Еврейский взгляд на двойную природу Мессии: Великий Сын Давида и тайна Бога Мессии


Тип статьи:Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер:д-р Арье Ольман
Дата создания:22/12/2010

Дави́д

(ивр. דָּוִד‎, «любимый», «любимец») — второй царь Израиля, младший сын Иессея (Ишая) из Вифлеема (Бет-Лехема). Царствовал 40 лет (ок. 1005 — 965 до н. э.): семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года — царём объединенного царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме). Образ Давида является образом идеального властителя, из рода которого, согласно еврейскому преданию, выйдет Мессия.

Давид דָּוִד
220px
Педро Берругете,
Давид
, XV в.
Педро Берругете,
Давид
, XV в.
ок. 1005 — 965 до н. э.
Предшественник:Саул
Преемник:Соломон
Наследник:Соломон
Национальность:еврей из колена Иуды
Вероисповедание:иудаизм
Рождение:ок. 1035 до н. э. Бет-Лехем (Вифлеем)
Смерть:ок. 965 до н. э. Иерусалим
Похоронен:Иерусалим
Династия:основатель династии царей Иудеи
Отец:Иесей (Ишай)
Супруга:Авигея (Авигаиль), Ависага Сунамитянка (Авишаг), Ахиноама (Ахиноам), Вирсавия (Бат-Шева), Мелхола (Михаль), Мааха
Дети:Амнон, Тамар, Авессалом (Авшалом), Адония, Соломон (Шломо)
Давид
на Викискладе
Давид

на Родоводе

Содержание

  • 1 Давид в ТаНаХе 1.1 Происхождение и помазание
  • 1.2 При дворе царя Шаула
  • 1.3 Бегство и эмиграция
  • 1.4 На службе у филистимлян
  • 1.5 Царь в Хевроне
  • 1.6 Царь в Иерусалиме 1.6.1 Религиозная реформа
  • 1.6.2 Территориальные приобретения
  • 1.6.3 Административные реформы
  • 1.6.4 Гаваонитяне и Мефивошет
  • 1.6.5 Давид и Бат-Шева
  • 1.6.6 Закат правления
  • 1.7 Творчество Давида
  • 2 Давид в еврейской традиции
  • 3 Давид в христианской традиции
  • 4 Давид в мусульманской традиции
  • 5 Образ в искусстве
      5.1 Художественное искусство
  • 5.2 Музыка
  • 5.3 Литература
  • 6 Сноски и источники
  • 7 См. также
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки
  • Проклятие Иехонии?

    Согласно пророку Иеремии, Иехония (потомок царя Давида), подвергся проклятию и скомпрометировал семя Давида через Иехонию, сделав его потомков неспособными служить в качестве Царя: «Так говорит Господь: запишите человека сего лишенным детей, человеком злополучным во дни свои, потому что никто уже из племени его не будет сидеть на престоле Давидовом и владычествовать в Иудее» (Иер. 22:30).

    Поскольку Иосиф был из этой линии, ни один физический сын Иосифа не мог унаследовать престол Давида. Линия же Мириам была незапятнанной, поэтому ее сын мог законно претендовать на престол Давида.

    Однако, будучи отчимом, Иосиф был законным опекуном Иешуа. Таким образом, Иосиф обеспечивает юридическую связь с линией Давида для Иешуа. Поэтому, генеалогия Иосифа актуальна для записи Матфея. Это показывает, что у Иешуа не было отца или опекуна вне линии Давида, которая дала бы Ему родословную вне рода Давида.

    С другой стороны, даже если бы только Его мать являлась потомком Давида, для Иешуа этого было бы достаточно, чтобы происходить из рода Давида. Некоторые традиционные раввины могут протестовать против этого, говоря, что материнская сторона не может дать генеалогические верительные грамоты, и это правда, что библейские записи являются патрилинейными. Однако в Писании есть явные исключения относительно права женщины проходить по семейному наследию (Числа 27:1-7).

