Воскресенье, 14 ноября 2022 года
Воскресенье — выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь — посещению храма. В этот день мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.
В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить традиции и особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье — 14 ноября.
День памяти святых
Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан Асийский и матерь их преподобная Феодотия (III)
Повествование для детей в картинках читайте в нашем материале.
Священномученики Иоанн и Иаков Ревнитель, в Персии пострадавшие (около 345)
Епископ Иоанн и священник Иаков пострадали и были казнены во времена гонений на христиан персидского царя Шапура (Сапура).
Мученицы Кириена и Иулиания (305–311)
Святые мученицы Кириена из Тарса и Иулиания из Росы за исповедание христианской веры были схвачены при императоре Максимиане Галерии (305–311) правителем Киликии Маркианом. Святую Кириену, обнаженную, с остриженной головой, водили на посмеяние вокруг Тарса, а затем вместе со святою Иулианией отвели в город Росу, где сожгли.
Мученик Ерминингельд, царевич Готфского (586)
Святой мученик Ерминингельд оставил арианскую ересь и был обращен в православие. Отец его, царь Лувингильд ни лаской, ни угрозами не мог заставить сына вернуться к арианской вере и приказал казнить его. Твердость царевича в вере и мужество его перед смертью заставили царя раскаяться в содеянном. Не решаясь сам принять православие, он поручил святому епископу Леандру обратить в истинную веру своего наследника Рехарда. Став царем, Рехард утвердил православие в своей стране.
Мученики Кесарий, Дасий и с ними пять пострадавших: Савва, Савиниан, Агриппа, Адриан и Фома (VII)
Святые мученики Кесарий и Дасий были схвачены за веру христианскую при взятии Дамасска магометанами в VII веке. Святые были преданы жестоким мучениям и усечены мечом.
Житие Космы и Дамиана
Святые братья жили в III веке от Рождества Христова, росли и воспитывались в христианской семье, отец был греком и исповедовал язычество, а мать была христианкой, звали ее Феодотия.
Еще в детстве мальчики остались без отца, и это возможно было к их счастью, мать спокойно занялась их воспитанием. После смерти мужа женщина больше не решилась выйти замуж, и посвятила свою жизнь воспитанию детей в христианских традициях. Феодотия отказалась от всех радостей жизни ради служения Господу и сыновей.
Благодаря матери братья всю свою жизнь посвятили Богу, ведя праведную и целомудренную жизнь.
За такую преданность Бог даровал им дар исцеления, который они использовали на благо людям.
О братьях узнал император Карин, и ему не понравилось то, чем они занимаются и что обращают народ в христианство. Император послал за Космой и Димианом своих слуг, чтобы они убили братьев, но когда люди, которым они помогали, узнали об этом, то укрыли целителей от душегубов.
Когда солдаты не нашли братьев, они решили арестовывать других христиан, Косма и Дамиан не могли этого допустить и сдались добровольно. Врачевателей кинули в темницу, а после этого отдали под суд.
Невзирая на угрозу смерти, мужчины не отказались от христианства, и не согласились приносить жертву по языческим традициям.
Они говорили так: «Мы никому не причинили зла, мы не занимаемся волшебством и чародейством, в чём вы нас обвиняете. Мы врачуем недуги силой Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и не берем никакого вознаграждения за помощь больным».
Господь покарал императора Карина и наслал на него внезапную болезнь. Это чудо заставило уверовать многих свидетелей, которые принялись просить братьев исцелить императора.
Сам император попросил помощи у праведников, и они помогли правителю. После исцеления Карин даровал мужчинам свободу, и они продолжили помогать людям. Слава, успех и любовь к братьям вызвали зависть у их наставника, обучавшего Косму и Дамиана врачеванию, он считал, что они всему обязаны ему.
