Вознесенская Давидова пустынь в Новом Быте
Собор Вознесения Господня
В Вознесенском соборе (слева) частично сохранились стены храма, возведенные в 16 веке. Фото: Михаил ФРОЛОВ
Храм начали строить во времена Ивана Грозного. И если в других монастырях первые постройки были чаще всего деревянные, то тут собор Вознесения Господня сразу начали возводить из камня. Через некоторое время строительство прекратилось, а начатое сооружение разобрали. На его месте поставили новое и открыли в 1682 году.
Знаменский храм
Самая яркая церковь в центральном ансамбле пустыни была построена позже всех. Фото: Михаил ФРОЛОВ
Свое название церковь получила от иконы Божией Матери «Знамение». Храм несколько раз перестраивался: сначала тут стояла деревянная часовня, потом выстроили колокольню, и только в середине 19 века появился храм, дошедший до наших дней.
Колокольня
Колокольня выполнена в русско-византийском стиле. Фото: Михаил ФРОЛОВ
Яркая многоуровневая колокольня высотой 70 метров возвышается над всеми храмами монастыря. На ней установлены семь колоколов и часы, которые проигрывают церковное песнопение с интервалом в 60 минут.
Никольская церковь
Никольская церковь (справа) богато декорирована. Фото: Михаил ФРОЛОВ
Изначально ее построили вплотную к собору Вознесения Господня. Так храмовый комплекс выглядел в 18 веке. Но, спустя столетие, из-за бытовых нужд церкви «разъединили». Нужно было место под кухню и трапезную. Никольскую церковь снесли и построили чуть подальше от основного собора.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Белоснежная церковь Успения расположена рядом со Спасским собором. Фото: Михаил ФРОЛОВ
Белая церковь стоит рядом со Спасским собором. В 1730-х годах возникла необходимость перестраивать церковь Успения Пресвятой Богородицы, поскольку она начала разрушаться. Пришлось переделывать полы и потолки, менять иконостас. Работы закончились в 1740 году.
Спасский собор
Спасский собор (слева) появился на мест, где раньше была трапезная. Фото: Михаил ФРОЛОВ
Одна из самых ярких построек монастыря: розовая с белой отделкой и темными куполами, контрастирующими с основным зданием. На этом месте стояла трапезная, но в 1900-х годах произошла очередная перезастройка обители, и открылся Спасский собор.
Храм всех святых
Храм всех святых — это желтое двухэтажное здание, увенчанное куполом. Фото: Михаил ФРОЛОВ
Желтое двухэтажное здание больше похоже на жилое помещение. Если бы не темный купол, возвышающийся над ним. Впрочем, в советские годы оно и не было церковью: тут разместили столовую сельскохозяйственного техникума. В начале 2000-х храм всех святых стал действующим и открылся для прихожан.
Святой источник
Находится не на самой территории монастыря, а в его подворье, селе Талеж. От Давидовой пустыни примерно 30 километров, ехать около получаса. Вода в источнике всегда холодная, +4 градуса. Тут можно набрать воды для питья и окунуться в купели. Обратите внимание, что источник открыт с 8:00 до 21:00.
Архитектурный ансамбль
На небольшом участке земли, который занимает обитель, разместилось множество построек, составляющих единый ансамбль. Архитектура монастыря не похожа на аналогичные постройки в других обителях. Здания обители окрашены в тёплые насыщенные цвета, которые органично сочетаются с окружающим пейзажем и вселяют ощущение покоя и умиротворения.
Основным входом на территорию являются Святые ворота с расположенной над ними надвратной колокольней. Пройдя под ликом преподобного Давида, расположенным над входом, прихожане попадают во внутреннюю территорию монастыря, который огорожен стеной с четырьмя башнями.
Современная жизнь обители
Уже при подъезде к монастырю открывается взору неповторимая картина:
- В ряд стоят несколько разноцветных церквей с прекрасной златоглавой колокольней. Поклониться мощам святого сегодня в обитель приходят тысячи паломников.
- Ежедневно здесь совершаются литургии, воспитываются дети, окормляется детский сад поселка, ведется большая социальная работа на приходе.
- Монахи монастыря несут слово Божье через школу искусства, детский дом, общеобразовательную школу, техникум.
