Митрополит Варсонофий (Судаков) |
Варсонофий (Судаков)
(род. 1955), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, глава Санкт-Петербургской митрополии, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви, член президиума Межсоборного присутствия РПЦ, председатель Комиссии по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви Межсоборного присутствия, член Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества Межсоборного присутствия, член Высшего Церковного Совета РПЦ В миру Судаков Анатолий Владимирович, родился 3 июня 1955 года в селе Малиновке Аркадакского района Саратовской области в многодетной крестьянской семье. Начальное религиозное образование получил от своей матери Антонины Леонтьевны Судаковой-Позоровой, отличающейся особой набожностью.
В 1972 году окончил Малиновскую среднюю школу и в течение года работал в своём селе почтальоном и на кирпичном заводе.
Осенью 1973 года был призван в армию и направлен в состав группы советских войск в Германии, где служил механиком-водителем средних танков в воинских подразделениях Бранденбурга и Потсдама.
В ноябре 1975 года, после демобилизации из армии, устроился алтарником в Михаило-Архангельский собор города Сердобска Пензенской области, где настоятелем был один из самых заметных клириков Пензенской и Саранской епархии архимандрит Модест (Кожевников).
В 1976 году поступил в Московскую духовную семинарию и успешно закончил её в 1979 году, за три года вместо четырёх. Уже в семинарии окончательно решил связать свою судьбу с иночеством: в октябре 1977 года был принят послушником в братство Троице-Сергиевой Лавры.
30 марта 1978 года был пострижен в монашество наместником Лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым) с наречением имени в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского. 27 апреля того же года архиепископом Дмитровским Владимиром был рукоположен в сан иеродиакона, 26 ноября 1978 года им же — в сан иеромонаха, а в 1982 году возведён в сан игумена.
В Лавре имел тесную дружбу с духовниками обители архимандритами Кириллом (Павловым) и Наумом (Байбородиным). Его непосредственными духовными начальниками были ризничий архимандрит Аристарх (Станкевич); благочинный, а затем наместник архимандрит Евсевий (Саввин); благочинный архимандрит Марк (Петровцы). Они в значительной степени определяли и влияли на его жизненный путь.
С 1978 по 1982 год был помощником ризничего, а с 1982 по 1986 год — помощником благочинного.
С 1982 по 1986 год учился в Московской духовной академии, защитил диссертацию на соискание степени кандидат богословия. Руководителем научной работы был архимандрит Иннокентий (Просвирнин). Темой научного исследования стал Афон.
После окончания академии был направлен на пастырское служение в Пензенскую епархию по просьбе епископа Пензенского и Саранского Серафима (Тихонова).
С 15 сентября 1986 по 15 июня 1988 года — настоятель Казанской церкви города Кузнецка Пензенской области.
В 1987 году возведён в сан архимандрита.
С 15 июня 1988 по 7 февраля 1991 года — настоятель Успенского собора города Пензы, секретарь Пензенского епархиального управления. Его духовным наставником в эти годы был архиепископ Пензенский и Саранский Серафим (Тихонов).
В 1988 и 1990 году был участником Поместных Соборов Русской Православной Церкви.
29-31 января 1991 года постановлением Священного Синода определено быть епископом новообразованной Саранской епархии.
8 февраля того же года хиротонисан во епископа Саранского и Мордовского. Хиротонию в Московском Богоявленском кафедральном соборе возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
15 февраля того же года прибыл в Саранск.
С 3 июля по 28 декабря 2000 года временно управлял Пензенской епархией [1].
Архиепископ Варсонофий (Судаков) |
22 февраля 2001 года возведён в сан архиепископа.
31 марта 2009 года назначен исполняющим обязанности управляющего делами Московской Патриархии, постоянным членом Священного Синода по должности. 25 декабря того же года утверждён в должности управляющего делами Московской Патриархии.
С 27 мая 2009 по 2013 год — председатель новообразованной Наградной комиссии при патриархе Московском и всея Руси [2].
27 июля 2009 года вошёл в состав членов и президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. С 29 января 2010 года — председатель Комиссии по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви, член Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества Межсоборного присутствия [3].
1 февраля 2010 года возведён в сан митрополита.
22 марта 2011 года вошёл в состав вновь образованного Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви [4] по должности.
6 октября 2011 года назначен главой Мордовской митрополии.
4 октября 2012 года был утверждён священноархимандритом Саранского Иоанно-Богословского монастыря [5].
19 марта 2014 года переведён на Санкт-Петербургскую и Ладожскую кафедру и назначен главой Санкт-Петербургской митрополии, постоянным членом Священного Синода с временным сохранением за ним должности управляющего делами Московской Патриархии [6].
26 февраля 2022 года был освобождён от должности управляющим делами Московской Патриархии [7].
Детство и юность владыки Варсонофия
Будущий архипастырь родился 3 июня 1955 года в простой многодетной семье, проживавшей селе Малиновке Саратовской области, и во святом крещении был наречён Анатолием. В те годы, когда атеизм был возведён в ранг государственной политики, начальное религиозное образование ребёнок мог получить только дома. Эту обязанность и возложила на себя его мать Антонина Леонтьевна, приложившая все силы для того, чтобы сделать детей верными последователями учения Христова.
Как и большинство его сверстников-односельчан, Судаков Анатолий, окончив школу, в течение года трудился, ожидая повестку из военкомата, а затем, когда, наконец, исполнилось положенных восемнадцать, распрощался с близкими и отправился служить в армию. Крепкого и смышлёного деревенского парня определили в Германию, где он провёл два года в качестве механика-водителя танковых подразделений, размещённых в Бранденбурге и Потсдаме.
