Куст неопалимой купины
Скит в горах Синая
Вид на купину
Пророк Моисей
О том что такое неопалимая купина написано очень много, но большинство информации представлено с сохранением старословянских слов и предложения сильно отличающихся от современной речи и не всегда доступных для понимания. Мы представляем вам обзор о том что такое неопалимая купина составленный простыми словами принятыми сегодня в разговорной и литературной речи.
Что такое Неопалимая купина
По описанию второй книги пятикнижия (Торы) — «Неопалимая купина» это старозавеное название куста терновника или ежевики в огне которого пророку Моисею предстал Бог. Моисей, тогда скитавшийся по пустыне, будучи у подножья горы Синай, на склоне горы увидел горящий ярким пламенем терновый куст.
Увидев это необычное явление, Моисей подошел ближе, и в огне горящего терновника пред ним предстал Бог и из огня горящего куста приказал Моисею не приближаться к месту чудесного явления и снять обувь. После чего Господь призвал Моисея послужить еврейскому народу, жившему в то время рабстве у египтян, для чего он должен был вывести еврейский народ из Египта в Землю Обетованную.
Где хранятся бесценные иконы Пресвятой Богородицы
Множество бесценных древних икон были утеряны в период советской власти. Известны такие места хранения икон:
- Кремль (Москва), Благовещенский Собор – первая святыня, привезенная монахами из Палестины еще в четырнадцатом столетии;
- Собор Петра и Павла – в уральском селении Суксун;
- Церковь в Сосновом Бору (в Ленинградской области);
- Свято-Богородице-Неопалимовский Собор, город Ульяновск — написана эта святыня в прошлом столетии.
Кто такой Моисей
Согласно священному писанию, Моисей был сыном в еврейской семье Амрама и Иохаведы, родился он примерно в 1570 году до Рождества Христова. В то время израильтяне уже почти 400 лет жили в Египте и благодаря своему уму и трудолюбию были довольно обеспеченным народом и число их постепенно увеличивалось, израильтян в то время было почти миллион. Египетский фараон, опасаясь, что евреи могут стать многочисленным народом, сделал евреев государственными рабами, мало того, он отдал приказ убивать всех новорожденных еврейских мальчиков. Мать Моисея Иохаведа что бы спасти сына спрятала его в корзинке и пустила её по водам Нила.
Плывущую корзинку увидела дочь фараона, любившая купаться в Ниле, и услышав плачь, спасла малыша от гибели. И хотя она догадалась, что в корзине был еврейский младенец она забрала его во дворец и вырастила как своего сына. Моисей вырос среди богатых и знатных людей и был обучен как равный им.
Будучи уже в сорокалетнем возрасте однажды он, увидев как египетский надсмотрщик издевался над работающими евреями, в гневе убил надсмотрщика. И что бы не быть за это наказанным, бежал в пустыню.
Во время скитаний у одного из колодцев он встретил Сепфору с сестрой, дочерей священника , за которых заступился перед пастухами не позволявшим им набрать воды.
В благодарность за это её отец предложил Моисею остаться жить в их доме. Сепфора стала его женой и вскоре у них родился сын Гирсам. Моисей занимался тем, что пас овец у Иофора, священника Мадиамского, своего тестя, и однажды оказался вблизи горы Синай, где и увидел горящий куст терновника.
Как вырастить?
Неопалимая купина – растение, размножение которого возможно весенним и осенним посевом семян, делением куста или весной, черенками с «пяточкой».
Несмотря на то что ясенец может давать самосев, всхожесть его семян довольно слабая. Цветоводы отмечают, что иногда при подзимнем посеве прорастают они только через год. Небольшие всходы, проросшие из семян, пересаживают в мини-парнички или небольшие ящички, оставляя между растениями 10-15 см. В таких условиях саженцы подращивают на протяжении трех лет, после чего высаживают на постоянное место. Зацветут такие растения через несколько лет. Наиболее простой способ размножения ясенца – весеннее или осеннее деление взрослого куста. Полученные таким образом саженцы лучше приживаются и начинают раньше цвести.
Что увидел Моисей у Неопалимой купины
Однажды, когда Моисей пас отару овец он пришел к горе Хорив, как тогда называли гору Синай. Невдалеке, на склоне горы они увидел куст терновника, над которым полыхало пламя, но почему то огонь не сжигал ветви куста. Заинтересовавшись этим необычным явлением, он подошел ближе.
И тут Моисей услышал голос который ему возвещал:
— Моисей! Моисей!
Моисей ответил:
— Вот я.
— И голос ему сказал: я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Не подходи сюда, прежде сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.
Моисей поспешно снял с ног обувь и закрыл свое лицо, потому что боялся воззреть на Бога.
И Бог воззвал к нему из пламени куста:
— Я знаю о страданиях народа моего в Египте, до меня дошел вопль его о скорби и просьба о помощи. Я говорю тебе: возвращайся обратно в Египет к фараону, иди туда и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых.
Молитвы к Пресвятой Деве
Молитвы к Деве Марии, как, впрочем, любые другие, должны быть искренними и нести исключительно благие намерения. Лучше всего просить так – уберечь, сохранить, исцелить, помочь, предотвратить, защитить. Просьбы могут носить личный характер, касаться семейных дел, жизни родных и близких.
Архимандрит Фотий Спасский составил в честь «Неопалимой Купины» специальную службу.
Тропарь, глас 4
Иже во огни купины неопалимый, древле Моисеем виденныя,/ тайну воплощения Своего от Неискусобрачныя Девы Марии Прообразовавый,/ Той и ныне яко чудес Творец и всея твари Создатель/ икону Ея святую чудесы многими прослави,/ даровав ю верным во исцеление недугом и в защищение от огненнаго запаления./ Сего ради вопием Преблагословенней:/ Надеждо христиан, от лютых бед, огня и грома избави на Тя уповающия, и спаси души наша яко Милосерда.
Ин тропарь, глас 4
Иже в Купине, огнем горящей и несгораемей,/ показавый Моисеови Пречистую Твою Матерь, Христе Боже,/ огнь Божества неопальне во чреве Приимшую/ и нетленну по Рождестве Пребывшую,/ Тоя молитвами от пламене страстей избави нас/ и от огненных запалений град Твой сохрани,/ яко Многомилостив.
Кондак, глас 8
Предочистим чувствия душ и телес наших, да видим таинство Божественное,/ образно явленное древле великому во пророцех Моисею купиною, горевшею огнем и не сгаравшею,/ в ней же Твоего безсеменнаго Рождества, Богородице, предвозвещение исповедуем и, благоговейно покланяющеся Тебе и Рождшемуся от Тебе Спасу нашему,/ со страхом вопием: радуйся, Владычице, Покрове, и Прибежище, и Спасение душ наших.
Молитвы к иконе «Неопалимая Купина»
«Царице Небесная, Владычице наша, Госпоже Вселенныя, Пресвятая Богородице, нескверная, неблазная, нетленная, пречистая, чистая Приснодево, Марие Богоневесто, Мати Творца твари, Господа славы и Владыки всяческих! Тобою Царь царствующих и Господь господствующих прииде и на земли нам явися. Ты убо Божие милосердие воплощенное. Ты Мати Света и Живота сущи, якоже некогда во чреве Твоем носила еси Его и на объятиих Твоих имела еси Младенца Слово Превечное, Бога, тако и всегда Того с Собою имаши. Сего ради мы по Бозе к Тебе прибегаем, яко к нерушимей стене и предстательству: призри благосердием, всепетая Богородице, на лютое озлобление наше и исцели душ и телес наших болезни: отжени от нас всякаго врага и супостата, избави от глада, мора, от язвы, от вод многих и воздухов тлетворных, и от смерти внезапныя; и якоже три отроки в пещи вавилонстей, сохрани и соблюди нас, да якоже древле людем Божиим, тако будут вся благая нам чтущим Тя; врази же и вси ненавидящии нас да постыдятся и посрамятся, и уразумеют вси, яко с Тобою Господь, о Владычице, и Тобою с нами Бог. Во дни осени нас сению благодати Твоея, во тьме же нощней просвети светом свыше, всем полезная устрояющи: преложи горесть нашу во сладость и слезы утри согрешивших и бедствующих рабов Твоих, исполняющи коегождо прошения вся во благо; вся бо можеши, елика хощеши Ты, Мати Слова и Живота. Тебе Отец венча Дщерь, Сын Матерь Деву, Дух Святый Невесту, да царствуеши яко царица, предстоящи одесную Святыя Троицы, и милуеши нас якоже хощеши, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
«О, Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою и пречестною иконою Твоею, еюже дивны и преславны чудеса содеваеши, от огненнаго запаления и молниеноснаго громе жилища наша спасавши, недужныя исцеляеши и всякое благое прошение наше во благо исполняеши. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице, сподоби ны немощныя и грешныя Твоего Матерняго участия и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь Святую, обитель сию, всю страну нашу православную, и вся ны припадающия к Тебе с верою и любовию, и умиленно просящия со слезами Твоего заступления. Ей, Госпоже Всемилостивая, умилосердися на нас, обуреваемых грехами многими и не имущих дерзновения ко Христу Господу, просити Его о помиловании и прощении, но Тебе предлагаем к Нему на умоление Матерь Его по плоти: Ты же, Всеблагая, простри к Нему Богоприимнии руце Твои и предстательствуй за нас пред Благостию Его, просяще нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины, и добраго ответа на страшнем Суде Его. В час же грознаго посещения Божия, егда огнем возгорятся домы наша, или молниеносным громом устрашаеми будем, яви нам милостивное Твое заступление и державное вспоможение: да спасаеми всесильными Твоими ко Господу молитвами временнаго наказания Божия зде избегнем и вечное блаженство райское тамо унаследуем: и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепное Имя поклоняемые Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие, во веки веков. Аминь».