    Итак, независимо от того, рассматривается ли Его родословная с юридической стороны отчима или с биологической стороны матери, Иешуа является «сыном Давида» и уполномоченным Мессией Израиля. Фактически, поскольку о Мессии было пророчество как о «рожденном от девы» (Исаия 7:13-14), именно таким и должно было быть Его происхождение. Тот факт, что истинный Мессия должен был быть не только сыном Давида, но и рожденным от девы, сужает генеалогическую линию. Помимо Иешуа, какие еще законные претенденты заявляют на эту позицию?

    Давид в ТаНаХе

    Происхождение и помазание

    Файл:Paris psaulter gr139 fol4v.jpg Битва Давида и Голиафа (Парижская псалтырь)

    Давид был младшим из восьми сыновей Иессея — вифлеемлянина из колена Иуды[1], правнуком Вооза (Боаза) и моавитянки Руфи (Рут)[2].

    Он был белокур или рыж[3], красив, силён, красноречив и хорошо играл на киноре. Будучи пастухом (он пас овец своего отца), Давид показал себя человеком надёжным и смелым.[4].

    Поэтому Бог, отвергнув царя Саула (Шаула) за непокорность, послал пророка Самуила (Шмуэля) помазать Давида в присутствии его отца и братьев как будущего царя. С помазанием на Давида снизошёл Дух Божий и почивал на нём (1Цар.16:1-13).

    При дворе царя Шаула

    Призванный к царю Шаулу, Давид игрой на гуслях отгонял злого духа, мучившего царя за его отступничество. После того как Давид, пришедший в израильское войско навестить своих братьев, принял вызов великана-филистимлянина Гольята (Голиафа) и сразил его пращой, обеспечив тем самым победу израильтянам, Шаул окончательно взял его ко двору (1Цар.16:14 — 18:2).

    Подвиги и победы в войнах с филистимлянами принесли Давиду должность военачальника и честь стать зятем царя — мужем дочери Шаула Михаль. Как придворный и воин, Давид завоевал дружбу царского сына Йонатана (Ионафана), а его отвага и успехи в борьбе с филистимлянами начали затмевать в глазах народа славу самого Шаула.

    Всё это вызвало зависть и ревность царя, так что «с того дня и потом подозрительно смотрел Шауль на Давида

    » (1Цар.18:7-9). Со временем подозрения укрепились и Шаул дважды пытался убить Давида. Когда это ему не удалось, Шаул стал действовать более осторожно. Он подверг Давида опасности во время войны с филистимлянами — используя чувство своей дочери Мелхолы (Михаль) к юному вождю, он заставил Давида рисковать жизнью, но тот проявил себя человеком храбрым и мужественным (1Цар.18:3-30).

    Теперь Шаул уже не скрывал своей вражды. Случай с копьём, которое царь метнул в Давида, и угроза попасть в темницу, от которой его уберегла только жена Михаль, вынудили Давида бежать к Шмуэлю в Раму. При последней встрече Ионатан подтвердил Давиду, что примирение с Саулом более невозможно (1Цар.19:20).

    Бегство и эмиграция

    Под предлогом исполнения тайного поручения царя Давид получил хлебы предложения и меч Голиафа от священника Ахимелеха в Нове, а затем бежал к филистимскому царю Ахишу в Гат. Там Давида хотели схватить, и, чтобы спастись, он притворился безумным (1Цар.; Пс.33:1; 55:1).

    Затем Давид искал убежища в пещере Адуламской, где собрал вокруг себя родственников и множество притесняемых и недовольных; своих родителей он укрыл у моавитского царя. Поспешному бегству Давида и его тщетным попыткам обрести безопасность положило конец переданное ему через пророка Гада Божье повеление идти в землю Йеhуды (1Цар.22:1-5). Оттуда Господь, в ответ на вопрос Давида, повёл его дальше, на освобождение от филистимлян Кеилы, куда к нему прибыл с эфодом Авиафар (Эвьятар), единственный священник из Нова, спасшийся от мести Шаула. Шаул, услышав о пребывании Давида в Кеиле, начал многолетнее беспощадное преследование соперника (1Цар.). Однако тот снова и снова ускользал от него, при этом Давид дважды отказывался от представившейся возможности убить царя, помазанника Божьего, чтобы не понести за это кары (1Цар.; ; ).