Отрывок, характеризующий Варсонофий (Судаков)
– Не пило слушай , – говорил немец доктор адъютанту, – чтопи с третий удар шивь оставался . – А какой свежий был мужчина! – говорил адъютант. – И кому пойдет это богатство? – прибавил он шопотом. – Окотник найдутся , – улыбаясь, отвечал немец. Все опять оглянулись на дверь: она скрипнула, и вторая княжна, сделав питье, показанное Лорреном, понесла его больному. Немец доктор подошел к Лоррену. – Еще, может, дотянется до завтрашнего утра? – спросил немец, дурно выговаривая по французски. Лоррен, поджав губы, строго и отрицательно помахал пальцем перед своим носом. – Сегодня ночью, не позже, – сказал он тихо, с приличною улыбкой самодовольства в том, что ясно умеет понимать и выражать положение больного, и отошел. Между тем князь Василий отворил дверь в комнату княжны. В комнате было полутемно; только две лампадки горели перед образами, и хорошо пахло куреньем и цветами. Вся комната была установлена мелкою мебелью шифоньерок, шкапчиков, столиков. Из за ширм виднелись белые покрывала высокой пуховой кровати. Собачка залаяла. – Ах, это вы, mon cousin? Она встала и оправила волосы, которые у нее всегда, даже и теперь, были так необыкновенно гладки, как будто они были сделаны из одного куска с головой и покрыты лаком. – Что, случилось что нибудь? – спросила она. – Я уже так напугалась. – Ничего, всё то же; я только пришел поговорить с тобой, Катишь, о деле, – проговорил князь, устало садясь на кресло, с которого она встала. – Как ты нагрела, однако, – сказал он, – ну, садись сюда, causons. [поговорим.] – Я думала, не случилось ли что? – сказала княжна и с своим неизменным, каменно строгим выражением лица села против князя, готовясь слушать. – Хотела уснуть, mon cousin, и не могу. – Ну, что, моя милая? – сказал князь Василий, взяв руку княжны и пригибая ее по своей привычке книзу. Видно было, что это «ну, что» относилось ко многому такому, что, не называя, они понимали оба. Княжна, с своею несообразно длинною по ногам, сухою и прямою талией, прямо и бесстрастно смотрела на князя выпуклыми серыми глазами. Она покачала головой и, вздохнув, посмотрела на образа. Жест ее можно было объяснить и как выражение печали и преданности, и как выражение усталости и надежды на скорый отдых. Князь Василий объяснил этот жест как выражение усталости. – А мне то, – сказал он, – ты думаешь, легче? Je suis ereinte, comme un cheval de poste; [Я заморен, как почтовая лошадь;] а всё таки мне надо с тобой поговорить, Катишь, и очень серьезно. Князь Василий замолчал, и щеки его начинали нервически подергиваться то на одну, то на другую сторону, придавая его лицу неприятное выражение, какое никогда не показывалось на лице князя Василия, когда он бывал в гостиных. Глаза его тоже были не такие, как всегда: то они смотрели нагло шутливо, то испуганно оглядывались. Княжна, своими сухими, худыми руками придерживая на коленях собачку, внимательно смотрела в глаза князю Василию; но видно было, что она не прервет молчания вопросом, хотя бы ей пришлось молчать до утра. – Вот видите ли, моя милая княжна и кузина, Катерина Семеновна, – продолжал князь Василий, видимо, не без внутренней борьбы приступая к продолжению своей речи, – в такие минуты, как теперь, обо всём надо подумать. Надо подумать о будущем, о вас… Я вас всех люблю, как своих детей, ты это знаешь. Княжна так же тускло и неподвижно смотрела на него. – Наконец, надо подумать и о моем семействе, – сердито отталкивая от себя столик и не глядя на нее, продолжал князь Василий, – ты знаешь, Катишь, что вы, три сестры Мамонтовы, да еще моя жена, мы одни прямые наследники графа. Знаю, знаю, как тебе тяжело говорить и думать о таких вещах. И мне не легче; но, друг мой, мне шестой десяток, надо быть ко всему готовым. Ты знаешь ли, что я послал за Пьером, и что граф, прямо указывая на его портрет, требовал его к себе? Князь Василий вопросительно посмотрел на княжну, но не мог понять, соображала ли она то, что он ей сказал, или просто смотрела на него… – Я об одном не перестаю молить Бога, mon cousin, – отвечала она, – чтоб он помиловал его и дал бы его прекрасной душе спокойно покинуть эту… – Да, это так, – нетерпеливо продолжал князь Василий, потирая лысину и опять с злобой придвигая к себе отодвинутый столик, – но, наконец…наконец дело в том, ты сама знаешь, что прошлою зимой граф написал завещание, по которому он всё имение, помимо прямых наследников и нас, отдавал Пьеру. – Мало ли он писал завещаний! – спокойно сказала княжна. – Но Пьеру он не мог завещать. Пьер незаконный. – Ma chere, – сказал вдруг князь Василий, прижав к себе столик, оживившись и начав говорить скорей, – но что, ежели письмо написано государю, и граф просит усыновить Пьера? Понимаешь, по заслугам графа его просьба будет уважена… Княжна улыбнулась, как улыбаются люди, которые думают что знают дело больше, чем те, с кем разговаривают. – Я тебе скажу больше, – продолжал князь Василий, хватая ее за руку, – письмо было написано, хотя и не отослано, и государь знал о нем. Вопрос только в том, уничтожено ли оно, или нет. Ежели нет, то как скоро всё кончится , – князь Василий вздохнул, давая этим понять, что он разумел под словами всё кончится , – и вскроют бумаги графа, завещание с письмом будет передано государю, и просьба его, наверно, будет уважена. Пьер, как законный сын, получит всё. – А наша часть? – спросила княжна, иронически улыбаясь так, как будто всё, но только не это, могло случиться. – Mais, ma pauvre Catiche, c’est clair, comme le jour. [Но, моя дорогая Катишь, это ясно, как день.] Он один тогда законный наследник всего, а вы не получите ни вот этого. Ты должна знать, моя милая, были ли написаны завещание и письмо, и уничтожены ли они. И ежели почему нибудь они забыты, то ты должна знать, где они, и найти их, потому что… – Этого только недоставало! – перебила его княжна, сардонически улыбаясь и не изменяя выражения глаз. – Я женщина; по вашему мы все глупы; но я настолько знаю, что незаконный сын не может наследовать… Un batard, [Незаконный,] – прибавила она, полагая этим переводом окончательно показать князю его неосновательность. – Как ты не понимаешь, наконец, Катишь! Ты так умна: как ты не понимаешь, – ежели граф написал письмо государю, в котором просит его признать сына законным, стало быть, Пьер уж будет не Пьер, а граф Безухой, и тогда он по завещанию получит всё? И ежели завещание с письмом не уничтожены, то тебе, кроме утешения, что ты была добродетельна et tout ce qui s’en suit, [и всего, что отсюда вытекает,] ничего не останется. Это верно. – Я знаю, что завещание написано; но знаю тоже, что оно недействительно, и вы меня, кажется, считаете за совершенную дуру, mon cousin, – сказала княжна с тем выражением, с которым говорят женщины, полагающие, что они сказали нечто остроумное и оскорбительное. – Милая ты моя княжна Катерина Семеновна, – нетерпеливо заговорил князь Василий. – Я пришел к тебе не за тем, чтобы пикироваться с тобой, а за тем, чтобы как с родной, хорошею, доброю, истинною родной, поговорить о твоих же интересах. Я тебе говорю десятый раз, что ежели письмо к государю и завещание в пользу Пьера есть в бумагах графа, то ты, моя голубушка, и с сестрами, не наследница. Ежели ты мне не веришь, то поверь людям знающим: я сейчас говорил с Дмитрием Онуфриичем (это был адвокат дома), он то же сказал. Видимо, что то вдруг изменилось в мыслях княжны; тонкие губы побледнели (глаза остались те же), и голос, в то время как она заговорила, прорывался такими раскатами, каких она, видимо, сама не ожидала. – Это было бы хорошо, – сказала она. – Я ничего не хотела и не хочу. Она сбросила свою собачку с колен и оправила складки платья. – Вот благодарность, вот признательность людям, которые всем пожертвовали для него, – сказала она. – Прекрасно! Очень хорошо! Мне ничего не нужно, князь. – Да, но ты не одна, у тебя сестры, – ответил князь Василий. Но княжна не слушала его. – Да, я это давно знала, но забыла, что, кроме низости, обмана, зависти, интриг, кроме неблагодарности, самой черной неблагодарности, я ничего не могла ожидать в этом доме… – Знаешь ли ты или не знаешь, где это завещание? – спрашивал князь Василий еще с большим, чем прежде, подергиванием щек. – Да, я была глупа, я еще верила в людей и любила их и жертвовала собой. А успевают только те, которые подлы и гадки. Я знаю, чьи это интриги. Княжна хотела встать, но князь удержал ее за руку. Княжна имела вид человека, вдруг разочаровавшегося во всем человеческом роде; она злобно смотрела на своего собеседника. – Еще есть время, мой друг. Ты помни, Катишь, что всё это сделалось нечаянно, в минуту гнева, болезни, и потом забыто. Наша обязанность, моя милая, исправить его ошибку, облегчить его последние минуты тем, чтобы не допустить его сделать этой несправедливости, не дать ему умереть в мыслях, что он сделал несчастными тех людей… – Тех людей, которые всем пожертвовали для него, – подхватила княжна, порываясь опять встать, но князь не пустил ее, – чего он никогда не умел ценить. Нет, mon cousin, – прибавила она со вздохом, – я буду помнить, что на этом свете нельзя ждать награды, что на этом свете нет ни чести, ни справедливости. На этом свете надо быть хитрою и злою. – Ну, voyons, [послушай,] успокойся; я знаю твое прекрасное сердце. – Нет, у меня злое сердце. – Я знаю твое сердце, – повторил князь, – ценю твою дружбу и желал бы, чтобы ты была обо мне того же мнения. Успокойся и parlons raison, [поговорим толком,] пока есть время – может, сутки, может, час; расскажи мне всё, что ты знаешь о завещании, и, главное, где оно: ты должна знать. Мы теперь же возьмем его и покажем графу. Он, верно, забыл уже про него и захочет его уничтожить. Ты понимаешь, что мое одно желание – свято исполнить его волю; я затем только и приехал сюда. Я здесь только затем, чтобы помогать ему и вам. – Теперь я всё поняла. Я знаю, чьи это интриги. Я знаю, – говорила княжна. – Hе в том дело, моя душа. – Это ваша protegee, [любимица,] ваша милая княгиня Друбецкая, Анна Михайловна, которую я не желала бы иметь горничной, эту мерзкую, гадкую женщину. – Ne perdons point de temps. [Не будем терять время.] – Ax, не говорите! Прошлую зиму она втерлась сюда и такие гадости, такие скверности наговорила графу на всех нас, особенно Sophie, – я повторить не могу, – что граф сделался болен и две недели не хотел нас видеть. В это время, я знаю, что он написал эту