- Игумен монастыря Сергий большое внимание уделяет социальной работе, и в первую очередь, поддержке молодого поколения.
- Иноки помогают малоимущим семьям, выпускникам детского дома, которые создают молодые семьи.
Отец Сергий и братия монастыря делают очень много в вопросах нравственного воспитания подрастающего поколения. Монашествующие сделали ремонт детского сада. Отец Сергий присутствует на всех детских праздниках, близко общается с детьми. Воскресную школу, находящуюся в обители, постоянно посещают до 25 детей. Они здесь развиваются, в чем опережают своих сверстников из общеобразовательной школы.
Внимание! Узнать адрес обители, ее описание и фото, расписание богослужений можно, зайдя на официальный монастырский сайт в интернете.
Кризис монастыря
Несмотря на то что Давидова пустынь стала самостоятельной, ситуация с ее достатком особо не улучшилась. В 1760 году тогдашний игумен писал Митрополиту Московскому, что средств в обители практически нет. На ремонт даже не хватает, а на расширение и подавно. По причине бедности насельники не спешили оседать в детище преподобного Давида. Обитель всегда была малонаселенной. По данным за 1730 год монашествующих в ней жило чуть больше 30 человек.
Окончательный упадок монастыря произошел в XVIII веке. Старые стены приходили в негодность, ремонтировать их было не на что. Да и некому. Нынешние наместники не могли в полной мере справляться со своими обязанностями, ибо одновременно были наместниками Чудова монастыря или исполняли какие-либо Епархиальные поручения. Обитель постиг кризис, и на это не могла не обратить внимание Епархия.
Месторасположение
Почему обитель называется пустынью, ведь в поговорке говорится, что свято место пусто не бывает? Раньше так называли уединенный православный монастырь, или скит, или келью, расположенные в безлюдной местности. Пусто было вокруг, не было людских поселений — потому и пустынь. Но время вносит свои коррективы — ныне Вознесенская Давидова пустынь – это не отдельное здание, а целый комплекс, в состав которого входят несколько храмов и церквей, корпуса настоятелей и братства, часовня и колокольня, также тут имеется липовая роща, которую посадил сам основатель.
Важно знать: рядом с комплексом расположены больница, памятник бойцам спецназа и мемориал ВОВ, через остановку – продуктовый магазин.
Адрес Давидовой пустыни: Московская область, Чеховский район, неподалеку от села Новый Быт. Она относится к Сельскому поселению Баранцево. Рядом расположены села Голыгино, Колычево, Семеновское, Пронино, Старый Спас и другие.
Ближайшие крупные города – Чехов и Серпухов. Вблизи протекает река Лопасня. Рядом с комплексом проходит улица Молодежная: она соединяет Симферопольское шоссе (М-2) и шоссе А-108.
Редакторы сайта советуют прочитать интересную статью о Животворящем Кресте в Годеново.
Святыни и реликвии
Главная святыня хранится в Знаменской церкви. К мощам преподобного Давида Вознесенского приходят поклониться и помолиться о помощи верующие люди. В этом же храме хранится икона Пресвятой Богородицы «Знамение», с которой основатель обители пришёл на берег реки Лопасня и ковчег со 150 частицами мощей православных святых. В алтаре храма находится частица Гвоздя, которым был распят Спаситель.
Престольный праздник обретения мощей Давида Серпуховского в Вознесенской Давидовой пустыни
В Спасском храме располагаются ковчеги с частицами одеяний Иисуса Христа и Богоматери. Никольский храм хранит фрагменты мощей Матроны Московской, Сергия Радонежского, апостолов Марка, Матфея и Луки.
В обители собраны более 200 частиц святых мощей.
Внимание! Полное описание всех реликвий можно увидеть в официальных изданиях Свято-Вознесенской Давидовой пустыни.
