также они недоступны для посещения за час до начала богослужения.

Экскурсии от местных проводников или монахов проводятся с 9 по 16 за символические пожертвования. Записаться на них нужно по телефону, либо на официальном сайте монастыря.

Следует учесть: на время посещения монастыря и прохождения экскурсий, следует соблюдать соответствующий внешний вид женщинам и мужчинам, а также спрашивать, что можно фотографировать, а что нельзя.

Помимо экскурсии, можно всегда набрать святой воды в местных родниках. Во время литургии, можно исповедаться и причаститься в монастыре.

Узнать ответы на интересующие вопросы можно с 10 до 18 вечера у дежурного священника Сретенского храма.

Общее расписание богослужений можно посмотреть ниже:

Иоанновский приход

15.08.2018

Два месяца назад, 10 июня 2022 года, в Иоанновском монастыре прощались с архимандритом Гермогеном, в схиме схиархимандритом Тихоном (в миру Александром Ивановичем Муртазовым) (1935 — 2018)*. Многим нашим прихожанам известно, что он был духовником Пюхтицкого, а в последнее время Снетогорского женского монастыря Псковской епархии, а также родным братом иеродиакона Никона (Муртазова),иконописца, писателя, певчего, проживающего в Иоанновском монастыре. Батюшку Ермогена похоронили в Богом зданных пещерах Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря.

В редакцию Pravprihod.Ru стали обращаться с просьбой рассказать о новопреставленном старце. Сегодня, в первые дни Успенского поста, когда Церковь чаще обычного говорит о покаянии и путях спасения, о примерах истинной веры и столпах христанства, в день памяти первомч. Стефана (34 год по Р.X.) предлагаем вашему вниманию выдержки из бесед и проповедей архимандрита Гермогена. После чего предоставим слово его брату.

В КАКИЕ ВРЕМЕНА НАМ ГОСПОДЬ ОТПУСТИЛ ЖИТЬ

Господь отпустил нам жить в удивительное время, которое можно назвать Вторым Крещением Руси. Миллионы людей ищут и находят дорогу в Церковь! Господь всех приемлет. Всем желает спасения. Как говорится в святом Евангелии: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28). И «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11, 29). Единственный покой и в этой жизни, и в будущей – это наш Учитель и Господь Иисус Христос.

Но нас всех разделяет грех. Он как стена между человеком и человеком, между человеком и Богом. Поэтому каждый, кто приходит как чадо в Церковь к своему Небесному Отцу, должен прежде всего распознать в себе грех, осознать его, раскаяться и примириться с Богом, с людьми, со своей собственной совестью. А после, познав евангельские заповеди, стараться уже жить не по своей собственной греховной воле, а по воле Божией. Говорит же Священное Писание: «Близ Господь всем призывающим Его» (Пс. 144, 18).

Православная Церковь – единственная в мире сохраняет апостольскую истину неповрежденной до наших времен. «Церковь есть столп и утверждение истины» (1Тим. 3, 15). В нее Господь вложил все для нашего спасения. Надо только прислушаться к себе: насколько мы все нуждаемся в Истине! «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6), – сказал про Себя Господь. Все мы нуждаемся в Боге! «Мною аще кто внидет, спасется, и внидет и изыдет, и пажить обрящет» (Ин. 10, 9). Пажить вечную.

Мы, духовники, стараемся помочь каждому приходящему к Богу – всем, кто желает спасения. А спасение собственной души имеет первостепенное значение, особенно важно о нем задуматься тем, кто только начинает свой путь воцерковления.

ПРИМЕРЫ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ

За свою тысячелетнюю историю наша Русская Православная Церковь явила миру больше святых, чем какая либо другая Поместная Церковь. Среди русских угодников Божиих испокон века изобиловали и святители, и преподобные, и юродивые. Однако мучеников у нас было мало. Правда, самыми первыми канонизированными русскими святыми стали как раз невинно убиенные князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Но дополнили их число потом совсем немногие, их можно перечислить по пальцам. Мучеников на Руси было совсем мало.

Но вот за период, начиная с 1917 года, когда началось советское иго, и поныне Церковь наша явила сонм новомучеников! Почти тысячу умученных за Христа в советские гонения сразу прославил Архиерейский собор 2000 года, а потом их количество увеличилось почти вдвое и все еще прирастает… И прославлены новомученики и исповедники Церкви Русской целым сонмом: явленные и неявленные, но ведомые Богу.

По их святым молитвам в России вновь стали открываться храмы и монастыри. Жизнь народная входит уже в свое единое спасительное русло – и это отрадно.

Все они, угодники Божии, показали нам образ благочестия, чистоты, нравственности. Поэтому каждый из них – пример для нашего им подражания. Как апостол Павел говорит: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7).

УСПЕТЬ ПОКАЯТЬСЯ

Новомученики выдержали экзамен верности Богу в нечеловеческих условиях. А те, кто не выдержал испытаний в те страшные годы, кто поддался инфернальным веяниям времени и участвовал в разрушении храмов, глумился, убивал, хулил Бога, навлекли на себя и свое потомство проклятие. Правда, некоторые успевали все-таки покаяться…

Есть такой рассказ: коммунисты-богоборцы, закрывая храм, решили в первую очередь снять крест с купола… Но никто не решался. Вдруг кто-то вызвался из толпы. Быстренько взобрался на купол, уже спилил крест и хотел было его сбросить – да сам полетел вниз, едва сумев схватиться за какую-то травинку на крыше храма… Висит и не падает… Вызвали пожарную вышку, чтобы его снять оттуда. А он болтается там между небом и землей и понимает, что это чудо! Согласно физическим законам этот стебелек его не удержал бы… Внизу все тоже смотрят и изумляются:

– Бог его спас!

Человек этот раскаялся, пришел в церковь и на исповеди рассказал:

– Вот такой грех я дерзнул совершить… А Господь меня помиловал!

Всякими путями Всемилостивый Бог людей спасает. Надо только каяться, исповедоваться. Сейчас приходят в храм уже даже третьи-четвертые поколения тех, чьи деды-прадеды некогда кощунствовали. В большом требнике есть специальные молитовки, чтобы снять проклятие с целого рода. Иначе люди страдают и не понимают, почему…

ПОКАЯНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ДЕЯТЕЛЬНЫМ

Одно время ко мне из Нижнего Новгорода ездила семья: мать Агния, а у нее два брата были, и оба бесноватые. Но сами по себе, по характеру, это очень хорошие люди были. Особенно страдал от одержимости младший брат Алеша. Он и пил беспробудно, и под машину попадал, и в драке его ножом как-то порезали – это бес его всюду науськивал и бросал. И вот мать Агния приезжала к нам в Пюхтицкий монастырь, где я тогда был духовником, и рассказывала, как она за него переживает.

«Батюшка, – так жалобно спросит, – как же мне ему помочь?».

А у меня был знакомый отец Феодосий – он прожил, кстати, 120 лет. Подвизался на севере. В свое время он, как, можно сказать, и все верующие, был приговорен к расстрелу. Да только у палачей просто руки не поднялись: они как увидели его, это уже тогда был точно ангел Божий! Да еще как поговорили с ним: «Какая же, – думают, – на нем вина может быть?! Нет на нем никакой вины!». Так и написали ему квиток: приговор приведен в исполнение.

Один из НКВД-шников взял его к себе домой, и отец Феодосий жил у него на даче, трудился. Дожил так до нашего времени, а это уже 1990-е годы были. Мы с ним вели переписку. У нас была связным такая Марья Григорьевна. Она ездила к нему. Каждый раз вернется и свидетельствует: «Да он святой! Прозорливый!». С ней мы передавали записочки отцу Феодосию, о ком помолиться. А однажды туда имя Алексея вписали… С него тут же, как с гуся, всякая нечистота сошла. «Что же я делал?! Не понимаю!» – вдруг сказал тогда он, явно вернувшись в разум. Но вся эта грязь еще больше перешла на другого брата – Костю. Тогда уже он стал особенно страдать от всех этих бесовских козней, сильно его крутило…

– Что же делать? – передали мы вопрос отцу Феодосию. И он открыл:

– Виноват во всем этом ваш папа.

– А в чем он виноват? – спрашивают.

– После Отечественной войны он шел из Арзамаса к себе домой. Дорогой нашел большую сумму денег. А потерял их человек, который от безысходности корову-кормилицу продал! Он очень долго потом искал, где обронил эти деньги. Там какая-то уж очень острая жизненная ситуация была… И он потом долго проклинал того, по чьей вине этих денег лишился. Нечестно отец поступил, утаив находку.

Потом, когда уже отец покаялся, вспомнив, что действительно такое было, он всячески пытался и спустя годы загладить свой грех. Помогал храмам. Потому что грех стяжания, неправедного присвоения, тогда только прощается, когда человек возвращает все обратно в полной мере.

А если украл да обидел кого чем, то Закхей, принятый и похваленный Господом, и вовсе, как сказано, «вчетверо воздал» (см. Лк. 19, 8). Сколько где украли – столько туда и надо вернуть, а по усердию и больше. Только после этого покаяние при открытии всего на исповеди станет действительным. А если человек просто сказал на исповеди, что украл, но ничего не вернул, его грех остается на нем. Вот и в рассказанном случае только после деятельного покаяния, когда отец все осознал, исповедовал и исправил, его семья стала исцеляться, дела поправились. Очень много таких историй мне за свою жизнь слышать приходилось.

ЧЕГО ЖДЕТ ОТ НАС ГОСПОДЬ

Но все-таки Россия не потеряет свое значение в мировом масштабе. Потому что Запад уже давно весь развращен. А Россия была святой, святой она и останется. Все те пороки, которые насаждались нашему народу с Запада, будут нашим народом осознаны. Люди в них покаются. По-настоящему покаются! Потому что нас хранит Бог для того, чтобы мы хранили истину Православия!

Достаточно изучить учение Святой Церкви! Да ты лишь заинтересуйся основами православного вероучения – и Бог сразу же пойдет тебе навстречу! Только призови — и придет на помощь! «Близ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине» (Пс. 144, 18).

Господь и Сам еще призовет наш народ к покаянию. Мы не падаем духом. Христос восстановит во всей чистоте и славе нашу Святую Русь. Только устроит все Своим путем. Каким? Некоторым святым старцам это открыто. А для всех это станет явно тогда, когда сами уже всё своими собственными глазами увидите… Сейчас уже многие процессы подспудно происходят. Я встречался с такими старцами, которые говорили, что дальше будет. И это вполне согласно с тем, о чем и раньше нас в лике святых ныне уже даже прославленные отцы предупреждали.

О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ

По-православному, наш Промысл основывается на предведении: Бог как Всеведущий предвидит, кто, как будет пользоваться своей свободной волей. На добро и на зло. И «кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8, 30). У католиков рок судьбы, что тебе назначено – то и кончено. Назначено тебе – Бог тебя спасет без добровольной твоей собственной воли. А не назначено – не спасет. У нас Бог спасать без нашего желания не будет, без нашего участия. Бог нас спас на кресте без нашего участия, а чтобы спасаться лично, то только по собственной воле, соединяя ее с волей Божией.

________________

* Александр Иванович Муртазов родился в 1935 году в одном из сел недалеко от города Чистополь (Татарстан) в семье верующих (в доме семьи Муртазовых собирались окрестные жители для совместной молитвы). После окончания школы два года служил в Баку (Азербайджан) в зенитной артиллерии. Вернулся из армии в город Чистополь, куда за время его отсутствия переехала семья. Под влиянием монахинь местного монастыря поступил в Духовную семинарию в Саратове, где проучился с 1957 по 1960 годы. Во время учебы служил иподиаконом в одной из саратовских церквей и помошником эконома в семинарии.

Рукоположен в священники в 1959 году, после чего год прослужил на приходе города Мамадыш (Татарстан). Учился в Духовной академии в Троице-Сергиевой лавре с 1962 по 1965 год. По окончании получил степень кандидата богословия. Тема диссертации:«Пастырское служение Святителя Ермогена, Патриарха Московского». С 1965 по 1992 год жил в Пюхтицком монастыре в Эстонии, где в 1978 году постригся в монахи, приняв имя в честь Святителя Ермогена, Патриарха Московского. После 1992 года переехал в Псковско-Печерскую лавру, в 1994 году — в Снетогорский монастырь, где был возведен в сан архимандрита.

Прихожане Снетогорского монастыря рассказывали, что в последнее время батюшка подолгу молился, превозмогая свой возраст и изнуряющие болезни. Он ежедневно приходил в храм, в алтаре вынимал частички за сестер обители и своих духовных чад, подолгу исповедовал сестер и прихожан, которые в большом количестве притекали в обитель, чтобы получить разрешение грехов или жизненно важный совет. По его словам спасает, силы дает только молитва. И, конечно, и бережное, любовное отношение сестер.

«В иной монастырь приедешь, – говорят они, – там матушка на сборы уехала, а духовника вообще нет. А у нас – слава Богу!». А в песенке, в день именин о. Гермогена, сестры пропели: «Не сироты мы у Бога, под защитою живем!». Однажды в день именин отца Гермогена прихожане и духовные чада принесли столько роз, что они стояли не только в храме, трапезной и всех служебных помещениях, но в каждой келье. За тяжелый ежедневный пастырский труд платил ему православный народ горячей любовью. Отец Гермоген был также духовником епархиального священства.

Последние дни перед госпитализацией отец Гермоген сослужил в Литургии, принимал, как всегда, десятки сестер и прихожан на исповедь. Будучи уже тяжело больным, батюшка выстоял весь праздник своего Дня Ангела – свщмч. Гермогена (25 мая), не желая омрачать радость праздничного дня. По дороге к вертолету, увозившему его в петербургскую клинику, откуда он уже не вернется, еще благословлял народ…

***

«ЧТО ИЗ ЭТОГО МАЛЬЧИКА БУДЕТ…»

Еще в юности, в татарской деревушке на реке Шешме, где не было уже церкви (ее разрушили в 1935 году при появлении на свет будущего схиархимандрита), а монастырей там не было и подавно, как-то вечером, когда вся молодежь бежала на танцы, увлекаемый веселой гурьбой тогда еще Александр Муртазов на мостке вдруг увидел старца… Это был монах; как потом уже узнал созерцавший, его странное одеяние было схимой. Время остановилось. «И ты, Александр, туда же?!» – с укоризной вдруг произнес явившийся.

Будущий схиархимандрит остановился… И больше на танцы – ни ногой. А потом рассказывал: «Когда я приехал поступать в Московскую духовную академию в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, я увидел этого монаха на иконе! Это был преподобный Сергий Радонежский!». Всю жизнь батюшка неустанно читал ему Акафист в благодарность за вразумление на жизненном пути.

Иеродиакон Никон (Муртазов), Иоанновский монастырь на Карповке, Санкт-Петербург:

– Отец Тихон родился в 1935 году в крестьянской семье в Татарии. Наш отец Иван Федорович был трактористом. Мама Дарья Матвеевна, пока отец был жив, занималась домашним хозяйством. Оба наших родителя – глубоко верующие люди. Как только началась война, отца тут же, как единоличника, не вступавшего в колхоз, призвали на фронт. «Какой я вояка? – урезонивал их папа, у которого после перенесенной в детстве оспы сохранилось менее 30% зрения. – Меня же убьют, и всё!»

Так оно и вышло. В первый же год он был убит. Когда уходил на фронт, взял маленького семилетнего Сашу за ручку и так и дошел с ним до самой околицы – прощался. Потом уже в наши дни батюшка часто с отцом Адрианом (Кирсановым) из Печор говорили о том, что та война была попущена народу за богоотступничество. «Молиться надо, иначе снова война будет», – предупреждали они. Даже точно говорили, что если та в июне началась, то следующая месяц спустя – в июле – нагрянет, – а в каком году, это зависит от нашего покаяния.

Оставшись вдовой с тремя детьми на руках, мама работала уполномоченной по сельхоззаготовкам для фронта, завхозом в больнице, лесником. Саша (имя схиархимандрита Тихона до пострига) ей всегда по работе помогал. Тем более что ей не довелось в свое время учиться. «Какая грамота? Труда невпроворот», – настаивали тогда старики. А при продаже леса требуется клеймить деревья, вносить их номера в карточки учета – всем этим брат и занимался за нее.

Мама по характеру бойкая была. На коня, ружье через плечо – и вперед! Если видела какие-то нарушения, особо никого не наказывала. «Смотри мне! – просто приструнит. – А пенек спрячь!» – и поедет дальше. Милостивой была. Хотя нас строго воспитывала, можно сказать, в ежовых рукавицах держала. Особенно Саше доставалось, я-то с детства очень болезненный был, постоянно или по больницам лечился, или у бабушки жил.

Саша с детства был смиренным. Там из односельчан, бывало, кто-то выпивал, придут к матери на кордон (так называется домик лесника), утащат что-то, а Саше влетало. Но он никогда не отпирался, не оправдывался. «Бей меня, если виноват, – только и скажет матери, и тут же добавит: – Прости меня».

Расторопный был, смышленый. Однажды, когда матери не было, волк пробрался через ограду… Бабушка Марфа Васильевна выбежала, кидает в него поленьями, а он вцепился в нашу собаку зубами и пытается через забор с нею перепрыгнуть. Тогда Саша вышел с ружьем, прицелился – волк испугался и убежал. А у него-то даже патронов не было! Просто не растерялся, смело вышел на зверя.

Защитить кого-то, помочь слабому – это всегда было по его части. Если кому-то из старушек пенсию надо было получить, а они, неграмотные, в бумагах не разбираются, он всегда побежит, сам все оформит, принесет. Доверие к нему было безоговорочное. Особенно его старушки любили за то, что он их всех на молитву созывал. У нас там в деревне жила такая Бирюлиха, у нее у единственной дома Евангелие сохранилось. Маленький Саша мог собравшимся всю ночь Евангелие по-церковнославянски читать. «Что из этого мальчика будет?..» – удивлялись старожилы.

С детства он знал многие молитвы наизусть: «Отче наш», «Богородица Дево, радуйся», Символ веры, псалмы. О силе молитвы в семейном предании хранилось множество свидетельств. Наша бабушка по отцу, Марфа Васильевна, была очень набожной. У нее было много детей, но все они умирали в младенчестве. Когда родился Иоанн, наш папа, она пошла в тогда еще не разоренный храм к иконе Божией Матери «Скоропослушница», заказала водосвятный молебен и окропила младенца – Господь его сохранил.

А в семье мамы, когда она еще была маленькой, было дело: пропал теленок. Ее отправляют: «Иди молись!» – и, мол, пока не найдешь пропажу, не возвращайся. Она встала на место, где в последний раз видели теленка, и запела: «Да исправится молитва моя, яко (мама была неграмотная, молитвы запоминала на слух, не знала, как правильно, и вместо «яко» произносила «Яков») кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя…». И только закончила молитву, как раздается: «Му-у-у». Теленок, оказывается, там же в силосную яму упал, и его сверху травой завалило! Три дня все его искали, найти не могли. А мама помолилась – творение Божие и отозвалось на молитву ее.

А как-то раз – мама уже лесничей была – лес загорелся. «Матерь Божия! – взмолилась она. – Это ж мне тюрьма…» Как вдруг откуда ни возьмись налетела маленькая тучка и залила все дождиком именно в том месте, где полыхало пламя.

Много было чудесных явлений. Потом уже у отца Ермогена, когда он в первый раз на Святую землю выехал да до Иордана добрался, такой случай был. Встали они на сухонький бережок и стали с отцом Гурием (ныне в схиме – Варсонофием) служить молебен, как вдруг вода забурлила! Да так, что уже и все ступеньки влажными стали. Но батюшка никогда ни этого, никаких других чудес не приписывал силе своей молитвы – вот, мол, отец Гурий рядом стоял, молился…

Это с детства такое воспитание – в смирении, в послушании… Сам он был очень крепко в вере с самого детства утвержден.

О МОЕМ ПОСТРИГЕ

В Иерусалим я прилетел в январе 1999 года, когда мне исполнилось 60 лет. По совету брата я подал прошение на имя Святейшего Патриарха Алексия II с просьбой принятия на Святой земле ангельского образа. В своем прошении я писал: «Ваше Святейшество, Вы меня знаете по Пюхтице 25 лет. Если можно, благословите меня принять монашеский постриг на Святой земле». Благословение было дано по факсу, и 5 апреля того же года в Хевроне, в храме праотцев, игуменом Гурием я был пострижен в монахи с именем Никон. И здесь я был удивлён свершившимся чудом. За полгода до этого, живя в Печорах Псковских в своём домике, я видел сон.

Рака с мощами стояла на подоконнике у меня в келье, и чей-то голос сказал: «Это преподобный Никон». Открылась крышка, и старец, приподнявшись в гробнице, молча меня благословил и снова лёг. Я рассказал этот сон брату. Он спокойно ответил: «Ты пишешь иконы для храмов. То же делал преподобный Никон. Вот он и благословил тебя, и ты ему сугубо молись». Я не просил отца Гурия, как меня назвать при постриге, но он сам посмотрел в церковный календарь и сказал, что в этот день празднуется преподобный Никон, Печерский игумен. Так я получил своего нового небесного покровителя.

«О БАТЮШКЕ, ОТЦЕ ГЕРМОГЕНЕ, ОН СКАЗАЛ, ЧТО ТОТ БУДЕТ МУЧЕНИКОМ»

В детстве меня одолевали болезни, и поначалу я находился в деревне с бабушкой. А потом настолько серьезно заболел, что меня отправили лечиться в санаторий. Пробыл там пять лет, вступил в комсомол и – какой дурак! – написал Саше, служившему в то время в армии, письмо, что вернусь из санатория, и мы будем вместе нашу маму воспитывать, чтобы она забыла про церковь. Саша, будущий архимандрит Гермоген, на четыре года старше меня. В ответном письме он крепко меня отругал, но когда мы встретились, то никаких упреков я больше от него не услышал. Потому что любвеобильный он был, всех прощал. Спустя годы мы с мамой купили дом в Печорах и жили бедно, почти впроголодь. И вот ей приснился удивительный сон. Идет Иоанн Креститель с палкой, в шубе, говорит ей: «Ты мне в детстве молилась, а теперь не молишься». Она припомнила, что в селе, где мы родились, это недалеко от Чистополя, был источник в честь святого Иоанна Предтечи, куда люди ходили крестным ходом. Мама бежала за крестным ходом и плакала от умиления: ее детское сердечко было открыто для благодати. Вот и укорил ее во сне святой. А о батюшке, отце Гермогене, он сказал, что тот будет мучеником.

Когда брата назначили служить в Эстонию и вроде бы «временно» – духовником в Пюхтицкий женский монастырь, помогать отцу Петру (Серегину), это «временно» растянулось почти на три десятилетия. Благодатный был батюшка отец Петр, высокой духовной жизни! После каждой Литургии обязательно проповедь скажет – и так проникновенно, что все плакали. Потом по состоянию здоровья он ушел за штат и незадолго до кончины принял монашеский постриг. А отец Александр (в Пюхтице он был пострижен в монашество с именем Гермоген – в честь святителя Гермогена, Патриарха Московского) остался в обители единственным клириком. Более того: был и духовником, и благочинным, имел 13 приходов. Вот какая нагрузка на него легла! В воспоминаниях брата можно прочитать, что монастырей тогда было мало, и люди к ним ехали в большом количестве. Не было ни одной епархии, которую бы там не знали через паломников.

Отец наш погиб, так что моему старшему брату с детства пришлось много работать. И потом, невзирая на немощи, служить и служить… Движимый любовью к Богу, он любил и людей и старался им всячески помогать – физически, нравственно, материально. Мог отдать человеку последнее. И молитва у него была сильная… Как люди плакали, когда прощались с ним!

По материалам: ПНЛ, Монастырский вестник, Православие.Ru,

сайт писателя Александра Трофимова, Снетогорский женский монастырь.

Рассказать:

История возникновения монастыря

Храм Божий возник в 1473 году, когда монах Иоанн построил Успенскую церковь на найденных святых пещерах. Позднее церковь была разрушена и опустошена лифляндцами, но в 16 веке вновь была отстроена меценатами.

Меценаты сделали это место популярным. Они выкупали пленных из окружающих селений и, тем самым, зазывали людей молиться в божьем храме.

Благодаря славе и возросшим финансам, церковь была обнесена оборонной крепостью.

Позднее при штурмах ливонцев, шведов, литовцев и французов, она выстояла и смогла защитить местное население. В годы ВОВ она также выполняла оборонную функцию, а также принимала раненых и пострадавших.

В 1960 году была реконструирована и преображена. Теперь используется только для паломнических, просветительских и других религиозных целей.

Братия монастыря сегодня

Псково-Печерский монастырь прославился не только своими пещерами, родниками и богатой историей, но и своими старцами, входящими в братию монастыря. Многие посещали обитель только из-за них, пытаясь получить важный для себя совет и духовное наставление.

Сегодня на территории монастыря находятся множество старцев, которые стали поистине великими людьми. Они стали оплотом православия и почитаемыми духовными наставниками для множества паломников.

Старец Никон

Старец Никон — один из немногих почитаемых людей монастыря, прошедших через тернии на пути к Богу. Сегодня к нему обращаются люди за мудростью, исцелением души и направлением на праведный путь.

Он проводит духовно обогащенные литургии и сам старается в них принимать участие. С удовольствием принимает гостей и старается уделить время каждому, выслушав их историю и попытавшись им помочь не только словом, но и делом.

Отец Адриан

До недавнего времени отец Адриан жил и читал проповеди в монастырской обители, принимал паломников и духовно воспитывал детей. Он прожил 97 лет.

Все, кто его знал, отзывался о нем как о мудром духовнике и старце, который призывал людей больше бывать в храме и молиться.

По отзывам известно, что он смог помочь больше тысячи страждущим и даровал им спокойствие души, ответив на все их вопросы и дав дельный духовный совет.

Отец Филарет

Отец Филарет, как и старец Никон, сегодня проживает в монастырской обители и читает проповеди паломникам. По словам знающих его людей, он праведен и благочестив, всегда готов помочь и поддержать людей, которые приходят к нему.

Как и Никон, он старается большую часть времени посещать себя молитве, но активно принимает гостей, давая им поделиться тем, что тревожит, и помочь им обрести душевное спокойствие.

Погост Камно

Первую остановку сделали в 5 километрах от Пскова на погосте Камно. Ирина Валерьевна ещё в автобусе начала рассказывать о боевой истории этого места. В честь победы над ливонскими рыцарями ещё в XV в. здесь был построен храм Святого Георгия. Значительно позже кладбище огородили каменной оградой. Сегодняшняя известность к погосту Камно пришла с настоятелем храма протоиереем Валентином Мордасовым. Он служил здесь с 1986 по 1998 год.

Омовение в святом источнике

Но сначала наша группа по крутой лестнице спустилась в глубокий овраг, где находились купальни источника святого великомученика Георгия Победоносца.

Наш гид рассказала нам, что воду этого источника отец Валентин освятил по чину Иорданской купели. Источник исцеляет множество телесных и духовных болезней. Почти все женщины нашей группы (и Лена в их числе), а также и трое мужчин (включая меня) совершили омовение в его холодных водах. Все мы взяли благословение у отца Михаила, который и сам с молитвой искупался. Ощущения после купания были великолепными. Погода была солнечной, но дул довольно холодный ветер. После купели я никакого холода не чувствовал.

Могила протоиерея Валентина Мордасова

Затем мы поднялись наверх, и подошли к могиле Валентина Мордасова.

Прослушали подробный рассказ о праведной жизни протоиерея, его наставлений. К нему приезжало множество людей не только из России, но из Белоруссии, Молдовы и других республик бывшего СССР. Мы помолились, потом приложились к кресту. Отец Михаил каждого помазал маслом из лампадки.

Церковь Георгия Победоносца

После этого началось наше знакомство с храмом Святого Георгия.

Гид Ирина увлечённо рассказала о совершенно уникальных православных святынях, которые находятся здесь. Икона, у которой исповедовал батюшка В. Мордасов, после его смерти чудесным образом обновилась. Показала мироточащие иконы: образ спасителя и Икону Богородицы “Знамение”. Но мы с дочерьми особенно рады были встрече с камнем, который привезён с Нового Афона (Абхазия). Он взят с места мученической смерти Апостола святого Симона Канонита. В прошлом году мы были в Абхазии и своими глазами видели кровавые следы на месте казни.

Паломничество и экскурсии в Пещеры

Псково-Печерская обитель активно на протяжении всего года посещается христианскими паломниками. Сюда едут не только за духовным наставлением, но и за посещением пещер.

Экскурсии проводятся мирскими экскурсоводами и монахами. В них входит общий осмотр достопримечательностей обители, посещение особого закрытого места над пещерами и само посещение пещер.

При этом можно увидеть и прикоснуться к мощам в Ближних пещерах, а также посетить Дальние пещеры. В последние можно попасть только в групповой экскурсии.

Для совершения паломнического осмотра монастырского комплекса, нужно заранее выбрать подходящее время, позвонить в храм и договориться о приезде. Также можно воспользоваться сайтами паломничества, где люди собираются в группы и организованно посещают обитель.

Богом зданные пещеры

Псково-Печерская обитель – одна из православных святынь Руси, которую старается посетить любой верующий человек. Непостижимая тайна монашества и чудо обители заставляют прикоснуться и приблизиться к просвещению и пониманию многих истин. Богом зданные пещеры – ядро монастыря.

Иноки каждый день собираются здесь для молитвы об усопших. Но несколько веков назад, когда были найдены захоронения, монахи здесь жили. Особенность ходов в постоянной температуре. Зимой здесь тепло, а летом прохладно. Помимо этого необъяснимого факта удивляют и другие моменты. Запаха разложения тела здесь нет. Пещеры находятся на глубине 15-10 метров. В них насчитывается уже боле 10 тысяч захоронений. Для непросвещенного человека цифра кажется преувеличенной, ведь на экскурсии паломники видят от силы несколько сотен имен. Ответ прост. Туристам показывают лишь мизерную часть удивительного места.

На улицах намоленного подземелья нет света. Поэтому при входе посетителям раздают свечи. Они и помогают разобрать надписи на табличках и даже заглянуть туда – в саму пещеру, где находятся гробы. Страха не возникает, и даже когда инок-экскурсовод открывает дверь-икону, то за ней видно гробы, которые устанавливаются друг на друга.

Стены и потолок Богом зданных пещер состоят из песчаника. Никогда осадочная порода не обрушалась. Среди людей, которые захоронены в монастыре — представители родов Пушкина, Кутузова, Плещеева, Назимова, Мусоргского. Но сейчас здесь хоронят исключительно монахов.

В выходные паломников желающих исповедоваться так много, что очередь желающих находится на улице. Благодать ощущается везде: утром на братском молебне, на Таинстве Исповеди и самом Причастии.

Есть возможность после литургии получить благословение у старца. Вот и в этот раз старец Никон давал наставления, вразумлял. Он словно видел каждого человека насквозь. И общение с умудренным сединами в схиме монаха, становился для некоторых откровением и уроком. Одна из женщин, задав вопрос, получила порицание: «Почему совсем в храм не ходишь, не молишься».

Источники монастыря

Окрестности монастыря богаты священными природными источниками, вода в которых обладает целебными свойствами. Один из самых известных источников назван в честь мученика Корнилия.

Он стал известен при первом посещении этих мест Иоанна и его супруги Вассы. Сегодня святыня располагается под навесом из дерева, слева от входа в обитель. Его воды омываются тремя ручейками. Набрать воду можно специальным механическим насосом. Вход на территорию святого места бесплатный и доступен всем желающим в любое время.

Второй источник святой воды назван в честь Вассы. Он находится в деревне Малы, около Рождественского храма. Последний находится в городе, неподалеку от храма. Назван в честь Иоанна Крестителя.

Кроме источников, территория монастыря усыпана изборскими водопадами. Находятся они в городе Изборске.

Попасть к ним можно на автобусе из города Печоры. Воды этих водопадов местные также считают целебными.

Что значит кровавый путь в Псково-Печерский монастырь

Кровавым путем в монастырь является путь игумена Корнилия. Игумен Корнилий был настоятелем монастыря, жил и активно проповедовал при правлении Ивана Грозного.

По преданию, когда Иван IV решил посетить христианское место, Корнилий неправильно повел себя с царем и тот убил его, снеся его голову острием меча. Голова покатилась до конца дороги, ведущей к монастырю, и оставила кровавый след.

Позднее царь раскаялся в своем поступке и преподнес щедрые пожертвования монастырю после захоронения старца.

Дорога в иноческий мир

Псково-Печёрский монастырь – единственная обитель России, никогда не закрывавшаяся. Она расположена в котловине, окруженная возвышенностями. С одной из них – вход в иноческий мир, особый город монахов, к жизни, которой нужно относиться с особым почтительным отношением.

Одна из фотографий с монахом удалена — слишком сурово и даже с некоторой болью прозвучали слова инока: «А вдруг фотографию со мной вы разметите непонятно где». После этих слов приходится выбирать особые ракурсы, чтобы не искушать монахов и не получить очередной нагоняй.

Дорогу от ворот до церкви Успения назвали Кровавой, после визита в монастырь Ивана Грозного. В 1570 году царь был зол на игумена Корнилия, что когда тот встретил его у входа. Мученическая смерть старика произошла от жесткости Ивана IV – он отрубил мечом голову. Гнев сменился раскаянием — царь сам понес бездыханное тело в храм. Кровь капала на дорогу, а прихожане прозвали ее кровавой.

Но для сегодняшних верующих, вид, который открывается от ворот храма, удивляет своей красотой, да и многие так и не знают, что именно здесь несколько веков назад разыгралась ужасная трагедия. На данный момент Корнилий причислен к лику святых.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: