Недавно довелось побывать по служебным делам в древнем городе Владимире. Было время осмотреть достопримечательности, и нам предложили посетить главную культовую достопримечательность города – Свято-Успенский собор во Владимире на Клязьме, краткое описание которого я и хочу привести ниже. Я поделюсь впечатлениями об этом храме, его достопримечательностях, истории и святынях. А также расскажу, как лучше добраться, где можно остановиться и какое расписание служб в Свято-Успенском соборе Владимира.
Где рядом можно остановиться
Если вы планируете самостоятельный визит, а не вместе с организованной туристической группой, лучше позаботьтесь о жилье заблаговременно. Неплохие гостиницы в городе есть, но номера в них, как правило, забронированы экскурсионными фирмами. Но если уж вы приехали посетить Свято-Успенский собор и решили остановиться на ночлег из бюджетных вариантов поблизости можно рассмотреть гостиницу «Застава» и хостел «ВАУ». Из более дорогих подойдут отель «Орион», гостиница «Мономах» и отель «Русь».
Архитектурные особенности
Храм Боголюбского
Первое здание церкви (1158—1160) воздвигнуто из известняка высокого качества белого цвета. Смотрелся он со стороны очень изящно и гармонично за счет правильных и выдержанных пропорций. И снаружи, и изнутри во всем была устремленность вверх, что давало ощущение легкости и парения. Свод в самом высоком месте составлял 32,3 м.
3 нефа внутри храма разделяли 6 столпов. 3 апсиды составляли алтарную часть. Квадрат подкупола со сторонами 6,4 м. четверик вытянутой формы, но, зрительно казалось, что здание имеет кубическую форму. Длина без апсид 22,5 м, ширина 17,5 высота сводов около 21 м. Изящество и легкость зданию придавали тонкие стены и под стать им крестообразные столбы.
Столбы были декорированы пилястрами (колонками), которые венчали капители в виде листьев. Арки, поддерживающие свод, переходили к «барабану» большого купола тромпами – ступенчатой конструкцией, позволяющей переносить и распределять нагрузку на арки. Такой подход был не свойствен зодчеству древней Руси и применялся впервые.
Подкупольный барабан имел 12 вытянутых вертикальных окон. Каждый неф здания имел 3 притвора (входа). Крупные камни и булыжники служили фундаментом, свободно сваленные под ним. Укреплены были только 2 последних ряда, на которые уложен бут, и на них возведены стены.
Стены декорированы аркатурным поясом, состоящим из колонок, часть которых сохранилась на северной стене храма. Декоративный пояс из колонок венчает поребрик. Верхнее основание колонок (капитель) имеют форму куба, колонны основаны на клинчатых консолях. Пространство между колонками расписано по отштукатуренной поверхности.
Фасады украшали пилястры с капителями в коринфском стиле, то есть колоколообразной формы.
Горизонтальное разделение фасада декоративным аркатурным фризом являлось дополнительным украшением сплошных стен. Есть версия, что стены первоначального собора 1158-1160 гг. были украшены рельефными фигурами, которые не сохранились. Декоративные скульптуры были зооантропоморфного типа – орнаментальный резной пояс с фигурами фантастических существ и животных.
Закомары (полукружие стыка кровли и стены) по центральному фасаду украшали рельефы по мотивам библейской истории о вавилонских юношах, христиан-воинов и Александра Македонского с грифонами. Маски львов и женщин декорировали оконные проемы.
Живописная роспись, дожившая фрагментами, расположилась между пилястрами аркатурно-декоративного пояса на северной стороне галереи — фигуры пророков и павлинов. Возможно, что они были наружной росписью собора.
Храм Всеволода
Строительство «Всеволодовских галерей» вокруг старого здания князя Андрея началось быстро. Новый Собор получился более величественным и крупным. Фасады галерей Всеволода оформлены вертикальными пилястрами, верхняя часть которых, завершается закомарами.
Низкое расположение закомар (завершение стен полукружием или клином) галерей создавали ступенчатость и привлекательность новому зданию. Апсиды были удлинены. Декоративный пояс из арок с 114 колонками разделяет фасады на две горизонтальные части. Узкие, щелевидные окна расположены на нижнем уровне, а широкие со скосами, расположены на верхнем ярусе.
Стены галерей выполнены из белого известняка, но по качеству уступают белокаменному известняку боголюбовского храма 1158-1161 годов. Некоторые внешние стены были изукрашены рельефным декором. Часть, из них были перенесены со стен старого собора.
Успенский собор во Владимире, строительство которого было доверено Всеволодом III местным строителям, имел склонность к византийскому стилю зодчества. Боголюбовский храм строили зодчие, посланные Фридрихом Барбароссой, которые отчасти применили венецианский стиль строительства.
История создания Свято-Успенского собора во Владимире
- История создания храма уходит своими корнями еще в X век, когда при Великом князе Владимире на этом месте была сооружена деревянная Успенская церковь.
- В 1158 году при князе Андрее Боголюбском был заложен каменный собор. Его строительство длилось три года, и уже в 1161 году он был освящен.
- Простоял собор немногим более двадцати лет, когда сильный пожар 1185 года уничтожил или сильно повредил большинство построек во Владимире. Храм был восстановлен и несколько расширен по указанию князя Всеволода Большое Гнездо и в 1189 году вновь освящен.
- В 1238 году во время нашествия войск Батыя в соборе заперлись последние защитники города вместе с княжеской семьей и духовенством. Монголы подожгли храм, и все находившиеся в нем погибли, хотя само здание серьезно не пострадало.
- Очередной этап расцвета собора относится к периоду конец XIV – начало XV веков. Тогда для его оформления князем Василием, сыном Дмитрия Донского, были привлечены Андрей Рублев и Даниил Черный. Отдельные фрагменты их фресок, в частности «Страшного суда», сохранились и до наших времен.
- На границе XVI – XVII веков собор приходит в упадок, и лишь в конце XVIII века, по повелению императрицы Екатерины II, посетившей Владимир, его начинают восстанавливать. В течение дальнейших веков собор неоднократно обновлялся и перестраивался. Последние значительные работы по реставрации здания были произведены в 80-х годах минувшего века.
Престольные праздники[править]
Успение Пресвятой Богородицы
— 28 августа
Престолы:
- Пантелеимон, целитель, великомученик
— 9 августа
- блгв. Андрея Боголюбского (северный)
- блгв. Глеба Владимирского (южный)
- Георгиевский (на стыке северного фасада собора с колокольней)
- Чуда Архистратига Михаила в Хонех (в колокольне)
Свято-Успенский собор во Владимире на фото
Внешний вид Свято-Успенского Собора во Владимире.
Внутри Успенского собора во Владимире, на фото хорошо видны знаменитые фрески.
Иконостас Успенского собора во Владимире.
Современное состояние собора
Сегодня крестово-купольный пятиглавый храм соединяет в своём облике два строительных этапа: древнее трёхнефное ядро и равные ему по площади двухъярусные галереи, образовавшие два дополнительных нефа.
Рисунок 2. У алтаря
Архитектура и убранство собора
Объёмно-пространственное решение святыни — четверик с хорами, которые имеют позакомарное покрытие. Завершаются они шлемовидными главами. Полукруглые апсиды находятся на одном уровне с четвериком, внутреннее пространство которых заполнено шестнадцатью столпами.
Фасады разделены на прясла полуколоннами, каждый участок стены также имеет позакомарное завершение. Окна щелевидной формы и умеренное украшение двухъярусного фасада рельефами лишь подчёркивают красоту белого камня. Он использовался и для фундамента, в основе которого положены несколько рядов булыжников. В архитектуре собора можно видеть сочетание элементов классики (спаренные колонны колокольни) и псевдоготики (стрельчатые арки). Общий стиль храма носит название русской романики.
Что расположено внутри
Собор поражает своим великолепием. Молельня украшена скульптурами людей и животных. В хоры храма путь лежит через лестничную башню, которая примыкает к западному пряслу. Стены гладкие, но их лаконичность разбавляют рельефы из святилища Андрея Боголюбского. С юго-западной стороны можно видеть фигуры двух святых — Артемия и Авраамия. Они расположены на заиконостасных столпах.
Внутри восхищает буквально всё: обилие золота и серебра, мозаичные полы, деревянные двери с декоративными элементами, вычурный барочный стиль.