Настоятели
- Прп. Давид Серпуховский (31 мая 1515 — 18 октября 1520)
- Трофиллий
- Кирилл I
- Феодосий
- Акакий
- Лаврентий
- Иоанникий I
- Мисаил I
- Макарий
- Меркурий I
- Александр
- Евфимий
- Антоний I
- Леонид I
- Леонтий
- Меркурий II
- Антоний II (1624 — 1639)
- Иона (упом. 1648 — 1650)
- Дионисий I (упом. 1651)
- Савватий I (1653 — 1657)
- Авраамий I (упом. 1658)
- Андреян (упом. 1658)
- Леонид II (упом. 1660)
- Филофей (1664 — 1671)
- Авраамий II (1676 — 1685)
- Лаврентий (1687 — 1689)
- Савватий II (1691 — 1702)
- Павел (1708)
- Кирилл II (1709 — 1712)
- Иезекииль (1713 — 1719)
- Митрофан (Шеинков) (1719 — 1721)
- Димитрий (1721)
- Дионисий II (1721)
- Симон (1722 — 1727)
- Иаков (1727 — 1733)
- Филарет (21 декабря 1734 — 1739)
- Иосиф I (1740 — 1744)
- Иерофей (1745 — 1753)
- Пахомий (20 мая 1754 — 1760)
- Гедеон (1760 — 1761)
- Паисий I (1761)
- Никон (1761 — 1765)
- Паисий II (1765 — 1766)
- Мисаил (4 сентября 1766 — 1769)
- Варнава (июнь 1770 — 1777)
- Ираклий (Евреинов) (1777 — 1788)
- Иоасаф (1788 — 1789)
- Иоакинф (1789 — 1792)
- Сильвестр (16 сентября 1792 — 1796)
- Павел (1796 — 1798)
- Иосиф II (1798 — 1803)
- Арсений (1803 — 1816)
- Иоанникий II (1816 — 1832)
- Иосиф III (1832 — 1833)
- Геннадий (1833 — 1836)
- Афанасий (1838 — 1843)
- Паисий (Соколов) (1843 — 1854)
- Варлаам (1854 — 1865)
- Иосиф IV (1865 — 1884)
- Иоанникий III (1884 — 1893)
- Валентин (Егоров) (1893 — апрель 1916)
- Иларий (Бабыкин) (8 апреля 1916 — 30 октября 1916) и.о.
С 1929 по 1995 год монастырь был закрыт
- Герман (Хапугин) (11 января — 5 мая 1995) и.о.
- Роман (Гаврилов) (8 августа — 6 октября 2005) и.о.
Преображение
Для того чтобы спасти Давидову пустынь от «мерзости запустения», было принято решение превратить ее в общежительный монастырь. Кроме этого, отправить в затухающую обитель несколько насельников из других монастырей. Для строительства в ней духа общежительного, и выхода из упадка.
В 1799 году новые насельники приступили к реставрации пустыни. Как в ремонтном плане, так и в духовном. Кровлю и стены подремонтировали, завели новый порядок богослужений и жития насельников. Да и число последних стало возрастать.
В XIX веке обитель преображалась все более и более. Именно тогда была построена ныне существующая колокольня. Были открыты две церковно-приходские школы. В жизни монастыря наблюдалась особая чистота. Храмы отличались своей красотой, а братия — благочинием.
В 1915 году Свято — Давидова пустынь насчитывала свыше ста насельников. На ее территории располагались просфорня, рухлядная, чудесный сад, цветники, кладбище. За пределами монастыря находились скотный и конный двор, баня, мельница, пчельник, церковно-приходская школа.
Храм Всех Святых
Он расположен за группой основных храмов (если смотреть от ворот), возле братских корпусов. Он был возведен в начале ХХ века, в годы Советской власти в нем расположили столовую местного техникума.
Восстановление храма началось в конце ХХ века, сегодня он полностью восстановлен и действует. Его освятили в 2003 году.
Важно знать: на иконостасе изображены мало известные святые: Савва Стромынский, Константин Богородский и другие.
С первого взгляда может показаться, что здание мало похоже на храм: оно вытянутое, с небольшим темным барабаном, украшенным красивой золотой росписью, и небольшим куполом. Стены ярко-желтого цвета с белоснежными украшениями.
Возражения скептиков
С тех пор начался длинный путь реконструкции и ремонта древних знаний. Находятся критики, которые подвергали сомнению честность реставрационных работы. Дело в том, что ремонт производился за счет средств, которые жертвовали люди. Среди жертвователей находились и не совсем честные граждане, и политики с дурной репутацией, и даже открытые преступники. Несмотря на возмущение отдельных граждан, обоснованными недовольства признать нельзя, исходя из постулата: «не судите, да не судимы будете».