Откуда на иконе крылья у смертного человека?
Этот распространенный образ Иоанна Предтечи получил название «Ангел пустыни».
Крылья за спиной Иоанна Крестителя — это символ его равноангельского жития. Из Евангелия мы знаем, что Иоанн жил в пустынном месте, одевался в верблюжьи шкуры и питался акридамиСогласно одному из толкований, акриды — это плоды рожкового дерева; согласно другому — съедобная разновидность саранчи. — Прим. ред. и диким медом. Читая эти строки, мы представляем себе очень суровую, по сути, монашескую жизнь, которую вел пустынник и аскет Иоанн Креститель. Недаром Церковь считает его духовным покровителем и предтечей всех монашествующих. Не случайно и на иконе, о которой мы говорим, изображены пустыня и гора, а в руках у Предтечи хартияТак в древности именовались листы папируса. — Прим. ред. с надписью: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3:2).
Святой Иоанн Предтеча Ангел Пустыни, ок. 1700
А библейской основой ангельского иконописного образа Иоанна Крестителя является известное место из книги пророка Малахии: Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь (Мал 3:1). Сам Христос напрямую связывал это пророчество с Иоанном Предтечей (Мф 11:10 и Лк 7:27).
В тропаре, который обычно читается преподобным, есть такие слова: «Пустынный житель и в телеси Ангел». То есть монах, преподобный — одновременно и ангел, и человек; таково древнее церковное понимание сути монашества. Именно это сходство с ангельским образом жизни и отражено на иконе.
Родственник Христа
Предтеча был троюродным братом Иисуса Христа (его мать, праведная Елизавета, приходилась двоюродной сестрой Богоматери). Весть о его рождении, как и — чуть позже — о рождении Спасителя, принес Архангел Гавриил. «Он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера (вино, изготовленное из фруктов и плодов, а не винограда, — прим.ред.) и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей», — возвестил архангел отцу будущего пророка, Захарии.
Иоанн был примерно на полгода старше Иисуса, поэтому праздник Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Церковь отмечает 7 июля по новому стилю, ровно за шесть месяцев до Рождества Христова.
Примечательно, что первая встреча Мессии и пророка произошла еще до их рождения. Евангелист Лука говорит об этом так: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лук.1:41-44).
Блаженный Феофилакт Болгарский отмечает, что в этот момент проявились «особые дарования» Предтечи: «Иоанн… играет в утробе матери, почему он и больше пророков (Мф. 11:9), ибо они пророчествовали после своего рождения, а он удостоился такого дарования будучи еще в утробе матери». «Как о пророках говорят, что они прежде приходили в вышеестественное состояние и вдохновлялись, а потом пророчествовали, так, может быть, и Иоанн, как бы вдохновившись, прежде взыграл, потом устами матери пророчествовал», — добавляет он.
Какая потрясающая богословская мысль кроется за образом «Ангела в пустыне»?
Образ «Ангел в пустыне» появляется примерно в XIII веке и становится особенно распространенным в XIV веке. В России его писал, например, Феофан Грек. Как раз в то время оформляется богословское учение исихазма (от греч. ἡσυχία — тишина, молчание), говорящее о возможности преображения, обóжения человека. Святитель Григорий Палама окончательно сформулировал мысль, высказанную еще в VII веке Максимом Исповедником, о том, что человек в состоянии вступить в непосредственное общение с Богом через Его нетварные энергии, в состоянии увидеть Фаворский свет.
Иногда вторая голова изображается у ног святого. Иоанн Предтеча, Византия, середина XV в.
А по словам жившего совсем недавно, в XX веке, преподобного Иустина (Поповича), все благовестие Ветхого Завета состояло в том, что человек — это икона Божия, созданная по образу и подобию Бога (ср.: Быт 1:26, 27). Благовестие же Нового Завета задает новый, гораздо более высокий идеал богочеловека. После воплощения Христа задача человека — не просто хранить в себе образ и подобие Бога, но раскрыть их до конца, последовать за Христом и стать богочеловеком. Как писали еще раньше святые Афанасий Великий и Ириней Лионский, Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом.
Образ Иоанна Предтечи, аскета и отшельника, как нельзя лучше подходит для выражения этой идеи.
В чем поможет икона
Много веков молитвенники просят Иоанна Крестителя:
- о крепком и счастливом браке;
- о помощи в поиске работы;
- о защите от интриг коллег и происков злого руководителя;
- о защите от лжи и клеветы врагов;
- об исцелении болезней головы и прочих недугов;
- о врачевании мыслей;
- о выборе правильного пути в жизни.
Совет! Икону Крестителя принято дарить мужчинам, получившим при рождении или в Таинстве Крещении имя Иоанн.
