Прежде чем начать разговор о том, как крестятся старообрядцы, следует подробнее остановиться на том, кто они такие, и какова их роль в развитии российского православия. Судьба этого религиозного движения, именуемого старообрядчеством, или древлеправославием, стала неотъемлемой частью истории России и полна драматизма и примеров духовного величия.
Реформа, расколовшая российское православие
Старообрядчество, как и вся российская церковь, началом своей истории считает год, когда на берегах Днепра воссиял свет Христовой веры, принесённый на Русь равноапостольным князем Владимиром. Попав на благодатную почву, зерно православия дало обильные всходы. Вплоть до пятидесятых годов XVII века вера в стране была единой, и о каком-либо религиозном расколе речь не шла.
Началом великой церковной смуты стала реформа патриарха Никона, начатая им в 1653 году. Заключалась она в приведении российского богослужебного чина в соответствие с тем, который был принят в Греческой и Константинопольской церквях.
Двуперстное крестное знамение
Двуперстие — истинное перстосложение, переданное Самим Господом нашим Исусом Христом Своим апостолам. Они передали его епископам и священникам, и с тех пор оно перешло нам по преемству.
Перемена перстосложения является самым известным примером реформ патриарха Никона. Русская Церковь до Никона творила крестное знамение двуперстием: три пальца (большой и два последних) складывали во имя Святой Троицы, а два (указательный и великосредний) во имя двух естеств во Христе — Божеского и человеческого. Так складывать пальцы для выражения главных истин православной веры учила и древняя Церковь.
Двуперстие
О древности и истинности двуперстия имеется немало свидетельств. Двуперстным крестным знамением осеняли себя все христиане от времен Исуса Христа: в Риме (со времени принятия христианства (примерно в 350 г.) до возникновения католицизма (примерно в 1054 г.), в Греции, на Руси (до раскола 1666 г.) и в других странах. Так молились апостолы, святитель Никола Чудотворец, Василий Великий, святый Иоанн Златоуст и другие святые. В катакомбах Рима, cохранившихся до настоящего времени от первых христиан (4 век), имеются фрески с изображением святых с двуперстием на правой руке: образ Благовещения в Усыпальнице св. Прискилы (III в.), изображение Чудесного лова в церкви св. Аполлинария (IV в.) и т. д. В Успенском Соборе Московского Кремля хранится Крест. На Кресте у Спаса благословляющая рука сложена в двуперстие.
О двуперстном крестном знамении известно писание святых отец Мелетия Антиохийского, Славостинского епископа, и Феодорита (4 век). Во время спора с арианами люди просили представить доказательства истинности двуперстного сложения, что святой Мелетий и сделал. Вначале он сложил три перста и не было никакого знамения. Потом он сотворил полное двуперстное крестное знамение и благословил людей, и от его крестного знамения, как молния вышел огонь.
… Два совокупив, три согнув и благослови люди, и изыде от него яко огонь молния, достохвальный убо он испусти глас… и тако посрами еретики. (Стоглав, гл. 31)
Св. Мелетий был в большом почете в Константине граде и так учил священников благословлять людей, а мирян креститься.
Истинность двуперстия подтвердил Стоглавый собор на Руси (1551 г.), осудивший неистинность проникшего в страну троеперстия:
Аще кто не знаменается двема персты, яко же и Христос, да будет проклят (Стоглав, гл.31).
Мощи Илии Муромца в Киево-Печерской Лавре
Об истинности двуперстного перстосложения свидетельствуют также мощи святых. В Киево-Печерской Лавре до сего времени находятся нетленные мощи Илии Муромца, персты правой руки которой сложены в двуперстие. Преп. Максим Грек, известный своими многочисленными богословскими трудами, в своей книге также пишет о двуперстии.
В русских же источниках, не говоря уж о бесчисленных иконописных изображениях, двуперстие ясно видно на грамотах, которыми обменялись великий князь тверской св. Михаил с новгородским архиепископом и со всем Новым Городом о взаимном вспоможении против общих неприятелей (1295 — 1302 год). Двуперстие изображено также и на печатях, которыми скреплены грамоты великих князей Иоанна Иоанновича (1356 год), Василия Иоанновича (1523 год) и первого из Романовых — Михаила Феодоровича (1613 год).
Рис.34 — Печать патриарха Филарета (1628 г.). Рис. 40. Патриаршая казенная большая печать (1662 г.)
После реформ, проведенных патриархом Никоном, вместо двуперстия было приказано знаменоваться троеперстием: складывать первых три перста во имя св. Троицы, а два последних иметь «праздными», то есть ничего ими не изображать. В народе говорили: новый патриарх упразднил Христа. Троеперстие на Руси было явным новшеством, которое относительно поздно появилось у греков, они же привезли его и на Украину. Ни один святой отец и ни один древний собор не свидетельствуют о троеперстии. В иконографии не было традиции его изображения. Поэтому русские люди опасались его принимать. Мало того, что троеперстие как символ оказалось гораздо менее выразительно, в нем еще содержалась и грубая неточность выражения: ибо если мы положим на себя знамение креста, изображая его тремя перстами, то получится, будто мы исповедуем, что св. Троица была распята на кресте, а не Одно из трех лиц Ее — Исус Христос по своему человечеству.
Истинное крестное знамение
Согласно учению святых отец, нужно сложить вместе три перста правой руки: большой, безымянный и мизинец в знак того, что мы веруем во Святую Троицу (Отца и Сына и Святаго Духа). Два других перста (средний и указательный) складываем вместе, при этом средний перст немного преклоняем, а указательный перст сильно протягиваем (держим прямо). Эти два перста изображают два естества в Богочеловеке Исусе Христе: Божеское и человеческое. Любое изменение искажает смысл крестного знамения и оно теряет свою силу.
Многие христиане осеняют себя крестным знамением слишком быстро, настолько быстро, что не успевают доносить двуперстия до положенного места на правое и левое плечо, и на живот. От этого крестное знамение утрачивает четкое изображение креста, становится похожим на простое махание. Молящийся не успевает проговорить молитву, договаривается она уже после совершения поклона.