Одержимый местью старец позвал своих учеников в лес, якобы для сбора лекарственных трав, завел их в чащу, убил, а тела сбросил в речку. Жизнь Косьмы и Дамиана оборвалась неожиданно, но память про них жива и до наших дней.
Лучшая статья для Вас, переходите: Молитвы Святителю Тихону Задонскому от уныния, об исцелении от болезни, в денежных трудностях
Святых поминают каждый год 14 июля.
Новомученики и исповедники Российские
Священномученики Александр Смирнов (1875 — 14 ноября 1918) и Феодор Ремизов (14 ноября 1918)
14 ноября 1918 года отмечался престольный праздник в селе Вышегород Верейского уезда Московской губернии — память бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, на который съехалось духовенство и миряне со всей округи. После литургии, молебна и общей трапезы священники разъехались по приходам.
Отец Александр Смирнов и отец Феодор Ремизов были священниками двух, расположенных в полуверсте друг от друга церквей села Вышегород. Пастыри жили и служили рядом, и претерпеть мученическую кончину им довелось вместе.
Подробнее
В Верейском районе особой жестокостью отличался милиционер Мужеров. Возмущенные его злодействами крестьяне, не найдя на него управы у местных начальников, убили его. Тогда из Москвы был послан отряд из 50 карателей-латышей, которые должны были жестокостью казней устрашить крестьян. Однако не только крестьян они собирались казнить, но и всех священников, которых удастся захватить.
Ближе к вечеру 14 ноября в расположенную рядом с Вышегородом деревню Новая Борисовка въехал вооруженный отряд. По пути им повстречался церковный сторож, и они зарубили его. Крестьяне, заподозренные в убийстве милиционера Мужерова, были без суда казнены.
Узнав, что отец Александр дома, каратели послали к нему фельдшерицу, чтобы она пригласила его в сельсовет.
— Зачем я пойду? — прямо и просто ответил священник. — Я ни в чем перед властью не виноват.
— Как хотите, — ответила та и ушла, но в голосе ее прозвучала угроза.
Жена отца Александра со старшей дочерью Еленой решили сами пойти к сельсовету, чтобы посмотреть, что там происходит. В доме остались лишь священник и его четырехлетний сын Александр. Вскоре раздался громкий стук в дверь.
Отец Александр открыл, и сразу же дом наполнился вооруженными латышами:
— Собирайтесь, вас вызывают к начальнику.
— Я не могу покинуть дом, где остается только маленький мальчик, — ответил священник.
— Но начальник не может ждать! — со злобою и угрозами приступили они. И уже сами брали и зажигали свечи потолще.
Помолившись, отец Александр надел новую теплую рясу, шапку и вышел на улицу.
Был тихий осенний вечер, недавно выпал первый снежок. Держа горящие свечи, палачи вели отца Александра по направлению к сельсовету. На пути они встретили идущего под конвоем отца Феодора, и тогда священникам объявили, что они будут сейчас казнены.
— Тогда надо помолиться, — сказал отец Александр.
— Молись, — разрешил начальник отряда.
Священники, преклонив колена, стали молиться Богу, а затем отец Александр сказал:
— Я готов. Теперь делайте со мной, что хотите, но знайте, что все вы вскоре погибнете.
Только лишь он это сказал, палач взмахнул шашкой и рассек ему голову от правого виска до темени. Священник упал на колени и поднял руку для крестного знамения. Последовал второй удар шашкой. Но священник был жив. Палачи выстрелили в голову и в шею и дважды проткнули живот штыком до спины и единожды поперек от бока до бока.
Но священник был все еще жив. Страх напал на мучителей. И тогда один из них, подойдя к отцу Александру вплотную, нанес последний удар — в сердце.
После этого палачи приступили к отцу Феодору, который стал обличать их в жестокости и убийствах. В ответ они начали бить его по лицу, и когда он упал, палач дважды выстрелил в него. Одна пуля попала в ухо, другая — в плечо. Отец Феодор был еще жив, но они не стали его добивать, а поспешили покинуть место казни.