Сорок лет скитания
По велению Божьему Моисей вернулся в Египет и после многих мытарств вывел израильский народ из Египта. С Моисеем из Египта ушли 600 тысяч израильтян, но так как Моисей не знал куда идти, они спустя три месяца снова пришли к горе Синай, туда где Моисей видел неопалимую купину. Израильтяне расположившись лагерем пробыли у горы Синай около года, а Моисей все это время был на вершине горы. Именно в это время он написал свое знаменитое Пятикнижье. И именно там на вершине горы Бог снова явился Моисею и вручил ему скрижали с десятью заповедями, которые он принес людям.
Долго вел Моисей евреев по пустыне. Годы скитания вызывали многочисленные возмущения, ропот и восстания народа, за что Господь наказал и осудил их на 40-летнее странствование.
И только спустя сорок лет израильтяне пришли на землю Ханаанскую, туда где сегодня находится Ливан, Сирия, Палестина и Израиль. Они обосновались на земле нынешней Палестины и Израиля, но не все, многие разбрелись по свету.
Ботанические особенности
Купина неопалимая – растение семейство Рутовых с разветвленной корневой системой и красивыми цветами.
Слегка опушенный стройный стебель этого многолетнего декоративного цветка может вырастать до 1,5 метров. Листья у ясенца некрупные и, обычно, непарноперистые. Верхняя часть стебля и листочки густо покрыты особыми железками, выделяющими сильно пахнущие эфирные масла. Кистевидные соцветия неопалимой купины бывают разного цвета, от светло-розового до фиолетово-сиреневого. Каждый пятилепестковый цветок украшен сине-фиолетовыми или красными прожилками. Расцветает ясенец ближе к середине июня – в июле, и об этом можно узнать по яркому и не очень приятному «аптечному» запаху, распространяющемуся на всю округу. В августе на растении уже созревают и опадают его плоды, пахнущие свежесмолотой корицей.
Почитание неопалимой купины
Святое явление неопалимой купины не осталось забытым. В IV веке у горы Синай стали селиться отшельники, а на склоне горы, там где рос тот самый куст терновника, названный неопалимой купиной, они соорудили часовню. В 324 году Мать императора Константина, святая Елена, по просьбе монахов приказала построить на этом месте часовню — капеллу, вокруг которой со временем обустроился монастырь, который так и был назван «Монастырь Неопалимой Купины».
Близ Монастыря была захоронена замученная и казненная за проповедование учения Христа Доротея — дочь одного из знатных людей Александрии, которая при крещении была названа Екатериной. Через три века монахи обнаружили ее останки и перенесли их в храм при монастыре. Екатерина была причислена к лику святых, мощи её хранятся в монастыре. XI веке о месте нахождения мощей Святой Екатерины узнало все христианское человечество, монастырь Неопалимой купины стал местом паломничества огромного количества верующих. И тогда монастырь Неопалимой купины в её честь был переименован в Монастырь Святой Екатерины.
Главными святынями Монастыря Святой Екатерины является куст «Неопалимая Купина», и мощи Святой Великомученицы Екатерины. В монастыре находится храм Преображения, за алтарем которого над корнями Неопалимой Купины находится Часовня Неопалимой Купины. Сам куст Неопалимой купины пересажен на несколько метров от часовни, где растет и сегодня. Алтарь часовни не закрыт иконостасом, так что все паломники могут видеть отверстие в мраморной плите закрытое серебряным щитом, место где раньше росла Купина. Паломники могут входить в часовню, но предварительно сняв с себя обувь. Саму Неопалимую купину можно увидеть с внешней стороны часовни.