Мнозии неразумнии человецы, махающе рукою по лицу своему творят крестящися, всуе труждающеся (напрасно трудятся), тому бо маханию бесы радуются. (Стоглав, г. С. Петербург, 1997, гл. 32)
При крестном знамении надо нажимать пальцами на тело.
«Помни себе и не забывай о кресте, чтобы не платие на себе крестите, но тело свое. Сего ради Крестом осеняешися, прилагай внятно руку свою, чтобы сие на теле внятно было (ощущаемо)».
Причины церковной реформы
Православие, как известно, пришло к нам из Византии, и в первые годы после Крещения Руси богослужение в церквях совершалось именно так, как это было принято в Константинополе, но по прошествии шести с лишним столетий в него были внесены значительные изменения.
Кроме того, поскольку в течение почти всего этого срока книгопечатанья ещё не было, и богослужебные книги переписывались от руки, в них не только вкралось значительное количество ошибок, но и исказился смысл многих ключевых фраз. Чтобы исправить положение, патриарх Никон принял простое и, казалось, не сулящее осложнений решение.
Благие намерения патриарха
Он распорядился взять образцы ранних книг, привезённых из Византии, и, сделав с них заново перевод, растиражировать печатным способом. Прежние тексты он приказал изъять из обращения. Кроме того, патриархом Никоном было введено на греческий манер троеперстие – сложение вместе трёх пальцев при осенении крестным знамением.
Такое безобидное и вполне разумное решение вызвало, тем не менее, реакцию, подобную взрыву, а произведённая в соответствии с ним церковная реформа послужила причиной раскола. В результате значительная часть населения, не принявшая этих нововведений, отошла от официальной церкви, получившей название Никонианской (по имени патриарха Никона), и из неё сложилось масштабное религиозное движение, последователи которого стали называться раскольниками.
Раскол, ставший результатом реформы
Как и прежде, в дореформенные времена, старообрядцы крестились двумя перстами и отказывались признавать новые церковные книги, а также священников, пытавшихся совершать по ним богослужения. Встав в оппозицию церковным и светским властям, они в течение длительного времени подвергались с их стороны жестокому гонению. Начало этому было положено на Поместном соборе 1656 года.
Уже в советский период последовало окончательное смягчение позиции РПЦ в отношении старообрядчества, что было закреплено соответствующими юридическими документами. Однако это не привело к возобновлению евхаристического, то есть молитвенного общения между поместными православными церквями и старообрядцами. Последние по сей день считают лишь себя носителями истинной веры.
Почему православные люди крестятся троеперстием и к чему привели Никоновские реформы XVII века
Вы никогда не задумывались, почему православные люди крестятся троеперстием? В своё время меня очень заинтересовал этот вопрос. А так как я считаю себя православным человеком, и столь важный ритуал никак не может быть мелочью, хоть за обыденностью может уйти из поля зрения, эта тема стала важной для меня. Поэтому и было принято решение докопаться до сути.
Первое, что пришло в голову о троеперстии — это сугубо православный символ, который может означать триединство Бога — Отец, Сын и Святой Дух, а само крестное знамение — освящение Господом и отречение от зла. Вот, например, трактовка, взятая на православном сайте azbyka.ru:
Кре́стное зна́мение — телесное выражение христианских догматов, исповедание христианской веры в Святую Троицу и богочеловека Иисуса Христа, выражение любви и благодарности Богу, защита от действия падших духов. [1]
Далее в процессе поиска мне попалась на глаза картинка, на которой точно такое же скрещение пальцев, как и в крестном знамении, но с другим названием и значением — на картинке была изображена мудра! Мудра (санскр. मुद्रा, mudrā, “печать, знак”) — в индуизме и буддизме — символическое, ритуальное расположение кистей рук, ритуальный язык жестов.
Мне стало интересно сопоставить значения этого жеста в традиции православия и индуизма. Та информация, которая была найдена, мягко говоря, сильно удивила. Оказывается, троеперстие в соединении кончиков большого, указательного и среднего пальцев в индуизме означает “кубера-мудру” или, другими словами, — “мудру исполнения желаний”. Сам Кубера считается богом богатства, сокровищ и казначеем Всевышнего в индуизме, он олицетворяет гармонию духовного и материального богатства.
Итак, что было найдено в открытых источниках интернет-пространства — рецепт от Куберы (или Аримана):
Справка: Верховным Архонтом, или же его ещё называют «Архонтом сего мира», что аналогично «князь сего мира», является Ариман… Но в более древние времена его имя как Верховного Архонта звучало как Абраксас, как это трактуют сейчас — «дух космического целого, который не будучи абсолютно злым, пребывал в невежестве, принимая себя за абсолютного Бога». Эту легенду за сказку может принять лишь тот, кто несведущ в знаниях и устройстве мира. Для умных же это намёк, подсказка. [2]
“Используйте Кубера-мудру для исполнения всех Ваших желаний и целей. Если речь идёт о мелких желаниях, то визуализация не обязательна, но для исполнения крупных она необходима. Ежедневно проводите медитацию, мысленно представляя Вашу мечту как уже свершившуюся. Делайте её несколько дней или даже недель подряд, при этом руки держите сложенными в мудру. Используйте Кубера-мудру во время пения мантр”. [3]
Применение кубера-мудры якобы даёт человеку невозмутимость, уверенность в достижении цели, ускоряет исполнение различных желаний. Важно не то, как долго мудра практикуется, а с какой интенсивностью.
О чём же думает и чего желает индус, буддист и православный христианин во время ритуальных действий со скрещиванием таким образом пальцев руки? Ведь именно в этом моменте есть два разных вектора. Первый — это спасение Души и прошение у Творца лишь об этом, внутреннее чувство необходимости пребывать только с Богом и быть Его сыном. Второе — это просьба о чём-либо материальном. Кто же, как не Кубера или Ариман, или Сатана отвечает за исполнение желаний, кто услышит такую просьбу, и кто, в конечном счёте, исполнит прошение? Плата за это крайне велика, ведь в первом случае — это вечность, Рай, спасение души и жизнь с Богом, во втором же — это ад и, если брать буддизм, последующая реинкарнация и продление страданий.
На одном из сайтов нашёл даже такую фразу: “Я отдаю самое лучшее и получаю взамен то, что мне надо”. Если перефразировать, то по сути — “я отдаю всё и получаю при этом что-то материальное, временное”. Если убрать фактор времени, то я не получу ничего, но отдам всё — спасение своей Души. Какая-то очень сомнительная сделка получается…
Это открытие сподвигло меня копать глубже и узнать, всегда ли в истории православной церкви использовалось троеперстие в крестном знамении и что было ранее.
Никоновские реформы
Не буду долго ходить вокруг да около. Троеперстное крещение было не всегда, вплоть до середины XVII века люди крестились так, как сейчас называют — “на старообрядческий манер” — двуперстием.
Если сопоставить двуперстие с мудрами — это Прана Мудра или Мудра Жизни. Своим названием полностью говорит за себя. В некоторых источниках можно найти, что она служит для стабилизации течения энергопотоков во всём теле, повышения уровня жизнеспособности, активирует корневую чакру и повышает жизненный тонус, придаёт уверенность в собственных силах. Также хорошо её практиковать, если одолела усталость и человек обессилен. [5]
Итак, внимательный читатель снова заметит определенную подмену, материальное желание, чтоб было хорошо телу. Хотя мы можем часто видеть на новых и старых иконах Иисуса Христа, Ангелов или святых отцов именно с таким знаком руки, что на востоке однозначно назвали бы мудрой жизни.
Касательно соединения безымянного пальца с указательным, интересную информацию можно найти в книге “АллатРа”:
“Да, это жест соединения безымянного пальца с большим как символ соединения силы Бога и энергетического потенциала самого человека, да ещё и от самого Иисуса Христа как Сына Божьего — действительно настоящий жест благословения человечества”.
***
“Что касательно положения пальцев… Если безымянный палец, согласно медитативным функциям, символизировал духовное видение, знание, сверхвозможности, то большой палец — энергетический потенциал силы самого человека. В частности, большой палец указывал на то, что в медитации был задействован чакран, ориентировочно находящийся внизу живота, внутри тазового пояса, между костями копчика и лобкового симфиза. Внешне условно его изображали на схемах человека в области промежности. Но это именно условно, потому что речь идёт не о физическом, а об энергетическом теле человека”.
(А. Новых, “АллатРа”)
Интересно ещё то, что:troeperstie3
“Вначале христиане крестились одним перстом, подчёркивая этим веру в единого Бога — в противовес языческому многобожию. После Никейского вселенского собора (325 г.), сформулировавшего догмат о единстве двух природ во Христе, христиане стали креститься двумя перстами. Когда Русь крестилась в православие, в Византии крестились ещё двумя перстами, таковой обычай перешёл и на Русь. Затем, в XI веке, в противовес очередной ереси, отрицавшей Троичность Божию, было положено креститься тремя перстами (символ троичности). Но, в силу отрыва Руси от Византии, этот обычай не был введён на Руси до Никона. Староверы, не зная ничего о дальнейшем развитии церковной культуры в Византии, упорно держались за двуперстие.” [1]
Мудру, соответствующую одноперстию, мне так и не удалось найти. Наиболее приближённое значение — это бронхи-мудра для страдающих заболеваниями дыхательных путей, для тех, кто переживает внутреннее одиночество, чувство изолированности, сексуальные проблемы, грустит. Но это лишь внешние проявления этой мудры, что она значит на более глубоком значении возможно вам, читатель, удастся найти и поделиться находкой в комментариях к статье.
Далее информация приводится исключительно с точки зрения анализа исторических событий и интересна лишь как причина и следствие уже свершившихся событий.
Возвращаясь к истории, необходимо сказать, что в 1650-1660 годах патриархом всея Руси Никоном были проведены следующие церковные реформы:
- Широкомасштабная “книжная справа” выразилась в редактировании текстов Священного Писания и богослужебных книг. Это привело к изменениям даже в формулировках Символа Веры. Был убран союз-противопоставление “а” в словах о вере в Сына Божия “рождена, а не сотворена”, о Царствии Божием стали говорить в будущем (“не будет конца”), а не в настоящем времени (“несть конца”), из определения свойств Духа Святаго исключено слово “Истиннаго”. В исторические богослужебные тексты было внесено также множество других новаций, например, в имя “Ісус” (под титлом “Ic”) была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться “Іисус” (под титлом “Іис”).
- В том числе появилось такое понятие как “раб божий” вместо сына.
- Была проведена замена двоеперстного крестного знамения троеперстным и отмена “метаний”, или малых земных поклонов. В 1653 году Никон разослал по всем церквям московским “память”, в которой говорилось: “не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; ещё и тремя персты бы есте крестились”.
- Вместо восьмиконечного креста стали употреблять четырехконечный и шестиконечный.
- Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).
- Возглас “аллилуйя” во время богослужения стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая).
- Таинство Евхаристии стало совершаться не на семи просфорах, а на пяти, изменено было и начертание печати на просфорах. [4]
Традиционные просфоры
Старообрядческие просфоры
Необходимо сказать несколько слов о Никоне
Ники́та Ми́нин, мирское имя патриарха Никона, родился в 1605 году. Его родители были крестьянами и говорится, что у него ещё было три брата. Мать вскоре умерла после его рождения, а отец женился во второй раз. С мачехой отношения у Никиты не складывались. В рассказе иподиакона Шушерина, который составлял биографию по словам Никона, говорится, что та его морила голодом, избивала и даже пыталась убить [6]. Отец отдал сына изучать грамоту и Священное Писание, тот в свою очередь оказался способным учеником и вскоре ушёл в Макариев-Желтоводский монастырь продолжать своё обучение. С этого, можно сказать, начался его церковный путь.
Привлекает внимание тот факт, что он, став во главе братии Новоспасской обители, вошёл в состав неформального кружка духовных и светских лиц, который профессор Н.Ф. Каптерев назвал кружком “ревнителей благочестия”. Главными идеологами данной группы являлись — духовник царя Алексея Михайловича протопоп Благовещенского собора Стефан Вонифатьев, боярин Фёдор Михайлович Ртищев, а также протопоп Казанского собора Иоанн Неронов. Главной задачей общества являлось оживление религиозно-церковной жизни в Московском государстве, насаждение просвещения, а также улучшение нравственности как населения так и духовенства.