    На службе у филистимлян

    Оказавшись в немилости у царя Шаула, Давид бежал со своими сторонниками (600 мужей) к своим недавним врагам филистимлянам (1Цар.27:1), ища покровительства их короля Ахиша, властителя города Геф (Гат). Ахиш пожаловал Давиду пограничный город Циклаг (в пустыне Негев) (1Цар.27:6), рассчитывая, что Давид будет совершать оттуда набеги на израильские селения; Давид, однако, нападал лишь на враждебных израильтянам аборигенов-кочевников (амалекитян) и часть добычи отсылали Ахишу (1Цар.27:9), а часть — старейшинам Иудеи, стремясь заручиться их поддержкой в борьбе против Шаула. Когда филистимляне собрались в поход против Израиля, только возражения ветеранов помешали включить отряды Давида в войска антиизраильской коалиции (1Цар.28:4).

    Царь в Хевроне

    Файл:David et l Amalécite.jpg Давиду приносят новость о смерти Саула

    Тем временем филистимляне нанесли сокрушительное поражение израильтянам в битве при Гильбоа (1Цар.31:6). Воспользовавшись временным вакуумом власти Давид во главе вооруженного отряда прибыл в иудейский Хеврон, где колено Йеуды на собрании провозгласило его царем иудейским (2Цар.2:4), что означало фактическое отделение Иудеи от Израиля, царем которого был провозглашен сын Саула Иевосфей (Ишбошет) (2Цар.2:10). Два еврейских государства вступили между собой в междоусобную борьбу, которая длилась два года (ибо Ишбошет царствовал 2 года) и завершилась победой Давида (2Цар.3:1). Старейшины Израиля пришли в Хеврон и избрали Давида царем над всем Израилем (2Цар.5:3). При этом филистимляне считали Давида своим ставленником, поскольку в знак своего расположения они преподнесли в дар Давиду ковчег завета, который был ранее захвачен у израильтян и хранился в филистимлянском городе Геф (у некого Аведдара) (2Цар.6:11). Также третьей частью армии Давида командовал Итай — военачальник из того же филистимлянского города Геф, то есть один из трех давидовых маршалов был филистимлянином (2Цар.15:19; 2Цар.18:2).

    В Хевроне у Давида родилось 6 сыновей: первенец Амнон, Килав, Авшалом, Адония, Шефатья и Итреам.

    Царь в Иерусалиме

    Файл:Davids-kingdom.jpg Различные интерпретации того, что Библия говорит о размерах Израильского царства времён Давида (1000—930 г. до н. э.)

    Приняв власть над Израилем, Давид проявил блестящую политическую интуицию, поняв, что столица царя всего Израиля не может оставаться в Хевроне, одном из городов колена Иехуды. Поэтому немедленно после своего воцарения Давид завоевал земли иевуситов (небольшой автохтонной народности Ханаана), отделявшие надел колена Иехуды от наделов остальных колен, и сделал город Иевус (впоследствии Иерусалим) столицей Объединенного царства, назвав ее ир Давид (`город Давида`).

    Объединение всех колен Израиля в единое царство и ликвидация иевуситского анклава в центре страны подрывали филистимскую гегемонию над территорией Ханаана. Войска филистимлян двинулись вглубь страны и захватили Бет-Лехем, однако Давид нанес им два тяжелых поражения в долине Рефаим и оттеснил их к Гезеру; третье сражение произошло уже на территории филистимлян и принесло израильтянам окончательную победу.

    Давид заключил союз с тирским царем Хирамом, который помог ему построить в Иерусалиме дворец (2Цар.5:11). В новой столице от новых жен у Давида родилось множество сыновей, среди которых был и Шломо (Соломон)(2Цар.5:14).

    Религиозная реформа

    После объединения Израиля Давид превратил иевусейский Иерусалим в сакральный иудейский центр, поместив ковчег завета в скинии на горе Цион (Пс.73:2; Пс.75:3). Израильтяне недоумевали (2Цар.6:20), когда Давид плясал перед Господом (2Цар.6:16), одетый лишь в льняной эфод (2Цар.6:14). Богослужения стали более экзальтированными (Пс.99:2) и музыкальными (1Пар.25:6; Пс.150:3), поскольку стихотворец и музыкант Давид сам сочинял псалмы.