Слова отца Александра исполнились в точности — через несколько дней весь отряд карателей был уничтожен под селом Балабановым.
Свидетелями мученической кончины священников стали горожане, которые запаслись в деревне продуктами и собирались домой. Завидев отряд карателей, они спрятались и из укрытия наблюдали за происходящим, а когда каратели уехали, сразу убежали. Лишь через некоторое время рассказли, как было дело.
На следующий день рано утром местный житель при въезде в Новую Борисовку услышал стоны. Он слез с лошади и увидел лежащего на снегу отца Феодора. Неподалеку обнаружил тело отца Александра. Он объявил об этом крестьянам, но когда они пришли, отец Феодор уже скончался.
На третий день состоялось отпевание и погребение священномучеников. На похороны собралось множество народа. Сразу же после убийства власти из боязни перед народом поспешили признать священников невиновными и прислали на погребение своих представителей, которые шли среди прихожан с белым знаменем в знак невиновности мучеников.
На девятый день после кончины отец Александр явился во сне дочери Елене и повелел ей собрать оставшиеся на месте убиения косточки головы, указав ей и само место. Примерно через год после кончины он явился сыну Александру, одетый в ризы ослепительной белизны.
В двадцатых годах дом священника был сожжен. Из всего имущества уцелела среди пепелища лишь фотография отца Александра, обгоревшая по краям.
Мощи священномучеников Александра и Феодора были обретены 8 октября 1986 года, и с тех пор все прибегавшие к молитвенной помощи священномучеников получали ее.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Высокопреосвященнейшего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия 20 сентября 2003 года мощи священномучеников Александра и Феодора были помещены в храме Казанской иконы Божией Матери в городе Реутове.
Немного сведений сохранилось о жизни священников до 14 ноября 1918 года.
За простоту в обращении и милосердие отец Александр Смирнов был любим своими прихожанами. Когда кому-нибудь из них требовалась помощь, он оказывал ее просто и без сомнений. Неукоснительно исполнял церковный устав, не допуская сокращений или отступлений в службах, за что пользовался большим уважением старообрядцев, которых много тогда жило в этом уезде. Был наделен от Бога красивым и сильным голосом, так что церковное начальство не раз хотело перевести его в Москву в один из соборных храмов.
Он родился в семье почетного гражданина Василия Смирнова. В 1898 году окончил Московскую Духовную семинарию и поступил законоучителем в церковноприходскую школу, в 1903 году был рукоположен во священника в Крестовоздвиженской церкви села Вышегород Верейского уезда в четырнадцати верстах от города Вереи. В феврале 1911 года он был избран членом благочиннического совета.
В 1918 году советская власть издала декрет об отделении Церкви от государства, который запрещал любую форму проповеди — даже и ношение священником рясы вне храма. Местные власти потребовали и от отца Александра, чтобы он перестал ходить по селу в рясе и остриг волосы. После совета со своим старцем-священником отец Александр сказал, что никогда не подчинится беззаконному распоряжению и не откажется от облика православного пастыря.
Священномученик Феодор родился в семье священника Николая, рукоположен во священника в Ризоположенской церкви села Вышегород Верейского уезда Московской губернии. Деревянная церковь была построена в 1791 году графиней Екатериной Александровной Головиной, урожденной Шуваловой. В храме было два престола: один во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы, другой — во имя бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Домов для священника и псаломщика не было, и они жили в наемных сырых и холодных крестьянских избушках. Помещения эти, как сообщают об этом клировые ведомости, были ниже всякой критики, но «за неимением других свободных приходилось причту с семействами ютиться в таких». До 1917 года в Ризоположенском храме служил брат отца Феодора, священник Александр Ремизов. У них с женой Александрой Емельяновной было шестеро детей; когда отец Александр перевелся на другой приход, а на его место пришел служить его брат Федор, у которого детей не было.