Со временем Никону, через своих высокопоставленных сподвижников, удалось сблизиться с государем, более того, он стал его советником не только по делам духовным, но и по государственным. Как следствие, 25 июля 1652 года он был торжественно возведён на престол патриархов Московских и Всероссийских. Что интересно, уже во время интронизации Никон вынудил царя дать обещание не вмешиваться в дела Церкви. Царь и народ поклялись “послушати его во всѣм, яко начальника и пастыря и отца краснѣйшаго”.
Далее, как только харизматичный церковник начал свою деятельность на патриаршем престоле, он проявился как властный, резкий и жёсткий руководитель. Оказалось, что ему вовсе не нужны сотоварищи. Как следствие, прежние его сподвижники по обществу ополчились против него. [7] Такие поступки красноречиво говорили о высокомерии личности Никона. А борьба за дела просветительские и духовные, со временем, приняла очертания борьбы за власть.
Итог деятельности Никона:
12 декабря 1666 года состоялось третье, заключительное по делу Никона, заседание Собора в Благовещенской церкви Чудова монастыря.
В грамоте, подписанной всеми архиереями Русской поместной церкви Большого Московского собора, а также иерархами (патриархами, митрополитами, архиепископами, епископами) греческих поместных церквей от 12 декабря, указаны преступления, из-за которых Никон извержен из патриаршества и священства судом поместного собора Русской церкви.
Интересен тот факт, что, несмотря на решение заседания, сами реформы не подверглись участи Никона. Из этого можно сделать вывод, что кому-то это было на руку и кто-то очень ловко манипулировал всей этой историей для достижения своих целей.
Последствия влияния реформ на людей
“Я не хочу быть царём, хочу жить с вами как брат”.
(Степан Тимофеевич Разин — атаман свободных людей)
Суровым испытаниям и даже казни за свои религиозные воззрения подверглись многие люди. Среди них достаточно известный протопоп Авакуум, который, как оказывается, входил в “Кружок ревнителей благочестия”. Также мучали и казнили Боярыню Морозову с единомышленницами, которых пытали на дыбе, стараясь склонить к измене веры старообрядчества, но они не отступили ни на шаг.
Многие, наверно, слышали про Соловецкий монастырь, братия которого отказалась принимать нововведения. Его осаждали два года царские полки. О Соловках осталось предание: “Кто несколько лет выдерживал среди старцев — восхищался живым на небеса и возвращался в мир непобедимым и бессмертным”. Кстати, этот монастырь дважды до трагических событий посещал многим известный казак Степан Тимофеевич Разин: в 1652 г. и в 1661 г. [Издание: Крестьянская война под предводительством Степана Разина. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1954-1962.]
В 1677 и в 1678 году на Малом и Большом церковных поместных соборах Русской церкви была деканонизирована благоверная княгиня Анна Кашинская (в схиме монахиня София) за то, что рука княгини, скончавшейся в XIV веке, изображала двоеперстие, а её открытые мощи лежали в соборе города Кашина для всеобщего поклонения. Она была объявлена не святой, мощи закопали и запретили служить ей службу, оставив только панихиды, а храм в честь княгини переименовали.
Случайно ли, что в 1667 году началось восстание под предводительством Степана Разина и только ли по причине Соборного уложения 1649 года и полного закрепощения крестьян? Ведь помимо увеличения давления на материальную сферу жизни человека, “Никоновские реформы” затрагивали религиозные, духовные ценности народа, что ранее ценились куда выше первого фактора. Кстати, некоторые историки решили очень занимательный ребус в загадке, которая скрывалась за именем “Стенька Разин”. Если обернуть фамилию получится “Ни Зар”, то есть “Не Царь”, а с именем чуть-чуть посложнее — берём суффикс и остальную часть слова задом наперёд, получается “Канетсь”, то есть “Конец”. Выходит — “Не Царь. Конец”. Возможно, именно тогда, как говорится, провалилось в тартарары былое государство под названием Великая Тартария и скрытый под именем Степан Тимофеевич Разин её атаман свободных людей.
О всех этих личностях и событиях тех дней можно ещё долго писать, но это уже отдельные темы для разговора…
Выводы:
· Крестное знамение в восточных традициях означает кубера-мудру, служащую для исполнения желаний. В то же время в старообрядческих традициях для крестного знамения использовали, если выразиться по-восточному, прана-мудру. Важно понимать, какие у современного православного христианина желания — материальные и временные или стремление обрести внутреннюю духовную свободу? Это определит весь последующий итог. · Несмотря на низвержение патриарха Никона из священства в 1666 году, большим московским собором в 1667 году были одобрены его реформы, а всех, не принявших соборных решений, предали анафеме как еретиков и непокорных Церкви. Значит, новые реформы были кому-то выгодны и кто-то очень ловко управлял теми процессами, которые имеют глобальный характер в православии (крестное знамение, знаки, молитвы, трактовки, ритуалы и прочее) и привёл её к расколу. · Наблюдая данные исторические процессы, мы видим, что любая религиозная система очень тесно переплетается с геополитическими процессами и не может быть отделена от внешних факторов. В ходе таких событий утрачиваются и намеренно подменяются Исконные Знания, что приводит людей к непониманию основных жизненно важных вопросов: “Кто Я?”, “Где Я?” и “Куда мне?”. Но несмотря на это, в руках у самих людей возможность изменить ситуацию, всё зависит от главенствующего выбора каждого человека!
Из книги “АллатРа”:
“Да, как ни крути, всё начинается с материального крена сознания человека. А если в обществе происходит утрата или искажение сути и смысла исконных Знаний вследствие вмешательства Животного разума, то данный материальный крен будет только усугубляться в сознании будущих поколений…
***
В распространении духовных Знаний всегда есть соблазн от Животного начала в гордыни, уподоблении себя высшему существу, в желании присвоить себе эти Знания, интерпретировать их по-своему, от своего ума в разговоре с другими людьми. Так обычно и происходит их искажение от Животного начала, подмена материальными понятиями и в результате утрата исконных Знаний. Человеку надо понимать, что духовные Знания даны для всех людей. Человек не Бог, не ангел, не херувим, не Дух Святой. Он всего лишь человек, такой же, как и все люди, раз его Душа заточена в многомерную энергетическую конструкцию, принадлежащую материальному миру”.