Святой благотворит пчеловодам и считается их покровителем. Также молитва перед иконой защищает от головной боли.
«Иоанн Предтеча. Рождество». Храм Вениамина Петроградского, г. Москва
«Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.» (Мф. 11, 11).
Иоанн Предтеча, прор.; Россия. Киевская Русь; XIV в.; местонахождение: США. Хьюстон (Техас). Menil Collection; материал: дерево, золото (сусальное). Иоанн Предтеча, Иоанн Креститель (6—2 гг. до н. э. — ок. 30 года н. э.) последний в ряду ветхозаветных пророков — предвозвестников прихода мессии. Открыл избранному народу Иисуса Христа как Мессию-Спасителя, крестивший Иисуса Христа. Согласно Евангелиям, жил в пустыне аскетом, проповедовал и совершал священные омовения для очищения от грехов и покаяния иудеев. Иоанн Креститель; XIV в.; Византия. Афон — православные мастерские Русская Икона. Священные омовения впоследствии стали называться таинством крещения. Крестив в водах реки Иордан Иисуса Христа трижды окунув Его в воду. Иоанн Предтеча обезглавлен по желанию иудейской царицы Иродиады и её дочери Саломеи. Иоанн Предтеча (Креститель) — историческая фигура, упоминающаяся в рукописях «Иудейских древностей» Иосифа Флавия. Эти тесты считаются аутентичными, и не являющимися позднейшими вставками переписчиков-христиан.
Благовестие Ангелом о Рождение Иоанна Предтечи.
Захария и Елисавета (Рождество Иоанна Предтечи). XV век, Россия. В царствование Ирода, царя иудейского, в городе Хевроне жили праведной жизнью священник Захария и его жена Елисавета. Не имели они детей, что у евреев считалось наказанием Божиим за грех. В бесчадии, Захария и Елисавета дожили до таких преклонных лет, когда уже не стало надежды иметь детей. Но однажды, когда старец Захария служил в иерусалимском храме, к нему явился Ангел и «…сказал ему: не бойся, Захария, — сказал Ангел, — ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются; ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1, 13—17). Благовестие Захарии. Фрагмент иконы, XVII в. Изумленный и обрадованный словами Ангела, «сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных» (Лк. 1, 18). «Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» (Лк. 1, 19—20). Сказав это, Ангел скрылся, а Захария в ту же минуту сделался нем. Закончив служение в храме, Захария вернулся, и Елисавета, несмотря на свой возраст и прежнее неплодие, зачала. Елисавета в продолжение пяти месяцев скрывала свою беременность от людей. Архангел Гавриил, который возвестил Захарии о рождении ему сына, благовествуя Пресвятой Деве Марии о рождении от Нее Христа Спасителя, открыл Ей, что «Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,» (Лк. 1, 36). Услышав о радости, какая готовится Елисавете, Пресвятая Дева, уже зачавшая Сына Божия, поспешила навестить ее. «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа,» (Лк. 1, 41).
Рождество Иоанна Предтечи.
Рождество Иоанна Предтечи. Елисавета, согласно с предсказанием Ангела, родила сына. На восьмой день от дня рождения Иоаннова надлежало, по закону Моисея, обрезать младенца и дать ему имя. По иудейскому обычаю, родные, ничего не знавшие о том, что имя младенцу уже было указано Ангелом еще до его зачатия, хотели назвать новорожденного именем отца его, т.е. Захарием. Рождество Св. Иоанна Предтечи. Икона. Конец XVI — начало XVII в. Но Елисавета не согласилась. Тогда спросили знаками Захарию. «Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. потребовал, чтобы принесли ему дощечку, и написал на ней: «Иоанн — имя ему»» (Лк. 1, 63-64). С того времени разрешился язык Захарии, и он стал благословлять Бога и пророчествовать о близком пришествии Мессии Христа и о том, что Иоанн будет Ему Предтечею: «И ты, младенец, — сказал Захария, обращаясь к сыну своему, — наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему» (Лк. 1, 76).
Юные годы Иоанна Предтечи.
Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием в 18 клеймах. Около 1700 года. Москва. Школа царских изографов. С юных лет Иоанн избрал необыкновенный образ жизни — он удалился в необитаемую Иудейскую пустыню, поселился в дикой пещере и пробыл в ней до тридцатого года своей жизни, предаваясь молитве и благочестивым размышлениям, непрестанно беседуя с Единым Богом. Одежду носил он простую, жесткую, сшитую из ткани из верблюжьих волос, препоясывая ее кожаным поясом. Питался кореньями растений, диким медом и акридами (саранчой). Живя в глубине пустыни, Иоанн Предтеча ожидал, когда Господь призовет его на дело общественного служения.
Проповеди Иоанна Предтечи о Пришествии Мессии.
Камень, с которого проповедовал Иоанн Предтеча. Когда Иоанну исполнилось тридцать лет, голос Божий повелел оставить пустыню, идти к народу иудейскому и проповедью покаяния и крещением побуждать народ к раскаянию во грехах: так как наступило время пришествия Мессии. Повинуясь небесному голосу, Иоанн явился на берега реки Иордана в пустыне Иудейской. Народ начал стекаться к нему. Иоанн Креститель проповедует «и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему.» (Мф. 3,2-3). Для того, чтобы люди более ясно понимали, как им нужно избавляться от своих пороков, Иоанн Креститель давал наставление каждому сословию порознь. И людям скупым, и людям своекорыстным, и мытарям (сборщикам податей), и воинам. Иоанн умел ясно и понятно передавать каждому великую заповедь: «люби ближнего как самого себя».
Но помимо простых людей, к Иоанну приходили и люди, пользовавшиеся большим уважением в народе — фарисеи и саддукеи. Фарисеи — это люди, гордившиеся мнимою святостью: они были строгие исполнители закона, громко молились на улицах, раздавали милостыни на площадях, но сердца их исполнены были тщеславия, зависти и лукавства; они мечтали, что, как природные чада Авраама, они необходимо войдут в Царство Мессии. Саддукеи — это люди неверующие, отличающиеся вольнодумством: они отвергали бытие мира духовного и потому не верили в существование Ангелов, в загробную жизнь и ожидающие там мучения и блаженства. «Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.» (Лк. 3, 7-9). Многие жителей Иудеи и Иерусалима приходили к Иоанну Крестителю и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Влияние проповедей и крещения были так велики, что люди втайне начали думать а не Христос ли Иоанн? «Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.» (Лк. 3, 16). Этими словами Иоанн отвечал, что он не Христос, а только слуга и Предтеча Его.
Иоанн Предтеча Крестит Иисуса Христа.
Икона Крещение Господне. икона XV века принадлежащая иконописцу из круга Андрея Рублева. «Христос не нуждался в крещении, ни в этом (Иоанновом), ни в каком-либо другом; а лучше сказать, крещение имело нужду в силе Христовой» (св. Иоанн Златоуст). Уже полгода Иоанн Предтеча проповедовал покаяние и крестил приходивших к нему иудеев, «тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.» (Мф. 3, 13). Пришел Тот, о Ком Иоанн проповедовал. Иисус из Назарета Иоанн знал Иисуса, как сына Марии, как родственника своего по плоти, знал о необыкновенной чистоте и святости жизни Иисуса. Дух Святой, осенявший Иоанна от чрева матери, при появлении Иисуса озарил душу его особенным, небесным светом и возбудил в сердце его нечто такое, чего Иоанн прежде не чувствовал. Иоанн почувствовал, что Иисус из Назарета, стоящий пред ним, и есть Господь и Бог его, Владыка неба и Земли, свет истинный, просвещающий всякого человека. Иоанн услышал, что Иисус требует от него крещения. «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3, 14). Иисус вошел в реку Иордан. «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.» (Мф. 3, 15-17). Так совершились крещение Господа нашего Иисуса Христа рукою святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна в водах Иорданских и открытие для Иоанна Крестителя Божества Иисуса Христа, обетованного Мессии. Иоанн воочию убедился в Божественном достоинстве Иисуса: «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.» (Ин. 1, 33-34). В дальнейшем, все проповеди Иоанна Крестителя были посвящены свидетельству о Божестве Иисуса Христа, как о Сыне Божием, как об Агнце, принявшем на Себя грехи всего мира, как о Мессии, пришедшем открыть новое духовное царство.
Иоанн Предтеча — Глас Вопиющего в Пустыне.
Многие люди продолжали и после крещения Иисуса Христа видеть Мессию в самом Иоанне, так как смиренный образ Христа Спасителя не сообразовывался с иудейскими понятиями о величии Мессии. Старейшины народа иудейского отправили к Иоанну посольство из священников и левитов, чтобы спросить, кто Иоанн? Иоанн объявил: «я не Христос.» (Ин. 1, 20). Так как многие из иудеев верили, что до пришествия Мессии явится на землю Илия, то: «И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет.» (Ин. 1, 21). Услышав этот твердый ответ Иоанна посланники «Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия.» (Ин. 1, 22-23). Илия-пророк: внешне изображается похожим на Иоанна — львиная грива волос, власяница из верблюжьей шкуры. Тогда посланные спросили Иоанна: «Что же ты крестишь, если ты не Христос, ни Илия, ни пророк?» (Ин. 1, 25). «Иоанн сказал им в ответ: я крещу в воде; но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его. (Ин. 1, 26—27).