Молитва священномученикам Александру Смирнову и Феодору Ремизову
О, святии священномученицы Александре и Феодоре! К вам, яко к неоскудевающему источнику благодати Божией, мы, недостойнии, прибегаем. Вы бо тоя сподобистеся, адаманты веры суще. Еще же и страшныя раны и хуления злобная нечестивых мучителей претерпевше, уверение о венце мученичестем от Господа приясте и терпением вашим, древним мучеником подражающе, мучителей удивисте. Яко пастырие Божии суще, ревностно службу в земных храмех совершавше и молитвою вашею народ Божий укреплявше, будите и за нас молитвенницы, предстояще ныне пред Престолом Вседержителя. Вы, понесше тяготу и зной дневный, не токмо словом, но и делом бысте свидетелие Правды Божия, утвердите и нас во истине Христовой, не понесших ни тяготы поношений, ни зноя гонений, но да будем, яко наемницы единонадесятаго часа, чающии мзду прияти от Христа во Царствии Небеснем. Испросите у Бога молитвами вашими, святии страдальцы Христови, веры православныя укрепление, помыслом нашим освящение, в добродетелех преспеяние; да дарует Он дар благопотребен коемуждо просящему предстательства вашего, да сподобит нас и в час кончины нашея оную твердость веры явити, кую же и вам дарова, да со всеми святыми сподобимся в Царствии Небеснем непостыдно воспевати Его Пресвятое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Свернуть
Священномученик Александр Шалай (20 ноября 1879 — 14 ноября 1937)
Житие святого, служившего в храмах Белоруссии и после революции и выступившего за открытие храма в селе Блонь во время переписи населения, слушайте на радио «Вера».
Священномученик Димитрий Овечкин (25 мая 1877 — 14 ноября 1937)
Рассказ о святом, учителе математики и отце 7х детей, не испугавшемся отстаивать веру на публичных диспутах с атеистами, слушайте на радио «Вера».
Мученица Елисавета Самовская (14 октября 1860 — 14 ноября 1937)
Дворянка, дочь банковского служащего, супруга врача. Елисавета окончила Мариинский институт в Москве, давала частные уроки французского и немецкого языков. Что заставило ее протестовать против закрытия храмов после революции? Описание эпохи и обстоятельств жизни мученицы Елисаветы читайте в нашем материале.
Мученик Петр Игнатов (1904 — 14 ноября 1941)
Фонд ПМИ
Краткое житие святого, пришедшего к вере благодаря жене, слушайте на радио «Вера».
Особенности православного богослужения
В прошлый раз мы рассмотрели, что происходит на литургии во время «Малого входа». Сегодня мы расскажем о «Трисвятом»:
«Святый Боже, святый Крепкий, святый Безсмертный, помилуй нас».
В какой момент литургии звучит это песнопение?
В завершении «Малого входа» хор поет тропарь и кондак праздника или святого воскресного дня. Затем диакон молится перед иконой Спасителя, расположенной у царских врат: «Господи спаси благочестивыя и услыши ны!»
И поворачивается к народу, громко произносит:
«И во веки веков».
Кто такие «благочестивые»? Это все православные христиане. Те из них, кто находится в данный момент в храме, вместе с хором молятся словами Трисвятой песни:
«Святый Боже, святый Крепкий, святый Безсмертный, помилуй нас».
Откуда появилось «Трисвятое»? В пятом веке в Константинополе случилось сильное землетрясение. Верующие молились вне храма — на улице. Внезапно мальчика из народа буря подняла на небо. Он услышал ангельское пение:
«Святый Боже, святый Крепкий, святый Безсмертный!»
(В скобках отметим, что слово «Крепкий«в отношении Святой Троицы означает «сильный, всемогущий»)
Мальчик спустился невредимо и рассказал о своем видении. Когда народ стал повторять ангельскую песнь и прибавлять «помилуй нас», землетрясение прекратилось. Все это случилось при патриархе Прокле, и с этого времени Трисвятая песнь («Трисвятое») введена во все богослужения нашей Церкви.