Выражаю благодарность команде “АЛЛАТРА Вести” за помощь в написании этой статьи!
Автор: Игорь Субботин
Источники:
1. https://azbyka.ru/krestnoe-znamenie 2. А. Новых “Сэнсэй-IV. Исконный Шамбалы” 3. https://www.zdravamir.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=117:-q-q—-&catid=22:2010-12-24-10-02-51&Itemid=28 4. Из книги: Старообрядчество в культуре России. Философские и социально-правовые аспекты 5. https://mechtayte.ru/mudry-znachenija-palcev-opisanie/ 6. Материалы к “Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона”. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. — 520 с. 7. Кружок ревнителей благочестия — статья из Большой советской энциклопедии.
Сколькими пальцами крестятся старообрядцы?
Важно отметить, что канонических разногласий с официальной церковью у раскольников никогда не было, и конфликт всегда возникал лишь вокруг обрядовой стороны богослужения. Например, то, как крестятся старообрядцы, складывая вместо двух три пальца, всегда становилось поводом для осуждения в их адрес, тогда как никаких нареканий по поводу толкования ими Святого Писания или основных положений православного вероучения не было.
Кстати, порядок сложения пальцев для крестного знамения и у старообрядцев, и у сторонников официальной церкви заключает в себе определённую символику. Старообрядцы крестятся двумя пальцами – указательным и средним, символизирующими два естества Иисуса Христа – божественное и человеческое. Остальные три пальца при этом держат прижатыми к ладони. Они являют собой образ Пресвятой Троицы.
Яркой иллюстрацией того, как крестятся старообрядцы, может служить знаменитая картина Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова». На ней увозимая в ссылку опальная вдохновительница московского старообрядческого движения воздевает к небу два сложенных вместе перста – символ раскола и неприятия реформы патриарха Никона.
Что же касается их оппонентов, сторонников РПЦ, то принятое ими, в соответствии с никоновской реформой, и употребляемое по сей день сложение пальцев также имеет символический смысл. Крестятся никонианцы тремя пальцами – большим, указательным и средним, сложенными щепотью (раскольники их за это презрительно называли «щепотниками»). Эти три пальца также символизируют Пресвятую Троицу, а двойственную природу Иисуса Христа изображают в данном случае прижатые к ладони безымянный палец и мизинец.
Как крестятся католики, православные, старообрядцы.
В каждой религии своя символика и свои обряды. Даже внутри христианства у разных направлений некоторые моменты могут сильно отличаться. Разница между таинствами в религиях, которые являются разными направлениями одного вероисповедания, обусловлена тем, что католическая и православная церковь долгое время враждовали и имели серьёзные разногласия в плане организации церковной жизни. А раскол православной церкви в 17 веке также способствовал этому. Вопрос был в том, какой символ вкладывался в тот или иной символ, жест или таинство.
Православие.
Люди, которые относят себя к православной церкви и православному вероисповеданию, крестятся сложенными вместе тремя пальцами (большим, указательным и средним) правой руки, что означает Троицу – Отца, Сына и Святого Духа, а сомкнутые вместе пальцы – Бог един. Сначала руку прикладывают ко лбу для освящения разума и мыслей; к животу – внутренних желаний; к правому плечу, что означает спасение и переход в рай; к левому – своеобразный переход в ад. Во время службы креститься надо вслед за священником, в остальное время слушать молитву. Если человек читает молитву дома, то он должен покреститься в начале молитвы и в конце. Первое упоминание о троеперстии – это 12-13 век в Константинополе, а официально оно было введено в 17 веке патриархом Никоном вследствие церковной реформы. Она привела к церковному расколу, который сохраняется и по сегодняшний день.
Католицизм.
В отличие от православия, в католицизме нет единого варианта, как нужно складывать пальцы рук, чтобы перекреститься. Они могут это делать тремя пальцами (что опять же символизирует Троицу), двумя пальцами, указательным и средним, сложенными вместе(что означает двойное начало Христа: человеческое и божественное) и открытой ладонью (где пальцы руки означают раны Христа, ведь их было 5). Но при любом положении пальцев, они сначала прикладываются ко лбу, к животу, к левому плечу и к правому плечу. Направление от левой стороны к правой можно истолковать по-разному. По одной из версий направление слева — направо символизирует общение с Христом, то есть человек обращается к Богу, а не бог к человеку. По другой, что это переход от зла к добру, от тьмы к свету, от ада к раю, от греха к спасению. Когда-то католики могли делать это в любом направлении (слева-направо или справа-налево), но в 1570 году папа Римский Пий V дал указания креститься только слева направо и никак по-другому.
Старообрядцы.
Они крестятся двумя пальцами (указательным и средним), сложенными вместе, что символизирует два начала Христа – божественное и человеческое. Оставшиеся три пальца (большой, мизинец и безымянный) складываются вместе, что означает Святую Троицу (Отца, Сына и Святого Духа). Движения руки у них такие же, как и у православных: сначала к голове, потом к животу, правое и левое плечо. Считается, что после принятия на Руси Христианства крестились именно так, как делают это старообрядцы. Но после раскола церкви было введено троеперстие, а старообрядцы стали подвергаться гонениям и называться «раскольниками». В 20 веке отношение к ним смягчилось, но «староверы» по-прежнему не признают Русскую Православную Церковь, считая её инославной.
Каждая церковь из перечисленных считает свой уклад и свои таинства единственно верными и угодными Богу.Но, несмотря на все расхождения, между этими религиями остаётся очень много общего. Раскол и разделение церкви – это непреодолённая историческая трагедия, которая привела к очень печальным последствиям (гонения, войны, массовые убийства).
Почему старообрядцы крестятся двумя перстами?