Неопалимая купина почитается не только христианами. Мусульмане тоже считают гору Синай и место нахождения купины священным. Считается что сам пророк Мухаммед покровительствовал монастырю, поэтому в IX веке в монастыре была построена мусульманская мечеть, которая стала защитой монастыря от набегов мусульман и оберегала его от разрушения. В XII веке в Монастыре построили и католическую часовню. Католики основали специальный рыцарский орден, который оказывал помощь паломникам идущим в монастырь.
Особенности ухода
Хорошо растет как на солнце, так и в тени, устойчива к засухе и нетребовательна к почвам купина неопалимая. Растение «отказывается» расти и цвести только в очень тенистых местах, а также на переувлажненных почвах. Поливать этот цветок в условиях средней полосы надо очень редко.
Выбирая место для посадки, надо помнить, что всю свою красоту ясенец продемонстрирует в солнечном и защищенном от северных ветров месте, лучше всего — на восточном или южном приподнятом участке вашего сада. К составу почвы особых требований у этого цветка нет, для него главное – хороший дренаж и отсутствие избытка воды. На одном месте куст может расти около 10 лет. Неопалимая купина — растение, уход за которым для нас несколько непривычен: поливать не надо, удобрять можно, но только в очень малых дозах. Зимует растение хорошо, но в особо суровые или бесснежные зимы лучше укрыть лапником или листвой.
Икона Божьей Матери «Неопалимая Купина»
Икона Божьей Матери «Неопалимая Купина» — одна из наиболее почитаемых икон. Сегодня существует несколько версий этой иконы, написанный в разное время, но самая старая, написанная неизвестным иконописцем была принесена в дар Русскому народу в 1390 году находится в Московском кремле, в Благовещенском соборе.
В центре иконы изображение Богоматери с младенцем. Это изображение заключено в восьмиконечную звезду, образованную двумя четырёхугольниками — зелёным и красным. Вокруг расположены изображения ветхозаветных сюжетов: Моисей перед Купиной, сон Иакова, Врата Иезекииля и Древо Иесеево. Другая тема иконы — служение ангелов Богоматери и поклонение небесных сил чудесному рождению Бога от Девы — их изображения располагаются в лучах восьмиконечной звезды; среди них — архангелы и безымянные ангелы — олицетворения стихий. Считают что эта икона спасла Москву от полного уничтожения в результате пожара во время войны с Напалеоном. С тех пор икона Неопалимая купина считается защитницей жилья и людей от огня. Российские пожарные называют «Неопалимую Купину» своей покровительницей и заступницей.
Одна из наиболее известных икон «Неопалимая Купина», конца XVIII находится в Богоявленском Кафедральном Соборе. Внизу иконы приведены слова из тропаря и дата её обновления: «Не имамы иныя помощи. Не имамы иныя надежды, разве Тебе владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся. Твои бо ее мы рабы. Да не постыдимся. Возобновленъ въ 1835 апреля 2 день.»
Еще одна Икона «Богоматерь Неопалимая Купина», конца XVI века находится в Соловецком монастыре. Утверждают что именно эта икона помогла выжить находившимся на Соловках заключенным ГУЛАГа, некоторые из которых даже после освобождения приняли постриг и остались в Монастыре.
История иконы
Первые известные образы типа «Неопалимая купина» появились еще в начале нашей эры. Самое раннее из дошедших до наших дней изображений – иллюстрация к рукописи византийца Козьмы Индикоплова, ныне бережно хранящейся в Ватикане.
Примечательно, что первоначальный образ был более сюжетным и простым для восприятия: Богородица (обычно Оранта), вознесшаяся над пылающим кустом, склонившийся в благоговении Моисей. Но к XVI столетию икона обрела иной, куда более сложный облик, богословскую символику и множество смысловых слоев.
В одном из храмов монастыря Хора, что в Стамбуле, хорошо сохранилась фреска, изображающая Богородицу в горящем кусте. И это при том, что этот храм много столетий был мечетью!
На Русь первая «Неопалимая купина» попала, скорее всего, с Востока, веке этак в XIV. Она быстро обрела популярность из-за своего «противопожарного» эффекта: дома наших предков были деревянными и частенько страдали от пожаров. Порой выгорали целые города!