гадкую, мерзкую бумагу; но я думала, что эта бумага ничего не значит. – Nous у voila, [В этом то и дело.] отчего же ты прежде ничего не сказала мне? – В мозаиковом портфеле, который он держит под подушкой. Теперь я знаю, – сказала княжна, не отвечая. – Да, ежели есть за мной грех, большой грех, то это ненависть к этой мерзавке, – почти прокричала княжна, совершенно изменившись. – И зачем она втирается сюда? Но я ей выскажу всё, всё. Придет время! В то время как такие разговоры происходили в приемной и в княжниной комнатах, карета с Пьером (за которым было послано) и с Анной Михайловной (которая нашла нужным ехать с ним) въезжала во двор графа Безухого. Когда колеса кареты мягко зазвучали по соломе, настланной под окнами, Анна Михайловна, обратившись к своему спутнику с утешительными словами, убедилась в том, что он спит в углу кареты, и разбудила его. Очнувшись, Пьер за Анною Михайловной вышел из кареты и тут только подумал о том свидании с умирающим отцом, которое его ожидало. Он заметил, что они подъехали не к парадному, а к заднему подъезду. В то время как он сходил с подножки, два человека в мещанской одежде торопливо отбежали от подъезда в тень стены. Приостановившись, Пьер разглядел в тени дома с обеих сторон еще несколько таких же людей. Но ни Анна Михайловна, ни лакей, ни кучер, которые не могли не видеть этих людей, не обратили на них внимания. Стало быть, это так нужно, решил сам с собой Пьер и прошел за Анною Михайловной. Анна Михайловна поспешными шагами шла вверх по слабо освещенной узкой каменной лестнице, подзывая отстававшего за ней Пьера, который, хотя и не понимал, для чего ему надо было вообще итти к графу, и еще меньше, зачем ему надо было итти по задней лестнице, но, судя по уверенности и поспешности Анны Михайловны, решил про себя, что это было необходимо нужно. На половине лестницы чуть не сбили их с ног какие то люди с ведрами, которые, стуча сапогами, сбегали им навстречу. Люди эти прижались к стене, чтобы пропустить Пьера с Анной Михайловной, и не показали ни малейшего удивления при виде их. – Здесь на половину княжен? – спросила Анна Михайловна одного из них… – Здесь, – отвечал лакей смелым, громким голосом, как будто теперь всё уже было можно, – дверь налево, матушка. – Может быть, граф не звал меня, – сказал Пьер в то время, как он вышел на площадку, – я пошел бы к себе. Анна Михайловна остановилась, чтобы поровняться с Пьером. – Ah, mon ami! – сказала она с тем же жестом, как утром с сыном, дотрогиваясь до его руки: – croyez, que je souffre autant, que vous, mais soyez homme. [Поверьте, я страдаю не меньше вас, но будьте мужчиной.] – Право, я пойду? – спросил Пьер, ласково чрез очки глядя на Анну Михайловну. – Ah, mon ami, oubliez les torts qu’on a pu avoir envers vous, pensez que c’est votre pere… peut etre a l’agonie. – Она вздохнула. – Je vous ai tout de suite aime comme mon fils. Fiez vous a moi, Pierre. Je n’oublirai pas vos interets. [Забудьте, друг мой, в чем были против вас неправы. Вспомните, что это ваш отец… Может быть, в агонии. Я тотчас полюбила вас, как сына. Доверьтесь мне, Пьер. Я не забуду ваших интересов.] Пьер ничего не понимал; опять ему еще сильнее показалось, что всё это так должно быть, и он покорно последовал за Анною Михайловной, уже отворявшею дверь. Дверь выходила в переднюю заднего хода. В углу сидел старик слуга княжен и вязал чулок. Пьер никогда не был на этой половине, даже не предполагал существования таких покоев. Анна Михайловна спросила у обгонявшей их, с графином на подносе, девушки (назвав ее милой и голубушкой) о здоровье княжен и повлекла Пьера дальше по каменному коридору. Из коридора первая дверь налево вела в жилые комнаты княжен. Горничная, с графином, второпях (как и всё делалось второпях в эту минуту в этом доме) не затворила двери, и Пьер с Анною Михайловной, проходя мимо, невольно заглянули в ту комнату, где, разговаривая, сидели близко друг от друга старшая княжна с князем Васильем. Увидав проходящих, князь Василий сделал нетерпеливое движение и откинулся назад; княжна вскочила и отчаянным жестом изо всей силы хлопнула дверью, затворяя ее. Жест этот был так не похож на всегдашнее спокойствие княжны, страх, выразившийся на лице князя Василья, был так несвойствен его важности, что Пьер, остановившись, вопросительно, через очки, посмотрел на свою руководительницу. Анна Михайловна не выразила удивления, она только слегка улыбнулась и вздохнула, как будто показывая, что всего этого она ожидала. – Soyez homme, mon ami, c’est moi qui veillerai a vos interets, [Будьте мужчиною, друг мой, я же стану блюсти за вашими интересами.] – сказала она в ответ на его взгляд и еще скорее пошла по коридору.
От воинской шинели к монашеской рясе
Как ни казались бесконечными годы службы, но и они, наконец, закончились. Уволившись в запас и вернувшись домой, Анатолий должен был решить главный вопрос – какой путь избрать в жизни, и чему посвятить дни, отпущенные ему Создателем. Вот тут и дали обильные всходы Слова Божьи, посеянные в детстве его матерью. Едва скинув воинскую шинель, вчерашний танкист облачился в стихарь алтарника Михаило-Архангельского собора города Сердобска, расположенного в Пензенской области.
В 1976 году, по совету и благословлению настоятеля собора раб Божий Анатолий, покинув тихий провинциальный город, отправился в Москву, где поступил в духовную семинарию. Вскоре он окончательно утвердился в решении посвятить себя иноческому служению, и, пробыв полгода послушником лавры, принял иноческий постриг с именем Варсонофия в честь одноименного епископа Тверского, канонизированного в лике святителей. Отныне днём его тезоименитства стало 24 апреля – день памяти святого угодника Божьего.
Награды
Церковные:
- памятная патриаршая панагия (2000, от патриарха Алексия II)
- памятная патриаршая панагия (24 апреля 2013, от патриарха Кирилла в честь дня тезоименитства и 35-летия служения в священном сане) [8]
- патриаршая грамота
- медаль прп. Сергия Радонежского 1-й, 2-й и 3-й степени
- орден равноап. кн. Владимира III степени
- орден блгв.кн. Даниила Московского II степени (2008)
- орден прп. Сергия Радонежского I степени (2012) [9]
Светские:
- почётная грамота Республики Мордовия
- Российский государственный орден Дружбы (2002)
- медаль «300 лет Российскому Флоту»
- медаль «За заслуги в проведении всесоюзной переписи населения»
- орден «За заслуги» 3-й степени (2013, Украина, в честь 1025-летия Крещения Руси) [10]
Начало духовного восхождения
Сразу же по пострижении в монашество митрополит Варсонофий начал восхождение по ступеням церковной иерархии. Уже через месяц он был рукоположен в сан иеродиакона, а спустя ещё полгода в иеромонаха. После этого, вплоть до 1982 года, служил помощником ризничего.
В эти годы удивительным образом проявились его работоспособность и настойчивость. Поставив себе целью получить духовное образование, игумен Варсонофий, не прерывая выполнение своих основных обязанностей, сумел окончить семинарию за три года, вместо положенных четырёх, что позволило ему в 1982 году поступить в Московскую духовную академию.
В кругу мудрых наставников
Исполняя в Троице-Сергиевой лавре возложенные на него послушания, будущий митрополит Варсонофий в своих трудах опирался на советы мудрых наставников. Среди них были духовники лавры архимандриты Наум и Кирилл, наместник лавры архимандрит Евсевий (Саввин) и многие другие лица, делившиеся с ним своим духовным опытом.
Приходилось ему также тесно общаться с будущим патриархом всея Руси, а в те годы митрополитом Таллинским и Эстонским Алексием (Ридигером). С ним игумен Варсонофий встречался, и даже неоднократно сослужил ему во время посещений женского Пюхтитского монастыря в Эстонии, куда регулярно наведывался в каникулярное время.
Ссылки
В Викицитатнике есть страница по теме Варсонофий (Судаков)
РСФСР Вениамин (Казанский) • Феодор (Поздеевский) • Гурий (Степанов) • Мануил (Лемешевский) • Венедикт (Плотников) •
Гавриил (Воеводин)
• Иосиф (Петровых) •
Николай (Ярушевич)
• Серафим (Чичагов) • Алексий (Симанский) • Григорий (Чуков) • Елевферий (Воронцов) • Питирим (Свиридов) • Гурий (Егоров) • Пимен (Извеков) • Никодим (Ротов) • Антоний (Мельников) • Алексий (Ридигер) • Иоанн (Снычёв)Россия Иоанн (Снычёв) • Симон (Гетя) • Владимир (Котляров) •
Варсонофий (Судаков)
Последующее служение и возведение в епископа
Годы учёбы в Духовной академии завершились защитой диссертации, после чего новоиспеченный кандидат богословия получил назначение в город Кузнецк Пензенской области, где провёл почти два года в качестве настоятеля местной Казанской церкви. Следующим местом его служения стал Успенский собор города Пензы.
Архиерейское служение, к которому неуклонно двигался на протяжении всех последних лет выпускник Духовной академии, берёт своё начало в 1991 году. Тогда решением Священного синода из состава Пензенской епархии была выделена значительная территория, ставшая самостоятельной административно-церковной единицей, и получившая название Саранской епархии. Руководить ею было поручено архимандриту Варсонофию, и в свете этого решения, принятого патриархом, 8 февраля того же года он был хиротонисан (рукоположен) во епископа. Через неделю владыка прибыл к месту своего нового служения.
Архиерейское служение во вверенной епархии
Богатому опыту епархиального управления, который сегодня имеет за плечами митрополит Варсонофий Санкт-Петербургский и Ладожский, была положена основа именно во вновь образованной Саранской епархии. Благодаря его неустанным трудам на территории края появились более двухсот новых приходов и четырнадцать монастырей. Кроме того, попечением владыки открыта духовная семинария, и увидел свет целый ряд религиозных изданий. Оценкой его деятельности стало возведение в сан архиепископа, совершённое в феврале 2001 года.
В тот период Санкт-Петербургская митрополия возглавлялась митрополитом Владимиром (Котляровым), преемником которого суждено было стать владыке Варсонофию. С ним Саранский владыка близко сотрудничал в составе рабочей группы, созданной Святейшим синодом для выработки документа, формулирующего позицию Русской православной церкви по вопросам межрелигиозных отношений.
Публикации
- Возвращение из небытия. Саранск, 1995;
- Увещание к духовному исцелению. Саранск, 1995;
- Афон в жизни РПЦ в XIX — нач. XX в. Саранск, 1995;
- Убеждение в истине. Саранск, 1995;
- Уроки благодатной жизни. Саранск, 1996;
- Схиархимандрит Михаил (Кожевников): Некролог // ЖМП. 1997. № 6. с. 46.