Ответом на этот вопрос может служить древняя, уходящая своими корнями в апостольские времена и принятая затем в Греции традиция двуперстного крестного знамения. Она пришла на Русь одновременно с её крещением. У исследователей есть убедительные доказательства того, что в период XI-XII вв. иной формы крестного знамения в славянских землях просто не было, и все крестились так, как это делают сегодня старообрядцы.
Иллюстрацией сказанного может послужить широко известная икона «Спас Вседержитель», написанная Андреем Рублёвым в 1408 году для иконостаса Успенского собора во Владимире. На ней Иисус Христос изображён сидящим на престоле и воздевшим правую руку в двуперстном благословении. Характерно, что именно два, а не три перста сложил Творец мира в этом священном жесте.
Сразу начнем с самого главного: сегодня в Европе все крестятся неправильно – как и неправильно объясняют символику этого акта. А вот правильно крестятся только православные эфиопы – это древнейшая церковь, которая прямо унаследовала традиции еще иудеохристиан из Израиля через Египет в третьем столетии (за 700 лет до крещения Руси). Православные эфиопы делают мальчикам обрезание после рождения, именуют библейских персонажей иудейскими именами, держат в каждом храме копию Ковчега Заветов, не признают Троицу, как и решения вселенских соборов, в которых отказались участвовать. И крестятся они архаично, как и крестились все первые христиане: двумя пальцами – указательный держат прямо и вертикально, а средний полусогнут, сама ладонь обращена к человеку перпендикулярно, что вместе символизирует крест. То есть, как бы в руке держишь крестик. Тут и весь смысл: они КРЕСТОМ ИЗ ПАЛЬЦЕВ себя осеняют – а не просто набором пальцев или жменькой, что креста никак не составляет.
Крестом из пальцев крестились все древние христиане с апостольских времен. Такие изображения мы находим на мозаиках римских храмов: образ Благовещения в Усыпальнице св. Прискилы (III век), изображение Чудесного лова в церкви св. Аполлинария (IV век) и т. д. Но с распространением христианства в Европе и Азии изначальный смысл был утрачен, а вместо него стали молиться просто двумя пальцами, что было закреплено после четвертого вселенского собора (V век), когда был выражен догмат о двух природах во Христе.
Смысл стали вкладывать совсем иной. Вот как об этом пишет энциклопедия:
«При двуперстном сложении большой, мизинец и безымянный складываются вместе, что символизирует Святую Троицу. Средний и указательный остаются выпрямленными и соединенными между собой, при этом указательный держится прямо, а средний слегка согнут, что символизирует две природы в Иисусе Христе – божественную и человеческую, причем согнутый средний палец указывает на умаление (кенозис) божественной природы во Христе. В отличие от троеперстия при крестном знамении старообрядцев акцентирована искупительная жертва Иисуса Христа, посему слова, с которыми совершается крестное знамение, повторяют Исусову молитву: Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго».
Однако напомним, что православные эфиопы отрицают Троицу и вкладывают совсем иной смысл, просто-напросто изображая пальцами крест. Но в мире распространилась традиция креститься уже прямыми двумя пальцами.
Ещё до крещения Руси, в 893 году, двуперстие упоминается как употребляемое у несториан. Это ответвление христианства считалось в Европе ересью и было широко распространено в восточных странах, где нравилось всем тиранам тем, что несторианство обожествляло власть, ставило правителя в ранг «богоцаря». Что по сей день находит свое отражение в Русской православной церкви, которая оставалась и остается по сути своей несторианской. Но по форме несколько поменялась – что и связано с реформами Никона.
Татаро-монголы, которые в 1240-х годах установили свою власть в финском Залесье (будущей Московии), были вовсе не язычниками, а православными несторианами. В том числе сын Батыя Сартак (был кровно побратим с Александром Невским) был несторианской веры, в которую охотно перешли и московские князья. Обожествление власти укрепляло их позиции и тешило тщеславие, ведь паства теперь молилась в храмах не только фрескам с изображениями царей Орды (которые выступали ровней Иисусу), но и фрескам с изображениями своих московских князьков.
Кстати, именно отсюда вязалась традиция РПЦ обожествлять своих правителей – Александра Невского, Дмитрия Донского и прочих, ведь во времена несторианской Орды они и были не просто «святыми», а считались «богоцарями», их фрескам молились в храмах как своим богам.
В ордынское время произошел принципиальный раскол между религией Московии-Орды и религией Руси. В Русской православной церкви Киева категорически отвергали ересь несторианства, принятую в Москве со времен Сартака («куратора» финского Залесья, Суздальской земли), и считали московитов схизматиками, которые молятся не Богу, а своим царям Орды и князькам.
Правителям Московии это крайне не нравилось (а их несторианская вера не считалась тогда ни русской, ни православной, даже вообще «не христианской» по запискам иностранных путешественников; только в 1589 году Борис Годунов смог уговорить греков признать в Москве патриархию и название «Русская православная церковь», которое с крещения Руси принадлежало только митрополии Киева – в ответ на что Киев, протестуя, пошел в 1596 на заключение Унии).
Напомним, что в 1461 году ордыно-московское несторианство окончательно поругалось с греками и объявило о своей автокефалии, которая длилась рекордно долго для христианства – почти полтора века! В этот период в Московии и ее ордынском окружении была своя автокефальная несторианская вера – и совсем иная вера была на Руси, вера от крещения Руси, истинная. Поэтому неудивительно, что Иван Грозный, захватив Новгород, Псков, Тверь и Полоцк, первым делом уничтожил там все православное духовенство истинной русской веры (включая даже монахов), разграбил и разорил все православные храмы. А Новгородского епископа РПЦ Киева женил на кобыле, потом привязал его к этой кобыле лицом в круп, так с позором довез до Москвы, где его повесил под улюлюканья толпы московитов-несториан.
Все это сегодня табу для идеологов РПЦ и историков России – по понятным причинам, но как раз по понятным причинам ясна и ненависть Ивана Грозного к русскому православию. Как писал Лев Гумилев, только за один раз московский деспот ввел в ранг «святых» своей автокефальной несторианской религии около 40 татарских мурз – за то, что они перешли с татарскими народами на его службу, принимая московскую веру. Подобный произвол «наглым образом» отказывалась принимать РПЦ Киева – а посему войны объединенной Иваном Грозным Орды против русских княжеств тогда носили именно религиозный характер.