«Неопалимая купина» обрела популярность, прежде всего, среди простого люда: она присутствовала практически в каждом домашнем иконостасе. В многочисленных смысловых слоях люди не особо разбирались – главное, чтобы образ охранял от пожаров. И он порой являл истинные чудеса!
Еще больше эта икона популяризировалась с изобретением хромолитографии. Красочные жестяные иконки от Якоба Жако стоили недорого, но отличались удивительной долговечностью и «нарядностью» – словом, идеальный вариант для простого обывателя.
И сейчас «Неопалимую купину» можно часто увидеть в деревенских домах. Причем часто ее вешают не в «красном углу», а непосредственно над входной дверью, для защиты жилья от всех бед.
Хромолитография Неопалимая Купина
Неопалимая купина — растение, которое горит, но не сгорает
Во многих горных каменистых местах в Европе и в Азии произрастает необычный кустарник название которого по латински Dictamnus, небольшой род из семейства Рутовых. Назван так по названию одной из гор острова Крита. В России этот кустарник чаще называют «ясенец», хотя народное название этого растения «Неопалимая купина». Ясенец — травянистый многолетник с мощными деревянистыми корнями глубоко уходящими в землю. Высота куста 60-80 см, иногда до 1 метра, диаметром куста около 1 метра. Цветет в конце июня — начале июля. Выделяется среди других красотой цветов. Но при неопалимая купина обладает резким неприятным запахом, напоминающим запах лекарства или апельсинной корки. Ясенец бывает нескольких видов, вот так выглядит растущий на Дальнем Востоке.
Названо оно так из-за своей необычной и интересной особенности, которая заключается в том, что если в безветренный день к цветам и плодам этого растения поднести зажженную спичку, над ними с отчетливым хлопком вспыхнет кратковременное пламя, при чем само же растение от этого огня не страдает.
Говорят что в жаркий солнечный день огонь может появиться сам от лучей солнца. Но в нашем сравнительно прохладном и влажном климате такое увидеть можно очень редко. А вот на Кавказе, где растет белый кавказский ясенец, это явления вполне можно наблюдать.
То что над этим растение может возникать огонь довольно просто объясняется с научной точки зрения. Все дело в том, что это растение в большом количестве выделяет эфирные масла которые в жаркую погоду интенсивно испаряются с его цветков и плодов. Наиболее сильно это проявляется в период созревания семян. Другие народные названия этого кустарника — дикий бадьян, волкана, ясеник, бодан, ясенник, бадан, но более известен под названием неопалимая купина. Такое название он получил потому что существует мнение, что это и есть тот самый куст неопалимой купины упоминаемый в Ветхом Завете.
Неопалимая купина с виду прекрасный цветок, но он очень опасен для человека. Эфирные масла которые выделяет ясенец ядовиты. Если во время созревания плодов взять их в руки можно получить сильное отравление. Сначала вы ни чего не почувствуете, но на следующий день повыситься температура, сопровождающаяся сильной слабостью на руках будет ожог с пузырями и волдырями. Ожог долго не проходит и даже после заживления остаются рубцы. Сильное поражение кожи на большой поверхности опасно для жизни. Поэтому увидев такой куст не подходите и не трогайте его, а лучше даже не дышите рядом с ним.
Неопалимая купина в огне которой Бог обратился к Моисею – один из ветхозаветных символов, связанных с прообразом Богоматери. Главный посыл неопалимой купины – чудеса божьи, которые проявляются и в современном мире, они вполне реальны и осязаемы. Неопалимая купина охваченная пламенем, но остается целой и лишь очищается благодатным огнем. Присутствие у этого символа благодатно сказываются на каждого человека. Если у вас есть возможность побывать в монастыре Святой Екатерины, будучи у куста Неопалимой купины обязательно загадайте желание и оно непременно сбудется.
Описание образа
На таких иконах IV века был выписан огненный куст, в центре него изображали лик Богородицы. Это самый часто встречающийся вариант изображения Девы Марии с младенцем на руках – такой, каким его написал евангелист Лука. Искусствоведы считают, что такой образ передавал беседу Христа (на такой святыне он выглядит не младенцем, а отроком) с Богоматерью. Именно в таком виде иконы привозили паломники.
Во времена правления Ивана Грозного – уже в VI веке – в таких иконах начали появляться свежие, весьма многозначительные детали. Русь тогда активно присоединяла новые территории – Сибирь, Казань и так далее. Как раз в этот период, при митрополите Макарии, на списках появляются богословские тексты.