Иконостас
Это архитектурное сооружение впечатляет своими грандиозными размерами — его высота более 20 метров. Имеющий пирамидальное построение, иконостас выполнен в три яруса: местный, деисусный и праздничный. Он включает 123 иконы, написанные на липовых досках масляными красками. Каждая является произведением искусства. Деисусный ярус представлен пятнадцатью трёхметровыми иконами, разделёнными профилированными поясами (по горизонтали) и колонками с пилястрами (по вертикали).
Завершением иконостаса служит горельефное изображение Саваофа с восемью скульптурами ангелов, которые увенчивают композицию с разных сторон. Художественную ценность представляет также изображение «Благовещенья» с резными царскими вратами. Резьба в виде цветочных гирлянд, листьев аканфа, плодов винограда и граната очень объёмна, из-за чего создаётся игра света, дополняемая бликами золота.
Рисунок 3. Внутреннее великолепие собора
Святыни, реликвии
Почти 90% настенных росписей выполнены в XIX в., однако в результате реставрации были обнаружены и восстановлены фрагменты композиции, принадлежащей Андрею Рублёву. Это «Страшный суд» 1408 года.
Важно. Храм долгое время оставался местом хранения Владимирской иконы Божией матери, привезённой ещё Андреем Боголюбским к открытию святыни из Вышгорода. Икона руки евангелиста Луки, на которой Богородица изображена за трапезой вместе с Иосифом Обручником и сыном Иисусом, находилась в соборе до 1395 года. Сегодня её можно увидеть в храме при Третьяковской галерее.
В отдельной раке хранятся святые мощи Андрея Боголюбского, а в некрополе Успенского собора можно также обнаружить высохшие останки других великих князей — младшего брата Всеволода, Юрия Всеволодовича, Глеба Муромского и других. Здесь же погребения более 40 представителей княжеского и архиерейского сословий. Для этих целей в галерее оборудованы специальные ниши. Среди погребённых митрополит Максим, известный тем, что перенёс во Владимир кафедру из Киева. Это произошло в 1299 году.
Успенский собор с высоты
Побывав в Свято-Успенском соборе Владимира и в других храмах России, испытываешь сильнейшее впечатление. С одной стороны, ты как бы соприкасаешься с историей, с некоторыми поколениями творцов храма и его прихожан. Переживаешь с ними все их жизненные вехи. С другой стороны, потрясает грандиозность сооружения, а то, насколько продуманы все художественные детали, вплоть до мелочей. И, конечно же, фрески. Только ради того, чтобы посмотреть на них, стоит посетить этот храм.
А у вас какие ощущения остались от посещения, прошу высказаться в комментариях.
Церковь Успения Богородицы — яркий образец посадского храма
Большинство исследователей сходятся во мнении, что Богородице-Успенская церковь принадлежит к самым значительным памятникам владимирской архитектуры XVII века. Устремлённое ввысь здание с пятью луковичными главами величаво возвышается над р. Клязьмой и выделяется на фоне городской застройки. Храм на редкость наряден и красив, его декор выполнен в духе московских и ярославских церквей той же поры. Куб главного объёма завершён пышным венком из килевидных и циркулярных кокошников. Примыкающая к церкви крытая галерея (гульбище) и три крыльца, выступающие вперёд на гранёных столбах, создают живописную объёмную композицию. С запада к храму пристроена шатровая колокольня. Первоначальные интерьеры Успенской церкви утрачены, но об их узорчатости дают представление хранящиеся во Владимирском музее «тощие свечи». Это полые цилиндры из воска, стоящие на высоких белокаменных пьедесталах. На поверхность цилиндра горячим способом нанесены цветные узоры, поражающие красотой и сочностью красок. По верху «тощей свечи» славянской вязью вьётся надпись, увековечившая имена «гостиных и промышленных людей», создателей храма.
Рейтинг достопримечательности:
Рейтинг 3.67 [3 Голоса (ов)]
← ВЛАДИМИР | ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТИ | РОССИЯ → |
Дальнейшая история
В 1810 году рядом с собором была построена стройная четырёхъярусная колокольня с высоким золоченым шпилем. В 1862 году по проекту владимирского архитектора Николая Артлебена между колокольней и Успенским собором был сооружен Георгиевский придел, переходящий с севера в нижний ярус колокольни.