Но даже после «мира» с греками, которые в 1589 г. подарили Борису Годунову патриархию в Москве и само название «Русская православная церковь Москвы», и самих этих греков в Московии считали «гадкими иноверцами». Их делегацию пригласили на чествование избрания в цари первого Романова, но греки именовались в бумагах «нехристями», а после встречи с ними (как и с послами из ВКЛ) московит был обязан тщательно вымыть руки и помолиться – дабы они не нарушали своей «демократической скверной» несторианские устои обожествления московской власти.
А теперь самое время вернуться к вопросу о пальцах.
КАК КРЕСТИЛИСЬ В ВКЛ
Ученый Борис Успенский в очерке «Троеперстие: киевский след» пишет:
«Двуперстное крестное знамение было принято в Византии во время крещения Руси и естественным образом оттуда было заимствовано русскими. По всей видимости, двуперстие было заменено троеперстием у треков в XII-XIII вв. Таким образом, исторически речь идет о противопоставлении старого и нового греческого обряда; в актуальном сознании эпохи это противопоставление воспринималось, однако, как противопоставление русской и греческой традиции».
Эта трактовка вызывает большие сомнения, так как в этом «раскладе реалий» не учтена роль несторианской Орды. Не следует забывать и тот факт, что в 1273 году, еще задолго до венчания московского князя Ивана III с Софьей Палеолог, правитель Орды Ногай женился на дочери византийского императора Михаила Палеолога – Ефросинии Палеолог. И принял православие (как и двуглавого византийского орла в качестве официального герба Орды).
Но в любом случае неверен вывод историка. В период автокефалии Москвы это было вовсе не «противопоставление русской и греческой традиции», а противопоставление русской традиции РПЦ Киева (где стали креститься на греческий манер тремя пальцами – что вполне понятно, ведь РПЦ Киева была греческой митрополией) – и традиции несторианства Орды-Московии (где по несторианской традиции крестились двумя пальцами – ведь Москва объявила себя независимой от православного мира и от греческой церковной власти).
Есть четкие свидетельства о том, что русские православные ВКЛ крестились тремя пальцами. Отсюда понятна еще одна причина Ивана Грозного ненавидеть православие свободной Руси: на Руси крестились тремя пальцами, а на Московии-Орде – двумя пальцами по традиции несторианства.
Борис Успенский пишет:
«В нашем распоряжении находится источник, который позволяет сделать некоторые предположения на этот счет, – это записки Ульриха фон Рихенталя, жителя города Констанца, о Констанцском соборе 1414-1418 гг. Участником этого собора был митрополит Григорий Цамблак, поставленный 15 ноября 1415 г. епископами Литовской Руси по настоянию великого князя Витовта на митрополию Киевскую и всея Руси.
Цамблак прибыл в Констанц 19 февраля 1418 г. и вскоре по прибытии – по всей видимости, в воскресенье 20 февраля – отслужил здесь литургию. Ульриху фон Рихенталю довелось присутствовать на этой службе, и он оставил подробное ее описание; ему, как иностранцу, были интересны все детали увиденного – и он отмечает то, что не отметил бы русский наблюдатель, хорошо знакомый с церковной службой; в частности, он описывает то, как крестились Цамблак и окружающие его священнослужители.
Вот что сообщает Рихенталь: «Затем в субботу 19 февраля <�в Констанц> въехал высокочтимый господин, господин Георгий, архиепископ Киевский из земли белых русских, что около Смоленска. Под ним <�в его управлении> находятся 11 епископов, и он исповедует греческую веру… Как только архиепископ Киевский обосновался на месте, он повелел устроить в своем доме престол, где он и его попы могли бы отслужить литургию. Эту литургию, так же, как и престол, видел я сам, Ульрих Рихенталь, и один доктор теологии, которому архиепископ разрешил присутствовать. Я попросил его <�доктора>, чтобы он взял меня с собой, что тот и сделал».
Затем следует описание богослужения, ценное для историка русской церкви. Здесь, между прочим, читаем: «…и каждый трижды осенил себя крестом, и это было так. Каждый прикоснулся ко лбу тремя пальцами правой руки и поднес пальцы вниз на грудь и оттуда на правое и левое плечо. И так они крестились <�делали крест> много раз во время литургии».
Итак, насколько можно понять из данного описания, Григорий Цамблак и его окружение крестились тремя перстами. Это одно из наиболее ранних свидетельств о троеперстии на Руси. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что свидетельство это относится к представителям Литовской (Юго-Западной) Руси. Соблазнительно было бы сделать отсюда вывод о том, что троеперстие приходит в Великую Россию не из Константинополя, а из Киева. Мы знаем, что никоновские реформы, субъективно ориентированные на греческую церковь, объективно испытывали влияние церковной традиции Юго-Западной Руси.
…В данном случае Никон, по-видимому, непосредственно ориентировался на греческую церковную традицию».
Увы, Борис Успенский не до конца смог разобраться в этом вопросе, так как упустил главное – исторический и политический контекст реформ Никона.
КАК ЭТО БЫЛО
В Московской церкви двуперстие отменено в 1653 году патриархом Никоном, это решение было утверждено в 1654 году собором епископов (кроме Павла Коломенского).
С этой же датой связаны два важнейших события: союз Восточной Украины с Ордой-Московией и начало войны Москвы против ВКЛ-Беларуси 1654-1667 годов, в которой царь поставил своим войскам целью «Унии не быть, Латинству не быть, Жидам не быть» и уничтожил у нас половину населения.
Главная задача татаро-московитов состояла в том, чтобы обратить русинов-украинцев и литвинов-беларусов в свою несторианскую московскую веру, которая автоматически означала и присягу «богоцарю» Москвы (и закабаляла крестьян уже не просто в феодальное рабство, но уже в крепостное ментальное, ведь крестьянин становился рабом не феодала, а «БОГА»).
Вера и присяга царю для московитов были неразделимы, потому они за измену присяге карали чисто религиозными казнями – например, вырезали всех до младенца жителей города Бреста, насадив тела убитых на колья в оврагах – чтобы их съели дикие звери, не дав Иисусу воскресить этих погибших. Населению Бреста вменялось в вину, что они не просто «присягу царю предали», а якобы предали несторианскую веру московитов, где царь – это бог.
Но вот проблема: на Руси в ВКЛ все молятся тремя пальцами и считают татаро-московитов схизматиками за их несторианское двуперстие. И вряд ли станут подчиняться задаче «объединения в московскую веру», так как все на Руси ясно знают, что троеперстие – это и от старых традиций дедов Руси, и от Византии, от греков, от вообще русской Митрополии РПЦ Киева.
Так что же делать? Этот вопрос стал главным для царя Алексея Романова, когда он в 1653 г. обсуждал со своими московскими «стратегами» (в том числе церковными) планы оккупации Украины (Руси), Беларуси (Литвы) и Польши.
Долго думали, головы ломали москвичи. В итоге надумали: а давайте для ассимиляции «белорусцев» (такое название придумали для обращенных в московскую веру жителей оккупированных территорий) – пойдем им навстречу и чуть-чуть изменим на манер русской и греческой традиции наши обряды и иное. Давайте, чтобы не отличаться от «белорусцев», тоже станем креститься тремя пальцами.
– Мы от этого не рассыплемся, – сказал Алексей Романов. – Зато завоюем таким обманом огромные пространства и заставим другие народы мне присягнуть.
– Отличная идея! – поддержал Никон. – Но как быть, если у нас кто-то не захочет такой реформы?
– Казнить таких, – последовал ответ.
Так или не так шло это обсуждение плана вторжения в ВКЛ, но по сути именно в таком ключе. И именно большие военные планы по захвату огромных западных земель стали причиной этой реформы Никона, которая без рассмотрения этого главного аспекта кажется со стороны просто нелепой.
В принципе, не имеет никакого значения, креститься двумя пальцами или тремя. Ведь на Поместном Соборе РПЦ 1971 года все дониконовские обряды Москово-Орды, включая двуперстное крестное знамение, были признаны легитимными. А у католиков вообще не важен этот нюанс – можно хоть ладонью креститься (а безруким хоть ногой). Но вот именно тогда, при начале войны 1654-1667 годов, это имело политическое значение для захвата новых земель. Для мимикрии под захватываемое население исторической Руси и исторической РПЦ Киева.
Однако многие в Московском государстве не пожелали подчиняться этим «непонятным» для них реформам – ведь никто им сути не объяснял («важной, государственной, экспансионистской»). Появились как реалия «староверы», каковых властям Московии и затем России уже при Петре приходилось не просто преследовать, но и сжигать их поселения, а то и заниматься религиозным геноцидом. Сотни тысяч староверов сбежали в ВКЛ и другие страны, а в восемнадцатом столетии из лишь Московской губернии в ВКЛ-Беларусь сбежало около 10% населения, из которых многие – староверы.
Ко времени разделов Речи Посполитой эти беглецы из России (изгнанные оттуда за свое православие) составляли в Беларуси порядка 6,5% населения, жили компактно в своих селениях староверов, главным образом в Восточной Беларуси (и живут сегодня). Вопреки лжи российского официоза, у нас их никто не преследовал – это как раз мы в ВКЛ приютили тех православных, которых гнобили в России. Оттуда православные к нам бежали в огромнейшем количестве – именно из-за преследований православия в России.
А причина проста: в ВКЛ никому не было дела до того, как кто крестится и вообще кто во что верит. Потому что у нас никогда не обожествляли власть. А вот в России если кто-то крестится иным набором пальцев, кроме «данного властями народу», то это какой-то «заговорщик против царя и властей».
Итак, сделаем выводы. Троеперстие религия московитов переняла у ВКЛ – в рамках ожидаемого захвата наших земель в агрессии 1654 года против нас. Но война была проиграна, пришлось подождать до 1839 года, когда указом царя была ликвидирована наша униатская вера беларусов.
А что касается того, как правильно складывать пальцы при крещении, то имеет смысл только исконное, от эфиопского православия, где согнутый средний палец создает подобие креста. Причем – это, наверно, было важно в каком-то 3-4 столетии, а то и при Нероне в Риме, когда или христианам запрещали носить крестики (в рамках гонений на христиан), или по бедности своей не всякий мог иметь нательный крест из металла.
А тут сложил в крест пальцы – вот тебе и нательный крест. Как говорил Филиас Фог в романе Жюль Верна, «используй то, что под рукою, и не ищи себе иное». Просто и практично…ли по бедности своей не всякий мог иметь нательный крест из металла. о православия, гд
Истинная причина гонений на старообрядчество
Многие историки склонны полагать, что истинной причиной гонений были не те обрядовые особенности, которые практиковали старообрядцы. Крестятся двумя или тремя пальцами последователи этого движения — в принципе, не столь важно. Главная их вина заключалась в том, что эти люди осмелились открыто идти против царской воли, создавая тем самым опасный прецедент на будущие времена.
Речь в данном случае идёт именно о конфликте с высшей государственной властью, так как правивший в тот период царь Алексей Михайлович поддерживал Никоновскую реформу, и неприятие её частью населения могло расцениваться как бунт и оскорбление, нанесённое ему лично. А российские правители никогда этого не прощали.
Старообрядчество сегодня
Заканчивая разговор о том, как крестятся старообрядцы и откуда пошло это движение, будет нелишним упомянуть, что сегодня их общины находятся практически во всех развитых странах Европы, в Южной и Северной Америке, а также в Австралии. В России старообрядческая церковь имеет несколько организаций, крупнейшей из которых является основанная в 1848 году Белокриницкая иерархия, представительства коей находятся за рубежом. В своих рядах она объединяет более миллиона прихожан и имеет свои постоянно действующие центры в Москве и румынском городе Браиле.
Второй по величине старообрядческой организацией считается Древлеправославная поморская церковь, включающая в себя около двухсот официальных общин и целый ряд незарегистрированных. Её центральным координационным и совещательным органом является находящийся с 2002 года в Москве Российский совет ДПЦ.