- Размышления о вере и жизни по Божественным заповедям. Саранск, 1998;
- Спасительный путь возрождения Саранской епархии в кон. ХХ в.: (Послания, письма, доклады). Саранск, 1999;
- Слово после Божественной литургии в Санаксарском монастыре по случаю канонизации адм. Ф. Ф. Ушакова // Саранские епархиальные ведомости. 2001. № 8. С. 22-23;
- Обращение к священнослужителям и верным чадам Саранской епархии в связи с началом строительства кафедрального собора св. прав. Феодора Ушакова в г. Саранске // Саранские Епархиальные Ведомости. 2002. № 5. С. 20-22;
- Дни памяти св. адмирала Феодора Ушакова на Керкире // Саранские Епархиальные Ведомости. № 11. С. 5-15;
- «Грехом стали гордиться…»: Интервью // Саранские Епархиальные Ведомости. № 12. С. 5-8.
- [www.patriarchia.ru/db/text/136292.html Митрополит Саранский Варсонофий: Не проявляя милосердия к своим помощникам, мы не вправе называться христианами] // patriarchia.ru, 13 февраля 2013
- «Служение Богу и Отечеству. Проповеди, послания, выступления» СПб: Общество памяти игумении Таисии; 2015 г. 718 с
Возведение в сан митрополита
Следующим важным этапом на пути архиерейского служения владыки стало его назначение на должность управляющего делами Московской патриархии, и утверждение в качестве постоянного члена секретаря Священного синода. В связи с 1 февраля 2010 года патриаршим указом архиепископ Варсонофий был возведён в сан митрополита.
Годом раньше ему было поручено возглавить Наградную комиссию, созданную незадолго до этого при Патриархе Московском и всея Руси. Эту почётную обязанность митрополит Варсонофий исполнял вплоть до 2013 года.
Создание новых епархий
Служба митрополита Варсонофия в качестве главы Саранской епархии ознаменовалась созданием двух новых, выделенных из её состава церковно-административных образований. Ими стали Краснослободская и Ардатовская епархии. Руководствуясь глубоким знанием специфики порученного ему дела, владыка неоднократно указывал на то, что для осуществления эффективного управления в подчинении епархиального архиерея должно находиться не более ста пятидесяти приходов, так как большее их количество затрудняет внимательное и последовательное руководство.
Его инициатива нашла одобрение у членов Священного синода и повлекла за собой соответствующие структурные изменения. Тогда же митрополит Варсонофий был назначен временно исполняющим обязанности главы вновь созданной Мордовской митрополии.
Во главе Санкт-Петербургской епархии
В марте 2014 года произошло событие, ставшее знаменательной вехой в жизни митрополита Варсонофия – решением Священного синода ему было определено занять вакантное место главы Санкт-Петербургской и Ладожской епархии. Сменив на этом посту своего предшественника – митрополита Владимира (Котлярова), Варсонофий Санкт-Петербургский – так именуют его с этого времени, с присущей ему энергией принялся за обустройство порученных ему дел.
Санкт-Петербургская митрополия – сложный и ответственный участок работы. Она была учреждена в 1742 году и в синодальный период, при отсутствии патриарха, считалась первой по чести и старшинству в Русской православной церкви. До 1783 года она имела статус епархии, но затем после того, как её тогдашний глава архиепископ Гавриил (Петров) был возведён в сан митрополита, стала именоваться митрополией. В последующий исторический период она сохранила за собой это название, так как во главе её стояли всегда митрополиты.
Этот статус был официально закреплён решением Поместного собора 1917-1918 года, но четверть века спустя упразднён. В своём нынешнем виде митрополия была образована решением Священного синода, заседание которого состоялось в марте 2013 года, и уже год спустя её возглавил митрополит Варсонофий Санкт-Петербургский и Ладожский.
Свято-Варсонофиевский женский монастырь
Святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский, родился около 1495 года в городе Серпухове в семье священника Василия. При крещении младенец получил имя Иоанн. Отличаясь трудолюбием и понятливостью, отрок легко овладел грамотой, освоил чтение Псалтири и церковное пение.
В 1512 году крымские татары под предводительством сыновей Менгли Гирея — Ахмат Гирея и Бурнат Гирея (Бурнаша) ходили в поход на Рязань, но «не успев ничтоже во взятии града Рязани» прошли быстрым и неожиданным опустошительным походом по берегам Оки. В числе многих оказавшихся в плену был и семнадцатилетний Иоанн. Горько было положение пленника, но молитва облегчала его скорбь и доставляла сердцу такое утешение, какого не чувствовал он в родительском доме. В нем росла любовь к Богу, а с нею и преданность Его святой воле. Иоанн работал неверным со всем усердием и обучался безответному послушанию, терпению и незлобию. Пост, поначалу невольный, обратился в дело его доброго произволения. Утомительные работы занимали у него все время дня, а ночь он посвящал молитве, которая стала потребностью его души. Усердием и кротостью Иоанн расположил к себе ожесточенные сердца иноверцев, которые стали обращаться с ним мягче и снисходительнее, нежели с другими. Постепенно, благодаря незаурядным способностям, он овладел разговорным татарским языком до такой степени, что по прошествии двух лет мог не только хорошо говорить, но и писать по-татарски. Он изучил магометанскую веру так, что мог отчетливо говорить как о содержании этой веры, так и о заблуждениях ее. Основательным познанием языка и веры татар исполнилась премудрая цель, для которой Господь попустил рабу Своему быть в плену.
Плен продолжался три года. С большим трудом собрав необходимую сумму, священник Василий выкупил своего сына из татарской неволи.