Иоанн Креститель — «Друг жениха…», последнее свидетельство Предтечи.
«На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. (Ин. 1, 29-31). Полно и ясно раскрывал Иоанн Божественное достоинство Иисуса Христа своим ученикам. Но ученики Иоанна пожаловались ему на то, что Иисус, Которого крестил он и Который, вместо того чтобы почитать Крестителя учителем Своим, собирает собственных учеников и начинает крестить. Иоанн указывает им, что Иисус начинает крестить «чрез учеников Своих» (Ин. 4, 2). И далее «Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба.» (Ин. 3, 27). «Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним» (Ин. 3, 27). Иоанн использует сравнение, в котором уподобляет Христа жениху, последователей его невесте, а себя называет другом жениха: «Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться.» (Ин. 3, 29-30).
«…Приходящий с небес есть выше всех, …ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его. Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.» (Ин. 3, 31—36). Это было последнее свидетельство Иоанна об Иисусе Христе. Три ученика Иоанна Крестителя последовали за Иисусом; это были будущие апостолы: — Андрей, названный Первозванным; — Иоанн, любимый ученик Господа; — Петр. Великий учитель их Иоанн Предтеча вскоре заключен был в темницу, а оставшихся учеников своих направил к Иисусу для того, чтобы ученики убедились в Божественном достоинстве Его, как Мессии. Этим Иоанн еще раз показал свою верность цели своего великого служения. Спаситель, в Своем отзыве об Иоанне, украсил его такими великими похвалами, каких не удостаивался никогда никакой человек. «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.» (Мф. 11, 11).
Убиение Предтечи Христова.
Усекновение главы Иоанна Предтечи. В темницу Иоанн заточен был галилейским правителем Иродом Антипой. Ирод Антипа питал к Иоанну большое уважение. Он советовался с Иоанном при принятии государственных решений и с удовольствием беседовал с ним. Вопреки закону Божию, Ирод вступил в брак с Иродиадою, женою своего еще живого брата Филиппа, прогнав свою законную супругу, дочь Ареты, владетеля каменистой Аравии. Иоанн, строгий хранитель закона, ревнитель правды и благочестия, возвысил голос против такого беззакония «Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего» (Мк. 6, 18). «Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла.» (Мк. 6, 19). Но вскоре эта Иродиада нашла способ отомстить. На своем дне рождения Ирод был поражен танцем Саломеи, дочери Иродиады, настолько, что сказал ей: «Проси у меня, чего хочешь, и дам тебе»; и с клятвою прибавил: «Чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства» (Мк. 6, 22-23). Саломия, по наущению матери потребовала головы Иоанна Крестителя. И Ирод, слабый по характеру, из боязни показаться лжецом пред другими, согласился на убийство Предтечи Христова. Оруженосец Ирода отсек голову Иоанна и поднес ее на блюде девице Саломее, которая передала отсеченную голову матери своей. В память об этом установлен церковный праздник — Усекновение главы Иоанна Предтечи.
Крещение и усекновение главы
Многие верующие видели икону Иоанна в образе Крещения Господня, где пророк выполняет фактически свою основную функцию крестит Христа. Однако и после этого Иоанн продолжал действовать и проповедовать и принял мученическую гибель равно как многие первые христиане.
Царь Ирод на тот период взял себе в супруги женщину своего брата и этот факт считался скверным. Такое сожительство многие осуждали, и святой Иоанн тоже не считал подобное поведение достойным царя. Самому Ироду не нравилось порицание, и в итоге Иоанн оказался взаперти.
Однажды на пиру Саломея — дочка Иродиады (супруги Ирода) ублажала присутствующих своим танцем. Она угодила Ироду и тот велел просить, о чем угодно, просьбой стала голова Иоанна крестителя на блюде — икона с изображением этого образа также почитается в православии. Празднование этого дня относится к началу церковного года и также отмечает переход к эпохе Нового Завета, ведь после того как почил пророк, который считался последним, начался период Царства нового, заповедованного Христом.
Икона Иоанна Предтечи помогает каждому человеку успешно справиться с любой работой, достойно выполнить свой долг!
На протяжении всего года есть много дней почитания икон святого Иоанна:
- 6 октября — зачатие Иоанна Предтечи;
- 7 июля — Рождество пророка;
- 11 сентября — усекновение главы;
- 9 марта — в память первого и второго обретения главы;
- 7 июня — третье обретение главы пророка.