    Давид подчинил духовную власть светской, объединив священников под началом первосвященников (2Цар.8:17) и включив их в состав государственного аппарата (писцами

    и
    судьями
    — 1Пар.26:29). Богослужения стали проводиться дважды в день (1Пар.23:30), а ротацию священников определял жребий и очередность (1Пар.25:8). Другие левиты были назначены судьями и писцами в землях западнее и восточнее Иордана .

    Давид также намеревался построить для Ковчега Божьего дом — Храм. Но не он, а лишь его сын осуществит строительство, ибо Давид, участвуя в войнах, пролил слишком много крови (1Пар.22:8). Хотя Давид и не должен был строить Храм, он начал подготавливать строительство, собрал средства и предоставил своему сыну Шломо строительные материалы и планы (2Цар.; 1Пар.; ; 28:1 — 29:21). Поскольку в это время на Израиль, в наказание за исчисление народа, предпринятое Давидом, была послана болезнь, царь получил через пророка Гада задание возвести алтарь Господу на том месте, где милосердие Божье остановило ангела с мечом, простёртым на Иерусалим, — на гумне Орнана (Аравны) иевусея. Тем самым Давиду было указано место, на котором Шломо позже начал строительство Храма (2Цар.; 2Пар.3:1).

    По более поздней традиции, сохранившейся в книге Хроник, Давид осуществил приготовления к постройке Храма и установил порядок храмовой службы, привлек сословие левитов к государственной службе, тем самым поставив его в зависимость от царского двора (I Хр. 22:2–5, 14–16; 23–26; 28:11–19).

    Территориальные приобретения

    Объединив Израиль, Давид распространил свою экспансию на сопредельные территории. Так он завоевал Моав (2Цар.8:2). Затем Давид начал победоносную войну против арамеев, чьи полукочевые царства (Цова, Дамаск, Бет-Рехов) располагались на территории Сирии (2Цар.8:6). Сирийский поход вывел Давида к берегам Ефрата и обеспечил ему доступ к богатейшим месторождениям меди (2Цар.8:8). На юге он присоединил Идумею (2Цар.8:14).

    С аммонитянами при царе Нахаше отношения были мирными, но его сын Ханун оскорблением послов Давида спровоцировал войну. Первым же походом Иоав и Авишай разрушили союз между Анноном и призванными им на помощь арамеями (сирийцами), которые после этого окончательно покорились Давиду. Через год Давид взял Рабу.

    Победы Давида в Заиорданье остановили военную экспансию арамеев в южной Сирии; власть Давида распространялась теперь далеко за границы территории колен Израиля, — возможно, вплоть до реки Евфрат; Арам-Даммесек был включен в состав царства Давида, а другие арамейские государства оказались в вассальной зависимости от Израиля. Стремясь обезопасить южную границу царства, Давид начал войну с Эдомом, в результате которой царство Эдома перестало существовать, и там были размещены гарнизоны Давида. Созданию обширного царства, территория которого простиралась от Эцион-Гавера на Акабском заливе на юге до границы Хамата на севере (I Ц. 5:1, 4; II Хр. 9:26), способствовал упадок, переживаемый в этот период Египтом, Ассирией и Вавилонией, а также дипломатические действия Давида (союз с новохеттским царством, враждовавшим с арамеями, и с царем финикийского Тира Хирамом, с которым у Израильского царства были общие экономические интересы). Царство Давида занимало, за исключением узких прибрежных полосок, населённых филистимлянами и финикийцами, все пространство между морем и Аравийской пустыней — тем самым Израиль в основном достиг границ земли обетованной (Чис.34:2-12; Иез.47:15-20).

    Административные реформы

    Сделав своей столицей Иерусалим, находившийся вне традиционных пределов территории какого-либо из израильских колен, Давид управлял страной при помощи созданного им административного аппарата, непосредственно подчиненного царскому двору и не связанного с какими-либо институциями отдельных колен.

    Обширное царство требовало упорядоченной организации управления и войска. При дворе Давид создал, во многом по египетскому образцу, должности соферa (`писец`; II Сам. 8:17) и мазкирa (`дееписатель`, то есть хронист; II Сам. 8:16), по-видимому, выполнявшего обязанности царского глашатая и отвечавший за сбор податей и проведение «царских работ» (повинность, до этого не известная в Израиле).