Возвратившись домой, по обету, данному еще в плену, он поехал в Москву, где в Спасо- Андрониковом монастыре принял иноческое пострижение. Три года плена заменили для него послушнический искус. Отрекаясь от мира, монах умирает для него и рождается в новую жизнь, потому и дается ему новое имя. Новопостриженного инока нарекли Варсонофием. В Андрониковом монастыре бывал наездами святитель Акакий, епископ Тверской (1522—1567), родной брат преподобного Иосифа Волоцкого, архипастырь добрый и благочестивый. Епископ Акакий, «обладавший духовною прозорливостью пастырь, св<�ятому> Варсонофию весьма задолго, и именно еще во время его иеродиаконства, неоднократно предсказывал, что займет в Твери его место и будет в ней управлять людьми Божиими».
Вероятно, от Акакия о добродетельной и благочестивой жизни преподобного Варсонофия стало известно митрополиту Московскому Макарию, который возвел святого Варсонофия в сан игумена Николо-Пешношской Мефодиевой пустыни. Основанная в 1361 году учеником прп. Сергия Радонежского преподобным Мефодием в лесной глуши в 25 верстах от Дмитрова на правом берегу реки Яхромы при впадении в нее реки Пешноши, в старину пустынь эта именовалась «Никола на Песнуше».
В 1553 г. на пути в Кирилло-Белозерский монастырь Пешношскую обитель посетил царь Иоанн Грозный, совершающий паломничество в благодарность за чудесное избавление от смерти. Он обратил внимание на опытного наставника иноческой жизни, побывавшего в плену и знающего татарский язык и нравы этого народа. Потому, когда Казань покорилась царю Иоанну Васильевичу, и была образована новая епархия, то вместе со святителем Гурием, первым архиепископом Казанским, по указу царя был направлен в Казань для основания монастыря и архимандрит Варсонофий. В неделю святых отец, 26 мая 1555 г., при звоне всех колоколов кремлевских, митрополит Макарий с епископом Крутицким Нифонтом и всеми архимандритами Московскими и игуменами, а также и святитель Гурий со своими архимандритами и освященным клиром, в присутствии царя и всего синклита, отслужили в Успенском соборе напутственный молебен. По окончании которого первосвятители Казани торжественно отправились в путь, длившийся два месяца.
В воскресенье 27 июля 1555 года святитель Гурий с архимандритом Варсонофием и игуменом Успенского Старицкого монастыря Германом и иноками Пешношского и Андроникова монастыря прибыли в Казань. С крестами и хоругвями встречали их в Казанском Благовещенском соборе. Уже в следующем 1556 году преподобный Варсонофий исполнил возложенное на него поручение, устроив в Казанском Кремле Преображенский монастырь. Им был освящен и первый каменный храм монастыря во имя святителя Николая Ратного, и главный храм в честь Преображения Господня. В уставе монастыря, написанном самим архимандритом Варсонофием, он называет себя «многогрешным чернецом, что был игуменом на Песноши». Тайно от всех он продолжал носить вериги для изнурения плоти. Монастырь в скором времени сделался средоточием духовной жизни Казани. Через несколько лет число иноков в нем доходило до ста человек. Уменье лечить болезни привлекало к нему недужных всякого рода. По воле святителя Гурия, к которому он сохранял полное послушание и сыновнюю любовь, святитель Варсонофий ревностно занимался обращением магометан в христианскую веру. 2 декабря 1563 года святой Варсонофий постриг в великую схиму, а 4 декабря предал погребению тело своего ближайшего друга и наставника — святителя Гурия, архиепископа Казанского. По смерти епископа Тверского Акакия (+1567) святитель Филипп, митрополит Московский, вызвал святого Варсонофия в Москву и возвел его в сан епископа Тверского.
Истинным светильником был святитель Варсонофий для своей паствы, не словами одними, но всей своей жизнью указывая спасительный путь Христов. Несмотря на высокий святительский сан, он продолжал быть смиренным подвижником, каким он был и в Пешношской обители, и в Казани. Ночи он проводил в молитве, дни в трудах и заботах. Отдыхая, шил клобуки для братии, непрестанной молитвой врачевал телесные и душевные болезни, обращавшихся к нему. В 1567 г. святителем Варсонофием был освящен один из 5 каменных соборов Тверской земли того времени — величественный соборный храм Вознесения Господня древнего Оршина монастыря.
В тяжелое время Господь судил ему управлять Тверскою паствою. Царь Иоанн Грозный стал ужасом и бичом для своих подданных, насаждая «опричнину». Тверь не принадлежала опричнине и потому не пользовалась благосклонностью царя. С болью и негодованием видел святитель Варсонофий, как его друг, архиепископ Герман, вызванный из Казани в Москву для возведения в сан митрополита, был изгнан и умер в заточении после того, как кротко напомнил царю об ответе за жестокости на суде Божием. Много страшных событий прошло перед очами святителя Варсонофия за четыре года его архиерейского служения. Именно в Твери, в виду его палат, через Волгу, был задушен в Отроче монастыре его святой рукоположитель, митрополит Филипп, и никто не посмел дать известие о том святителю Варсонофию. В то же время страшная моровая язва опустошала Тверь и Москву. В одной обители Иосифа Волоцкого умерло до трехсот человек братии, не считая мирян. Многие селения и города опустели; церкви стояли без священников и без службы, некому было погребать умерших; голод и засуха довершали бедствия. Глубоко сокрушался о своей пастве святитель Варсонофий.
Ощущая старческую немощь, он в 1571 году удалился на покой в основанную им в Казани обитель. Пять лет провел он в Преображенском монастыре, в молитве и уединении, где, по источникам XIX века, принял великую схиму. Когда по немощи он уже не мог сам ходить в церковь, любящие ученики приносили его в храм Божий, зная его любовь к богослужению. Скончался святитель Варсонофий 11 апреля 1576 года и был погребен в Преображенском монастыре архиепископом Казанским Тихоном.