Икона стала акафистной, она призывает прославлять Деву Марию, как бы собирая вокруг нее все, что есть в мире – здесь и небесный свод, и земля, и природные, и стихийные силы. На списках появляются перекрестные ромбы – красного и синего (зеленого) цветов. Эти ромбы дают понять современным людям — как тогда люди видели устройство мироздания. Пламенеющий красным ромб — это земля, синий – небесный свод, выше располагаются Силы Небесные. И превыше всего, что существует на этом свете – Иисус Христос.
Одновременно ромбы несут и другой смысл: красный – это огонь, синий – пламенеющий куст. В выступающих углах ромба красного цвета выписаны евангелисты. Получается, что земной огонь охватывает небесный, но сделать этого не может. То есть защита от пламени – это вера и молитва.
С течением времени икона постепенно становится очень сложной для толкования, но это и есть ее миссия – привлечь внимание многочисленными образами православной веры, показывая ее грандиозность, величие и могущество.
На «Неопалимой Купине» появляются различные символы, передающие историю веры. Так, в руке у Девы Марии – лестница. Это намек на видение, которое пришло пророку Иакову, увидевшему лестницу — путь от земли до Небес.
В уголках красного ромба могут быть изображены фигуры евангелистов – в образе льва — Марк, человеческой фигурки — Матфей, орла – Иоанн, тельца — Лука, описанных в Апокалипсисе.
Силы Небес, ангелы самых разных стихий, подчинявшиеся Богородице, располагаются в непосредственном ее окружении. Ангелы несут дополнительные символические предметы.
В уголках святыни имеются изображения, несущие информацию о видениях пророков. Так, справа вверху – видение Исайе Серафима, держащего полыхающий уголь. Слева вверху – привидевшийся Моисею загорающийся куст. Левый угол снизу может демонстрировать Иезекииля с затворенными вратами, а нижний с правой стороны – видение Иакова – лествицы с ангелами.
Каждая выписанная на иконе фигура или предмет несет определенную, очень важную смысловую нагрузку, имеет индивидуальное богословское объяснение и обозначает какое-либо явление или определенную силу то ли на материальном, то ли на духовном уровне. Цветовая гамма превалирует та, что описана в библейском тексте. Если описать значение иконы в нескольких словах, то это можно выразить такими понятиями — Непостижимостью, Божьей Таинственностью, Благостью, Всесилием, Милостью, Всевидением.
Восьмиконечная звезда четко просматривается на полотнах икон, обозначает Вифлеемскую или Рождественскую Звезду. Ведь есть исторические свидетельства, что в момент рождения Иисуса Христа в небе зажглась звезда – как яркий знак того, что в земной жизни произошло пришествие Христа. Именно Вифлеемская Звезда, согласно Евангелие, помогла сориентироваться волхвам, шедшим с дарами на поклон к Сыну Божьему.
Примечания
- Малков П. Ю., иванов М. С., Васечко В. Н., Квливизде Н. В.
[www.pravenc.ru/text/149527.html Богородица] // Православная энциклопедия. Том V. — М.: Церковно-научный , 2002. — С. 486-504. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2 - Геронимус А. Ю.
. [www.hesychasm.ru/library/thlg/geronimus.htm Богословие священнобезмолвия] // Синергия. — М., 1995. - [palomnic.org/xm/history/4_vek/ Паломничество по Святым местам конца IV века]
- Евангелос Папаиоанну. Монастырь святой Екатерины
. (Издание Синайского монастыря) б.г., с. 24 - Алфеева В. А.Паломничество на Синай. У Мамврийского дуба. Великая лавра Саввы Освященного. Священный Патмос
/ Валерия Алфеева. — М.: Крутицкое Патриаршее подворье : Изд. дом «Грааль», 1998. — 320 с. ISBN 5-7873-0008-7, 1500 экз. (amkob113.narod.ru/alf/index.html) (глава «Неопалимая купина» amkob113.narod.ru/alf/alf-3.html)
Христианство
Прообразом, как и трое отроков в печи огненной, непорочности Девы Марии.
У отцов церкви и в песнях церковных видению этому придается таинственное значение: горящая, но не сгорающая купина — это Матерь Божия, пребывшая нетленной и по воплощении и рождении от нее Сына Божия.
Для средневековой Церкви горящий, но не сгорающий куст был символом непорочной Девы Марии, родившей Христа, но не потерявшей невинности.
Стала символом чистоты Девы Марии: породила пламя божественной любви, не сгорев от вожделения.
Существует определённый тип изображения (византийский по происхождению), демонстрирующий её на троне, в языках пламени.