    Далее мы узнаем о советниках царя (1Пар.27:32-34), о чиновниках, управлявших царским имуществом (27:25-31), и о надзирателе за сбором податей (2Цар.20:24). Наряду с начальниками над отдельными коленами (1Пар.27:16-22) действовали уже упоминавшиеся левитские судьи и чиновники (1Пар.26:29-32).

    Высшим воинским чином обладали главный военачальник, то есть начальник народного ополчения, которое состояло из 12 воинских подразделений, обязанных служить месячный срок, и начальник личной охраны царя, крети, плети и гиттим (2Цар.20:23), наёмников критского и филистимского происхождения. Некоторые ученые полагают, что осуществленное при Шломо разделение страны на 12 округов, не совпадавших с уделами колен (I Ц. 4:7), восходит к времени Давида.

    Особое положение занимали храбрые Давида

    — его спутники со времени бегства от Саула, прославившиеся своими подвигами. Некоторые из них (Иоав, Авишай, Бенаяѓу) заняли впоследствии высшие командные должности (2Цар.23:8-39; 1Пар.11:10 — 12:22; 20:4-8).

    Давид произвёл также всеобщую перепись населения — нововведение, которое в Библии (II Сам. 24:1–17; I Хр. 21:1–17) вменяется ему в тяжкий грех и не было завершено (1Пар.27:23 и след.).

    Административные реформы Давида, проведенные в короткий срок, вызвали противодействие со стороны приверженцев патриархального строя, в частности старейшин израильских колен, традиционная власть и авторитет которых этими реформами подрывались. В некоторых коленах (особенно Биньямина и Эфраима) возникло острое недовольство, вылившееся в два восстания: мятеж сына Давида Авшалома и восстание под руководством Шевы, сына Бихри, из колена Биньямина, под лозунгом: «Нет нам части в Давиде и доли в сыне Иессеевом: все по шатрам своим, израильтяне» (II Сам. 20:1). Ценой огромных усилий Давиду удалось подавить восстание и избежать распада царства (II Сам. 16–20).

    Гаваонитяне и Мефивошет

    Когда Давид вопросил Господа о причине трехлетнего голода, он получил наказ искупить старый долг крови Шаула перед гивонитянами. По требованию последних Давид выдал им двух сыновей и пятерых внуков Саула, которые были подвергнуты жестокой казни. После того как Давид приказал предать земле их останки, «умилостивился Бог над страною

    » (2Цар.21:1-14). Давид должен был в этом случае действовать как верховный владыка и судья своего народа, повинуясь требованию Господа, возложившего долг крови Шаула на его семью; сам он не питал к роду Шаула личной ненависти.

    В знак этого Давид призвал Мефивошета, хромого сына Ионафана, к своему двору и разрешил ему есть за царским столом вместе со своими сыновьями (2Цар.). Поскольку Бог даровал ему царство и победу, Давид проявил по отношению к последнему внуку Саула царственное милосердие.

    Давид и Бат-Шева

    Файл:Paris psaulter gr139 fol136v.jpg Пророк Нафан обличает Давида

    На вершине своего могущества, во время войны с аммонитянами, Давид впал в грех. Увидев красивую купающуюся женщину и узнав, что это Бат-Шева, жена Урии, одного из его храбрых воинов, Давид, несмотря на это, послал за нею.

    Бат-Шева была вынуждена подчиниться. Когда царю стало известно, что она ждет от него ребенка, он вызвал её мужа из похода. Однако Урия перед всем двором отказался войти в свой дом, чем спутал планы Давида, надеявшегося, что с прибытием Урии беременность Бат-Шеваы будет связываться с именем её мужа. Давид послал Иоаву приказ отправить Урию в такое место, где бы тот погиб в сражении. И этот полководец, не искупивший ещё грех убийства Авнера, выполнил приказ. Урия пал в бою. По истечении времени траура Бат-Шева официально сделалась женою Давида и родила ему сына. Тогда Бог послал к царю пророка Натана, который объявил приговор: не отступит меч от дома Давида вовеки, и жёны его будут открыто отданы другому. Сын его должен умереть, но смертный приговор самому Давиду будет отменён, ибо он признал свой грех. Прощение распространилось и на брак с Бат-Шевой, от которой теперь родился преемник Давида — Шломо (2Цар.11:2 — 12:25).