По повелению царя Феодора Иоанновича, в обители начали строить на месте деревянной каменную церковь в честь Преображения Господня. При строительстве храма в 1595 году были обретены мощи святителей Казанских Гурия и Варсонофия. Описание открытия мощей было сделано очевидцем, будущим патриархом Гермогеном, в то время Казанским архиепископом. «Когда же, 4 октября, дошли до гробов святых отцов, то пришли сказать об этом мне, смиренному. Принесши со всем освященным собором бескровную жертву Господу Богу и отпев панихиду, мы отправились в монастырь и, пришед на место, поклонились гробам преподобных отец Гурия и Варсонофия. Вскрыв гроб, мы увидали нечто совсем неожиданное: рака святого была полна благоуханного мира, мощи же святого Гурия носились, как губка, поверх мира; ни одна часть не была погружена. Нетлением одарил Бог честное и многотрудное тело его, как это видят все и ныне… Я, недостойный, многогрешною рукою коснулся святого тела, осязал ризы, в которых он был погребен, и они были весьма крепки. Попытался с силою потянуть и мантию его, и прочие погребальные одежды, и они казались крепче новых. В главах у преподобного Гурия лежал греческий клобук вязаный, который, по сказанию учеников святого Варсонофия, был сделан преподобным Варсонофием для Гурия, и по смерти святителя положен недоконченным в возглавие гроба его. Мы соборне осмотрели этот клобук и, взяв прядь из него, едва могли перервать ее, потому что она была крепче новой. Мы перелили благоуханное миро в новый сосуд, и православные христиане, пользуясь тем миром, непрестанно получали исцеления. Потом мы открыли раку Варсонофия и увидали, что и его мощи почтены от Бога нетлением… в чем мы удостоверились, перелагая святые и чудотворные мощи обоих своими собственными руками с архимандритом Арсением из гробов в ковчеги. Дивясь неизреченному человеколюбию Божию, мы со слезами и кротостью пропели надгробные песни над преподобными отцами и поставили их поверх земли, дабы все приходящие видели их и, дивясь, славили Бога».
Святители Гурий и Варсонофий были канонизированы по указу патриарха Иова. Первое их житие составил патриарх Гермоген, а текст службы святым написал Димитрий Ростовский. Мощи святителя Варсонофия до 1918 года находились в Преображенском соборе, а затем были перенесены в Казанский Богородицкий монастырь, закрытый в 1929 году. С этого времени местонахождение мощей святителя Варсонофия Тверского остаётся неизвестным, в Национальном музее Республики Татарстан сохранились детали его раки.
Тропарь святителю Варсонофию, епископу ТверскомуТропарь, глас 3:
Возвестителю пути спасительнаго, истинный хранителю апостольских преданий, столпе непоколебимый, благочестия учителю и Православия наставниче, святителю Варсонофие, Владыку всех моли мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.
Ин тропарь, глас 4:
Тихостию нрава направляемый, святителю Варсонофие, в тихое пристанище достигл еси, смиренномудрия ради удобно избежав сопротивных сетей, святою душею твоею на Небеса возлетел еси, идеже Христу предстоя, моли спастися нам, почитающим память твою.
Ин тропарь, глас 8:
По Божием законе ревнителю, лютый разрушителю неприязненныя лести, яко миром, потом своим во трудех и бдениих подвизася посреде Казанскаго царствия, обитель строя боголепнаго Преображения и великому своему учителю Гурию последуя, с нимже великий соуз имея духовный, якоже в животе, такоже и по преставлении, обретением честных мощей ваших во едино время и многими чудесы вас Бог прослави; и, радостию восходя в Небесныя обители, твердый камене веры, от иноплеменник многи скорби претерпел еси, добрый вводниче в вечную жизнь, в нюже, молим тя, введи ны, преподобне отче наш Варсонофие и моли Христа Бога спастися душим нашим.
Кондак, глас 6:
Воздержанием тело духу поработив, душу же равноангельну сотворил еси, сего ради святительства саном почтеся, чисте, Чистейшему предстоиши. Моли Христа Бога, святителю, спасти люди твоя, святе, да вси вопием ти: радуйся, отче преподобне Варсонофие, граду нашему Казани похвало и утверждение.
Кондак, глас 5:
Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, был еси, обогатив себе молитвою и постом, и тело свое веригами удручая, в полоне же от иноплеменник много пострадал еси. Непоколебим верою многая лета, ангелом купно соединим, бесовская ополчения огорчаваше. Последуя безмездником Косме и Дамиану, врачебною хитростию многия исцелил еси. Темже ныне честное и боготрудное тело твое, от земных недр обретенное, чудесы Господь прослави, исцеляеши бо многонедужныя не токмо у гроба, но и от честных вериг подаеши неоскудно целебныя дары приходящим с верою.
Величание
Величаем тя, святителю отче Варсонофие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
Активная общественная позиция служителя Церкви
Владыка является автором многочисленных публикаций, увидевших свет как на страницах периодической печати, так и в качестве отдельных изданий. Среди них труды по богословию и церковной истории, а также обращения к пастве, связанные с конкретными злободневными вопросами.
Кроме того, глава Санкт-Петербургской митрополии часто становится участником различных теле и радиопередач, в которых даёт интервью, знакомя широкую публику со своими взглядами на наиболее существенные стороны религиозной, политической и экономической жизни страны. Приемная митрополита Варсонофия часто становится местом импровизированных пресс-конференций, устраиваемых для представителей различных средств массовой информации.
Сегодня владыке Варсонофию шестьдесят один год, но, несмотря на это, он полон сил и энергии. Нет сомнения, что какое бы место служения ему ни было уготовано Господом, он всегда останется Его верным рабом и достойным сыном Русской православной церкви.