Жития святых
Дай мне узнать, что Ты Бог. и что нет иного кроме Тебя, чтобы мне не преклониться к вражьему совету.
С этими словами он увидал, что лик Христа на иконе светится как солнце, и при сем обонял благоухание несказанное. В ужасе упал он на землю, говоря:
— Прости меня, Владыка, что я искушал Тебя, сомневаясь в Тебе, Боге моем, теперь я верую, что Ты Един Бог и Создатель всей твари.
Лежа на земле, он повернул голову и посмотрел на образ Спаса и увидел чудо: образ Господень двигал глазами и бровями, как бы живой человек. Нифонт воскликнул:
— Благословен Бог мой и благословенно славное имя Его ныне и вовеки, аминь!
С того времени сошла на Нифонта благодать Божия, ибо прошли уже четыре года испытания его; после сего у него всегда было веселое и светлое лицо, так что некоторые недоумевали и говорили:
— Что это значит, столько лет он ходил угрюмый, а теперь радуется и весел?
У святого же явилось мужество против бесов, насмехаясь над ними, он говорил:
— Где те, кто утверждали, что нет Бога? И побеждал их постоянною молитвою. Размышляя о своих прежних грехах, он сказал себе:
— Пойдем, грешный Нифонт, в церковь, исповедуем грехи наши Господу, там ожидает нас Отец щедрый.
И пошел он в церковь. Подойдя к церковным дверям, Нифонт поднял руки кверху и с горьким стенанием воскликнул:
— Приими, Господи Иисусе Христе, Боже Мой, меня, умершего душою и умом, Приими сквернослова и грешника, оскверненного душою и телом, и не отврати Лица Твоего, не говори, Владыко: не знаю, кто ты, но вонми гласу моления моего и спаси меня, ибо Ты не хочешь смерти грешников, и я не отступлю от Тебя, пока Ты не услышишь меня и не дашь прощения моим согрешениям.
Во время этой молитвы, вдруг послышался сильный шум с неба, и святой в восторге увидел лицо светлого мужа, явившееся в облаке, и были видны протянутые руки, которыми он обнял блаженного, как некогда отец блудного сына (Лк. 15:20), и целовал его в шею, говоря:
— Хорошо ты сделал, что пришел сюда, скорбящее чадо Мое! Много Я печалился и тужил о тебе, как горело Мое сердце ожиданием, когда ты обратишься ко Мне, вечером ли, утром ли; теперь Я радуюсь, теперь веселюсь, видя, что ты обратился ко Мне всем сердцем.
Это рассказал впоследствии Нифонт своему ученику, и при этом сильно плакал. После сего, когда он молился опять, явился ангел Божий с чашею, полною мира, которое он возлил на главу его, и наполнилось благоуханием то место, также, когда он бил себя по телу, причиняя себе раны, ангел сошел и кадил вокруг него, распространяя в том месте благоухание.
Настолько просветились духовные очи у блаженного Нифонта, что он знал тайну сердец человеческих, он беседовал с ангелами явно, как с друзьями, и явно видел бесов. Однажды на пути из церкви святой Анастасии в свою хижину, он увидел у ворот дома одной блудницы ангела в виде юноши, горько плачущего, и спросил его о причине слез. Тот отвечал:
— Я дан Богом на сохранение одному человеку, который спит теперь в этом доме с блудницею и тем жестоко оскорбляет меня, не могу видеть беззакония, которое он делает, как же мне не плакать, когда я вижу, в какую тьму погрузился образ Божий.
Блаженный сказал ему:
— Отчего же ты не накажешь его, чтобы он отстал от греха?
— Я не имею возможности, — отвечал ангел, — приблизиться к нему, так как с тех пор, как он начал грешить, он — раб бесов, и я не имею над ним власти: ибо Бог сотворил человека со свободной волей и показал ему узкий путь и широкий, чтобы он ходил, по какому хочет.
Тогда святой Нифонт сказал своему ученику:
— Ничего нет мерзостнее блудного греха, однако, если блудник покается, то Бог примет его скорее других беззаконников, потому что грех этот является от самой природы, по внушению диавола, а изгоняется эта страсть прилежною молитвою, строгим постом и различным умерщвлением тела.
Видно было святому и то, как бесы ходят в народе и искушают людей, внушая им осуждение, клевету, ссоры и различные скорби. Однажды он увидал одного человека за работой, и вот пришел к нему бес и начал шептать ему на ухо, неподалеку работал другой человек, пришел бес и тому пошептал на ухо, тогда они, оставив работу, начали ссориться. Блаженный же, встав, сказал:
— О бесовский соблазн! Как ты сеешь вражду между людьми!
Однажды напал на него бес тщеславия и говорил:
— Ты теперь начнешь творить знамения, и прославится имя твое по всей земле, потому что ты угодил Богу.
Блаженный же сказал тому бесу:
— Подожди, и я тебе сотворю знамение.
И, найдя камень перед собою, он сказал:
— Тебе говорю, камень, пойди отсюда и перенесись в другое место.
Но камень лежал неподвижно. Тогда святой сказал бесу:
— Вот твой дар, диавол!
И плюнул ему в лицо, потом помолился, и диавол тотчас исчез. В другой раз Нифонт видел одного церковнослужителя, сзади которого шел бес, внушая ему скверные и хульные мысли, человек этот, чувствуя на себе козни бесовские, часто обертывался и плевал на беса. Блаженный сказал лукавому духу:
— Перестань, диавол, смущать рабов Божиих! Какая тебе польза от того, что эта душа пойдет в погибель?
Бес отвечал:
— Нам от этого нет пользы, но у нас есть приказ от царя нашего и князей, властвующих над нами, бороться с людьми. Если же князья узнают, что мы не боремся с людьми, то жестоко бьют нас.
Еще раз видел блаженный одного инока, идущего и шепчущего молитву, а из уст его вылетало огненное пламя и достигало до неба, с ним шел и ангел его, с огненным копьем в руках, которым он отгонял бесов от того инока. Накануне праздника Воскресения Христова, вечером в Великую субботу стоял Нифонт в церкви с народом и увидел Пречистую Богородицу с апостолами и множеством святых, Которая пришла в церковь и с материнской любовью смотрела на присутствовавших людей. Если Она видела кого из них заботящимся о своем спасении, то очень радовалась, а смотря на нерадивых, качала головою и плакала, однако, простерши руки, молилась обо всех Богу, чтобы все получили спасение. Видя это, преподобный несказанно обрадовался, что не оставляет христиан Пречистая Богородица, но постоянно помогает им, и ему самому Она была помощницей и защитницей.
Однажды, когда Нифонт спал, внезапно явился диавол с оружием в руке и бросился на него, с намерением убить его, но, остановленный силою Божиею, он не мог ничего дурного сделать святому и отбежал прочь, скрежеща зубами и говоря:
— О Мария! Ты всегда прогоняешь меня от этого жестокого для меня человека!
Преподобный имел дар своими словами наставлять и утешать скорбящих. Один брат пришел к святому в печали и спросил:
— Что мне делать, отче? Сильно смущают меня злые бесы: ем ли я, пью ли, или стою на молитве, — они внушают мне в сердце то ереси, то хулы тяжкие на Господа моего Иисуса Христа и Пречистую Его Матерь, и на святые иконы, боюсь я, что сойдет когда-нибудь огонь с неба и сожжет меня живым.
Святой отвечал ему:
— Приими, брат, мой совет. Когда море волнуется, какие оно поднимает волны и разбивает о камни; волны же опять возвращаются в море: так и помыслы злые, посылаемые диаволом, действуют на человеческую душу, и если человек послушает его совета и последует ему, то погибает, как погибли многие, покорившись ему. Если же кто в борьбе с дурными помыслами не уступает, а еще больше мужается и сопротивляется им, презирая беса, то злоба беса возвращается на него самого, человек же тот получает награду от Бога. И ты, чадо, терпи, сопротивляйся бесу молитвою и постом, и он скоро убежит от тебя, берегись клеветы и гнева, они всего более вызывают хулы.
Так, наставив брата, отпустил его с миром. Не был лишен преподобный и дара исцелять недуги. Пришла к нему какая-то женщина с зубной болью и умоляла святого исцелить ее. Он сказал ей:
— Мы люди грешные и скверные, и не можем тебя исцелить, если Сам Бог не умилосердится над тобою.
И с этими словами Нифонт пошел в церковь, помолился и, взяв масла из лампады перед иконою Пресвятой Богородицы, помазал лицо больной по всей опухоли, — и тотчас боль прекратилась; исцелившись, женщина та ушла, славя Бога. И другую женщину, доставлявшую ему ранее пищу, когда она сделалась больной и была близка уже к смерти, он исцелил молитвою, и она стала здорова. Прозорливыми очами он видел и души человеческие, по исшествии их из тела. Однажды, стоя в церкви святой Анастасии на молитве, он поднял глаза к небу и увидел отверстые небеса и много ангелов, из которых одни сходили вниз на землю, другие шли вверх, неся на небо человеческие души. И вот, видит он, идут два ангела вверх, неся какую-то душу. И когда приблизились они к блудному мытарству, вышли мытари-бесы и сказали с гневом:
— Это наша душа, как вы смеете нести ее мимо?
Ангелы отвечали:
— Какой у вас знак на ней, что вы считаете ее своею?
Сказали бесы:
— Она до смерти оскверняла себя грехами, не только естественными, но даже и противоестественными; кроме того, она осуждала ближнего, и умерла без покаяния. Что вы на это скажете?
— Мы не верим, — ответили ангелы, — ни вам, ни отцу вашему диаволу, пока не спросим ангела-хранителя этой души.
Когда же его спросили, тот сказал:
— Правда, много грешила эта душа, но когда заболела, начала плакать и исповедывать грехи свои Богу; и если простил ее Бог, то Он знает почему: Он имеет власть. Слава Его праведному суду!
Тогда ангелы, посрамив бесов, вошли с душою в небесные ворота.
Потом увидел блаженный, что ангелы несут еще другую душу, а бесы выбежали к ним и кричат:
— Что вы, носите души, не узнав их, как, например, несете и эту — корыстолюбивую, злопамятную, разбой произведшую!
Отвечали ангелы:
— Мы хорошо знаем, что, хотя она и сделала все это, но плакала и горевала, исповедывала грехи и подавала милостыню; за это простил ее Бог.
Бесы же начали говорить:
— Если уже эта душа достойна милости Божией, то возьмите и берите грешных со всего мира! Чего же мы будем трудиться!
Отвечали на это ангелы:
— Все грешники, исповедующие свои грехи со смирением и слезами, получат прощение по милости Божией, а кто умирает без покаяния, тех судит Бог.
Так посрамив лукавых духов, ангелы прошли мимо. Еще увидел святой, как несли душу одного боголюбивого человека, целомудренного и милостивого, любившего всех; бесы, увидев ее издали, скрежетали зубами, а ангелы Божий выходили ей навстречу из небесных ворот и так приветствовали ту душу.
— Слава Тебе, Христе Боже, что Ты не оставил ее в руках вражиих, но избавил ее от преисподнего ада.
Через некоторое время блаженный Нифонт увидел, как бесы влекли душу в ад. Это была душа одного раба, которого господин изнурял голодом и бил; он не стерпел такого мучения, и, по наущению беса, взял веревку и удавился. Ангел же хранитель его шел вдали и горько плакал, а бесы радовались. Плачущему же ангелу было поведено Богом идти в город Рим и охранять одного новорожденного младенца, которого там в это время крестили. Преподобный видел и еще одну душу, которую несли в воздухе ангелы, а их встречали полчища бесов; не дошли они и до четвертого мытарства, как бесы отняли из рук святых ангелов ту душу и с поруганием бросили в бездну. Это была душа одного клирика церкви святого Елевферия; этот клирик постоянно прогневлял Бога блудом, чародейством и разбоем, умер же он внезапно без покаяния, и была радость бесам.
Преподобный построил церковь в Царьграде во имя Пречистой Богородицы, жил при ней и многих неверных обращал ко Христовой вере. Не перенес диавол того, что Нифонт многих отвлек от бесовского соблазна, и пришел к нему со множеством бесов, около тысячи; они ночью напали на святого и хотели мучить; все его жилище было полно бесов. Он же силою крестною запретил им и, с помощью Божией и пособием святого ангела, взял каждого из них по одному, давая им по тысяче ударов, пока они не поклялись ему не подходить даже к тому месту, где произносится имя Нифонта.
Беседуя однажды с братией о пользе душевной, Нифонт вспомнил следующее.
«Был, — рассказывает он, — в этом городе, у одного знатного человека раб, по имени Василий, ремеслом портной, дурного нрава, сквернослов, непокорный и скоморох; он проводил все свое время в играх и в плотских нечистых грехах с прелюбодеями и не слушал наставлений своего господина. Дивным же Промыслом милосердного Владыки, он получил спасение таким образом: попущением Божиим за людские грехи случился большой голод, и начали хозяева прогонять от себя своих рабов по недостатку пищи; прогнал и Василия господин его. Ушел Василий и в первый же день продал одежду, чтобы достать себе пищи, потом начал ходить нагим и просить милостыню, а была тогда зима, и он мерз и трясся от стужи. Наконец, он в изнеможении лег на одной улице, через некоторое время у него отгнили пальцы на ногах, а потом и самые ноги. Василий все терпел, считая это наказанием за свои грехи, и ничего не говорил, кроме как: «Слава Богу за все!» Так пролежал он два месяца на улице, без крова, плача и рыдая о грехах. Случайно шел той дорогой один христолюбец, по имени Никифор. Увидев страдальца Василия, он велел своим рабам отнести его в свой дом, где с любовью успокоил его, своими руками постелил ему постель и накормил его. Через две недели, в субботу, больной Василий начал говорить:
— Радостен для меня ваш приход, ангелы святые, отдохните немного и пойдем.
Они же сказали:
— Нет, иди скорее, ибо тебя зовет Господь.
— Немного подождите, — отвечал Василий, — пока отдам долг, взял я взаймы у одного друга моего десять медниц и до сего времени не отдал, как бы меня не задержал за это на воздухе диавол.
И ангелы ждали, пока Василий, собрав десять медниц, не послал их тому, кому был должен, и тогда он предал дух свой Богу.
— Вот видите, дети, — закончил свой рассказ Нифонт, — каковы судьбы Божий и как, по Своему желанию, спасает Он грешника».
Пришел однажды блаженный с учеником своим помолиться в церковь, которая примыкала к так называемым палатам Апония, где святитель совершал божественную службу, и вот отверзлись у святого духовные очи, и увидел он огонь, сошедший с неба и покрывший алтарь и архиерея; во время же пения трисвятого, явились четыре ангела и пели вместе с певцами. А когда читали апостольское послание, он увидел святого Апостола Павла, наблюдающего за чтецом сзади, когда же начали читать Евангелие, то слова, как светильники, поднимались к небу. Во время перенесения даров, открылась церковная завеса и раскрылось небо, и ощущалось чудное благоухание, потом стали сходить вниз ангелы с пением: «Слава Христу Богу!» Они принесли прекрасного отрока, поставили его на дискос6, а сами окружили престол и служили честным дарам, два же серафима и два херувима, паря над его головою, покрывали своими крылами. Когда наступило время освящения даров и совершения страшного таинства, один из светлейших ангелов приступил и, взяв нож, заколол отрока, кровь он выпустил в святую чашу и, положив отрока на дискосе, сам стал снова с благоговением на свое место. Потом началось причащение Божественных Тайн, и увидел блаженный, что у одних из причащавшихся были лица светлые, как солнце, а у других темные и мрачные, как у эфиопов. Стоявшие туг ангелы смотрели, как кто приступает, и увенчивали причащавшихся достойно, а от недостойных отворачивались и гнушались ими. По окончании святой службы, он увидел, что отрок вдруг опять оказался целым — на руках ангельских, и вознесся на небо. Это впоследствии сам преподобный рассказывал своему ученику, который и записал это на пользу многим.
Однажды святой, идя в церковь Пресвятой Богородицы, которую он сам построил, увидел, что по дороге идет эфиоп, очень печальный, это был князь бесовский, шли за ним и другие бесы. Когда они подошли ближе и услышали церковное пение, то начали меньшие бесы бранить своего князя, говоря:
— Смотри, как имя Иисусово прославляется теми, которых мы когда-то держали в своей власти, — где же наша сила? Ее одолели, и царство наше разрушилось. Так поносили бесы своего князя, а он сказал им:
— Не печальтесь, не унывайте, я скоро так сделаю, что оставят христиане Иисуса и будут славить нас.
Они отошли немного и встретили тридцать мужей; князь бесовский подошел к одному из них и пошептал ему на ухо, — и тот помутился в уме, начал срамословить, смеяться и петь бесстыдные песни, потом встретили музыканта, который шел и играл. Блаженный увидал, как один эфиоп связывает всех одной веревкой и тащит за музыкантом, и все они пошли с пляской за ним, много народу пристало к ним, и пошли дальше, — и плясали, и пели срамные песни: ибо бесы тащили их, зацепив за сердце. Один же богатый человек, смотревший из своего дома, дал музыканту медную монету, чтобы поплясали перед ним. Когда музыкант положил монету в свой карман, то бесы взяли ее и послали в ад к отцу своему сатане и сказали ему:
— Радуйся, отец наш! Это Алазион, князь наш, прислал тебе жертву, которую принесли наши враги — христиане, дав медных денег за игры.
Взяв ее, сатана обрадовался и сказал:
— Старайтесь, дети, чтобы росла наша жертва, и побеждайте христиан.
И потом опять возвратил монету в карман музыканту. Блаженный же Нифонт, видя это духовными очами, с горечью сказал:
— О, горе приносящим через игры жертву бесам!
И наставлял слушателей, чтобы береглись скверных и бесчинных игр, так как они — от диавола. Однажды, после молитвы, святой был в состоянии духовного восторга и увидал обширное поле, одинаковой длины и ширины, и на нем стояло множество эфиопов, разделенных на полки, всех полков было триста шестьдесят пять — по числу тяжких грехов. Один самый темный эфиоп пересчитывал воинов, устраивая полки, будто к битве, и говорил:
— Смотрите на меня и не бойтесь ничего: сила моя будет с вами!
Несколько бесов принесли множество различного оружия и раздали по полкам. Потом диавол дал каждому полку силу волшебства и чары, и пустил их по всей земле на Церковь Христову. Когда блаженный Нифонт смотрел на это, вдруг он услышал голос:
— Обратись, Нифонт, на восток и смотри.
Он обернулся и увидел чистое и прекрасное на вид поле и на нем еще больше, чем эфиопов, стояло бесчисленное множество, — сотни тысяч, — воинов в белых одеждах, все вооруженные, как на битву. Затем явился муж, светлее солнца, и сказал:
— Так повелевает Господь Саваоф: идите по всей земли, помогайте христианам и охраняйте их жизнь.
Увидев это, преподобный прославил Бога, помогающего Своей церкви.
Преподобный Нифонт приближался уже к старости. Настало время восприять ему святительский сан, который был ему предсказан от Бога в следующем видении. Он увидел какое-то поле, наполненное великим множеством овец, — пастуха же у них не было. Блаженный подумал:
— Что же, неужели эти овцы без пастуха не боятся волка? Тотчас явился муж святолепный, подобный святому Апостолу Павлу, и сказал:
— Что ты стоишь без дела и смотришь на царских овец, почему ты не пасешь их?
Отвечал блаженный Нифонт:
— Разве я буду пасти царских овец? Я незнаком с этим делом и весьма слаб.
А явившийся сказал:
— Царь велел тебе пасти их недолго, а потом, почив, ты получишь великую награду.
И с этими словами дал ему жезл, поручил ему овец и ограду и ушел. Очнувшись, блаженный подумал: «Что это значит?» — и понял, что являвшийся ему муж был святой Апостол Павел, овцы — люди, а ограда — церковь, он очень испугался, как бы не поставили его епископом в царствующем городе7. И сказал себе Нифонт: «Так ли я умолил Бога, чтобы ни над кем не властвовать мне? И вот Он хочет мне дать власть! Поступлю, как пророк Иона (Иона 2), и убегу отсюда!» Взяв своего ученика, он вышел из своей кельи и сел на корабль. При тихом ветре, корабль быстро достиг Александрии, где тогда был патриархом Александр8, правивший церковью после Петра, пострадавшего за Христа при Диоклитиане. В тот же день пришли жители города Констанции с острова Кипра и просили патриарха Александра поставить им епископа, кого он найдет достойным, ибо преставился их пастырь, по имени Христофор, муж святой и почтенный. Патриарх же сказал им:
— Подождите немного, пока Бог укажет мне такого человека.
И в ту же ночь патриарх увидел святого Апостола Павла, который спрашивал его:
— Кого ты поставишь епископом в город Констанцию?
Патриарх отвечал:
— Не знаю: кого Бог изволит.
Явившийся сказал:
— Бог укажет тебе достойного, только будь завтра со всем клиром в церкви и смотри на входящих: и кого увидишь во всем похожего на меня, тому и вручи паству.
Наутро патриарх сидел в церкви и смотрел, кто из входящих будет похож на являвшегося. Нифонт же, ничего не зная о сем, пошел в церковь и говорил на пути ученику:
— Чувствую на сердце какую-то печаль и радость: не произойдет ли чего с нами!
И с этими словами он вошел в церковь. Увидев его, патриарх сказал своему архидиакону:
— Посмотри, Афанасий, не похож ли этот человек лицом на образ святого Апостола Павла?
— Да, отче, — отвечал архидиакон, — действительно так, и достоин пасти Церковь Христову: я вижу, что идет с ним ангел Божий и беседует, кроме того, и венец из драгоценных камней виден на его голове.
Тогда патриарх подозвал святого, приветствовал его, и они сели. Архидиакон сказал с улыбкой Нифонту:
— Отчего ты бежал, отче, к тому теперь пришел против своего желания.
Когда же блаженный узнал, что с ним будет, то сказал со вздохом:
— Горе мне! Грешен я и недостоин принять такую власть!
Патриарх отвечал:
— О, если б я так недостоин был!
И с этими словами встал, и начал божественную литургию, и посвятил преподобного Нифонта в степень клирика, потом в течение нескольких дней посвятил его в диакона и пресвитера, после же возвел его и в архиерейский сан, при всеобщей радости о таком пастыре, явленном Богом. По поставлении своем во епископа, Нифонт пробыл в Александрии три дня, беседуя с бывшими там святыми мужами. После сего патриарх отпустил Нифонта на его престол, послав с ним для оказания ему чести своего архидиакона и других святых мужей. Они прибыли в Кипрский город Констанцию четвертого сентября, посланные, вручив ему паству, возвратились в Александрию, славя Бога. Святитель же Божий Нифонт начал прилежно пасти стадо Христово и заботиться о спасении верующих. Он был отец сиротам и вдовам, безвозмездный врач больным и благодетель немощным, при этом сотворил он разные чудеса, которых и переписать всех невозможно, за сие он очень был любим и почитаем всеми. Неусыпно заботясь о пастве, увидел он однажды большего эфиопа, опиравшегося на жезл, будто в печали, он шел в город и часто отдыхал на пути. Святой понял, что это диавол, и закричал ему.
— Тебе говорю, скверный, зачем и как ты смел прийти сюда?
Эфиоп посмотрел на него с гневом, будто хотел его съесть, и сказал:
— Я услышал, что ты здесь, и пришел сокрушить тебя с твоими овцами.
Святой же сказал ему:
— Немощной! Ты сам сокрушен и меня ли хочешь сокрушить? Я видел, как один подвижник боролся с вами, и тридцать ваших бесов изнемогли в борьбе с ним, кто же не посмеется над вашей немощью!
— Не удивляйся этому, — сказал диавол, — если бы я имел прежнюю силу, мне бы ничего не стоило сокрушить тебя, но с тех пор, как Иисус был распят, я действительно немощен.
Святой отвечал:
— И теперь, если я помолюсь моему Христу, то что с тобой будет, бесстыдный?
— Я знаю, — отвечал диавол, — что ты многое можешь, но не делай мне зла, я уйду из твоего города и больше не стану подходить к нему.
Увидев это, святитель возблагодарил Бога, что Он хранит его и соблюдает паству его от лукавого беса.
После недолгого управления Церковью Христовою, святой Нифонт приблизился ко времени своей кончины, которую он предузнал за три дня. Пришел тогда к нему и великий Афанасий, бывший прежде архидиаконом, а потом, по смерти Александра, занявший престол Александрийской церкви9. Ему заблаговременно было возвещено Богом о близкой кончине Нифонта, и он пришел посему со всем клиром своим в последний раз проститься с угодником Божиим. Нифонт, увидев Афанасия, спросил его:
— Зачем ты трудился, блаженный отче, приходить ко мне, грешному человеку?
— Я узнал, — отвечал Афанасий, — что ты завтра уходить в вышний Иерусалим, и пришел побеседовать с тобой, прошу тебя, когда предстанешь перед престолом Божиим, помяни и меня там, чтобы и мне получить милость от Господа.
— И ты, отче, — сказал святой, — когда совершаешь божественные службы, поминай и мою худость.
В эту же ночь святой Нифонт долго молился о себе и о своей пастве. И явился ему ангел Господень с утешением и известием, что ему уготован вечный покой. Во время утреннего пения он начал тяжко страдать от телесной болезни, и посему сказал своему ученику:
— Чадо, постели мне рогожку на земле.
И когда ученик исполнил его приказание, Нифонт лег на нее совсем больной. С наступлением дня, пришел к нему Афанасий Великий и, сев около него, спросил:
— Отче, есть ли какая польза от болезни человеку, или нет?
Святой ответил:
— Как золото, когда его жгут на огне, отлагает ржавчину, так и человек, болея, очищается от грехов своих.
Потом, немного помолчав, заплакал, а затем улыбнулся, и просветлело его лицо, и сказал он:
— Приветствую вас, ангелы святые!
Немного спустя, он сказал:
— Радуйтесь, святые мученики! И еще больше просветилось его лицо. Через некоторое время он еще сказал:
— Благодать вам, блаженные пророки!
Тогда открылись духовные очи и у Афанасия святого, и увидел он, что блаженного приветствуют все лики святых, каждый отдельно. Потом Нифонт радостно сказал:
— Приветствую вас священники, преподобные и все святые! — и умолк. Вскоре он воскликнул:
— Радуйся, Обрадованная, красный мой свет, помощница моя и крепость, прославляю Тебя, Благая, ибо я помню милость и благодать Твою!
После сего он умолк, и просветилось лицо его, как солнце, так что ужаснулись все присутствующие. Ощущалось и ароматное благоухание, а вскоре послышался голос с неба, призывающий его в вечный покой. Так предал он честную и святую душу свою в руце Божии декабря в 23-й день. Плач и горькое рыдание было во всем городе, и погребли святого Нифонта с почестью в великой церкви святых апостолов, славя милосердого к грешникам, дивного во святых, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и вовеки веков. Аминь.
__________________________________________________________________
1 В северной части Малой Азии.
2 Протовестиарий — одна из должностей императорского константинопольского двора. Протовестиарий имел главный надзор за царскою одеждою (гардеробом).
3 Здесь разумеется святая мученица Анастасия Узорешительница, память которой празднуется 22 декабря.
4 Ср. 1 Кор. 8:8.
5 Выражение Пс. 21:1.
6 Дискос (греч. — блюдо, тарелка) — блюдо, на котором полагается агнец, т.е. та часть просфоры, которая на литургии, по призывании Святого Духа, претворяется в истинное тело Христово. Во время проскомидии, при изъятии агнца из просфоры и положении его на дискос, вспоминается Рождество Господа, и дискос знаменует собою ясли, в которые был положен младенец Иисус. Посему на дискосе иногда изображается младенец Богочеловек, лежащий в яслях. Но, вместе с тем, на проскомидии, при надрезывании агнца на дискосе и по перенесении даров с жертвенника на престол, вспоминается страдание Господа на кресте, Его смерть, положение во гроб, и дискос знаменует Голгофу и гроб Спасителя.
7 Т.е. в Константинополе.
8 Святой Александр был патриархом в Александрии с 312 по 326 г.; память его празднуется 29 мая.
9 Святой Афанасий Великий, — патриарх Александрийский с 326 г.; сей великий святитель был ревностным защитником православия против еретиков ариан. Святой Афанасий оставил много сочинений, представляющих собою вековечный памятник несокрушимости православия никакими врагами. Скончался в 373 г. Память его празднуется церковью 18 января и 2 мая.
Источник: www.vidania.ru/saints/zitiya_svyatyh_dimitriya_rosrovskogo/zitie_nifonta_kiprskogo.html
Биография
Родился в семье священника Преображенской Липникской церкви Кирилловского уезда.
Получил образование в Новгородской духовной семинарии. В 1906 году поступил Московскую духовную академию.
3 апреля 1910 года, обучаясь на IV курсе академии, пострижен в монашество и вскоре рукоположен во иеромонаха.
В том же году окончил академию со степенью кандидата богословия и назначен учителем в Соловецкий монастырь.
С 18 июля 1911 года — преподаватель Тифлисской духовной семинарии.
С 10 сентября 1911 года — преподаватель Саратовской духовной семинарии.
С 28 августа 1912 года — смотритель Петровского духовного училища в Саратовской губернии.
23 апреля 1918 года хиротонисан во епископа Балашовского, викария Саратовской епархии.
В 1919 и 1921 годах подвергался репрессиям. Назначение его в 1919 году епископом Череповецким, викарием Новгородской епархии, не подтверждается документально.
С 1919 по 1920 годы жил в селе Красная речка Саратовского округа.
С 1921 по 1927 года жил в Сталинграде. В 1921—1923 годы придерживался политического нейтралитета. Несмотря на это, он и его немногочисленные сторонники подверглись репрессиям.
С 1922 года — епископ Могилёвский.
В 1925—1927 годах — епископ Сталинградский.
В 1927 году — епископ Вязниковский. С мая по сентябрь 1927 года временно управлял Владимиро-Суздальской епархией.
В сентябре 1927 года назначен на Владивостокскую кафедру. В связи с начавшимися протестами и выступлениями духовенства против декларации митрополита Сергия и его церковной политики в мае 1927 г. во Владивостоке была арестована группа духовенства «за контрреволюционные выступления во время богослужения». Задержанию подвергся и епископ Нифонт, содержавшийся некоторое время во Владивостокской тюрьме, а затем переведенный в Москву в Бутырскую тюрьму, где ему выбили все зубы. В июне 1928 году он был освобожден и «вышел на покой».
В 1928—1929 годы «без должности, проживал в городах Камышине и Пензе». В Пензе проживал на иждивении у своего друга епископа Кирилла (Соколова).
26 мая 1929 года назначен епископом Череповецким.
20 июля 1929 года посетил Ферапонтов монастырь.
По-видимому, одновременно с Череповецкой епархией управлял Кирилловским викариатством, где в тот период не было своего епископа.
Слава о Нифонте все росла из года в год. Благочествивые богомолки и кликуши, сравнив целую сотню всяких иереев и епископов не находили ни одного, хотя бы на йоту похожего (по благочестию) на Нифонта… Почему с уст верующих не сходят слова, что он, Нифонт, «спаситель веры Христовой»? Объясняется дело очень просто. Нифонт является одним из ярых приверженцев тихоновской церкви, ему костью в горле стоит советская власть. Он, что называется изболел «телом и душой» о всех тех, кого Октябрьская революция вымела железной метлой с доходных мест. Все жаждущие скорой гибели советской власти группировались около Нифонта… [В Череповце] всенощные Нифонт служит пышно и рьяно, молясь за советских врагов, вспоминая не один десяток князей и княгинь, называя их «страстотерпцами». За обеднями молится во всеуслышание «о братиях наших в темницах, заточении и изгнании сущих». Это в переводе на простой язык означает, что Нифонт молится о всех контрреволюционерах, высланных советской властью.
— Фрагмент статьи из атеистической газеты «Коммунист» (г. Череповец)
В 1932 году арестован. Упоминается в судебном деле белозерского духовенства 1937 года, по которому было расстреляно около 100 человек в Левашовской пустоши.
НИ́ФОНТ
НИ́ФОНТ (? – 21.4.1156, Киев), рус. церковный деятель, архиепископ (по др. данным, епископ) Новгородский (1131–1156), святой. Предположение о том, что Н. был греком, не подтверждается. Вероятно, принял монашеский постриг в Киево-Печерском мон. (ныне Киево-Печерская лавра). Прибыл в Новгород 1.1.1131, после отвержения от кафедры его предшественника – еп. Иоанна Попьяна (1110–30). Новгородская первая летопись последовательно именует Н. архиепископом, такое же титулование содержится и в тексте на антиминсе 1148 (освящён для храма Св. вмч. Георгия, находившегося в юрисдикции еп. Ростовского Нестора; обнаружен в 1854 в Николо-Дворищенском соборе в Новгороде; некоторые исследователи высказывают сомнение в его подлинности). Однако в юж.-рус. летописях и патриарших посланиях Н. титулуется епископом. В историографии существуют разл. версии о получении Н. титула архиепископа: по одной из них, этот титул за Н. был признан Киевской митрополией, но не Константинопольским патриархатом; по другой – титул мог быть получен Н. непосредственно от патриарха Константинопольского Николая IV (1147–51) за его принципиальную канонич. позицию.
В правление Н. имели место конфликты Новгорода с князьями (1132, 1136 и др.), знаменовавшие собой важный этап в становлении Новгородской республики. В янв. 1136 Н., по всей видимости, был (вместе с митр. Киевским Михаилом) посредником при заключении мира на р. Супой (12.1.1136) между киевским кн. Ярополком Владимировичем и черниговским кн. Всеволодом Ольговичем. Во время Новгородского восстания 1136 новгородцы удерживали кн. Всеволода Мстиславича на «епископском дворе» Н., а в декабре того же года Н. отказался венчать брак кн. Святослава Ольговича. В 1141–42 Н. находился под арестом в Киеве во время борьбы за новгородское княжение между киевским кн. Всеволодом Ольговичем и ростово-суздальским кн. Юрием Владимировичем Долгоруким. В 1147 выступил против поставления по инициативе киевского кн. Изяслава Мстиславича собором рус. епископов Климента Смолятича митрополитом Киевским без санкции патриарха Константинопольского. В результате в 1148 Н. был вызван в Киев, где по приказу Изяслава Мстиславича заключён под стражу в Киево-Печерском мон. Владыка был освобождён осенью 1149, после захвата Киева кн. Юрием Владимировичем Долгоруким.
По инициативе Н. построены каменные Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (Псков) и ц. Св. Климента (Старая Ладога, 1153, не сохр.), в новгородском Софийском соборе расписаны притворы (1144), устроена свинцовая крыша и побелены стены (1151). При Н. новгородское летописание перешло из-под контроля князя в руки архиепископа (по мнению А. А. Гиппиуса, в 1132), причём летописцем Н., вероятно, был Кирик Новгородец. Н. также один из авторов ответов на «Вопрошание» Кирика Новгородца.
Умер во время поездки в Киев, был похоронен в Киево-Печерском мон. Почитание Н. как святого существовало в Новгороде уже в сер. 15 в., общерусское почитание установлено в 1549. В 1558 псковским книжником Василием (в иночестве Варлаам) на основе Киево-Печерского патерика написаны житие Н. и служба ему. День памяти по календарю РПЦ – 8(21) апреля.