    Закат правления

    Файл:King david tomb.jpg Т. н. «Могила царя Давида»

    Старший сын Давида Амнон изнасиловал свою родную сестру Тамар (2Цар.13:14). Давид расстроился, но не стал наказывать своего сына. Видя такую несправедливость, за честь сестры вступился Авшалом и убил своего старшего брата, но, страшась гнева отца, бежал в Гешур (2Цар.13:38), где пробыл три года (970 — 967 год до н. э.). Затем, когда печаль Давида ослабла, Авшалом был прощен и смог возвратиться в Иерусалим. Однако Авшалом окружил себя частной армией и, ощущая свою возросшую популярность среди израильтян, во время религиозной церемонии объявил себя царем (2Цар.19:10). Библия сообщает, что это произошло «по прошествии сорока лет царствования Давида» (2Цар.15:7), то есть практически под самый конец его правления. Поскольку авторитет Давида к этому времени пошатнулся, то он не стал оказывать сопротивление и бежал вместе со своей гвардией из столицы за Иордан. Авшалом начал преследовать своего отца и в лесу Эфраима произошло решающее сражение, вследствие которого Давид смог вернуть себе трон. Однако власть Давида была еще шаткой, поскольку открылся новый мятеж, который возглавил Шева, сын Бихри (2Цар.20:2). Однако Давиду удалось усмирить и этот мятеж, но покой обрести ему все же не удалось. О своих правах на царский трон заявил Адония (3Цар.1:18) — следующий по старшинству сын Давида. Пророк Натан и Бат-Шева настояли, чтобы дряхлеющий Давид передал власть Соломону, что и было сделано (3Цар.2:1; 1Пар.23:1).

    Давид умер в возрасте 70 лет после 40 лет царствования и был погребён в Иерусалиме (3Цар.2:10-11). Со времён средневековья принята ошибочная локализация могилы Давида на горе Сион, где, согласно христианскому преданию, проходила Тайная вечеря[5].

    Творчество Давида

    Уже в самых ранних источниках Давид именуется «сладким певцом Израиля» (II Сам. 23:1). Его поэтическое дарование находит яркое выражение в плаче по Саулу и Ионатану (II Сам. 1:17–27), представляющем собой один из лучших образцов древней поэзии на иврите. Библия приписывает ему авторство некоторых псалмов, а более поздняя традиция считает его автором всей книги Псалмов, проникнутой столь характерным для Давида глубоким чувством упования на Бога в самые тяжелые моменты человеческой жизни.

    Давид принадлежал к колену Иехуды; среди его предков по женской линии была, согласно библейской традиции, моавитянка Руфь (Руфь 4:18–22). После раскола Объединенного царства династия, основанная Давидом, оставалась на престоле Иудеи более 400 лет, вплоть до разрушения Первого храма (586 до н. э.), в то время как в северном Израильском царстве династии сменялись одна за другой, и через 200 лет после раскола изгнанные десять колен растворились среди других народов. Вера в восстановление династии Давида послужила одним из факторов сохранения еврейского народа в изгнании. Образ Давида стал в веках идеалом праведного царя, олицетворением прошлого величия народа и символом упования на его возрождение в будущем.

    Давид — Божий помазанник, и библейские пророки провозгласили завет Бога с домом Давидовым вечным и нерушимым, как «смена дня и ночи» (Иер. 33:20–22). Вся еврейская эсхатология с библейских времен по сей день неразрывно связана с пришествием Мессии (помазанника), который будет принадлежать к роду Давида. В Талмуде есть высказывание о том, что Давид продолжает жить («Давид, царь Израиля, жив и существует» — РхШ. 25а), на основании которого более позднее народное предание повествует, что Давид скрывается в пещере, погруженный в непробудный сон до тех пор, пока он не будет призван явиться как Мессия и принести избавление еврейскому народу и всему человечеству.