В 1888–1891 годах проведена научная реставрация Успенского собора, вернувшая ему первоначальный вид. Во многих местах была заменена облицовка стен, проведено восстановление утраченных на фасадах рельефов.
Интересные факты
Исторические факты говорят, что храм имел очень сложную судьбу и длительное развитие. Несколько пожаров, набеги татаро-монгол, ограбления не смогли уничтожить подлинное искусство древнерусского зодчества.
Духовные устои, трепетное отношение поколений к собору, как к религиозной реликвии, глубокая и истинная вера людей помогли ему стать краше и лучше:
- в 1410 году храм вновь был подвергнут нашествию татаро-монгол, разграбивших и поджегших его. Сгорели колокола. Ключник Патрикий спрятал часть драгоценной церковной утвари, за что был замучен врагами. Выдал ли он свой тайник или нет, об этом в летописях ничего не говорится. Может случиться так, что утерянные драгоценности будут найдены, и займут свое место в соборе, как память о многовековой истории и подвиге Патрикия;
- фрески, с пророками и павлинами, найденные внутри Всеволодовой галереи с северной стороны, говорят, что храм Андрея Боголюбского имел расписные наружные стены. Легко представить, какое было великолепие и цветение по стенам белоснежного здания;
- реставрация 1888-1891 гг. воссоздала вид собора Всеволода III, дошедшего в таком виде до современности;
- Успенские соборы в Москве и Владимире похожи, но их различают множество архитектурных деталей;
- «нулевой километр» во Владимире считается от колокольни Успенского собора;
- Российские императоры и цари обязательно посещали собор перед вступлением на царский трон.
Храм при Андрее Боголюбском
Успенский собор по своим размерам не уступал Киевской Софии, его высота составила 32,3 метра (высота Софийского собора — 29 метров) и в нем одновременно могли находиться до 2000 человек.
Это был пятиглавый храм, построенный из белого известняка. Впервые в русском зодчестве на его фасадах были изображены львиные и женские маски, а также рельефные композиции:
- Три отрока в печи огненной
- Сорок мучеников севастийских
- Вознесение Александра Македонского на небо.
Центральная глава была покрыта «червонным золотом», а во всем наружном облике и во внутреннем оформлении ощущалась устремленность вверх.
Главному храму Владимиро-Суздальской Руси Андрей Боголюбский пожертвовал огромные земельные владения и десятую часть княжеских доходов.
Прихожане входили в храм через порталы, двери которых были украшены золотом. Пол напоминал сверкающий ковер, выполненный из медных и цветных майоликовых плит.
Внутреннее убранство также блистало золотой отделкой, майоликой и росписью. Чувство радости, торжества и волнения испытывали прихожане во время службы — драгоценная утварь храма отражала блеск свечей, а над их головами, на хорах стоял князь и его окружение.
Стоимость билетов в 2022 г.
В часы работы музея вход в Успенский собор платный и составляет:
- Для взрослых — 150 рублей
- Для детей до 16 лет — бесплатно
- Для детей с 16 лет и студентов — 100 рублей
- Фотосъемка в храме запрещена!
Если время Вашего визита приходится на часы работы музея, то настоятельно рекомендуем взять билеты с экскурсионным обслуживанием. Они лишь немного дороже, но посещение этой уникальной достопримечательности Владимира, содержащей в себе, например, фрески знаменитого Андрея Рублева, станет намного интереснее.
Некрополь
Большой кафедральный собор во всех городах и странах является местом захоронения известных людей, святых, благоверных и мучеников. В Успенском соборе нашли последний приют более 40 человек княжеской семьи, причисленных к лику святых, почитаемых церковью и народом.
В галереях собора с 1193 г. стали погребать членов семьи княжеского рода в нишах–аркосолиях. Почетное место у алтаря, в северной галерее, выделили для упокоения основателей и строителей — Андрея Боголюбского и Всеволода III. В некрополе покоятся архиереи Владимирской епархии.
Древний некрополь хранит прах благоверной великой княгини Агафии Всеволодовны, погибшей при осаде татаро-монгольских войск в 1238 г. Здесь покоится священномученик Митрофан, погибший с княгиней Агафией. В 1645 г. мощи великого князя Георгия Всеволодовича, были обнаружены нетленными.