Продолжение в следующем выпуске.
Читать последование Литургии
О чем молятся Косьме и Дамиану?
Братья при жизни были врачами и сейчас их почитают как целителей и теперь. Молитву святым читают во время разных заболеваний: простуде, хронических заболеваний, опухолей, язве. Молитва целителям поможет избавиться от наркотической и алкоголической зависимости.
Молитва, обращенная к Косьме и Демиану, обладает большой силой, так что к ее чтению нужно относиться серьезно и только с чистыми помыслами.
Святые помогают всем людям, которые к ним обращаются, защищают их и поддерживают. Так как братья вели целомудренный и праведный образ жизни, они часто помогают при разладах в семье и оберегают от измен.
Также Святой лик помогает сохранить здравие домашнего скота, создать крепкие брачные узы, избавиться от скорбей, освободить душу от уныния, оградиться от внезапной смерти и болезней.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Луки, глава 8, стихи 26 — 39
Читать отрывок
26 И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. 27 Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. 28 Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. 29 Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. 30 Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: «легион», — потому что много бесов вошло в него. 31 И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. 32 Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. 33 Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. 34 Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. 35 И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. 36 Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. 37 И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. 38 Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: 39 возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.
Свернуть
Комментирует священник Антоний (Борисов)
Евангелие от Матфея, глава 10, стихи 1 — 5, 8
Читать отрывок
1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. 2 Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, 3 Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, 4 Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. 5 Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите;
8 больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.
Свернуть
Молитва 2‑я
Аудио:
Чудеса Славы, Доктор Безумия, Космо и Дамиан! С юности Христа вы любили Бога и соблюдали заповеди всего сердца, если вы даете себе учение об исцелении, но благо для жизни и чистоты души. Отонюдужье любви и милосердия ко злу, подвизаеми не только людем, но и болезнями скота. Служи неизчетным исцелениям многочисленные чудеса твоего мира, полны и телесныя токмо недуги исцеляют, но через веру Христову душу просвещают, терпение укрепляет болезни, суровые недузех на исправление недугов своей жизнью вы увещаете его и через покаяние привлекаете ко Христу. Точно так же и мы, впадающие в вас раньше вашего благословенного, скоро, дети, услышим вашу помощь в обучении этой книги, мы настаиваем вашими молитвами, чтобы он мог получить весть жизни, не будучи завидовать земле да они будут в порядке. О сонливости лежащих, человеческая помощь отчаявшимся, вам, бегущим с верой и искренней молитвой, исцеляющим болезни своим милосердным и чудесным визитом. Много раз вы впадаете в болезни и жестокие недуги до уныния, трусости и ропота грядущего, что Бог даровал вам благодать терпения, подтверждаете и настаиваете на том, что я знаю Бога в моем познании Христа и Бога в тех, кто несчастен, для исправления жизни тех, кто не радуется в грехах, которые не раскаиваются, сокрушают ожесточенных сердцем для спасения и призывают к покаянию, так что они бессильны в теле, они благословлены благословениями, и они благословенны. Братьям этого святого храма, вверенным вашему святому заступничеству Божьему, и всем тем, кто внимательно бросается к вам невредимым, спасенным от долгих страданий, от самых жестоких и нездоровых, от ослабления ума, от раздражения ум, от истощения Наблюдайте за Богом в праведной вере сильных, в стойком благочестии, в добрых делах, в молитвах к Богу, которые достойны восхищения, чтобы вместе с вами они могли в пришествие Господа Боже, приди в век Божий и роди все… Аминь.
Апостольское чтение:
Послание Апостола Павла к галатам, глава 2, стих 16 — 20
Читать отрывок
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. 17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак. 18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником. 19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, 20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Свернуть
Комментирует священник Павел (Великанов)