    Сказание о двух родословных

    Но, на самом деле, линия Давида идет не только через отчима Иешуа, Иосифа, но и через Его мать Мириам. Хотя это не сразу видно, повествование от Луки прослеживает генеалогическую линию Мириам к царю Давиду: «Иисус, начиная [Свое служение], был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов, Илиев, Матфатов, Левиин… Рисаев, Зоровавелев, Салафиилев… Нафанов, Давидов» (Лк. 3:23-31).

    Ученые раскрыли интересные вещи об этой генеалогии. Происхождение по отцу было жизненно важным в первом веке. Талмуд дает понять, что «только семья отца называется семьей; семья матери не называется семьей» (Йевамот 54б). Поэтому, когда Лука приводит родословную Мириам, он следует официально разрешенному способу, присоединяя эту линию к отчиму Иешуа, Иосифу.

    Касательно греческой фразы «как думали» Ристо Сантала пишет: «Греческая фраза соответствует еврейскому выражению ke-hozqâ или kemô huhzaq, что означает, что дело было юридически подтверждено. Таким образом, перед законом было правильным соединить Иешуа через Иосифа с его тестем,» — то есть отцом Мириам — «Хили» или Ильи. (Мессия в Новом Завете в свете раввинских писаний, Уильям Киннайрд, Иерусалим: Керен Ахва Мешихит).

    С другой стороны, Матфей записывает, что генеалогическая линия самого Иосифа восходит к царю Давиду: «Давид царь родил Соломона… Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; … Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус (Иешуа), называемый Христос (Мессией)» (Матфея 1:6-16).

    Читая «родил» наиболее естественным образом — как ссылку на биологическое происхождение — видим указание на то, что Матфей записывал родословную Иосифа. Таким образом, у нас есть две разные родовые линии, представленные в двух повествованиях Евангелия. Иосиф произошел от самого известного сына Давида, Соломона; и Мириам через Натана, другого сына Давида.

    Следовательно, оба повествования говорят нам, что и Иосиф и Мириам — из рода царя Давида. Но есть нечто большее в этой истории, так как Танах дает некоторые важные сведения о том, почему так важна уникальная родословная Иешуа.

    Давид в еврейской традиции

    В талмудической и раввинистической литературе, особенно в Аггаде, с личностью Давида связано множество легенд. Давид изображается богобоязненным праведником, строго соблюдающим религиозные предписания, мудрым судьей и законоучителем, погруженным в изучение Торы и предающимся молитвам. Отрицательные поступки Давида по большей части трактуются как испытания или действия, совершенные по Божественному предопределению для извлечения из них морально-гомилетических поучений. В каббале Давид олицетворяет сферу малхут (сферу царства), одну из десяти сфирот — модусов имманентной сущности Бога, нисходящих в мир путем эманации.

    Образ в искусстве

    Файл:Michelangelos David.jpg Микеланджело, «Давид»

    Художественное искусство

    На протяжении многих веков личность Давида и его подвиги служили неиссякаемым источником вдохновения для художественного творчества. Давиду посвящены монументальная скульптура Микеланджело (1503, Академия, Флоренция) и полотна Рембрандта.

    В современном еврейском искусстве отличается самобытностью образ Давида в иллюстрациях к Библии М. Шагала.

    Музыка

    В музыке, наряду с кантатой Моцарта «Кающийся Давид», особого внимания заслуживает опера Д. Мийо «Давид» (1953, либретто А. Люнеля), впервые поставленная в Иерусалиме в 1954 г. в присутствии композитора. Ряд музыкальных произведений посвящен Давиду израильскими композиторами — М. Авидомом (Симфония №2 «Давид», 1948), П. Бен-Хаимом («Сладкий певец Израиля», 1957) и другими. Большой популярностью пользуется народная песня «Давид мелех Исраэль хай ве-каям» («Давид, царь Израиля, жив и существует»).

    Литература

    В новой литературе на иврите Давид — герой многих произведений: от поэм И. Л. Гордона «Ахават Давид у-Михаль» («Любовь Давида и Михаль») и «Давид у-Варзиллай» («Давид и Барзиллай») — до романа М. Шамира «Кивсат hа-раш» («Овечка бедняка»).

    Символом величия человеческой личности и образцом национального вождя Давид выступает в поэзии У. Ц. Гринберга.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: